КИСЛОРОДНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по летной эксплуатации и пилотированию самолета ИЛ-14 с двумя двигателями АШ-82Т

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  ..

 

 

 

18.

КИСЛОРОДНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т

 

Кислородной системой оборудованы лишь отдельные варианты самолета Ил-14, к которым относятся Ил-14С, Ил-14ПС, Ил-14ФК, Ил-14Гр.

Благодаря различию в назначении, компоновке и в оборудовании указанных самолетов, имеется между ни­ми некоторое различие и в кислородной системе.

На рис. 31 и 32 приводятся наиболее распространен­ные схемы кислородного оборудования самолетов Ил-14,

 

В первой схеме применяется один тип стационарного кислородного прибора КП-32 для членов экипажа и пас­сажиров  (или других лиц, находящихся на борту самолета).

Кислородный прибор КП-32 является прибором непрерывной подачи кислорода, с которым используются маски КМ-15 или КМ-19. Этот прибор обеспечивает автоматическую подачу кислорода для 20 человек до высоты полета 10000 м. Индикаторы ИК-32, к которым присое­диняются шланги кислородных масок, устанавливаются у рабочего места каждого члена экипажа и кресла пас­сажира. Все индикаторы на самолете соединяются тру­бопроводом с прибором КП-32, который вместе с мано­метром МК-13 (контроль запаса кислорода), маномет­ром МТ-60 (контроль за давлением кислорода в магист­рали между ИК-32 и КП-32) ,и вентилем КВ-5 смонти­рованы на приборном щитке. Этот щиток размещается на самолете в местах, удобных для пользования одному из членов экипажа в полете.

Для бортового запаса кислорода используются баллоны КБ-1 емкостью 36 л и рабочим давлением 30 кг/см2Количество баллонов  и размещение, их на самолете опре­деляется назначением и вариантом самолета.

Баллоны размещаются на самолете, под полом пасса­жирской кабины или в хвостовой части фюзеляжа. Крепление их производится   с   помощью   ложементов   или  спе­циальных  легких

 


 

 

Рис. 31.  Принципиальная схема кислородного   оборудования пассажирского и транспортного вариантов  само­лета Ил-14:

—приборный щиток; — кислородный прибор KП-32;   5 — манометр   МТ-60;   4 — манометр   МК-13;   5 —вентиль   КВ-5;    — индикатор   ИК-32;    7— кислородный бортовой баллон КБ-1; — зарядный щиток; 9 — заряд­ный штуцер; 10 — редукционный клапан КР-15; 11— манометр МК-12;  12— трубопровод 8x6;   13 — переносный - кислородный прибор КП-21; 14 — зарядный шланг для KП-21.

 

 

Рис.  32.  Принципиальная схема кислородного оборудования  специального варианта самолета Ил-14:

1 — манометр МК-13; 2 — вентиль КВ-5; 3 — индикатор кислородного потока «ИП»; — кислородный прибор КП-24М; 5—индикатор кислорода ИК-32; 6—приборный щиток; 7— кислородный прибор КП-32; 8 — манометр МТ-60; 9 — щиток зарядный; 10 — штуцер зарядный; 11 — манометр МК-12; 12—редукционный клапан КР-15; 13—бортовой баллон КБ-1 (емкостью 36 л); 14 — зарядный шланг для переносных приборов; 15 — переносный кислородный прибор КП-21 или КП-19; 16—трубопровод 8X6.


 

сварных «этажерок», которые жестко закрепляются к конструкции фюзеляжа. Все баллоны че­рез ввертные тройники с обратными клапанами соеди­няются последовательно между собой трубопроводом, один конец которого идет к прибору КП-32, а второй — к зарядному штуцеру. Зарядный штуцер, редукционный клапан КР-15 (понижающий давление кислорода со 150 кг/см2 до 30 кг/см2)манометры МК-12 и МК-13 и вентиль КВ-5 монтируются на щитке или в специальной коробке, которая размещается на самолете в удобном месте для производства зарядки кислородом бортовых баллонов от АКЗС или транспортного баллона.

Кислородные маски хранятся на самолете в специаль­ных сумках, закрепленных около индикаторов ИК-32.

Кроме стационарных приборов КП-32, этой схемой предусматривается установка переносных кислородных приборов КП-21.

Переносный прибор КП-21 является прибором типа непрерывной подачи кислорода и предназначается для членов экипажа и пассажиров на случай их передвиже­ния по самолету в высотном полете или при их плохом самочувствии.

 

Вторая схема используется в основном на самолетах спецварианта (санитарный и т. п.). Эта схема в отли­чие от первой схемы имеет следующие особенности:

—   применение двух типов  стационарных кислород­ных приборов. Прибор КП-24М индивидуального поль­зования для членов экипажа и прибор КП-32 коллектив­ного пользования, предназначенный для пассажиров или для других лиц, находящихся на борту самолета в вы­сотном полете;

—  автономное групповое питание приборов КП-24М и КП-32 из бортбаллонов с дублирующими магистралями.

Прибор КП-24М является прибором типа «Легочный автомат», т. е. он подает кислород для дыхания только во время вдоха, автоматически увеличивая норму кисло­рода с увеличением высоты полета и от потребности ор­ганизма человека. С этим типом прибора используется маска герметического типа КМ-16Н или КМ-24. Уста-навливается прибор КП-24 у рабочего места каждого члена экипажа и соединяет маску с прибором дыхатель­ным шлангом КШ-24. Контрольные приборы, входящие в комплект КП-24, манометр МК-13 индикатор «ИП» и М-1000, монтируются одной группой и располагаются в поле зрения каждого члена экипажа.

Как указано выше, прибор КП-32 является прибором типа непрерывной подачи кислорода   в маску и может одновременно обеспечить кислородом по установленной  норме подачи по высотам до 20 человек.

 Устанавливается КП-32 на одном щитке с манометрами МК-13 и МТ-60 и вентилем КВ-5. Щиток с приборами располагается на самолете в местах, удобных для пользования обслуживающему персоналу. Кроме стационарных приборов КП-24М и КП-32, вторая схема предусматривает  установку переносных кислородных  прибо-

ров КП-21 или КП-19.

Переносный прибор  КП-21, как указывалось выше, предназначен для питания кислородом членов экипажа и пассажиров во время их передвижения  по самолету в высотном полете или при их плохом самочувствии.

Прибор КП-19 предназначен только для членов экипажаЭтот прибор является типом «Легочный автомат» и с ним используется маска КМ-16М или КМ-24.

Соединение баллонов  с приборами  КП-24  и  КП-32 осуществляется отдельными группами с дублирующими магистралями, обеспечивающими    надежность    работы приборов в случае повреждения одной из магистралей. В системе трубопроводов основных и дублирующих магистралей применяются соединительная арматура с обратными клапанами, пропускающими кислород только в одном направлении.

Зарядка баллонов кислородом каждой из указанных схем осуществляется через зарядный штуцер, смонтированный вместе с редукторов КР-15, манометрами МК-12 р МК-13 и вентилем КВ-5 на одном щитке или в коробке, которая расположена вблизи баллонов в хвостовой расти фюзеляжа.

Редуктор КР-15 позволяет производить зарядку баллонов от наземного источника с давлением, ее превы­шающим 150 атм. Для зарядки кислородом переносных приборов на борту самолета установлены зарядные шланга, выключенные в бортовые магистрали КП-32 и КП-24.

При зарядке кислородом бортовых самолетных баллонов необходимо учитывать окружающую температуру.

 

 

 

 

Таблица зависимости давления от температуры

 

Температура, °С

Давление.   кг/см

Температура, °С

Давление,   кг/см

50

33

-10

27

40

32

-20

26

30

31

-30

25

20

30

-40

24

10

29

-50

23

0

28

 

 

 

Пользование стационарным кислородным оборудованием

 

Для пользования прибором КП-24 в полете необхо­димо:

1.  Открыть вентиль КВ-5, при этом манометр МК-13 должен показать давление кислорода в магистрали (бор­товой запас в «баллонах).

2.  Вынуть и надеть маску  на лицо, гофрированный шланг маски  соединить  с  дыхательным  шлангом  прибора. Хорошо подогнанная маска на лицо не пропускает воздух  из  атмосферы при глубоком вдохе и зажатом гофрированном шланге. Закрепить маску на голове.

3. Проверить работоспособность комплекта прибора. Исправность работы контролируется движением лепестков в окнах индикатора «ИП» при вдохе и выдохе черед маску.  В нормальном полете и хорошем  самочувствии кран подсоса воздуха на приборе КП-24 должен быть ус­тановлен в положение «Смесь». При плохом самочувствии или затрудненном дыхании следует выключить под сое воздуха (поставить его в положение «Чистый кисло­род») (или пользоваться краном аварийной подачи. При­чем следует помнить, что расход кислорода через кран аварийной подачи значительно увеличивается.

4. В полете необходимо периодически контролировать работу прибора по «ИП» и запас кислорода по манометру МК-13.

 

Расходовать кислород из бортовых баллонов ниже давления 5 кг/см2 не разрешается.

 

 

5. После пользования прибором снять маску с лица протереть ее, уложить на место и закрыть вентиль КВ-5 у прибора.

 

Предупреждения: 1. В случае преждевременного израсхо­дования бортового запаса кислорода самолет должен немедленно снижаться на безопасную высоту полета.

2.  Особенностью прибора КМ-24 является то, что он может про­должать подавать кислород непрерывным потоком после снятия мас­ки с лица. Это явление в приборе происходит вследствие того, что под мембраной легочного автомата образуется разрежение от про­хождения   кислорода   через   эжектор.  Для   предотвращения  утечки кислорода через снятую маску необходимо сделать выдох в маску перед снятием ее с лица или закрыть рукой на некоторое время от­верстие выхода кислорода.

3.  Особо огнеопасными при пользовании открытым огнем (папи­росы, спички и др.) становятся меховые вещи  (воротник, шапка и др), одежда и волосы человека (на голове и на бороде) благодаря их способности впитывать и удерживать некоторое время кислород, просачивающийся   из-под   маски.    Поэтому    курить    и    применять открытый огонь при пользовании  кислородными  приборами  катего­рически запрещается.

4.  Кислород в соприкосновении с маслом или жировыми вещест­вами  становится взрывоопасным, поэтому   все  приборы  и агрегаты кислородного оборудования не должны иметь масла и жировых ве­ществ.  Инструменты, спецодежда и руки технического состава, об­служивающего это оборудование, должны быть чистыми.

 

Для пользования прибором КП-32 в полете необ­ходимо:

1.  Перед полетом включить вентиль КВ-5 у прибора, По манометру МК-13 убедиться в бортовом запасе кис­лорода.

2.  После набора самолетом высоты 2500—3000 м на­деть на лицо кислородную маску (закрыть ею нос и рот) и закрепить ее на  голове с помощью крепежных лент. С прибором КП-32 применяются маски открытого типа КМ-15 или КМ-19, .которые должны быть легко и удоб­но подогнаны на лицо, не создавая болевых ощущений коже лица и не стеснять движения головы. Подготовка маски осуществляется регулировкой крепежных лент.

3.  Включить наконечник шланга маски в штуцер ин­дикатора ИК-32, при этом поплавок в прозрачном стакане ИК-32 должен подняться. Поднятием поплавка в индикаторе контролируется подача кислорода в маску, т. е. работа прибора КП-32. Прибор КП-32 имеет авто­матическую регулировку подачи кислорода по высотам, поэтому во время высотных полетов прибор не требует дополнительных регулировок.

 

 

В случае отказа прибора КП-32 в работе краном руч­ной регулировки на приборе создать давление в соответ­ствии с таблицей подачи кислорода в питающей маги­страли, контролируя это давление по манометру МТ-6П.

4. После пользования кислородом снять маску с ли­ца и отсоединить шланг маски от индикатора. Перед посадкой самолета или при полете его на высоте до 3000 м закрыть вентиль у КП-32.

 

Пользование переносными кислородными приборами

 

Для пользования прибором КП-19 в полете необхо­димо:

1.   Открыть вентиль на приборе, при этом манометр покажет зарядку баллона кислородом.

2.  Надеть маску на лицо и присоединить ее гофриро­ванный шланг к штуцеру на приборе (если член экипа­жа до этого    пользовался    кислородом    от    бортсети КП-24М, то в этом случае необходимо только пересое­динить шланг маски от КШ на прибор КП-19, не снимая маски с лица). В случае плохого самочувствия или за­трудненного дыхания перевести кран подсоса воздуха из положения «Смесь» в положение «Чистый кислород» или включить кран аварийной  подачи.

3.  После пользования прибором закрыть вентиль на приборе, снять маску с лица и отсоединить ее шланг от прибора.

Для пользования прибором КП-21  в полете следует:

1.  Открыть на приборе вентиль и по манометру убе­диться, что в баллоне есть кислород.

2.   Надеть кислородную маску    на лицо и ее шланг присоединить к штуцеру на приборе. Прибор КП-21 имеет автоматическую подачу кислорода по высотам и отре­гулирован на работу с высоты полета 1200—1500 м. При необходимости подачи кислорода у земли следует повер­нуть против движения часовой стрелки кран регулиров­ки на КП-21.

3.  После пользования прибором закрыть вентиль на приборе, снять маску с лица и отсоединить ее шланг от прибора.

Во время пользования приборами КП-19 и КП-21 не­обходимо время от времени  контролировать запас кислорода в баллоне. С переносными приборами применя­ются баллоны КБ-2 (емкостью 7,5 л) или КБ-3 (емко­стью 1,8 л) с рабочим давлением 30 кг/см2.

 

 

Продолжительность пользования прибором КП-21 или КП-19:

 

с баллоном КБ-2   — 30—45 мин.

с баллоном КБ-3   — 10—15 мин.

 

Баллоны переносных приборов заряжаются меди­цинским кислородом от зарядного бортового шланга во время зарядки самолетных баллонов и, в крайнем слу­чае, в полете от системы.

 

Порядок проверки работоспособности кислородного

оборудования на самолете

 

Кислородная система с прибором КП-32:

 

1.  Открыть вентиль у прибора КП-32 и по маномет­ру МК-13 убедиться, что система заряжена кислородом до требуемого давления с учетом    температуры наруж­ного воздуха.

2.  Краном ручной регулировки на приборе КП-32 соз­дать давление в питающей магистрали    (за прибором) 0,1—0,2 кг/см2 по манометру МТ-60.

3.  Поочередно к каждому индикатору ИК-32 подклю­чить шланг маски КМ-15 (КМ-19), при этом плотно фик­сировать наконечник шланга маски на штуцере индика­тора.

Исправность комплекта прибора (индикаторов) опре­деляется поднятием поплавка в прозрачном стакане ин­дикатора при подключенной к нему маске. Во избежа­ние повреждений маски и шланга давлением кислорода они должны быть хорошо расправлены и не препятство­вать свободному выходу кислорода из магистрали в ат­мосферу.

4.  По окончании проверки кран ручной регулировки КП-32 и приборный вентиль поставить в исходное поло­жение, выпустить кислород из питающей магистрали че­рез подключенную маску    к    индикатору. Отсоединить шланг маски от индикатора, свернуть и убрать маску на место.

 

Кислородная система с приборами КП-24 и КП-32:

 

1. Открыть вентиль у прибора КП-24 и по манометру МК-13 убедиться, что система заряжена кислородом.

 

2.  Вынуть из сумки маску КМ-16    (КМ-24)   и подо­гнать ее на лице  с помощью    регулировочной   системы крепления.

Маска должна плотно подгоняться на лице, но не соз­давать болевых ощущений и стеснений движению голо­вы. Хорошо подогнанная маска на лице не пропускает воздух из окружающей атмосферы при глубоком вдохе и зажатом гофрированном шланге маски.

3.   Соединить гофрированный шланг  маски  с дыха­тельным шлангом прибора и сделать несколько вдохов: вначале при положении крана подсоса воздуха на отмет­ке «Смесь», а затем при установленном    в    положение «Чистый кислород». Исправность    комплекта    прибора КП-24 характеризуется движением лепестков индикато­ра «ИК».

4.  После проверки снять маску, протереть ее внутрен­нюю  полость чистой тряпкой, отсоединить гофрирован­ный шланг маски от дыхательного шланга и уложить ее на место.  Закрыть  приборный вентиль. Кран подсоса воздуха на приборе КП-24 поставить на отметку «Смесь».

5.   Проверить исправность и работоспособность при­бора  КП-32, руководствуясь порядком  проверки, изло­женным выше для кислородной системы    с    прибором КП-32.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  ..