Смазочная система обеспечивает подачу масла на трущиеся? поверхности
дизеля для сокращения до минимума износа и нагрева деталей, охлаждения
трущихся поверхностей, обеспечения герметичности цилиндра во избежание
утечки сжатых газов, очистки трущихся поверхностей от продуктов износа и
защиты деталей от коррозии.
Дизель имеет комбинированную смазочную систему: часть деталей
смазывается под давлением, часть разбрызгиванием. Подшипники коленчатого
и распределительного валов, втулка промежуточной шестерни топливного
насоса, а также клапанный механизм смазываются под давлением от
смазочного насоса. Гильзы, поршни, поршневые кольца, кулачки
распределительного вала, втулки верхних головок шатунов, привод
смазочного насоса дизеля и привод масляного насоса гидросистемы
смазываются разбрызгиванием.
Смазочная система состоит из насоса с приводом, создающего циркуляцию
масла в системе; центробежного фильтра очистки масла, поступающего от
насоса; радиатора, охлаждающего масло, и манометра для контроля давления
масла в системе.
Схема работы смазочной системы приведена на рис. 20 Смазочный насос 2
через заборник 1 забирает масло из картера
8 дизеля и по патрубку 15 подает его под давлением
в каналы блока цилиндров и далее в центральную полость во фланце корпуса
масляного фильтра. По сверлениям в корпусе фильтра масло подается в
полость центральной бобышки корпуса, проходит через кольцевое отверстие
между трубой и осью ротора и через нижние горизонтальные отверстия в оси
и корпусе ротора выходит в полость ротора фильтра. Часть масла из
полости ротора подводится к жиклерам, ввернутым б бобышки корпуса
ротора. Масло вытекает из жиклеров с большой скоростью в противоположные
стороны. В результате действия реактивных сил, возникающих при вытекании
масла, ротор приводится во вращение. При температуре масла 90—95 °С и
давлении 0,2—0,3 МПа (2—3 кгс/см2) ротор делает около 5000 об/мин. Под
действием центробежных сил посторонние примеси и продукты старения,
содержащиеся в масле, отбрасываются к стенкам ротора и откладываются на
них в виде смолянистого слоя.
Масло, вытекающее из жиклеров, сливается через окно корпуса фильтра в
масляный картер двигателя. Масло, очищенное в роторе фильтра, идет в
масляный радиатор 4. Охлажденное в масляном радиаторе масло возвращается
в левую полость корпуса масляного фильтра и оттуда по горизонтально
просверленному отверстию в блоке поступает в наклонный канал, по
которому подается к третьей коренной шейке коленчатого вала и ко второй
шейке распределительного вала.
Когда масло в дизеле холодное, сила сопротивления при прохождении через
масляный радиатор больше, чем усилие пружины редукционного клапана 17
(см. рис. 22). Клапан открывается и пропускает холодное масло, минуя
радиатор, прямо в левую полость корпуса масляного фильтра, откуда оно
поступает в каналы блока цилиндров. Когда масло нагреется, редукционный
клапан под действием пружины закрывается и масло поступает в масляный
радиатор.
Подшипник шестерни топливного насоса смазывается следующим образом.
Масло от второй коренной шейки коленчатого сала по сверлениям в блоке
проходит через штуцер, ввернутый в блок. Затем по наружной медной трубке
оно подается к штуцеру, ввернутому в щит распределительных шестерен, и
далее по сверлениям в щите в сверления втулки насоса, а из них на
подшипник шестерни, вращающейся на этой втулке.
Сливной клапан 15 центробежного фильтра служит для регулирования
давления масла и смазочной магистрали дизеля. При ввертывании или
вывертывании регулировочной пробки 14 изменяется проходное сечение
сливного отверстия, по которому масло сливается в масляный картер
дизеля. Из третьей коренной шейки масло по сверлениям в щеках поступает
ко всем коренным шатунным шейкам коленчатого вала и смазывает их.
Попадая в полости шатунных шеек, масло подвергается дополнительной
центробежной очистке в этих полостях. К пер-вому и третьему подшипникам
распределительного вала масло поступает по сверлениям в блоке от первого
и пятого коренных подшипников. Во второй шейке распределительного вала
выполнены два пересекающихся косых отверстия. При вращении вала одно из
них периодически совпадает с отверстием в блоке, другое в этот момент
соединяется с вертикальным каналом 12 (см. рис. 20) в блоке, который
соединен с таким же вертикальным каналом, проходящим через головку и
соединенным трубой с полой муфтой, надетой на полые валики коромысел.
Таким образом, периодически во время совпадения отверстий во второй
шейке распределительного вала с отверстиями в блоке масло попадает
внутрь валиков коромысел, э оттуда по сверлениям в валиках на подшипники
коромысел клапанов. Сферы штанг толкателей смазываются по сверлениям в
коромыслах клапанов.
Подшипник промежуточной шестерни смазывается следующим образом. Масло от
первой кореной шейки по наклонному сверлению в блоке попадает в
кольцевую выточку на пальце промежуточной шестерни. Из кольцевой выточки
масло по сверлениям в пальце попадает на подшипник промежуточной
шестерни.
4.1.5.1. Смазочный насос дизелей Д65Н, Д65М
Смазочный насос предназначен для подачи масла к
трущимся поверхностям дизеля под давлением. Насос (рис. 21)
—шестеренного типа, прикреплен двумя болтами к крышке коренного
подшипника. Сцентрирован насос на двух установочных штифтах 5. Насос
состоит из корпуса 3, крышки 8, шестерен 7 и 10, валика 1, пальца 17 и
заборника.
Корпус насоса имеет два цилиндрических колодца для установки шестерен. В
корпус запрессованы бронзовая втулка 2, являющаяся подшипником валика
ведущей шестерни насоса, и палец 17, на котором вращается ведомая
шестерня 10 смазочного насоса. На корпусе выполнены три фланца: для
подсоединения крышки насоса, заборника и патрубка подвода масла в
смазочную систему дизеля.
В крышке смазочного насоса выполнен прилив, в цилиндрических расточках
которого смонтирован редукционный клапан 4, состоящий из цилиндрического
клапана, пружины, регулировочной и уплотнительной пробок.
Привод смазочного насоса смонтирован на нижней плоскости щита
распределительных шестерен. Привод имеет кронштейн, в двух бобышках
которого запрессованы бронзовые втулки, являющиеся подшипниками для
валиков шестерен 29 (см. рис. 16) и 30 привода. На верхней бобышке
выполнено сверление, заканчивающееся конусной лункой, которая служит для
барботажного смазывания верхнего подшипника привода.
На нижней бобышке для этого имеется косое
сверление. На правом конце валика ведущей шестерни выполнены шлицы для
монтажа шлицевой втулки, входящей в зацепление с промежуточным валиком
привода, имеющим шлицевые концы. Правый конец промежуточного валика
через вторую шлицевую втулку соединен со шлицевым концом валика
смазочного насоса. Шлицевые втулки зас7опорены разжимными пружинными
кольцами, вставленными в канавки на шлицах рессоры.