Сборку и регулировку рулевого механизма выполняйте
в следующей последовательности:
- запрессуйте в картер 1 (см. рис. 115) до упора наружное кольцо
конического подшипника 3;
— запрессуйте в картер игольчатый подшипник 12 и
упорное кольцо. 1осле запрессовки иглы должны свободно вращаться и
перемещаться в корпусе подшипника;
- запрессуйте на винт 2 (в сборе с гайкой-рейкой) внутренние кольца
конических подшипников 3 до упора:
Если по какой-либо причине винтовая пара разбиралась, то перед
напрессовкой подшипников соберите винт с гайкой-рейкой. Для сборки пары
ведите винт в отверстие гайки-рейки и совместите канавки винта с
отверстиями на грани гайки-рейки под направляющие шариков. Гайка-рейка
относительно винта должна быть расположена в соответствии с ранее
сделанными метками.
В два отверстия на грани гайки-рейки вставьте две
направляющие рис. 122) и введите последовательно через отверстие в
винтовые канавки 49 шариков, проворачивая винт. Вводимые в
отверстие шарики должны 1 винтовой канавке обогнуть винт снизу и, сделав
два витка, выйти наружу через второе отверстие гайки. Для правильной
установки шариков важно допускать закатывание их в верхнюю часть
винтовых канавок, совмещенных с отверстиями для направляющих.
Использование шариков из других винтовых пар не допускается, так как при
сборке винта с гайкой-рейкой
устанавливают группу винта согласно данным табл. 33
и подбирают шарики соответствующей размерной группы. Использование
шариков в одной винтовой паре разных размерных групп не допускается.
Таблица 33 Размерные группы винта и шариков рулевого механизма
Осторожно снимайте направляющие шариков, следя за
тем, чтобы шарики не закатились в верхнюю часть совмещенных с
отверстиями винтовых канавок, вложите 6 шариков в две совместно
сложенные парные направляющие и вставьте концы направляющих в отверстия
гайки-рейки (рис. 123). Аналогичным образом установите шарики и вторую
пару направляющих. Всего в канавки винтовой пары должно быть введено 110
шариков.
Легким нажимом доведите направляющие до упора в грань гайки-рейки,
наложите прижим и закрепите его винтами.
После сборки винт должен проворачиваться в гайке-рейке моментом
0,2-0,8 Н*м (0,02-0,08 кгс*м) плавно, без заеданий. Осевой люфт винта
0,03 мм, не более.
Дальнейшую сборку рулевого механизма выполняйте в следующей
последовательности :
- вставьте в крышку 6 (см. рис. 115) упор 4 с уплотнительным кольцом и
запрессуйте наружное кольцо конического подшипника 3;
— установите винтовую пару в сборе с внутренними
кольцами подшипников в картер рулевого механизма, установите на картер и
закрепите болтами крышку 6, подложив под нее уплотнительную прокладку;
— заверните в крышку 6 регулировочную гайку 5 до упора. Гайкой 5
затяните конические подшипники так, чтобы момент для проворачивания,
винта (без сальников и сектора) был равен 0,4—1,6 Н*м (0,04-0,16 кгс*м).
При этом осевой люфт винта не должен ощущаться. После регулировки
подшипников гайку зашплинтуйте;
— проворачивая винт, переместите гайку-рейку в любое крайнее положение
до упора и затем отверните винт на три оборота. Вставьте сектор 8 с
регулировочным винтом 14 в картер, при этом средний зуб гайки-рейки
должен войти в среднюю впадину сектора. (Для сборки сектора с
регулировочным винтом установите в расточку сектора опорную шайбу и
регулировочный винт 14, закрепив его в расточке гайкой 13. Гайку 13
заверните так, чтобы осевой люфт регулировочного винта был не более 0,1
мм, при этом винт должен легко проворачиваться в выточке сектора от
усилия руки при помощи отвертки. Для предотвращения отворачивания гайки
13 прихватите ее (по торцу) в трех-четырех точках электросваркой в среде
защитных газов);
— вворачивая регулировочный винт в крышку 18, установите ее на картер 1,
предварительно подложив под нее уплотнительную прокладку. Совместив
отверстия под болты в крышке и картере, закрепите ее болтами. Наденьте
на регулировочный винт уплотнительную шайбу 17 и заверните контргайку
15;
— отрегулируйте зацепление сектора с гайкой-рейкой, перемещая сектор в
осевом направлении регулировочным винтом 14. Для регулировки зацепления
заверните регулировочный винт до отказа, а затем отверните
приблизительно на 1/4 оборота.
Проверьте правильность регулировки зацепления. При
правильно отрегулированном зацеплении момент, необходимый для
проворачивания винта, должен быть в пределах 2-2,8 Н*м (0,2-0,28 кгс*м).
После окончания регулировки затяните контргайку регулировочного винта и
заверните колпак 16, подложив под него вторую уплотнительную шайбу 17;
— установите в выточку картера опорную шайбу и запрессуйте сальник
сектора и сальник винта рулевого механизма. При запрессовке используйте
специальные оправки (рис. 124 и 125);
— установите сошку на шлицы сектора так, чтобы установочная риска на
торце сошки совпала с риской на торце резьбового конца сектора.
Заверните и зашплинтуйте гайку крепления сошки. Заверните пробки в
сливное и заливное отверстия.
— Проверьте угловой люфт винта при закрепленной сошке и установленных в
среднее положение гайке-рейке и секторе. При правильно собранном и
отрегулированном рулевом механизме угловой люфт винта не должен быть
более 6 °.
После сборки испытайте рулевой механизм на герметичность дизельным
топливом при давлении 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) в течение 3 мин. Утечки
дизельного топлива не допускаются.
Заправьте в картер рулевого механизма 2,8 л свежего масла.
Сборка карданного вала рулевого управления
Сборку карданного вала выполняйте в последовательности обратной
разборке. При установке шлицевого валика 4 (см. рис. 119) в шлицевую
втулку трубы 3 кардана смажьте соединение смазкой ЦИАТИМ,-201 и
расположите вилки карданов в одной плоскости. В игольчатые подшипники
заложите смазку 158.
Сборка продольной и поперечной рулевых тяг
Для сборки рулевых тяг в первую очередь выполните сборку наконечников.
Сборку наконечников выполняйте в следующей последовательности:
- з прессуйте в наконечник кольцо 3 (рис. 126) и
установите кольцо 2 с шаровым пальцем 9, предварительно смазав их
смазкой ЦИАТИМ-201;
- заверните пробку 12 и отрегулируйте зазор в шарнире.
Для регулировки зазора заверните пробку 12 до отказа, а затем отверните
ее на 1/12 — 1/6 оборота до совпадения паза на пробке с шипом стопорной
пластины 13. Установите стопорную шайбу и закрепите болтами 14;
- на шаровой палец 9 установите защитные шайбы 4-7, резиновое упорное
кольцо 8 и наверните на 5-6 витков корончатую гайку 10;
- наверните на резьбовые концы тяг контргайки и наконечники в сборе,
контргайки затяните.
Установку узлов рулевого управления на автомобиль, так же как и снятие,
можно выполнять независимо друг от друга.
Установку рулевой колонки, карданного вала, рулевого механизма
производите в последовательности обратной их снятию. Установку
гидроусилителя рулевого управления выполняйте в следующей
последовательности:
- установите шаровой палец наконечника штока гидроусилителя конусной
частью в отверстие кронштейна рамы, закрепите его, завернув гайку, и
зашплинтуйте;
- заверните регулировочный болт на кронштейне рулевого механизма до
отказа;
— поверните рулевое колесо вправо до отказа;
— выверните регулировочный болт до упора в сошку;
— отверните на 2,5 оборота рулевое колесо обратно. При этом рулевая
сошка рулевого механизма установится в нейтральное среднее положение;
— выверните еще регулировочный болт на 1,5—2 оборота и законтрите
контргайкой;
— установите передние колеса автомобиля в положение, соответствующее
движению по прямой, и закрепите гидроусилитель к сошке рулевого
механизма. Гайку крепления шарового пальца распределителя к сошке
зашплинтуйте;
— отрегулируйте длину продольной рулевой тяги и присоедините ее к
шаровому пальцу наконечника гидроусилителя, гайку зашплинтуйте;
— проверьте радиус поворота автомобиля и предельные углы поворота
управляемых колес. Радиус поворота при замере по оси (отпечатка
наружного переднего колеса) должен быть не более 8, 7 м для автомобиля
БелАЗ-540А и его модификаций и 10,2 м - для автомобиля БелАЗ-548А и его
модификаций.