|
|
содержание .. 10 11 12 13 14 15 16 17 ..
18. КИСЛОРОДНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т
Кислородной системой оборудованы лишь отдельные варианты самолета Ил-14, к которым относятся Ил-14С, Ил-14ПС, Ил-14ФК, Ил-14Гр. Благодаря различию в назначении, компоновке и в оборудовании указанных самолетов, имеется между ними некоторое различие и в кислородной системе. На рис. 31 и 32 приводятся наиболее распространенные схемы кислородного оборудования самолетов Ил-14,
В первой схеме применяется один тип стационарного кислородного прибора КП-32 для членов экипажа и пассажиров (или других лиц, находящихся на борту самолета). Кислородный прибор КП-32 является прибором непрерывной подачи кислорода, с которым используются маски КМ-15 или КМ-19. Этот прибор обеспечивает автоматическую подачу кислорода для 20 человек до высоты полета 10000 м. Индикаторы ИК-32, к которым присоединяются шланги кислородных масок, устанавливаются у рабочего места каждого члена экипажа и кресла пассажира. Все индикаторы на самолете соединяются трубопроводом с прибором КП-32, который вместе с манометром МК-13 (контроль запаса кислорода), манометром МТ-60 (контроль за давлением кислорода в магистрали между ИК-32 и КП-32) ,и вентилем КВ-5 смонтированы на приборном щитке. Этот щиток размещается на самолете в местах, удобных для пользования одному из членов экипажа в полете. Для бортового запаса кислорода используются баллоны КБ-1 емкостью 36 л и рабочим давлением 30 кг/см2. Количество баллонов и размещение, их на самолете определяется назначением и вариантом самолета. Баллоны размещаются на самолете, под полом пассажирской кабины или в хвостовой части фюзеляжа. Крепление их производится с помощью ложементов или специальных легких
Рис. 31. Принципиальная схема кислородного оборудования пассажирского и транспортного вариантов самолета Ил-14: 1 —приборный щиток; 2 — кислородный прибор KП-32; 5 — манометр МТ-60; 4 — манометр МК-13; 5 —вентиль КВ-5; 6 — индикатор ИК-32; 7— кислородный бортовой баллон КБ-1; 8 — зарядный щиток; 9 — зарядный штуцер; 10 — редукционный клапан КР-15; 11— манометр МК-12; 12— трубопровод 8x6; 13 — переносный - кислородный прибор КП-21; 14 — зарядный шланг для KП-21.
Рис. 32. Принципиальная схема кислородного оборудования специального варианта самолета Ил-14: 1 — манометр МК-13; 2 — вентиль КВ-5; 3 — индикатор кислородного потока «ИП»; 4 — кислородный прибор КП-24М; 5—индикатор кислорода ИК-32; 6—приборный щиток; 7— кислородный прибор КП-32; 8 — манометр МТ-60; 9 — щиток зарядный; 10 — штуцер зарядный; 11 — манометр МК-12; 12—редукционный клапан КР-15; 13—бортовой баллон КБ-1 (емкостью 36 л); 14 — зарядный шланг для переносных приборов; 15 — переносный кислородный прибор КП-21 или КП-19; 16—трубопровод 8X6. сварных «этажерок», которые жестко закрепляются к конструкции фюзеляжа. Все баллоны через ввертные тройники с обратными клапанами соединяются последовательно между собой трубопроводом, один конец которого идет к прибору КП-32, а второй — к зарядному штуцеру. Зарядный штуцер, редукционный клапан КР-15 (понижающий давление кислорода со 150 кг/см2 до 30 кг/см2), манометры МК-12 и МК-13 и вентиль КВ-5 монтируются на щитке или в специальной коробке, которая размещается на самолете в удобном месте для производства зарядки кислородом бортовых баллонов от АКЗС или транспортного баллона. Кислородные маски хранятся на самолете в специальных сумках, закрепленных около индикаторов ИК-32. Кроме стационарных приборов КП-32, этой схемой предусматривается установка переносных кислородных приборов КП-21. Переносный прибор КП-21 является прибором типа непрерывной подачи кислорода и предназначается для членов экипажа и пассажиров на случай их передвижения по самолету в высотном полете или при их плохом самочувствии.
Вторая схема используется в основном на самолетах спецварианта (санитарный и т. п.). Эта схема в отличие от первой схемы имеет следующие особенности: — применение двух типов стационарных кислородных приборов. Прибор КП-24М индивидуального пользования для членов экипажа и прибор КП-32 коллективного пользования, предназначенный для пассажиров или для других лиц, находящихся на борту самолета в высотном полете; — автономное групповое питание приборов КП-24М и КП-32 из бортбаллонов с дублирующими магистралями. Прибор КП-24М является прибором типа «Легочный автомат», т. е. он подает кислород для дыхания только во время вдоха, автоматически увеличивая норму кислорода с увеличением высоты полета и от потребности организма человека. С этим типом прибора используется маска герметического типа КМ-16Н или КМ-24. Уста-навливается прибор КП-24 у рабочего места каждого члена экипажа и соединяет маску с прибором дыхательным шлангом КШ-24. Контрольные приборы, входящие в комплект КП-24, манометр МК-13 индикатор «ИП» и М-1000, монтируются одной группой и располагаются в поле зрения каждого члена экипажа. Как указано выше, прибор КП-32 является прибором типа непрерывной подачи кислорода в маску и может одновременно обеспечить кислородом по установленной норме подачи по высотам до 20 человек. Устанавливается КП-32 на одном щитке с манометрами МК-13 и МТ-60 и вентилем КВ-5. Щиток с приборами располагается на самолете в местах, удобных для пользования обслуживающему персоналу. Кроме стационарных приборов КП-24М и КП-32, вторая схема предусматривает установку переносных кислородных прибо- ров КП-21 или КП-19. Переносный прибор КП-21, как указывалось выше, предназначен для питания кислородом членов экипажа и пассажиров во время их передвижения по самолету в высотном полете или при их плохом самочувствии. Прибор КП-19 предназначен только для членов экипажа. Этот прибор является типом «Легочный автомат» и с ним используется маска КМ-16М или КМ-24. Соединение баллонов с приборами КП-24 и КП-32 осуществляется отдельными группами с дублирующими магистралями, обеспечивающими надежность работы приборов в случае повреждения одной из магистралей. В системе трубопроводов основных и дублирующих магистралей применяются соединительная арматура с обратными клапанами, пропускающими кислород только в одном направлении. Зарядка баллонов кислородом каждой из указанных схем осуществляется через зарядный штуцер, смонтированный вместе с редукторов КР-15, манометрами МК-12 р МК-13 и вентилем КВ-5 на одном щитке или в коробке, которая расположена вблизи баллонов в хвостовой расти фюзеляжа. Редуктор КР-15 позволяет производить зарядку баллонов от наземного источника с давлением, ее превышающим 150 атм. Для зарядки кислородом переносных приборов на борту самолета установлены зарядные шланга, выключенные в бортовые магистрали КП-32 и КП-24. При зарядке кислородом бортовых самолетных баллонов необходимо учитывать окружающую температуру.
Таблица зависимости давления от температуры
Пользование стационарным кислородным оборудованием
Для пользования прибором КП-24 в полете необходимо: 1. Открыть вентиль КВ-5, при этом манометр МК-13 должен показать давление кислорода в магистрали (бортовой запас в «баллонах). 2. Вынуть и надеть маску на лицо, гофрированный шланг маски соединить с дыхательным шлангом прибора. Хорошо подогнанная маска на лицо не пропускает воздух из атмосферы при глубоком вдохе и зажатом гофрированном шланге. Закрепить маску на голове. 3. Проверить работоспособность комплекта прибора. Исправность работы контролируется движением лепестков в окнах индикатора «ИП» при вдохе и выдохе черед маску. В нормальном полете и хорошем самочувствии кран подсоса воздуха на приборе КП-24 должен быть установлен в положение «Смесь». При плохом самочувствии или затрудненном дыхании следует выключить под сое воздуха (поставить его в положение «Чистый кислород») (или пользоваться краном аварийной подачи. Причем следует помнить, что расход кислорода через кран аварийной подачи значительно увеличивается. 4. В полете необходимо периодически контролировать работу прибора по «ИП» и запас кислорода по манометру МК-13.
Расходовать кислород из бортовых баллонов ниже давления 5 кг/см2 не разрешается.
5. После пользования прибором снять маску с лица протереть ее, уложить на место и закрыть вентиль КВ-5 у прибора.
Предупреждения: 1. В случае преждевременного израсходования бортового запаса кислорода самолет должен немедленно снижаться на безопасную высоту полета. 2. Особенностью прибора КМ-24 является то, что он может продолжать подавать кислород непрерывным потоком после снятия маски с лица. Это явление в приборе происходит вследствие того, что под мембраной легочного автомата образуется разрежение от прохождения кислорода через эжектор. Для предотвращения утечки кислорода через снятую маску необходимо сделать выдох в маску перед снятием ее с лица или закрыть рукой на некоторое время отверстие выхода кислорода. 3. Особо огнеопасными при пользовании открытым огнем (папиросы, спички и др.) становятся меховые вещи (воротник, шапка и др), одежда и волосы человека (на голове и на бороде) благодаря их способности впитывать и удерживать некоторое время кислород, просачивающийся из-под маски. Поэтому курить и применять открытый огонь при пользовании кислородными приборами категорически запрещается. 4. Кислород в соприкосновении с маслом или жировыми веществами становится взрывоопасным, поэтому все приборы и агрегаты кислородного оборудования не должны иметь масла и жировых веществ. Инструменты, спецодежда и руки технического состава, обслуживающего это оборудование, должны быть чистыми.
Для пользования прибором КП-32 в полете необходимо: 1. Перед полетом включить вентиль КВ-5 у прибора, По манометру МК-13 убедиться в бортовом запасе кислорода. 2. После набора самолетом высоты 2500—3000 м надеть на лицо кислородную маску (закрыть ею нос и рот) и закрепить ее на голове с помощью крепежных лент. С прибором КП-32 применяются маски открытого типа КМ-15 или КМ-19, .которые должны быть легко и удобно подогнаны на лицо, не создавая болевых ощущений коже лица и не стеснять движения головы. Подготовка маски осуществляется регулировкой крепежных лент. 3. Включить наконечник шланга маски в штуцер индикатора ИК-32, при этом поплавок в прозрачном стакане ИК-32 должен подняться. Поднятием поплавка в индикаторе контролируется подача кислорода в маску, т. е. работа прибора КП-32. Прибор КП-32 имеет автоматическую регулировку подачи кислорода по высотам, поэтому во время высотных полетов прибор не требует дополнительных регулировок.
В случае отказа прибора КП-32 в работе краном ручной регулировки на приборе создать давление в соответствии с таблицей подачи кислорода в питающей магистрали, контролируя это давление по манометру МТ-6П. 4. После пользования кислородом снять маску с лица и отсоединить шланг маски от индикатора. Перед посадкой самолета или при полете его на высоте до 3000 м закрыть вентиль у КП-32.
Пользование переносными кислородными приборами
Для пользования прибором КП-19 в полете необходимо: 1. Открыть вентиль на приборе, при этом манометр покажет зарядку баллона кислородом. 2. Надеть маску на лицо и присоединить ее гофрированный шланг к штуцеру на приборе (если член экипажа до этого пользовался кислородом от бортсети КП-24М, то в этом случае необходимо только пересоединить шланг маски от КШ на прибор КП-19, не снимая маски с лица). В случае плохого самочувствия или затрудненного дыхания перевести кран подсоса воздуха из положения «Смесь» в положение «Чистый кислород» или включить кран аварийной подачи. 3. После пользования прибором закрыть вентиль на приборе, снять маску с лица и отсоединить ее шланг от прибора. Для пользования прибором КП-21 в полете следует: 1. Открыть на приборе вентиль и по манометру убедиться, что в баллоне есть кислород. 2. Надеть кислородную маску на лицо и ее шланг присоединить к штуцеру на приборе. Прибор КП-21 имеет автоматическую подачу кислорода по высотам и отрегулирован на работу с высоты полета 1200—1500 м. При необходимости подачи кислорода у земли следует повернуть против движения часовой стрелки кран регулировки на КП-21. 3. После пользования прибором закрыть вентиль на приборе, снять маску с лица и отсоединить ее шланг от прибора. Во время пользования приборами КП-19 и КП-21 необходимо время от времени контролировать запас кислорода в баллоне. С переносными приборами применяются баллоны КБ-2 (емкостью 7,5 л) или КБ-3 (емкостью 1,8 л) с рабочим давлением 30 кг/см2.
Продолжительность пользования прибором КП-21 или КП-19:
с баллоном КБ-2 — 30—45 мин. с баллоном КБ-3 — 10—15 мин.
Баллоны переносных приборов заряжаются медицинским кислородом от зарядного бортового шланга во время зарядки самолетных баллонов и, в крайнем случае, в полете от системы.
Порядок проверки работоспособности кислородного оборудования на самолете
Кислородная система с прибором КП-32:
1. Открыть вентиль у прибора КП-32 и по манометру МК-13 убедиться, что система заряжена кислородом до требуемого давления с учетом температуры наружного воздуха. 2. Краном ручной регулировки на приборе КП-32 создать давление в питающей магистрали (за прибором) 0,1—0,2 кг/см2 по манометру МТ-60. 3. Поочередно к каждому индикатору ИК-32 подключить шланг маски КМ-15 (КМ-19), при этом плотно фиксировать наконечник шланга маски на штуцере индикатора. Исправность комплекта прибора (индикаторов) определяется поднятием поплавка в прозрачном стакане индикатора при подключенной к нему маске. Во избежание повреждений маски и шланга давлением кислорода они должны быть хорошо расправлены и не препятствовать свободному выходу кислорода из магистрали в атмосферу. 4. По окончании проверки кран ручной регулировки КП-32 и приборный вентиль поставить в исходное положение, выпустить кислород из питающей магистрали через подключенную маску к индикатору. Отсоединить шланг маски от индикатора, свернуть и убрать маску на место.
Кислородная система с приборами КП-24 и КП-32:
1. Открыть вентиль у прибора КП-24 и по манометру МК-13 убедиться, что система заряжена кислородом.
2. Вынуть из сумки маску КМ-16 (КМ-24) и подогнать ее на лице с помощью регулировочной системы крепления. Маска должна плотно подгоняться на лице, но не создавать болевых ощущений и стеснений движению головы. Хорошо подогнанная маска на лице не пропускает воздух из окружающей атмосферы при глубоком вдохе и зажатом гофрированном шланге маски. 3. Соединить гофрированный шланг маски с дыхательным шлангом прибора и сделать несколько вдохов: вначале при положении крана подсоса воздуха на отметке «Смесь», а затем при установленном в положение «Чистый кислород». Исправность комплекта прибора КП-24 характеризуется движением лепестков индикатора «ИК». 4. После проверки снять маску, протереть ее внутреннюю полость чистой тряпкой, отсоединить гофрированный шланг маски от дыхательного шланга и уложить ее на место. Закрыть приборный вентиль. Кран подсоса воздуха на приборе КП-24 поставить на отметку «Смесь». 5. Проверить исправность и работоспособность прибора КП-32, руководствуясь порядком проверки, изложенным выше для кислородной системы с прибором КП-32.
содержание .. 10 11 12 13 14 15 16 17 ..
|
|
|