Дизельный двигатель ЗМЗ-51432 CRS. Руководство - часть 11

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МОДЕЛИ ЗМЗ-51432 CRS для автомобилей УАЗ экологического класса 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..

 

Дизельный двигатель ЗМЗ-51432 CRS. Руководство - часть 11

 

 

 
 

42 

Под пружину 2 устанавливается стальная опорная шайба 12. Клапаны работают 

в направляющих втулках 13 и 18, изготовленных из дисперсно-упрочненного компо-
зиционного материала на основе порошковой меди или из порошкового материала на 
основе железа. Втулки клапанов снабжены стопорными кольцами. 

Седла 15 и 17 клапанов изготовлены из специального чугуна или из порошко-

вого материала на основе железа. Седла запрессованы в головку цилиндров и оконча-
тельно обрабатываются в сборе с головкой. 

Для уменьшения расхода масла через зазор между втулкой и стержнем клапана, 

на  верхние  концы  всех  направляющих  втулок  напрессованы  маслоотражательные 
колпачки 11, изготовленные из маслостойкой резины. 

 

 

 

 

Рис.26. Рычаг привода клапана:

 

1  –  рычаг  привода  клапана;  2  –  скоба для  фиксации  рычага  на  гидроопоре;  3  –  игольчатый  под-
шипник; 4 – ось ролика рычага клапана; 5 – стопорное кольцо; 6 – ролик рычага клапана; 7 – ка-
нал подачи масла для смазки ролика.

 

 
Для исключения регулировки тепловых зазоров в кинематических звеньях, пе-

редающих движение от кулачков распределительных валов к клапанам газораспреде-
ления,  в  приводе  газораспределительного  механизма  применены  гидроопоры 
(рис.27),  которые  компенсируют  износы  сопрягаемых  деталей:  кулачков,  роликов, 
сферических поверхностей плунжеров и рычагов, торцов клапанов, фасок седел и та-
релок клапанов. 

 

 

Рис.27. Гидроопора: 

1  –  корпус;  2  –  пружина;  3  –  обратный  клапан;  4  –  поршень;  5  –  отверстие  для  подвода  масла;  
6 – стопорное кольцо; 7 – плунжер; 8 – полость между корпусом и поршнем 

4  5  6 

 
 

43 

Работает гидроопора следующим образом. 

При  набегании  кулачка  распределительного  вала  на  ролик  рычага  плунжер 

гидроопоры смещается вниз. Давление масла под поршнем резко повышается, шари-
ковый клапан закрывается, масло в закрытом пространстве становится не сжимаемым 
рабочим  телом,  которое  обеспечивает  передачу  усилия  и  движения  от  кулачка  рас-
пределительного вала через рычаг к клапану. 

Небольшая часть масла выдавливается через зазор между корпусом и поршнем, 

при этом гидроопора проседает на величину  от 0,01 до 0,05 мм. 

При сбеге ролика рычага с вершины кулачка и при его движении по цилиндри-

ческому  участку кулачка  усилие  с плунжера гидроопоры снимается. Под действием 
давления  масла  шариковый  клапан  открывается,  гидроопора  пополняется  маслом, 
плунжер перемещается вверх, обеспечивая постоянный контакт ролика рычага с  ку-
лачком распределительного вала без зазора. 

В  плунжере  гидроопоры  выполнено  отверстие  для  подвода  смазки  под  давле-

нием к сферическим опорным поверхностям плунжера и рычага. 

 Через  отверстие в рычаге струей масла смазываются рабочие поверхности ку-

лачка распределительного вала и ролика рычага. 

Промежуточный вал (рис.28) – служит для передачи вращения от коленчатого 

вала распределительным валам через промежуточные звездочки с понижением часто-
ты вращения в 2 раза, а также для привода масляного насоса. Размещение звездочек 
понижающей передачи на  промежуточном вале позволяет  уменьшить высоту двига-
теля за счет применения на распределительных валах звездочек с небольшим числом 
зубьев.  

Промежуточный  вал  стальной,  имеет  2  опорные  шейки:  переднюю 

  49  мм, 

воспринимающую  радиальные  усилия  от  натяжения  цепи,  и  заднюю 

  22  мм,  вос-

принимающую  радиальные  усилия  от  привода  масляного  насоса,  на  концах  вала 
имеются шейки для установки и крепления: спереди звездочек привода газораспреде-
лительного  механизма,  сзади  шестерни  привода  масляного  насоса.  Наружные  по-
верхности  опор  вала  для  повышения  износостойкости  подвергнуты  химико-
термической обработке.  

 

Рис.28. Вал промежуточный: 

1  –  болт;  2  –  стопорная  пластина;  3  –  звездочка  ведущая;  4  –  звездочка  ведомая;  5  –  передняя 
втулка вала; 6 – промежуточный вал; 7 – кожух; 8 – ведомая шестерня привода масляного насоса;  
9  –  кольцо;  10  –  гайка;  11  –  шпонка;  12  –  ведущая  шестерня  привода  масляного  насоса;  
13 – задняя втулка вала; 14 – блок цилиндров; 15 – фланец промежуточного вала; 16 – штифт.

 

 
 

44 

Промежуточный вал 6  установлен в блоке цилиндров 14 и герметично закрыт 

стальным трубчатым кожухом 7, запрессованным в опоры вала с анаэробным герме-
тиком. От осевого перемещения в блоке цилиндров вал удерживается упорным флан-
цем 15.  

Вал вращается в 2-х опорах, с подшипниками скольжения в виде  сталеалюми-

невых  втулок 5 и 13, запрессованных в отверстия блока. При вращении промежуточ-
ный вал, под действием осевой силы от приводных шестерен с винтовыми зубьями, 
передней опорной шейкой прижимается к упорному фланцу. Фланец для повышения 
износостойкости закален, а для улучшения приработки торцевые поверхности фланца 
шлифованы, для снижения трения к  упорному  фланцу через  отверстие  в торце вала 
под давлением подводится смазка. 

Ведущая и ведомая звездочки от взаимного проворота фиксируются цилиндри-

ческим штифтом 16, запрессованным в ведущю звездочку. Обе звездочки к промежу-
точному валу крепятся двумя стяжными болтами 1. Для предотвращения самовывин-
чивания  болтов  под  их  головки  устанавливается    стопорная  пластина  2,  свободные 
углы которой отгибаются на грани болтов. 

3.3 Система смазывания  

Система  смазывания  двигателя  комбинированная.  Смазка  трущихся  деталей 

двигателя осуществляется под давлением и разбрызгиванием.  

Масло  также  выполняет  функцию  охлаждающей  жидкости  для  охлаждения 

поршней и подшипников турбокомпрессора и рабочего тела в гидроопорах и гидро-
натяжителях.  

Циркуляция масла происходит следующим образом.  
Масляный насос засасывает масло из масляного картера и по каналу 1 в блоке 

цилиндров  подводит  его  к  жидкостно-масляному  теплообменнику,  а  затем  к  полно-
поточному масляному фильтру.  

В  жидкостно-масляном  теплообменнике  происходит  охлаждение  масла  охла-

ждающей жидкостью при работе прогретого двигателя. При прогреве после холодно-
го пуска двигателя нагретая стенками камеры сгорания охлаждающая жидкость подо-
гревает масло. 

После  фильтра  очищенное  масло  поступает  в  центральную  масляную  маги-

страль блока цилиндров и по каналам в блоке поступает к «потребителям»: коренным 
подшипникам,  форсункам  охлаждения  поршней,  подшипникам  промежуточного  ва-
ла, верхнему подшипнику валика привода масляного насоса, к гидронатяжителю це-
пи первой ступени привода распределительных валов, в головку цилиндров. 

От коренных подшипников масло по каналам коленчатого вала поступает к ша-

тунным подшипникам. Поршневые пальцы и верхние головки шатунов смазываются 
разбрызгиванием. 

От верхнего  подшипника валика привода масляного насоса масло  через попе-

речные  сверления  и  внутреннюю  полость  валика  подается  для  смазки  торцовой  по-
верхности ведомой шестерни привода и нижнего подшипника валика. 

Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла, выходящей из 

калиброванного  отверстия,  выполненного  в  стенке  центральной  масляной  магистра-
ли. 

 
 

45 

В  головке  цилиндров  располагается  система  отверстий  для  подвода  масла  к 

опорам  распределительных  валов,  гидронатяжителю  цепи  второй  ступени  привода 
распределительных  валов,  вакуумному  насосу,  гидроопорам  и  датчику  аварийного 
давления масла. 

Через отверстия гидроопор и каналы в рычагах привода клапана струями масла 

смазываются  поверхности  роликов  рычагов,  кулачки  распредвалов  и  подшипники 
роликов.  Вращающиеся кулачки  распредвалов создают масляный  «туман», которым 
смазываются торцы и направляющие клапанов, торцы клапанных пружин, зубья звез-
дочек распредвалов.  

Стекающее  по  передней  части  головки  и  блока  цилиндров  масло  смазывает 

приводные  цепи,  звездочки,  оси  рычагов  натяжных  устройств,  их  подшипники, 
направляющие успокоителей приводных цепей.  

В задней части головки и блока цилиндров имеется отверстие для слива масла в 

масляный картер двигателя. 

Из блока цилиндров масло под давлением по нагнетательной трубке поступает 

в  турбокомпрессор  для  смазки  и  охлаждения  подшипникового  узла.  Отработавшее 
масло по шлангу стекает в масляный картер двигателя. 

Очистка  масла  осуществляется  многоступенчато:  сеткой,  установленной  на 

приемном  парубке  масляного  насоса,  фильтрующими  элементами  грубой  и  тонкой 
очистки полнопоточного масляного фильтра. 

Охлаждение поршней осуществляется струями масла, вытекающими из форсу-

нок в блоке цилиндров при давлении масла  свыше 1,1…1,6 кгс/см

2

,

  

к которым масло 

поступает через клапаны из центральной масляной магистрали.  

Масло в двигатель заливается через маслоналивное отверстие в крышке клапа-

нов, закрытое крышкой. Уровень масла контролируется указателем уровня масла по 
меткам  «П»  и  «0»  на  его  стержне.  При  эксплуатации  автомобиля  по  пересеченной 
местности с критическими углами крена уровень масла следует поддерживать вблизи 
метки  «П», но не превышая  его.  Слив масла производится через  отверстие в масля-
ном картере, закрытое пробкой. 

Контроль давления масла в двигателе осуществляется с помощью датчика ука-

зателя давления масла, установленного на блоке цилиндров и датчика-сигнализатора 
аварийного  давления  масла,  установленного  на  головке  цилиндров.  Сигнализатор 
аварийного давления масла (контрольная лампа на панели приборов) загорается при 
давлении масла ниже 40...80 кПа (0,4...0,8 кгс/см

2

).

 

При этом  давление масла в голов-

ке цилиндров, в зависимости от увеличения зазоров в подшипниках по мере их изно-
са, может быть меньше, чем в центральной масляной магистрали блока цилиндров на 
0,2…0,8 кгс/см

2

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..