Ремонт аккумуляторных батарей автомобилей Белаз 7522, 540А, 7540, 75402, 7523, 548А, 75231, 7548, 75482, 531

  Главная      Автомобили - Белаз     Белаз 7522, 540А, 7540, 75402, 7523, 548А, 75231, 7548, 75482, 531. Руководство по ремонту 540АЭ-3902080 PC

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   .. 

 

15.2.

УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ И РЕМОНТ СИСТЕМЫ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ БЕЛАЗ 7522, 540А, 7540, 75402, 7523, 548А, 75231, 7548, 75482, 531

К системе энергоснабжения относятся аккумуляторные батареи, генератор и электропроводка, соединяющая источники электроэнергии с потребителями.

Поврежденные участки электропроводки подлежат при ремонте частичной или полной замене, при этом поперечьое сечение устанавливаемого провода должно быть не менее допустимой величины или равно сечению поврежденного провода.
 

 

Ремонт аккумуляторных батарей автомобилей Белаз 7522, 540А, 7540, 75402, 7523, 548А, 75231, 7548, 75482, 531

На автомобилях устанавливаются аккумуляторные батареи 6СТ-132ЭМ.

 

 

 

 

Техническая характеристика аккумуляторной батареи


Номинальное напряжение, В...........................................................12

Емкость при 10-часовой разрядке и температуре электролита 30 °С, А *ч......120

Разрядный ток при 10-часовой разрядке, А .....................................12

 Величина тока первой зарядки для сухозаряженных батарей, А .......................13

Объем электролита, заливаемого в 6 элементов батарей, л..............................8

Количество батарей.................................. . . . 4

 

 

Прежде чем приступить к ремонту аккумуляторной батареи, проверьте и выясните неисправности. Для проверки состояния аккумуляторных батарей снимите их с автомобиля, удалите грязь, влагу и электролит с крышек банок и из-под межэлементных перемычек. Внешним осмотром проверьте состояние моноблока, крышек, мастики, клемм и межэлементных перемычек.

После осмотра аккумуляторных батарей проверьте их пригодность к работе и степень заряженности. Пригодность к работе определяется по напряжению, замеренному загрузочной вилкой (рис. 164) в каждом элементе батареи. Напряжение в полностью заряженном элементе должно быть 1,8—

1,85 В (под нагрузкой) и держаться устойчиво в течение 5-6 с (см. табл. 39).

Степень заряженности аккумуляторной батареи определите по плотности электролита, величина которого устанавливается с помощью ареометра (рис. 165) в каждом элементе батареи.

Степень разряженности в зависимости от плотности электролита приведена в табл. 40.

 

 

 

 

 

Рис. 164. Определение напряжения в аккумуляторной батарее нагрузочной вилкой: а - замер ЭДС (сопротивление 5 не включено); б - замер напряжения (сопротивление 5 включено);
1,4- изоляторы; 2 - пружина удлиненного контакта; 3 - контакт удлиненный; 5 -сопротивление; 6 - вольтметр; 7 - ручка нагрузочной вилки

 

 

Таблица 39

Показатели, характеризующие степень пригодности элементов аккумуляторной батареи к работе

 

 

 

 

 

 

Рис. 165. Замер плотности электролита ареометром:
1 — корпус ареометра; 2 — ареометр; 3 — трубка; 4 — груша; 5 — шкала ареометра

 

 

 

 

Таблица 40

Степень заряженности аккумуляторной батареи
Плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см3

 

Полностью заряженная батарея

Батарея разряженная

на 25 %

на 50 %

1,30

1,26

1,22

1,28

1,24

1,20

1,26

1,22

1,18

1,24

1,20

1,16

1,22

1,18

1,14

 

 

При измерении плотности электролита, когда его температура выше или ниже 25 °С, в показания ареометра внесите температурную поправку. Величина температурной поправки на 1 °С равна 0,0007.

Батарею, разряженную более чем на 25 % зимой и более чем на 50 % летом, снимите с эксплуатации и подзарядите.

 

 

 

 

Возможные неисправности аккумуляторных батарей

В процессе эксплуатации аккумуляторных батарей возможны следующие неисправности:

1. Сульфатация пластин. Наличие сульфата в аккумуляторе определяется по таким признакам:

— резкое падение напряжения при включений стартера;

— при замере напряжения нагрузочной вилкой стрелка вольтметра не удерживается в течение 5 с в пределах 1,8—1,85 В и отклоняется ниже деления 1,7 В;

— при зарядке быстро повышается напряжение и начинается интенсивное кипение электролита;

— наличие белого налета на отрицательных пластинах (сульфатация). При сильной сульфатации на поверхности положительных пластин также образуется белый налет.

В случае сильной сульфатации пластины заменяют новыми.

2. Короткое замыкание внутри аккумулятора, признаком которого является:

— быстрое повышение температуры электролита и слабое газовыделе-ние в процессе зарядки;

— значительное снижение напряжения при кратковременных разрядках.

Устраняется короткое замыкание только при полной разборке аккумуляторных батарей.

3. Обрыв выводных штырей. Элемент с оборванным штырем определяется с помощью вольтметра нагрузочной вилки (при невключенной нагрузке) поочередной проверкой элементов аккумуляторной батареи. В элементе с оборванным штырем стрелка вольтметра не отклоняется.

 

 

 

Ремонтные работы, не требующие разборки аккумуляторной батареи

Для устранения наружных повреждений аккумуляторной батареи слейте электролит и закройте отверстия банок пробками.

Трещины в кислотостойкой мастике устраните нагревом мастики до такого состояния, когда она заполнит трещину. Не рекомендуется для нагрева мастики применять паяльную лампу или другие нагревательные средства с открытым пламенем.

При течи электролита через крышки щели разделывают отверткой, заливают мастикой и разглаживают горячей лопаткой. Если электролит подтека-ет у клеммовых штырей, удалите мастику вокруг штыря и опаяйте его соединение с крышкой. После этого место вокруг штыря вновь залейте мастикой и загладьте горячей лопаткой.

 

 

 

 

 

Рис. 166. Наплавка ушек пластин аккумуляторов:
1 — электропривод угольный; 2 -пруток свинцовый; 3 - шаблон; 4 - к источнику тока

 

 

 

 

 

Рис. 167. Сборка полу блока пластин аккумуляторной батареи: 1 - к аккумуляторной батарее

 

 

 

 

Рис. 168. Снятие межэлементных соединений с Помощью специальной фрезы:
1 - втулка центрирующая; 2 - фреза; 3 - пружина

 

 

 

Обломанные или разрезанные при разборке аккумуляторной батареи межэлементные перемычки спаяйте угольным электродом. В месте соединения перемычки трехгранным напильником прорежьте канавку на всю толщину; под перемычку подложите полоску жести, концы которой подогните вверх так, чтобы они плотно прилегли к перемычке и образовали ванночку. Концы перемычки расплавьте с помощью угольного электрода, который через специальный держатель соединен с положительным полюсом источника тока. В качестве источника электроэнергии можно использовать аккумуляторную батарею. Для полного заполнения шва добавьте свинец. Во время пайки не допускайте образования электрической дуги между свинцом и

угольным стержнем. Пример пайки показан на рис. 166 и 167. Сильно поврежденную перемычку замените новой, для чего специальной фрезой (рис. 168) высверлите кольцевое отверстие вокруг выводного штыря и снимите перемычку.

Новую перемычку наденьте на выводные штыри, запиленные на концах, а затем пространство между каждым штырем и перемычкой залейте расплавленным свинцом.

Устранение незначительной сульфатации производите в следующей последовательности:

- разрядите аккумуляторную батарею током 16,5 А при десятичасовом режиме до напряжения 1,7 В в каждом электролите;

- слейте электролит и залейте дистиллированную воду или слабый раствор серной кислоты (удельный вес 1,04-1,06);

— зарядите батарею током 3,5—4,0 А. Если во время зарядки температура электролита повысится до плюс 45 °С, зарядку прервите и дайте аккуму-лярной батарее охладиться до нормальной температуры. Когда плотность электролита достигнет 1,15, слейте его, затем вновь залейте дистиллированную воду или слабый раствор серной кислоты и продолжите зарядку.

Зарядку и смену электролита производите до тех пор, пока плотность электролита перестанет повышаться.

При сильной сульфатации пластины замените.

 

 

 

Ремонтные работы, требующие разборки аккумуляторной батареи

Прежде чем приступить к разборке аккумуляторной батареи проделайте следующее:

— разрядите аккумуляторную батарею, подключив ее для разрядки к реостату (рис. 169) или лампам. Нагрузка при этом должна составлять 8-10 А;

— отверните пробки заливных отверстий (если они не были сняты ранее) ;

— переверните батарею и слейте из банок электролит в керамическую или освинцованную посуду;

— дважды промойте банки батареи дистиллированной водой, оставляя воду в них каждый раз на 15—20 мин.

После выполнения этих операций аккумуляторную батарею разберите в следующем порядке:

— обрежьте специальной фрезой (см. рис. 168) места соединений межэле-ментных перемычек с выводными штырями;

— снимите кислотоупорную мастику электрическим мастикоудалителем. В случае его отсутствия можно удалять мастику специальным скребком, лезвие которого предварительно нагрейте;

 

 

 

 

Рис. 169. Схема разрядки аккумуляторной батареи

 

 

 

- снимите крышки банок;

- выньте блоки пластин и пройолощите их в проточной воде или промойте в специальной ванне из кислотостойкого материала. Продолжительность промывки 1—2 ч;

- раздвиньте пластины, вьшьте сепараторы и разъедините блоки пластин;

- промойте пластины в дистиллированной воде и просушите при температуре 40—50 °С.

На пластинах аккумуляторной батареи не допускается: трещины на кромках, глубокий белый сульфат, выпадение активной массы более чем из семи ячеек, вмятины глубиной более 1 мм в пяти ячейках, коробление более 1 мм, заусеницы, выступающие за- кромки.

Не рекомендуется неисправные плаетины заменять 'новыми, лучше установить на их места пластины, бывшие в работе, или весь комплект заменить' новыми. Пластины приваривают к бареткам при помощи угольного электрода в специальном приспособлении.

Сепараторы, устанавливаемые в батареях, после разборки прокипятите в дистиллированной воде для удаления сульфата.

При обнаружении трещин на крышках и банках эти детали замените.

Сварите блоки пластин (см. рис. 167) в том случае, если выполняют замену вышедших из строя. Для этого в предварительно зачищенные вырезы бареток вставляют хвостовики пластин, весь набранный пакет зажимают в приспособлении и пластины приваривают к бареткам. Сварка должна быть прочной, без раковин и трещин, а место сварки должно быть ровным.

Соберите блоки пластин, вставив минусовые и плюсовые пластины. Между пластинами вставьте сепараторы. (Установку сепараторов выполняйте с середины блока к краям).

Собранный блок пластин тщательно проверьте и спрессуйте на специальных тисках (рис. 170) для обжатия блока пластин аккумулятора, после чего на верхние кромки пластины положите предохранительный щиток из ми-пора. Размеры щитка должны соответствовать толщине набранных пластин.

 

 

 

Рис. 170. Тиски для обжатия блока пластин аккумуляторной батареи

 

 

 

 

Установите блоки в бачки, предварительно проверив чистоту банок. Наденьте уплотняющие резиновые кольца на выводные штыри блоков. Установите крышки.

Все зазоры между крышками и стенками бачка залейте кислотоупорной мастикой, прогретой предварительно до температуры 190-200 °С.

Наденьте межэлементные перемычки и приварите их к штырям. Приварите вывбдные клеммы. Залейте в банки элементов электролит до уровня на 10—15 мм выше предохранительного щитка пластин

Плотность электролита устанавливается в зависимости от климатических условий эксплуатации аккумуляторных батарей (табл. 41).

Таблица 41

Зависимость плотности электролита от климатического района эксплуатации автомобиля

 

 

Допускаются отклонения плотности электролита от значений, приведенных в табл. 41 на *0,01 г/смэ.

Электролит для заливки батарей готовится из серной кислоты и дистиллированной воды в посуде, стойкой против серной кислоты (керамической, пластмассовой, эбонитовой, свинцовой). В посуду сначала заливается вода, а затем при непрерывном помешивании, медленно, тонкой струйкой вливать серную кислоту.

Для получения электролита соответствующей плотности следует руководствоваться табл. 42.

Таблица 42

Зависимость между плотностью электролита, приведенной к температуре +25 °С* и количеством серной кислоты плотностью 1,83 г/см в 1 л электролита

 

Плотность электролита, г/см

1,20

1,22

1,24

1,26

1,28

1,40 .

Количество серной кислоты, см3

200

211

242

263

285

423

Количество воды, см3

859

839

819

800

781

650

 

 

Температура электролита, заливаемого в аккумуляторные батареи, должна быть не выше 25 °С в холодной и умеренной зонах, не выше 30 °С в жаркой и теплой влажной зонах. Не рекомендуется заливать батареи электролитом с температурой электролита ниже 15 °С.

Вентиляционные отверстия в* завернутых пробках аккумуляторных батарей должны быть открыты.

Контроль плотности электролита после его заливки в аккумуляторную батарею производите не ранее чем через 20 мин и не позже, чем через 2 ч в том случае, если она собрана из новых пластин. Если плотность электролита понизится более чем на 0,03 г/см3, то батарею следует подзарядить. Батарею, собранную из пластин, бывших в эксплуатации, можно ставить на зарядку сразу после заливки электролита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   ..