содержание ..
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 ..
6.
СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ БЕЛАЗ
6.1.
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ БЕЛАЗ
7522, 540А, 7540, 75402, 7523, 548А, 75231, 7548, 75482, 531 - ЧАСТЬ 1
Показателем нормальной работы системы охлаждения двигателя является
поддержание температуры охлаждающей жидкости в пределах 75—95 °С.
Отклонение от указанного температурного режима в процессе эксплуатации
автомобиля могут, быть вызваны рядом причин. Наиболее характерные из них
следующие:
— недостаточное количество охлаждающей жидкости;
— большое отложение накипи в. системе охлаждения;
— загрязнение наружной поверхности радиаторов;
— неисправность термостатов;
— неисправность привода вентиляторов;
— неисправность жалюзи или их привода;
— неисправность водяного насоса.
Удаление накипи из системы охлаждения
Накипь из системы охлаждения удаляется с помощью раствора технического
трилона Б в концентрации 20 г трилона на 1 л воды. Трилон — порошок
белого цвета, не ядовит, легко растворяется в воде, не вызывает
вспенивания воды при ее нагреве и кипячении. Излишнее количество трилона
не вредит деталям системы охлаждения. Раствор трилона залейте в систему
охлаждения. После 6—7 часов работы двигателя отработанный раствор слейте
и залейте свежий. Промывку продолжайте в течение 4—5 дней. После
окончания промывки в систему охлаждения залейте воду, содержащую 2 г/л
трилона. .
Снятие и установка блока радиаторов
При снятии блока радиаторов с автомобиля отсоедините планки
ограничителей подъема капота, опрокиньте капот на предварительно
установленную подставку.
Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя. Отсоедините
трубопроводы и шланги от блока радиаторов и фильтров гидромеханической
передачи (ГМП).
На автомобилях БелАЗ-548А, -7523 и -75231 отсоедините трубопроводы
водяной и шланги масляной системы от водомасляного теплообменника.
Перед отсоединением трубопроводов и шлангов от масляного радиатора,
фильтра ГМП и теплообменника подставьте емкость для сбора вытекающего
масла. Отсоедините вилки тяг привода жалюзи от рычагов. Отсоедините
шланги и трубопроводы в местах их крепления к кожуху вентилятора и блоку
радиатора.
Отсоедините воздухозаборный шланг отопителя кабины от патрубка
воздухозаборника на радиаторе. Отверните гайки тяг натяжных роликов и
снимите ремни привода вентиляторов.
Используя подъемный кран и чалочное приспособление зачальте блок
радиаторов. Расшплинтуйте и отверните гайки нижних опор блока радиаторов
(на автомобилях БелАЗ-548А, -7523 и -75231 расшплинтуйте и отверните
гайки болтов крепления теплообменника к кронштейну левого лонжерона
рамы), отсоедините тяги бокового крепления блока радиаторов и снимите
блок радиаторов в сборе с вентиляторами, жалюзи и теплообменником (при
наличии последнего) с передней части рамы автомобиля..
Установка блока радиаторов на автомобиль производится в обратной
последовательности.
Разборка блока радиаторов
Разборку блока радиаторов производите в следующей последовательности:
— выверните болты крепления кронштейнов вентиляторов и снимите
кронштейны в сборе с крыльчаткой и приводом-вентиляторов;
— отверните болты крепления кожухов вентиляторов к блоку радиаторов и
снимите кожухи. (На радиаторах автомобиля БелАЗ-548А перед снятием
левого кожуха вентиляторов отверните гайки хомутов и снимите
теплообменник);
— отсоедините и снимите жалюзи радиаторов, масляные фильтры, нижние
опоры радиаторов;
— отверните гайки болтов, скрепляющих блок, и рассоедините радиаторы.
Ремонт радиаторов
После разборки радиаторы тщательно осмотрите. Основными дефектами
радиаторов являются: течь в местах пайки, течь трубок, повреждение
бачков и охлаждающих пластин, засорение трубок и бачков отложениями
грязи и накипи.
Испытания на герметичность производите после
очистки наружной поверхности радиатора от грязи и удаления накипи,
которая, заполняя поры и трещины, может скрывать дефекты.
Герметичность радиаторов проверяйте сжатым воздухом в водяной ванне
(рис. 3). Отверстия подводящих и отводящих патрубков предварительно
закройте резиновыми пробками (рис. 4), через одну из которых подайте
воздух под давлением 0,2 МПа (2 кгс/см2) и испытайте в течение 5 мин.
Рис. 3. Схема установки для испытания
радиаторов:
1 - кран подачи сжатого воздуха; 2 - манометр; 3 - кран для регулировки
давления воздуха; 4 - ресивер воздушный; 5 - кран спуска конденсата; 6 -
шланг; 7 - фланец
соединительный; 8 - ванна водяная; 9 - радиатор
Рис. 4. Пробки разжимные для патрубков
радиатора:
а - с трубкой для подачи воздуха; б - глухая с эксцентриковым зажимом
Рис. 5. Проверка трубок на герметичность:
1-трубка радиатора; 2 — наконечник; 3 - пробка резиновая; 4 - шланг для
подачи воздуха
Для выявления дефектных трубок, расположенных
внутри радиатора, проверьте каждую трубку в отдельности. Для этого
снимите верхний и нижний бачки, поместите сердцевину радиатора в ванну с
водой, заглушите один конец проверяемой трубки пробкой, к другому концу
при помощи приспособления подсоедините шланг для подвода сжатого воздуха
(рис. 5). Течь радиатора устраняйте пайкой трубок оловянно-свинцовистым
припоем ПОС-40 или ПОС-30. Трубки, пайка которых затруднена или
невозможна, замените новыми или запаяйте с обоих концов на глубину 10
мм. Допускается глушить не более 1,5 % трубок.
Радиаторы, подвергавшиеся ремонту при помощи пайки, промойте щелочным
раствором для нейтрализации кислоты с последующей промывкой горячей
водой для удаления щелочного раствора.
Охлаждающие пластины радиатора при ремонте выправите так, чтобы они не
касались друг друга.
Отремонтированный радиатор после соответствующей подсборки с бачками
испытайте на герметичность, описанным выше способом, в течение 5 мин.
Ремонт водомасляного теплообменника
Наиболее характерные неисправности теплообменника:
— нарушение пайки у решеток;
— отложение масла на наружных поверхностях трубок теплообменника;
— большое отложение накипи в трубках теплообменника.
Промывку водяной и масляной полостей теплообменника производите
раздельно.
Удаление накипи и промывку водяной полости теплообменника производите на
специальной установке с использованием раствора, применяемого для
удаления накипи в радиаторах.
Испытание секции водомасляного теплообменника на герметичность
производите при снятой верхней крышке сжатым воздухом давлением 0,5 МПа
(5 кгс/см2) в течение 5 мин в водяной ванне. Воздух подавайте через
масляные каналы. Дефектные трубки замените новыми или заглушите с обоих
концов, но не более 5 трубок. После замены трубок и пайки блока
теплообменника промойте его в щелочном растворе для нейтрализации
кислоты, а затем в горячей воде и испытайте на герметичность.
Сборку водомасляного теплообменника и установку его на автомобиль
производите в порядке обратном его разборке и снятию.
Рис. 6. Привод вентиляторов:
1 — крыльчатка вентилятора; 2 — кронштейн вентилятора; 3 - болты
крепления кронштейна; 4 -контргайка; 5 — гайка; 6 - тяга; 7 — рычаг
двуплечий; 8 - ролик натяжной; 9 - шкив ведомый; 10 -гайка
регулировочная; Б - контролируемый размер
Разборка привода вентиляторов
Для разборки привода вентиляторов отверните болты 3 (рис. 6) и снимите
кронштейн 2 в сборе с крыльчаткой 1 вентилятора и натяжным устройством с
кожуха радиатора. (Ремень снимается при снятии радиатора с автомобиля).
Разборку привода вентилятора производите в следующей последовательности:
— расстопорите и отверните болты крепления крыльчатки 1 вентилятора к
валу привода, снимите крыльчатку;
— отверните гайки болтов крепления корпуса привода крыльчатки к
кронштейну 2 вентилятора и снимите привод крыльчатки в сборе с ведомым
шкивом 9;
— отверните контргайку 4 и гайку 5 с тяги 6 натяжного устройства,
расшплинтуйте и снимите тягу;
— расшплинтуйте ось рычага 7 натяжного ролика и снимите рычаг с роликом
8 в сборе.
Разборка ведомого шкива привода вентилятора
Разборку производите в следующей последовательности:
— расшплинтуйте и отверните гайку 1 (рис. 7), спрессуйте шкив 3 с вала
15 вентилятора;
— отверните гайку 6 крепления подшипников;
— отверните болты 13 крепления крышки 14;
— выпрессуйте вал 15 вентилятора из корпуса 12;
— снимите стопорное кольцо 11 и выпрессуйте из корпуса и спрессуйте с
вала подшипники 8.
Рис. 7. Шкив ведомый привода вентилятора:
1,6 — гайки; 2 — шайба; 3 - шкив; 4 - шпонка; 5 — штифт; 7 - сальник
войлочный; 8 - подшипник; 9 - втулка распорная; 10 - пробка; 11 - кольцо
стопорное; 12 -корпус привода; 13 - болт; 14 - крышка; 15 - вал
вентилятора
содержание ..
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 ..
|