СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ  АВТОМОБИЛЕЙ БЕЛАЗ 7522, 540А, 7540, 75402, 7523, 548А, 75231, 7548, 75482, 531

  Главная      Автомобили - Белаз     Белаз 7522, 540А, 7540, 75402, 7523, 548А, 75231, 7548, 75482, 531. Руководство по ремонту 540АЭ-3902080 PC

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

6.

СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ БЕЛАЗ
 

 


6.1.

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ  АВТОМОБИЛЕЙ БЕЛАЗ 7522, 540А, 7540, 75402, 7523, 548А, 75231, 7548, 75482, 531 - ЧАСТЬ 1

Показателем нормальной работы системы охлаждения двигателя является поддержание температуры охлаждающей жидкости в пределах 75—95 °С. Отклонение от указанного температурного режима в процессе эксплуатации автомобиля могут, быть вызваны рядом причин. Наиболее характерные из них следующие:

— недостаточное количество охлаждающей жидкости;

— большое отложение накипи в. системе охлаждения;

— загрязнение наружной поверхности радиаторов;

— неисправность термостатов;

— неисправность привода вентиляторов;

— неисправность жалюзи или их привода;

— неисправность водяного насоса.

Удаление накипи из системы охлаждения

Накипь из системы охлаждения удаляется с помощью раствора технического трилона Б в концентрации 20 г трилона на 1 л воды. Трилон — порошок белого цвета, не ядовит, легко растворяется в воде, не вызывает вспенивания воды при ее нагреве и кипячении. Излишнее количество трилона не вредит деталям системы охлаждения. Раствор трилона залейте в систему охлаждения. После 6—7 часов работы двигателя отработанный раствор слейте и залейте свежий. Промывку продолжайте в течение 4—5 дней. После окончания промывки в систему охлаждения залейте воду, содержащую 2 г/л трилона. .

 

 

Снятие и установка блока радиаторов

При снятии блока радиаторов с автомобиля отсоедините планки ограничителей подъема капота, опрокиньте капот на предварительно установленную подставку.

Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя. Отсоедините трубопроводы и шланги от блока радиаторов и фильтров гидромеханической передачи (ГМП).

На автомобилях БелАЗ-548А, -7523 и -75231 отсоедините трубопроводы водяной и шланги масляной системы от водомасляного теплообменника.

Перед отсоединением трубопроводов и шлангов от масляного радиатора, фильтра ГМП и теплообменника подставьте емкость для сбора вытекающего масла. Отсоедините вилки тяг привода жалюзи от рычагов. Отсоедините шланги и трубопроводы в местах их крепления к кожуху вентилятора и блоку радиатора.

Отсоедините воздухозаборный шланг отопителя кабины от патрубка воздухозаборника на радиаторе. Отверните гайки тяг натяжных роликов и снимите ремни привода вентиляторов.

Используя подъемный кран и чалочное приспособление зачальте блок радиаторов. Расшплинтуйте и отверните гайки нижних опор блока радиаторов (на автомобилях БелАЗ-548А, -7523 и -75231 расшплинтуйте и отверните гайки болтов крепления теплообменника к кронштейну левого лонжерона рамы), отсоедините тяги бокового крепления блока радиаторов и снимите блок радиаторов в сборе с вентиляторами, жалюзи и теплообменником (при наличии последнего) с передней части рамы автомобиля..

Установка блока радиаторов на автомобиль производится в обратной последовательности.

Разборка блока радиаторов

Разборку блока радиаторов производите в следующей последовательности:

— выверните болты крепления кронштейнов вентиляторов и снимите кронштейны в сборе с крыльчаткой и приводом-вентиляторов;

— отверните болты крепления кожухов вентиляторов к блоку радиаторов и снимите кожухи. (На радиаторах автомобиля БелАЗ-548А перед снятием левого кожуха вентиляторов отверните гайки хомутов и снимите теплообменник);

— отсоедините и снимите жалюзи радиаторов, масляные фильтры, нижние опоры радиаторов;

— отверните гайки болтов, скрепляющих блок, и рассоедините радиаторы.

Ремонт радиаторов

После разборки радиаторы тщательно осмотрите. Основными дефектами радиаторов являются: течь в местах пайки, течь трубок, повреждение бачков и охлаждающих пластин, засорение трубок и бачков отложениями грязи и накипи.

 

 

Испытания на герметичность производите после очистки наружной поверхности радиатора от грязи и удаления накипи, которая, заполняя поры и трещины, может скрывать дефекты.

Герметичность радиаторов проверяйте сжатым воздухом в водяной ванне (рис. 3). Отверстия подводящих и отводящих патрубков предварительно закройте резиновыми пробками (рис. 4), через одну из которых подайте воздух под давлением 0,2 МПа (2 кгс/см2) и испытайте в течение 5 мин.

 

 

 

Рис. 3. Схема установки для испытания радиаторов:
1 - кран подачи сжатого воздуха; 2 - манометр; 3 - кран для регулировки давления воздуха; 4 - ресивер воздушный; 5 - кран спуска конденсата; 6 - шланг; 7 - фланец
соединительный; 8 - ванна водяная; 9 - радиатор

 

 

 

 

Рис. 4. Пробки разжимные для патрубков радиатора:
а - с трубкой для подачи воздуха; б - глухая с эксцентриковым зажимом

 

 

 

 

Рис. 5. Проверка трубок на герметичность: 1-трубка радиатора; 2 — наконечник; 3 - пробка резиновая; 4 - шланг для подачи воздуха

 

 

 

Для выявления дефектных трубок, расположенных внутри радиатора, проверьте каждую трубку в отдельности. Для этого снимите верхний и нижний бачки, поместите сердцевину радиатора в ванну с водой, заглушите один конец проверяемой трубки пробкой, к другому концу при помощи приспособления подсоедините шланг для подвода сжатого воздуха (рис. 5). Течь радиатора устраняйте пайкой трубок оловянно-свинцовистым припоем ПОС-40 или ПОС-30. Трубки, пайка которых затруднена или невозможна, замените новыми или запаяйте с обоих концов на глубину 10 мм. Допускается глушить не более 1,5 % трубок.

Радиаторы, подвергавшиеся ремонту при помощи пайки, промойте щелочным раствором для нейтрализации кислоты с последующей промывкой горячей водой для удаления щелочного раствора.

Охлаждающие пластины радиатора при ремонте выправите так, чтобы они не касались друг друга.

Отремонтированный радиатор после соответствующей подсборки с бачками испытайте на герметичность, описанным выше способом, в течение 5 мин.

 

 

 

 

Ремонт водомасляного теплообменника

Наиболее характерные неисправности теплообменника:

— нарушение пайки у решеток;

— отложение масла на наружных поверхностях трубок теплообменника;

— большое отложение накипи в трубках теплообменника.

Промывку водяной и масляной полостей теплообменника производите раздельно.

Удаление накипи и промывку водяной полости теплообменника производите на специальной установке с использованием раствора, применяемого для удаления накипи в радиаторах.

Испытание секции водомасляного теплообменника на герметичность производите при снятой верхней крышке сжатым воздухом давлением 0,5 МПа (5 кгс/см2) в течение 5 мин в водяной ванне. Воздух подавайте через масляные каналы. Дефектные трубки замените новыми или заглушите с обоих концов, но не более 5 трубок. После замены трубок и пайки блока теплообменника промойте его в щелочном растворе для нейтрализации кислоты, а затем в горячей воде и испытайте на герметичность.

Сборку водомасляного теплообменника и установку его на автомобиль производите в порядке обратном его разборке и снятию.

 

 

 

 

Рис. 6. Привод вентиляторов:
1 — крыльчатка вентилятора; 2 — кронштейн вентилятора; 3 - болты крепления кронштейна; 4 -контргайка; 5 — гайка; 6 - тяга; 7 — рычаг двуплечий; 8 - ролик натяжной; 9 - шкив ведомый; 10 -гайка регулировочная; Б - контролируемый размер

 

 

 

 

 

Разборка привода вентиляторов

Для разборки привода вентиляторов отверните болты 3 (рис. 6) и снимите кронштейн 2 в сборе с крыльчаткой 1 вентилятора и натяжным устройством с кожуха радиатора. (Ремень снимается при снятии радиатора с автомобиля).

Разборку привода вентилятора производите в следующей последовательности:

— расстопорите и отверните болты крепления крыльчатки 1 вентилятора к валу привода, снимите крыльчатку;

— отверните гайки болтов крепления корпуса привода крыльчатки к кронштейну 2 вентилятора и снимите привод крыльчатки в сборе с ведомым шкивом 9;

— отверните контргайку 4 и гайку 5 с тяги 6 натяжного устройства, расшплинтуйте и снимите тягу;

— расшплинтуйте ось рычага 7 натяжного ролика и снимите рычаг с роликом 8 в сборе.

 

 

Разборка ведомого шкива привода вентилятора

Разборку производите в следующей последовательности:

— расшплинтуйте и отверните гайку 1 (рис. 7), спрессуйте шкив 3 с вала 15 вентилятора;

— отверните гайку 6 крепления подшипников;

— отверните болты 13 крепления крышки 14;

— выпрессуйте вал 15 вентилятора из корпуса 12;

— снимите стопорное кольцо 11 и выпрессуйте из корпуса и спрессуйте с вала подшипники 8.

 

 

 

 

Рис. 7. Шкив ведомый привода вентилятора:
1,6 — гайки; 2 — шайба; 3 - шкив; 4 - шпонка; 5 — штифт; 7 - сальник войлочный; 8 - подшипник; 9 - втулка распорная; 10 - пробка; 11 - кольцо стопорное; 12 -корпус привода; 13 - болт; 14 - крышка; 15 - вал вентилятора

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..