|
|
8. ОСНОВНЫЕ ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА Ил-14 С ДВУМЯ ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т
Длина разбега самолета находится при помощи номограмм, разработанных отдельно для случаев взлета с использованием номинального и взлетного режимов работы двигателей. При разработке номограмм было принято: 1. Взлет — нормальный, без подрыва. 2. Закрылки в неотклоненном (убранном) положении,
Описание номограммы
(номограммы приложены в конце книги)
Номограмма (см. рис. 13 и 14) состоит из графиков А и Б, определяющих длину разбега самолета LрM в зависимости от температуры, давления наружного воздуха и взлетного веса самолета, и графиков В, Г, Д, учитывающих влияние ветра, уклона и характера поверхности ВПП на длину разбега. На графике А нанесены шкала температур от—40 до +50°C и линии постоянного давления наружного воздуха от 460 до 780 мм рт. ст. На графике Б нанесены линии полетного веса самолета от 14500 до 18000 кг и шкала длины разбега в метрах для ВПП с искусственным покрытием, без учета влияния ветра и уклона ВПП. График В—учитывает влияние ветра, график Г — влияние уклона и график Д—влияние характера поверхности ВПП на длину разбега самолета.
Примеры пользования номограммой
Пример1. Определить длину разбега самолета при взлете с полетным весом 17500 кг на номинальном режиме работы двигателей при следующих условиях: температура наружного воздуха +15°С, давление наружного воздуха 760 мм рт. ст., скорость ветра штиль, уклон ВПП 0 характер поверхности ВПП искусственное покрытие Пользуясь номограммой на рис. 13, находим на горизонтальной шкале графика А значение температуры +15°С (точка 1). Из точки 1 проводим прямую вертикальную линию пересечения с линией давления 760 мм рт. ст. (точки 2). Из точки 2 проводим горизонтальную прямую вправо до пересечения с линией полетного веса 17500 кг на графике Б (точка 3). Вертикальная прямая, опущенная из точки 3 на горизонтальную шкалу графика Б, указывает длину разбега самолета при взлете с ВПП, имеющей искусственное покрытие, в штиль, равную 650 м (точка 4). Тот же самый результат будет получен, если из точки 4 провести вертикалкную прямую вниз до пересечения с линией ветра, равной 0 (на трафике В точка 5), и далее из точки 5 провести горизонтальную прямую влево до пересечения с линией уклона на графике Г (линия уклона 0, точка 6), и, наконец, из точки 6 провести вертикаль вниз до пересечения со шкалой длины разбега (точка 7). Точка 7 дает то же значение длины разбега 650 м. Такое же значение показывает горизонталь 5—6, отсекая на вертикальной шкале графиков В и Г длину 650 м. На данном примере, учитывая, что взлет производится при безветрии и ВПП не имеет уклона, точка 4 дает окончательное решение и выполнение операций для поиска точек 5, 6 и 7 — излишни. В случае если взлет производился при этих же условиях с грунтовой полосы летного поля (прочный грунт δ≈11 кг/см2), для определения длины разбега следует, из точки 7 на графике Г провести вертикальную линию вниз до верхней горизонтальной линии на графике Д и затем провести наклонную линию до пересечения с нижней горизонталью этого графика (точка 8). В данном случае длина разбега будет равна по грунту порядка 780 м. При решении этого примера в случае взлета с использованием взлетного режима работы двигателей, пользуясь номограммой рис. 14, аналогично (получим длину разбега по бетону 550 м. Точка 4 на графике Б дает окончательный результат, и построение точек 5, 6, 7в этом случае делать не нужно. Длину разбега по твердой грунтовой поверхности летного поля получим, если из точки 7 проведем вертикаль до верхней горизонтальной линии на графике Д и далее проведем наклонную линию до пересечения с горизонталью, соответствующей заданному состоянию грунта летного поля (точка 8). Длина разбега в этом случае составляет 600 м.
Пример 2, Определить длину разбега самолета при взлете с полетным весом 17500 кг на номинальном режиме работы двигателей при следующих условиях: температура наружного воздуха — 10°С давление наружного воздуха 740 мм рт. ст. составляющая скорость встречного ветра 6 м/сек взлет на уклон 0,01 характер поверхности ВПП: а) искусственное покрытие б) грунтовая полоса.
Решение: 1. Пользуясь графиком рис. 13, аналогично примеру Г определяем точки 11 и 21 на графике А по заданным условиям. 2. Из точки 21 проводим горизонтальную линию вправо до пересечения с линией полетного веса 17500 кг на графике Б (точка З1). 3. Из точки З1 проводим (вертикаль вниз до пересечения с линией встречного ветра, равного 6 м/сек на графике S (точка 51). Промежуточная точка 41, (пересекающая горизонтальную шкалу графика Б, указывает при этом на длину разбега самолета при взлете с ВПП, имеющей искусственное покрытие, без учета встречного ветра и уклона ВПП. 4. Из точки 51 проводим горизонталь влево до пересечения с линией уклона 0,01 на графике Г (точка 61)
5. Из точки 61 проводим вертикаль вниз до пересечения с результирующей шкалой длины разбега, учитывающей влияние ветра и уклона ВПП (точка 71). Искомая длина разбега по бетону при этом составляет 440 м, а по грунту (см. точку 81 на графике Д) — 465 м: Промежуточные точка 41 и,51 в данном примере показывают, что если бы взлет происходил с ВПП без уклона и в штиль, длина разбега самолета составляла бы по бетону — 560 м (точка 41). Однако встречный ветер 6 м/сек уменьшил длину разбега до 420 м (точка 51), а уклон ВПП (взлет на уклон) увеличил длину разбега бетону до ранее найденной величины 440 м.
9. ПРЕДПОЛЕТНЫЙ ОСМОТР САМОЛЕТА ИЛ-14 И ЕГО ОБОРУДОВАНИЯ ЭКИПАЖЕМ
Для выполнения полета самолет должен передаваться экипажу полностью подготовленным, исправным и укомплектованном состоянии, заправленным ГСМ, жидкостью гидросистемы и водой санитарного узла, с прогретыми и опробованными двигателями, на борту самолета должны быть формуляры и журнал приема-передачи. Разрешается выпускать самолет в полет только при условии: —выполнения всех работ по планеру, двигателям и оборудованию в объеме, предусмотренном регламента технического обслуживания самолета; —самолет, двигатели и их оборудование имеют достаточный ресурс для выполнения рейса в соответствии изданием; —устранения всех дефектов материальной части, выявленных экипажем в предыдущем рейсе, а также обнаруженных при осмотре самолета после последнего приема из рейса; —самолет осмотрен начальником, мастером смены или другим должностным лицом ЛЭРМ (ИАС аэропорта или авиаподразделения), принят лицом, осуществляющим контроль за техническим обслуживанием, и признан готовым и годным к полету; —самолет осмотрен и принят экипажем. При несоблюдении указанных требований вылет самолета запрещается.
Предполетный осмотр самолета бортмехаником
Предварительные работы
1. Проверить, имеются ли противопожарные средства около- самолета, установлены ли колодки под колеса шасси и заземлен ли самолет. 2. В зимнее время проверить, нет ли снега, льда и инея на поверхности самолета, на окнах пилотской и пассажирской (грузовой) кабин, астролюке и блистерах (на самолетах, имеющих блистеры); очищены ли от льда узлы управления и навески рулей, элеронов, закрылков и триммеров; удален ли снег или лед с воздухоприемников противообледенительной системы и обогрева кабин, с наружных антенн, приемников воздушных давлений и с других выступающих частей конструкции самолета. 3. Получить в ПДО формуляры и журнал приема-передачи. (В случае отсутствия бортмеханика в экипаже техдокументацию на самолет доставляет технический состав). Ознакомиться с записями в бортжурнале о неисправностях, имевших место на данном самолете в предыдущих рейсах, отмеченных экипажем, и с записями об устранении этих неисправностей, и при осмотре самолета, в случае сомнений в качестве работ, произвести соответствующую проверку.
Осмотр винтомоторных установок и планера
Осмотр и проверку самолета рекомендуется производить в определенной последовательности. Это способствует качеству, экономии времени и упрощению выполнения операций при осмотре. На рис. 15 показана примерная схема маршрута при осмотре.
Пассажирская (грузовая) кабина, багажники и туалетная
4. Убедиться в отсутствии посторонних предметов в пассажирской кабине, багажниках и туалетной. Осмотреть окна, аварийные выходы и двери, нет ли повреждений. Убедиться, что аварийные выходы закрыты на замки и законтрены.
Рис. 15. Маршрут осмотра самолета:
1 — служебная кабина (проверка документации); 2 — пассажирская (грузовая) кабина, багажники, туалетная, хвостовой отсек; 3 — правая сторона фюзеляжа; 4 — хвостовое оперение; 5 — левая сторона фюзеляжа; 6 — левая нижняя часть крыла и центроплана; 7—левая установка шасси; 8 — левая ВМУ; 9 — левая верхняя часть крыла и центроплана; 10 — передняя установка шасси; 11 — носовая часть фюзеляжа; 12 — правая верхняя часть крыла и центроплана; 13 — правая ВМУ; 14 — правая установка шасси; 15 — правая нижняя часть крыла и центроплана; 16 — служебный отсек и кабины экипажа.
Убедиться в наличии на борту необходимых привязных и крепежных приспособлений для крепления грузов в грузовых самолетах). 1 При отсутствии бортпроводника убедиться в чистоте пассажирской кабины, туалетной комнаты, а также убедиться в нормальной заправке водой бачков умывальника и унитаза. Принять на борт достаточный запас питьевой воды и бачка (термосов) буфета.
Хвостовой отсек фюзеляжа
6. Осмотреть отсек, нет ли повреждений, посторонних предметов и скопления воды или снега.
Правая сторона фюзеляжа
7. Осмотреть обшивку, нет ли наружных повреждений. Проверить, закрыт ли люк унитаза, люк зарядки воздухом и водой туалетной и лючки кассет парашютных ракет.
Хвостовое оперение
8. Осмотреть стабилизатор, киль, рули и триммеры, нет ли наружных повреждений, стоят ли триммеры нейтрально, цел ли колпачок хвостового огня. При скорости ветра на аэродроме 18 м/сек и более в процессе приемки самолета от технического состава убедиться, что руль поворота законтрен струбциной. Бели руль поворота не будет законтрен струбциной, техник, обслуживающий самолет, обязан осмотреть управление рулем и записать в наряд на техническое обслуживание, что управление рулем поворота осмотрено и оно мал равно.
Левая сторона фюзеляжа
9. Осмотреть обшивку и загрузочные люки багажников Она грузовых самолетах — грузовую дверь), нет ли повреждений.
Левая нижняя часть крыла и центроплана
10. Осмотреть выводы дренажных трубок бензобаков, убедиться в отсутствии их повреждений и загрязнений и в снятии пробок с дренажных трубок. Убедиться в снятии заглушек с выхлопных труб и патрубков противообледенительной системы. Осмотреть обшивку, переднюю кромку крыла, закрылок и элерон, нет ли наружных повреждений. Удостовериться в надежности закрытия крышек смотровых лючков и в целости посадочной фары. Проверить предъявленный технической бригадой отстой, слитый из бензобаков. Убедиться, что сливные краны закрыты и законтрены.
Воздушный винт левого двигателя
11. Осмотреть воздушный винт и отеплитель, нет ли к наружных повреждений.
Капоты левого двигателя
12. Проверить (при снятом чехле), нет ли течи масла бензина из-под капотов, правильно ли закрыты замки капотов.
Левая установка шасси отсек
13. Убедиться в отсутствии наружных повреждений колес и покрышек и в случае сомнений в правильности зарядки пневматикою колес (по обжатию) проверить давление в пневматиках. 14 Осмотреть амортстойку, нет ли течи жидкости из-под уплотнений поршня, зарядных штуцеров, шлангов и трубопроводов тормозной системы. Убедиться в правильности зарядки амортстойки по ее осадке. 14. Убедиться в отсутствии следов течи бензина, масла и АМГ-10 на обшивке створок шасси. Открыть створки шасси, осмотреть агрегаты и трубопроводы систем, убедиться в отсутствии течи, а также в отсутствии загрязнений замков шасси. Закрыть створки шасси.
Левая верхняя часть крыла центроплана
15. Осмотреть обшивку и обтекатели выхлопных труб, убедиться в отсутствии наружных повреждений. Проверить, плотно ли закрыты все лючки. Проверить по мерной линейке, предъявленной техсоставом, количество масла в баке. Убедиться в правильности закрытия крышки заливной горловины маслобака и контровки винта заливной горловины с мерной линейкой. Убедиться в правильности закрытия заливных горловины бензобаков и их контровки.
Примечание. Закрытие заливных горловин и их контровка осуществляется технической бригадой.
Передняя установка шасси и отсек
16. Убедиться в отсутствии наружных повреждений колеса и покрышки, a случае сомнений в правильности зарядки пневматика (по его обжатию) проверить давление в пневматике. Осмотреть амортстойку, нет ли течи жидкости из-под уплотнений поршня и зарядных штуцеров. Убедиться в правильности зарядки амортстойки по ее осадке, а демпферов по контрольным штырям. 17. Открыть задние створки,, осмотреть агрегаты, трубопроводы и шланги, нет ли течи из соединений гидросистемы. Убедиться в отсутствии загрязнений замков переднего шасси. Закрыть створки.
Носовая часть фюзеляжа
18. Осмотреть обшивку и стекла рулежных фар, нет ли наружных повреждений, закрыт ли носовой люк. Проверить, закрыты ли смотровые люки.
Правая верхняя часть крыла, правая ВМУ, правая установка шасси, правая нижняя часть крыла и центроплана
Проверку производить в объеме, указанном для соответствующих левых частей.
Служебный отсек и кабины экипажа
19. Осмотреть астролюк, убедиться в надежности его закрытия замками. 20. Убедиться в правильности установки рукоятки распределительного крана противопожарной системы, который всегда должен находиться в положении «на правый двигатель». Проверить по манометрам давление в огнетушителях ОС-8. 21. Убедиться по меткам на трафарете масломерного стекла гидробака, что уровень жидкости в баке находится в необходимых пределах в соответствие с окружающей температурой и давлением в системе. 22. Дать наземному составу указание подключить к электросети самолета аэродромный источник электроэнергии.
Напряжение в бортсети от аэродромного питания при включенной нагрузке 12 а должно быть: в случае применения в качестве аэродромного источника электроэнергии аккумуляторов — не ниже 24 в, в случае применения мотор-генераторного агрегата — не ниже 27,5 в. 23. Поочередным кратковременным включением (при снятых чехлах ВМУ) проверить действие электромеханизмов: юбок капотов, створок маслорадиаторов, пылефильтров, подкачивающих бензонасосов (БЦН), заслонок противообледенительной и отопительной систем, а также проверить работу электрообогревателей туалета и кабины пилотов, электровентиляторов экипажа и электрообогрева лобовых стекол, 24. Перед ночным полетом кратковременным включением проверить исправность освещения приборов, оборудования, кабин и моторных установок, исправность рулежных и посадочных фар и аэронавигационных огней. Проверить, есть ли на борту сигнальные ракеты, сигнальный пистолет и переносная лампа. 25. Включить питание электроприборов выключателем на электрощитке пилотов и убедиться в исправности действия приборов. Убедиться в исправности обогрева приемников ПВД и ТП-156. 26. Проверить по указателям бензиномеров и масломеров количество заправленного топлива и масла. Сличить показания масломеров с данными, полученными при проверке количества масла в баках мерными линейками, и показания топливомеров с фактической заправкой топливозаправщиком. При этом убедиться, что количество топлива и масла соответствует полетному заданию. 27. Нажатием кнопки проверки пожарной сигнализации убедиться в ее исправности. 28. Расстопорить рули и элероны. Проверить действие рулей, элеронов и триммеров руля высоты, нет ли заеданий и тугого хода, а также убедиться в правильности отклонения рулей и элеронов. Проверить сигнализацию триммеров рулей и элерона при нейтральном положении триммеров. 29. Нажать на тормозные педали и убедиться, что давление в тормозах в пределах установленных норм. 30. Проверить состояние лобовых и боковых стекол. Кратковременным включением проверить работу обоих стеклоочистителей (3—5 взмахов резиновых щеток), 31. В случае если самолет оборудован кислородной системой: — проверить зарядку кислородом бортовых и переносных баллонов и при необходимости дозарядить их да давления 30 кг/см2-, — убедиться в работоспособности комплектов КП-24 и КП-32; — проверить комплектность и исправность кислородных масок. 32. После окончания осмотра самолета и устранения обнаруженных неисправностей оформить приемку самолета от технической бригады, подготовить к запуску, запустить и опробовать двигатели.
Примечания: 1. Приемку самолета производить только после полного окончания технического обслуживания и подписания карты-наряда инженером (начальником смены), выпускающим самолет. 2. Подготовка двигателей к запуску (подогрев двигателей, маслорадиаторов и маслобаков) в начале летного дня производится АТБ (НАС аэропорта, авиаподразделения). Экипажем проверяется работа двигателей лишь перед выруливанием самолета на старт.
33. Перед запуском двигателей проверить надежность закрытия люков багажников и входной двери.
Предполетный осмотр самолета вторым пилотом
1. Осмотреть свое рабочее место. Подогнать правое сиденье и педали по своему росту. 2. Проверить тормозную систему, предварительно опустив рычаг стояночного тормоза и убедившись в наличии колодок под колесами. После проверки тормозной системы рычаг стояночного тормоза поднять. 3. Опробовать рули и элероны. Установить триммеры в нейтральное положение на «0». 4. Проверить по внешнему виду общее состояние всех приборов, расположенных на приборной доске, и по положению стрелок убедиться в правильности их исходных показаний. 5. Установить стрелки высотомеров на «0» и сверить показания давления на шкале приборов с действительным атмосферным давлением на аэродроме. Разница в показаниях не должна превышать ±1,5 мм рт. ст. Убедиться, что стрелки вариометров стоят на «0». 6. При отсутствии в составе экипажа штурмана: а) проверить, заведены ли бортовые часы и совпадают ли их показания с диспетчерскими часами. Сверить показания личных часов всех членов экипажа; б) проверить наличие и срок годности графиков поправок на указатели скорости, высотомеры и девиацию компасов; в) совместно с командиром корабля или по его указанию при включенном аэродромном питании проверить качество работы навигационного оборудования: — включить дистанционный магнитный компас ДГМК или ГИК через 2—3 мин. после включения компаса нажать на кнопку быстрого согласования ДГМК (ГИК) и убедиться, что показания его шкалы соответствуют курсу магнитного компаса; — включить авиагоризонты АГК-47Б и гирополукомпасы ГПК-48. Установить шкалу каждого. ГПК попоказаниям ДГМК (ГИК); г) совместно с бортрадистом: — настроить радиокомпасы АРК-5 — первый комплект на ДПРМ, второй комплект на БПРМ и убедиться, что частоты на шкале настройки и курсовые углы на радиокомпасах соответствуют частоте радиостанций и курсовым углам на них; — включить и проверить работу радиовысотомера РВ-2 и убедиться, что стрелки указателя ПРВ-6 высотомера находятся на нулевом делении. 10. В случае отсутствия в составе экипажа бортмеханика второй пилот дополнительно выполняет следующие работы: а) знакомится с записями в бортжурнале о неисправностях, имевших место на данном самолете в предыдущих рейсах, отмеченных экипажем, и с записями об устранении этих неисправностей; б) проводит внешний осмотр самолета, нет ли наружных повреждений и закрыты ли все лючки. В зимнее время проверяет, нет ли снега или инея на поверхности самолета; в) осматривает капоты двигателей и воздушные винты, нет ли наружных повреждений, течи масла и бензина из-под капотов, правильно ли закрыты замки капотов. Осматривает, сняты ли заглушки с выхлопных труб, и патрубков противообледенительной системы; г) осматривает амортстойки шасси, нет ли течи жидкости из-под уплотнений поршня, зарядных штуцеров, шлангов и трубопроводов тормозной системы, а также проверяет правильность зарядки амортстоек по просадке и обращает внимание на отсутствие следов течи бензина, масла и жидкости гидросистемы на обшивке створок шасси ; д) осматривает колеса шасси, нет ли наружных повреждений и правильно ли заряжены пневматики колес (по обжатию); е) осматривает пассажирскую кабину, багажники, туалетную и хвостовой отсек, нет ли посторонних предметов, закрыты ли аварийные выходы на замки; ж) проверяет надежность закрытия астролюка замками. По меткам на трафарете масломерного стекла гидробака контролирует уровень жидкости в баке. Проверяет правильность установки рукоятки распределительного крана (противопожарной системы (на правый двигатель) и давление в огнетушителях ОС-8; з) проверяет по мерной линейке, предъявленной техсоставом, количество масла в каждом маслобаке и сличает с показаниями указателей масломеров. Проверяет по указателям бензиномеров количество заправленного топлива и контролирует с фактической заправкой по данным топливозаправщика. Контролирует правильность закрытия и копировки крышек заливных горловин бензо и маслобаков; и) дает наземному составу указание о подключении к электросети самолета аэродромного (источника электроэнергии. Проверяет совместно с бортрадистом напряжение в бортсети самолета; к) поочередным кратковременным включением (при снятых чехлах ВМУ) проверяет действие электромеханизмов: створок капотов, маслорадиаторов, пылефильтров, бензоподкачивающих насосов (БЦН), заслонок противообледенительной системы и отопления, а также проверяет работу электрообогревателей кабины экипажа и туалетной комнаты и электрообогрева лобовых стекол; л) перед ночным полетов кратковременным включением проверяет исправность арматуры освещения приборов, оборудования, кабин и моторных установок, рулежных и посадочных фар и аэронавигационных огней. Проверяет, есть ли на борту самолета сигнальные ракеты, сигнальный пистолет и переносная лампа; м) включает питание электроприборов и проверяет их работу. Проверяет исправность электрообогрева приемников ПВД и ТП-156; н) если самолет оборудован кислородной системой, проверяет зарядку кислородом бортовых и переносных баллонов, проверяет работу комплектов КП-32 (КП-24), комплектность и исправность кислородных масок; о) при скорости ветра на аэродроме 18 м/сек и более, в процессе приемки самолета от технического состава, (проверяет, законтрен ли руль поворота струбциной; п) после окончания осмотра самолета экипажем и устранения обнаруженных неисправностей оформляет приемку самолета от технического состава.
Обязанности второго пилота при загрузке самолета
Второй пилот принимает коммерческий груз, следит за загрузкой, размещением и креплением груза в самолете и если нет бортпроводника следит за размещением пассажиров. После окончания загрузки проверяет закрытие люков багажников, проверяет центровку и взлетный вес самолета.
Предполетный осмотр самолета бортрадистом
1. Произвести внешний оомотр спецоборудоваиия самолета и убедиться, что: a) антенные устройства исправны; б) кожухи и передние панели радиоаппаратуры» щитков и пультов управления не имеют повреждений, их крепление надежно, контрольные приборы целы и их стрелки установлены на механический нуль, приводы дистанционного управления работают легко; в) антенная проводка правильно и надежно подключена к проходным изоляторам и аппаратуре; г) имеются в наличии запломбированный ящик с запасным радиоимуществом, а также таблицы настройки передатчиков связной и командной радиостанции; д) часы в кабине радиста заведены; е) укомплектован запас электроламп и предохранителей. 2. Включением бортовых аккумуляторов проверить напряжение сети при общей нагрузке в электросети, равной 12 а. Напряжение должно быть не ниже 24 в. 3. Проверить цепь аварийного выключения аккумуляторных батарей с помощью выключателя, расположенного на правом электрощитке пилота под красным колпачком. В положении «выключено» должны выключаться все электропотребители (приборы и лампы сигнализации). 4. При работающих двигателях проверить по бортовому вольтметру величину напряжения каждого генератора. При параллельно работающих генераторах напряжение в (бортовой юети самолета должно быть в пределах 27,5—28,5 в, 5. В присутствии радиотехника при работающих двигателях (проверить работу радиооборудования. Проверить работу связной и командной радиостанций при наличии электролебедки — работу выпускной антенны, убедившись в хорошем качестве приема и прослушивания своей работы. 6. Совместно с вторым пилотом (командиром корабля или штурманом) включить и настроить радиокомпасы АРК-5, а также выключить и проверить работу высотомера РВ-2. 7. Проверить наличие бортовой документации — разрешение на эксплуатацию радиостанций и формуляры на спецоборудование.
Предполетный осмотр самолета штурманом
1. Произвести внешний осмотр всех навигационных приборов, радионавигационного оборудования и штурманского снаряжения в кабинах, нет ли наружных повреждений. Убедиться в целости остекления навигационных приборов и в исправном состоянии их шкал. Проверить щитки, кожухи, панели навигационного оборудования, навигационной радиоаппаратуры и механизмы их дистанционного управления. Убедиться в легкости и плавности вращения ручек настройки и в плавности хода механизма дистанционного управления радиокомпасов. 2. Проверить: — заведены ли бортовые часы и совпадают ли их показания с личными часами, установленными по диспетчерским часам. Сверить показания личных часов всех членов экипажа; — наличие и срок годности графиков поправок на указатели скорости, высотомеры и девиацию компасов КИ-11 (КИ-12) и ДГМК-3 (ГИК-1 или ДГМК-5). Убедиться в наличии запасного комплекта предохранителей. 3. При включенном аэродромном питании или при работающих двигателях проверить качество работы все пилотажно-навигационного оборудования: — включить дистанционный магнитный компас ДГМК-3 (ГИК-1) или ДГМК-5. Через 2—3 мин. после включения компаса -нажать на кнопку быстрого согласования ДГМК (ГИК-1) и убедиться, что показания его шкалы соответствуют курсу магнитного компаса КИ-11 (12). Если на самолете установлены навигационный индикатор НИ-50 БМ и астрокомпас АК-53П, проверить их работу; — включить авиагоризонты АГК-47Б и гирополукомпасы ГПК-48, установить шкалу каждого ГПК-48 по показаниям ДГМК-3 (ГИК-1) или ДГМК-5; — включить и настроить совместно с бортрадистом радиокомпасы АРК-5 — первый комплект (левый щиток управления и верхний указатель) на ДПРМ, второй комплект (правый щиток и нижний указатель) на БПРМ. убедиться, что частоты на шкале настройки и курсовые углы на радиокомпасах соответствуют частоте радиостанций и курсовым углам на них; — включить и проверить совместно с бортрадистом работу высотомера РВ-2 и убедиться, что стрелка указателя ПРВ-46 радиовысотомера находится на нулевом делении; — проверить исправность освещения кабин и подсвета навигационных приборов.
Предполетная подготовка самолета бортпроводником
1. Осмотреть пассажирскую кабину и отсек буфета, убедиться в отсутствии посторонних предметов. 2. Проверить чистоту обивки кабины, декоративной обивки кресел, предохранительных чехлов на креслах (если последние имеются на креслах), убедиться в наличии наголовников на креслах и привязных ремней. 3. Проверить чистоту занавесок и багажных полок. Убедиться, в наличии детской люльки и чистого белья, а также в наличии переносных столиков для пассажиров. 4. Проверить чистоту междукресельных ковров и дорожек и их крепление. Убедиться в чистоте пепельниц. 5. Осмотреть туалетную и убедиться в чистоте умывальника и унитаза. Проверить работу крана умывальника и системы смыва унитаза. Убедиться в наличии бумажных салфеток, щеток для чистки одежды и обуви, мыла и чистого полотенца (или укомплектовать туалетную этими предметами), а также убедиться в наличии достаточного количества воды в бачке умывальника и химической жидкости в бачке для смыва унитаза. Убедиться в отсутствии неприятных запахов в туалетной и что мусоросборник туалетной очищен, 6. Удостовериться в наличии необходимых медикаментов в аптечке. 7. Принять (доставить) на борт самолета контейнеры-чемоданы с запасом продуктов буфета, сервировкой и напитками (если для данного рейса это предусмотрено), питьевую воду и бытовое имущество для обслуживания пассажиров, разместив и закрепив указанное в соответствующих местах буфета (отсеке буфета). 8. В зимнее время убедиться, что пассажирская и пилотская кабины подогреты до плюс 15—20°C а в летнее время охлаждены. 9. При (подключении к самолету аэродромного источника литания проверить совместно с бортмехаником (или вторым пилотом) исправность освещения пассажирской кабины, туалетной комнаты и отсека буфета, а также исправность сигнализации вызова бортпроводника (на самолетах, где имеется щиток вызова бортпроводника). 10. По прибытии командира корабля доложить ему о готовности самолета к приему пассажиров и получить соответствующий инструктаж по предстоящему рейсу для информации пассажиров. 11. По прибытии к самолету пассажиров встретить их у входной двери, разместить по своим местам и по желанию пассажиров принять от них верхнюю одежду и разместить в гардеробе. 12. Перед выруливанием самолета ид старт информировать пассажиров о предстоящем рейсе, предупредить их о необходимости застегнуть привязные ремни перед взлетом, о запрещении курить в полете. Доложить командиру корабля, что пассажиры находятся на своих местах с застегнутыми привязными ремнями.
Предполетный осмотр самолета командиром корабля
По прибытии на самолет командир корабля принимает доклады от всех членов экипажа — бортмеханика (если последний имеется в составе экипажа), второго пилота, бортрадиста, штурмана и бортпроводника о готовности самолета к вылету, а затем лично, в порядке взаимопроверки и контроля, осматривает самолет.
Силовые установки. Убедиться, что передняя часть двигателей, капоты и лопасти винтов не имеют повреждений и замки капотов закрыты. Проверить, нет ли потеков бензина и масла из-под капотов.
Основные установки шасси. Осмотром общего состояния убедиться, что пневматики заряжены воздухом нормально (по обжатию), покрышки не имеют наружных повреждений и сдвига относительно барабанов колес (по меткам), шланги и трубки тормозной системы на стойках и колесах не имеют потеков, амортизационные стойки имеют нормальную осадку (по указателям) и герметичны.
Передняя установка шасси. Осмотром общего состояния убедиться, что пневматик заряжен воздухом нормально (по обжатию), покрышка не имеет наружных повреждений, амортизационная стойка имеет нормальную осадку и герметична.
Планер. Осмотром общего состояния крыла, фюзеляжа и оперения убедиться, что обшивка и зализы не имеют повреждений, люки и смотровые лючки на обшивке закрыты, струбцина с руля поворота, а также чехлы с приемников воздушного давления сняты. Зимой убедиться, что с поверхности самолета и с воздухозаборников удалены снег, лед и иней.
Предупреждение. При ветре более 18 м/с струбцина с руля Поворота должна сниматься после выруливания самолету на старт.
Пассажирская кабина и багажники. Убедиться, что размещение пассажиров, груза и багажа соответствует допустимой центровке, грузы надежно закреплены.
Кабина экипажа и служебный отсек:
— осмотреть кабину и убедиться, что стекла окон чистые и не имеют повреждений; — осмотреть свое рабочее место. Подогнать сиденье и педали по своему росту; — проверить правильность исходных показаний приборов, расположенных на приборной доске пилотов и левом пульте; — проверить общее состояние всех приборов и по положению стрелок убедиться в их исправности. Установить стрелки высотомеров БД-10 на нуль и сличить показания давления на шкале прибора с действительным на аэродроме. Разница в показаниях не должна превышать ±1,5 мм рт. ст. при температурах —15 — +35 °C, a при других температурах ±2,5 мм рт. ст.; — проверить положение кранов «Статика» и «Динамика» в системе питания высотомеров и указателей скорости. Оба крана должны быть включены на основную магистраль питания приборов, т. е. индексы ручек должны стоять против надписей «ПВД». Правильность положения каждой ручки фиксируется защелкой крана и ограничителями хода ручки; — убедиться в исправности сигнализации шасси; — убедившись в наличии колодок под колесами основного шасси, отпустить рычаг стопорения рулей и стояночного тормоза. Проверить соответствие отклонения рулей и элеронов отклонению штурвала и педалей. Проверить нулевое положение триммеров по сигнальным лампочкам, и механическому указателю. Провести предполетную информацию, включая контрольный опрос членов экипажа по предписанным РЛЭ действиям при одном из следующих, наиболее опасных для взлета отказов авиатехники (поочередно): — пожар на двигателе; — отказ одного из двигателей на взлете. Принять доклады членов экипажа о готовности к запуску двигателей. В экипаже без бортмеханика подготовить к запуску и запустить двигатели.
10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЭКИПАЖА ПЕРЕД ВЫРУЛИВАНИЕМ САМОЛЕТА ИЛ-14 НА СТАРТ
На стоянке при работающих двигателях произвести проверку готовности самолета к выруливанию на старт: 1. Проверить наличие на борту самолета полетного задания, бланка прогноза погоды, сопроводительных ведомостей на загрузку, карт и схем пробивания облачности, формуляров и другой необходимой документации.
2. Проверить, вынуты ли штыри шасси, подушки из туннелей маслорадиаторов и заглушки из воздухозаборников, а также сняты чехлы с приемников ПВД и TП-156. 3. Убедиться, что автоматы защиты (АЗС) в кабине пилотов и ЦРЩ радиста установлены в положение «Включено» (подняты вверх). 4. Проверить по манометрам давление в гидросистеме общей сети и тормозов и уровень жидкости в баке гидросистемы. 5. Убедиться, что автопилот выключен, механический указатель положения передней йоги шасси полностью выдвинут вверх, горят одна зеленая лампочка сигнализации передней ноги и по две зеленых лампочки правой и левой ног шасси, кран аварийного выпуска передней ноги закрыт, кран стравливания азотной аварийной сети передней ноги (на самолетах, где имеется этот кран) закрыт и ручка, крана переключателя ручного насоса установлена в положение «Нормальная сеть». 6. Убедиться, что зарядка азотного баллона (баллонов) аварийного выпуска передней ноги шасси и аварийного торможения в пределах нормы. 7. Проверить по указателям бензиномеров и масломеров количество топлива и масла в баках, убедиться, что соединительный бензокран закрыт. 8. Выключить преобразователи. Включить ДГМК-3 , ГИК-1, ПСП, ГПК и авиагоризонты (разарретировать гироприборы). 9. Выключить радиокомпасы АРК-5 и проверить настройку на дальнюю и ближнюю приводные радиостанци, после чего выключить. 10. Проверить электрический нуль стрелки ПСП, установить стрелки барометрических высотомеров на нуль (сличить давление). 11. Нажать кнопку согласования ДГМК-3 (ГИК-1). 12. Проверить правильность действия органов управления, установить триммеры в нейтральное (нулевое) положение, убедиться, что струбцина руля поворота снята.
Примечание. В случае ветра на аэродроме 18 м/сек и более струбцина руля поворота снимается на исполнительном старте, указанная проверка выполняется после выруливания самолета на исполнительный старт.
13. Установить код опознавания. 14. Убедиться в нормальных показаниях приборов контролирующих работу двигателей. 15. Убедиться в надежности закрытия замков дверей и люков багажников.
Контроль за выполнением основных операций по готовности самолета к выруливанию на старт осуществляется экипажем по соответствующему разделу контрольной карты обязательных проверок самолета Ил-14 перед взлетом и посадкой.
|
|
|