Дизельный двигатель ЗМЗ-51432 CRS. Руководство - часть 22

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МОДЕЛИ ЗМЗ-51432 CRS для автомобилей УАЗ экологического класса 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  16  17  18  19  20  21  22  23  ..

 

Дизельный двигатель ЗМЗ-51432 CRS. Руководство - часть 22

 

 

 
 

86 

накладок ведомого диска, необходимую для передачи крутящего момента двигателя 
от маховика через ведомый диск сцепления на первичный вал коробки передач. 

 

 

Рис.72. Нажимной диск сцепления. Общий вид. 

1  –  нажимной  диск;  2  –  диафрагменная  нажимная  пружина;  3  –  кожух  нажимного  диска;  
4 – пластинчатые соединительные пружины. 

 

Нажимная  пружина  представляет  собой  тарельчатый  усеченный  конус,  рассе-

ченный от вершины на пятнадцать лепестков, выполняющих роль рычагов выключе-
ния  сцепления,  при  этом  основание  пружины  остается  не  разрезанным.  Неразрезан-
ное основание конуса зажато между опорным кольцом 6 и выступами (захватами) на 
кожухе. Опорное кольцо, прикрепленное к  кожуху, выполняет роль шарнира, отно-
сительно которого, при нажатии на концы лепестков, происходит перемещение ниж-
него пояса основания диафрагменной пружины, опирающегося на кольцевой гребень 
нажимного диска, при этом нажимной диск освобождается от усилия пружины, при-
жимающего  его  к  маховику.  Нажимной  диск  связан  с  кожухом  соединительными 
пластинами (листовыми пружинами), которые одним концом приклепаны к выступам 
нажимного диска, другим – к кожуху сцепления. С их помощью происходит передача 
крутящего момента от кожуха к нажимному диску, его отвод от маховика при нажа-
тии выжимного подшипника на лепестки пружины (выключение сцепления). 

Нажимной диск в сборе подвергнут статической балансировке путем установки 

во фланец кожуха специальных балансировочных грузиков. 

Ведомый  диск  (рис.73)  имеет  две  фрикционные  накладки  1,  приклепанные 

независимо  одна  от  другой  к  пластинчатым  пружинам,  также  снабжен  встроенным 
демпфером  холостого  хода  и  двухступенчатым  гасителем  крутильных  колебаний. 
Демпфер холостого хода снижает стуки и вибрации шестерен коробки передач на хо-
лостом ходу. С ростом передаваемого крутящего момента вступает в действие двух-
ступенчатый гаситель крутильных колебаний. Сначала вступают в работу пружины 3 
первой ступени демпфирования гасителя крутильных колебаний, далее начинают ра-
ботать пружины 4 второй ступени. 

 
 

87 

При значительном износе фрикционных накладок ведомого диска (более 1 мм) 

усилие, создаваемое диафрагменной нажимной пружиной, уменьшается, что препят-
ствует полной передаче крутящего момента (сцепление «буксует»). 

Наружный диаметр фрикционных накладок 240 мм, внутренний – 160 мм, тол-

щина  каждой  накладки  –  3,5  мм.  Размерность  шлицев  ступицы  ведомого  диска 
4

23

29 мм, число шлиц – 10. 
 

 

 

1 – фрикционные накладки; 2 – ступица; 3 – пружина первой ступени демпфирования;

 

4 – пружина 

второй ступени демпфирования. 

 
 

       

 

Рис.73. Ведомый диск сцепления: 

а) устройство и внешний вид; б) характеристики демпферов. 

1 – фрикционные накладки; 2 – ступица; 3 – пружина первой ступени демпфирования;

 

4 – пружина 

второй ступени демпфирования.

 

Демпфер  

холостого хода 

а 

Характеристика осевой жесткости 

ведомого диска 

Характеристика демпфера без гистерезиса 

б 

 
 

88 

4.1 Эксплуатация и техническое обслуживание сцепления 

ВНИМАНИЕ! 
Неправильная эксплуатация сцепления может привести к поломке деталей 
сцепления: соединительных пластин нажимного диска, к срыву, сильному из-
носу фрикционных накладок, перегреву и короблению ведомого диска, разру-
шению гасителя крутильных колебаний.

 

 

Долговечность и надежность работы сцепления в большой мере зависит от пра-

вильного  им  пользования.  Далее  приведены  основные  правила  правильного  пользо-
вания сцеплением: 

1. Выключайте сцепление быстро, до упора педали в пол. 

2. Включайте сцепление  плавно, не допуская как броска сцепления, сопровож-

дающегося дерганьем автомобиля, так и замедленного включения с длительной про-
буксовкой. 

3. Не  держите  сцепление  выключенным  при  включенной  передаче  и  работаю-

щем двигателе на стоящем автомобиле (на переезде, у светофора и т.п.). Обязательно 
используйте в таких случаях нейтральную передачу в коробке передач и полностью 
включенное сцепление. 

4. Не держите ногу на педали сцепления при движении автомобиля. 

5. Не используйте пробуксовку сцепления как способ удержания автомобиля на 

подъеме. 

6.  Переключение  через    одну  или  две  передачи  вниз  и  включение  сцепления, 

когда скорость движения автомобиля выше  предельно-допустимой для этой  переда-
чи, может привести к поломке ведущего диска сцепления.  

 
В процессе эксплуатации сцепление не требует каких-либо регулировок и спе-

циальных видов обслуживания. 

 

4.2 Возможные неисправности сцепления и способы их устранения  

Таблица 2 

Причина неисправности

 

Способ устранения 

Неполное выключение сцепления – сцепление «ведет» (не включаются или 

включаются с трудом передачи переднего хода; 

передача заднего хода включается с треском) 

Наличие  воздуха  в  системе  гидравличе-
ского привода 

Прокачать  систему  гидравлического 
привода сцепления

 

Заедание  ступицы  ведомого  диска  на 
шлицах ведущего вала

 

Устранить  заедание  на  шлицах  (зачи-
стить шлицы) 

Коробление ведомого диска 

Заменить ведомый диск 

 
 

89 

Причина неисправности

 

Способ устранения 

Неполное включение сцепления – сцепление буксует (ощущается специфиче-

ский запах, наблюдается замедленный разгон, падение скорости движения,  

замедленное преодоление подъемов) 

Ослабление диафрагменной пружины 

Заменить нажимной диск в сборе 

Замасливание фрикционных накладок ве-
домого диска 

Заменить  ведомый  диск.  В  случае  не-
большого  замасливания  промыть  по-
верхность  накладок  керосином  и  зачи-
стить мелкой шкуркой 

Чрезмерный  износ  фрикционных  накла-
док  (более  1  мм),  рабочих  поверхностей 
маховика и нажимного диска 

Заменить ведомый диск. Заменить махо-
вик и нажимной диск или устранить вы-
работку  (износы)  их  рабочих  поверхно-
стей механической обработкой 

Неплавное включение сцепления

 

Износ  фрикционных  накладок  (до  закле-
пок) 

Заменить ведомый диск 

Заедание  ступицы  ведомого  диска  на 
шлицах первичного вала 

Устранить заедание на шлицах 

Потеря  упругости  пластинчатых  пружин 
ведомого диска 

Заменить ведомый диск 

Вибрация и шумы в трансмиссии при движении 

Поломка или износ деталей демпферного 
устройства ведомого диска 

Заменить ведомый диск 

 

4.3 Проверка технического состояния деталей сцепления 

Нажимной  и  ведомый  диски  сцепления  в  процессе  эксплуатации  не  ремонти-

руются, а при их непригодности заменяются новыми. 

Перед проведением проверки деталей сцепления проверить работу и отрегули-

ровать  привод  выключения  сцепления.  При  необходимости  прокачать  гидропривод 
сцепления, ослабленные крепления подтянуть. 

Причиной  неудовлетворительной  работы  сцепления  может  послужить  несоос-

ность шлицевого отверстия ступицы ведомого диска и первичного вала коробки пе-
редач, одной из причин которой может быть ослабление креплений коробки передач 
к блоку цилиндров двигателя. 

При  наличии  на  поверхности  маховика,  контактирующей  с  фрикционными 

накладками, износа (выработки) глубиной более 0,3 мм, а также задиров и кольцевых 
рисок,  ее  необходимо  проточить  и  прошлифовать  до  образования  ровной  и  чистой 
плоскости,  при  этом  толщина  маховика  после  обработки  должна  быть  не  менее  19 
мм. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  16  17  18  19  20  21  22  23  ..