|
|
ПОТ Р О-32-ЦП-652-99. Правила по охране труда
при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений
ПРАВИЛА
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Настоящие Правила устанавливают основные требования безопасности к
организации и выполнению работ по осмотру, содержанию и всем видам
ремонта железнодорожного пути, путевых устройств и искусственных
сооружений (далее - пути и сооружений) на федеральном железнодорожном
транспорте.
1.2. При содержании и ремонте пути и сооружений в соответствии с ГОСТ
12.0.003 (перечень ссылочных нормативных документов приведен
в приложении 1 к настоящим Правилам) на работников могут воздействовать
следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
1.3. Уровни шума и вибраций на рабочих местах не должны превышать
значений, приведенных в ГОСТ
12.1.003 и ГОСТ
12.1.012.
1.4. Освещенность рабочих мест в помещениях, на открытых площадках и
искусственных сооружениях должна соответствовать требованиям СНиП
23-05 и Нормам искусственного освещения объектов
железнодорожного транспорта.
1.5. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны в помещениях и на
открытых площадках должно соответствовать требованиям ГОСТ
12.1.005.
1.6. При работах в зонах радиационного загрязнения необходимо соблюдать
Нормы радиационной безопасности НРБ-76/87* и Основные санитарные правила
работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих
излучений ОСП-72/87.
1.7. Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности
производственных процессов необходимо соблюдать требования ГОСТ
12.1.004, ГОСТ
12.1.010, Правил
пожарной безопасности в Российской Федерации* и Правил
пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.
1.8. Для производственных помещений дистанций пути и ПМС в соответствии
с СНиП
2.09.02* и Ведомственными нормами технологического
проектирования должны быть определены категории по взрывной,
взрывопожарной и пожарной опасности.
1.9. Средства пожарной сигнализации и средства пожаротушения для
различных помещений предприятий, путевых машин и дрезин должны
соответствовать определенной категории и требованиям Норм оснащения
объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными
средствами пожаротушения.
1.10. При выборе и установке электрооборудования в помещениях и на
открытых площадках предприятий должны быть определены классы
взрывоопасных и пожароопасных зон в соответствии с требованиями Правил
устройства электроустановок.
1.11. Организация и ведение технологических процессов при содержании и
ремонте пути и сооружений должны соответствовать государственным
стандартам, санитарным нормам и правилам, межотраслевым и отраслевым
правилам и нормам, настоящим Правилам и другим нормативно-техническим и
технологическим документам на соответствующие процессы.
Все технологические процессы на содержание и ремонт пути и сооружений
должны содержать требования безопасности к организации и выполнению
конкретных работ и операций.
1.12. В целях охраны окружающей среды на производственных базах
дистанций пути и ПМС необходимо обеспечивать исправное состояние
вентиляционных и очистных сооружений. Исправность вентиляционных и
очистных сооружений определяется на основании результатов анализов,
проводимых центрами санитарно-эпидемиологического надзора (далее -
центрами СЭН) железной дороги.
1.13. На территориях баз дистанций пути и ПМС должны быть установлены
отдельные емкости для сбора и хранения остатков нефтепродуктов,
загрязненных и пропитанных нефтепродуктами обтирочных материалов и
других отходов.
1.14. Поверхностные воды с территории производственных баз дистанций
пути и ПМС должны отводиться по исправным водоотводным устройствам,
полностью закрытых или перекрытых в местах прохода работников.
1.15. Спуск с территории баз дистанций пути и ПМС загрязненных
нефтепродуктами производственных вод должен осуществляться на очистные
сооружения.
1.16. Выполнение настоящих Правил обязательно для администрации и
должностных лиц дистанций пути, ПМС и других предприятий
железнодорожного транспорта, выполняющих содержание и ремонт пути и
сооружений.
1.17. Для всех профессий работников и на отдельные виды работ по
содержанию и ремонту пути и сооружений на дистанциях пути и ПМС с учетом
местных условий должны быть разработаны инструкции по охране труда на
основе настоящих Правил и типовых инструкций в соответствии с Положением
о порядке разработки и утверждения нормативных актов по охране труда на
железнодорожном транспорте.
1.18. Контроль за состоянием охраны труда и соблюдением настоящих Правил
на предприятиях железнодорожного транспорта должен осуществляться в
соответствии с Положением
о контроле за состоянием охраны труда на железнодорожном транспорте. 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПРОЦЕССАМ НА ПЕРЕГОНАХ И СТАНЦИЯХ2.1. Требования безопасности при следовании работников к месту работы и обратно
2.1.1. Перед выходом на работу руководитель работ (мастер, бригадир
пути) обязан:
2.1.2. Проход от места сбора на место работ и обратно должен
осуществляться в стороне от пути или по обочине земляного полотна под
наблюдением руководителя работ или специально выделенного лица.
2.1.3. При невозможности пройти в стороне от пути или по обочине (в
тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время
заносов и в других случаях) проход по пути может быть допущен с
принятием следующих мер предосторожности:
На многопутных участках и перегонах, оборудованных двусторонней
автоблокировкой, для определения направления движения поездов следует
ориентироваться по показаниям светофоров.
2.1.4. При перевозке путевого инструмента и материалов на путевых
вагончиках, двухколесных однорельсовых или одноосных тележках, а также
при работе дефектоскопных и путеизмерительных тележек для сопровождения
их по пути следования должны быть назначены монтеры пути в количестве,
достаточном (но не менее двух человек), чтобы заблаговременно до подхода
поезда снять груз и убрать с пути тележки, а также сигналисты. Остальные
должны идти в стороне от пути или по обочине земляного полотна.
2.1.5. Перевозка рабочих к месту работ и обратно должна производиться в
соответствии с Правилами перевозки рабочих, постановки жилых, бытовых и
служебных вагонов на путях и пожарной безопасности в подвижных
формированиях железнодорожного транспорта.
2.1.6. При расстоянии свыше 3 км от места сбора работников до места
работ руководители дистанции пути и ПМС должны установить порядок
доставки рабочих к месту работ и обратно с использованием средств
передвижения, оборудованных для перевозки людей, и согласовать его с
руководителями отделения железной дороги или железной дороги.
2.1.7. На участках обращения пассажирских поездов местного и
пригородного сообщения доставку рабочих к месту работ и обратно
организуют этими поездами. На период производства летних путевых работ,
в необходимых случаях, устраиваются временные платформы с остановками
указанных поездов на 2-3 мин для посадки и высадки рабочих.
2.1.8. При отсутствии поездов местного и пригородного сообщения или
несовпадении их времени отправления и обратного возвращения со временем
начала и окончания работ руководители предприятия должны организовать
специальные хозяйственные поезда, в состав которых включаются
пассажирские вагоны и платформы для перевозки инструмента и материалов.
При невозможности выделения пассажирских вагонов хозяйственные поезда
организуют из специально оборудованных грузовых вагонов (с сидениями по
количеству перевозимых людей и ступенями для входа и схода работников).
2.1.9. Доставка рабочих к местам производства работ и обратно на
открытом подвижном составе запрещается, кроме случаев следования бригад,
сопровождающих хозяйственные (рабочие) поезда для выгрузки на перегоне
материалов верхнего строения пути.
2.1.10. Хозяйственный поезд, предназначенный для организованной доставки
рабочих к месту работ и обратно, должен сопровождать дорожный мастер или
руководители ПМС, дистанции пути.
2.1.11. Посадка в вагоны и высадка из вагонов на двухпутных линиях
должна производиться только на обочину пути. Места посадки и высадки на
многопутных линиях устанавливаются руководителями дистанции пути, ПМС.
2.1.12. Для доставки рабочих к месту работ и обратно автомобильным
транспортом должны использоваться автобусы или специально оборудованные
грузовые автомобили, отвечающие санитарным и пожарным требованиям, с
соблюдением Правил
дорожного движения.
2.1.13. Ответственным за выпуск автотранспорта в исправном состоянии и
оформление соответствующих путевых документов является главный механик
или мастер мастерских дистанции пути, ПМС.
2.1.14. Перевозка людей на платформах дрезин, оборудованных местами для
сидения по чертежам, утвержденным или согласованным МПС, разрешается:
2.1.15. Все дрезины должны быть оснащены полным комплектом
противопожарного инвентаря.
2.1.16. Машинисты путевых машин доставляются к месту работы и обратно в
служебном помещении машины (если такое предусмотрено в конструкции
машины), в кабинах управления, либо в специально оборудованном бытовом
вагоне или автотранспортом. 2.2. Требования безопасности к организации работ
2.2.1. До начала работ в случаях, предусмотренных Инструкцией по
обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ
и настоящими Правилами, должны быть выставлены необходимые сигналы,
сигнальные знаки "С" (о подаче свистка) и сигналисты, выданы
предупреждения на поезда.
2.2.2. При производстве путевых работ в условиях плохой видимости (в
крутых кривых, в глубоких выемках, лесистой местности, при наличии
строений и других условий, ухудшающих видимость), при работах с
электрическим, пневматическим и другим инструментом, ухудшающим
слышимость, если работа не требует ограждения сигналами остановки,
руководитель работ обязан для предупреждения рабочих о приближении
поездов установить автоматические средства оповещения; в случае
отсутствия таковых - поставить со стороны плохой видимости или
слышимости сигналиста со звуковым сигналом так, чтобы приближающийся
поезд был виден сигналисту на расстоянии не менее 800 м от места работ
при установленной скорости до 140 км/ч включительно.
2.2.3. Перед началом работ в темное время суток, во время тумана,
метелей и когда видимость менее 800 м, необходимо принимать
дополнительные меры по обеспечению безопасности работающих:
2.2.4. Во всех случаях перед началом работ на путях и стрелочных
переводах станции руководитель работ должен сделать соответствующую
запись в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств
сигнализации, централизации, блокировки (далее - СЦБ), связи и
контактной сети о месте и времени производства путевых работ и средствах
оповещения о подходе поездов в порядке, установленном Инструкцией по
обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ
и инструкцией по охране труда при работе на путях данной станции.
2.2.5. Порядок оповещения локомотивных и составительских бригад о месте
производства путевых работ, в том числе порядок выдачи предупреждений о
повышенной бдительности, а путевых бригад - о движении поездов и
маневровых составов на станции устанавливает начальник отделения
железной дороги, а при отсутствии отделений - главный инженер железной
дороги.
2.2.6. Перед началом работ в стесненных местах, где по обеим сторонам
пути расположены высокие платформы, здания, заборы или крутые откосы
выемок, а также на мостах, в тоннелях и снежных траншеях руководитель
работ должен принять следующие меры безопасности: 2.3. Требования безопасности при ремонте рельсовой колеи с применением путевых механизмов, ручного и механизированного инструмента и приспособлений
2.3.1. Приступать к работам разрешается только после ограждения места
работ в установленном порядке сигналами или сигнальными знаками.
Сигналистами назначают монтеров пути не ниже 3-го разряда, выдержавших
установленные испытания и имеющих удостоверения сигналистов.
2.3.2. Во время работ руководитель обязан:
следить чтобы рабочие не садились на рельсы, концы шпал и балластную
призму;
2.3.3. При установленной скорости движения до 140 км/ч включительно при
приближении поезда руководитель работ обязан отвести рабочих в сторону
от пути так, чтобы при расстоянии до поезда не менее 400 м на пути не
оставалось работающих.
2.3.4. При производстве работ в темное время, во время тумана, метелей и
в других случаях, когда видимость менее 800 м руководитель работ должен
внимательно следить за приближением поездов, дрезин и другого подвижного
состава, а также за сигналами сигналистов с обеих сторон от места работ.
2.3.5. В тех случаях, когда по условиям видимости в каждую сторону
ставить сигналистов не требуется, фронт работ, выполняемых под
руководством бригадира пути, не должен превышать 200 м.
2.3.6. Руководитель работ разрешает рабочим возвращаться для продолжения
работ только после того, как он убедится, что вслед за поездом нет
подталкивающего локомотива и что по пути, на котором производятся
работы, не идет поезд, отдельно следующий локомотив или дрезина, как в
правильном, так и в неправильном направлении.
2.3.7. При производстве работ в технологическое окно в графике движения
поездов или при ограждении места работ сигналами остановки на одном из
путей двухпутного участка сигналисты, охраняющие петарды, подают сигналы
рожком о подходе поезда по соседнему пути. Руководитель дает
распоряжение о прекращении работ на междупутье и об уходе с него.
2.3.8. Во время производства работ необходимо постоянно следить за тем,
чтобы инструмент не мешал передвижению рабочих и не находился под их
ногами, а старые и новые материалы (рельсы, шпалы, скрепления) были
аккуратно сложены вне габарита подвижного состава и не мешали сходить с
пути при приближении поезда.
2.3.9. Путевой инструмент должен быть всегда исправным: ручки его
изготовлены из прочного дерева, чисто остроганы, без заусенцев; на
ударных частях инструмента поверхность должна быть чистой, не иметь
зазубрин и наплывов металла. Следует тщательно проверять надежность
насадки инструментов.
2.3.10. При завинчивании гаек вручную должны использоваться типовые
ключи. Бить чем-либо по ключу, увеличивать его длину, наращивая другим
ключом, а также применять неисправный ключ, вставлять прокладки между
гайкой и губками ключа запрещается. Заржавевшие гайки для облегчения
отвинчивания следует смазать керосином. Запрещается сбивать гайки ударом
молотка. При срубании гайки зубилом необходимо надевать защитные очки.
2.3.11. Проверку совпадения отверстий в накладках и рельсах можно
производить только бородком или болтом.
2.3.12. При смене рельсов снимать накладки после развинчивания гаек, а
также раздвигать накладки и удерживать конец другого рельса при
постановке накладок следует при помощи лома. Делать это руками не
разрешается. Кантовать рельс длиной 12,5 м можно также ломом, вставляя
его в крайнее болтовое отверстие только с одного конца. При кантовании
рельса запрещается находиться в направлении возможного выброса лома.
2.3.13. При сдвижке сменяемой или укладываемой рельсовой плети рабочие
должны стоять только с одной стороны рельса, противоположной направлению
сдвижки.
2.3.14. При разгонке рельсовых зазоров должны применяться гидравлические
разгоночные приборы, обеспечивающие безопасность работ. Разгонка зазоров
ударами рельса в накладку запрещается.
2.3.15. Выдергивание костылей лапчатым ломом должно производиться
нажимом рук на конец лома. При необходимости следует применять
наддергиватель путевых костылей.
2.3.16. При перешивке пути рельсовую нить следует сдвигать стяжным
прибором или остроконечным ломом, опущенным в балласт.
2.3.17. При наживлении костыля для забивки необходимо держать его строго
вертикально; первоначально костыль следует закреплять легкими ударами, а
затем добивать. При забивке костылей нужно стоять над рельсом вдоль
пути.
2.3.18. Вытаскивание старых, затаскивание новых шпал и переводных
брусьев должны производиться только шпальными клещами.
2.3.19. При укладке и снятии регулировочных прокладок для отвертывания и
завертывания клеммных и закладных болтов следует использовать только
типовые торцевые гаечные ключи и исправные гидравлические домкраты.
После разболчивания клеммных болтов и подъемки рельса домкратом снимать
прилипшие к подошве рельса монтажные прокладки следует заточенной с
одного торца металлической пластиной длиной 40-50 см. Укладка монтажной
и регулировочной прокладок может производиться специальными
приспособлениями типа клещей либо другим инструментом, исключающим
нахождение рук между подошвой рельса и подкладкой. Укладывать и
поправлять прокладки руками запрещается.
2.3.20. Снятие и установка пружинных противоугонов должна производиться
при помощи специального прибора для этих работ. При его отсутствии
допускается их установка с помощью костыльного молотка. При этом
противоугон надевается на подошву рельса, а затем ударом молотка
закрепляется на нем.
2.3.21. Разрядка температурных напряжений и окончательное восстановление
рельсовой плети бесстыкового пути должны осуществляться в соответствии с
Техническими указаниями по укладке и содержанию бесстыкового пути.
2.3.22. Руководитель работ перед тем, как приступить к разрядке
напряжений или окончательному восстановлению рельсовой плети, обязан
проверить наличие стыковых зазоров в уравнительных пролетах, при этом на
электрифицированных линиях он должен обеспечить соблюдение требований
раздела 2.7 настоящих Правил.
2.3.23. Перед началом освобождения рельсовой плети должна быть
обеспечена возможность свободного перемещения ее концов, для чего
необходимо при ожидаемом удлинении плетей снять или сдвинуть примыкающие
к концам плети уравнительные рельсы, а при ожидаемом укорочении
рельсовых плетей снять или ослабить от закрепления накладки.
2.3.24. При выполнении разрядки напряжений или вырезке дефектного места
из плети, если в стыках отсутствуют зазоры, перед освобождением рельсов
и плетей от закрепления на шпалах необходимо создать зазор искусственно
обрезкой рельса автогеном или бензорезом, закрепив клеммы на прилегающих
участках.
2.3.25. Работать с механизированным электроинструментом разрешается
персоналу, прошедшему специальное обучение.
корпус электрического инструмента при работе должен быть соединен с
корпусом электростанции через четвертую жилу;
2.3.26. При работе инструментом с индивидуальным приводом от двигателя
внутреннего сгорания должны соблюдаться следующие требования:
Электроинструмент должен храниться в сухом помещении.
2.3.27. При производстве работ на участках со скоростями движения
поездов 141-200 км/ч должны быть обеспечены следующие дополнительные
меры безопасности.
Осмотры пути обходчиками железнодорожных путей и искусственных
сооружений или монтерами пути, назначаемыми для осмотра, осуществляются
порядком, установленным начальником железной дороги.
2.3.28. Приступать к аварийно-восстановительным работам с опасными
грузами можно только после получения разрешения главного санитарного
врача центра СЭН и получения полной информации о способах и средствах
ликвидации последствий аварий, использовании средств индивидуальной
защиты в соответствии с Инструкцией по организации
аварийно-восстановительных работ на железных дорогах Российской
Федерации и Правилами
безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами
при перевозке их по железным дорогам и требованиями,
изложенными в аварийных карточках на опасные грузы. 2.4. Требования безопасности при выполнении работ с применением железнодорожно-строительных (путевых) машин
2.4.1. Ответственным лицом за обеспечение безопасности работающих при
выполнении работ с применением путевых машин и механизмов должен быть
руководитель работ, назначаемый начальником хозяйственного
подразделения: при работах, выполняемых ПМС, - начальником ПМС; при
работах, выполняемых дистанцией пути, - начальником дистанции пути.
2.4.2. К управлению путевыми машинами и их обслуживанию допускаются
лица, прошедшие соответствующую подготовку и имеющие удостоверение.
2.4.3. Работы по устранению возникших неисправностей, смазыванию узлов
на путевых машинах должны производиться только после их полной остановки
и остановки силового привода.
2.4.4. При работе на двух- и многопутных участках руководитель работ или
сигналист обязан обеспечить своевременное оповещение монтеров пути и
бригаду машины о приближении поезда по соседнему пути.
2.4.5. Во время работы путевых машин руководителю работ и обслуживающей
бригаде запрещается находиться на соседнем пути и на междупутье. При
плохой видимости для связи руководителя работ с машинистом локомотива,
работающего с путевой машиной, должен быть выставлен сигналист.
2.4.6. При работе путевых машин по очистке и вырезке балласта необходимо
соблюдать следующие требования:
2.4.7. При работе электробалластеров, балластораспределительных и
землеуборочных машин необходимо соблюдать следующие требования:
2.4.8. При работе путеукладочных кранов, машин для укладки стрелочных
переводов, рельсоукладчиков необходимо соблюдать следующие требования:
2.4.9. При работе выправочно-подбивочно-рихтовочных,
выправочно-подбивочно-отделочных, балластоуплотнительных машин,
динамических стабилизаторов необходимо соблюдать следующие требования:
2.4.10. При работе рельсоочистительных машин необходимо соблюдать
следующие требования:
2.4.11. При работе снегоуборочных и снегоочистительных машин необходимо
соблюдать следующие требования:
2.4.12. При работе с применением спецсостава для погрузки, перевозки и
выгрузки длинномерных рельсовых плетей необходимо соблюдать следующие
требования: 2.5. Требования безопасности при содержании и ремонте земляного полотна и водоотводных сооружений
2.5.1. Ремонт земляного полотна и его элементов - кюветов, откосов
выемок и насыпей, водоотводных канав, траншей, дренажей, прорезей и
других устройств должен выполняться по типовым или индивидуальным
проектам производства работ, в которых должны предусматриваться
конкретные меры безопасности в соответствии со СНиП
III-4-80*.
2.5.2 Проверка состояния земляного полотна, обследовательские,
геологические и другие работы должны производиться под руководством
ответственного должностного лица, обязанного следить за подходом
поездов, предупреждать работающих о своевременном сходе с пути и уборке
оборудования и инструмента.
2.5.3. При приближении к линиям подземных коммуникаций земляные работы
должны выполняться под наблюдением производителя работ или мастера, а в
непосредственной близости от кабелей, находящихся под напряжением, по
наряду-допуску под наблюдением работников электрохозяйств. Разработка
грунта в непосредственной близости (менее 1,0 м) от линий действующих
подземных коммуникаций допускается только вручную лопатами без резких
ударов. Пользоваться ударными инструментами (ломы, кирки, клинья и
пневматические инструменты) запрещается. При появлении запахов газов
работы должны быть немедленно прекращены, а рабочие удалены из опасных
мест.
2.5.4. В грунтах естественной влажности с ненарушенной структурой при
отсутствии грунтовых вод и расположенных поблизости подземных сооружений
рытье котлованов и траншей может осуществляться с вертикальными стенками
без крепления на глубину не более 1 м в песчаных (в том числе
гравелистых) грунтах, 1,25 м в супесях, 1,5 м в суглинках, глинах и в
сухих лессовидных грунтах, 2 м в особо плотных грунтах. При наличии
условий, отличающихся от вышеуказанных, котлованы и траншеи
разрабатывают с откосами, крутизну которых принимают по табл.1,
приведенной в приложении 2 к настоящим Правилам.
2.5.5. Для спуска и подъема людей в котлованы и широкие траншеи следует
устанавливать лестницы-стремянки шириной не менее 0,75 м с перилами, а
для спуска и подъема рабочих в узкие траншеи - приставные лестницы.
Запрещается спускаться в траншею по распоркам креплений.
2.5.6. Грунт, выброшенный из котлована или траншеи, следует размещать на
расстоянии не менее 0,5 м от их бровок. Запрещается разрабатывать грунт
способом подкопа (подбоя). При случайном образовании "козырьков" грунта
или при нахождении на откосе котлована, траншеи валунов, камней и других
предметов рабочие из опасных мест должны быть выведены, после чего
"козырьки", валуны и камни должны быть обрушены.
2.5.7. Установка и движение строительных машин и транспортных средств в
пределах призмы обрушения грунта у раскрепленных котлованов, траншей
допускается при условии предварительной проверки расчетом прочности
крепления с учетом величины и динамичности нагрузки.
2.5.8. При наличии грунтовых вод разработка грунта должна вестись с
таким расчетом, чтобы дно траншеи имело продольный уклон для стока воды
и ее откачки. Особую осторожность следует соблюдать при разработке
лессовидных грунтов, которые при смачивании теряют несущую способность.
запрещения движения транспортных средств и механизмов в пределах призмы
обрушения.
2.5.9. Разрабатывать без крепления переувлажненные песчаные, лессовидные
и насыпные грунты запрещается.
2.5.10. Разработка котлованов и траншей в грунтах, насыщенных водой
(плывунах), должна производиться по индивидуальным проектам,
предусматривающим безопасное проведение работ с помощью искусственного
водопонижения, шпунтового крепления и других мер. Там, где разборка
креплений может вызвать повреждение смежных сооружений, а также в
сыпучих грунтах и грунтах, насыщенных водой, крепление частично или
полностью может быть оставлено в грунте. Стенки котлованов и траншей,
разрабатываемых землеройными машинами, крепят готовыми щитами,
опускаемыми и раскрепляемыми сверху, не допуская рабочих в
нераскрепленную часть.
Машинист экскаватора обязан следить за состоянием разрабатываемого забоя
и при малейшей угрозе обрушения, обвалов или оползней, а также при
образовании "козырьков" должен немедленно прекратить работу и отвести
экскаватор на безопасное расстояние от забоя. При разработке высокого
забоя прямой лопатой следует удалять находящиеся наверху крупные камни и
другие предметы. "Козырьки", образующиеся в забое, следует немедленно
обрушивать сверху. Подкапывать грунт лопатой, стоять в направлении его
скольжения запрещается.
2.5.11. Работа тракторными скреперами на уклонах более 10° запрещается.
При подъеме и спуске по откосу груженых скреперов трактор должен
двигаться по линии наибольшего ската.
2.5.12. Предельные границы приближения бульдозера к бровке насыпей,
траншей или котлованов должны быть обозначены. Выдвижение отвала
бульдозера за бровку выемки или насыпи при сбросе грунта под откос
запрещается.
2.5.13. Выгрузка и раскладка трубофильтров, муфт и других материалов по
фронту работ не должны создавать препятствий передвижению
дреноукладочной машины и работников. Во время ее работы запрещается
очищать бункер и конвейерные ленты; сходить с машины и садиться на нее.
Проезд и работа дреноукладочной и других машин под проводами
высоковольтных линий разрешается, если расстояние между верхней точкой
машины и ближайшим проводом действующей линии электропередачи будет
составлять: при напряжении до 1 кВ - 1м; 1-20 кВ - 2 м; 35-100 кВ - 3 м;
154-220 кВ - 4 м; 330 кВ - 5 м; 500 кВ - 6 м. В дождь работы под ЛЭП
должны быть прекращены.
2.5.14. Проверку, очистку или ремонт закрытых дренажей в колодцах
разрешается выполнять при соблюдении следующих требований:
2.5.15. Работы по снятию выступов и уполаживанию откосов скальных
выемок, устройству водоотводов, ликвидации ледяных заторов, наледей
вблизи искусственных сооружений, корчевка пней и валка деревьев могут
производиться взрывным способом. Решение о производстве взрывных работ
должен принимать начальник дистанции пути или его заместитель на основе
результатов комиссионного осмотра места работ с участием
мастера-взрывника с учетом обеспечения безопасности движения поездов.
2.5.16. Взрывные работы должны производиться в соответствии с Едиными
правилами безопасности при взрывных работах. Извлечения из
этих Правил приведены в приложении 3 настоящих Правил.
2.5.17. Содержание и ремонт земляного полотна и защитных сооружений на
селеопасных участках должны осуществляться под наблюдением и
руководством мастера по земляному полотну, мостового мастера или
заместителя начальника дистанции пути по инженерным сооружениям в
соответствии с соблюдением дополнительных мер безопасности, изложенных в
инструкции по охране труда, утвержденной начальником дистанции пути.
2.5.18. Для обеспечения эвакуации людей и техники, находящихся в опасной
зоне при селевой угрозе, на дистанциях пути должны быть разработаны меры
по спасательным действиям, включая устройство на крутых склонах
указателей, трапов, лестниц и других устройств.
2.5.19. Ремонтно-восстановительные и очистные работы на селеопасных
участках должны осуществляться при благоприятных погодных условиях и при
уверенности, что в верховьях данного водотока нет селеобразующих
накоплений.
2.5.20. Обследование селевого бассейна, восстановление и ремонт
противоселевых сооружений разрешается выполнять только в светлое время
суток. В исключительных случаях при аварийной ситуации эти работы могут
выполняться в темное время суток с обязательным освещением места работ
прожекторами.
2.5.21. Содержание откосов земляного полотна на скально-обвальных
участках железных дорог осуществляется дистанциями пути при участии
путеобследовательской станции по земляному полотну. Непосредственное
выполнение работ по обследованию этих участков, удалению неустойчивых
обломков скального грунта, укреплению скальных откосов возлагается на
специализированные бригады обборщиков (верхолазов).
2.5.22. Обборщики назначаются из числа рабочих не моложе 18 лет,
прошедших специальное медицинское освидетельствование и альпинистскую
подготовку. Они обязаны проходить ежегодную переподготовку по
утвержденной программе под руководством опытных инструкторов.
2.5.23. Работы по проверке откосов выемок и очистке их от неустойчивых
обломков скального грунта разрешается вести только в светлое время суток
при сухой погоде. В аварийных ситуациях в темное время место работ
должно быть освещено прожекторами. На время производства работ
руководитель должен выделить из числа монтеров пути лицо, на которое
возлагается осуществление наблюдений за состоянием откосов выемок или
склонов с целью своевременного предупреждения работающих в случае
появления опасности.
2.5.24. В целях предотвращения обвалов и осыпей на действующий путь на
дистанции пути должна быть разработана и утверждена начальником
дистанции местная инструкция, включающая в себя меры по обеспечению
безопасности при производстве скально-обвальных работ. При необходимости
(перерывы в движении поездов, защита устройств СЦБ, связи и контактной
сети) эта инструкция утверждается руководством отделения железной дороги
или железной дороги. 2.6. Требования безопасности при работах на мостах, в тоннелях и других сооружениях
2.6.1. Искусственные сооружения должны иметь устройства, предназначенные
для безопасного обслуживания самого сооружения и пути. К таким
устройствам относятся: на мостах - тротуары и убежища с перилами,
мостовой настил, перила по верхнему поясу и лестницы с перилами по
портальным рамам (для мостов с ездой понизу); у труб и конусов -
лестницы (сходы) с перилами; в тоннелях - ниши и камеры. Ниши должны
быть во всех тоннелях длиной более 50 м, а камеры - в тоннелях длиной
более 300 м. Ниши и камеры располагаются с каждой стороны пути в
шахматном порядке соответственно через 60 и 300 м. В тоннелях длиной от
50 до 100 м допускается устройство по одной нише с каждой стороны пути,
а в тоннелях длиной от 300 до 400 м - по одной камере в середине
тоннеля.
2.6.2. Площадки-убежища с перилами должны быть на всех мостах длиной
более 50 м, а на участках со скоростями движения пассажирских поездов
более 140 км/ч и в северных условиях - на всех мостах длиной более 25 м.
2.6.3. Работы по обследованию, осмотру, содержанию, ремонту и
реконструкции искусственных сооружений на высоте более 2 м производятся
с применением лестниц, люлек, подмостей, предохранительных поясов и
других приспособлений, которые должны удовлетворять требованиям
безопасности по СНиП
III-4-80. Запрещается устраивать переходы между висячими
люльками.
2.6.4. Производство работ одновременно в двух или более ярусах по одной
вертикали разрешается только при наличии предохранительных полков или
перекрытия между этими ярусами.
2.6.5. Ремонтные работы на мостах (кроме путевых) разрешается
производить только в защитных касках.
2.6.6. Подача оборудования, деталей, материалов и инструмента массой
более 10 кг наверх и спуск их на землю должны производиться при помощи
соответствующих специальных приспособлений (лебедок, транспортеров,
канатов).
2.6.7. Проходы для рабочих, расположенные на уступах, откосах и
косогорах с уклоном более 20°, необходимо оборудовать стремянками или
лестницами с перилами.
2.6.8. Для обеспечения безопасного прохода работающих через канавы и
траншеи должны устраиваться мостики шириной не менее 0,8 м с перилами
высотой 1,0 м и бортовыми досками высотой 15 см.
2.6.9. Колодцы, шурфы, устья шахт и другие вертикальные выработки в
рабочей зоне должны быть закрыты или ограждены специальными барьерами
высотой не менее 1 м.
2.6.10. Перемещение подмостей и люлек в поперечном и продольном
направлении при ветре скоростью более 10 м/с не допускается. Подмости и
люльки перед перемещением должны быть освобождены от людей, материалов,
инструмента и других предметов.
2.6.11. Все охраняемые мосты, неохраняемые мосты по перечню,
утвержденному руководством железных дорог, пешеходные мосты и тоннели, а
также автодорожные путепроводы, расположенные в населенных пунктах,
должны быть освещены в соответствии с установленными нормами.
2.6.12. На охраняемых мостах освещение устанавливается в соответствии с
проектами. Большие мосты длиной более 300 м, как правило, должны быть
обеспечены продольным электроснабжением.
2.6.13. Для оповещения о приближении поезда рабочих, занятых на работах
по осмотру и содержанию искусственных сооружений без ограждения
сигналами остановки или уменьшения скорости, должен устанавливаться
сигнальный знак "С", а в необходимых случаях выдаваться предупреждения
на поезда об особой бдительности. Мосты и тоннели по перечню,
утвержденному начальником дороги, оборудуются оповестительной
сигнализацией и заградительными светофорами.
2.6.14. Перед началом работ руководитель обязан указать каждому
работнику, куда он должен складывать инструмент, материал и уходить при
подходе поезда.
2.6.15. На охраняемых мостах через реки шириной более 50 м или глубиной
более 1,5 м должны постоянно находиться спасательные приспособления:
спасательные круги, веревки, а на воде во время работы - всегда готовая
к использованию лодка или катер.
2.6.16. При выполнении работ над водой на неохраняемых мостах через
постоянные водотоки шириной более 50 м или глубиной более 1,5 м вблизи
места работ должны находиться одна или несколько готовых к использованию
спасательных лодок или катер со спасательными средствами.
2.6.17. В качестве смотровых приспособлений на мостах и путепроводах
должны применяться: подвижные тележки, откидные платформы, подвесные
подмости, люльки, специальные устройства и плавучие средства, которые
должны находиться в постоянной исправности. Смотровые приспособления по
своей конструкции должны обеспечивать возможность осмотра сооружений, в
том числе и в труднодоступных местах. Тип и число смотровых
приспособлений зависят от характера сооружения и определяются проектом.
2.6.18. Для осмотра и содержания опорных частей и подферменных площадок
мосты с опорами высотой более 3 м должны иметь ограждающие перила
высотой 1,0-1,2 м по периметру подферменной площадки и лестницы для
спуска с проезжей части моста.
2.6.19. У каждого конца моста, путепровода и трубы при высоте насыпи
более 2 м должен быть один, а при необходимости два постоянных
лестничных схода по откосам.
2.6.20. Состояние подмостей и люлек должно проверяться мастером или
прорабом ежедневно до начала работ.
2.6.21. Навешивание крючьев и петель, монтаж подвесных подмостей
необходимо поручать верхолазам, имеющим стаж работы не менее одного
года. Места для навески крючьев и петель определяются заблаговременно.
Крючья и петли подвесных монтажных подмостей должны укрепляться на
элементах монтируемых подмостей до их подъема.
2.6.22. Тросы для подъема и опускания должны пропускаться через надежно
закрепленные блоки. Во избежание повреждения тросы не должны касаться
элементов конструкции.
2.6.23. По окончании работ люльки необходимо опустить, рукоятки лебедки
снять. В нерабочее время лебедка должна находиться в положении,
исключающем возможность приведения ее в действие посторонними лицами.
2.6.24. Лебедки, служащие для подъема и опускания люлек, должны
устанавливаться на самих люльках или на пролетном строении вне габарита
приближения строений.
2.6.25. Лебедки, устанавливаемые на земле, должны быть загружены
балластом, вес которого должен превышать тяговое усилие лебедки не менее
чем в 2 раза. Балласт необходимо закреплять на раме лебедки. Запрещается
работать лебедкой с неисправными тормозами.
2.6.26. Работник, находящийся в подвесной люльке, должен применять
предохранительный пояс со страховочным канатом, который должен
прикрепляться к надежному элементу моста или конструкции сооружения.
2.6.27. Перед применением предохранительных поясов следует убедиться в
их исправности. Пояса должны иметь паспорт, номер и дату очередного
испытания.
2.6.28. Не допускается применять в качестве подмостей стремянки с
уложенными на них досками, а также отдельные доски, уложенные на
элементах пролетных строений и не скрепленные в щиты.
2.6.29. Настилы, проходы, лазы и стремянки должны быть ограждены
прочными перилами высотой не менее 1 м, а в нижней части иметь бортовую
доску высотой не менее 15 см. Доски настила должны быть прочно пришиты.
2.6.30. Проезжую часть мостов с ездой понизу необходимо осматривать и
очищать с имеющихся смотровых приспособлений, а при их отсутствии - со
специально закрепленного, имеющего перила дощатого настила, уложенного
по связям и нижним поясам ферм.
2.6.31. Пролетные строения с ездой поверху надо осматривать и очищать:
внутри - с закрепленного дощатого настила, уложенного на уголки связей;
2.6.32. В местах производства работ настилы, проходы и стремянки должны
очищаться от грязи, снега, льда и в зимнее время посыпаться песком.
2.6.33. Рабочие должны подниматься на подмости и на собранные
металлические конструкции по стремянкам или специальным входным
лестницам. Работать механизированным инструментом с приставных лестниц
запрещается.
2.6.34. Работающие с лакокрасочными материалами и летучими органическими
растворителями должны строго выполнять правила личной гигиены и
промсанитарии, знать безопасные методы ведения окрасочных работ,
средства и меры защиты от токсичных веществ. При окраске
пистолетами-распылителями запрещается применять краски содержащие свинец
и бензол. Применение этилированного бензина и бензола в качестве
растворителя запрещается. Лакокрасочные материалы со свинцовыми
пигментами необходимо наносить только кистью или валиком. Такие
материалы допускаются к применению только в готовом виде, перетертые на
олифе.
Окраску перхлорвиниловыми красками, имеющими высокую токсичность,
следует производить только в изолирующих респираторах или
пневмокостюмах.
2.6.35. При проведении окраски мостовых конструкций должны выполняться
требования ГОСТ
12.3.035* и Санитарных правил при окрасочных работах с
применением ручных краскораспылителей.
2.6.36. Работу по антисептированию деревянных мостов для защиты
древесины от гниения необходимо выполнять в часы наименьшего солнечного
облучения.
2.6.37. При одиночной замене мостовых брусьев со сдвижкой их в сторону
от мостового полотна должны применяться приспособления, предохраняющие
брусья от падения вниз.
2.6.38. Грузоподъемность винтовых или гидравлических домкратов,
применяемых при подъемке пролетных строений, должна превышать вес
поднимаемого пролетного строения не менее чем на 25%. При установке
домкратов для предотвращения скольжения под подошву и на головку
домкратов должны быть уложены типовые прокладки.
2.6.39. Работники, выполняющие полевые гидрометрические работы, обязаны
уметь обращаться с плавучими и спасательными средствами.
2.6.40. Плавучие средства должны быть оснащены спасательным кругом,
веревкой, ковшом или ведром, а также сумкой с медикаментами и
перевязочными средствами. Все находящиеся на судне при волнении более
трех баллов должны быть в спасательных жилетах.
2.6.41. На реках со скоростью течения более 2,5 м/с промеры глубин
разрешается выполнять только с судов и катеров; при скоростях течения
1,5-2,5 м/с - с понтонов и лодок, перемещаемых по тросу; на реках со
скоростью течения до 1,5 м/с промеры глубин можно выполнять с гребных
лодок. При работах на реках со скоростью течения более 1,5 м/с носовая
часть лодок должна быть наглухо закрыта. Большие катера и понтоны должны
быть оборудованы перилами. Запрещается плавание и производство работ на
лодках и понтонах при ветре свыше 5 м/с или волнении более трех баллов,
на речных катерах - при ветре свыше 7,5 м/с или волнении более четырех
баллов, а также при тумане, ледоходе и шуге.
2.6.42. Промерные работы со льда разрешается производить при его толщине
не менее 10 см без полыней. При недостаточной прочности льда, т.е. при
его толщине менее 10 см, работы можно вести только с настила из досок.
Группа, выполняющая работы на льду, обеспечивается веревкой и прочными
шестами. Все лунки и проруби диаметром более 20 см должны быть ограждены
вешками.
2.6.43. При выполнении всех работ на искусственных сооружениях, помимо
данного раздела, необходимо руководствоваться также соответствующими
положениями других разделов настоящих Правил и требованиями безопасности
технологических процессов.
2.6.44. Перед началом производства работ в тоннелях руководитель работ
должен убедиться:
2.6.45. Пребывание в тоннеле разрешается только лицам, занятым осмотром,
производством обследовательских или ремонтных работ.
2.6.46. Работы в тоннелях по осмотру и обмеру обделки, удалению слабых
камней, расшивке швов, нанесению набрызг-бетона, перекладке
деформированных частей обделки, замене рельсов, шпал, очистке дренажных
лотков допускаются при освещенности на своде тоннеля не менее 50 лк, а
погрузочно-разгрузочные работы - не менее 20 лк на уровне поверхности
балласта по горизонтальной плоскости.
2.6.47. Электрические светильники общего и рабочего освещения тоннеля
должны быть пыле- и влагонепроницаемыми, легко очищаемыми, а их
конструкция должна обеспечивать защиту глаз работников локомотивных
бригад и тоннельных рабочих от прямого света.
2.6.48. При текущем осмотре и проходе по тоннелю необходимо иметь
переносные индивидуальные фонари независимо от наличия постоянного
электроосвещения.
2.6.49. Наблюдение за исправностью электроосвещения в тоннеле должен
осуществлять тоннельный мастер, а в местах производства работ -
руководитель работ.
2.6.50. Рабочие, находящиеся в тоннеле и на предпортальном участке,
должны заблаговременно оповещаться о приближении поезда специально
устроенной автоматической светозвуковой сигнализацией.
2.6.51. На предпортальных участках, где крутые откосы выемок, подпорные
стены и другие устройства не позволяют разместиться рабочим сбоку от
рельсовой колеи, место работ должно ограждаться сигналами остановки с
выдачей предупреждений на поезда.
2.6.52. Перед проходом поезда по тоннелю рабочие должны укрыться в
нишах.
2.6.53. Для улучшения видимости камеры и ниши (по периметру) должны быть
окрашены в белый цвет или обрамлены плитками белого цвета. На стенках
тоннеля стрелками должны указываться направления к ближайшим камерам и
нишам.
2.6.54. При производстве работ на одном из путей двухпутного тоннеля
перед проходом поезда по соседнему пути руководитель работ должен дать
сигнал об их прекращении, подать команду об уборке инструмента и укрытии
в нишах, указанных заранее каждому рабочему.
2.6.55. После прохода поезда руководитель работ, убедившись, что
видимость в тоннеле восстановилась, разрешает рабочим выйти из ниш и
приступить к работам. 2.6.56. При поступлении сведений об отключении вентиляции из-за неисправности ее уже в процессе выполнения работ, при задержке состава в тоннеле, при визуально определяемой стойкой задымленности тоннеля руководитель работ должен дать указание о немедленном применении противогазов, которыми рабочие заранее обеспечиваются до начала работ в тоннеле, организации контрольных замеров и срочных ремонтных работ по восстановлению вентиляции.
/////////////////////////////
|
|
|