Экзаменационные билеты (с ответами) 2017-2018 учебный год. Отделение шахматы

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экзаменационные билеты (с ответами) 2017-2018 учебный год. Отделение шахматы

 

Группа НП-1 (б\р)

Билет №1

1.      правила шахматной игры: ходы фигур, цель игры.

2.      двойной удар, понятие, придумать позицию.

3.      поставить мат ферзем и королем.

4.      решить две задачи на мат в 1 ход.

Билет №2

1.      правила шахматной игры: рокировка.

2.      связка, понятие, виды связок.

3.      поставить линейный мат.

4.      решить две задачи на мат в 1 ход.

Билет №3

1.      правила шахматной игры: взятие на проходе.

2.      полная связка, придумать позицию.

3.      поставить мат ладьей и королем.

4.      решить две задачи на мат в 1 ход.

Билет №4

1.      правила шахматной игры: ничья, виды.

2.      неполная связка, придумать позицию.

3.      поставить мат ферзем и королем.

4.      решить две задачи на мат в 1 ход.

Билет №5

1.      правила шахматной игры: пат.

2.      открытое нападение, придумать позицию.

3.      поставить линейный мат.

4.      решить две задачи на мат в 1 ход.

Билет №6

1.      правила шахматной игры: ценность фигур в сравнении.

2.      вилка, придумать позицию.

3.      поставить мат ладьей и королем.

4.      решить две задачи на мат в 1 ход.

Примерные ответы.

 

 

 

Билет №1

1.      правила шахматной игры: ходы фигур, цель игры.

Рассказать как ходят фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, король и пешки), как происходит взятие фигурами и пешками. Цель игры в шахматы – поставить мат королю противника. Мат – это шах, от которого нет защиты (нельзя срубить атакующую фигуру, закрыться от нее или убежать королем от шаха).

2.      двойной удар, понятие, придумать позицию.

Двойной удар – это тактический прием, когда одна фигура нападает на две беззащитные фигуры противника или более ценные. Все фигуры, включая короля, также пешки ставят двойной удар. Двойной удар конем или пешкой называется вилка. Пример позиции: Белые: Кре5, Ла5, с3. Черные: Се1. Ход черных: 1. … Сс3 – двойной удар на короля и ладью.

3.      поставить мат ферзем и королем. Узнать у тренера.

4.      решить две задачи на мат в 1 ход. Взять у тренера задачи на мат в 1 ход.

 

 

Билет №2

1.      правила шахматной игры: рокировка.

Рокировка – это уникальный ход двумя фигурами: королем и ладьей. Цель рокировки – спрятать короля в «домик», вывести ладью через центр. Как правильно делать рокировку: берем своего короля одной рукой и переставляем его в сторону любой ладьи на две клетки, затем этой же рукой берем ладью и переносим через короля на поле рядом с ним (внимание! обязательно брать нужно сначала короля, потом ладью!).

Рокировка в короткую сторону (король перемещается на поле G1, ладья – на F1).

Рокировка в длинную сторону (король перемещается на поле С1, ладья – на D1).

Рокировку делать нельзя: 1. Король или ладья уже ходили. 2. Король под шахом. 3. Король при движении через два поля становится под шах «битое» поле. 4. Между королем и ладьей находятся другие фигуры.

2.      связка, понятие, виды связок.

Связка – это тактический прием, в котором участвуют три фигуры: 1. атакующая (слон, ладья, ферзь). 2. связанная (все фигуры и пешки, кроме короля). 3. виновник связки. Если виновник король, то связка полная. Если виновник другая фигура, то связка неполная. Цель связки – выигрыш материала или мат. Пример связки: ладья белая – атакующая, конь черный – связанная, король черный – виновник связки, такая связка полная; слон белый – атакующая, пешка черная – связанная, ферзь черный – виновник связки, такая связка неполная.

3.      поставить линейный мат. Узнать у тренера.

4.      решить две задачи на мат в 1 ход. Взять у тренера задачи на мат в 1 ход.

 

 

 

Билет №3

1.      правила шахматной игры: взятие на проходе.

Правило «взятие на проходе» - это уникальный ход пешкой. Пример: белая пешка на с2, черная пешка на b4. Белая пешка со 2 ряда делает двойной прыжок через третий ряд на четвертый с2-с4, при этом черная пешка «смотрит» на поле с3, это «битое поле», и это правило разрешает черной пешкой срубить(!) белую пешку стоящую на с4, поставив черную на поле с3 (на «битое» поле). Пример: белая пешка на f5, черная пешка на е7. Черная пешка ходит с е7 на е5 и прыгает через «битое» поле е6, белая пешка имеет право срубить черную на поле е6. Фигуры на «проходе» не рубят. Если пешка не делает двойной прыжок, то правило «взятие на проходе» не действует.

2.      полная связка, придумать позицию.

Связка – это тактический прием, в котором участвуют три фигуры: 1. атакующая (слон, ладья, ферзь). 2. связанная (все фигуры и пешки, кроме короля). 3. виновник связки. Если виновник король, то связка полная. Цель связки – выигрыш материала или мат. Пример связки: ладья белая – атакующая, конь черный – связанная, король черный – виновник связки, такая связка полная.

3.      поставить мат ладьей и королем. Узнать у тренера.

4.      решить две задачи на мат в 1 ход. Взять у тренера задачи на мат в 1 ход.

 

 

 

 

Билет №4

1.      правила шахматной игры: ничья, виды.

Ничья – это такой результат в партии, когда никто не выиграл и никто не проиграл. За ничью начисляется полочка (0,5 или ½). Существует большое количество видов ничьи, рассмотрим три из них. 1. Пат – это положение фигур, когда королю нет шаха и нечем ходить. (Отличие от мата: Мат – это положение фигур, когда королю шах и нет возможности избавиться от него). Пример: Белые Кре6, пешка е7; Черные Кре8. Ход черных: пат! 2. Истощение сил – это положение фигур, когда нет возможности поставить мат. Пример: на доске одни короли, на доске король со слоном и король, на доске король с конем и король. 3. Вечный шах – это шах, когда преследуется король одинаковыми ходами в проигрышной позиции для спасения от поражения. Пример: Белые Кра1, Фf6, а2. Черные Крh7, Фа4, Ла5, g6, h6. Ход белых, они проигрывают и чтобы спасти позицию, уходят на «вечный» шах ходами Фf7 и Фf8, повторяя эти ходы минимум три раза, затем подзывается судья, чтобы зафиксировать ничью.

2.      неполная связка, придумать позицию.

Связка – это тактический прием, в котором участвуют три фигуры: 1. атакующая (слон, ладья, ферзь). 2. связанная (все фигуры и пешки, кроме короля). 3. виновник связки. Если виновник любая фигура или пешка, кроме короля, то связка неполная. Цель связки – выигрыш материала или мат. Пример связки: слон белый – атакующая, пешка черная – связанная, ферзь черный – виновник связки, такая связка неполная.

3.      поставить мат ферзем и королем. Узнать у тренера.

4.      решить две задачи на мат в 1 ход. Взять у тренера задачи на мат в 1 ход.

 

 

 

 

Билет №5

1.      правила шахматной игры: пат.

Пат – это вид ничьи, когда королю нет шаха и нечем ходить. (Отличие от мата: Мат – это положение фигур, когда королю шах и нет возможности избавиться от него). Пример: Белые Кре6, пешка е7; Черные Кре8. Ход черных: пат! Начисляется полочка.

2.      открытое нападение, придумать позицию.

Открытое нападение – это тактический прием, когда одна фигура открывает нападение или шах другой своей фигуре. Цель – выигрыш материала или мат. Пример: Белые Кра1, Ле1, Се3, а2, b2. Черные Крh8, Фе8, h7. Ход белых: 1. Сd4! Слон открыл нападение ладье на ферзя и сам напал на короля. 1. … Крg8. 2. Ле8 (выигрыш ферзя).

3.      поставить линейный мат. Узнать у тренера.

4.      решить две задачи на мат в 1 ход. Взять у тренера задачи на мат в 1 ход.

 

 

 

 

Билет №6

1.      правила шахматной игры: ценность фигур в сравнении.

Рассказать сколько стоит каждая фигура: Ферзь 9 очков, Ладья 5 очков, Слон и Конь 3 очка, пешка 1 очко, Король не имеет цены, так как Короля не рубят. Далее нужно сравнить разные фигуры по ценности, какие сочетания фигур при равной ценности лучше. Пример: ладья с конем против ладьи со слоном; ферзь с конем против ферзя со слоном; слон и конь против ладьи и пешки; два слона против ладьи и пешки; ферзь против ладьи, слона и пешки; ферзь против ладьи, коня и пешки; ферзь с пешкой против двух ладей; когда слон лучше коня и наоборот.

2.      вилка, придумать позицию.

Двойной удар конем или пешкой называется вилка. Двойной удар – это тактический прием, когда одна фигура нападает на две беззащитные фигуры противника или более ценные. Пример: конем – Б: Кре1, Ла1. Ч: Кв4. Ход черных: Кс2 – вилка.

3.      поставить мат ладьей и королем. Узнать у тренера.

4.      решить две задачи на мат в 1 ход. Взять у тренера задачи на мат в 1 ход.

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////