Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 25

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Corsa C, Combo, Meriva (2000-2006 года) - руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту          

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  ..

 

Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 25

 

 

100 

Глава 1  Н а с т р о й к и и  т е к у щ е е  о б с л у ж и в а н и е  а в т о м о б и л я 

ностей автомобиль следует отогнать в 

специализированную мастерскую авто-

сервиса или на станцию техобслужи-

вания. 

12 Внимательно осмотрите шины всех 

колес на наличие порезов, проколов и 

застрявших в канавках узора протек-

тора посторонних предметов. Иногда 

пробитое колесо в течение еще како-

го-то времени продолжает удерживать 

внутри себя воздух ввиду того, что про-

коловший шину предмет продолжает 

оставаться воткнутым в нее. Причиной 

медленного спускания шины может яв-

ляться дефект ниппеля вентиля накач-

ки колеса, - проверьте состояние нип-

пеля

 (см. сопр. иллюстрацию 5.12а). 

Внимательно осмотрите протектор на 

наличие застрявших в нем посторон-

них предметов и признаков нарушения 

герметичности посадки ремонтных 

«пробок», при помощи которых произ-

водится ремонт мелких проколов шины. 

Удостовериться в наличии прокола 

достаточно просто, - достаточно смо-

чить подозреваемый участок поверхно-

сти шины раствором мыльной воды 

(см. сопр. иллюстрацию 5.12Ь) -

если прокол имеет место, раствор нач-

нет пузыриться. Незначительные по 

величине проколы обычно легко уст-

раняются в шиномонтажных мастерс-

ких. 

13 Внимательно осмотрите внутрен-

ние стенки шин всех четырех колес на 

наличие на них потеков тормозной жид-

кости. В случае выявления таковых не-

медленно проверьте состояние соот-

ветствующих тормозных механизмов и 

подсоединенных к ним гидравлических 

линий. 

14 Поддерживание требуемого давле-

ния накачки шин позволит существен-

но продлить срок службы колес, кроме 

того, обеспечит максимальный комфорт 

при движении и не даст снизить уп-

равляемость автомобиля. Чрезмерно 

низкое давление может привести к 

сильному нагреву шин, внутренним по-

вреждениям и за счет этого на высо-

ких скоростях - к отслаиванию ходо-

5.16Ь Своевременное выполнение 

п р о в е р к и давления накачки  ш и н 

позволит продлить срок  с л у ж б ы колес 

(не забывайте про запаску) 

вой поверхности шин и даже к разры-

ву. Скрытые повреждения шин невоз-

можно устранить последующей коррек-

тировкой давления воздуха. Помните, 

что правильно определить давление в 

шине на глаз практически невозмож-

но, в особенности, если речь идет о 

шинах радиальной конструкции. Необ-

ходимо постоянно держать под рукой 

подходящий манометр, - показаниям 

измерителей компрессоров подкачки 

на бензоколонках и станциях техобс-

луживания доверять не следует. 

15 Проверяйте давление накачки шин 

при холодных колесах, - подразумева-

ется, что автомобиль проехал в тече-

ние последних трех часов не более 

одной мили. Помните, что повышение 

давления на 0.3 + 0.6 кГс/см

2

 в ре-

зультате разогрева колеса является 

вполне закономерным явлением - кор-

ректировать давление при горячих ши-

нах нельзя. Проверка должна осуще-

ствляться не реже одного раза в 14 

дней. 

16 Снимите с вентиля накачки колеса 

защитный колпачок. Для облегчения 

снятия колпачков следует использовать 

специальный ключ, хранящийся на внут-

ренней стороне крышки заправочной 

горловины топливного бака

 (см. сопр. 

иллюстрацию 5.16а). Плотно прижми-

те насадку манометра к выходному от-

верстию вентиля, отжав шток ниппеля 

(см. сопр. иллюстрацию 5.16Ь). Счи-

тайте снятое показание и сравните его 

с нормативными данными, в случае 

необходимости подкорректируйте дав-

ление. 

17 Не забудьте навернуть на место 

защитный колпачок вентиля во избе-

жание попадания в ниппель влаги и 

грязи. Проверяйте давление во всех 

колесах, включая запасное. 

18 Шины, как и любые резинотехничес-

кие изделия стареют, даже если авто-

мобиль используется или эксплуатиру-

ется с низкой интенсивностью - не 

следует устанавливать новые или 

5 . 2 0 Порядок ротации рабочих колес 

продолжать эксплуатацию старых ко-

лес, если с момента их изготовления 

прошло более  6 - и лет. Если запас-

ное колесо не использовалось в тече-

ние 6 месяцев, его использование до-

пустимо только в крайних случаях и 

только на низких скоростях движения. 

Никогда не применяйте подержанные 

шины, происхождение которых Вам не-

известно. 

19 Установка защитных/декоративных 

колпаков может изменить условия ох-

лаждения тормозных механизмов - ис-

пользуйте только колпаки одобренные 

фирмой Opel для данной модели, же-

лательно фирменные. 

Ротация колес 

20 Ротация колес должна произво-

диться при выявлении признаков не-

равномерного износа протекторов. 

Порядок ротации указан

 на сопр. ил-

люстрации, запасное колесо в рота-

ции не задействовано. 
21 При комплектации автомобиля ши-

нами с направленным рисунком про-

тектора следите за правильностью их 

установки с сохранением направления 

вращения колес. 
22 При ротации автомобиль должен 

быть поднят над землей - воспользуй-

тесь случаем и проверьте также состо-

яние компонентов тормозной системы 

(см. Раздел 14). Подробное описание 

процедуры смены колес изложено в 

Разделе

 «Поддомкрачивание и букси-

ровка» (см. Главу «Введение»). Просле-

дите за надежностью фиксации авто-

мобиля в поднятом положении. При 

каждой ротации тщательно очищайте 

колесные сборки с внутренней сторо-

ны. 
23 По завершении ротации проверь-

те давление накачки шин, подкоррек-

тируйте его в соответствии с норма-

тивными требованиями. Удостоверь-

тесь в надежности крепления колес 

болтами (в идеале колесные болты 

следует затягивать динамометричес-

ким ключом). 

5.16а Ключ для снятия колпачков 

колесных вентилей 

101 Глава 1  Н а с т р о й к и и  т е к у щ е е  о б с л у ж и в а н и е  а в т о м о б и л я 

6.2 Основные  и н с т р у м е н т ы , необходи-

мые для  з а м е н ы двигательного масла 

и масляного фильтра 

1 Сливная емкость - должна быть 

неглубокой и достаточно широкой, 

чтобы свести к минимуму вероят-

ность проливания масла на землю 

2 Резиновые перчатки - помогут 

защитить руки от ожогов при 

неизбежном попадании на них 

масла во время выворачивания 

сливной пробки поддона картера 

3 Ворот - иногда сливная пробка 

оказывается затянутой достаточно 

туго, что требует значительного 

усилия при ее выворачивании 

4 Сменная торцевая головка -

применяется в паре с воротом или 

оборудованным храповиком 

приводом при выворачивании 

сливной пробки, должна соответ-

ствовать последней по размеру 

5 Ленточный ключ - позволяет 

вывернуть полнопоточный масляный 

фильтр в условиях ограниченного к 

нему доступа 

6

 Специальный накидной ключ -

надевается на торец фильтра и 

может затем вращаться при помощи 

ворота илихрапового привода, 

должен отвечать корпусу фильтра по 

размеру 

6 Замена двигательного 

масла и масляного 

фильтра 

Замена масла 

Замечание:

 При эксплуатации авто-

мобиля в тяжелых условиях интервалы 

между очередными заменами двига-

тельного масла/масляного фильтра 

следует сократить (см. Раздел 1). 

1 Регулярное и достаточно частое 

выполнение замены двигательного 

масла является одной из основных про-

цедур профилактического обслужива-

ния автомобиля, лежащих в пределах 

квалификации среднестатистического 

механика-любителя. С течением вре-

мени двигательное масло подвержено 

старению, что проявляется в постепен-

ном его разжижении и загрязнении, 

ведущим к преждевременному износу 

внутренних компонентов двигателя. 

Кроме того, некоторое количество мас-

ла сгорает в цилиндрах двигателя, а так 

же испаряется из картера под воздей-

ствием высокой температуры и давле-

ния. Замену масляного фильтра необ-

ходимо производить при каждой сме-

не двигательного масла. 
2 Удостоверьтесь в наличии под ру-

кой всех материалов и инструментов, 

необходимых для выполнения замены 

масла и масляного фильтра

 (см. сопр. 

иллюстрацию). Приготовьте также 

достаточное количество ветоши и ста-

рых газет для сбора следов пролитого 

масла. Перед заменой масла двигатель 

должен быть прогрет до рабочей тем-

пературы - горячее масло обладает 

большей текучестью и лучше вымыва-

ет шлам и осадки. 
3 Масло из двигателя может быть 

удалено двумя способами: откачано 

при помощи специального зонда 

(шланга с насосным устройством) че-

рез трубку щупа измерения уровня дви-

гательного масла (диаметр шланга 

должен быть не более 7 мм), либо сли-

то через сливное отверстие в поддоне 

картера двигателя. В зависимости от 

наличия соответствующего оборудова-

ния можно выбрать любой из них - пер-

вый более предпочтителен для усло-

вий частного гаража, т.к. не требует 

специального подъемного оборудова-

ния или смотровой ямы. Запаркуйте 

автомобиль на ровной горизонтальной 

площадке, взведите рычаг стояночно-

го тормоза и заглушите двигатель. 
4 Снимите крышку маслозаливной 

горловины (см. Раздел 4). 

5

 На двигателе Z13DT предвари-

тельно следует вывернуть 2 крепежных 

болта и шестигранную гайку и снять 

защитный колпак масляного фильтра. 

Для отдавания болтов может потребо-

ваться значительное усилие - в случае 

необходимости воспользуйтесь специ-

6 . 9 Сливная пробка (стрелка) поддона 

картера (1) двигателя 

альным приспособлением для откручи-

вания болтов Тогх с удлинителем и 

храповым механизмом. 

6

 На бензиновых двигателях с ра-

бочим объемом 1.2 л и на дизель-

ных двигателях при помощи головки 

(27  м м ) или специального ключа 

Hazet-2169-27 снимите крышку мас-

ляного фильтра

 (см. сопр. иллюст-

рацию). При откручивании крышки 

фильтра масло начинает стекать в под-

дон картера двигателя, подождите, пока 

из фильтра не стечет все масло, и за-

тем извлеките фильтрующий элемент. 
7 Извлеките измерительный щуп из 

трубки (см. Раздел 4) и откачайте мас-

ло при помощи специального приспо-

собления. 

8 Если нет специального зонда/при-

способления, двигательное масло мо-

жет быть слито из картера, для чего 

поднимите автомобиль при помощи 

подъемника, загоните его на эстакаду, 

либо поддомкратьте и установите на 

подпорки. Удостоверьтесь в надежно-

сти фиксации автомобиля в поднятом 

положении. Внимание:

 Ни в коем слу-

чае не выполняйте никаких работ под 

автомобилем, подпертым лишь под 

бампер или удерживаемом в поднятом 

положении только домкратом! 
9 Заберитесь под автомобиль и оз-

накомьтесь с расположением сливной 

пробки поддона картера

 (см. сопр. 

иллюстрацию). Помните, что силовой 

агрегат и компоненты системы выпус-

ка отработавших газов в течение все-

го времени выполнения процедуры 

будут оставаться достаточно горячими, 

- продумайте схему безопасных мани-

пуляций руками, чтобы избежать слу-

чайного контакта с разогретыми по-

верхностями. 

10 На моделях Corsa Есо необходи-

мо предварительно вывернуть 4 кре-

пежных болта и снять сервисную крыш-

ку на защите картера двигателя (см. 

Главу 2). 

11 Установите сливную емкость, спо-

собную вместить до 5 л масла, под под-

доном картера, с тем расчетом, что в 

6.6  К р ы ш к а (1) масляного фильтра 

102 

Глава 1  Н а с т р о й к и и  т е к у щ е е  о б с л у ж и в а н и е  а в т о м о б и л я 

6 . 1 5 Ь  М а с л я н ы й фильтр  с о  с м е н н ы м 

б у м а ж н ы м  э л е м е н т о м (3) - вариант В 

2 Уплотнительные прокладки 

6 . 1 5 а  М а с л я н ы й фильтр со  с м е н н ы м 

б у м а ж н ы м  э л е м е н т о м (3) - вариант А 

1 Крышка масляного фильтра 

2 Уплотнительная прокладка 

первый момент струя будет вытекать 

через отверстие с приличным напо-

ром. Стараясь не прикасаться к разог-

ретым поверхностям силового агрега-

та и компонентов системы выпуска, 

выверните сливную пробку из нижней 

части поддона картера. При выполне-

нии данной операции рекомендуется 

надевать защитные резиновые перчат-

ки. Позвольте маслу беспрепятствен-

но стекать в емкость, соответствующим 

образом корректируя положение пос-

ледней по мере ослабевания напора 

струи. 

12 После того как масло прекратит 

вытекать из картера двигателя, тща-

тельно протрите сливную пробку чис-

той ветошью, - к ней могут подлипнуть 

мелкие металлические опилки, которые 

немедленно приведут к загрязнению 

свежего масла. Проверьте слитое мас-

ло на присутствие в нем металличес-

ких опилок. Если в двигательном мас-

ле в большом количестве имеется ме-

таллическая стружка или продукты из-

носа, это создает опасность засорения 

масляных каналов и повреждения де-

талей кривошипно-шатунного механиз-

ма, например, коренных или шатунных 

подшипников коленчатого вала. Для 

исключения возможных последствий 

необходимо тщательно очистить мас-

ляные каналы и шланги, при необходи-

мости заменить маслоохладитель. 

13 Протрите поверхность поддона вок-

руг сливного отверстия, вверните проб-

ку на место и затяните с требуемым 

усилием (см. Спецификации). Не за-

будьте заменить медную/алюминиевую 

уплотнительную прокладку резьбового 

соединения сливной пробки. Замеча-

ние:

 Прокладка иногда входит в комп-

лект нового сменного масляного филь-

тра. 

14 При соответствующей комплекта-

ции установите на место сервисную 

крышку защиты картера. Соберите сле-

ды пролитого масла, извлеките из-под 

автомобиля сливную емкость и инст-

рументы. Опустите автомобиль на зем-

лю. Крышка масляного фильтра уста-

навливается на место и затягивается 

с  с о о т в е т с т в у ю щ и м усилием (см. 

ниже),

 на двигателе Z13DTустанови-

те на место защитный колпак масля-

ного фильтра. 

З а м е н а  ф и л ь т р а 

15 На большинстве из рассматривае-

мых в настоящем Руководстве моделях 

используются масляные фильтры со 

сменными бумажными фильтрующими 

элементами. В зависимости от марки 

двигателя данные фильтры могут быть 

одного из двух вариантов исполнения 

(см. сопр. иллюстрации). 

16 Для отворачивания крышки фильт-

ра со сменным бумажным элементом 

необходимо использовать накидную 

головку (27 мм) или специальное при-

способление  H a z e t - 2 1 6 9 - 2 7 . После 

снятия крышки замените сменный эле-

мент и уплотнительные прокладки

 (см. 

иллюстрации 6.15). Установите 

крышку на место, затянув с требуемым 

усилием (см. Спецификации). 

17

 Двигатели Z14XE/Z16SE/Z16ХЕ 

оборудуются неразборным полностью 

сменным фильтром. Их демонтаж на 

СТО производится при помощи специ-

ального приспособления Hazet-2172 

(см. сопр. иллюстрацию). В услови-

ях гаража можно просто проткнуть бо-

ковину корпуса фильтра острой кром-

кой отвертки и использовать отвертку 

как рычаг при отворачивании фильт-

ра. После отворачивания фильтра что-

бы не пролить масло дайте ему стечь в 

заранее подготовленную для этого 

емкость. 

18 Вместо цельного сменного масля-

ного фильтра можно использовать спе-

циальный  р а з б о р н ы й патрон

 (см. 

сопр. иллюстрацию), позволяющий 

производить замену только фильтрую-

щего элемента. Замечание:

 Вне за-

висимости от варианта исполнения 

6 . 1 7 Снятие  с м е н н о г о масляного 

фильтра (1) при  п о м о щ и  с п е ц и а л ь н о г о 

п р и с п о с о б л е н и я (на  п р и м е р е двигате-

ля Z16XE) 

6 . 1 8  Р а з б о р н ы й патрон  с о  с м е н н ы м 

ф и л ь т р у ю щ и м  э л е м е н т о м 

7 Корпус фильтра 

2 Крышка фильтра 

3 Сменный фильтрующий элемент 

4 Сливное отверстие 

фильтров сменные бумажные элемен-

ты одного типоразмера взаимозаменя-

емы. 

19 Перед установкой цельного фильт-

ра/патрона протрите чистой ветошью 

место его посадки на блоке двигателя, 

при необходимости удалите остатки 

старой уплотнительной прокладки, 

смажьте уплотнительную прокладку 

нового фильтра чистым двигательным 

маслом. Вручную заверните новый 

масляный фильтр до появления легко-

го сопротивления (прокладка прижа-

лась к фланцу двигателя), затем дотя-

ните фильтр еще на пол-оборота (уси-

лие затягивания - 15 Нм). Замечание: 

На корпусе фильтра могут быть указа-

ны дополнительные сведения по его 

установке. 

20 Масляный фильтр/сменный элемент 

меняется, как правило, при замене мас-

ла. В случае необходимости он может 

быть заменен отдельно, без замены мас-

ла в двигателе. Замечание:

 При заме-

не фильтрующего элемента/фильтра 

уплотнительные прокладки должны за-

меняться в обязательном порядке. Как 

правило, они входят в комплект смен-

ного элемента/фильтра, - проверяйте 

их наличие при покупке. Если они не 

103 Глава 1  Н а с т р о й к и и  т е к у щ е е  о б с л у ж и в а н и е  а в т о м о б и л я 

6 . 2 7 Прибор для  и з м е р е н и я темпера-

т у р ы двигательного масла 

предусмотрены комплектацией, не за-

будьте их приобрести дополнительно. 

З а п р а в к а  с в е ж е г о  д в и г а т е л ь н о г о 
масла 
Замечание:

 Указанная в Специфика-

циях или паспорте автомобиля запра-

вочная емкость масла является при-

близительной. Каждый раз после за-

мены масла необходимо обязательно 

проверять его уровень при помощи 

измерительного щупа - при необходи-

мости произвести соответствующую 

корректировку. 
21 Залейте свежее масло в приемную 

горловину двигателя, - с целью мини-

мизации потерь воспользуйтесь ворон-

кой. Заливайте масла примерно на чет-

верть меньше указанного в Специфи-

кациях объема. Обождите несколько 

минут, позволив маслу стечь в поддон, 

затем проверьте его уровень по изме-

рительному щупу (см. Раздел 4). Если 

уровень находится выше нижней отмет-

ки, запустите двигатель, обеспечив цир-

куляцию свежего масла (контрольная 

лампа давления масла при первом за-

пуске может погаснуть с определен-

ной задержкой, связанной с необходи-

мостью заполнения объема фильтру-

ющего элемента). Замечание:

 Для 

подъема уровня масла от нижней (MIN) 

до верхней (МАХ) отметки измеритель-

ного щупа требуется примерно 1 л 

масла. 
22 Дав двигателю поработать в тече-

ние примерно одной минуты, вновь заг-

лушите его, и сразу же загляните под 

автомобиль - проверьте нет ли утечек 

через сливную пробку и уплотнения 

масляного фильтра. В случае необхо-

димости немного подтяните допуска-

ющие утечки компоненты (соблюдая 

усилия затяжки). 

23 В ходе циркуляции масла по дви-

гателю (в течение 1 минуты), проис-

ходит заполнение нового масляного 

фильтра. Теперь необходимо вторич-

но проверить уровень масла и в слу-

чае необходимости долить еще неко-

торое его количество, немного не до-

водя уровень до верхней отметки на 

лезвии щупа (проверку производите 

спустя примерно 5 минут после вык-

лючения двигателя, - масло должно ус-

петь полностью стечь в поддон карте-

ра). Если уровень масла слишком вы-

сок, то его нужно откачать. После проб-

ной поездки еще раз проверьте гер-

метичность пробки сливного отверстия 

и уплотнений масляного фильтра. 
24 Во время первых нескольких поез-

док после смены двигательного масла 

старайтесь как можно чаще проверять 

его уровень. 

25 Слитое с двигателя отработанное 

масло вторичному употреблению не 

подлежит и должно быть сдано на спе-

циальный приемный пункт. Ни в коем 

случае не сливайте отработку на зем-

лю или в канализацию - перелейте его 

в герметично закрываемую тару и при 

первой же возможности сдайте. 

И з м е р е н и е  т е м п е р а т у р ы 

двигательного масла 

26 При проведении различных регули-

ровочных работ может потребоваться 

точное знание температуры двигатель-

ного масла. 

27 Измерение температуры масла не-

обходимо производить в картере дви-

гателя на уровне приблизительно 1 см 

от дна картера. Измерение произво-

дится специальным прибором

 (см. 

сопр. иллюстрацию), для чего необ-

ходимо вставить измерительный зонд 

прибора в направляющую трубку щупа 

измерения уровня двигательного мас-

ла и протолкнуть его до касания дна 

картера, а затем вытянуть примерно на 

1  с м . 

28 Чтобы через направляющую труб-

ку не подсасывался воздух, отверстие 

необходимо закрыть резиновой проб-

кой. 

29 Температура масла зависит от на-

грузки двигателя. Значение 80°С со-

ответствует нормальной рабочей тем-

пературе двигателя. При экстремаль-

ной нагрузке температура масла мо-

жет достигать 150°С. 

И з м е р е н и е  д а в л е н и я 

д в и г а т е л ь н о г о масла 

30 Для диагностики состояния масля-

ного насоса и степени износа подшип-

ников коленчатого вала может произ-

водиться измерение точного значения 

давления масла в системе смазки дви-

гателя. Описание процедуры приведе-

но в Главе 2. 

7 Проверка состояния и 

замена мультиреберного 

ремня привода агрегатов 

П р о в е р к а 

1 Мультиреберный ремень предназ-

начен для передачи крутящего момен-

та двигателя таким навесным агрега-

там, как генератор, водяной насос и 

компрессор кондиционера воздуха. 

Натяжение мультиреберного ремня 

производится автоматически при по-

мощи специального натяжителя. В ходе 

работ ТО необходимо лишь проверять 

состояние ремня. 
2 Заглушите двигатель, откройте ка-

пот. Ременной привод расположен на 

двигателе справа (по ходу движения 

автомобиля). Подсвечивая себе фона-

риком, пальцами ощупайте ремень по 

всей его длине, проверяя на наличие 

трещин и расслоений. Недопустимо 

также присутствие на ремне потерто-

стей, заполированных до блеска участ-

ков и прочих очевидных дефектов

 (см. 

сопр. иллюстрацию). Осматривайте 

ремень с обеих сторон, для чего пере-

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  ..