Порядок проверки и регулировки реле-регулятора
РР-363 на автомобиле Белаз
Перед проверкой реле-регулятора убедитесь в исправности электропроводки,
генератора, а также проверьте состояние аккумуляторных батарей. После
этого проверьте электрические параметры реле-регулятора без снятия
крышки.
Напряжение, регулируемое реле-регулятором, проверяйте при частоте
вращения коленчатого вала двигателя 18-20 c-l (1100-1200 об/мин.).
При этой частоте оно должно быть 26,5-28В.
Если напряжение, регулируемое реле-регулятором, отличается от
указанного, произведите его подрегулировку. Для этого при выключенной
„массе” снимите крышку реле-регулятора.
Крышку снимите осторожно, чтобы не повредить электромагнитные узлы
реле-регулятора. Резиновую уплотнительную прокладку не снимайте. Перед
снятием крышки очистите реле-регулятор от пыли и грязи.
Загрязнившиеся контакты реле-регулятора протрите капроновой лентой,
смоченной спиртом или чистым бензином, после чего протрите сухой лентой.
Включите вольтметр между выводом ВЗ и корпусом реле-регулятора. Пустите
двигатель и установите частоту вращения 25 с"1 (1500 об/мин). После
10-20 мин работы двигателя в этом .режиме включите все потребители и по
вольтметру зафиксируйте напряжение, оно должно быть 26,5-28 В. Если
напряжение отличается от указанного, проверьте зазоры между контактами и
отрегулируйте натяжение пружины. Для повышения напряжения натяжение
пружины следует увеличить, а для уменьшения - ослабить. Натяжение или
ослабление пружины производится путем подгибания
хвостовика угольника специальным приспособлением (рис. 172).
При регулировке реле-регулятора помните, что корпус электромагнитных
реле и пружины находятся под напряжением относительно корпуса
реле-регулятора (массы). Случайное касание регулировочной вилкой корпуса
вызовет короткое замыкание, которое может привести к выходу из строя
реле-регулятора.
Регулировку реле-регулятора производите так, чтобы максимально
приблизиться к средним значениям параметров (табл. 45).
Таблица 45
Зазоры между якорем и сердечником и между контактами реле-регулятора
Элементы р ел
е-регу ля-
Зазор между якорем
и сердечником,
Зазор между
тор а
мм
контактами
Реле защиты
1,2—1,3 (при
замкнутых контактах)
—
Регулятор
напряжения
1,2-1,3 (при
замкнутых контактах)
0,2-0,25
Регулирование зазоров между якорем и сердечником и
между контактами в регуляторе напряжения осуществляйте перемещением
держателя контакта и подгибкой держателя верхнего контакта или
ограничителя хода якоря. Регулировку зазоров в реле защиты осуществляйте
перемещением стойки держателя верхнего контакта.
В этом случае, если при регулировке на автомобиле не удается получить
установленные параметры, реле-регулятор снимите с автомобиля и
отрегулируйте в мастерской на стенде, подсоединив его по схеме (рис.
173).
Регулируемое напряжение проверяется при скорости вращения ротора
генератора и токе нагрузки согласно табл. 46.
Рис. 173. Подсоединение реле-регулятора для
проверки на стенде
Таблица 46
Величина регулируемого напряжения
Параметры
Числовые значения
исполнения
У-ХЛ
Т
Регулируемое
напряжение при температуре реле-регулятора и окружающей среды
плюс 25±10°С, частоте вращения ротора генератора 3500±150
об/мин. токе нагрузки 60А(В)
26,5-28,0
26,0-27,5
Реле-регулятор выпускается в следующих исполнениях
по -климатическим условиям:
У-ХЛ — для умеренного и холодного климата,
Т - для тропического климата.
Ремонт, подчистку контактов, проверку и подрегулировку электрических
параметров разрешается производить только по истечении срока гарантии
реле-регулятора.
Не допускается даже кратковременное:
— замыкание зажимов ВЗ и Ш между собой;
— замыкание зажимов ВЗ, Ш и О на корпус реле-регулятора;