ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ И ПОРЯДОК РАБОТЫ СНЕГОХОДОВ ТАЙГА (Классика 500, Варяг 550, Люкс 550 II, Атака 551 II, Барс 850)

 

  Главная       Учебники - Транспорт      Снегоходы Тайга. Классика 500, Варяг 550, Люкс 550 II, Атака 551 II, Барс 850. Руководство по эксплуатации С40005000РЭ

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  ..

 

 

 

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ И ПОРЯДОК РАБОТЫ СНЕГОХОДОВ ТАЙГА (Классика 500, Варяг 550, Люкс 550 II, Атака 551 II, Барс 850)


 

  1. Подготовка нового снегохода к эксплуатации


     

    При подготовке нового снегохода к эксплуатации выполните следующие работы:

    1. проверьте целостность упаковки и сохранность пломб;

    2. вскройте упаковку, извлеките эксплуатационную документацию, проверьте правильность ее оформления. По упаковочному листу проверьте комплектность снятых со снегохода деталей и сборочных единиц и их сохранность, а так же наличие и комплектность ЗИП (см. подраздел «Комплектность» паспорта на снегоход);

    3. распакуйте снятые со снегохода детали и сборочные единицы; проверьте, нет ли механических повреждений поверхности капота, рамы, сиденья, стекла, при необходимости устраните повреждения покрытия корпуса.

    4. удалите наружную консервационную смазку, установите на место снятые при упаковке снегохода детали и сборочные единицы:

    • отверните гайку крепления кронштейна задней части снегохода к бруску дна ящика. Отверните болт крепления кронштейна и снимите кронштейн с крюка сцепки снегохода;

    • отверните гайки крепления кронштейнов передней части снегохода, снимите болты и кронштейны (для снегоходов ТАЙГА Люкс 550 II, ТАЙГА Атака 551 II);

    • выпрямите (например, с помощью трубы) шпильки тяг крепления телескопических стоек снегохода к дну ящика, избегая повреждения резьбы и не применяя ударных нагрузок. Отверните гайки крепления кронштейнов тяг к дну ящика. Затем отверните гайки на шпильках тяг и удалите тяги из телескопических стоек (приподняв или наклонив снегоход на бок). Снимите со штоков гидропневматических амортизаторов самоконтрящиеся гайки М10 с шайбами (фиксирующие кольца не снимайте), установите в ухо каждого амортизатора по две пластмассовые втулки, затем вставьте амортизаторы в телескопические стойки и закрепите их самоконтрящимися гайками М10 с шайбами, гайки необходимо затягивать с крутящим моментом 2,7…3,0 кгсм (для снегоходов ТАЙГА Классика 500, ТАЙГА Варяг 550, ТАЙГА Барс 850);

в отверстия подошвы лыжи установите подрез, сверху на лыжу установите кронштейн и закрепите тремя гайками М10 самоконтрящимися с фланцем, крепящими подрез. Установите буфер на лыжу. Вставьте в отверстия шкворня две втулки. Заведите шкворень в лыжу и вставьте в отверстия лыжи и шкворня болт М10х130. Затяните гайки М10 самоконтрящиеся с моментом 5,0…5,6 кгсм, подложив под болт и гайку шайбы 10;

  • установите спинку на сиденье и закрепите ее болтами;

  • установите брызговик на задний кронштейн рамы снегохода и


     

     

    закрепите его заклепками;

  • вставьте упор в отверстия на капоте (или воздуховоде), и втяните концы упора до срабатывания фиксаторов (для снегоходов ТАЙГА Классика 500, ТАЙГА Люкс 550 II);

  • снимите обтекатель. Выверните и выньте винт вместе с пластмассовой шайбой и резиновой втулкой из фиксатора на капоте. Установите ветровое стекло выступами в щели капота. Совместите отверстие стекла с отверстием капота, вставьте винт с шайбой в фиксатор и подтяните стекло винтом к капоту, не допуская деформации ветрового стекла. Установите обтекатель и закрепите стекло и обтекатель с нижней стороны капота резиновыми фиксаторами. Установка шести фиксаторов крепления стекла обязательна (для снегоходов ТАЙГА Классика 500, ТАЙГА Люкс 550 II);

  • установите стекло ветровое выступами в щели капота. Совместите отверстие стекла с отверстием капота, установите в отверстия держатели, подожмите и зафиксируйте фиксаторами, не допуская деформации ветрового стекла. Закрепите стекло с нижней стороны капота резиновыми фиксаторами (для снегоходов ТАЙГА Варяг 550, ТАЙГА Атака 551 II, ТАЙГА Барс 850);

  • установите руль в рабочее положение и затяните гайки крепления руля;

  • установите чехол руля (для снегоходов ТАЙГА Варяг 550, ТАЙГА Люкс 550 II, ТАЙГА Атака 551 II, ТАЙГА Барс 850), для этого выполните следующее:

а) закрепите один конец держателя поз. 1 на руле при помощи болта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

в) закрепите второй конец держателя поз. 1 на руле при помощи болта поз.

  1. и гайки поз. 3


     

    е) застегните боковые молнии. При выступании наполнителя из-под чехла руля снизу допускается подрезка наполнителя

     

     

    установите кожух на руль (для снегоходов ТАЙГА Классика 500),, наденьте ограничители на блоки руля и совместите их с кожухом, затем зафиксируйте блоки на руле винтами с крутящим моментом 0,28…0,33 кгс·м. Скрепите кожух винтами, самоконтрящимися гайками и зажимами;

    1. проверьте надежность всех видимых наружных резьбовых соединений;

    2. проверьте наличие масла в коробке передач и, при необходимости, долейте его до требуемого уровня (см. подраздел «Техническое обслуживание коробки передач»);

    3. залейте в топливный бак топливо (см. подраздел "Заправка снегохода топливом и моторным маслом");

    4. на снегоходе с раздельной смазкой двигателя залейте в масляный бак моторное масло (см. подраздел "Заправка снегохода топливом и моторным маслом");

    5. при наличии на снегоходе гидравлической тормозной системы проверьте уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра и, при необходимости, долейте тормозную жидкость до требуемого уровня (см. подраздел "Техническое обслуживание гидравлической тормозной системы");

    6. проверьте величину схождения лыж, исправность и функционирование рулевого управления (см. подраздел «Техническое обслуживание механизмов управления»);

    7. проверьте функционирование двигателя, вариатора, коробки передач (см. подраздел «Пуск и остановка двигателя»);

    8. при нестабильной работе двигателя, проверьте чистоту поплавковой камеры карбюратора (см. подраздел «Техническое обслуживание системы питания»);

      При обнаружении осадка промойте поплавковую камеру карбюратора, промойте и продуйте жиклеры карбюратора, при необходимости промойте топливный насос;

    9. проверьте функционирование органов управления снегоходом

      (см. подраздел «Техническое обслуживание механизмов управления»);

    10. проверьте регулировку гусеницы (см. подраздел «Проверка и регулировка натяжения гусеницы»);

    11. проверьте исправность и функционирование приборов освещения, замка зажигания, выключателей останова двигателя (см. подраздел «Техническое обслуживание системы электрооборудования»);

       

    12. приведите в рабочее состояние аккумулятор. Установите аккумулятор с подложкой в кронштейн под сиденьем, зачистите полюсные выводы аккумулятора от окиси и присоедините к ним провода от электрожгута снегохода: красный провод – к клемме "+" аккумулятора, черный провод – к клемме "–". Затем смажьте выводы аккумулятора техническим вазелином или густой смазкой, закройте резиновым кожухом и закрепите стяжками и болтом с гайкой.

    ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

    Во всех случаях черный провод отсоединяйте от аккумулятора в первую очередь, а присоединяйте в последнюю очередь.


     

      1. Заправка снегохода топливом и моторным маслом

        Заправка топливного бака

        Для заправки топливного бака используйте автомобильный бензин по ГОСТ Р 51105-97 (с октановым числом не менее 92). В период обкатки при заправке топливного бака соблюдайте указания подраздела "Обкатка снегохода".

        Примечание – При температуре окружающего воздуха минус 15 С и ниже необходимо добавлять в топливо, за исключением снегоходов ТАЙГА Барс 850, 1 % (от объема топлива) моторного масла, применяемого для заправки масляного бака.


         

        Отверните крышку топливного бака и, используя воронку с фильтром из тонкой металлической сетки, залейте топливо в бак снегохода. При заправке бака необходимо принимать меры, исключающие попадание в бак воды и снега. Топливо должно быть профильтровано через замшевый фильтр, если нет уверенности, что оно не содержит конденсата воды, а также при заправке из бочек. Замша должна быть чистой, без разрывов и проколов. Закреплять ее на воронке следует гладкой стороной вверх, чтобы она не касалась дна воронки. По окончании фильтрации замшу для удаления топлива и осевшего на ней конденсата необходимо стряхнуть и просушить.

         

        ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

        Не переполняйте бак, так как во время движения снегохода по пересеченной местности топливо может вытечь. Не заправляйте топливный бак полностью, если собираетесь установить снегоход на хранение в теплое помещение. Вытирайте насухо все подтеки топлива на снегоходе.


         

        При заправке топливного бака снегоходов, не оборудованных системой раздельной смазки двигателя, рекомендуемое топливо для двигателя – смесь бензина автомобильного по ГОСТ Р 51105-97 (с октановым числом не менее 92) с моторным маслом в соотношении по объему (401):1, в период обкатки – (331):1. Рекомендуемое масло для приготовления смеси – ТАЙГА 2Т по ТУ 0253-001-94265207-06. Допускается применение масла ЭКОЙЛ-2Т АРКТИК по ТУ 0253-00639968232-00, или BOMBARDIER FORMULA XP-S. В период обкатки снегохода, для предотвращения «прихватов» и прогаров поршней использовать масло моторное ТАЙГА-2Т по ТУ 0253-001-94265207-06 или BOMBARDIER FORMULA XP-S.

        Для системы смазки двигателя с сухим картером (снегоходы ТАЙГА Барс 850) рекомендуется синтетическое моторное масло 0W40, API SJ, 4Т Snowmobile RM.


         

         

        ВНИМАНИЕ

        При приготовлении топливной смеси необходимо соблюдать указанные пропорции. Применение неправильного соотношения топлива и масла, а также эксплуатация снегохода на нерекомендованных сортах бензина и масла может привести к серьезному повреждению двигателя.

        Для смешивания бензина и масла, всегда используйте отдельную чистую емкость. Не проводите смешивание в баке снегохода.

        Примечание – Для облегчения смешивания бензина и масла рекомендуется хранить масло при комнатной температуре.

        Последовательность приготовления топливной смеси:

        • в чистую емкость влейте примерно половину всего необходимого количества бензина и весь объем необходимого для заправки бака масла, затем смесь тщательно перемешайте;

        • добавьте остаток бензина и вновь тщательно перемешайте смесь. Если Вы используете для заправки заранее приготовленную топ-

        ливную смесь, то перед заправкой бака тщательно перемешайте ее, так как масло может осесть на дно бака.

        Заправка масляного бака

        Для заправки масляного бака снегохода, оборудованного двухтактным двигателем, используйте масло моторное ТАЙГА-2Т по ТУ 0253-001-94265207-06. Допускается применение масла ЭКОЙЛ-2ТАРКТИК по ТУ 0253-006-39968232-00 или BOMBARDIER FORMULA

        XP-S. Минеральное масло применять запрещается. В моторное масло рекомендуется добавлять FENOM «Нанокондиционер металла» ТУ 0257-002-18948455-99 в соотношении 30…40 мл на 1 л моторного масла.

        Для заправки отверните крышку масляного бака и залейте моторное масло в таком объеме, чтобы расстояние от уровня масла до верхней кромки горловины бака было не менее 15 мм. Постоянно следите за уровнем масла в баке.

        Для заправки масляного бака снегохода, оборудованного четырехтактным двигателем (снегоход ТАЙГА Барс 850), используйте масло моторное 0W40, API SJ, 4Т Snowmobile RM. На маслобаке выкрутите щуп, залейте масло через отверстие под щуп. Уровень масла должен быть между минимальной и максимальной отметкой.

         

        Разница между минимальной и максимальной отметкой составляет приблизительно 0,5 литра.

        ВНИМАНИЕ

        При каждой заправке топливом контролируйте уровень и, при необходимости, доливайте моторное масло в масляный бак. Не допускайте падения уровня моторного масла больше, чем на 2/3 от максимального уровня. Вытирайте насухо все брызги и подтеки масла. Помните, что масло является горючим продуктом.


         

        Заправка системы охлаждения (снегохода ТАЙГА Барс 850)

        Для заполнения системы охлаждения снегохода необходимо открыть крышку расширительного бачка, заполнить его охлаждающей жидкостью, рекомендуемой руководством по эксплуатации двигателя, на 2/3.

        Затем вывернуть винт М5, находящийся в соединении трубок под сиденьем снегохода. При появлении охлаждающей жидкости в отверстии соединения винт М5 завернуть. Запустить двигатель, закрыв крышку расширительного бачка. При работе двигателя на холостом ходу открыть крышку расширительного бачка и дождаться открытия термостата, помогая заполнению прокачиванием (нажатием на трубки и периодическим открытием и закрытием винта М5 в соединении трубок под сиденьем снегохода для наилучшего заполнения системы и удаления воздуха из нее) системы охлаждения. После срабатывания термостата долить охлаждающую жидкость до 2/3 уровня расширительного бачка и закрыть крышку. После заполнения системы охлаж-

        дения при работающем двигателе дождаться момента срабатывания вентилятора радиатора. Вентилятор срабатывает при 880C.

      2. Пуск и остановка двигателя

         

        ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

        Приступайте к пуску двигателя только после контрольного осмотра снегохода при условии, что все узлы и системы работают нормально.


         

        Последовательность действий перед пуском двигателя

        Установите рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение.

        Убедитесь в нормальном функционировании привода управления дроссельной заслонкой, нажав и отпустив рычаг газа.

        Проверьте наличие масла в масляной системе. Маслопроводы должны быть полностью заполнены маслом. При отсутствии масла в масляной системе ослабьте на маслонасосе винт для спуска воздуха и стравите воздух из маслопровода между масляным баком и маслонасосом, затем затяните винт. Прокрутите несколько раз коленчатый вал двигателя с помощью ручного стартера до заполнения маслопроводов маслом (зажигание должно быть выключено). Не допускается пуск двигателя при незаполненной масляной системе.

        Три-четыре раза подкачайте топливо, вытягивая и утапливая ручку подкачивающего насоса.

        Примечание – Если двигатель прогрет, дополнительная подача топлива при пуске двигателя не требуется.

        Проверьте, пристегнут ли шнур безопасности к петле на Вашей одежде и надежность крепления колпачка шнура на выключателе.

        Вытяните вверх кнопку выключателя экстренного останова двигателя (положение "1").

        Вставьте ключ в замок зажигания и поверните ключ в положение

        "2" (зажигание включено).

        Пуск двигателя от ручного стартера

        Крепко обхватите рукоятку пускового шнура. Сначала плавно, до вхождения в зацепление кулачка стартера с выступом шкива, а затем рывком вытяните на себя рукоятку, чтобы провернуть коленчатый вал двигателя.

        Пуск двигателя от электростартера

        Поверните ключ зажигания в положение "3", чтобы включить электростартер. Как только двигатель начнет работать, сразу же отпустите ключ зажигания.

        Примечание – Если по какой-либо причине двигатель не может быть запущен с помощью электростартера, запустите двигатель от ручного стартера.

        Пуск холодного двигателя

        Переведите рычаг топливных корректоров в положение "1" и запустите двигатель. Как только двигатель начнет работать, переведите рычаг топливного корректора в положение "0".

        Примечание – При очень низкой отрицательной температуре окружающего воздуха (ниже минус 20 С) может потребоваться несколько раз перевести рычаг топливного корректора из положения "0" в положение "1" до тех пор, пока двигатель не начнет устойчиво работать на холостом ходу.

        Для облегчения пуска холодного двигателя рекомендуем непосредственно перед пуском влить в свечные отверстия по 5 мл чистого бензина плюсовой температуры и установить теплые свечи зажигания. Перед началом движения при очень низкой отрицательной температуре окружающего воздуха (ниже минус 30С) для исключения воз-

        можности повреждения ремня вариатора выполните следующее:

        установите рычаг переключения передач в нейтральное положе-

        ние;


         

        • демонтируйте задний фиксатор кожуха вариатора, откиньте ко-

          жух вперед;

          • проверните вручную ведомый шкив вариатора вместе с ремнем на несколько полных оборотов (при выключенном двигателе);

          • установите на место кожух вариатора, запустите двигатель, увеличивая обороты двигателя «прогрейте» вариатор на нейтральной передаче.

        Для снегохода ТАЙГА Барс 850.

        При температуре двигателя ниже минус 20С рекомендуем перед пуском использовать предпусковой нагреватель охлаждающей жидкости, который встроен в картер двигателя, включив его в сеть 220 В на 20…30 мин. После подогрева охлаждающей жидкости, отключить нагреватель и произвести запуск снегохода ТАЙГА Барс 850.

        Пуск прогретого двигателя

        Запустите двигатель, не открывая топливные корректоры. Если двигатель не начал работать после двух рывков пускового шнура или после двух (по пять секунд) включений электростартера, следует воспользоваться рычагом топливного корректора, как указано выше.

        Аварийный пуск двигателя

        В случае необходимости двигатель может быть запущен при помощи аварийного пускового шнура, прилагаемого к снегоходу.

        Снимите защитный кожух ремня вариатора.

        Плотно намотайте пусковой шнур на ведущий шкив вариатора (не более трех оборотов). При наматывании шнура учтите, что во время пуска двигателя шкив вариатора должен вращаться против часовой стрелки, если смотреть с левого борта снегохода.

        Запустите двигатель, следуя приведенным выше инструкциям.


         

         

        ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

        Не рекомендуется запускать двигатель снегохода, если демонтирован защитный кожух ремня вариатора. Не допускайте работу двигателя при снятом ремне вариатора. Пуск двигателя без нагрузки может представлять опасность.


         

         

        ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

        Запрещается наматывать пусковой шнур на кисть руки. Не прибегайте к аварийному пуску двигателя без крайней необходимости. При первой возможности устраните неисправности.


         

        Остановка двигателя

        Порядок остановки двигателя:

        • выдержите в течение 15 с обороты двигателя в режиме холостого хода для обеспечения более равномерного охлаждения двигателя;

        • увеличьте кратковременно (на 5…6 с) для прожига свечей число оборотов до средних;

        • сбросьте обороты и выключите зажигание, повернув ключ замка зажигания в положение "выключено".

          При необходимости экстренной остановки двигателя утопите кнопку выключателя экстренного останова двигателя или сдерните колпачок шнура с выключателя аварийного останова двигателя.


           

      3. Рекомендации по эксплуатации

        1. Общие рекомендации

          Следует помнить, что любой человек, севший за руль снегохода, является на первых порах новичком, независимо от его опыта вождения автомобиля, мотоцикла или другого транспортного средства. Безопасность езды на снегоходе зависит от многих факторов: дальности видимости, скорости движения, атмосферных осадков, состояния снежного покрова, загруженности трассы, технического состояния снегохода, а также от навыков управления и самочувствия водителя.

          Использование снегохода не по прямому назначению, а также рискованная манера езды, провоцирующая такие ситуации, в которых водитель не может полностью контролировать движение снегохода и оказывается не в состоянии предотвратить опасных последствий, могут стать причиной травмирования водителя, пассажира или других находящихся поблизости людей.

          Водитель должен в совершенстве изучить особенности эксплуатации и освоить правила вождения. Умение управлять снегоходом приходит со временем, в результате тренировок и упражнений.

          Владелец или водитель отвечают также за предварительный инструк-

          таж и безопасность пассажиров, и в равной степени за безопасность других людей, допущенных ими к самостоятельному управлению снегоходом.

          Не садитесь за руль снегохода после употребления алкоголя или наркотических препаратов. Езда в нетрезвом состоянии свидетельствует о безответственном отношении не только к себе, но и к окружающим.

          Водителю снегохода необходимо всегда надевать защитный шлем. Под шлем надевайте шапочку и маску для защиты лица. Обязательно применение защитных очков или лицевого щитка, который закрепляется на шлеме. Эти рекомендации относятся и к пассажиру.

          Снегоход – открытая машина, поэтому, отправляясь в поездку, следует одеваться в теплую и удобную, не стесняющую движений одежду, принимая во внимание, что добавочное охлаждение с учетом скорости снегохода и скорости ветра может вдвое и более превышать температуру окружающего воздуха (см. таблицу 1).

          Во время дальних поездок через каждый час непрерывного движения на снегоходе рекомендуется делать кратковременные остановки для отдыха.

          Во избежание снижения ресурса, не рекомендуется длительная работа двигателя на максимальном режиме.

          Не допускается попадание на гусеницу горюче-смазочных материалов, кислот, щелочей и других веществ, разрушающих резину.

          На стоянке и перерывах в эксплуатации рекомендуется накрывать снегоход защитным чехлом.

          В зависимости от длительности и дальности совершаемых поездок, снегоход должен быть обязательно укомплектован минимально необходимым набором инструментов, запасных частей и принадлежностей, которые могут понадобиться в пути или при аварийной ситуации.

          Дальние поездки на снегоходе в одиночку представляют опасность. Вы можете израсходовать весь запас топлива, попасть в аварию или повредить свой снегоход. Помните о том, что снегоход за полчаса проходит большее расстояние, чем Вы способны преодолеть за целый день, передвигаясь пешком. Дальние поездки следует совершать, как минимум вдвоем, на двух снегоходах. Даже в этом случае обязательно сообщите кому-нибудь, куда Вы направляетесь и когда планируете вернуться назад.

          Таблица 1


           

          Температура окружающего воздуха, С


           

          Температура с учетом добавочного охлаждения, С

          2

          0

          –6

          –9

          –12

          –14

          –15

          –16

          –17

          –17

          –18

          –1

          –3

          –9

          –13

          –16

          –18

          –19

          –20

          –21

          –22

          –23

          –4

          –6

          –12

          –16

          –19

          –22

          –23

          –24

          –26

          –26

          –27

          –7

          –9

          –16

          –21

          –23

          –26

          –28

          –29

          –29

          –30

          –31

          –10

          –12

          –19

          –24

          –27

          –30

          –32

          –33

          –34

          –35

          –35

          –12

          –14

          –23

          –28

          –32

          –34

          –36

          –37

          –38

          –39

          –40

          –15

          –18

          –26

          –33

          –36

          –38

          –40

          –41

          –43

          –44

          –45

          –18

          –21

          –29

          –38

          –40

          –42

          –44

          –46

          –47

          –48

          –49

          –21

          –23

          –33

          –40

          –43

          –46

          –48

          –50

          –52

          –53

          –53

          –24

          –26

          –36

          –43

          –47

          –51

          –53

          –55

          –56

          –57

          –58

          –26

          –29

          –40

          –47

          –51

          –55

          –57

          –59

          –61

          –62

          –62

          –29

          –32

          –43

          –50

          –55

          –58

          –61

          –63

          –65

          –66

          –67

          Скорость снегохода, км/ч


           

          8


           

          16


           

          24


           

          32


           

          40


           

          48


           

          56


           

          64


           

          72


           

          80


           

        2. Управление снегоходом

          Начинающий водитель должен освоить приемы безопасного управления снегоходом, тренируясь на ровной снежной трассе и двигаясь на небольшой скорости.

          Перед тем, как тронуться с места, Вы должны знать, как остановить снегоход. Для снижения скорости и полной остановки снегохода отпустите рычаг газа и плавно нажмите на рычаг тормоза, который расположен на руле слева. Затем поверните ключ зажигания в положение "1" (зажигание выключено). В аварийной ситуации Вы можете быстро остановить снегоход, нажав на кнопку выключателя экстренного останова двигателя, который расположен на руле справа около рычага газа, и одновременно нажать на рычаг тормоза. Помните, что снегоход обладает инерцией и не может остановиться мгновенно. Тормозной путь снегохода зависит от глубины и плотности снега и состояния ледяного покрова. При интенсивном торможении, которое сопровождается блокировкой гусеницы тормозом, возможна потеря курсовой устойчивости и боковое скольжение снегохода.

          Превышение безопасной скорости может представлять большую опасность. При движении на высокой скорости у Вас остается мало времени, чтобы адекватно среагировать на изменившуюся ситуацию. Всегда выбирайте такую скорость, которая в конкретных условиях движения

          (состояние трассы, погодные условия) обеспечивает безопасность.

          Во время движения не снимайте ноги с подножек и не тормозите ногами. Не совершайте прыжки на снегоходе с естественных трамплинов. Будьте всегда осмотрительны и ответственны.

          Посадка водителя, а также продольное и поперечное распределение веса тела водителя влияют на ходовые качества снегохода. Как правило, лучшей посадкой для водителя с точки зрения удобства управления снегоходом является посадка сидя. Тем не менее, в некоторых особых условиях движения используются и другие посадки: езда полусидя, с опорой на одно колено или стоя.

          Управление снегоходом сидя

          Для езды по знакомой ровной снежной трассе оптимальной для водителя является посадка сидя. При этой посадке водитель занимает среднее положение на сиденьи, а ступни ног расположены на подножках. Мышцы бедер и голеней ног помогают смягчать удары от неровностей трассы.

          Управление снегоходом полусидя

          При езде по неровным трассам удобно использовать посадку полусидя. При этой посадке туловище водителя приподнято на полусогнутых ногах. Ступни ног перенесены назад и опираются на подножки примерно под центром тяжести тела. Используя эту посадку, следует остерегаться резких торможений снегохода.

          Управление снегоходом стоя с опорой на одно колено

          Одна нога опирается стопой на подножку снегохода, а другая согнута в колене и опирается на сиденье. Используя эту посадку, следует остерегаться резких торможений снегохода.

          Управление снегоходом стоя

          Поставьте ступни обеих ног на подножки. Ноги в коленных суставах должны быть согнуты, чтобы лучше амортизировать толчки и удары, передаваемые на туловище. Езда стоя улучшает обзор впереди снегохода и позволяет водителю быстро смещать центр тяжести тела в любую сторону в соответствии с условиями движения и предпринимаемым маневром снегохода. Используя эту посадку, следует остерегаться резких торможений снегохода.


           

        3. Разновидности трасс и условий движения Движение по подготовленным трассам

          При езде по подготовленным трассам оптимальной для водителя и пассажира является посадка сидя. Не превышайте установленную допустимую скорость движения. Держитесь правой стороны, не виляйте по трассе, смещаясь от одного края к другому и обратно.

          Движение по неподготовленным трассам

          Неподготовленная трасса может пролегать по неровному снеж-

          ному покрову. Движение по таким трассам на высокой скорости опасно. Снизьте скорость движения. Остерегайтесь камней и пней, частично покрытых свежевыпавшим снегом. Несмотря на наличие снежного покрова, глубина которого может достигать нескольких десятков сантиметров, на трассе иногда встречаются места с непокрытой сухой травой. Очищайте гусеничный движитель и полости моторного отсека от набившейся травы и мусора.

          Движение по глубокому снегу

          При движении по глубокому рыхлому снегу снегоход может начать увязать. В этом случае следует изменить направление движения и, двигаясь по кривой большого радиуса, постараться найти участок с более плотным снежным покровом. Если Ваш снегоход все же застрял, избегайте интенсивного буксования гусеничного движителя, так как это приводит к дальнейшему погружению машины в снег. Заглушите двигатель и протопчите колею перед снегоходом, уплотнив снег ногами. Обычно бывает достаточно подготовить колею длиной полтора-два метра. Снова запустите двигатель. Примите положение "стоя" и осторожно раскачивайте снегоход из стороны в сторону, одновременно плавно и медленно нажимая на рычаг газа. В зависимости от того, какая часть снегохода оказалась сильнее погружена в снег (передняя или задняя), переместите ступни ног на противоположный конец подножки (соответственно назад или вперед). Не подкладывайте никакие подручные предметы под гусеницу. Следите за тем, чтобы никто не находился спереди и сзади снегохода, когда двигатель работает.

          Движение по ледяному покрову

          Движение на снегоходе по льду замерзших озер и рек может представлять опасность для жизни. Остерегайтесь таких трасс. Находясь на незнакомой местности, перед тем как пересекать по льду реку или озеро, убедитесь в прочности ледяного покрова и наличии удобных съездов и выездов на берег. Никогда не пытайтесь переправиться через водную преграду по тонкому льду, который может не выдержать вес снегохода.

          Необходимая для разгона, поворота или торможения снегохода сила сцепления гусеницы со льдом значительно ниже, чем со снежным покровом. На льду снегоход обладает минимальной управляемостью, поэтому всегда существует реальная опасность неуправляемого заноса и разворота снегохода. Двигаясь по льду, снизьте скорость и будьте внимательны. Не рискуйте и всегда оставляйте себе достаточно свободного места для безопасной остановки снегохода или совершения поворота. Особенно важно соблюдать эти меры предосторожности при движении на снегоходе в темное время суток.

           

          ВНИМАНИЕ

          Снег выполняет роль смазки поверхности скольжения между рельсами и гусеницей и одновременно отводит выделяющееся от трения тепло, охлаждая рельсы. Продолжительное движение снегохода по ледяной поверхности приводит к перегреву и преждевременному износу накладок направляющих рельсов гусеничного движителя.


           

          Движение по плотному снегу

          Ни в коем случае нельзя недооценивать опасность движения на снегоходе по плотному снегу. В этих условиях сцепление гусеницы и лыж с опорной поверхностью может оказаться недостаточным. Рекомендуется снизить скорость движения и избегать интенсивных разгонов, резких поворотов и резкого торможения.

          Преодоление подъемов

          Для преодоления подъемов сначала потренируйтесь на пологих склонах, потом переходите на более крутые.

          При преодолении холма, где выбор маршрута ограничен, следует выбрать для подъема наиболее доступный склон. Предварительно разгоните снегоход на горизонтальном участке пути. При въезде на подъем уменьшите подачу топлива в двигатель, чтобы предотвратить буксование гусеницы. Не выезжайте на вершину холма на большой скорости, будьте готовы к тому, что там могут оказаться какие-либо препятствия, другие транспортные средства или люди.

          Для преодоления открытого холма снегоход должен въезжать на склон под углом и двигаться по зигзагообразной траектории. Примите положение "стоя с опорой на колено". Нога, опирающаяся на бортовую площадку снегохода, должна всегда находиться со стороны вершины холма (со стороны верхнего борта машины). При разворотах снегохода соответствующим образом изменяйте свою посадку на снегоходе. Преодолевая подъем, поддерживайте постоянную безопасную скорость.

          Если движение вверх становится невозможным, не разворачивайте снегоход на ходу. Выключите двигатель и включите стояночный тормоз. Освободите лыжи, разверните снегоход в сторону подножия холма. Запустите двигатель и, плавно нажимая на рычаг газа, спуститесь к подножию холма.

          Преодоление спусков

          При спуске с горы необходимо постоянно контролировать движение снегохода. Займите положение "сидя", держитесь обеими руками за руль снегохода. Слегка нажимая на рычаг газа, поддерживайте устойчивую работу двигателя в процессе спуска. Если снегоход стал разгоняться и скорость увеличилась до опасного значения, осторожно притормозите машину. Тормозить следует легкими частыми нажатиями на тормозной рычаг. Никогда не допускайте блокировки гусеницы тормозом.

          Движение вдоль склона

          При движении снегохода вдоль склона, а также при подъеме или спуске с холма по зигзагообразной траектории следует придерживаться следующих правил. Водитель и пассажир должны перераспределить вес тела на борт снегохода, который находится со стороны вершины холма. Это позволит более надежно удерживать снегоход в равновесии при поперечном крене. Предпочтительная посадка – "стоя с опорой на колено". При этом нога, которая опирается на подножку, должна располагаться со стороны вершины холма. Можно использовать также посадку "полусидя". Будьте наготове, чтобы быстро перенести вес тела в ту или иную сторону. Если Вы почувствовали, что снегоход начал скользить боком вниз, слегка направьте руль в сторону скольжения. Восстановив равновесие, вернитесь на прежний курс. Новичкам и малоопытным водителям снегоходов не рекомендуется двигаться вдоль склонов и преодолевать крутые подъемы.

          Движение по размокшему снегу

          Перед переправой по льду через водную преграду разведайте наличие участков с размокшим снегом. Если колеи, которые оставляют лыжи, темнеют и на них выступает вода, немедленно сверните со льда на берег. Всегда старайтесь избегать движения по размокшему снегу. Куски льда и брызги воды могут попадать на снегоходы, движущиеся вслед за Вами. Вывести снегоход из размокшего снега бывает достаточно сложно, а в некоторых случаях невозможно.

          Движение в тумане или во время снегопада

          Иногда Вы можете попасть в туман или в плотный снегопад, в этом случае видимость сильно ухудшается. Всегда лучше воздержаться от поездки на снегоходе в условиях плохой видимости. Если Вы вынуждены двигаться в тумане или во время сильного снегопада, снизьте скорость до безопасного значения. Внимательно следите за трассой, чтобы вовремя заметить неожиданное препятствие. Поддерживайте безопасную дистанцию до впереди идущего снегохода.

          Движение по незнакомой местности

          Если Вы попали в незнакомую местность, двигайтесь с особым вниманием и осторожностью. Снизьте скорость так, чтобы иметь возможность своевременно распознать неожиданное препятствие на пути, которое может представлять потенциальную опасность: забор или столбы изгороди, ручей, пересекающий трассу, крупные камни, неожиданная ложбина, проволочные растяжки и множество прочих препятствий. Любое из препятствий может прервать Вашу поездку и стать причиной серьезных травм. Даже двигаясь по наезженной трассе, будьте предельно осторожны и внимательны. Скорость движения должна быть такой, чтобы Вы успевали оценивать обстановку за ближайшим поворотом трассы или за переломом продольного профиля трассы.

          Слепящее действие солнца

          В солнечный день могут возникнуть различные проблемы, свя-

          занные с "ослеплением" и усталостью глаз. Сверкающий на солнце снег иногда настолько затрудняет наблюдение за трассой, что Вы можете не заметить лощину, ров или другое опасное препятствие. При ярком солнце обязательно надевайте солнцезащитные очки с цветными светофильтрами.

          Провода

          Всегда остерегайтесь лежащих на земле или низко расположенных проводов. Авария может быть вызвана наездом на провода, лежащие в поле, на проволочные растяжки столбов, стоящих вблизи трассы движения, на цепи и канаты ограждений на опасных участках дорог. В местах, где имеется вероятность встретить на трассе провода, необходимо снижать скорость.

          Прохождение поворотов

          В большинстве случаев для уверенного прохождения криволинейных участков трассы необходимо отклонять тело в сторону центра поворота. Перераспределение веса тела в поперечном направлении и дополнительная нагрузка на внутренний борт снегохода создают нужный крен гусеницы. Чтобы дополнительно нагрузить внутреннюю относительно центра поворота лыжу, нагнитесь и сместите тело максимально вперед. Иногда развернуть снегоход на глубоком снегу удается только вручную.

          Пересечение дорог

          В некоторых случаях Вам придется пересекать дорогу, проложенную по насыпи. Выберите такое место, где Вы сможете подняться по уклону насыпи наиболее безопасно. Привстаньте с сиденья и разгоните снегоход лишь до такой скорости, которая необходима для успешного преодоления уклона насыпи. Въехав на насыпь, остановите снегоход на обочине и пропустите транспорт, следующий по дороге в обоих направлениях. Пересеките дорожное полотно в перпендикулярном направлении. При съезде с дорожной насыпи вниз переместите центр тяжести тела и точки опоры ног максимально назад. Помните, что снегоход не рассчитан для движения по жестким дорожным покрытиям, и усилие на руле может возрасти.

          Пересечение железнодорожных путей

          Запрещается двигаться на снегоходе вдоль железнодорожного полотна. При пересечении железнодорожных путей соблюдайте особую осторожность. В условиях недостаточной видимости прислушайтесь, не приближается ли поезд.

          Движение в ночное время

          Вождение снегохода в ночное время нежелательно. Перед поездкой проверьте исправность и функционирование приборов освещения. Рассеиватели фары и заднего фонаря должны быть чистыми. Скорость движения должна быть такой, чтобы Вы успели вовремя затормозить и остановиться при появлении перед снегоходом опасного

          предмета или препятствия. Двигайтесь ночью только по подготовленным трассам и никогда не съезжайте с них на незнакомую местность. Избегайте движения по замерзшим рекам и озерам. Помните, что проволочные растяжки, изгороди из колючей проволоки, канатное ограждение дорог, ветви деревьев и другие подобные препятствия трудно заметить в темное время суток. Никогда не отправляйтесь в ночную поездку на снегоходе в одиночку. Имейте с собой исправный фонарь аварийной сигнализации. Держитесь подальше от жилых районов, чтобы не нарушать покой людей.

          Движение снегоходов в группе

          Перед тем как отправиться в путь, выберите лидера группы и замыкающего. Все участники поездки должны знать предложенный маршрут движения и конечный пункт назначения. Убедитесь в наличии необходимых инструментов, запасных частей и принадлежностей на борту снегохода. У Вас должно быть достаточно топлива и моторного масла, чтобы добраться до пункта назначения. Никогда не обгоняйте на трассе лидера группы, а также другие снегоходы, идущие впереди. Для визуальной сигнализации об опасности или изменении направления движения используйте установленные сигналы (например, отмашку рукой). При необходимости оказывайте помощь другим водителям снегоходов.

          При движении снегоходов в группе особенно важно соблюдать безопасную дистанцию между машинами. Всегда поддерживайте такую дистанцию до впереди идущего снегохода, которая позволит Вам в случае необходимости остановить свой снегоход без неприятных последствий.

          Сигналы

          Перед остановкой снегохода подайте знак следующим за Вами водителям, подняв вверх над головой левую руку. Поворот влево обозначают вытянутой левой рукой, которая поднята в горизонтальное положение. Для предупреждения о правом повороте поднимите согнутую в локте левую руку. При этом плечо руки должно располагаться горизонтально, а предплечье – вертикально. Каждый водитель снегохода должен предупреждать едущих сзади о предпринимаемых им маневрах.

          Перевозка пассажира

          Если Вы везете пассажира, Вы должны предварительно объяснить ему основные правила безопасности при езде на снегоходе. Проинструктируйте пассажира о необходимости крепко держаться за рукоятки. Неожиданный ухаб на трассе движения может привести к падению пассажира со снегохода. Объясните пассажиру необходимость наклоняться вместе с Вами к центру поворота, чтобы удерживать снегоход от опрокидывания. Двигаясь на снегоходе с пассажи-

          ром, будьте особенно осторожны. Уменьшите привычную скорость движения и периодически проверяйте состояние Вашего пассажира.

          Предпримите дополнительные меры предосторожности, если перевозите на снегоходе подростка или ребенка. В этом случае следует двигаться еще медленнее. Периодически контролируйте посадку ребенка: он должен крепко держаться за рукоятки, а ступни его ног должны находиться на подножках. Разгоняйтесь и тормозите плавно.


           

        4. Перевозка снегохода и буксировка прицепа

          Не следует заезжать своим ходом на грузовую платформу прицепа или автомобиля при погрузке снегохода. После погрузки надежно закрепите снегоход на грузовой платформе прицепа или транспортного средства (спереди и сзади), даже если транспортировка осуществляется на сравнительно короткое расстояние. Убедитесь в том, что снегоход надежно закреплен, и накройте его защитным чехлом, чтобы предотвратить возможные повреждения поверхности корпуса.

          При перевозке снегохода на прицепе перед началом движения проверьте надежность сцепки и крепление страховочных цепей.

          Для буксировки прицепа снегоход оборудован жесткой сцепкой. Буксируемый прицеп должен иметь на обоих бортах и сзади световозвращатели или знаки из светоотражающего материала.


           

          Приведенные инструкции и рекомендации отнюдь не направлены на то, чтобы каким-то образом ограничить Ваши возможности получать удовольствие от катания на снегоходе. Наоборот, выполнение этих инструкций гарантирует Вам замечательное чувство настоящей свободы, которое можно испытать только на снегоходе. Соблюдая необходимые меры безопасности, Вы сохраните здоровье и снизите риск травмирования Ваших друзей и знакомых, для которых Вы открываете радость общения с зимней природой и такой замечательный вид досуга, как катание на снегоходе.


           

        5. Строповка снегохода

          Подъем и перемещение снегохода производите стропами за багажник и крайние отверстия подножек (рисунок 14).


           

           


           

          Рисунок 14 – Строповка снегохода


           

           

          3.5 Обкатка снегохода

          Надежность и долговечность двигателя, а также других механизмов снегохода в большой степени зависят от режима работы снегохода в начальный период его эксплуатации – при обкатке. Продолжительность обкатки снегохода 300±50 км, снегохода ТАЙГА Барс 850 двенадцать часов работы (550±50 км пробега, см. руководство по эксплуатации двигателя).

          Во время обкатки соблюдайте следующие рекомендации:

          • нагрузка на снегоход – один водитель;

          • для поездок выбирайте ровные участки местности с плотным снежным покровом. Езда по сильно пересеченной местности, глубокому рыхлому или мокрому снегу, преодоление крутых и затяжных подъемов не допускаются;

          • обкаточный пробег проводите при температуре окружающего воздуха от минус 25 С до минус 3 С, так как при более высокой температуре больше вероятность перегрева двигателя, а при очень низкой – затруднен пуск двигателя и страгивание снегохода из-за повышенной жесткости гусеницы;

          • внимательно следите за тепловым режимом работы двигателя. Не допускайте полного открытия дроссельной заслонки. Ограничьте степень ее открытия примерно до 75 %. Однако в обкаточный период полезно давать снегоходу кратковременные интенсивные разгоны и двигаться с различными скоростями. Разгоны с полностью открытой дроссельной заслонкой, длительное движение на высокой скорости и

            перегрев двигателя противопоказаны для нормальной обкатки;

          • следите за состоянием крепежных соединений. При необходимости производите подтяжку крепежных деталей. Подтяжку резьбовых соединений двигателя проводите на холодном двигателе;

          • после 150 км пробега проверьте натяжение и центрирование гусеницы, натяжение ремня вентилятора.

          На снегоходах ТАЙГА Атака 551 II, оборудованных системой раздельной смазки двигателя, помимо заправки масляного бака, в период обкатки необходимо заправлять топливный бак смесью бензина и моторного масла в соотношении по объему 50:1. Для приготовления топливной смеси должно применяться масло, используемое для заправки масляного бака.

          Во время обкатки не обучайте вождению снегохода, так как это может привести к перегрузке двигателя и трансмиссии из-за неумелых действий обучающихся.

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  ..