УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ И РЕМОНТ СИСТЕМЫ
ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ БЕЛАЗ 7522, 540А, 7540, 75402, 7523, 548А, 75231,
7548, 75482, 531
К системе энергоснабжения относятся аккумуляторные батареи, генератор и
электропроводка, соединяющая источники электроэнергии с потребителями.
Поврежденные участки электропроводки подлежат при ремонте частичной или
полной замене, при этом поперечьое сечение устанавливаемого провода
должно быть не менее допустимой величины или равно сечению поврежденного
провода.
Емкость при 10-часовой разрядке и температуре электролита 30 °С, А
*ч......120
Разрядный ток при 10-часовой разрядке, А
.....................................12
Величина тока первой зарядки для сухозаряженных батарей, А
.......................13
Объем электролита, заливаемого в 6 элементов батарей,
л..............................8
Количество батарей.................................. . . . 4
Прежде чем приступить к ремонту аккумуляторной
батареи, проверьте и выясните неисправности. Для проверки состояния
аккумуляторных батарей снимите их с автомобиля, удалите грязь, влагу и
электролит с крышек банок и из-под межэлементных перемычек. Внешним
осмотром проверьте состояние моноблока, крышек, мастики, клемм и
межэлементных перемычек.
После осмотра аккумуляторных батарей проверьте их пригодность к работе и
степень заряженности. Пригодность к работе определяется по напряжению,
замеренному загрузочной вилкой (рис. 164) в каждом элементе батареи.
Напряжение в полностью заряженном элементе должно быть 1,8—
1,85 В (под нагрузкой) и держаться устойчиво в течение 5-6 с (см. табл.
39).
Степень заряженности аккумуляторной батареи определите по плотности
электролита, величина которого устанавливается с помощью ареометра (рис.
165) в каждом элементе батареи.
Степень разряженности в зависимости от плотности электролита приведена в
табл. 40.
Рис. 164. Определение напряжения в
аккумуляторной батарее нагрузочной вилкой: а - замер ЭДС (сопротивление
5 не включено); б - замер напряжения (сопротивление 5 включено);
1,4- изоляторы; 2 - пружина удлиненного контакта; 3 - контакт
удлиненный; 5 -сопротивление; 6 - вольтметр; 7 - ручка нагрузочной вилки
Таблица 39
Показатели, характеризующие степень пригодности
элементов аккумуляторной батареи к работе
Степень заряженности аккумуляторной батареи
Плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см3
Полностью
заряженная батарея
Батарея
разряженная
на 25 %
на 50 %
1,30
1,26
1,22
1,28
1,24
1,20
1,26
1,22
1,18
1,24
1,20
1,16
1,22
1,18
1,14
При измерении плотности электролита, когда его
температура выше или ниже 25 °С, в показания ареометра внесите
температурную поправку. Величина температурной поправки на 1 °С равна
0,0007.
Батарею, разряженную более чем на 25 % зимой и более чем на 50 % летом,
снимите с эксплуатации и подзарядите.
Возможные неисправности аккумуляторных батарей
В процессе эксплуатации аккумуляторных батарей возможны следующие
неисправности:
1. Сульфатация пластин. Наличие сульфата в аккумуляторе определяется по
таким признакам:
— резкое падение напряжения при включений стартера;
— при замере напряжения нагрузочной вилкой стрелка вольтметра не
удерживается в течение 5 с в пределах 1,8—1,85 В и отклоняется ниже
деления 1,7 В;
— при зарядке быстро повышается напряжение и начинается интенсивное
кипение электролита;
— наличие белого налета на отрицательных пластинах (сульфатация). При
сильной сульфатации на поверхности положительных пластин также
образуется белый налет.
В случае сильной сульфатации пластины заменяют новыми.
2. Короткое замыкание внутри аккумулятора, признаком которого является:
— быстрое повышение температуры электролита и слабое газовыделе-ние в
процессе зарядки;
— значительное снижение напряжения при кратковременных разрядках.
Устраняется короткое замыкание только при полной разборке аккумуляторных
батарей.
3. Обрыв выводных штырей. Элемент с оборванным штырем определяется с
помощью вольтметра нагрузочной вилки (при невключенной нагрузке)
поочередной проверкой элементов аккумуляторной батареи. В элементе с
оборванным штырем стрелка вольтметра не отклоняется.
Ремонтные работы, не требующие разборки
аккумуляторной батареи
Для устранения наружных повреждений аккумуляторной батареи слейте
электролит и закройте отверстия банок пробками.
Трещины в кислотостойкой мастике устраните нагревом мастики до такого
состояния, когда она заполнит трещину. Не рекомендуется для нагрева
мастики применять паяльную лампу или другие нагревательные средства с
открытым пламенем.
При течи электролита через крышки щели разделывают отверткой, заливают
мастикой и разглаживают горячей лопаткой. Если электролит подтека-ет у
клеммовых штырей, удалите мастику вокруг штыря и опаяйте его соединение
с крышкой. После этого место вокруг штыря вновь залейте мастикой и
загладьте горячей лопаткой.
Рис. 168. Снятие межэлементных соединений с
Помощью специальной фрезы:
1 - втулка центрирующая; 2 - фреза; 3 - пружина
Обломанные или разрезанные при разборке
аккумуляторной батареи межэлементные перемычки спаяйте угольным
электродом. В месте соединения перемычки трехгранным напильником
прорежьте канавку на всю толщину; под перемычку подложите полоску жести,
концы которой подогните вверх так, чтобы они плотно прилегли к перемычке
и образовали ванночку. Концы перемычки расплавьте с помощью угольного
электрода, который через специальный держатель соединен с положительным
полюсом источника тока. В качестве источника электроэнергии можно
использовать аккумуляторную батарею. Для полного заполнения шва добавьте
свинец. Во время пайки не допускайте образования электрической дуги
между свинцом и
угольным стержнем. Пример пайки показан на рис. 166
и 167. Сильно поврежденную перемычку замените новой, для чего
специальной фрезой (рис. 168) высверлите кольцевое отверстие вокруг
выводного штыря и снимите перемычку.
Новую перемычку наденьте на выводные штыри, запиленные на концах, а
затем пространство между каждым штырем и перемычкой залейте
расплавленным свинцом.
Устранение незначительной сульфатации производите в следующей
последовательности:
- разрядите аккумуляторную батарею током 16,5 А при десятичасовом режиме
до напряжения 1,7 В в каждом электролите;
- слейте электролит и залейте дистиллированную воду или слабый раствор
серной кислоты (удельный вес 1,04-1,06);
— зарядите батарею током 3,5—4,0 А. Если во время
зарядки температура электролита повысится до плюс 45 °С, зарядку
прервите и дайте аккуму-лярной батарее охладиться до нормальной
температуры. Когда плотность электролита достигнет 1,15, слейте его,
затем вновь залейте дистиллированную воду или слабый раствор серной
кислоты и продолжите зарядку.
Зарядку и смену электролита производите до тех пор, пока плотность
электролита перестанет повышаться.
При сильной сульфатации пластины замените.
Ремонтные работы, требующие разборки
аккумуляторной батареи
Прежде чем приступить к разборке аккумуляторной батареи проделайте
следующее:
— разрядите аккумуляторную батарею, подключив ее для разрядки к реостату
(рис. 169) или лампам. Нагрузка при этом должна составлять 8-10 А;
— отверните пробки заливных отверстий (если они не были сняты ранее) ;
— переверните батарею и слейте из банок электролит в керамическую или
освинцованную посуду;
— дважды промойте банки батареи дистиллированной водой, оставляя воду в
них каждый раз на 15—20 мин.
После выполнения этих операций аккумуляторную батарею разберите в
следующем порядке:
— обрежьте специальной фрезой (см. рис. 168) места соединений
межэле-ментных перемычек с выводными штырями;
— снимите кислотоупорную мастику электрическим мастикоудалителем. В
случае его отсутствия можно удалять мастику специальным скребком, лезвие
которого предварительно нагрейте;
Рис. 169. Схема разрядки аккумуляторной батареи
- снимите крышки банок;
- выньте блоки пластин и пройолощите их в проточной воде или промойте в
специальной ванне из кислотостойкого материала. Продолжительность
промывки 1—2 ч;
- раздвиньте пластины, вьшьте сепараторы и разъедините блоки пластин;
- промойте пластины в дистиллированной воде и просушите при температуре
40—50 °С.
На пластинах аккумуляторной батареи не допускается: трещины на кромках,
глубокий белый сульфат, выпадение активной массы более чем из семи
ячеек, вмятины глубиной более 1 мм в пяти ячейках, коробление более 1
мм, заусеницы, выступающие за- кромки.
Не рекомендуется неисправные плаетины заменять 'новыми, лучше установить
на их места пластины, бывшие в работе, или весь комплект заменить'
новыми. Пластины приваривают к бареткам при помощи угольного электрода в
специальном приспособлении.
Сепараторы, устанавливаемые в батареях, после разборки прокипятите в
дистиллированной воде для удаления сульфата.
При обнаружении трещин на крышках и банках эти детали замените.
Сварите блоки пластин (см. рис. 167) в том случае, если выполняют замену
вышедших из строя. Для этого в предварительно зачищенные вырезы бареток
вставляют хвостовики пластин, весь набранный пакет зажимают в
приспособлении и пластины приваривают к бареткам. Сварка должна быть
прочной, без раковин и трещин, а место сварки должно быть ровным.
Соберите блоки пластин, вставив минусовые и плюсовые пластины. Между
пластинами вставьте сепараторы. (Установку сепараторов выполняйте с
середины блока к краям).
Собранный блок пластин тщательно проверьте и спрессуйте на специальных
тисках (рис. 170) для обжатия блока пластин аккумулятора, после чего на
верхние кромки пластины положите предохранительный щиток из ми-пора.
Размеры щитка должны соответствовать толщине набранных пластин.
Рис. 170. Тиски для обжатия блока пластин
аккумуляторной батареи
Установите блоки в бачки, предварительно проверив
чистоту банок. Наденьте уплотняющие резиновые кольца на выводные штыри
блоков. Установите крышки.
Все зазоры между крышками и стенками бачка залейте кислотоупорной
мастикой, прогретой предварительно до температуры 190-200 °С.
Наденьте межэлементные перемычки и приварите их к штырям. Приварите
вывбдные клеммы. Залейте в банки элементов электролит до уровня на 10—15
мм выше предохранительного щитка пластин
Плотность электролита устанавливается в зависимости от климатических
условий эксплуатации аккумуляторных батарей (табл. 41).
Таблица 41
Зависимость плотности электролита от климатического района эксплуатации
автомобиля
Допускаются отклонения плотности электролита от
значений, приведенных в табл. 41 на *0,01 г/смэ.
Электролит для заливки батарей готовится из серной кислоты и
дистиллированной воды в посуде, стойкой против серной кислоты
(керамической, пластмассовой, эбонитовой, свинцовой). В посуду сначала
заливается вода, а затем при непрерывном помешивании, медленно, тонкой
струйкой вливать серную кислоту.
Для получения электролита соответствующей плотности следует
руководствоваться табл. 42.
Таблица 42
Зависимость между плотностью электролита, приведенной к температуре +25
°С* и количеством серной кислоты плотностью 1,83 г/см в 1 л электролита
Плотность
электролита, г/см
1,20
1,22
1,24
1,26
1,28
1,40 .
Количество серной
кислоты, см3
200
211
242
263
285
423
Количество воды,
см3
859
839
819
800
781
650
Температура электролита, заливаемого в
аккумуляторные батареи, должна быть не выше 25 °С в холодной и умеренной
зонах, не выше 30 °С в жаркой и теплой влажной зонах. Не рекомендуется
заливать батареи электролитом с температурой электролита ниже 15 °С.
Вентиляционные отверстия в* завернутых пробках аккумуляторных батарей
должны быть открыты.
Контроль плотности электролита после его заливки в аккумуляторную
батарею производите не ранее чем через 20 мин и не позже, чем через 2 ч
в том случае, если она собрана из новых пластин. Если плотность
электролита понизится более чем на 0,03 г/см3, то батарею следует
подзарядить. Батарею, собранную из пластин, бывших в эксплуатации, можно
ставить на зарядку сразу после заливки электролита.