Дизельный двигатель ЗМЗ-51432 CRS. Руководство - часть 10

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МОДЕЛИ ЗМЗ-51432 CRS для автомобилей УАЗ экологического класса 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  ..

 

 

Дизельный двигатель ЗМЗ-51432 CRS. Руководство - часть 10

 

 

 
 

38 

Рабочие ветви цепей проходят через успокоители 2 и 16, изготовленные из по-

лимерного материала и закрепленные двумя болтами каждый: нижний – на переднем 
торце блока цилиндров, средний – на переднем торце головки цилиндров. 

Привод обеспечивает частоту вращения распределительных валов с частотой в 

два раза меньше частоты вращения коленчатого вала. 

Правильная сборка и точная установка привода обеспечивается при положении 

поршня первого цилиндра в ВМТ с помощью штифтов 13, устанавливаемых через от-
верстия в крышке передней распределительных валов в соответствующие отверстия в 
передних опорных шейках распределительных валов. 

Положение  поршня  первого  цилиндра  в  ВМТ  обеспечивается  штифтом-

фиксатором, установленным через отверстие в блоке цилиндров в паз маховика. При 
этом углы между кромкой выреза 2-х зубьев и датчиком положения коленчатого вала 
на блоке цилиндров, и между отметчиком и датчиком фазы на головке цилиндров бу-
дут соответствовать величинам: 114

 и 57

, соответственно.  

Распределительные валы – изготовлены из низкоуглеродистой легированной 

стали 18ХГТ, подвергнуты, для увеличения износостойкости рабочих поверхностей, 
химико-термической обработке - цементации. 

Двигатель  имеет  два  распределительных  вала  9  и  10  (рис.21)  для  привода 

впускных и выпускных клапанов. Кулачки впускного и выпускного распределитель-
ных  валов  имеют  разный  профиль.  Для  отличия  валов  на  их  задних  торцах  выбита 
маркировка: впускной – «ВП», выпускной – «ВЫП». 

Каждый вал имеет пять опорных шеек и вращается в опорах, образованных го-

ловкой цилиндров и крышками. От осевых перемещений каждый распределительный 
вал  удерживается  упорной  полушайбой  15,  которая  установлена  в  выточку  крышки 
передней опоры и выступающей частью входит в проточку на первой опорной шейке 
распределительного вала. 

Для точной установки фаз газораспределения в первой опорной шейке каждого 

распределительного вала имеется технологическое отверстие с точно заданным угло-
вым расположением относительно профиля кулачков. 

На первой промежуточной шейке распределительных валов имеются лыски под 

ключ, предназначенные для поворота и удержания вала при затяжке болта крепления 
звездочки после окончательного натяжения цепи. 

Передние  концы  распределительных  валов  имеют  конусные  поверхности  для 

установки  звездочек  привода. Звездочки  устанавливаются через  стальные разрезные 
втулки и крепятся стяжным болтом 14 с шайбой.  

При  затягивании  стяжного  болта  разрезная  втулка,  под  воздействием  шайбы 

смещаясь  на  конусе  вала,  разжимается  и  создает  натяг,  обеспечивающий  передачу 
крутящего  момента  через  звездочку  на  распределительный  вал.  При  этом  звездочка 
должна быть прижата к торцу передней опорной шейки вала и ориентирована меткой 
«П» (перед), выбитой на её торце, в сторону переда двигателя. 

Гидронатяжитель  (рис.23)  –  представляет  собой  плунжерную  пару  с  подо-

бранным зазором, состоит из корпуса 4, плунжера 3, шарикового клапана 1, пружины 
5, стопорного 6 и запорного 3 колец.  

Гидронатяжитель  обеспечивает постоянное натяжение цепи  независимо  от ко-

лебаний ее длины (вследствие износа и температурного расширения деталей привода) 
и гашение её колебаний при изменении режимов работы двигателя. 

 
 

39 

На внутренней поверхности корпуса выполнены канавки специального профи-

ля и канавка под стопорное кольцо 6, на наружной поверхности – лыски под ключ.  

Плунжер имеет форму стакана, внутри которого установлена пружина 5, сжатая 

клапаном  1,  ввернутым  в  корпус.  На  наружной  поверхности  плунжера  имеются  две 
канавки специального профиля, в которых установлены разрезные пружинные кольца 
– стопорное кольцо 6 и запорное кольцо 2.  

Стопорное кольцо предотвращает выход плунжера из корпуса при транспорти-

ровке и установке гидронатяжителя на двигатель, запорное кольцо ограничивает об-
ратный ход плунжера при работе. 

В рабочем состоянии плунжер 3 с запорным кольцом под действием пружины 5 

и давления масла перемещаются из канавки в канавку корпуса 4, выдвигаясь из него в 
зависимости от величины вытяжения цепи. Обратному перемещению плунжера пре-
пятствует запорное кольцо и специальный (храповой) профиль канавок корпуса. 

В корпусе клапана 1 расположен обратный шариковый клапан, через который 

масло  из  магистрали  двигателя  поступает  внутрь  гидронатяжителя.  К  шариковому 
клапану масло поступает через прорезь на торце и отверстие 8 в корпусе клапана. 

Транспортный  стопор  7  служит  для  исключения  вероятности  «разрядки»  гид-

ронатяжителя  (выхода  плунжера  из  корпуса  гидронатяжителя)  при  его  транспорти-
ровке.  Перед  установкой  гидронатяжителя  на  двигатель  транспортный  стопор  необ-
ходимо снять. 

Гидронатяжитель  устанавливается на двигатель в собранном (заряженном) со-

стоянии, когда плунжер 3 удерживается в корпусе 4 с помощью стопорного кольца 6 
(рис.20). 

Для  приведения  гидронатяжителя  в  рабочее  состояние  (разрядки)  необходимо 

после  окончательной  затяжки  болтов  крепления  крышки  гидронатяжителя  через  от-
верстие  крышки  нажать  на  гидронатяжитель  с  усилием,  обеспечивающим  выход 
плунжера  из  корпуса  гидронатяжителя.  Под  действием  пружины  корпус  гидронатя-
жителя переместится до упора в крышку, а плунжер через  рычаг натяжного устрой-
ства со звездочкой натянет цепь.

  

 

 

 

Рис.23. Гидронатяжитель  

с транспортным стопором: 

1 – корпус клапана в сборе;  
2 – запорное кольцо;  
3 – плунжер;  
4 – корпус;  
5 – пружина;          
6 – стопорное кольцо;  
7 – транспортный стопор;   
8 – отверстие для подвода масла

 

 

 

Работает гидронатяжитель следующим образом (рис.24). 
Под  действием  пружины  и  давления  масла,  поступающего  из  масляной  маги-

страли  по  каналам  5  в  корпусе  клапана,  плунжер  нажимает  на  рычаг  6  натяжного 
устройства со звездочкой, а через нее на цепь, обеспечивая постоянный контакт звез-
дочки и цепи. 

 
 

40 

 

 

Рис.24. Гидронатяжитель в рабочем положении: 

1  –  блок  цилиндров;  2  –  прокладка;  3  –  крышка  гидронатяжителя;  4  –  пробка  К1/8

;  5  –  каналы 

для подвода масла; 6 – рычаг натяжного устройства

 

 
При  воздействии  цепи  на  гидронатяжитель  (при  изменении  режима  работы 

двигателя) плунжер перемещается назад, сжимая пружину 5, шариковый клапан гид-
ронатяжителя  закрывается  и  происходит  демпфирование  (гашение)  колебаний  цепи 
за счет пружины и перетекания масла через зазор между плунжером и корпусом. По 
мере вытяжения цепи плунжер выдвигается из корпуса. Когда величина перемещения  
достигнет  или  превысит  величину  шага  канавок,  запорное  кольцо  переместится  в  
следующую канавку корпуса, обеспечивая постоянное натяжение цепи. 

Ход плунжера назад ограничивается запорным кольцом. При гашении колеба-

ний цепи и при компенсации температурных удлинений деталей привода, плунжер с 
запорным кольцом перемещается в пределах ширины канавки на плунжере. 

 
Привод  клапанов
  (рис.25).  Клапаны  приводятся  от  распределительных  валов  

через рычаги 3 с роликами. Рычаги одним концом, имеющим внутреннюю сфериче-
скую поверхность, опираются на сферический торец плунжера гидроопоры 1. Другим 
концом, имеющим криволинейную поверхность, рычаги опираются на торец стержня 
клапана. 

Ролик 6 (рис.26) рычага привода клапана благодаря гидроопорам 1 беззазорно 

контактирует с кулачком распределительного вала. Для уменьшения трения в приво-
де клапанов ролик установлен на оси 4 на игольчатом подшипнике 3. Рычаг передает 
перемещения, задаваемые профилем кулачка распределительного вала, клапану. 

 
 

41 

При  установке  на  двигатель  рычаг  подсобирается  с  гидроопорой  с  помощью 

пружинной скобы 2 охватывающей шейку плунжера гидроопоры. 

Впускной  16  (рис.25)  и  выпускной  14  клапаны  изготовлены  из  жаропрочной 

стали.  Выпускной клапан имеет жароупорную износостойкую наплавку рабочей по-
верхности тарелки и наплавку  из  углеродистой стали на торце стержня, закаленную 
для повышения износостойкости.  

Сухари 9 и тарелка 10 пружины клапана изготовлены из малоуглеродистой ле-

гированной стали и подвергнуты углеродоазотированию для повышения износостой-
кости. 

 
 

 

 

Рис.25. Привод клапанов:

 

1  –  гидроопора;  2  –  пружина  клапана;  3  –  рычаг  привода  клапана;  4  –  распределительный  вал 
впускных клапанов; 5 – крышка распределительных валов; 6 – крышка клапанов; 7 – распредели-
тельный  вал  выпускных  клапанов;  8  –  уплотнители  крышки  клапанов;  9  –  сухарь  клапана;           
10 – тарелка пружины клапана; 11 – маслоотражательный колпачок; 12 – опорная шайба пружины 
клапана;  13 – направляющая втулка выпускного клапана; 14 – выпускной клапан; 15 – седло вы-
пускного клапана; 16 – впускной клапан; 17 – седло впускного клапана; 18 – направляющая втул-
ка впускного клапана.

 

 

12 

17 

18 

16 

15 

14 

13 

11 

10 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  ..