Дизельный двигатель ЗМЗ-51432 CRS. Руководство - часть 44

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МОДЕЛИ ЗМЗ-51432 CRS для автомобилей УАЗ экологического класса 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45 ..

 

Дизельный двигатель ЗМЗ-51432 CRS. Руководство - часть 44

 

 

 

 
 

174 

Установить  снятые  детали  на  двигатель.  Для  установки  рекомендуется  ис-

пользовать новые топливопроводы высокого давления. При сборке обеспечить гер-
метичность.  

 
8.1.3 Система охлаждения 

Уход  за  системой  охлаждения  заключается  в  ежедневной  проверке  уровня 

охлаждающей жидкости и герметичности системы, периодической проверке и регу-
лировке натяжения ремней приводов агрегатов, замене охлаждающей жидкости, при 
необходимости)  промывке  системы  охлаждения  и  очистке  контрольного  отверстия 
водяного насоса для выхода охлаждающей жидкости. 

ВНИМАНИЕ! 
Низкозамерзающие  охлаждающие  жидкости  являются  пищевым  ядом  и  при 
работе с ними необходимо соблюдать следующие меры предосторожности: 
 - избегать попадания охлаждающей жидкости в полость рта, на руки и в гла-
за; 
 -  открытые  участки  кожи,  на  которые  попала  охлаждающая  жидкость,  необ-
ходимо незамедлительно промыть теплой водой с мылом; 
 - не допускать проливания охлаждающей жидкости в закрытом помещении. 
При  проливании  смыть  водой  пролитую  охлаждающую  жидкость  и  провет-
рить помещение.

 

Заправлять  систему  охлаждения  допускается  только  охлаждающими  жидко-

стями рекомендованных марок. Заправка системы  охлаждения  производится  путем 
заливки охлаждающей жидкости в расширительный бачок. 

В  исключительных  случаях,  например,  в  случае  значительной  утечки  охла-

ждающей  жидкости,  допускается  кратковременное  использование  чистой  пресной 
воды. Не допускается использование морской воды, а также щелочи для смягчения 
воды,  так  как  она  разъедает  алюминиевые  детали  двигателя.  Перед  применением 
воду  профильтровать  подручными  средствами.  При  первой  же  возможности  необ-
ходимо слить охлаждающую жидкость, промыть систему охлаждения и залить све-
жую охлаждающую жидкость. В случае  «размораживания» двигателя в зимний пе-
риод завод-изготовитель двигателя ответственности не несет. 

ВНИМАНИЕ!  
Не  допускается  длительное  использование  воды  в  качестве  охлаждаю-

щей жидкости. Применение воды приводит к коррозии и образованию накипи, ко-
торая  забивает  протоки  в  головке,  блоке  цилиндров  и  радиаторе  и  препятствует 
нормальной теплоотдаче от деталей двигателя. Это приводит к ухудшению цирку-
ляции охлаждающей жидкости и возникновению местных перегревов, результатом 
чего становится систематический перегрев, ускоренный износ деталей и выход дви-
гателя из строя. В холодное время года замерзание воды в системе охлаждения мо-
жет привести к разрушению блока цилиндров, головки цилиндров и радиатора. 

1.  Проверку  уровня  охлаждающей  жидкости  рекомендуется  производить 

ежедневно  перед  первым  запуском  на  холодном  двигателе,  так  как  охлаждающая 
жидкость имеет высокий коэффициент теплового расширения и ее уровень в расши-
рительном бачке значительно меняется в зависимости от температуры. По этой при-

 

 
 

175 

чине не следует заполнять расширительный бачок на холодном двигателе сверх ре-
комендованного уровня. 

Уровень жидкости в расширительном бачке должен быть по метке «MIN» или 

выше  ее  на  3-4  см.  При  необходимости  произвести  пополнение  расширительного 
бачка. 

При  исправно  работающей  системе  охлаждения  со  временем  происходит  по-

нижение  уровня  охлаждающей  жидкости  за  счет  испарения  воды,  являющейся  ча-
стью охлаждающей жидкости. При этом плотность охлаждающей жидкости увели-
чивается,  а  температура  застывания  изменяется.  Поэтому  перед  пополнением  рас-
ширительного бачка рекомендуется замерить плотность охлаждающей жидкости, и, 
при ее увеличении, для пополнения использовать дистиллированную воду. 

При значительной утечке за небольшой промежуток времени или пробег перед 

доливкой проверить герметичность системы  охлаждения и  устранить причину, вы-
зывающую утечку. 

2. Перед началом зимней эксплуатации (при сезонном обслуживании) следует 

проверять плотность охлаждающей жидкости в системе охлаждения с помощью 
ареометра, которая, при температуре плюс 20 ºС, должна быть следующей: 

ОЖ-40 «Лена», Тосол-А40М ........................................... 1,075-1,085 г/см

3

 

ОЖ-65 «Лена», Тосол-А65М ........................................... 1,085-1,100 г/см

3

 

Термосол марки А-40 ....................................................... 1,070-1,090 г/см

3

 

Термосол марки А-65 ....................................................... 1,075-1,095 г/см

3

 

При несоответствии плотности указанным величинам охлаждающая жидкость 

замерзает  при  более  высокой  температуре,  при  этом  необходимо  заменить  охла-
ждающую жидкость. 

3. Замена охлаждающей жидкости 
Периодически, через каждые 3года или 60 тыс. км пробега (в зависимости от 

того что наступит раньше), необходимо произвести замену охлаждающей жидкости, 
так как она начинает терять антикоррозионные свойства. 

Замену охлаждающей жидкости необходимо производить с промывкой систе-

мы охлаждения для лучшего удаления остатков старой охлаждающей жидкости, так 
как присадки свежей охлаждающей жидкости могут вступить в реакцию со старой 
жидкостью  и  ресурс  свежезалитой  охлаждающей  жидкости  в  этом  случае  будет 
меньше. Для промывки использовать чистую воду. 

Порядок замены охлаждающей жидкости следующий: 
Слить охлаждающую жидкость, для чего необходимо: 

 установить автомобиль на горизонтальную площадку; 
 открыть краник подачи охлаждающей жидкости в отопитель (а/м Хантер); 
 снять пробку заливной горловины расширительного бачка; 
 слить  охлаждающую  жидкость  из  системы,  отвернув  сливные  пробки  блока 

цилиндров и радиатора; 

 продуть сжатым воздухом полость охладителя рециркулируемых газов и ЖМТ 

через шланг отвода охлаждающей жидкости. Убедиться в отсутствии охлаждающей 

 

 
 

176 

жидкости в двигателе. Подсоединить шланг отвода охлаждающей жидкости от теп-
лообменника к тройнику (а/м Хантер), закрепить хомутом; 

 завернуть сливные пробки блока цилиндров и радиатора. 

 

Промыть систему охлаждения в следующем порядке: 

 заполнить  систему  охлаждения  чистой  водой    и  завернуть  пробку  заливной 

горловины расширительного бачка; 

 запустить двигатель и прогреть его при средней частоте вращения коленчато-

го вала до температуры не ниже плюс 90

С (для открытия термостата и циркуляции 

охлаждающей жидкости через радиатор), дать двигателю поработать 5-7 мин; 

 заглушить  двигатель,  слить  воду  и  продуть  теплообменники  сжатым  возду-

хом; 

 повторить  вышеперечисленные  операции  промывки  еще  один  раз,  используя 

свежую воду. 

Произвести заправку системы охлаждения в следующей последовательности: 

 завернуть сливные пробки блока цилиндров и радиатора; 
 открыть кран подачи охлаждающей жидкости в радиатор отопителя (Хантер); 
 заполнить  свежей  охлаждающей  жидкостью  рекомендуемой  марки  расшири-

тельный бачок на 3-4 см выше метки «MIN». 

Из-за  наличия  воздуха  в  системе  залить  всю  норму  заправки  жидкости  без 

пуска  двигателя  невозможно.  Для  удаления  воздушных  пробок  после  заливки  све-
жей охлаждающей жидкости сделать следующее: 

 запустить двигатель, прогреть до температуры не ниже плюс 90

С (для откры-

тия термостата и циркуляции охлаждающей жидкости через радиатор); 

 заглушить двигатель, дать ему остыть, довести уровень охлаждающей жидко-

сти в расширительном бачке до нормы и закрыть пробку расширительного бачка; 

 еще раз прогреть двигатель до температуры не ниже плюс 90

С и поработать 

на  холостом  ходу  с  перегазовками  в  течение  10-15  мин  и  снова  довести  уровень 
охлаждающей жидкости в расширительном бачке до нормы. 

4. Проверка натяжения ремня привода агрегатов 
Периодически  необходимо  проверять  состояние  ремней  привода  агрегатов 

(ТНВД, водяного насоса и генератора, вентилятора насоса ГУР и  компрессора кон-
диционера) и их натяжение, а также состояние натяжных роликов и механизма ав-
томатического  натяжения.  При  появлении  на  ремнях  трещин,  расслоения  и  других 
дефектов ремни заменить. При появлении в подшипниках натяжных роликов значи-
тельных люфтов, «заеданий» при проворачивании ролики заменить. 

8.1.4 Система питания 
Обслуживание  системы  заключается  в  своевременном  сливе  воды  из  ФТОТ 

при  загорании  на  панели  приборов  соответствующего  индикатора.  Содержании  в 
чистоте  топливных  баков.  своевременной  замене  фильтрующего  элемента  ФТОТ. 
Заменять фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива также необходи-
мо при падении мощности двигателя при заправке некачественным топливом. Топ-
ливо в данном случае подлежит полной замене. 

 

 
 

177 

Для слива отстоя из баков необходимо отвернуть пробки баков и слить отстой 

до появления чистого топлива (не менее 200 мл). 

Для  слива  воды  из  ФТОТ  следует  надеть  на  штуцер  датчика  уровня  воды 

шланг и отвернуть датчик на 2-3 оборота. После появления из шланга чистого топ-
лива пробку завернуть. 

Для замены фильтрующего элемента выполнить следующее: 

ВНИМАНИЕ!  
Перед заменой фильтрующего элемента ФТОТ очистить наружную по-

верхность фильтра от грязи. При замене фильтрующего элемента не допус-
кать попадания грязи во внутреннюю полость фильтра.

 

 

1. Слить топливо из фильтра, отвернув на несколько оборотов датчик наличия  

воды. 

2. Отвернуть корпус с фильтрующим элементом. 
3. Смазать  прокладку  на  корпусе  нового  фильтрующего  элемента  чистым  ди-

зельным топливом. 

4. Завернуть датчик наличия воды в новый фильтрующий элемент и затянуть с 

моментом 1,0…1,6 Н·м (0,1…0,16 кгс·м). 

5. Завернуть  новый  корпус  с  фильтрующим  элементом  и  затянуть  моментом 

20…25 Н·м (2…2,5 кгс·м). 

После обслуживания системы питания и ремонта, связанного с ее разгермети-

зацией,  а  также  после  длительного  простоя  двигателя  следует  удалить  воздух  из 
системы
. Для этого следует отвинтить на 2…3 оборота пробку для выпуска воздуха 
на корпусе фильтра, поработать ручным подкачивающим насосом на корпусе филь-
тра до появления сплошной струи топлива  из-под  пробки, после  чего  пробку затя-
нуть моментом 7,0…9,0 Н·м (0,7…0,9 кгс·м).  

Если двигатель не запускается после 3 попыток, значит остались незаполнен-

ными топливопроводы высокого давления и форсунки. Для прокачивания топливо-
проводов  высокого  давления  и  форсунок  необходимо  выполнить  следующие  дей-
ствия: 

 обложить жгутами из чистой ветоши места соединений топливопроводов вы-

сокого давления с форсунками; 

 ослабить соединения топливопроводов высокого давления с форсунками; 
 произвести прокрутку двигателя стартером не более 15 с до момента появле-

ния  топлива  в  местах  соединений.  При  необходимости  повторить  прокрутку  не 
раньше, чем через 1 мин; 

 затянуть гайки топливопроводов. 

 

 8.1.5 Система рециркуляции отработавших газов 
Основные причины отказа системы рециркуляции отработавших газов: 

 потеря  подвижности  штока  клапана  из-за  лаковых  и  коксовых  отложений  на 

рабочей поверхности штока или неправильное подключение пневматических шлан-
гов к модулятору  от клапана рециркуляции происходящее в результате этого зави-
сание клапана в открытом положении становится причиной повышенного дымления 
двигателя;  

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45 ..