Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 49

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Corsa C, Combo, Meriva (2000-2006 года) - руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 49

 

 

196 

Ч а с т ь  В :  С и с т е м а  у п р а в л е н и я  б е н з и н о в о г о  д в и г а т е л я 

17.4 Скобы (2) 

форсунок (3) 

(двигатель Z13DT) 

- стрелками 

указаны посадоч-

ные гнезда 

форсунок 

1 Гайки крепле-

ния скоб 

16.1 Верхний хомут (3) крепления 

впускного патрубка (1) дроссельной 

заслонки (двигатель Z13DT) - стрелка-

ми указаны болты крепления жгута 

электропроводки 

2 Шланг системы вентиляции 

16.2 Накидные гайки (1) крепления 

топливопроводов (2) высокого 

давления (двигатель Z13DT) 

3 Топливораспределительная магист-

раль 

4 Форсунки 

5 Питающий топливопровод высокого 

давления 

6 Возвратная масляная линия 

7 Крепежные болты 

11 ТНВД не требует проведения спе-

циальных работ по ТО. Смазывание 

всех подвижных элементов топливной 

системы осуществляется дизельным 

топливом. Привод ТНВД осуществля-

ется от коленчатого вала через зубча-

тый ремень привода ГРМ или цепь. 

16 Снятие и установка 

топливораспределительной 

магистрали двигателя 

Z13DT 

В н и м а н и е :

 Не допускайте попадания 

грязи в тракт системы питания! 

В н и м а н и е :

 Перед выполнением работ 

с системой подачи топлива на моде-

лях, оборудованных двигателями с си-

стемой «Common Rail», необходимо 

выждать примерно 1 минуту после 

выключения зажигания, - в течение это-

го времени автоматически снижается 

давление в топливном тракте! 

1 Ослабьте крепежные хомуты и сни-

мите впускной патрубок дроссельной 

заслонки

 (см. сопр. иллюстрацию). 

Выверните 2 болта и отделите жгут 

кабелей, отсоедините шланг системы 

вентиляции

 (см. там же). 

2

 Отпустите накидные гайки крепле-

ния четырех топливопроводов высоко-

го давления к топливораспределитель-

ной магистрали и форсункам и сними-

те топливопроводы

 (см. сопр. иллю-

страцию). 

3 Отделите питающий топливопро-

вод высокого давления ТНВД от маги-

страли

 (см. иллюстрацию 16.2). 

4

 Рассоедините разъем электропро-

водки редукционного клапана и датчи-

ка давления топливораспределитель-

ной магистрали. Снимите возвратную 

масляную линию с форсунок

 (см. ил-

люстрацию 16.2). 

5 Ослабьте хомуты крепления и от-

соедините сливные топливопроводы 

ТНВД и топливораспределительной 

магистрали. 
6 Выверните 2 болта

 (см. иллюст-

рацию 16.2)

 и снимите топливорасп-

ределительную магистраль. 
7 Установка производится в порядке, 

обратном порядку снятия. При замене 

топливораспределительной магистра-

ли переустановите датчик давления и 

редукционный клапан с новыми про-

кладками на корпус новой магистра-

ли, замените также полый болт возврат-

ной топливной линии. 
8 Запустите двигатель и дайте ему 

поработать на холостых оборотах. Ви-

зуально проверьте систему подачи топ-

лива на герметичность.  В н и м а н и е : 

При осмотре пользуйтесь защитными 

очками и резиновыми перчатками! 

17 Снятие и установка 

топливных форсунок 

В н и м а н и е :

 Не допускайте попадания 

грязи в тракт системы питания! 

В н и м а н и е :

 Помните, что форсунки от-

носятся к числу прецизионного обору-

дования и обращаться с ними следует 

крайне осторожно! 

В н и м а н и е :

 Перед выполнением работ 

с системой подачи топлива на моде-

лях, оборудованных двигателями с си-

стемой «Common Rail», необходимо 

выждать примерно 1 минуту после 

выключения зажигания, - в течение это-

го времени автоматически снижается 

давление в топливном тракте! 

Д в и г а т е л ь  Z 1 3 D T 

1 Отсоедините провод от отрицатель-

ной клеммы аккумуляторной батареи 

(см. Главу 5) и снимите крышку двига-

теля (см. Главу 2). 
2 Снимите впускной патрубок дрос-

сельной заслонки, отсоедините шланг 

системы вентиляции, отпустите накид-

ные гайки и снимите топливопроводы 

высокого давления, снимите возврат-

ную масляную линию с форсунок

 (см. 

иллюстрацию 16.2). 

3 Рассоедините разъемы электро-

проводки форсунок. 
4 Отпустите 2 гайки крепежных скоб 

форсунок и извлеките форсунки из 

посадочных гнезд

 (см. сопр. иллюс-

трацию). 

5 Очистите внутренние поверхности 

посадочных гнезд, замените уплотни-

тельные прокладки форсунок. 
6 Установка производится в обрат-

ном порядке. 

Д в и г а т е л и  Y 1 7 D T ( L ) / Z 1 7 D T H 

З а м е ч а н и е :

 При замене инжекторов 

необходимо предварительно ввести в 

память ЕСМ индивидуальный QR-CODE 

(корректировочные данные для ком-

пенсации различных допусков на из-

готовление). 
7

 Снимите крышку корпуса распре-

делительных валов (см. Главу 2, Раз-

дел 10). 
8 Промаркируйте установочные поло-

Г л а в а 4  С и с т е м ы  п и т а н и я ,  у п р а в л е н и я  д в и г а т е л е м , 

в ы п у с к а и  с н и ж е н и я  т о к с и ч н о с т и  о т р а б о т а в ш и х  г а з о в 

197 

17.9 Снятие форсунки (1) (на примере 

двигателя Z17DTH) 

2 Термозащитная втулка 

3 Уплотнительные прокладки 

4 Приспособление КМ-6357 

5 Крепежный болт 

6 Крепежная скоба 

18.5 Адаптивная пластина (1) привода 

ТНВД (двигатель Z13DTH) 

2 Паз распределительного вала 

жения форсунок - при установке они 

должны оказаться на своих местах. 

9 Выверните болты крепления кре-

пежных скоб

 (см. сопр. иллюстра-

цию)

 и снимите форсунки с двигате-

ля. Если при снятии форсунок какая-

либо из них будет извлечена вместе с 

термозащитной втулкой, замените уп-

лотнительные кольца на втулке и уста-

17.10 Уплотнительное кольцо (7) и 

медная прокладка (8) форсунки (1) (на 

примере двигателя Z17DTH) 

18.1 Вакуумный насос (1) и ТНВД (2) 

двигателя Z13DT крепятся на корпусе 

распределительных валов 

новите ее на место при помощи при-

способления  К М - 6 3 5 7 .  З а м е ч а н и е : 

Термозащитные втулки можно извлечь 

при помощи того же приспособления. 

10 Замените резиновые и медные про-

кладки форсунок

 (см. сопр. иллюст-

рацию)

 и уплотнения других снимав-

шихся компонентов. 

11 Установка производится в порядке, 

обратном порядку снятия. Перед затя-

гиванием крепежных болтов форсунок 

выровняйте их при помощи специаль-

ного приспособления

 (см. сопр. ил-

люстрацию). 

18 Снятие и установка ТНВД 

В н и м а н и е :

 Не допускайте попадания 

грязи в насос и топливопроводы! 

Д в и г а т е л ь  Z 1 3 D T 

1 На данном двигателе ТНВД уста-

навливается в верхней части двигате-

ля, рядом с вакуумным насосом

 (см. 

сопр. иллюстрацию)

, и его привод 

осуществляется от выпускного распре-

делительного вала. 

2 Снимите топливный фильтр (см. 

Главу 2) и отсоедините от него все 

подводящие топливные линии и элек-

тропроводку, снимите хомут крепления 

фильтра (см. Раздел 9). 
3 Отсоедините вакуумную линию, вы-

верните 2 болта и снимите вакуумный 

насос.  З а м е ч а н и е :

 Привод вакуумно-

го насоса осуществляется от распре-

делительного впускного распредели-

тельного вала. 

17.11 Приспособление KM-6358 (9) 

для выравнивания форсунок 

18.7 Снятие зубчатого колеса привода 

ТНВД при помощи приспособления 

КМ-6099 (на примере двигателя 

Z17DTH) 

4 Отсоединить все топливные линии, 
выверните 3 болта и снимите ТНВД. 
5 Установка производится в порядке, 
обратном порядку снятия. Необходи-
мо чтобы при установке ТНВД адаптив-
ная пластина

 (см. сопр. иллюстра-

цию)

 его привода встала в паз рас-

пределительного вала. 

Д в и г а т е л и  Z 1 7 D T ( H / L ) 

6 На данных моделях ТНВД устанав-

ливается на левой (если смотреть со 

стороны привода ГРМ) стороне блока 

двигателя. Привод ТНВД осуществля-

ется посредством зубчатого ремня. 
7 Снимите зубчатый ремень (см. Гла-

ву 2). Воспользовавшись специальным 

приспособлением  К М - 6 0 9 9 , снимите 

зубчатое колесо привода насоса

 (см. 

сопр. иллюстрацию). 

8 Отсоедините топливопроводы от 

сборки ТНВД, а так же другие подво-

дящие линии и жгуты электропровод-

ки, закрывающие доступ к ТНВД. 
9 Отпустите 2 гайки и снимите ТНВД 

с двигателя.  З а м е ч а н и е :

 Если для 

снятия ТНВД с направляющих шпилек 

недостаточно места - снимите стар-

тер (см. Главу 5). 

10 Установка производится в обрат-

ном порядке. 

198 Часть D:  С и с т е м ы  т у р б о н а д д у в а ,  в ы п у с к а и  с н и ж е н и я  т о к с и ч н о с т и отработавших газов 

Часть D: Системы турбонаддува, выпуска и 

снижения токсичности отработавших газов 

19 Турбокомпрессор и 

интеркулер - общая 

информация 

1 Турбокомпрессор предназначен для 

увеличения мощности двигателя путем 

повышения массового заряда воздуха, 

поступающего в цилиндры двигателя. 

Воздух подается в цилиндры под дав-

лением, благодаря чему увеличивается 

коэффициент наполнения цилиндров, 

полнота сгорания топлива и улучшает-

ся процесс смесеобразования. 

2 Турбокомпрессор

 (см. сопр. ил-

люстрацию) представляет собой вал, 

центральная часть которого устанавли-

вается в подшипник. На обеих сторо-

нах вала расположены турбины в двух 

отделенных друг от друга корпусах. 

Одна из турбин включена в тракт вы-

пуска отработавших газов, другая во 

впускной тракт. При работе двигателя 

включенная в выпускной тракт турби-

на приводится в движении потоком от-

работавших газов - при этом частота 

вращения вала турбокомпрессора до-

стигает 300000 об/мин, в результате 

чего установленная на другом конце 

вала турбина создает давление во 

впускном тракте. Благодаря более вы-

сокой степени наполнения цилиндров 

прирост мощности двигателя может 

достигать 100%. 

3 Давление воздуха во впускном тру-

бопроводе при турбонаддуве увеличива-

ется на 0.4 - 0.8 бар (полное давление 

достигает 1.8 бар), за счет чего мощ-

ность двигателя также повышается. Зна-

чения давления воздуха во впускном воз-

духоводе определяются датчиком давле-

ния наддува, который передает соответ-

ствующий сигнал на электронный модуль 

системы управления двигателем. При 

этом система контролирует, чтобы мак-

симальное давление воздуха не превы-

шало определенного значения. 

4 Наряду с мощностью использова-

ние турбокомпрессора позволяет так-

же увеличивать крутящий момент дви-

гателя, что благоприятно сказывается 

на плавности работы двигателя. 

5 Для оптимальной работы двигателя 

в различных режимах требуется свое 

определенное количество воздуха. По-

этому на  д в и г а т е л и  Z 1 3 D T H и 

Z17DTH устанавливается турбокомп-

рессор с изменяемой геометрией тур-

бины (VNT), т.е. направляющие лопатки 

плавно управляются через э/м клапан 

и вакуумную камеру. Таким образом, 

при любых оборотах двигателя дости-

гается оптимальное давление наддува. 
6 Смазка подшипника турбокомпрес-

сора осуществляется под давлением в 

общей системе смазки двигателя. Мас-

ло подается и отводится в поддон кар-

тера по отдельным трубопроводам. 

Корпус подшипника имеет герметич-

ные уплотнения. 
7 Корпус турбокомпрессора крепить-

ся к выпускному коллектору. Для его 

снятия необходимо отсоединить все 

подводящие воздушные и масляные 

линии, разъемы электропроводки. От-

соединить снять защиту выпускного 

коллектора и коллектор вместе с тур-

бокомпрессором, затем отсоединить 

турбокомпрессор. Замечание:

 Если 

при снятии выпускного коллектора по-

требуется отсоединить трубопроводы 

системы охлаждения, не забудьте слить 

охлаждающую жидкость. 
8 Турбокомпрессор представляет 

собой узел, выполненный с прецизи-

онной точностью. Поэтому он не под-

лежит ремонту в условиях обычной 

мастерской автосервиса и заменяется 

в сборе. 
9 Для максимальной эффективности 

турбонаддува между турбонагнетателем 

и впускным трубопроводом двигателя 

находится охладитель надувочного воз-

духа (интеркулер)

 (см. Часть А, иллю-

страцию 6.1Ь), который производит ох-

лаждение сжатого воздуха. Снижение 

температуры впускного воздуха приво-

дит к повышению его плотности, увели-

чению наполнения цилиндров и тепло-

вого КПД рабочего цикла. 

10 Интеркулер устанавливается на 

сборке радиатора системы охлаждения, 

как правило, перед ним. Для его сня-

тия необходимо демонтировать наклад-

ку переднего бампера (см. Главу 11), 

либо сборку радиатора (см. Главу 3). 

20 Система выпуска 

отработавших газов 

Общая  и н ф о р м а ц и я 

1 Система выпуска отработавших га-

зов всех рассматриваемых моделей 

состоит из трех секций: приемной, 

средней (промежуточной) и задней. 

Основными элементами системы явля-

ются: приемная труба, каталитический 

преобразователь, глушители (предва-

рительный, центральный и дополни-

тельный) и соединительные трубчатые 

секции

 (см. сопр. иллюстрации). 

Секции системы сопрягаются между 

собой посредством двух хомутных со-

единений. Средняя и задняя секции си-

стемы подпружинены посредством 

демпфирующих (с резиновыми 

вставками) держателями, посредством 

которых выпускная сборка подвешена 

1 9 . 2  Т у р б о к о м п р е с с о р 

к днищу автомобиля, что позволяет ком-

пенсировать возникающий во время 

движения автомобиля люфт. В прием-

ную секцию с целью снижения уровня 

вибраций обычно включается гибкая 

вставка. Неправильная установка ком-

понентов и секций системы приводит к 

повышению уровня шумов и вибраций, 

передаваемых на кузов автомобиля. 
2 Регулярно осматривайте всю сис-

тему на наличие следов коррозии, де-

формаций и механических поврежде-

ний. Проверяйте надежность затягива-

ния крепежа. Нарушение герметично-

сти компонентов и их стыков чревато 

попаданием отработавших газов в са-

лон автомобиля, а также приводит к зат-

руднению запуска двигателя и нерав-

номерной работе на оборотах холос-

того хода и при разгоне. 
3 Для проверки выпускного тракта на 

герметичность запустите двигатель и 

заглушите выпускную трубу ветошью. 

Определите места повреждений, для 

чего можно воспользоваться специаль-

ным спреем. Равномерно нанесите со-

став на элементы системы выпуска 

отработавших газов - в местах нару-

шения герметичности состав начнет 

пузыриться. Дефектные компоненты и 

секции подлежат замене. 
4 При проведении работ с системой 

выпуска отработавших газов необходи-

мо выполнять следующие указания: 

a) Подлежащий отпусканию кре-

пеж предварительно смажьте прони-

кающим маслом или другим веще-

ством для растворения ржавчины. 

Замечание: При сильном повреж-

дении системы коррозией для рас-

стыковки ее секций может потребо-

ваться газовый резак (альтернатив-

но можно воспользоваться ножовкой 

по металлу или пневматическим зу-

билом - не забудьте надеть защит-

ные очки и перчатки; 
b) Заблаговременно приготовьте 

необходимые сменные прокладки, 

новые резиновые элементы держа-

Глава 4  С и с т е м ы  п и т а н и я ,  у п р а в л е н и я  д в и г а т е л е м , 

в ы п у с к а и  с н и ж е н и я  т о к с и ч н о с т и  о т р а б о т а в ш и х  г а з о в 

199 

телей,хомуты и крепеж, при снятии все уплотнения и эле-

менты крепления подлежат обязательной замене; 

c) Уплотнительные поверхности деталей, которые уста-

навливаются повторно, должны быть зачищены проволоч-

ной щеткой или наждачной бумагой. Перед установкой 

смажьте резьбовую часть крепежа антиприхватывающим 

герметиком; 

d) При установке компонентов следите, чтобы между сек-

циями системы и близлежащими элементами подвески/ку-

зова оставался достаточный зазор. Особое внимание уде-

лите правильности установки и надежности крепления тер-

мозащитных экранов (при соответствующей комплектации). 

5 При снятии или отсоединении приемной трубы нельзя 

допускать ее повисания на гибкой секции трубы

 (см. сопр. 

иллюстрацию). Изгиб гибкой секции на угол 5-10' и скру-

чивание на угол ± 0.5° могут привести к ее повреждению и 

выходу из строя. По этой причине при выполнении соответ-

ствующих работ следует закреплять приемную трубу при по-

мощи проволоки к жестким элементам днища, в случае необ-

ходимости воспользуйтесь помощью ассистента. 

Снятие и установка  с и с т е м ы выпуска отработавших 
газов 

Снятие 

6 Поднимите и установите автомобиль на подставки, при со-

ответствующей комплектации снимите защиту картера дви-

гателя (см. Главу 2). Нанесите на все соединения системы 

выпуска отработавших газов растворитель ржавчины, не на-

чинайте снятие системы сразу - дайте ржавчине растворить-

ся. Подвяжите секции системы выпуска отработавших газов 

при помощи проволоки к днищу автомобиля. 
7 Ослабьте хомутное соединение задней секции (дополни-

тельного глушителя)

 (см. сопр. иллюстрацию). Промарки-

руйте положение заднего дополнительного глушителя отно-

сительно выпускной трубы. 

8 Высвободите дополнительный глушитель из демпфирую-

щих держателей и отсоедините его от средней секции систе-

мы выпуска отработавших газов. 

9 На бензиновых двигателях рассоедините разъем

 (см. 

сопр. иллюстрацию) электропроводки посткаталитическо-

го лямбда-зонда. 

10 Отпустите гайки крепления приемной трубы к каталитичес-

кому преобразователю (на бензиновых моделях), либо к турбо-

компрессора (на дизельных) и отделите ее вместе с уплотнени-

ем. Замечание:

 На двигателе Z13DT крепление передней 

секции осуществляется при помощи хомутного соединения. 

11 Извлеките элементы системы выпуска отработавших га-

зов из демпфирующих держателей и снимите их, при необхо-

димости воспользуйтесь помощью ассистента. 

Установка 

12 Для предотвращения «прикипания» крепежа рекомендует-

ся смазывать при установке все резьбовые соединения медь-

содержащей смазкой (например, Liqui Moly LM-508-ASC). 

Бывшие в употреблении хомуты и гайки обязательно должны 

быть заменены новыми. Проверьте резиновые держатели на 

наличие пористости и повреждений, при необходимости за-

мените, - при большом пробеге автомобиля держатели долж-

ны заменяться в 

обязательном по-

рядке. 

13 Если секции 

системы выпуска 

разделялись, со-

едините их и затя-

ните хомуты креп-

ления. Обратите 

2 0 . 1 а  К о м п о н е н т ы  с и с т е м ы  в ы п у с к а  о т р а б о т а в ш и х  г а з о в 

д в и г а т е л е й 

Z10XE( P)/Z 12ХЕ 

Центральный 

III  Z14XE(P) 

глушитель 

IV  Z16SE/Z16XE 

Средняя секция 

V  Z18XE 

выпускного тракта 

Гибкая секция приемной 

Дополнительный 

трубы 

глушитель 

Приемная труба с 

Выпускная труба 

резьбовым штуцером под 

установку лямбда-зонда 

2 0 . 1 Ь  К о м п о н е н т ы  с и с т е м ы  в ы п у с к а  о т р а б о т а в ш и х  г а з о в 

д в и г а т е л я  Z 1 3 D T 

1 Приемная труба 

2 Предварительный 

глушитель 

Средняя секция выпускного 

тракта 

Дополнительный глушитель 

Выпускная труба 

2 0 . 1 с  К о м п о н е н т ы  с и с т е м ы  в ы п у с к а  о т р а б о т а в ш и х  г а з о в 

д в и г а т е л е й  Y 1 7 D T ( L ) 

1 Гибкая секция приемной 4 

трубы 

2 Приемная труба 5 

3 Каталитический преобра-

зователь 6 

Средняя секция 

выпускного тракта 

Дополнительный 

глушитель 

Выпускная труба 

Гибкая секция приемной трубы 

Приемная труба 

Каталитический преобразователь 

Центральный глушитель 

Средняя секция выпускного тракта 

Дополнительный глушитель 

Выпускная труба 

2 0 . 1 d  К о м п о н е н т ы  с и с т е м ы  в ы п у с к а  о т р а б о т а в ш и х  г а з о в  д в и г а т е л я  Z 1 7 D T H 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..