Трамвайный вагон модели 71-631-02.02 - руководство

 

  Главная       Учебники - Троллейбусы, трамваи     Трамвайный вагон модели 71-631-02.02 - руководство

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трамвайный вагон модели 71-631-02.02 - руководство

Памятка для водителей.


 

Содержание:

1.                 Введение                                                                                                  4

2.                 Органы управления вагона                                                                     4

3.                 Режим отстоя вагона                                                                             12

4.                 Подготовка вагона к движению                                                            13

5.                 Работа и проверка вспомогательного оборудования                                    14

6.                 Рабочий режим движения и торможения                                                       20

7.                 Перевод и проезд автоматических стрелок                                          21

8.                 Режимы торможения                                                                             22

9.                 Режимы движения на одном тяговом приводе                                     24

10.             Смена кабины управления                                                                    24

11.             Движение вагона в режиме «Автономный ход»                                  25

12.             Принудительное растормаживание вагона                                          25

13.             Рекомендации по приёмке и вождению вагона                                   26

14.             Использование особых режимов                                                         27

15.            Техника безопасности                                                                           29

Приложение А – Руководство по эксплуатации и использованию ПВИ          30

Приложение Б – Инструкция водителю по пользованию автоматической системой обнаружения и тушения пожаров (АСОТП)                                        54


 

1.     ВВЕДЕНИЕ

1.1 Общие сведения о вагонах модели УКВЗ 71 631.

Вагоны модели УКВЗ 71 631 – трехсекционные шестиосные полунизкопольные трамвайные вагоны с асинхронным тяговым приводом. Вагоны этой модели выпускаются Усть-Катавским вагоностроительным заводом имени Кирова с 2012 года. На сегодняшний день заводом выпускается несколько модификаций таких вагонов: УКВЗ 71-631 – односторонний вагон с тяговым приводом «Канопус», УКВЗ 71 631-02 -  двухсторонний вагон с тяговым приводом «Канопус», УКВЗ 71 631-02.02 – двухсторонний вагон с тяговым оборудованием «ЭПРО».

Технические данные:

Длина вагона, мм

28040

Ширина вагона, мм

2500

Высота вагона со сложенным токоприемником, мм

3700

Высота опорной площадки нижней ступеньки, мм

370

Диаметр колеса, мм

620

Количество и мощность тяговых двигателей

4х125

Максимальная скорость, км/ч

65

Масса вагона, т

35

Кузов вагона состоит из трех секций, соединенных шарнирными сочленениями, одно из которых может поворачиваться в двух плоскостях, другое – в трех, что обеспечивает беспрепятственное прохождение вагоном кривых радиусом от 14 метров и продольных переломов профиля пути. Две крайних тележки вагона поворотные, на них установлены по два асинхронных тяговых двигателя, средняя тележка вагона низкопольная, неповоротная. На ней при помощи тяг с сайлент-блоками закреплена средняя секция вагона. Салон имеет переменный уровень пола: на передней и задней площадках и над крайними тележками пол высокий, между первой и третьей тележкой низкопольная часть вагона, высота пола над дорожным покрытием 350 мм.

Салон вагона комфортен и удобен для пассажиров, отделан пластиком светлых тонов, имеет большую площадь остекления, удобные полумягкие сиденья, вместительные накопительные площадки, хорошую естественную вентиляцию  через двери и сдвижные форточки, светодиодное освещение, мощную систему отопления. Для входа пассажиров односторонние вагоны УКВЗ 71 631 имеют шесть дверей поворотно-лавирующего типа, у двухсторонних вагонов дверей по четыре с каждого  борта.

В кабине установлен современный и удобный пульт управления, регулируемое в нескольких направлениях и по весу кресло  с обогревом, в которое встроен контроллер водителя. В кабине установлены два независимых калорифера отопления, электрообогрев зеркал и лобового стекла. Для вентиляции в окнах две сдвижных форточки, также в кабине установлен и кондиционер.

Моторные тележки имеют двухступенчатое подрессоривание: первая ступень – надбуксовые рессоры, вторая -  центральное рессорное подвешивание. На тележке установлены поперечно два асинхронных тяговых двигателя мощностью по 125 кВт, вместо трациционного карданного вала крутящий момент с вала двигателя на ось колесной пары передается напрямую через редуктор.     

С внешней стороны тележки на каждой колесной паре установлен дисковый тормозной механизм (стояночный тормоз). Его исполнительный механизм (ИМТ) имеет электромеханический привод. Между колесными парами на пружинной подвеске закреплены башмаки рельсового тормоза.  Для гашения вертикальных колебаний между шкворневой балкой и рамой тележки установлены гидравлические амортизаторы.

Средняя тележка – поддерживающая, низкопольная, также имеет двухступенчатое подрессоривание: первая ступень – надбуксовые рессоры, вторая -  центральное рессорное подвешивание. С внешней стороны тележки на каждой колесной паре установлены дисковые тормозные механизмы, с одной стороны тележки стояночный тормоз, с другой - рабочий тормоз (если смотреть на тележку сбоку, на левой колесной паре стояночный тормоз, на правой – рабочий тормоз). Их исполнительные механизмы (ИМТ) имеют электромеханический привод. Между колесными парами на пружинной подвеске закреплены башмаки рельсового тормоза.  Для гашения вертикальных колебаний между шкворневой балкой и рамой тележки установлены гидравлические амортизаторы.

Поскольку УКВЗ 71 631 имеет полунизкопольную конструкцию, подвагонного оборудования на нем почти нет, за исключением блоков аккумуляторных батарей, размещенных под кабинами, основное электрооборудование: тяговые приводы, автоматические выключатели с дистанционным приводом, блоки-преобразователи напряжения размещены на крышах секций вагона.

На вагоны УКВЗ 71 631 устанавливаются однорычажные токоприемники  типа полупантограф с электромеханическим приводом и аварийным тросовым приводом Челябинского производства. Эти токоприемники с завода поставляются с кареткой, имеющей две обычных контактных вставки. В эксплуатации  выявился их недостаток – крайне быстрый износ вставок, в результате такие каретки заменяются на повсеместно используемую широкую вставку типа «Лыжа».    

Вагон имеет нестандартные габариты кузова, его длина более 28 метров, на 5,5 метров больше, чем у вагона ЛВС 86, при этом он,  как и ЛВС, имеет шесть осей. Из-за увеличенных базы вагона и свесов кузовов секций, вагон имеет значительно большие выносы кузова в кривых, чем у ЛВСа. Если вагон ЛВС 86 в кривых имеет максимальный вынос 135 сантиметров от оси пути (62см. от внешнего рельса), то у вагонов УКВЗ 71 631 в тех же кривых вынос составляет 165 сантиметров от оси пути (92 см. от внешнего рельса).  

В 2017 году в наш парк начали поставляться вагоны модификации УКВЗ 71 631-02.02. Эти вагоны внешне ничем не отличаются от обычных УКВЗ 71 631-02, но его устройство, оборудование, компоновка пультов управления, а также приемы включения, смены кабины и управления вагоном значительно отличаются от того, что было на вагонах с оборудованием «Канопус».

1.2  Водитель при приёмке трамвайного вагона модели УКВЗ 71-631-02.02 и при работе на линии должен руководствоваться ПТЭ, служебными предписаниями и инструкциями (а так же настоящей инструкцией).

2.     Органы управления вагоном.

2.1  Органы управления пульта водителя:

2.1.1     Размещение переключателей и информационных приборов предоставлено на рисунке 2.1, где

1 – СЭКОП* (Система Электронного Контроля Оплаты Проезда);

2 – кнопка «АВАРИЯ» (кнопка аварийной сигнализации);

3 – переключатель фар: «Дальний свет»/ «Дневные ходовые огни»/ «Ближний свет»;

4 – монитор видеорегистратора**;

5 – система оповещения незрячих пассажиров*** (Говорящий Город);

6 – контроллер водителя;

7 – левая пультовая накладка;

8 – джойстик регулировки положения зеркал заднего вида;

9 – спидометр;

10 – панель визуализации информации (ПВИ);

11 – переключатель указателя поворота;

12 – правая пультовая панель.

*- устанавливается только в одной кабине;

**-        зависит от объёма, устанавливаемого на вагон оборудования

***-     

2.2  Органы управления левой пультовой накладк:

2.2.1     Вид левой пультовой накладки представлен на рисунке 2.2

2.2.2     Левая пультовая накладка включает в себя следующие кнопки и управляющие переключатели:

«ИР-650» - автоинформатор для обозначения маршрута следования, отображения информации на Световом табло и бегущей строке в салоне и воспроизведения названий остановочных пунктов на выбранном маршруте;

«АВТОНОМНЫЙ ХОД» - включение/выключение автономного хода. Автономный ход включается при условии, что оба АВДУ выключены;

«УПРАВЛЕНИЕ КАБИНОЙ» - определяет выбор ведущей/ведомой кабины;

«СБРОС ЗАЩИТЫ» - выдаёт команду на сброс защит БСПТ и защит по токоограничению в БЗК. Она будет подавать световую индикацию в случае наличия защит от БСПТ, которые можно сбросить нажатием на кнопку;

рисунок 2.2

 

«ПАНТОГРАФ» - выдаёт команду на подъём/опускание токоприёмника;

«ТЕЛЕЖКА 1» - включение/выключение АВДУ-1, который расположен в секции с данной кабиной;

«ТЕЛЕЖКА 2» -  включение/выключение АВДУ-1, который расположен в секции с другой кабиной;

«ОБОГРЕВ САЛОНА» - определяет интенсивность обогрева салона;

«ОБОГРЕВ КАБИНЫ 1» - определяет интенсивность обогрева данной кабины (интенсивность обогрева ног водителя и боковых стёкол данной кабины);

«ОБОГРЕВ КАБИНЫ 2» - включает/выключает обогреватель данной кабины, который расположен за креслом водителя;

«ОБОГРЕВ СТЕКЛА» - квлючает/выключает обогрев лобового стекла данной кабины;

«ОБОГРЕВ ЗЕРКАЛА» - включает/выключает обогрев зеркал заднего вида для данной кабины;

«ОСВЕЩЕНИЕ САЛОНА» - определяет интенсивность освещения салона;

«ОСВЕЩЕНИЕ КАБИНЫ» - включает/выключает освещение в кабине;

«ГАБАРИТНЫЕ ОГНИ» - включает/выключает габаритные огни;

«ФАРЫ ПРОТИВОТУМАННЫЕ» - включает/выключает противотуманные огни.

2.2.3     Если у переключателя нет поясняющих надписей о его положении, то «ПРАВОЕ» положение соответствует включенному состоянию, а «ЛЕВОЕ» - соответствует выключенному состоянию.

2.2.4     В зависимости от объёма установленного на вагоне оборудования на левой пультовой накладке может присутствовать зелёная кнопка включения микрофона (микрофон включен на время удержания кнопки в нажатом состоянии) и красная кнопка включения/выключения записи изображения на видеорегистратор (во время записи изображения кнопка будет выдавать постоянную световую индикацию).

2.2.5     Так же на левой пультовой накладке размещён блок управления речевым информатором ИР-650. Работа с ним описана в его сопроводительной документации.

2.3   ПАНЕЛЬ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ:

2.3.1     Панель визуализации информации (ПВИ) представляет собой компьютер транспортного исполнения, предназначенный для отображения основных параметров движения трамвая, состояния его основных узлов и механизмов, сбора, хранения и отображения дополнительной статистической информации.

2.3.2     Включение панели происходит автоматически при включении бортового напряжения питания. При включении программа запускается в рабочем режиме. При работе в этом режиме в подключении внешних устройств нет необходимости.

2.3.3     В процессе эксплуатации ПВИ не требует какого-либо вмешательства со стороны водителя.

2.3.4     Подробное описание работы с ПВИ описано в ПРИЛОЖЕНИИ А.

2.4   Органы управления правой пультовой накладки:

2.4.1 Вид правой пультовой накладки представлена на рисунке 2.3

 

рисунок 2.3

 

2.4.2 Правая пультовая накладка включает в себя следующие кнопки и управляющие переключатели:

         В верхней части правой пультовой накладки расположены кнопки закрытия (ДВЕРИ ЗАКРЫТЬ) и открытия дверей (ДВЕРИ ОТКРЫТЬ).

         Возможно как адресное открытие двери («1», «2», «3», «4»), так и закрытие/открытие всех дверей («ВСЕ») на выбранном борту.

         Кнопки адресного закрытия дверей подают постоянную световую индикацию, если открыта соответствующая дверь хотя бы на одном борту вагона. Так же кнопки адресного открытия могут подавать прерывистую световую индикацию, если нет связи с блоком управления дверью или дверь была аварийно открыта.

          «        » - кнопка выдаёт команду автоинформатору на оповещение о следующей остановке.

   «БОРТ» - кнопка разрешает/запрещает использование кнопок внешнего открытия дверей на активном борту. Если использование кнопок внешнего открытия разрешено, то кнопка будет выдавать световую индикацию.

          «РАСТОРМОЖЕНО» импульсное нажатие на кнопку при нахождении контроллера водителя  в позиции «0» производит растормаживание вагона до момента перемещения контроллера водителя тормозные позиции.

   «СИГНАЛ ФАРАМИ»  - при нажатии кнопки включаются фары дальнего

света.

    «СТРЕЛКА» - определяет включение режима «Стрелка без тока» (в положении БТ) и режима «Стрелка под током»  (в положении СТ).

    «СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ»  - определяет режим работы стеклоочистителя. 

    « ОМЫВАТЕЛЬ» - на время нажатия кнопки подаёт омывающую жидкость на щетку стеклоочистителя.

     «РЕВЕРС»  - определяет направление движения трамвая относительно

данной кабины.

     «ЗВОНОК»  - кнопка подаёт команду на использование внешнего звонка.       

      «ПЕСОК» -  кнопка подаёт команду на включение песочниц в соответствии с выбранным направлением движения вагона. В случае если

направление движения вагона не выбрано, то песочницы не включаются.

      «РЕЛЬСОВЫЙ ТОРМОЗ»  - на время нажатия кнопки подаёт команду

на использование рельсового тормоза.

     «УКАЗАТЕЛЬ ПОВОРОТА» - включает наружные указатели поворота

в соответствии с выбранным положением переключателя.

2.5 Переключатели и оборудование на перегородке кабины:

2.5.1| Размещение переключателей и оборудования на перегородке

кабины водителя представлено на рисунке 2.4, где

1 - переговорное устройство;

2 - блок управления АСОТП;

3 - кнопка включения АСОТП;

4 - переключатель управления пожарной системы «Ведущий»/ «Ведомый»;

5 * выключатели АКБ- 1 и АКБ-2 автоматической защиты сетей

аккумуляторных батарей;

6 - источник бесперебойного питания АСОТП;

7 - блок автоматический регистрационно-связной БАРС системы

учёта пассажиропотока;

8 - тревожная кнопка глобальной навигационной спутниковой системы / системы глобального позиционирования (в зависимости от объёма

устанавливаемого оборудования может находиться только в одной из кабин);

9 - выключатель СЭКОП автоматической защиты сети системы электронной оплаты проезда;

10 - выключатель МК автоматической защиты сети мультимедийного комплекса;

11 - видеорегистратор.

2.5.2  Наличие позиций 7 - 11 зависит от объёма устанавливаемого

на вагон оборудования.

 

                2                                           3                         4                                      5

 

         
   
 
  


 

 Рисунок 2.4 - Переключатели и оборудование на перегородке кабины

                             8                                                           

                                                                                             9                                   10  

 

2.6 Панели автоматических выключателей шкафа управления:

2.6.1 На рисунке 2.5 представлено изображение панелей автоматических выключателей шкафа управления.

2.6.2  Каждый автоматический выключатель на панелях автоматических

выключателей шкафа управления имеет подпись, по которой можно определять какие цепи он защищает.

2.6.3 В рабочем режиме все автоматические выключатели на панелях

автоматических выключателей, кроме автоматических выключателей

«БСПТ 2», «АВДУ 2» и «Резерв» находятся во включенном состоянии в обеих кабинах.

  

Рисунок 2.5 – Панель автоматических выключателей шкафа управления

 

3 Режим отстоя вагона:

3.1  Во время отстоя трамвая аппараты и переключатели в обеих

кабинах должны находиться в исходном состоянии:

1 - токоприёмник опущен;

2 - переключатель «АВТОНОМНЫЙ ХОД» выключен;

3 - переключатель «УПРАВЛЕНИЕ КАБИНОЙ» выключен;

4 - переключатель «СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ» в положении ВЫКЛ.;

5 - переключатель «РЕВЕРС» в нейтральном положении;

6 - кнопки на пультовых накладках в отжатом положении;

7 - контроллер водителя в положении «0»;

8 * переключатели «АКБ- 1» и «АКБ-2» в положении ВЫКЛ.

 

4   ПОДГОТОВКА ВАГОНА К ДВИЖЕНИЮ:

4.1  Открыть служебную дверь со стороны рабочей кабины. Для этого

необходимо поднять фальшборт правого переднего свеса вагона и воспользоваться служебным переключателем.

4.2  Открыть кабину водителя.

4.3  Включить аккумуляторные батареи первой и третьей секций при помощи переключателей «АКБ-1», «АКБ-2» на перегородке рабочей кабины вагона. После включения питания в вагоне в течение 15 секунд система управления автоматически подаёт сигнал на закрытие всех дверей, а так же подаёт команду на опускание токоприёмников.

4.4  Убедиться, что все автоматические выключатели на панелях автоматических выключателей шкафов управления в обеих кабинах кроме

автоматических выключателей с надписями «БСПТ 2», «АВДУ 2» и «РЕЗЕРВ» находятся во включенном состоянии.

4.5  Сделать данную кабину рабочей при помощи переключателя

«УПРАВJIЕНИЕ КАБИНОЙ», который расположен на левой накладке пульта.

4.6  При помощи ПВИ (работа с ПВИ описана в приложении А)

убедиться в наличии связи со всеми модулями CAN (с платами шкафа

управления, с платами пульта управления, с платами БЗК, с блоками управления дверьми, с блоками управления тормозами, с БСПТ).

4.7  Проверить при помощи ПВИ состояние всех дверей и тормозов.

4.8  Кратковременно подать команду «Экстренное торможение» (для этого перевести рукоятку контроллера в крайнюю тормозную позицию). При этом должны включиться рельсовые тормоза, песочницы и звонок. На ПВИ можно проконтролировать падение напряжения аккумуляторных батарей первой и третьей секций (напряжение не должно опуститься ниже 20 В).

4.9  Подать импульсную команду на подъём токоприёмника (выключатель находится на левой пультовой накладке). Индикацию состояния токоприёмника и напряжения в контактной сети можно увидеть на ПВИ.

4.10  Для подачи напряжения контактной сети на «БСПТ» первой

и третьей секции необходимо подать импульсную команду ВКЛ при помощи

переключателей «ТЕЛЕЖКА  1» и « ТЕЛЕЖКА  2». Включение «АВДУ» можно проконтролировать при помощи ПВИ.

ПРИМЕЧАНИЕ:  При опущенном токоприёмнике питание бортовой

сети осуществляется от АКБ, поэтому необходимо не  допускать

их глубокой разрядки.

ВНИМАНИЕ: Расположенные на ПВИ индикаторы напряжения

АКБ не должны показывать напряжение ниже 24В. Снижение величины

напряжения ниже 18В не допустимо и требует немедленного включения

заряда АКБ.

ВНИМАНИЕ: В случае если система управления считает, что все стояночные тормоза расторможены, открывание дверей с пульта водителя обычным способом невозможно.

5. РАБОТА И ПРОВЕРКА ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ:

5.1 Проверка освещения

5.1.1 Проконтролировать включение всех четырёх секций освещения,

переведя расположенный на левой пультовой накладке переключатель

«ОСВЕIЦЕНИЕ САЛОНА» в положение «4».

5.1.2  По окончании проверки выбрать оптимальный режим освещения.

5.2 Проверка отопления салона

5.2.1 Проконтролироватъ включение обогревателей салона, переведя

расположенный на левой пультовой накладке переключатель

«ОТОПЛЕНИЕ САЛОНА» в положение «4».

5.2.2  Первая группа является нерегyлируемой  и осуществляет подогрев

сидений кондуктора и песка в песочницах.

5.2.3 Вторая и третья группы включают в себя тепловентиляторы,

время работы которых регулируется в зависимости от положения переключателя «ОТОПЛЕНИЕ САЛОНА».

5.2.4 Первая группа включается, начиная с положения «1» переключателя «ОТОПЛЕНИЕ САЛОНА». Вторая и третья группы включаются, начиная с положения «2» переключателя  «ОТОПЛЕНИЕ САЛОНА».

5.3 Проверка отопления кабины

 5.3.1 Отопление кабины состоит из двух групп.

5.З.2Первая группа обогревает ноги водителя и боковые стёкла кабины. Управление первой группой осуществляется при помощи расположенного на левой пультовой накладке переключателя «ОБОГРЕВ КАБИНЫ 1». В положении «1» данного переключателя осуществляется только обдув воздухом без его нагрева. Начиная с положения «2» осуществляется нагрев воздуха по временным циклам. После перевода переключателя  «ОБОГРЕВ КАБИНЫ 1» в нулевое положение на протяжении ещё 1З0 секунд осуществляется обдув нагревателя с целью не допущения его перегрева.

5.3.3 Вторая группа обогрева кабины включает в себя тепловентилятор,

расположенный за сиденьем водителя, который осуществляет нагрев

по временному циклу. Управление второй группой осуществляется

при помощи расположенного на левой пультовой накладке переключателя

«ОБОГРЕВ КАБИНЫ 2».

5.4 Работа обогреваемого лобового стекла

5.4.| Напряжение питания 110 В на обогреваемое стекло подаётся

от статического преобразователя после перевода расположенного на левой

пультовой накладке переключателя «ОБОГРЕВ СТЕКЛА» в правое  положение.

5.5 Обогрев сиденья водителя

5.5.1 Обогрев сиденья водителя включается от цепи 24 В при помощи

кнопки, расположенной на сидении водителя.

5.6 Работа блоков ППН

5.6.1 На крыше вагона установлено два блока ППН (по одному на головных секциях вагона). Каждый ППН включен параллельно двум аккумуляторным батареям в соответствующей секции, которые установлены под передними свесами секции и включены между собой последовательно. ППН обеспечивает питание бортовой сети напряжением 24 В во всех рабочих режимах работы вагона и подзарядку аккумуляторных батарей в «буферном» режиме.

5.6.2 При включении АКБ ППН включается автоматически.

5.6.З При подаче на вагон напряжения контактной сети ППН переходит

в режим подзаряда АКБ.

5.7 Работа обогрева зеркал заднего вида

5.7.1 Для включения обогрева зеркал заднего вида необходимо перевести расположенный на левой пультовой накладке переключатель «ОБОГРЕВ ЗЕРКАЛ» в правое положение.

5.8 Регулировка положения зеркал заднего вида

5.8.1 Зеркала заднего вида оборудованы механизмом регyлировки

зеркальных поверхностей в двух направлениях. Регyлировка положения зеркал производится при помощи джойстика, который расположен на пульте водителя (смотри рисунок 2.1).

5.9 Работа системы видеонаблюдения

5.9.1 Вагон оборудован системой видеонаблюдения, которая состоит

из двух частей, включающихся из разных кабин вагона. Напряжение питания

на систему видеонаблюдения подаётся через автоматический выключатель

видеонаблюдение, который расположен на панели автоматических

выключателей шкафа управления.

5.9.2 Монитор управляется дистанционным пультом. Регулировка

видеокамер производится вручную.

5.9.3  Каждая часть видеосистемы включает в себя монитор в кабине

водителя, видеорегистратор, четыре видеокамеры.

5.9.4 Подробнее о работе системы видеонаблюдения можно узнать

из сопроводительной документации на систему.

5. 10 Работа АСОТП

5.10.1 Вагон оборудован АСОТП, которая состоит из двух частей

и включается из разных кабин вагона.

5.10.2 Каждая  часть АСОТП включает в себя блок управления на перегородке кабины водителя (смотри рисунок 2.5), выключатель подачи питания на АСОТП на перегородке кабины водителя, блок питания на перегородке кабины водителя, два оповещателя в подоконных кабельных каналах в салоне вагона, два тушителя в подоконных кабельных каналах в салоне вагона.

5.10.З Перед началом движения необходимо провести тестирование

АСОТП в соответствии с сопроводительной документацией на систему.

5.1 1 Работа стеклоочистителя

5.11.1 Стеклоочиститель имеет три режима работы, которые задаются

при помощи соответствующих положений («ПРЕРЫВИСТО», «МЕДЛЕННО»,

«БЫСТРО»),  расположенного на правой пультовой накладке переключателя

«СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ».

5.11.2 В прерывистом режиме стеклоочиститель находится в выключенном состоянии до нажатия на кнопку «ОМЫВАТЕЛЬ». При нажатии

на кнопку «ОМЫВАТЕЛЬ» насос омывателя  и реле запуска стеклоочистителя

получают питание. Стеклоочиститель начинает своё движение, а на лобовое

стекло при этом подаётся омывающая жидкость. Стеклоочиститель  запускается через  реле, которое обеспечивает два или три цикла работы стеклоочистителя в медленном режиме после отпyскания кнопки «ОМЫВАТЕЛЬ».

5.11.3 В холодное время года перед включением стеклоочистителя

рекомендуется прогретъ поверхность лобового стекла.

ВНИМАНИЕ: Использование стеклоочистителя при повышенном

коэффициенте трения между щётками и лобовым стеклом может привести к

дефекту выходного вала редуктора.

5. 12 Работа стеклоомывателя

5.12.1 Бачок стеклоомывателя расположен под пультом водителя с правой стороны.

5.12.2 Для заполнения бачка жидкостью необходимо открыть люк в левой нижней облицовке правой части пульта и залить жидкость через отверстие в бачке.

5.12.З Форсунка и трубка подачи жидкости на щётку стеклоочистителя

расположены на кронштейне и щётке стеклоочистителя.

5.12.4 В зимнее время года рекомендуется использовать незамерзающую жидкость.

5.13 Работа звонка

5.13.1 Звонок расположен под передним свесом каждой головной секции вагона.

5.13.2 Кнопка «ЗВОНОК» на правой пультовой накладке (смотри рисунок 2.3) включает передний звонок.

5.13.3 Подача сигнала «Экстренное торможение» включает передний

и задний звонки.

5.1З.4 Выбор на переключателе «РЕВЕРС» положения «НАЗАД» приводит

к включению наружного звонка в задней кабине трамвайного вагона.

5. 14  Управление токоприёмником

5.14.1 После включения питания в вагоне система управления подаёт команду на опускание токоприёмников.

5.14.2  Если рабочая кабина не выбрана, то переключатель «ПАНТОГРАФ» на левой пультовой накладке осуществляет управление токоприёмником, который расположен непосредственно над кабиной, из которой осуществляется управление. При  этом положение второго токоприёмника

системой управления не учитывается.

5.14.3  После выбора рабочей кабины система управления будет препятствовать поднятию одного токоприёмника, если другой  токоприёмник

уже поднят.

5.15 Проверка габаритных огней

5.15.1 Перевести переключатель «ГАБАРИТНЫЕ  ОГНИ» в правое

положение и проконтролировать включение габаритных огней.

5.15 .2 Проверка проводится для каждой рабочей кабины водителя.

5. 16 Проверка противотуманных огней

5.16.1 Перевести переключатель «ФАРЫ ПРОТИВОТУМ» в правое

положение и проконтролировать включение противотуманных фар.

5.16.2  Проверка проводится для каждой рабочей кабины водителя.

5.17 Работа дверей, кнопки вызова водителя, кнопки вызова инвалида

5.17.1 После включения питания в вагоне в течение 15 секунд система

управления автоматически подаёт сигнал на закрытие всех дверей в вагоне.

5.17.2  Обязательным условием проверки открытия / закрытия дверей

является наличие хотя бы одного включенного стояночного тормоза.

Переключатель «РЕВЕРС»  должен находиться в нейтральном положении, а педаль безопасности должна быть отпущена.

5.17.3  Открытие / закрытие дверей осуществляется при помощи

соответствующих кнопок правой пультовой накладки (смотри рисунок 2.З).

5.17.4 При помощи кнопки «БОРТ» на выбранном борту включаются

кнопки внешнего открытия дверей пассажирами. В случае,  если кнопки внешнего открытия дверей доступны для пассажиров, то кнопка «БОРТ» будет подавать световую индикацию.

5.17.5 Смена выбора управляемого борта осуществляется при помощи

одновременного нажатия на кнопку «СБРОС ЗАIЦИТЫ», расположенную

на левой пультовой накладке и кнопку «БОРТ», расположенную на правой пультовой накладке. Если выбрано управление дверьми левого борта,

то на ПВИ появится соответствующая индикация. После смены управляемого

борта водитель  должен обратить внимание на доступность кнопок внешнего

открытия пассажирами (рекомендуется сначала отпускать кнопку БОРТ, а затем кнопку «СБРОС ЗАЩИТЫ»).

5.17.6 Поочерёдно открывая / закрывая двери с пульта водителя

проконтролировать состояние дверей и отображение индикации на ПВИ.

5.17.7  Проверить блокировку хода при, хотя бы одной, открытой двери

или не убранной аппарели.

5.17.8  Проверить работу кнопок «Аварийное открывание двери».

На заторможенном вагоне дверь открывается при нажатии на кнопку

«Аварийное открывание двери», которая расположена на верхнем кожухе рядом с дверью (активными являются только кнопки управляемого борта). При этом в обеих кабинах срабатывает звуковой сигнал оповещения. Для сброса состояния аварийного открытия необходимо подать команду на открытие или закрытие соответствующей двери.

5.17.9  Кнопки вызова водителя располагаются на поручнях около

дверей. Нажатие на данные кнопки сопровождается звуковым сигналом в обеих кабинах и соответствующей индикацией на ПВИ.

5.17.10 Кнопки вызова водителя для инвалидов расположены у второй

и шестой дверей (дверей с аппарелями). При нажатии на эти кнопки в кабине

водителя начинает звучать постоянный звуковой сигнал,  а на ПВИ появится

соответствующая индикация. Сброс кнопки вызова водителя от инвалида

производится нажатием на кнопку открытия/ закрытия соответствующей двери.

5.18 Проверка указателей поворотов и работы кнопки «АВАРИЯ».

5.18.1 Выбрать сначала одну сторону поворота, а затем другую сторону

поворота на переключателе «УКАЗАТЕЛЬ ПОВОРОТА».  При этом необходимо проконтролировать включение соответствующей индикации на ПВИ и на вагоне.

5.18.2  На пульте нажать на кнопку «АВАРИЯ». При этом необходимо

проконтролировать включение соответствующей индикации на ПВИ и на вагоне (одновременное включение левых и правых указателей поворота в прерывистом режиме).

5.18.3 Стоит  обратить внимание, что на пульте водителя существует

два переключателя указателя поворота: один расположен на пульте справа

от ПВИ, а второй на правой пультовой накладке. В случае, если один

переключатель поворота включен в одну сторону, а второй в другую сторону,

то получится режим работы указателей поворота эквивалентный нажатию

на кнопку «АВАРИЯ».

5.18.4  При включении указателей поворота или кнопки «АВАРИЯ»

в кабинах вагона раздаётся предупредительный прерывистый сигнал оповещения водителя.

5. 19 Проверка экстренного торможения

5.19.1 Поочерёдно сорвать расположенные в  салоне  вагона рычаги

стоп-кранов. Проконтролировать включение режима (экстренного торможения). При этом должны сработать рельсовые тормоза, песочницы, звонки в обеих кабинах. Если вагон расторможен, то должны затормозиться стояночные и рабочие тормоза.

5.20 Переговорное устройство

5.20.1 Комплект переговорного устройства служит для вызова и переговоров пассажиров, в том числе инвалидов, с водителем.

5.20.2 Для вызова водителя необходимо нажать и отпустить вызова водителя на переговорном устройстве, которое расположено в салоне вагона. После этого в салоне и в рабочей кабине прозвучит сигнал вызова.

5.20.3 Для ответа водитель должен нажать на кнопку «РАЗГОВОР»

и удерживая её связаться с пассажиром.

5.20.4  При отпускании кнопки «РАЗГОВОР»  переговорное устройство

в кабине водителя переключается на приём связи из салона вагона.

5.20.5 Для окончания связи водитель должен нажать кнопку «ОТБОИ».

5.20.6 Для изменения общей громкости звука необходимо войти в сервисный режим. Для этого необходимо удерживать одновременно кнопки «ОТБОЙ»  и «РАЗГОВОР»  на переговорном устройстве в кабине водителя. После

этого необходимо нажимать кнопку «ОТБОЙ» для увеличения громкости

или кнопку «РАЗГОВОР» для уменьшения громкости. Громкость меняется

одновременно в салоне и в кабине водителя. Чем больше горит светодиодов

на блоке, тем больше громкость. Для  выхода из режима необходимо

ещё раз нажать одновременно кнопки «ОТБОИ»  и «РАЗГОВОР».

6 РАБОЧИИ РЕЖИМ ДВИЖЕНИЯ  И ТОРМОЖЕНИЯ:

6.1 Для движения трамвайного вагона необходимо закрыть все двери,

нажать педаль безопасности, перевести переключатель РЕВЕРСОР

в положение ВПЕРЁД или НАЗАД. При этом на ПВИ появится индикация

выбранного направления движения и пропадёт индикация блокировки хода.

6.2 Затем необходимо перевести рукоятку контроллера водителя в одну

из ходовых позиций (выбранная позиция отобразиться на экране ПВИ). Каждой позиции контроллера водителя соответствует свой фиксированный тяговый момент двигателей. После перевода рукоятки контроллера водителя в ходовые позиции механические тормоза должны растормозитъся и соответствующие индикаторы состояния стояночных тормозов на ПВИ должны стать серого цвета, а вагон начнёт движение.

ВНИМАНИЕ: Если при выбранном направлении движения

отпустить педаль безопасности, то вагон перейдёт в режим экстренного

торможения вне зависимости от того движется ли он или стоит.

6.З Для штатного торможения необходимо перевести рукоятку

контроллера водителя в тормозные позиции.

6.4 Служебное торможение включает в себя электродинамический

тормоз, а так же механические рабочие, стояночные и рельсовые тормоза.

6.5 Экстренное торможение осуществляется переводом контроллера

водителя до упора в крайнюю тормозную позицию.

7  ПЕРЕВОД  И ПРОЕЗД АВТОМАТИЧЕСКИХ СТРЕЛОК:

7.| Для гарантированного перевода стрелок, которое должно

осуществляться при скорости движения трамвайного вагона не более 8 км/ч,

необходимо подать импульсную команду при помощи перевода переключателя СТРЕЛКА в положение СТ.

7.2 Для проезда стрелки без перевода необходимо подать импульсную

команду при помощи перевода переключателя СТРЕЛКА в положение

БТ. При этом тяговое и вспомогательное оборудование переводится в режим

уменьшенного потребления энергии от контактной сети.

7.З Соответствующий режим проезда стрелки работает в течение

10 секунд после включения.

8 РЕЖИМЫ ТОРМОЖЕНИЯ:

8.1 Общие сведения

8. 1.1 Электродинамический тормоз

8.1.1.1 Основным режимом торможения вагона является

электродинамическое торможение. При этом происходит преобразование

кинетической энергии движения вагона в электрическую энергию

с последующей её передачей в контактную сеть, либо в тормозные реостаты.

8.1.1.2 Данный вид торможения используется при торможении

от максимальной до нулевой скорости и применяется при переводе рукоятки

контроллера водителя в тормозные позиции.

8.1.2 Рабочие тормоза

8.1.2.1 Рабочие тормоза устанавливаются на тележке средней секции.

Тормозное усилие начинает создаваться, начиная с третьей тормозной позиции контроллера водителя.

8.1.3 Стояночные тормоза

8.1.3.1 Электромеханические стояночные тормоза негативного

действия используется для удержания вагона на стоянке.

8.1.З.2 При торможении стояночным тормозом тормозные колодки

накладываются при снижении скорости вагона до нуля, при этом контроллер

водителя не должен находиться в ходовых позициях.

8.1.3.3 Состояние стояночного тормоза определяется по индикации

на ПВИ.

8. 1.4 Рельсовые тормоза

8.1.5 Наложение рельсовых тормозов происходит:

при переводе контроллера водителя в крайнее тормозное положение;

- при срыве хотя бы одного стоп-крана;

- при отпущенной педали безопасности, если выбрано направление

движения вагона;

- при нажатии на кнопку РЕЛЬСОВЫЙ ТОРМОЗ.

8.2 Рабочее торможение

8.2.| Рабочее торможение осуществляется:

- электродинамическим тормозом от максимальной скорости вагона

до остановки вагона;

- рабочими тормозами средней секции от максимальной скорости

вагона до остановки вагона (тормозное усилие определяется тормозной позицией контроллера водителя);

- стояночными тормозами при скорости близкой к 0 км/ч.

8.2.2После полной остановки вагона и при переводе рукоятки

контроллера водителя в положение <<0>> вагон остаётся заторможенным только стояночными тормозами.

8.2.З Рабочее торможение является рекуперативным с автоматическим

переходом на реостатное торможение и обратно.

8.3 Экстренное торможение

8.3.1 Переход в экстренное торможение происходит:

- при переводе рукоятки контроллера водителя в крайнее тормозное

положение.

- при срыве хотя бы одного стоп-крана.

- при отпущенной педали безопасности, если выбрано направление

движения вагона.

8.3.2 Во время экстренного торможения срабатывают рельсовые

тормоза, электродинамические тормоза, механические рабочие и стояночные

тормоза, песочницы, звонок, а так же стоп-сигналы.

9 РЕЖИМ ДВИЖЕНИЯ НА ОДНОМ ТЯГОВОМ ПРИВОДЕ:

9.1 Управление движением и торможением вагона на одном тяговом

двигателе ничем не отличается от описанного выше, однако, следует учитывать, что усилия тяги и торможения в этом режиме буду, уменьшены.

10 СМЕНА КАБИНЫ УПРАВЛЕНИЯ:

10.1 Для смены рабочей кабины управления необходимо:

- перевести переключатель УПРАВЛЕНИЕ КАБИНОИ в левое

положение;

- убедиться, что переключатель ОСВЕЩЕНИЕ КАБИНЫ переведён

в левое положение;

- перейти в другую кабину и в ней перевести переключатель

УПРАВЛЕНИЕ КАБИНОЙ в правое положение;

- дождаться появление на ПВИ индикации, что данная кабина является

ведущей.

11   ДВИЖЕНИЕ ВАГОНА В РЕЖИМЕ (АВТОНОМНЫИ ХОД):

11.1 Режим «Автономный ход» предназначен для движения вагона

с ограниченной скоростью на прямом горизонтальном участке пути пo сухим

и чистым рельсам в случае обесточивания контактной сети или поломки

токоприёмника для эвакуации вагона с проезжей части дороги и устранения

помехи для других участников движения.

11|.2 Для перевода схемы вагона в режим «Автономный ход»

необходимо отключить оба АВДУ, подав импульсную команду при помощи

перевода переключателей ТЕЛЕЖКА 1 и ТЕЛЕЖКА 2 в положение ВЫКЛ,

после чего перевести переключатель «АВТОНОМНЫЙ ХОД» в правое положение.

11.3 Для перевода схемы вагона обратно в режим потребления энергии

от контактной сети, необходимо перевести переключатель «АВТОНОМНЫЙ

ХОД» в левое положение, а затем включить оба АВДУ, подав импульсную команду при помощи перевода переключателей «ТЕЛЕЖКА 1» и «ТЕЛЕЖКА 2» в положение ВКЛ.

11.4 Управление движением и торможением в режиме «Автономный

ХОД» ничем не отличается от управления при питании от контактной сети,

за исключением того, что в режиме «Автономный ход» создаётся одинаковый

момент на валу электродвигателя вне зависимости от номера позиции

контроллера водителя.

11.5 ВНИМАНИЕ: После эксплуатации вагона в режиме

«Автономный ход»  необходима немедленная проверка и восстановление

параметров АКБ. Проверке подвергается каждая АКБ в соответствии

с сопроводительной документацией на АКБ с применением специальных

приборов и аппаратов.

12   ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ РАСТОРМАЖИВАНИЕ ВАГОНА:

12.1 Нажатие на кнопку «РАСТОРМОЖЕНО» на правой пультовой

накладке при нахождении рукоятки контроллера водителя в положении

«0»  вызывает растормаживание вагона до момента перемещения рукоятки

контроллера водителя из положения «0».

12.2 В аварийном случае, когда напряжение бортовой сети опускается

ниже 18 В, исполнительные механизмы позитивных рабочих тормозов

не затормаживаются, а исполнительные механизмы негативных стояночных

тормозов остаются заторможенными.

13 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИЁМКЕ И ВОЖДЕНИЮ ВАГОНА:

13.1 Перед выездом на линию необходимо:

13.1.1 Убедиться, что все крышки и фальшборты закрыты, башмаки

рельсовых тормозов расположены на расстоянии 8...12 мм от головки рельса.

13.1.2 При помощи служебного переключателя открыть переднюю

дверь, войти в кабину и произвести следующие действия:

13.2.1 Включить аккумуляторные батареи первой и третьей секции.

13.1.2.2 Выбрать рабочую кабину при помощи перевода в правое

положение переключателя УПРАВЛЕНИЕ КАБИНОИ.

13.1.2.3 Убедиться в отсутствии предупреждающих и аварийных

сообщений на экране ПВИ.

13.1.2.4 Убедиться, что значение напряжения АКБ, которое

отображается на ПВИ не менее 20 В.

13.1.2.5 Убедиться в наличии индикации стояночных тормозов и отсутствии индикации признаков износа;

13.1.2.6 Убедиться в том, что токоприёмник опущен.

13.1.2.7 Проверить напряжение АКБ, которое при переводе рукоятки

в крайнюю тормозную позицию должно быть не менее 18 В (или ВКЛЮЧИТЬ

рельсовые тормоза).

 ПРИМЕЧАНИЕ: При напряжении АКБ ниже 18 В выезд на линию не допускается.

1З.1.2.8 Поднять токоприёмник и при помощи ПВИ проверить зарядку

АКБ от ППН.

13.1.2.9 Обогрев салона и кабины водителя включать при необходимости. При включении отопления кабины водителя особое внимание обратить на наличие потока тёплого воздуха.

13.1.2.10 Проверить работу механических тормозов. Для этого при нахождении рукоятки контроллера водителя в положении «0» нажать на кнопку РАСТОРМОЖЕНО (проверить по показаниям ПВИ, что стояночные

тормоза расторможены). Затем перевести рукоятку контроллера водителя

в тормозные позиции (проверить наложение стояночных тормозов и изменение индикации позиции контроллера водителя по показаниям ПВИ). Затем вернуть рукоятку контроллера водителя в положение «0».

13.1.3 Проверить работу звуковой сигнализации, указателей поворота,

песочниц, освещение вагона, стоп-сигналов, фонарей заднего хода, габаритов,

противотуманных фар.

13.1.4 Проверить исправность информационной системы вагона.

13.1.5 Перевести рукоятку контроллера водителя на ходовую позицию,

соответствующую режиму езды.

13.2 Спуск на уклонах свыше 0,06 производить на тормозных позициях

контроллера водителя выбирая скорость спуска в соответствии с ПТЭ.

13.3 Если попытка повторного включения АВДУ оказывается не успешной, то необходимо на оставшихся рабочих двигателях двигаться в парк. Если оба АВДУ отключились и их повторное включение не возможно, то необходимо отбуксировать вагон в парк.

13.4 При эксплуатации новых вагонов не рекомендуется производить

интенсивное торможение из-за опасности появления «юза»  (недостаточного

сцепления колёс с рельсами в следствии неприкатанности бандажей).

13.5 При неисправности хотя бы одного стояночного или рабочего

тормоза вагон должен быть отправлен в парк.

13.6 Перед выходом из кабины водитель должен:

13.6.1 Поставить рукоятку контроллера водителя в положение «0».

13.6.2 Установить в среднее положение переключатель РЕВЕРС.

13.6.3 Отпустить педаль безопасности.

1З.6.4 Поставить в выключенное состояние переключатели, которые

управляют освещением и отоплением.

13.6.5 Опустить токоприёмник.

13.6.6 Закрыть все двери кроме первой двери, через которую будет

осуществлён его выход из вагона.

13.6.7 Перевести в левое положение переключатель УПРАВЛЕНИЕ

КАБИНОЙ;

13.6.8 Отключить при помощи расположенных на перегородке кабины

соответствующих выключателей в кабине водителя АКБ первой

и третьей секции;

13.6.9 Выйти через переднюю дверь и с помощью служебного

переключателя закрыть переднюю дверь.

14   ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСОБЫХ  РЕЖИМОВ:

14.1 Отключение блокировки хода при открытых дверях

14.1.1 При необходимости движения вагона с открытыми дверьми при проведении маневровых работ в депо необходимо нажать одновременно кнопку СБРОС ЗАЩИТЫ на левой пультовой  накладке и кнопку ЗАКРЫТЬ ВСЕ на правой пультовой накладке.

14.1.2  Во время нахождения в данном режиме на ПВИ будет отображена соответствующая информация, а кнопки адресного закрытия дверей

начнут подавать световую индикацию в прерывистом режиме.

14.2 Отключение блокировки дверей

14.2.1  В случае отсутствия индикации от стояночных тормозов

управление дверьми блокируется.

14.2.2  Для того, чтобы в аварийном режиме принудительно открыть

двери, необходимо одновременно нажать и удерживать до полного открытия

дверей кнопку СБРОС ЗАЩИТЫ на левой пультовой накладке и кнопку

ОТКРЫТЬ ВСЕ на правой пультовой накладке. При этом будут открыты двери управляемого борта.

14.3 Управление задним токоприёмником

14.3.1 Если после выбора рабочей кабины необходимо произвести

управление токоприёмником, который расположен в другой кабине,

то необходимо удерживая в нажатом положении кнопку СБРОС ЗАЩИТЫ

произвести подачу импульсной команды при помощи перевода

в соответствующее положение переключателя ПАНТОГРАФ.

15   ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ:

15.1 На остановках перед началом движения водитель должен

убедиться, что все двери закрыты.

15.2 Водителю запрещается выезжать на линию на неисправном вагоне,

без диэлектрических перчаток, без огнетушителя, без аптечки, без песка

в песочницах.

15.3 Водителю запрещается начинать движение с открытыми дверьми.

15.4 Водителю запрещается длительное время держать включенными

рельсовые тормоза и песочницы.

15.5 Водителю запрещается в случае поломки токоприёмника

 находиться на крыше без диэлектрических перчаток.

15.6 Эксплуатация вагона с неработающим ППН запрещена (контроль

работы производится по показаниям ПВИ).

15.7 Запрещается на уклонах растормаживать вагон, не сцепив

его для буксировки с другим вагоном.

15.8 Запрещается изменять положение переключателя «РЕВЕРС»

во время движения вагона.

15.9 ВНИМАНИЕ:  Водитель и технический персонал, работающие

на вагоне, должны бережно относиться к доверенному им вагону.

Нежелательно допускать резких переключений органов управления:

тумблеров, контроллера водителя, кнопок... Аккуратно обращаться

с электронными блоками вагона, не допускать попадания на них воды,

грязи, смазочных материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

//////////////////////////////