ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по летной эксплуатации и пилотированию самолета ИЛ-14 с двумя двигателями АШ-82Т

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  ..

 

 

 

13.

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т

 

Противопожарная система состоит из стационарного оборудования, предназначенного для тушения на двига­телях, и переносных углекислотных ручных огнетушителей типа ОУ.

Стационарная система включает в себя: четыре огне­тушителя  ОС-8 с пиротехническим пусковым устройст­вом, 16   термоизвещателей    «ТИ»   или    18    датчиков ДПС-1АГ  для системы сигнализации пожара ССП-2А, двухходовой распределительный кран с электромеханиз­мом МГ-1М, 6 распылительных колец (по три в каждом мотоотсеке), световую и звуковую сигнализацию, сред­ства электрического и аварийного управления и систему трубопроводов.

В системе ССП-2А дополнительно имеется блок БИ-2АД. На рис. 30 приведена схема противопожарной системы с термоизвещателями «ТИ».

В качестве огнегасителя в огнетушителях ОС-8М при­менен состав «3,5».

Емкость баллона огнетушителя 8 л, вес заряда при коэффициенте наполнения  К = 0,72  принят  равным  6 + 0,4 кг, из которых:

1)   смесь (95,8% бромистого этила и 4,2% хлорофор­ма) — 4 + 0,1 кг;

2)   углекислота (обезвоженная) — 1,7 + 0,2 кг;

3)   воздух, сжатый до    суммарного    давления — 85±5 кг/см2 при температуре 15°С, весом 0,3 + 0,1 кг.

Установлены огнетушители ОС-8М на задней стенке служебного отсека (шпангоут № 13). Тут же располо­жен распределительный крал с электромеханизмом МГ-1М.

Все огнетушители соединены трубопроводами с рас­пределительным краном, от которого по двум трубопро­водам состав «3,5» подается в гондолы двигателей к рас­пылительным коллекторам.

Распылительные коллекторы (по три в каждой гондо­ле) имеют выходные отверстия диаметром 0,8 мм  число таких отверстий в трех распылителях составляет 1420шт. Распределительный  кран   может   устанавливаться  в положение «На правый двигатель» или «На левый дви­гатель» при помощи электромеханизма или вручную по­ворачиванием рукоятки на кране. Однако повседневно переключатель, служащий для дистанционного открытия распределительного крана,  и рукоятка распределитель­ного крана

 

 

Рас, 30. Схема противопожарной системы самолета:

1 — сирена; 2 — выключатель; — табло; — центральный пульт; 5 — сигнальная лампа открытия распределительного крана; — кнопка включения пиропатронов огнетушителей; 7 — тумблер для переключения распределительного крана; —распределительный кран; — концевой выключатель BK2-140A-I; 10 — огнетушители ОС-8; 11 — электромеханизм управления МГ-1М; 12 — термоизвещатели.

 

должны занимать положение «Открыто на правый двигатель».

Термоизвещатели пожара «ТИ» или датчики ДПС-1АГ размещены в отсеках двигателей.

Световое табло о пожаре установлено в кабине пи­лотов над приборной доской. Сирена установлена на пе­регородке за сиденьем второго пилота. Лампы сигнали­зации с надписью «Кран открыт на прав, двигатель» и «Кран открыт на лев. двигатель» установлены на цен­тральном пульте самолета и имеют арматуру зеленого цвета.

При возникновении пожара в моторном отсеке пра­вой или левой мотогондолы достаточно замкнуться одно­му или нескольким сигнализаторам для того, чтобы ав­томатически включались соответствующие табло, сире­на, электромеханизм распределительного крана и одна из зеленых сигнальных ламп.

При неисправности сигнализации пожара распреде­лительный кран может быть включен на правый или ле­вый двигатель вручную при помощи переключателя, уста­новленного также на центральном пульте. У переключа­теля имеются надписи «Распред. кран, правый, левый двигатели». Кроме того, на центральном пульте установлена кнопка с надписью «Проверка ламп», при помощи которой производится проверка всех четырех ламп, табло и сигнализации открытия крана одновре­менно.

Органами электрического управления противопожар­ной системы  (включения огнетушителей   на   разрядку) являются две кнопки 204КС, установленные на центральном пульте.

Для того чтобы привести систему в действие на пра­вый мотоотсек, достаточно нажать на пульте кнопку с надписью «Огнетушитель» правого двигателя (так как распределительный кран всегда открыт на правый дви­гатель).

Чтобы привести систему в действие на левый мото­отсек, необходимо нажать на пульте кнопку с надписью «Отнетуш.» левого двигателя лишь после того, как будет гореть зеленая лампочка с надписью «Кран открыт па лев. двигатель». Включение этой лампочки происходит автоматически с включением светового табло и сирены.

 Для включения в действие противопожарной системы по визуальному наблюдению при возникновении пожара в моторном отсеке правой или левой мотогондолы необ­ходимо, не ожидая включения светового табло и сирены, сначала установить переключатель распределительного крана в положение «Правый» или «Левый», а потом на­жать соответствующую кнопку противопожарной системы.

Органами    аварийного    управления    противопожар­ной   системы   являются   рукоятка   распределительного крана   и   четыре   рукоятки   у   затвора   огнетушителей ОС-8.

Для приведения системы в действие при помощи аварийного управления на моторный отсек правой мотогон­долы необходимо одновременно двумя руками нажать вниз рукоятки затворов сначала огнетушителей под но­мерами 1 и 2, а затем нажать рукоятки затворов огнетушителей под номерами 3 и 4, так как распределительный кран всегда открыт на правый двигатель.

Чтобы привести в действие на моторный отсек левой мотогондолы, необходимо, в первую очередь установить рукоятку распределительного крана  в положение «Левый», после чего нажать одновременно двумя руками рукоятки затворов огнетушителей за номерами 1 и 2, затем нажать рукоятки затворов огнетушителей за номерами 3 и 4.

 

Порядок действия при тушении пожара на двигателе

 

При возникновении пожара на каком-либо двигателе загораются сигнальное табло соответствующего двигате­ля и зеленая лампочка сигнализации (левая или пра­вая), указывающая на открытие распределительного крана, и гудит сирена,

Для ликвидации пожара необходимо немедленно: за­крыть пожарный кран горящего двигателя, выключить зажигание, ввести винт во флюгерное положение, поста­вить переключатель управления юбками капота горящего двигателя на закрытие и в момент, близкий к закры­тию юбок (но не дожидаясь их полного закрытия), вклю­чить в действие систему пожаротушения. Необходимость включения огнетушителей в конце процесса закрытия юбок капота обуславливается тем обстоятельством, что при закрытых юбках концентрация состава «3,5» в мотоотсеке достигает наибольшего значения и система пожа­ротушения становится эффективнее,

 

ВНИМАНИЕ! Необходимо иметь в виду, что если го­рит световое табло, а зеленая сигнальная лампа не за­жигается, следует переключатель открытия крана на со­ответствующий двигатель поставить вручную.

Если затворы огнетушителей не открылись автомати­чески тесле нажатия кнопки управления, нужно без промедления привести систему в действие ручным способом, руководствуясь изложенными выше рекомендациями по приведению системы в действие аварийными органами управления.

Для включения в действие противопожарной системы по визуальному наблюдению при возникновении пожара в моторном отсеке правой или левой мотогондолы (до момента срабатывания термоизвещателей) необходимо, не ожидая включения светового табло и сирены, сначала, установить переключатель распределительного крана в положение «Правый» или «Левый», а потом нажать соот­ветствующую кнопку противопожарной системы.

 

Предупреждение. Запрещается после ликвидации пожа­ра запускать в полете остановленный двигатель»

 

 

Применение противопожарной системы при приземлении самолета с убранными шасси

 

В случае приземления самолета с убранным шасси, в целях предупреждения возникновения пожара, следует привести IB действие противопожарную систему на оба двигателя.

Для этого после приземления самолета с убранным шасси необходимо немедленно нажать одновременно рукоятки затворов огнетушителей за номерами 1 и 2, а за­тем через шесть секунд установить рукоятку распреде­лительного крана в положение «Левый», и после этого нажать рукоятки затворов огнетушителей за номерами 3 и 4.

 

 

Ручные углекислотные переносные огнетушители типа ОУ

 

Ручные огнетушители предназначены для тушения очагов пожара внутри кабины самолета. Эти огнетушители устанавливаются в служебном отсеке и в пассажир­ской кабине. Емкость каждого огнетушителя 2,3 л. Вес заряда (углекислоты) 1,7±0,1 кг.

Для приведения в действие огнетушителя необходимо снять его с места установки, направить раструб выводной трубки на очаг огня и нажать до отказа спусковой крючок.

 

14. ЭКСПЛУАТАЦИЯ САНИТАРНОГО  УЗЛА САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т

 

Перед полетом, при отрицательных температу­рах наружного воздуха для дополнительного обогрева санузла следует включить электрообогреватель «1010», Включение электрообогревателя производить при пита­нии самолетной электросети от аэродромного источника электроэнергии.

При температурах наружного воздуха ниже минус 20°С режим работы обогревателя должен быть установ­лен «сильный», а при более высоких температурах «слабый».

 

В промежуточных аэропортах.

 

Проверить при помощи водомерного щупа, находящегося на заглуш­ке заливной горловины, наличие в баке умывальника во­ды. При необходимости дозаправить бак.

Для предотвращения замерзания воды в баках и трубопроводах и содержимого контейнера необходимо при температурах ниже 0°C включать отопление туалетной комнаты от наземных источников. Включение производить согласно указаниям на трафарете, находящемся на стенке в туалетной комнате.

 

15. ЭКСПЛУАТАЦИЯ РАДИООБОРУДОВАНИЯ САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т

 

Состав радиооборудования самолета

 

Радиооборудование самолета Ил-14 состоит из сле­дующих установок:

1)  связной коротковолновой радиостанции  (передатчик РСБ-5/234, приемник УС-9);

2)  командной коротковолновой радиостанции  (передатчик РСБ-5/230, приемник  УС-9ДМ);

3)   командной   ультракоротковолновой   радиостанции РСИУ-3М;

4) двух комплектов радиокомпасов АРК-5 в однощитковом варианте;

 

 

 


 

Таблица   13

 

№ п/п

Аппаратура

Предохранители

Место   установки

Примечание

Кол-во

Тип

Ном. ток

1

Связная радиостанция

РСБ-5/234

1

 

1

1

АЗС-40

 

AЗС-10

ПЦ-2

40

 

10 2

Панель  ЦРУ  бортрадиста

То же

Радиощиток пилотов

Установлен на с-тах с серии 0101 по 0501

 

Установлен на с-тах с серии 0501

2

Командная  радиостанция РСБ-5/230

1

 

1

АЗС-40

 

ПЦ-2

40

 

2

Панель ЦРУ  бортра­диста

Радиощиток пилотов

Установлен на с-тах с серии 0501

3

УКВ радиостанция РСИУ-3М

1

1

 

1

1

ПЦ-5

СП-1

 

АЗС-5

СП-2

5

1

 

5

2

То же

Панель ЦРУ бортра­диста

То же

»

То же

»

4

Радиокомпас АРК-5 №  1

1

 

1

1

1

АЗС-5

 

СП-2

АЗС-40

АЗС-5

5

 

2

40 5

Панель ЦРУ  бортра­диста

То же

»

»

 

5

Радиокомпас АРК-5 № 2

1

1

1

АЗС-5

СП-2

АЗС-40

5

2

40

Панель ЦРУ  бортра­диста

»

 

№ п/п

Аппаратура

Предохранители

Место   установки

Примечание

Кол-во

Тип

Ном. ток

6

Маркерный радиоприемник МРП-48П

1

1

ПЦ-1

ПЦ-2

1

2

Щиток МРП

То же

 

7

Радиовысотомер РВ-2

1

АЗС-5

5

Панель ЦРУ  бортра­диста

 

8

Курсовой и глиссадный радиоприемники КРП-Ф и ГРП-2

1

 

1

АЗС-10

 

АЗС-5

10

 

5

Панель ЦРУ  бортра­диста

Щиток аккумуляторов

 

9

Переговорное устройство СПУ-10

1

АЗС-5

5

Панель ЦРУ  бортра­диста

 

 

 


 

5) маркерного радиоприемника МРП-48П или МРП

6) радиовысотомера малых высот РВ-2 с сигнализа­тором заданной высоты С-2В;

7)   курсового радиоприемника КРП-Ф;

8)  глиссадного радиоприемника ГРП-2;

9) самолетного переговорного устройства СПУ-10.

 

Указанный состав радиооборудования  соответствует основному парку самолетов Ил-14П и Ил-14М в 24 местном пассажирском варианте

На самолетах Ил-14 других модификаций радиооборудование имеет ряд отличий, которые в основном заключаются в следующем

 дополнительно установлена вторая УКВ радиостанция – РСИУ-3М (или РСИУ-4)На грузовых самолетах в качестве основной УКВ радиостанции установлена радиостанция РСИУ-4В;

— взамен радиостанции РСБ-5/234 и РСБ-5/230 установлены две радиостанции 1-РСБ-70 и вторая УКВ радиостанция – РСИУ-3М (или РСИУ-4), а радиокомпасы АРК-5 в двухщитковом варианте;

— демонтирована с самолета командная коротковолновая радиостанция РСБ-5 с приемником УС-9ДМ, дополнительный щитоки усилитель СПУ-10, это относится к самолетам Ил-14П и Ил-14М переоборудованным на 28, 32, 36 мест.

— у места второго пилота установлены кронштейны для переноса на них пульта и щитка управления связными радиопередатчиком и приемником.

 

Устройства для защиты цепей питания

радиоаппаратуры

 

Защита цепей питания радиоаппаратуры по постоянному току (28,5 в) выполнена при помощи плавких предохранителей ИП, СП и автоматов защиты сети типа АЗС, а по переменному току (115 в —400 гц) при помощи плавких предохранителей типа СП.

Перечень предохранителей, место установки и номинал тока приведены в табл. 13. Кроме предохранителей, установленных в цепях питания радиоаппаратуры, имеются плавкие предохранители, расположенные непосредственно в аппаратуре. Места установки предохранителей и номиналы тока приведены в табл. 14.


 

Таблица   14

Тип   радиоаппаратуры

Место   установки   предохранителя

Номинальный ток предохра­нителя  (а)

В  какой  цепи  установлен

1

Связная    радиостанция

 

 

 

 

РСБ-5/234:

 

 

 

 

а) передатчик

Силовой элемент

0,5

+ 1000 в

 

 

»             »

0,5

+ 350 в

 

 

»             »

10

+ 28,5 в

 

 

»             »

10

+ 28,5 в

 

б)  приемник УС-9

Передняя  панель  приемника

5

+ 28,5 в

2

Командная радиостанция

 

 

 

 

РСБ-5/230:

 

 

 

 

а)  передатчик

Силовой элемент

0,5

+ 1000 в

 

 

 

0,5

+ 350 в

 

 

 

10

+ 28,5 в

 

 

 

10

+ 28,5 в

 

б) приемник УС-9ДМ

Передняя панель приемника

5

+ 28,5 в

3

УКВ радиостанция РСИУ-ЗМ

Блок   «В»

1

115 в перем.   тока

4

Радиокомпас  АРК-5  №   1

Щиток управления

5

+ 28,5 в

 

 

 

9

115 в перем.   тока

5

Радиокомпас АРК-5 № 2

Щиток управления

5

+ 28,5 в

 

 

 

 

115 в перем.   тока

6

Радиовысотомер  РВ-2

Передняя   панель   приемопе-

0,25

+ 220 в

 

 

редатчика

 

 

7

Сигнализатор  заданной  вы-

Боковая стенка сигнализато-

2

+ 28,5 в

 

соты С -2В

ра высоты

 

 

8

Курсовой и глиссадный ра-

Разъемная  коробка

10

+ 28,5 в

 

дио-приемники КРП-Ф и

»              »

10

+ 28,5 в

 

ГРП-2

 

 

 


 

Включение и использование радиоустановок,

самолета

 

Перед включением радиоустановок самолета бортра­дисту (а при его отсутствии в составе экипажа — второ­му пилоту)  необходимо убедиться по вольтметру, уста­новленному на панели ЦРУ, в том, что напряжение в са­молетной    сети   постоянного    тока равно 28,5 в и все автоматы защиты  радиоаппаратуры включены. Затем включить источник переменного тока переключателем «Основной — резервный», установленным на панели ЦРУ бортрадиста (на самолетах до серии 0501) или на радио­щитке пилотов  (на самолетах, начиная с серии 0501  и далее), и при необходимости отрегулировать напряжение до величины  115 в соответствующим реостатом, распо­ложенным на горизонтальной части панели ЦРУ борт­радиста.

 

Коротковолновая связная радиостанция

 

Управление связной радиостанцией осуществляется бортрадистом. Командир корабля и второй пилот могут использовать связную радиостанцию для работы с кор­респондентами в телефонном режиме только в том слу­чае, когда передатчик и приемник предварительно будут настроены бортрадистом на нужные частоты.

1. Для включения и использования радиостанции бортрадистом необходимо:

а)   включить питание радиостанции на радиощитке бортрадиста выключателем «Питание»;

б)   переключатель «Контроль работы — работа при­емника при передаче» установить при симплексной рабо­те в положение «Контроль работы» и при полудуплекс­ной работе — в положение «Работа приемника при пе­редаче»;

в)  убедиться, что органы управления и настройки ра­диостанции установлены в положение, обеспечивающее работу;

г)   переключатель абонентского аппарата СПУ уста­новить в положение «Свз. РС»;

д)  для работы на передачу в телефонном режиме пе­реключатель «ТЛФ—ТЛГ» на пульте управления пере­датчиком  установить  в положение    «ТЛФ»  и  нажать кнопку  включения  передатчика,  установленную на  ра­диощитке бортрадиста. При работе телеграфом

переключатель «ТЛФ—ТЛГ» установить в положение «ТЛГ», а включение передатчика осуществляется переключателем «ПРМ—ПРД», для чего он устанавливается в положе­ние «ПРД».

2. При использовании связной радиостанции пилота­ми питание ее может быть включено выключателем «Связная» на радиощитке пилотов или выключателем «Питание» на радиощитке бортрадиста. При включении питания из кабины пилотов на радиощитке бортрадиста загорается сигнальная лампочка «Сигнал работы», ука­зывающая на занятость радиостанции пилотами.

Для ведения связи телефоном переключатель або­нентского аппарата СПУ командира корабля (второго пилота) установить в положение «Свз. PC» и при пере­даче нажать кнопку включения передатчика, установ­ленную на штурвале.

Выключение радиостанции производится из кабины пилотов или бортрадиста (в зависимости от того, с како­го места она была включена).

 

Коротковолновая командная радиостанция

 

Управление командной радиостанцией, за исключени­ем настройки передатчика, которую производит бортра­дист, осуществляется командиром корабля. Второй пилот может вести двустороннюю связь при условии, что при­емник будет настроен командиром, а передатчик борт­радистом.

Бортрадист может использовать командную радиостанцию (приемник и передатчик) как резервную, напри­мер, при отказе связной радиостанции. В этом случае включать питание радиостанции и настраивать прием­ник на нужную частоту должен командир корабля.

При использовании бортрадистом только передатчика командной радиостанций для перехода с приема на пере­дачу переключатель на абонентском аппарате СПУ необходимо переключать из положения «Свз. PC» в поло­жение «Ком. PC» и наоборот (при переходе с передачи на прием).

1. Для включения и использования радиостанции ко­мандир корабля должен:

а) выключателем «Командная KB» включить питание на радиощитке пилотов; при этом на радиощитке борт­радиста загорается сигнальная лампочка «Сигнал работы», указывающая на занятость командной радиостанции пилотами;

б) выключатель подслушивания своей работы на радиощитке бортрадиста установить в положение «Контроль работы»;

в)   переключатель  на  абонентском    аппарате    СШ установить в положение «Ком. PC»;

г)   переключатель «АРЧ. Выкл. РРЧ» на щитке дис­танционного управления  приемником  установить  в  по­ложение «РРЧ»;

д)   ручкой «Настройка» настроить приемник на нуж­ную частоту;

е)   подстроить вход приемника, для чего поочередным нажатием кнопок «Подстройка антенны» добиться мак с и мяльной громкости сигнала в телефонах;

ж)   для приема телефонных или телеграфных сигна­лов переключатель «ТЛФ—ТЛГ» установить в соответ­ствующее положение.

 

Предупреждение. Во избежание рассогласования частоты приемника со шкалой щитка управления ручку установки частоты можно вращать только после включения бортовой сети перемен­ного тока.

О наличии напряжения на щитке дистанционного управления свидетельствует горение лампочки зеленого цвета. Если возникнет сомнение в наличии рассогласования, необходимо после включения питания провернуть ручку настройки приемника вправо до упора шкалы, а затем влево до упора шкалы;

 

з)   для включения    передатчика    нажать кнопку на штурвале.

2. Для выключения питания радиостанции необходи­мо переключатель «АРЧ. Выкл. РРЧ» на щитке дистан­ционного управления приемником УС-9ДМ установить в положение «Выкл», а переключатель на радиощитке пилотов — в нижнее положение.

 

Примечание. После выключения питания приемника УС-9ДМ необходимо застопорить ручку настройки.

 

3. Для включения и использования передатчика ко­мандной радиостанции бортрадистом необходимо:

а)   включить питание выключателем «Командная KB», установленным на радиощитке пилотов;

б)   выключатель подслушивания своей работы на ра­диощитке  бортрадиста  установить  в  положение  «Кон­троль работы»;

 

 

 

 

в) переключатель на абонентском аппарате СПУ ус­тановить в положение «Ком. PC»;

г) для работы на передачу в телефонном или теле­графном режиме необходимо переключатель рода рабо­ты на пульте управления передатчиком установить соот­ветственно в положение «ТЛФ» или «ТЛГ» и нажать кнопку включения передатчика, установленную на радио­щитке (или переключатель «ПРМ—ПРД» на пульте уп­равления установить в положение «ПРД»).

Телеграфная манипуляция производится телеграф­ным ключом, установленным на пульте управления пере­датчиком.

 

Ультракоротковолновая командная радиостанция

 

Управление командной радиостанций РСИУ-3М осу­ществляется командиром корабля.

Второй пилот и бортрадист могут использовать ко­мандную радиостанцию для связи только в том случае, когда соответствующий канал связи будет установлен командиром корабля.

1.  Для включения и использования командной радио­станции РСИУ-3М командиром корабля необходимо:

а) включить питание    радиостанции    выключателем «Командная  УКВ»,  установленным на  радиощитке  пи­лотов;

б)  переключателем абонентского аппарата СПУ уста­новить в положение «УКВ. PC»;

в)  на пульте управления радиостанций РСИУ-3М на­жать кнопку канала, на котором предполагается рабо­тать, и прослушивать, не занят ли канал другим самоле­том;

г)   для включения передатчика радиостанций нажать кнопку, установленную на штурвале;

д)  выключение питания радиостанции РСИУ-3М про­изводится  установкой  выключателя  «Командная  УКВ» в нижнее положение.

2. Использование УКВ командной радиостанции с ра­бочих мест второго пилота и бортрадиста осуществляется путем установки переключателя на абонентских аппара­тах СПУ в положение «УКВ. PC». Питание радиостанции и рабочий канал три этом должны быть включены командиром корабля.

Для включения передатчика УКВ радиостанции вто­рым пилотом необходимо нажать кнопку, установленную на штурвале, а бортрадистом — кнопку включения пере­датчика, установленную на радиощитке.

 

Радиокомпасы

 

Включение и настройка обоих радиокомпасов осуще­ствляется командиром корабля или вторым пилотом сов­местно с бортрадистом.

Командир корабля и второй пилот могут прослуши­вать позывные сигналы приводных радиостанций через приемники радиокомпасов и производить отсчет КУР по указателю компасов. Бортрадист со своего рабочего места может только прослушивать позывные сигналы привод­ных радиостанций.

1.  Для включения и использования    радиокомпасов АР К-5 № 1 и № 2 необходимо:

а)   в зависимости от условий полета включить пита­ние одного -или обоих радиокомпасов; для этого переклю­чатели рода работы на щитках управления радиокомпа­сами «ВЫК.КОМ.АНТ.РАМКА.» установить в положе­ние «АНТ»;

б)   переключатель абонентского аппарата СПУ уста­новить в положение «ДОП.ЩТ» (на самолетах, на которых имеется дополнительный щиток СПУ), а переключа­тель   на   дополнительном    щитке   СПУ   в   положение «АРК-1» или «АРК-2»   (в зависимости от того,  работу которого  радиокомпаса необходимо прослушивать);

в)   настроить радиокомпас на нужную радиостанцию после чего использовать его для радионавигации;

г)  для выключения радиокомпасов переключатели ро­да работы на щитках управления установить в положе­ние «ВЫК».

2.  Бортрадист для прослушивания работы радиоком­пасов должен установить переключатель на абонентское аппарате СПУ в положение «ДОП.ЩИТ», а переключа­тель на  дополнительном    щитке    СПУ    в    положение «АРК-1»  или «АРК-2»,  в зависимости от того, работ которого радиокомпаса нужно прослушать.

При пользовании радиокомпасами необходимо имен в виду следующее:

— при одновременной работе обоих радиокомпасов, настроенных на частоты, отличающиеся друг от друга на 110—115 кгц, показания указателей радиокомпасов мо­гут быть неправильными.

Несмотря на то, что такое взаимовлияние наблюдает­ся редко, при включении и настройке второго радиоком­паса нужно внимательно наблюдать за устойчивостью показаний указателя, ранее включенного первого радио­компаса;

—  отметка пролета РНТ при помощи обоих радио­компасов -происходит несколько    раньше    фактического пролета. Ошибка момента пролета составляет около трех высот полета;

—  для улучшения прослушивания позывных привод­ных радиостанций при наличии электростатических по­мех прием следует производить на рамочную антенну (в положении  переключателя  рода  работы  «Рамка»)   или «подключая к приемнику радиокомпаса на время прослу­шивания и настройки вместо типовой антенны антенну связной радиостанции.

 

Маркерный радиоприемник

 

Маркерный радиоприемник не имеет никаких органов управления, питание его включается автоматически при включении питания любого из радиокомпасов.

При пролете приводных радиостанций на приборной доске в кабине пилотов включаются лампочки сигнали­зации маркерного приемника, а за сиденьем командира корабля — звонок.

 

Радиовысотомер с сигнализатором высоты

 

Включать радиовысотомер и пользоваться им может только командир корабля, Для этого он должен:

а)   включить  питание  радиовысотомера   выключате­лем, расположенным на указателе высоты;

б)   на  старте, перед вылетом,    произвести проверку работы радиовысотомера;

в)   в полете установить необходимый диапазон изме­рения высоты переключателем на указателе высоты.

Когда радиовысотомером не пользуются, то следует выключить питание выключателем, расположенным на указателе высоты.

Включение и выключение сигнализатора производит­ся автоматически при включении и выключении питания радиовысотомера.

Перед использованием сигнализатора нужно устано­вить соответствующий переключатель задатчика в поло­жение той высоты, которую необходимо сигнализиро­вать. При снижений самолета до заданной высоты в те­чение 4—8 сек. будет прерывисто (в виде точек «или тире) загораться сигнальная лампочка.

Если заход на посадку по условиям полета будет пов­торен, то для обеспечения работы сигнализатора необхо­димо, чтобы высота полета (при повторном заходе) бы­ла на 30 или 300 м (соответственно для и II поддиа­пазона РВ-2) больше заданной высоты сигнализации.

Для проверки работоспособности сигнализатора на земле необходимо включить питание радиовысотомера и установить переключатель на задатчике сигнализатора «Метры I диапазон» сначала в положение «К», а затем в любое другое положение, например, «90». При этом должна работать сигнализация в течение 4—8 сек. (вспышки лампочки сигнализатора в виде точек).

Установить переключатель за датчика сигнализатора «Метры II диапазон» сначала в положение «К», а затем в любое другое положение, например, «400». При этом снова должна работать сигнализация (вспышки лампоч­ки  сигнализатора в виде тире).

 

Курсовой и глиссадный радиоприемники

 

Управление курсовым   и глиссадным   радиоприемниками осуществляется командиром корабля.

Второй пилот может пользоваться указателем ПСП-48 после включения радиоприемников командиром корабля.

Для использования приемников необходимо:

а)   перед включением питания  курсового и глиссадного радиоприемников убедиться, что стрелки приборов ПСП-48 находятся строго в центре шкалы  (в пределах черного кружка),

При отклонении стрелок установить их по центру шкалы при помощи механических корректоров;

б)   включить питание приемников  выключателем  на щитке управления М-50;

в) установить на рабочий канал переключатель на щитке управления;

г) когда самолет будет находиться в зоне действия на земных  маяков, убедиться  в   работоспособности  курсового  и   глиссадного

 

 

Таблица   15

 

Радиоаппаратура

Члены экипажа

командир   корабля

второй пилот

бортрадист

Связная  радио­станция

Включение,   дву­сторонняя   связь

Включение, двусторонняя связь

Включение, настройка  и  дву­сторонняя связь

Коротко волно­вая   командная радиостанция

Включение,  наст­ройка приемника и двусторонняя связь

Двусторонняя связь

Включение, на­стройка  пере­датчика и дву­сторонняя связь

Командная УКВ радиостанция

Включение, выбор каналов,   двусто­ронняя связь

Двусторонняя связь

Двусторонняя связь

Радиокомпасы

Включение,  наст­ройка, отсчет КУР прослушивание ра­боты радиостанций

Включение,   настройка,   отсчет КУР,   прослу­шивание рабо­ты радиостан­ций

Прослушивание работы радиостанций

Маркерный радиоприемник

Звуковая  и  свето­вая сигнализация

Звуковая и све­товая сигнали­зация

Звуковая  сигнализация

Радиовысото­мер с сигнали­затором высоты

Включение,  пере­ключение диапазо­нов, измерение вы­соты

Пользоваться не может

Пользоваться не может

Курсовой приемник

Включение, пользо­вание   указателем, регулировка балан­са,  выбор  каналов

Пользование указателем

Пользоваться

не может

Глиссадный paдиоприемник

Включение,   выбор каналов,  пользова­ние указателем

Пользование указателем

Пользоваться не может

Переговорное устройство

Внутренняя связь

 

Внутренняя связь

Включение, внутренняя связь

 

 

приемников по отклонению стрелок и закрытию бленкеров на приборах ПСП-48;

д) проверить электрический нуль стрелки курса, для чего нажать ручку баланса, и если стрелка курса при этом не установится в центре черного кружка шкалы, то, не отпуская ручку, повернуть ее в ту или иную сторону до установки стрелки в центре черного кружка.

 

Предупреждение. Вращать ручку баланса с одновремен­ным ее нажатием можно только тогда, когда окна бленкеров на при­борах ПСП-48 закрыты черными флажками.

Выключение курсового и глиссадного приемников производится выключателем на щитке М-50.

 

Самолетное переговорное устройство

(на самолетах, где имеется усилитель СПУ)

 

Самолетное переговорное устройство обеспечивает внутреннюю связь командира корабля, второго пилота и бортрадиста. Кроме того, при помощи абонентского ап­парата и дополнительного щитка СПУ каждый член экипажа может использовать радиоаппаратуру, которая необходима ему в полете.

На всех абонентских аппаратах переключатель «Сеть № 1 — сеть № 2» не действует и может находиться в лю­бом положении. Включение и выключение питания СПУ осуществляется бортрадистом при помощи выключателя «Питание СПУ», расположенного на радиощитке борт­радиста.

Внутрисамолетная связь членов экипажа по СПУ осу­ществляется следующим образом:

1.  Если кому-либо из членов экипажа необходимо срочно передать остальным членам экипажа какое-либо сообщение, то он должен нажать кнопку циркулярного вызова «Цирк, выз.» на своем абонентском аппарате к производить передачу, которую будут слышать все чле­ны экипажа, независимо от положения переключателей на их абонентских аппаратах.

2.  Для вызова членом экипажа любого другого чле­на  экипажа  он должен убедиться, что вызываемый не занят связью и, кратковременно нажав кнопку «Цирк, выз.» аппарата СПУ, вызвать голосом нужного ему чле­на экипажа. Затем оба должны установить переключа­тели на своих абонентских  аппаратах  СПУ  в  положение

 

 

«СПУ» и вести между собой связь, не мешая другим чле­нам экипажа.

Табл. 15 характеризует возможности использования радиооборудования членами экипажа.

 

Устранение в полете простейших неисправностей

 

В случае отказа в работе радиоаппаратуры, если причина отказа не заключается в каком-либо очевидном ме­ханическом повреждении, проверку ее нужно произво­дить в следующем порядке:

1. Проверить приборы защиты цепей постоянного и переменного тока, расположенные в ЦРУ бортрадиста (см. табл. 13) и в самой аппаратуре (см. табл. 14), убе­диться в отсутствии перегоревших плавких предохрани­телей или выключенных автоматов защиты.

2.  Убедиться в отсутствии нарушений контактных сое­динений в штепсельных разъемах.

3.  Удостовериться в исправности телефонов, ларинго­фонов и цепей СПУ путем подключения заведомо исправ­ных телефонов и ларингофонов непосредственно к аппа­ратуре, исключая тем самым цепи СПУ.

4.  Убедиться в исправности антенных реле в аппара­туре и отдельно установленных, а также антенных вво­дов и подключения их к аппаратуре.

5.  Заменить неисправную радиолампу в отказавшей аппаратуре проверенной и взятой из запасного комплек­та. В случае трудности обнаружения неисправной радио­лампы необходимо заменить весь комплект радиоламп отказавшей аппаратуры проверенными    радиолампами, взятыми из запасного комплекта.

 

Примечание. Замену радиоламп производить только в аппа­ратуре, которая не дублируется другой аппаратурой или приборами и отказ которой угрожает безопасности полетов.  

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  ..