содержание ..
9
10
11
12 ..
4.1.6.
Система охлаждения дизелей Д65Н, Д65М
Система охлаждения предназначена для отвода тепла
от нагретых частей дизеля. На дизеле применена водяная система
охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией воды от водяного
насоса.
Система охлаждения состоит из радиатора, шторки радиатора, водяного
насоса с вентилятором и термостата. Для слива воды из системы имеются
сливные краники на блоке цилиндров и соединительном патрубке радиатора.
Система охлаждения дизеля Д65Н соединена с системой охлаждения пускового
двигателя: водяная полость цилиндра пускового двигателя сообщается с
водяной рубашкой головки цилиндров дизеля, а водяная полость головки
цилиндра пускового двигателя — с корпусом термостата дизеля.
Водяной насос центробежного типа объединен в один агрегат с
вентилятором. Валик водяного насоса приводится во вращение от шкива
коленчатого вала с помощью клиновидного ремня.
Схема работы системы охлаждения показана на рис. 23. В зависимости от
температуры охлаждающей воды, а также от периода пуска двигателя вода в
системе охлаждения циркулирует различными путями. При работе пускового
двигателя до начала проворачивания коленчатого вала дизеля происходит
термосифонная циркуляция воды. Вода, нагреваемая в
водяной рубашке 13 цилиндра пускового двигателя,
поднимается в головку и под патрубком через задний корпус термостата
поступает в рубашку 9 головки блока цилиндров. Из головки блока
цилиндров вода по соединительному патрубку 14 поступает опять в рубашку
цилиндра пускового двигателя, отдав тепло головки и облегчая этим пуск
дизеля.
Во время работы дизеля циркуляция воды в системе охлаждения создается
центробежным водяным насосом 3. Нагретая жидкость из охлаждающих
полостей рубашек 16 блока цилиндров и 9 головки блока цилиндров
поступает через термостат 7 в верхний бак 4 радиатора. Опускаясь по
трубкам в нижний бак 1, она отдает тепло потоку воздуха, создаваемому
вентилятором. Охлажденная вода из нижнего бака радиатора забирается
водяным насосом и подается вновь в рубашку блока цилиндров.
Когда температура воды опустится ниже 78 °С, термостат автоматически
направит весь поток непосредственно к водяному насосу, минуя радиатор.
Температура воды контролируется дистанционным термометром. Датчик
указателя температуры воды смонтирован в корпусе термостата.
Рис. 23. Cxeма работы системы охлаждения:
4.1.6.1. Водяной радиатор дизелей Д65Н, Д65М
Водяной радиатор предназначен для охлаждения воды,
нагревающейся в водяной рубашке дизеля. Радиатор прикреплен к переднему
брусу трактора двумя опорами с приваренными к ним болтами. В верхней
части радиатор прикреплен к корпусу термостата двумя растяжками.
Сердцевина водяного радиатора состоит из четырех рядов плоских трубок,
на которые надеты горизонтальные охлаждающие пластины. Трубки и пластины
изготовлены из латуни. Концы трубок припаяны к крайним пластинам
радиатора, к которым прикреплены болтами верхний и нижний баки. Для
спуска воды из системы охлаждения в соединительный патрубок ввернут
краник.
Сзади к стойкам водяного радиатора прикреплен кожух вентилятора, который
направляет поток воздуха на двигатель, способствуя этим охлаждению, и
предотвращает попадание на лопасти вентилятора посторонних предметов.
С водяной рубашкой дизеля радиатор соединен двумя резиновыми шлангами,
закрепленными хомутами.
4.1.6.2. Шторка радиатора дизелей Д65Н, Д65М
Шторка радиатора (рис. 24) предназначена для регулирования температуры
охлаждающей воды и установлена впереди водяного радиатора. Шторка
изготовлена из прорезиненной ткани.
Рис. 24. Шторка радиатора:
1 — планка; 2 — шторка; 3 — барабан; 4 — пружина; 5 — тросик; 6 — блок
управления; 7 — рукоятка; 8 — планка; 9 — стопорная шайба
Один конец шторки соединен с планкой 1, укрепленной
в нижней части радиатора, второй конец закреплен на барабане 3, с
помощью которого перемещают закрепленную ось в вертикальной плоскости.
При перемещении оси шторка наматывается на барабан или сматывается с
него. Наматывается шторка (движение барабана вниз) под действием пружины
4, находящейся внутри барабана. Пружина одним концом закреплена на оси
барабана, другим — на барабане. Когда ось барабана перемещается вверх,
барабан, вращаясь, закручивает пружину, а при перемещении оси вниз
барабан вращается под дей-ствием закрученной пружины.
При установке барабана с пружиной на трактор необходимо барабан с
навернутой на него шторкой повернуть на четыре-пять оборотов в сторону
сматывания шторки, после чего закрепить нижний конец шторки. Управляют
шторкой с помощью блока 6, расположенного на постаменте щитка приборов.
Для удержания шторки в заданном положении барабан фиксируется стопорным
механизмом блока управления.
Для опускания шторки нужно нажать на рукоятку 7 блока управления. При
этом выступы стопорной шайбы 9 и планки 8 выйдут из зацепления и дадут
возможность повернуть рукоятку и установить шторку в нужное положение.
Возвращается рукоятка в исходное положение автоматически под действием
пружины 4 барабана блока управления.
Рис. 25. Водяной насос:
1 — манжета сальника; 2 —упорная втулка; 3 —
уплотнительная шайба; 4 — пружина сальника; 5 — крыльчатка водяного
насоса; 6 — масленка; 7 — шкив; 8, 14 — шарикоподшипники; 9 — замковая
шайба;
10 — гайка; 11, 15 — каркасные сальники; 12 — упорное кольцо; 13 — валик
насоса; 16 — корпус водяного насоса
содержание ..
9
10
11
12 ..
|