Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 46

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Corsa C, Combo, Meriva (2000-2006 года) - руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  ..

 

Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 46

 

 

184 

Часть А:  С и с т е м а  п и т а н и я 

ствами. Регулирование любых параметров системы пита-

ния должно производиться только на СТО с использовани-

ем специального диагностического оборудования. 

Усилия затягивания резьбовых  с о е д и н е н и й , Нм 

Все двигатели 

Гайки крепления педали газа 9 

Болты крепления монтажных полос топливного бака . 20 

Гайки крепления элементов системы выпуска отработав-

ших газов 

Гайки приемной трубы 

Бензиновый двигатель 25 

Дизельный двигатель 67 

Гайки соединительных хомутов 50 

Держатели (на днище) топливных линий и линий 

системы вентиляции топливного бака 1.2 

Крепление термозащитного экрана 

к днищу автомобиля 2 

Крепление термозащитного экрана 

к каталитическому преобразователю 12 

Болт хомута крепления секции дополнительного 

глушителя к центральной секции системы 

выпуска отработавших газов 45 

Болты крепления направляющей трубы 

измерительного щупа проверки 

уровня двигательного масла 10 

Крепления приемной трубы 

системы выпуска отработавших газов 

к каталитическому преобразователю 25 

Бензиновые двигатели 

Крепления топливораспределительная магистраль 

Двигатели Z10XE(P)/Z12XE/Z14XEP 6 

Двигатели Z14XE/Z16SE/Z18XE 8 

Крепление модуля дроссельной заслонки 

Остальные 7 

Лямбда-зонды 

Двигатели с рабочим объемом 1.0/1.2/1.4 л: 40 

Двигатели с рабочим объемом 1.6/1.8 л 30 

Крепление адсорбера к стойке А 4 

Двигатели Z10XE/Z12XE 

Электромагнитный клапан системы 

регенерации отработавших газов (EGR) 8 

Трубка системы EGR к клапану 10 

Двигатели Z14XE/Z16SE/Z16ХЕ 

Крепление клапана системы EGR к фланцу 

впускного коллектора 20 

Двигатель Z18XE 

Крепление клапана системы EGR к переходнику 20 

Крепление переходника клапана EGR 8 

Дизельные двигатели 

Крепление приемной трубы к турбокомпрессору 67 

Крепление линии EGR к клапану 44 

Крепление линии системы EGR 

к выпускному коллектору 28 

Крепление клапана системы EGR 

к выпускному коллектору 25 

Крепление э/м клапана регенерации отработавших 

газов к впускному коллектору 5 

Держатель линии системы EGR 

на корпусе распределительных валов 9 

Крепление докаталитического лямбда-зонда 

к турбокомпрессору 27 

Крепление прибора управления двигателем 6 

Крепление держателя прибора управления двигателем 

на корпусе распределительных валов 10 

Двигатели Z13DT 

Датчик давления в топливораспределительной 

магистрали 70 

Редукционный клапан топливораспределительной 

магистрали 9 

Накидные гайки топливопроводов высокого давления 

М14 28 

М12 24 

Болт хомута крепления топливного фильтра 25 

Двигатели Y17DT(L)/Z17DTH 

Болт крепления скобы форсунки 60 

Держатель форсунок 22 

Крепление возвратной топливной линии 15 

Накидные гайки топливопроводов 

высокого давления 23 

Крепление линии системы EGR 

к выпускному коллектору 28 

Крепление термозащитного экрана 

к выпускному коллектору 12 

Крепление термозащитного экрана 

к турбокомпрессору 12 

Часть А: Система питания 

1 Общая информация и 

меры безопасности 

Общая  и н ф о р м а ц и я 

1 Система питания любого двигате-

ля внутреннего сгорания состоит из 

системы подачи топлива и системы 

подачи воздуха. 

2 Основными элементами системы 

подачи топлива являются установлен-

ный сзади под автомобилем топлив-

ный бак, помещенный в него электри-

ческий топливный насос (низкого дав-

ления) и топливный фильтр. Все эле-

менты системы соединены между со-

бой топливными линиями. 

3 Система подачи воздуха включает 

в себя воздухоочиститель со сменным 

фильтрующим элементом, систему воз-

духоводов, резонатор, турбокомпрессор 

и охладитель надувочного воздуха (ин-

теркулер). 

4 На бензиновых моделях предусмот-

рена система улавливания топливных 

испарений (EVAP), основными элемен-

тами которой являются адсорбер и 

электромагнитный клапан. Вредные 

пары бензина из вентиляционной сис-

темы топливного бака поступают в ад-

Глава 4  С и с т е м ы  п и т а н и я ,  у п р а в л е н и я  д в и г а т е л е м , 

в ы п у с к а и  с н и ж е н и я  т о к с и ч н о с т и  о т р а б о т а в ш и х  г а з о в 

185 

сорбер и аккумулируются там. При 

работающем двигателе пары топлива 

из адсорбера подаются в цилиндры 

двигателя, где происходит их сгорание. 

Адсорбер паров топлива закреплен на 

правом заднем крыле автомобиля. 
5 Система питания двигателя тесно 

связана и функционирует как единое 

целое с системами управления двига-

телями (см. Части В и С) и системой 

зажигания (бензиновые двигателя) (см. 

Главу 5). 
6 Управление процессом образова-

ния рабочей смеси и подачи ее в ци-

линдры двигателя на современных ав-

томобилях осуществляется электрони-

кой, поэтому практически все основные 

элементы системы питания двигателя 

снабжены контрольными датчиками. 

Трос привода от педали подачи газа 

отсутствует, его функции выполняет 

специальный датчик положения педа-

ли. 
7 Все поступающие от информацион-

ных датчиков данные обрабатываются 

в электронном модуле системы управ-

ления двигателем, осуществляющим на 

основании их анализа управление мо-

ментами и количеством подачи топли-

ва в цилиндры,обеспечивая оптималь-

ные эксплуатационные характеристи-

ки силового агрегата вне зависимос-

ти от изменения внешних факторов. 
8 В случае возникновения неисправ-

ности в каком-либо элементе системы 

управления двигателем на панели при-

боров активируется контрольная лам-

па отказов (MIL) (см. Главу «Органы 

управления и приемы эксплуатации», 

Раздел 16), а система управления пе-

реходит в аварийный режим функцио-

нирования. При срабатывании конт-

рольной лампы автомобиль следует 

при первой же возможности отогнать 

на фирменную станцию техобслужива-

ния Opel для проведения подробной 

диагностики с применением специаль-

ного оборудования(см. Главу  5 ) и вы-

полнения необходимого восстанови-

тельного ремонта. 
9 Информацию об оставшемся в баке 

резерве топлива водить получает при 

помощи встроенного в комбинацию 

приборов измерителя и контрольной 

лампы. Кроме того, данные о режиме 

расхода выводятся на дисплей инфор-

мационно-развлекательной системы 

(см. Главу «Органы управления и при-

емы эксплуатации», там же приведены 

советы по снижению расхода топлива). 

М е р ы  б е з о п а с н о с т и и правила 

с о б л ю д е н и я  ч и с т о т ы при работе 

с  т о п л и в н о й  с и с т е м о й 

10 Бензин является в высшей степени 

огнеопасной жидкостью. Не приближай-

тесь к месту проведения работ с откры-

тым огнем или зажженной сигаретой. Не 

производите обслуживание системы в 

помещениях, оборудованных работающи-

ми на природном газе и оснащенными 

контрольным факелом отопительными 

приборами (такими как водогреи и су-

шилки для одежды). Постоянно держите 

под рукой огнетушитель! 

11 Топливные пары ядовиты, - следи-

те за обеспечением нормальной вен-

тиляции рабочего места. Топливо (осо-

бенно бензин) относится к числу кан-

церогенных веществ, т.е., - веществ, 

способствующих развитию рака! Ста-

райтесь не допускать попадания топ-

лива на открытые участки тела, -

пользуйтесь резиновыми защитными 

перчатками и очками, при случайном 

непредвиденном контакте с горючим 

тщательно омывайте руки теплой во-

дой с мылом. Без промедления соби-

райте пролитое топливо. Не склады-

вайте пропитанную ГСМ ветошь вбли-

зи источников открытого огня. 

12 Топливная система находится под 

давлением даже при остановленном 

двигателе (бензиновые модели). При 

вскрытии системы необходимо пред-

варительно сбросить давление при 

помощи специального прибора (см. 

ниже). 

13 При работе с компонентами сис-

темы питания дизельного двигателя 

соблюдайте особые меры предосто-

рожности. В особой мере данное ут-

верждение относится к процедурам 

обслуживания форсунок. Помните, что 

давление топлива на выходе из фор-

сунок составляет более 1000 атм, - не 

подставляйте под струю руки и другие 

части тела. 

14 Для крепления шланговых соедине-

ний применяются хомуты ленточного и 

зажимного типа. После отсоединения 

шлангов зажимные хомуты следует за-

менять ленточными или червячными. 

Фиксация замков некоторых хомутов 

требует применения специальных при-

способлений, - проконсультируйтесь со 

специалистами СТО компании Opel. 

15 Перед расстыковкой штуцерных 

разъемов тщательно протирайте их 

снаружи во избежание попадания гря-

зи внутрь тракта. 

16 Снимаемые компоненты уклады-

вайте на чистую подкладку и завора-

чивайте в полиэтилен или бумагу, - из-

бегайте применения для протирки и 

оборачивания компонентов ворсящей-

ся ветоши. 

17 Если ремонт требует времени, про-

следите, чтобы на все открытые отвер-

стия в узлах и компонентах системы 

питания были установлены соответ-

ствующие заглушки. 

18 Устанавливайте на место только 

чистые детали. Запасные части выни-

майте из упаковки только непосред-

ственно перед установкой. Не приме-

няйте деталей, которые хранились не-

упакованными (например, в инструмен-

тальном ящике). 

19 Не применяйте содержащих сили-

кон герметиков. Попавшие в двигатель 

частицы силикона не сгорают и могут 

явиться причиной повреждения лямб-

да-зонда. 

20 Перед снятием топливного бака 

необходимо слить топливо или отка-

чать его специально предусмотренным 

для этой цели насосом. Но и пустой 

бак взрывоопасен! Перед утилизаци-

ей бака или перед выполнением ре-

монтных работ по восстановления бака 

(пайка, сварка, резка и т.п.) необходи-

мо нейтрализовать действие паров 

бензина, для чего обычно через бак 

пропускают отработавшие газы друго-

го автомобиля в течение достаточно 

продолжительного времени. Лучше и 

правильнее всего будет доверить вос-

становительный ремонт или утилиза-

цию бака специалистам СТО. 
21 Не используйте сжатый воздух для 

выполнения каких-либо работ по ТО и 

ремонту при открытой топливной сис-

теме. Без особой необходимости не 

перемещайте автомобиль. 

2 Сбрасывание давления в 

системе питания 

бензиновых двигателей 

1 При работе двигателя для нормаль-

ного функционирования системы 

впрыска топлива, внутри топливной 

системы создается высокое давление. 

После остановки двигателя это давле-

ние сохраняется в системе еще дли-

тельное время. Для предотвращения 

разбрызгивания топлива при вскрытии 

топливной системы, что может повлечь 

за собой самые непредсказуемые по-

следствия, необходимо сбросить дав-

ление топлива. Внимание:

 Сброс дав-

ления в системе питания должен осу-

ществляться перед обслуживанием 

любого из ее компонентов с целью 

минимизации риска воспламенения 

топлива и получения исполнителем 

травм! 
2 Снимите защитный колпачок

 (см. 

сопр. иллюстрацию) сервисного шту-

цера (для проверки рабочего давления 

в системе питания топливом). 

3 Установите прибор для проверки/ 

сбрасывания рабочего давления топ-

ливной системы  ( K M - J - 3 4 7 3 0 - 9 1 ) 

(см. сопр. иллюстрацию) и опусти-

те сливной шланг в заранее приготов-

ленную подходящую емкость. Открой-

те сливной кран и сбросьте давление 

топлива, при этом некоторое количе-

ство топлива сольется в емкость. 
4 По окончанию операции отсоеди-

ните прибор и наверните защитный 

колпачок. 

5 Если специального прибора в на-

личии нет, можно поступить следующим 

186 

Часть А:  С и с т е м а  п и т а н и я 

2.2 Колпачок (2)  с е р в и с н о г о штуцера 

(1) топливораспределительной 

м а г и с т р а л и 

образом: удостоверьтесь, что зажига-

ние выключено, снимите крышку мон-

тажного блока реле (см. Главу 12) и 

извлеките из посадочного гнезда реле 

топливного насоса. 

6 Запустите двигатель, дождитесь его 

самопроизвольного останова, затем 

проверните стартером еще в течение 

5 секунд для полной уверенности, что 

давление в топливопроводах сброше-

но. Выключите зажигание и вставьте 

реле топливного насоса на место. 

3 Проверка состояния и 

замена топливных линий 

и их штуцерных 

соединений 

Внимание:

 Соблюдайте меры безо-

пасности (см. Раздел 1). 

См. так же Главу 1, Раздел 9. 

1 Линии топливного тракта системы 

питания проложены между топливным 

баком и двигательным отсеком. Сталь-

ные трубки и гибкие топливные шлан-

ги крепятся к днищу автомобиля по-

средством зажимов и винтового кре-

пежа. Каждый раз, когда автомобиль 

поднимается над землей с какой-либо 

целью (например, для осмотра или за-

мены компонентов системы выпуска 

отработавших газов), старайтесь вос-

пользоваться случаем и проверить со-

стояние топливных линий и их штуцер-

ных соединений. 
2 Внимательно осматривайте все 

шланги и трубки топливного тракта на 

наличие трещин, скручиваний, дефор-

маций и прочих механических повреж-

дений. 
3 При выявлении признаков внутрен-

него загрязнения или нарушения про-

ходимости соответствующую секцию 

топливного тракта необходимо снять и 

продуть сжатым воздухом. 

4 Удостоверьтесь в надежности затя-

гивания всех штуцерных соединений 

2.3 Установка прибора Opel-KM-J-

3 4 7 3 0 - 9 1 (4) для контроля/сбрасыва-

ния давления в топливной  с и с т е м е 

3 Соединительный штуцер 

5 Сливной шланг 

6 Сливной кран 

А Сервисный штуцер 

шлангов и металлических трубок топ-

ливного тракта. При ослаблении и за-

тягивании штуцерных соединений 

пользуйтесь двумя гаечными ключами, 

чтобы избежать проворачивания ответ-

ной части разъема. 
5 В обязательном порядке проверяй-

те состояние используемых для герме-

тизации штуцерных соединений уплот-

нительных колец. Изношенные или 

механически поврежденные кольца 

сразу же заменяйте. При замене гиб-

ких топливных шлангов используйте 

только фирменные компоненты, рас-

считанные на высокое внутреннее дав-

ление. 
6 Гибкие топливные шланги должны 

прокладываться не ближе чем в 10 см 

от компонентов системы выпуска отра-

ботавших газов и не ближе чем в 25 см 

от каталитического преобразователя. 

Следите, чтобы топливные линии не 

соприкасались с кузовными элемента-

ми и компонентами подвески. Мини-

мальная допустимая величина зазора 

составляет 6.3 мм. 
7 Для замены высвободите подлежа-

щую демонтажу секцию топливного 

тракта из промежуточных фиксаторов 

крепления ее к днищу автомобиля. В 

большинстве случаев гибкие шланги 

крепятся к металлическим линиям по-

средством хомутов пружинного типа. 

Для отпускания хомута сожмите его 

плоскогубцами и сдвиньте вверх по 

шлангу. Деформированный при отпус-

кании хомут повторному использова-

нию не подлежит и должен быть заме-

нен. Проследите, чтобы при подсоеди-

нении шланг был натянут на трубку, по 

крайней мере на 2.5 см, правильным 

образом установите крепежный хомут. 

Замечание:

 В некоторых штуцерных 

узлах используются разъемы быстрой 

стыковки, которые могут иметь различ-

ное исполнение. Чтобы не повредить 

такой разъем внимательно осмотрите 

его и разберитесь с принципом его 

действия. Без необходимости не сни-

майте корпус разъема со штуцерной 

части металлической трубки, так как это 

приводит к ослаблению развиваемого 

им удерживающего усилия. 

8 В случае повреждения металличес-

кие или гибкие топливные линии, а так-

же соединительные штуцера восстано-

вительному ремонту не подлежат и тре-

буют замены - старайтесь использо-

вать только фирменные запасные де-

тали соответствующего типоразмера. 

4 Удаление воздуха из 

топливного тракта 

дизельного двигателя 

1 При образовании незначительных 

воздушных пробок удаление воздуха из 

тракта системы подачи топлива про-

исходит автоматически при включении 

зажигания, чем и объясняется отсут-

ствие ручного топливоподкачивающе-

го насоса. 
2 Необходимость в удалении воздуха 

возникает после проведения работ по 

обслуживанию топливного фильтра или 

других элементов топливной системы, 

а также полной выработки топлива из 

топливного бака в ходе поездки авто-

мобиля (что крайне не желательно). 
3 Описание процедуры удаления воз-

духа из топливного насоса и топлив-

ного тракта подробно приведено в Гла-

ве 1, Раздел 8. Необходимым услови-

ем успешного удаления воздуха из топ-

ливной системы является наличие в 

топливном баке не менее 5 л топлива. 

Если снимался топливный фильтр, пе-

ред установкой необходимо заполнять 

его топливом. 

5 Удаление загрязнений и 

воды из системы питания 

дизельного двигателя 

1 Система питания, особенно дизель-

ных двигателей, очень чувствительна к 

попаданию в нее даже мелких посто-

ронних частиц и воды. 

2 Абразивные частицы, кроме опас-

ности нарушения проходимости топ-

ливного фильтра и засорения топлив-

ных трактов, приводят к износу элемен-

тов системы впрыска, соответственно, 

к снижению развиваемой двигателем 

мощности, и в итоге - к выходу из строя 

ТНВД и форсунок. 
3 Вода появляется в топливной сис-

теме в результате заправки некаче-

ственного топлива, а также в результа-

те конденсации влаги, присутствующей 

в атмосферном воздухе. Помимо раз-

вития коррозии на металлических ком-

понентах топливной системы особую 

Глава 4  С и с т е м ы  п и т а н и я ,  у п р а в л е н и я  д в и г а т е л е м , 

в ы п у с к а и  с н и ж е н и я  т о к с и ч н о с т и  о т р а б о т а в ш и х газов 

187 

6.1Ь  К о м п о н е н т ы впускного воздушного тракта турбированного дизельного 

двигателя (на примере двигателя Z17DT) 

1 Корпус воздухоочистителя 

2 Датчик измерения массы воздуха 

3 Впускной воздуховод 

4 Впускной патрубок 

5

 Впускной патрубок дроссельной 

заслонки 

опасность представляет попадание 

воды в цилиндры двигателя. Дизель-

ные двигатели имеют очень высокую 

степень сжатия, вода же является прак-

тически несжимаемым физическим 

веществом - попадание даже неболь-

шого количества воды в цилиндры ра-

ботающего двигателя может привести 

к выходу двигателя из строя в резуль-

тате гидроудара. Необходимо своевре-

менно сливать воду/отстой из топлив-

ного фильтра (см. Главу 1, Раздел 8). 

З а м е ч а н и е :

 Емкости для хранения 

дизельного топлива (включая как боль-

шие цистерны, так и топливные баки 

6,7,9 Шланги наддува 

8 Охладитель надувочного 

воздуха (интеркулер) 

10,11 Патрубки наддува 

12 Воздухозаборник с резонатором 

13 Соединительный шланг 

автомобилей) в большей степени под-

вержены влагообразованию, чем емко-

сти для хранения бензина, поскольку 

давление паров последнего заметно 

выше. С целью минимизации попада-

ния конденсата в топливо, старайтесь 

постоянно держать бак полным и из-

бегать длительных простоев транспор-

тного средства. 
4 При попадании мелких частиц гря-

зи или естественного обводнения топ-

лива достаточно своевременно выпол-

нять работы ТО. В случае сильного заг-

рязнения топливной системы в резуль-

тате каких-либо особых обстоятельств 

(уронили кусок ветоши в бак, заправи-

ли полный бак топливом очень плохо-

го качества, сильное развитие корро-

зии, несвоевременный переход на зим-

нее топливо, и как результат - парафин 

в топливных трактах и т.п.) требуется 

проведение полной очистки системы. 
5 Полностью опорожните и снимите 

топливный бак (см. Раздел 10). Заме-

чание:

 Слитое топливо повторно ис-

пользоваться не должно. Тщательно 

вымойте бак, промойте его изнутри 

чистым дизельным топливом/бензи-

ном. Подсвечивая себе фонариком, 

удостоверьтесь в абсолютности чисто-

ты внутренних стенок бака. Если пол-

ностью удалить все отложения путем 

промывки не удается, прибегните к па-

ровой чистке. 
6 При образовании в дизельном топ-

ливе парафина отсоедините линии по-

дачи и возврата топлива, снимите топ-

ливный фильтр и промойте топливоп-

роводы чистым топливом. 

7 Замените топливный фильтр, уста-

новите на место бак, восстановите ис-

ходное подсоединение топливных ли-

ний и залейте в бак чистое дизельное 

топливо. Удалите воздух из системы 

(см. Раздел 4). На первом этапе эксп-

луатации автомобиля удостоверьтесь в 

полноте восстановления работоспо-

собности системы питания. 
8 Если возникает подозрение, что 

ТНВД загрязнен, его необходимо так-

же тщательно очистить. Не предпри-

нимайте попыток самостоятельного 

проведения данной процедуры, - пору-

чите ее выполнение специалистам ав-

тосервиса. 
9 В магазинах автомобильных аксес-

суаров всегда можно приобрести спе-

циальные присадки, служащие для пре-

дотвращения появления микроорганиз-

мов и конденсации воды - проконсуль-

тируйтесь у официальных представи-

телей компании Opel о том, какие при-

садки допущены к использованию на 

конкретном автомобиле. Производите-

ли высококачественного топлива сами 

добавляют подобного рода присадки 

в дизельное топливо. 

6 Снятие и установка 

компонентов впускного 

воздушного тракта 

Снятие 

1 Общая схема соединения компонен-

тов впускного тракта системы подачи 

воздуха представлена

 на сопр. иллю-

страциях. В основном крепление тру-

бопроводов и рукавов осуществляется 

посредством хомутов различного типа. 

В некоторых случаях для этой цели ис-

пользуются болтовые соединения. 
2 Наиболее важным элементом сис-

темы подачи воздуха является возду-

6.1а Впускной  в о з д у ш -

ный тракт (на  п р и м е р е 

двигателя Z12XE) 

1 Воздухоочиститель 

2 Датчик измерения 

массы воздуха 

3 Впускной воздухо-

вод 

4 Впускной узел 

5 Шланг системы 

вентиляции картера 

6 Воздухозаборник 

системы подачи 

воздуха с резонато-

ром 

7 Соединительный 

рукав 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  ..