Билеты для стропальщиков с ответами

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

Билеты для стропальщиков с ответами

 

БИЛЕТ № 1

1. Требования к изготовлению, испытанию и маркировке стропов.

В соответствии с РД 10-33-93.

Коэффициент запаса прочности канатов, стропов по отношению к разрывному усилию должен быть не менее 6. Проектирование и изготовление грузовых стропов должно производиться в организациях и на предприятиях, имеющих лицензию (разрешения) органов Ростехнадзора России.

После изготовления каждый строп должен быть испытан статической нагрузкой, превышающей грузоподъемность этого стропа на 25%. Элементы стропов (крюки, соединительные звенья, кольца) при их серийном изготовлении подлежат испытанию статической нагрузкой, превышающей номинальную грузоподъемность элемента на 75% на предприятии-изготовителе.

В комплект поставки стропов входит: строп с маркировочной биркой; паспорт.

Маркировка.

На маркировочной бирке ударным методом наносится: завод-изготовитель; номер стропа; грузоподъемность стропа; дата испытаний.

 

2.Обязанности стропальщика перед началом работ.

Перед началом работы по подъему и перемещению грузов стропальщик обязан:

1)   получить задание на определенный вид работы от лица, ответственного за безопасное производство работ грузоподъемными машинами;

2)   при выполнении строительно-монтажных работ ознакомиться с проектом производства работ грузоподъемными машинами и поставить в проекте свою подпись;

3)   при выполнении погрузочно-разгрузочных работ ознакомиться (под роспись) с технологическими картами;

4)   при выполнении работ стреловыми грузоподъемными машинами вблизи воздушной

линии электропередачи ознакомиться (под роспись) с мерами безопасности, указанными в

наряде-допуске;

5)   проверить исправность грузозахватных приспособлений и наличие на них клейм или

бирок с обозначением номера, даты испытания и грузоподъемности;

6)   проверить исправность тары и наличие на ней маркировки о ее назначении, номере,

собственной массе и предельной массе груза;

7)   проверить наличие и исправность вспомогательных инвентарных приспособлений

(оттяжек, багров, крюков, лестниц, площадок, подкладок и прокладок);

8)   подобрать грузозахватные приспособления, соответствующие массе и характеру

поднимаемого груза. Следует подбирать стропы (с учетом числа ветвей) такой длины, чтобы

угол между ветвями не превышал 90°;

9)   проверить освещенность рабочего места. При недостаточной освещенности

стропальщик, не приступая к работе, обязан доложить об этом лицу, ответственному за

безопасное производство работ грузоподъемными машинами.

 

3. Порядок установки стреловых самоходных кранов на выносные опоры.

Кран должен быть установлен на имеющиеся выносные опоры, под которые должны быть подложены прочные и устойчивые подкладки, являющиеся инвентарной принадлежностью крана.

Запрещается устанавливать кран для работы на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, на льду, а также на площадке с уклоном превышающем указанный в паспорте .

 

4. Средства защиты от действия электротока (электрозащитные средства) в электроустановках до 1000 В.

Средства защиты от действия электротока (электрозащитные средства) в электроустановках до 1000 В:

1. изолирующие средства:

- основные электрозащитные средства: диэлектрические перчатки, изолирующий инструмент, указатели напряжения, диэлектрические штанги

- дополнительные электрозащитные средства: калоши, коврики, изолирующие подставки, переносные заземления.

2. плакаты и знаки безопасности: запрещающие, предупреждающие, предписывающие, указательные.

 

5. При каких условиях запрещается работа ПС (крана)?

1) Не оформлены приказом или распоряжением по предприятию аттестованные специалисты, ответственные за промышленную безопасность: специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС (кранами).

- не выполнено предписание инспектора Ростехнадзора;

- отсутствует проект производства работ или технологические карты;

- просрочено или отсутствует удостоверение у крановщика, стропальщика, ответственных;

- нет наряда-допуска на работу вблизи ЛЭП;

- кран не прошел следующее техническое освидетельствование;

- не проведён инструктаж по безопасности на рабочем месте.

2) Технические неисправности ПС (кранов): неисправна грузовая лебедка; не работают тормоза; неисправны приборы и устройства безопасности; не работает звуковой сигнал; отсутствует или неисправна хотя бы одна опора на автомобильных кранах.

3) Неблагоприятные метеоусловия (погодные условия):сильный ветер более 6-ти баллов, туман, гроза, гололед, дождь, запыленность для кранов с гидравлических оборудованием, температура ниже указанной в паспорте.

 

 

БИЛЕТ № 2

 

1. Типы и конструкции стальных канатов.

Стальные канаты различают по числу проволок в прядях, самих прядей, направлению свивки прядей в канате и проволок в прядях, а также по типу сердечника (например: органический сердечник, синтетический и металлический сердечник).

Канаты бывают односторонней и крестовой свивки. При односторонней свивке проволоки в прядях и пряди в канате свиты в одном направлении. Эти канаты меньше изнашиваются и более гибки, подвержены раскручиванию.

В крестовой свивке направление проволоки в прядях противоположно направлению прядей в канате.

6 х 19 = 114 + 1 о.с.                 6 х 37 = 222 + 1 о.с.                6 х 61 = 366 + 1 о.с.

Расшифровывают следующим образом: 6 – число прядей в канате; 19,37,61 – число проволок в каждой пряди; 114,222, 366 – общее количество проволочек в канате; 1 о.с. – один органический сердечник.

 

 

2. Обязанности специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС (кранов).

- Предоставить (крановщикам, стропальщикам) время необходимое для приема и сдачи смены;

- обеспечить стропальщиков отличительными знаками и защитными средствами (спецодежда);

- организовывать ведение работ кранами в соответствии с правилами промышленной безопасности, проектом производства работ или технологической картой;

- инструктировать крановщиков и стропальщиков по безопасному выполнению предстоящей работы;

- не допускать к обслуживанию кранов необученный и не аттестованный персонал, определять число стропальщиков, а также необходимость назначения сигнальщика;

- обеспечивать стропальщиков исправными съемными грузозахватными приспособлениями и тарой, подкладками, прокладками, оттяжками, баграми, навесными площадками, эстакадами;

- следить за выполнением крановщиками и стропальщиками производственной инструкции;

- следить за установкой крана и указывать место для установки крана;

- вывешивать на месте производства работ список перемещаемых краном грузов с указанием их массы, схемы строповки;

- не допускать нахождение людей в кабине и кузове автомашины при ее погрузке или разгрузке.

 

3. Порядок организации производства работ стреловыми самоходными кранами на расстоянии ближе 30 м от крайнего провода линии электропередачи.

Производство работ стреловыми кранами на расстоянии менее 30 м от подъемной выдвижной части крана в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением более 42 В, должно производиться по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы.

Порядок организации производства работ вблизи линии электропередачи, выдачи наряда-допуска и инструктажа рабочих определяется приказами владельца крана и производителя работ. Условия безопасности, указываемые в наряде-допуске, должны соответствовать требованиям электробезопасности.

Работа крана вблизи линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, которое должно указать крановщику место установки крана, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы и произвести запись в вахтенном журнале крановщика о разрешении производства работ.

 

4. Причины несчастных случаев и аварий при эксплуатации грузоподъемных кранов.

- нарушение технологических карт;

- нахождение людей в полувагоне, на платформе (в кабине, кузове автомашины), под стрелой крана, в опасной зоне, между поворотной и неповоротной частью крана;

- допуск необученных и не аттестованных рабочих к обслуживанию крана;

- перегруз крана;

- неправильная установка крана;

- подтаскивание груза краном при наклонном положении грузовых канатов;

- работа краном не прошедшим следующее техническое освидетельствование.

 

5. Складирование труб.

Металлические трубы: диаметром до 500 мм - штабель высотой не более 3 м, ширина не менее высоты, деревянные 2 подкладки и 2 прокладки между рядами с заранее укрепленными клиньями; диаметр более 500 мм - пирамидой высотой не более 3-х метров, ширина не менее высоты на подкладки с заранее укрепленными клиньями.

Асбестоцементные трубы: пирамидой – высота не более 1,5 может, ширина не более высоты на подкладки с заранее укрепленными клиньями; В штабель – на заранее выровненную площадку с установленными металлическими стойками без подкладок; при невыровненой площадке под нижний ряд кладут подкладки.

Железобетонные трубы: в штабель на подкладки с заранее укрепленными упорами. Количество рядов и ярусов зависит от диаметра трубы. Трубы укладывают так, чтобы раструбы двух соседних рядов были обращены в разные стороны. Трубы последующего яруса укладываются перпендикулярно трубам предыдущего.

 

 

 

БИЛЕТ № 3

1. Нормы браковки съемных грузозахватных приспособлений.

Браковка должна производиться по паспорту съемного грузозахватного приспособления. Если паспорта нет, то браковка производится согласно ФНП ПБ ПС (Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (приказ Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года N 533) и других руководящих документов.

Канатный строп подлежит браковке при следующих дефектах:

- диаметр каната уменьшился на 7% и более;

- уменьшение диаметра наружных проволок из-за износа или коррозии на 40%;

- местное уменьшение диаметра из-за обрыва сердечника;

- обрыв хоты бы одной пряди;

- выдавливание сердечника;

- повреждение из-за воздействия электрического дугового разряда;

- из-за обрывов проволочек:

на 3d число видимых обрывов более 4

на 6d более 6

на 30d более 16.

- деформация коуша или износ его сечения более чем на 15%;

- трещины на опрессовочной втулке или изменение ее  размера более чем на 10% от первоначального;

- отсутствие на крюке предохранительного замка;

- перекручивание, перегибы каната, заломы и т.д.;

- отсутствие бирки.  

Цепные стропы подлежат браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера и при уменьшении диаметра сечения звена из-за износа более 10%.

Элементы строп, звенья, крюки, кольца, карабины подлежат браковке при:

наличие трещин;

износ поверхностных элементов или местные вмятины, уменьшающие площадь поперечного сечения на 10% и более;

остаточные деформации изменяющие первоначальный размер более чем на 5 процентов.

Стропы ремонту не подлежат!

 

2. Порядок аттестации и периодической проверки знаний стропальщика.

Подготовка и аттестация проводится в специальных профессионально-технических учебных заведениях имеющих разрешение образовательную лицензию на данный вид деятельности. Подготовка должна осуществляться по программам разработанным учебными центрами с Ростехнадзором.

Периодическая проверка знаний стропальщика проводится один раз в 12 месяцев.

 

3. Горизонтальная привязка башенного крана к строящемуся зданию, сооружению.

Согласно ФНП ПБ ПС расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземному крановому пути, и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2-х метров от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 700 мм, а на высоте более 2-х метров – не менее 400 мм.

 

4. Какую ответственность несут стропальщики за нарушение производственной инструкции?

Стропальщики несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Виды ответственности: дисциплинарная, административная, гражданско – правовая, уголовная.

 

5. Назвать приборы безопасности стрелового (автомобильного) крана.

Ограничители: грузоподъемности, поворота и вылета стрелы, подъема крюковой подвески, угла наклона стрелы; координатная защита (в стесненных условиях).

Указатели: угла наклона  крана (креномер), грузоподъемности.

Сигнализаторы: звуковой сигнал, креномер, (АСОН «Автоматический Сигнализатор Опасного Напряжения» – срабатывает при приближении оголовка стрелы к линии электропередачи).

            В настоящее время на автомобильных кранах применяется многофункциональный прибор безопасности, который полностью выполняет все требования ФНП ПБ ПС к приборам безопасности стреловых кранов, осуществляя функции ограничителя рабочих движений, ограничителя грузоподъемности, устройства защиты от приближения к проводам ЛЭП, регистратора параметров, устройства координатной защиты, указателя грузоподъемности и креномера.

 

 

 

БИЛЕТ № 4

1. Тара: назначение, маркировка, техническое освидетельствование.

Производственная тара служит для порционной транспортировки мелкоштучных, сыпучих, жидких материалов: заготовки, песок, керамзит, раствор.

Для этого применяют: ящики, молотки, поддоны, бункера (бадьи).

Вся производственная тара маркируется кроме тары для раствора.

Маркировка содержит: дата изготовления, условное обозначение, масса тары (НЕТТО), масса БРУТТО (грузоподъёмность), товарный знак завода изготовителя.

Техническое освидетельствование производится на заводе изготовителе и указывается в паспорте тары.

 

2. Обязанности стропальщика при обвязке и зацепке грузов.

Стропальщик может приступить к выполнению работ по обвязке и зацепке груза для подъема его грузоподъемными машинами только после ознакомления со схемами строповке, технологическими картами или проектом производства работ.

Работы по строповке грузов для погрузки их (разгрузки) в полувагоны, трюмы, для подъема груза несколькими кранами, вблизи линии электропередачи, для перемещения груза, на который не разработаны схемы строповки, а также для перемещения груза над перекрытиями помещений, в которых могут находиться люди, должны выполняться стропальщиком под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

При обвязке и зацепке груза стропальщик должен:

- производить обвязку и зацепку грузов в соответствии со схемами строповки или кантовки грузов;

- проверить массу груза по списку масс грузов или маркировке на грузе (если стропальщик не может определить массу груза, он должен поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными машинами);

- канаты, цепи накладывать на основной массив груза (раму, каркас, корпус, станину) без узлов, перекруток и петель, под острие ребра грузов подкладывать специальные подкладки, предохраняющие стропы от повреждений;

- обвязывать груз таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей (доски, бревна, прутки, трубы и т.п.) и обеспечивалось его устойчивое положение при перемещении. Строповку длинномерных грузов следует производить не менее чем в двух местах;

- зацепку железобетонных и бетонных изделий, а также других грузов, снабженных петлями, рымами, цапфами, производить за все предусмотренные для подъема в соответствующем положении петли, рымы, цапфы;

- не использованные для зацепки груза концы многоветвевого стропа крепить так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность их задевания за встречающиеся на пути предметы;

- убедиться в том, что предназначенный к подъему груз ничем не укреплен, не защемлен, не завален и не примерз к земле.

 

3. Порядок организации производства работ при кантовке грузов кранами.

Кантовка грузов и подъем колонны

Кантовка грузов должна производиться с помощью специальных кантователей на оборудованных площадках или в специально отведенных местах. Размеры площадок для кантовки грузов определяются с учетом размеров кантуемых изделий и фронта работ для обслуживания и кантовки. Для сохранения вертикального положения грузовых канатов крана в некоторых случаях при кантовке груза (тяжелых колонн и других конструкций) производится его подтаскивание (с помощью лебедок и канатов).

На кантовальных площадках устанавливается упор для предотвращения скольжения конструкций при их подъеме в вертикальное положение и недопущения косого натяжения грузовых канатов.

Не допускается производить кантовку грузов непосредственно в штабелях.

Организация и технология процесса установки колонн:

   колонну на строительной площадке укладывают в исходное для монтажа положение на деревянные подкладки;

   строповку колонны производят грузозахватным приспособлением и крепят расчалки;

   перевод колонны в вертикальное положение выполняют поворотом стрелы крана при одновременной работе грузового полиспаста.

 

4. Правила проведения непрямого массажа сердца и безвентиляционной реанимации

 

Правило первое. Расположить основание правой ладони выше мечевидного отростка так, чтобы большой палец был направлен на подбородок или живот пострадавшего. Левую ладонь расположить на ладони правой руки.

Правило второе. Переместить центр тяжести на грудину пострадавшего и проводить непрямой массаж сердца прямыми руками.

Правило третье. Продавливать грудную клетку не менее чем на 3-5 см с частотой не реже 60 раз в минуту.

 

Правило четвертое. Каждое следующее надавливание начинать только после того, как грудная клетка вернется в исходное положение.

Правило пятое. Оптимальное соотношение надавливаний на грудную клетку и вдохов искусственной вентиляции легких - 30:2, независимо от количества участников реанимации.

Правило шестое. По возможности приложить холод к голове.

 

5. В каких случаях назначается сигнальщик.

Сигнальщик назначается в тех случаях, когда зона обслуживания груза под краном полностью не обозревается из кабины крановщика. Сигнальщик назначается из числа опытных стропальщиков.

 

БИЛЕТ № 5

 

1. Стропы и их разновидности.

Стропами называются отрезки канатов или цепи соединенные в кольца или снабженные подвесными приспособлениями (крюками, карабинами), которые обеспечивают быстрое, и удобное, и безопасное закрепление грузов.

Разновидности. канатные и цепные: простейшие, кольцевые, универсальные, одноветвевые, двухветвевые, трехветвевые, четырехветвевые и т.д., с балансирными ветвями.

 

2. Проверка знаний стропальщиков.

1.1.  К выполнению операций по строповке (обвязке, зацепке, закреплению, подвешиванию на крюк машины, установке в проектное положение и отцепке) грузов в процессе производства работ грузоподъемными машинами допускаются специально обученные квалифицированные рабочие — стропальщики.

 

Повторная проверка знаний стропальщиков проводится комиссией предприятия:

периодически (не реже одного раза в 12 мес.);

при переходе с одного предприятия на другое;

по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин или инспектора Ростехнадзора.

 

3. Порядок организации производства работ при подаче грузов в открытые проемы сооружений и люки в перекрытиях.

Подачу грузов в проемы перекрытий следует производить по специ­ально разработанному проекту.

Расстояние между краем проема и грузом (или крюковой обоймой, если она опускается в проем) должно обеспечивать свободное перемеще­ние груза (или крюковой обоймы) через проем и должно быть не менее 0,5 м. В исключительных случаях допускается уменьшить это расстояние при сопровождении груза через проем с помощью оттяжки.

Подведенный к проему груз должен быть успокоен от раскачивания и вращения и только после этого опускаться в проем.

Люки должны оборудоваться защитными ограждениями и знаками.

 

4. Действия стропальщиков при аварии.

При возникновении на участке работ аварийной ситуации [проседание опор стрелового крана, разрушение (проседание) кранового пути, появление стука в механизмах машины,разрушение канатов, поломка грузозахватных органов и тары и т.п.] стропальщик должен немедленно подать сигнал крановщику (машинисту, оператору) на остановку грузоподъемной машины и предупредить всех работающих.

Если грузоподъемная машина оказалась под напряжением, стропальщик должен принять меры личной безопасности, предусмотренные производственной инструкцией.

При возникновении стихийных природных явлений (сильный ветер, гроза, туман, ураган, землетрясение и т.п.) стропальщик должен прекратить работу, предупредить крановщика (машиниста, оператора) и других работающих об опасности.

При возникновении на грузоподъемной машине пожара стропальщик должен отключить источник электропитания, вызвать пожарную охрану и приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися средствами пожаротушения.

Если во время работы грузоподъемной машины произошли авария или несчастный случай, стропальщик должен немедленно поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными машинами, оказать первую помощь пострадавшему и вместе с крановщиком (машинистом, оператором) обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и не приведет к осложнению аварийной обстановки.

 

5. Работа крана в охранной зоне.

Граница охранной зоны это воображаемая вертикальная или горизонтальная плоскость, проходящая параллельно электролинии на расстоянии, зависящем от ее напряжения.

Присутствие лица ответственного за безопасное производство работ кранами.

Организация производящая работы на данном участке, должна получить разрешение от организации эксплуатирующая данную линию электропередачи. Должен быть оформлен наряд-допуск в котором должны быть прописаны меры безопасности, а также вписан обслуживающий персонал. Лицо ответственное за безопасное производство работ кранами, проводит инструктаж на рабочем месте и обслуживающий персонал расписывается в наряде-допуске.

1.  Специалист, ответственное за безопасное производство работ, определяет  место, где можно .установить кран.

2.  Кран устанавливают на выбранную площадку, заземляют переносным заземлителем и выставляют выносные опоры (при этом машинист крана должен находиться вне кабины).

3.  Лицо, ответственное за безопасное производство работ, делает запись в вахтенном журнале: «Установку крана на указанном мною месте проверил. Работу разрешаю».

4.  Машинист переводит стрелу крана из транспортного положения в рабочее.

5.  Определяют опасную зону работы крана и выставляют сигнальное ограждение.

 

Напряжение воздушной линии,  кВ

Расстояние охранной

 зоны ,  м

Продолжение таблицы

До 1

2

Св.  500 до 750

40

Св.  1 до 20

10

Св. 750 до 1150

55

Св. 20 до 35

15

 

 

Св. 35 до 110

20

 

 

Св.  110 до 220

25

 

 

Св.  220 до 500

30

 

 

 

 

БИЛЕТ №6

1. Обязанности стропальщика при внезапном прекращении подачи электроэнергии на кран (груз находится в поднятом положении).

Стропальщик должен выйти из опасной зоны и отключить питающий рубильник.

Вместе с крановщиком опустить груз ручным тормозом.

 

2. Порядок организации производства работ при перемещении груза несколькими кранами.

Работа должна производиться в соответствии с проектом производства работ кранами, в котором должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также должны содержаться требования к состоянию пути и другие указания по безопасному перемещению груза.

При подъеме и перемещении груза несколькими кранами нагрузка, приходящаяся на каждый из них, не должна превышать грузоподъемность крана.

Работа по перемещению груза несколькими кранами должна производиться  под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами .

Для работы следует, по возможности, применять однотипные краны или комплекты такелажных средств одинаковой грузоподъемности, имеющие равные скорости рабочих движений. Для обеспечения равномерного распределения рабочей нагрузки между грузоподъемными машинами необходимо применять балансирные (уравновешивающие) траверсы.

 

3. Обязанности стропальщика при подъеме и перемещении груза.

Перед каждой операцией по подъему и перемещению груза стропальщик должен подавать соответствующий сигнал крановщику (машинисту, оператору) или сигнальщику. При обслуживании одного крана несколькими стропальщиками сигнал должен подавать старший стропальщик.

Перед подачей сигнала о подъеме груза стропальщик должен:

- проверить, нет ли на грузе незакрепленных деталей и инструментов; перед подъемом труб большого диаметра следует проверить, чтобы в них не было земли, льда или предметов, которые могут выпасть при подъеме;

- убедиться в том, что во время подъема груз не может ни за что зацепиться;

- убедиться в отсутствии людей возле груза, между поднимаемым грузом и стенами, колоннами, штабелями, станками и другим оборудованием. Перед подъемом груза стреловым краном стропальщик должен проверить отсутствие людей возле крана, на его поворотной платформе и в зоне опускания стрелы и груза, а затем выйти из опасной зоны.

При подъеме и перемещении груза стропальщик должен:

- подать сигнал для подъема груза на высоту 200 — 300 мм, затем проверить правильность строповки, равномерность натяжения стропов, устойчивость крана, действие тормозов и только после этого подать сигнал о подъеме груза на необходимую высоту; при необходимости перестроповки груз должен быть опущен;

- перед подъемом груза стреловыми кранами убедиться (по указателю грузоподъемности) в том, что установленный крановщиком вылет соответствует массе поднимаемого груза;

- перед горизонтальным перемещением груза или грузозахватных приспособлений убедиться в том, что они подняты не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;

- для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных и громоздких грузов во время их подъема или перемещения применять специальные оттяжки или багры;

- подъем сыпучих и мелкоштучных грузов производить в специальной таре; при этом не допускается заполнять тару свыше установленной нормы;

 

4. Требования  к работе с электрифицированным инструментом.

К работе с электроинструментом допускаются работники имеющие группу по электробезопасности не ниже второй при применении электроинструмента класса 0 и I и первую группу при применении электроинструмента класса 2 и 3.

Существуют четыре класса электроинструментов: класс 0 – машина, имеющая по крайней мере рабочую изоляцию и не имеющая элементов для заземления, если эта машина не отнесена к классу 2 или 3; класс 1 – машина в которой защиту от поражения электротоком  обеспечивают, как основной изоляцией, так и дополнительными мерами безопасности, при которых доступные токопроводящие части соединены с защитным (заземляющем проводом сети) таким образом, что не могут оказаться под напряжением в случае повреждения основной изоляции; класс 2 – двойная изоляция и усиленная, и которая не имеет защитного провода или защитного контакта заземления; класс 3 – обеспечивают питание безопасным сверхнизким напряжением не превышающим 50В переменного и 120 В постоянного тока.

 

 

5. Кто обязан руководить работой стропальщика?

Специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС (кранов).

 

БИЛЕТ № 7

 

1. Выносные опоры автомобильного крана: назначение, конструкция.

Выносные опоры увеличивают контур опирания, то есть устойчивость крана, а следовательно его грузоподъемность. Выносные опоры бывают: с винтовыми домкратами; гидравлические выдвижные. Установка крана должна выполняться на все предусмотренные для установки опоры.

 

2. Содержание производственной инструкции стропальщика (обязанности во время опускания груза).

а) общее положение;

б) общие требования;

в) обязанности стропальщика перед началом работы;

г) обязанности стропальщика при обвязке и зацепке груза;

д) обязанности стропальщика при подъеме и перемещении груза;

е) обязанности стропальщика при опускании груза;

ж) обязанности стропальщика в аварийных ситуациях;

з) ответственность.

 Перед опусканием груза стропальщик обязан:

- предварительно осмотреть место, на которое необходимо опустить груз, и убедиться в невозможности его падения, опрокидывания или сползания;

- на место установки груза в случае необходимости предварительно уложить прочные подкладки для удобства извлечения стропов из-под груза;

- снимать стропы с груза или крюка лишь после того, как груз будет надежно установлен, а при необходимости и закреплен.

Стропальщику запрещается устанавливать груз на временные перекрытия, трубы, кабели и в другие места, не предназначенные для укладки груза.

Стропальщику запрещается устанавливать грузы наклонно к стенам зданий, заборам и т.п.

 

3. Порядок подъема груза по массе близкой к грузоподъемности крана.

а) Произвести зацепку груза;

б) подать сигнал крановщику на подъем груза на высоту 100-150 мм и выдерживать этот груз в течение 10 минут.

Проверить правильность строповки, равномерность натяжения стропов, устойчивость крана и действие тормозов.

По истечении 10 минут, если все в порядке, подать сигнал о подъеме на нужную высоту.

При обнаружении неисправной строповки или сползания груза, груз нужно немедленно опустить.

 

4. «Напряжение шага». Способы выхода человека из зоны растекания тока.

Возникает при отсутствии или неисправности переносного заземления, когда стрела крана или груз касается линии электропередач. Напряжении шага – это разность потенциалов между ступнями ног человека. Чем шире шаг, тем сильнее воздействие шагового напряжения.

Выход человека из зоны растекания тока:

а) идти короткими шажками не отрывая одну ногу от другой и от земли (т.н. гусиным шагом);

б) не спешить, чтобы не упасть;

в) при возможности надеть электрозащитную обувь (боты, калоши).

 

5. Когда стропы не допускаются к работе.

Канатный строп подлежит браковке если: диаметр каната уменьшился на 7% и более;

- уменьшение диаметра наружных проволок из-за износа или коррозии на 40%;

- местное уменьшение диаметра из-за обрыва сердечника;

- обрыв хоты бы одной пряди;

- выдавливание сердечника;

- повреждение из-за воздействия электрического дугового разряда;

- из-за обрывов проволочек:

на 3d число видимых обрывов более 4

на 6d более 6

на 30d более 16.

- деформация коуша или износ его сечения более чем на 15%;

- трещины на опрессовочной втулке или изменение ее  размера более чем на 10% от первоначального;

- отсутствие на крюке предохранительного замка;

- перекручивание, перегибы каната, заломы и т.д.;

- отсутствие бирки. 

 

Цепные стропы подлежат браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера и при уменьшении диаметра сечения звена из-за износа более 10%.

Элементы строп, звенья, крюки, кольца, карабины подлежат браковке при:

- наличие трещин;

- износ поверхностных элементов или местные вмятины, уменьшающие площадь поперечного сечения на 10% и более;

- остаточные деформации изменяющие первоначальный размер более чем на 5 процентов.

Стропы ремонту не подлежат!

 

БИЛЕТ № 8

 

1. Способы крепления концов стального каната.

Различают два вида креплений: неразъемные и разъемные.

К неразъемным относятся: петля с заплеткой (длина заплетки = 20 d), обжимной стальной или алюминиевой втулкой, заливкой легкоплавкими сплавами.

К разъемным относятся: болтовые зажимы (расстояние между зажимами = 6 d, количество зажимов не менее 3, не более 6), в конусной втулке клином.

 

2. Обязанности стропальщика при опускании груза.

Перед опусканием груза стропальщик обязан:

1)  предварительно осмотреть место, на которое необходимо опустить груз, и убедиться в

невозможности его падения, опрокидывания или сползания;

2)  на место установки груза в случае необходимости предварительно уложить прочные

подкладки для удобства извлечения стропов из-под груза;

3)  снимать стропы с груза или крюка лишь после того, как груз будет надежно установлен, а

при необходимости и закреплен.

Запрещается:

-устанавливать груз на временные перекрытия, трубы, кабели и в другие места, не предназначенные для укладки груза;

-устанавливать грузы наклонно к стенам зданий, заборам и т.п.

 

3. Порядок организации производства работ или погрузке полувагонов.

В местах постоянной погрузки (разгрузки) автомашин и полувагонов должны устанавливаться стационарные эстакады или навесные площадки для стропальщиков. Погрузка (разгрузка) полувагонов крюковыми кранами производится по технологии, которая определяет места нахождения стропальщиков при перемещении грузов, а также возможность выхода их на эстакады и навесные площадки и утверждается производителем работ. Присутствие людей в полувагонах при подъеме и опускании грузов не допускается.

Грузы (кроме балласта, выгружаемого для путевых работ), если их высота не более 1200 мм, должны находиться не ближе 2,0 м от наружной грани головки крайнего рельса, а если больше — не ближе 2,5 м.

Вагоны к местам погрузки и выгрузки грузов подают и убирают в соответствии с технологическим процессом работы предприятия. К погрузке и разгрузке вагонов разрешается приступать только после их закрепления на фронте выгрузки в соответствии с требованиями Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах и ограждению переносными сигналами и Инструкции по сигнализации на железных дорогах.

Не допускается производство погрузочно-разгрузочных работ при маневрировании.

Допускается передвижение вагонов вручную по фронту выгрузки или погрузки только по горизонтальному участку пути в количестве не более одного груженого или двух порожних вагонов и под непосредственным руководством ответственного лица, выделенного начальником соответствующего линейного подразделения.

 

4. Какие надписи и плакаты должны быть на кране и на месте производства работ?

На кране:

- заводская табличка с указанием завода – изготовителя, грузоподъёмности, регистрационного номера завода – изготовителя,  даты изготовления,,

- табличка владельца крана с указанием регистрационного номера завода – изготовителя,, грузоподъёмности, дата проведённых технических освидетельствований и следующего технического освидетельствования;

- таблица или шкала грузоподъёмности;

- предупреждающие надписи: «не стой под стрелой и грузом», «берегись поворота платформы», «работа вблизи  30 метров от ЛЭП без наряда – допуска запрещается»;

-  сигнальная разметка в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 на грузозахватных органах, поворотной платформе, оголовке стрелы и выносных опорах.

На месте производства работ: схемы строповки, список плотности материалов, список поднимаемых грузов, схема складирования, знаки безопасности.

 

5. Требования к погрузочно-разгрузочной площадке.

Площадка производства погрузочно-разгрузочных работ должна иметь основание, обеспечивающее устойчивость подъемно-транспортного оборудования, складируемых материалов и транспортных средств.

Поверхность площадки должна быть спланирована и уплотнена, обезвожена на весь период работ, освещена, очищена от мусора и других предметов, а в зимнее время от снега и гололеда.

 При слабых грунтах поверхность площадки может быть уплотнена щебнем или выложена дорожными плитами на песчаном основании.

Для отвода поверхностных вод следует сделать уклон 1—2° с устройством в необходимых случаях кювета. Уклон площадки должен быть не более 5°. На складской площадке необходимо оборудовать места для хранения грузозахватных приспособлений и тары.

Места складирования материалов и конструкций, а также места установки складского инвентаря должны быть указаны в ППРк или технологической карте.

 

 

БИЛЕТ № 9

 

1.      Способы крепления стального каната на барабане.

Наиболее простой и надежный способ крепления конца каната на барабане – крепление клином в плоском сужающемся отверстии, выполненном в теле барабана. Для крепления каната двумя клиньями на барабане сделано два клиновых отверстия. Конец каната пропускают последовательно через оба отверстия, а затем забивают клинья, вставленные с широкой стороны отверстий. При этом вначале забивают клин, расположенный ближе к концу каната, а после натяжения каната – второй клин. Двумя клиньями крепят канаты диаметром более 16 мм.

Существует способ крепления прижимными планками. Количество прижимных планок должно быть не мене двух. Длина свободного конца каната от последнего зажима на барабане должна быть не менее двух диаметров каната. Изгибать свободный конец каната под прижимной планкой или возле нее не разрешается. Крепление каната должно выдерживать большее усилие, чем сам канат. На барабане должно всегда оставаться не менее 1,5 витка.

 

2.      Сроки осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары.

Стропы периодически осматриваются владельцем не реже 1 раза в 10 дней с записью в журнале осмотров.

Траверсы, захваты и тара должны периодически осматриваться владельцем 1раз в месяц с записью в журнале осмотров.

 

3.      Виды сигнализации, применяемой между машинистом крана (крановщиком) и стропальщиком.

При возведении зданий и сооружений высотой более 36м должна применяться двусторонняя радио связь.

Рекомендуемая знаковая сигнализация указана в ФНП ПБ ПС.

Знаковая сигнализация и система обмена сигналами при радио связи должны быть внесены в производственные инструкции для крановщиков и стропальщиков.

 

4.      Определение опасной зоны для нахождения людей при перемещении грузов башенным краном.

Границы опасной зоны с высотой подъема груза до 10 метров рассчитываются по формуле:

Lоп  = Rmax + 0,6 l max + 0,3 Н + 1 метр; где

Lоп –  расстояние опасной зоны,

Rmax   - максимальный радиус вылета стрелы,

l max – максимальная длина груза,

Н – высота поднимаемого груза.

При высоте подъема груза свыше 10 метров расстояние опасной зоны определяется по таблице СНиП 12-03.

 

5.      Показать сигнал «Стоп».

Отмашка рукой на уровне пояса.

 

 

 

БИЛЕТ №10

 

1.      Понятие о расчете стальных канатов и коэффициенте использования каната.

Zp=Fо / S, где

Zp – минимальный коэффициент использования каната ( коэффициент запаса прочности)

Fо - разрывное усилие каната в целом принимаемое по сертификату (свидетельству от их испытаниях)

S – наибольшее натяжение ветви каната указанное в паспорте.

Коэффициент запаса прочности цепей 4; канатов 6; пеньковых, хлопчатобумажных и синтетических канатов 8.

 

2.      Технологическая карта на погрузочно-разгрузочные работы: назначение и содержание.

Технологическая карта содержит технические решения и указания способа монтажа отдельных сложных видов оборудования, строительных конструкций, укрупненных узлов или блоков технологических трубопроводов; способы контроля положения оборудования, конструкций и элементов такелажной оснастки и выверки их по установочно-сборочным допускам; решение по механизации трудоемких ручных операций; требование по обеспечению безопасных условий производства работ; способов строповки монтируемого оборудования или конструкций.

Содержание: вид работ; состав бригады (обслуживающий персонал); наименование груза; съемные грузозахватные приспособления и оборудование; участок; схема строповки. Состав операций: подготовка к производству работ; подготовка груза; строповка груза; перемещение и опускание груза; окончание работ.

 

3.      Порядок организации производства работ при погрузке и разгрузке панелевозов.

Не допускается нахождение людей в кабине и на панелевозе при погрузке и разгрузке. Поставить панелевоз на стояночный тормоз. Включить 1-ю передачу. Под колеса панелевоза должны подставляться противооткатные упоры. При погрузке и разгрузке нельзя нарушать равновесие панелевоза. Для этого панели грузятся или разгружаются поочередно с каждой стороны. При этом панели крепятся к панелевозу специальными удерживающими канатами. При каждом подъеме панель стропится, канат освобождается, а после подъема натягивается. И так с каждой стороны.

 

4.      Порядок организации производства работ при перемещении длинномерных грузов.

Длинномерным считается груз, длина которого 6 м и более. Строповка грузов должна осуществляться минимум в двух точках на расстоянии (1/3;1/4;1/5) длинны груза с каждой стороны. Если груз длинномерный и хрупкий (не может воспринимать сжимающие или растягивающие усилия), такой груз поднимается с использованием траверсы или специального балансирного стропа. Перемещение таких грузов производится при помощи специально укрепленных заранее оттяжек.

 

5.      Показать сигнал: «Повернуть стрелу».

 

 

 

 

БИЛЕТ №11

1.  Влияние коушей на прочность и надежность канатов при использовании строп.

Коуш предохраняет петлю стропа от быстрого износа, распределяет нагрузку в петле.

 

2.             Какие грузы запрещается поднимать кранами?

Перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении или подвешенного за один рог двурогого крюка; перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми.

Подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном, а также металла и шлака, застывшего в печи или приварившегося после слива;

Подтаскивание груза по земле, полу или рельсам крюком крана при наклонном положении грузовых канатов без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов.

Освобождение краном защемленных грузом стропов, канатов или цепей.

 

3.              Порядок организации производства работ при разгрузке и загрузке автомашин.

Запрещается нахождение людей в кабине и кузове автомашины при погрузке и разгрузке. Поставить автомобиль на стояночный тормоз. Включить 1-ю передачу. Под колеса автомашины должны подставляться противооткатные упоры. Стропальщики открывают борта автомобиля, находясь при этом сбоку от него.

 

4. Правила проведения вдоха ИВЛ способом "изо рта в рот"

 

Правило первое. Правой рукой обхватить подбородок так, чтобы пальцы, расположенные на нижней челюсти и щеках пострадавшего, смогли разжать и раздвинуть его губы.

Правило второе. Левой рукой зажать нос.

Правило третье. Запрокинуть голову пострадавшего и удерживать ее в таком положении до окончания проведения вдоха.

Правило четвертое. Плотно прижаться губами к губам пострадавшего и сделать в него максимальный выдох. Если во время проведения вдоха ИВЛ пальцы правой руки почувствуют раздувание щек, можно сделать безошибочный вывод о неэффективности попытки вдоха.

Правило пятое. Если первая попытка вдоха ИВЛ оказалась неудачной, следует увеличить угол запрокидывания головы и сделать повторную попытку.

Правило шестое. Если вторая попытка вдоха ИВЛ оказалась неудачной, то необходимо сделать 30 надавливаний на грудину, повернуть пострадавшего на живот, очистить пальцами ротовую полость и только затем сделать вдох ИВЛ.

 

5.Назначение выносных опор стреловых кранов.

Выносные опоры увеличивают контур опирания, то есть устойчивость крана, а следовательно его грузоподъемность.

 

 

 

БИЛЕТ №12

1.  Порядок выполнения работ с применением автомобильных кранов вблизи воздушных ЛЭП.

Производство работ стреловыми кранами на расстоянии менее 30 м от подъемной выдвижной части крана в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением более 42 В, должно производиться по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы.

Порядок организации производства работ вблизи линии электропередачи, выдачи наряда-допуска и инструктажа рабочих определяется приказами владельца крана и производителя работ. Условия безопасности, указываемые в наряде-допуске, должны соответствовать требованиям электробезопасности.

Работа крана вблизи линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ кранами, которое должно указать крановщику место установки крана, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы и произвести запись в вахтенном журнале крановщика о разрешении производства работ.

 

2.              Цепи: изготовление, соединение, признаки и нормы браковки.

При изготовлении неразъемных звеньев рекомендуется применять электроконтактную сварку оплавлением; допускается применять электродуговую сварку.

Конструкция шва, сварочные материалы, технология сварочного соединения и методы контроля должны обеспечивать прочность соединения не ниже прочности основного металла.

Браковка цепей грузоподъемных кранов должна производиться в соответствии с руководством по эксплуатации крана.

Нормы браковки: разрыв звена цепи; увеличение звена цепи более чем на 3%; уменьшение диаметра сечения звена цепи более 10%; деформация звеньев; трещины, поверхностная коррозия; повреждение в результате температурного воздействия и электродугового разряда.

 

3.              Порядок организации производства работ при подаче грузов в оконные проемы и балконы.

Подача грузов должна производится на специальные выносные площадки.

Места установки выносных грузоприемных площадок определены в ППРк.

Выносные грузоприемные площадки бывают стационарными или инвентарными и изготавливаются по проектам. Размер площадок принимается с учетом максимальных габаритов груза и возможности безопасно­го для стропальщика производства работ при приемке груза.

Выносная инвентарная грузоприемная площадка должна иметь паспорт и инструкцию по эксплуатации организации-изготовителя.

Площадка после ее монтажа может допускаться к эксплуатации только после того, как она выдержит испытания статической нагрузкой, превышающей ее нормативную на 20%, в течение часа. Результаты испытания должны быть отражены в акте приемки или в общем журнале производства работ.

В ППРк должны быть указаны места установки площадки и разработаны схемы подачи грузов с пояснительной запиской по безопасному производству работ.

Площадки не допускается устанавливать по одной вертикали. Смещение одной площадки относительно другой должно быть не менее 1 м. При подаче груза на площадку не допускается присутствие людей в опасной зоне.

Стропальщик, находясь в открытом проеме здания, может принимать подаваемый на приемную площадку груз, только когда груз находится на высоте 20—30 см над ограждением.

Для расстроповки груза стропальщик может выходить на приемную площадку только после того, как груз будет опущен на площадку. Запрещается нахождение стропальщика на приемной площадке во время опускания и наведения груза, а также под опускаемым грузом, между грузом и ограждением или стеной здания.

 

4.              Обозначение опасных зон. Знаки безопасности.

Вокруг места перемещения груза должны быть установлены запрещающие знаки с поясняющей надписью 

Основные знаки безопасности указаны в ГОСТ Р 12.4.026-2001: «Запрещается загромождать проходы»; «Опасно. Возможно падение груза», «Проход воспрещен. Подача грузов краном!»;

 

5.  Показать сигнал: «Поднять стрелу».

Подъем вытянутой руки, предварительно опущенной до вертикального положения, ладонь раскрыта.

 

 

 

БИЛЕТ №13

 

1.  Основные узлы и механизмы стрелового самоходного крана.

Шасси; поворотная и неповоротная часть (опорно-поворотное устройство); стрела; кабина управления краном; выносные дополнительные опоры; крюковая подвеска; лебедки; приборы и устройства безопасности.

 

2.              Съёмные грузозахватные приспособления: разновидности и область применения.

К съёмным грузозахватным приспособлениям относятся: стропы, захваты, траверсы.

Область применения: подъем и перемещение грузов; строительство зданий и сооружений, кантовка.

 

3.              Порядок организации производства работ при подъеме грузов, масса которых неизвестна, или на которые не разработаны схемы строповки грузов.

Данный вид работ производится при непосредственном руководстве лица ответственного за безопасное производство работ кранами. Он определяет места строповки и под свою ответственность разрешает подъем груза.

 

4.              Воздействие электротока на организм человека.

            Возможность электротравмирования наступает тогда, когда человек, находясь в зоне электрического поля, включается в электрическую цепь как проводник, т.е. касается двумя точками тела электрооборудования или конструкций, между которыми возникает разность потенциалов. Разность потенциалов возникает и на поверхности земли или токопроводящего пола,  когда человек с широко расставленными ногами оказался в зоне электрического поля, образовавшегося от замыкания на землю провода, находящегося под напряжением. При подключении таким образом человека в цепь,  происходит протекание по его организму электрического тока

             Электричес­кий ток при протекании через тело человека оказывает на его организм поражающее действие, что может сопровождаться биологическим, электролитичес­ким, механическим, электротермическим, термическим и световым воздействием.

.1. Биологическое выражается в раздражении и возбуждении живых клеток организма, что приводит к непроизвольным судорожным сокращениям мышц, нарушению нервной системы, органов дыхания и кровообращения. При этом могут наблюдаться обмороки, потеря сознания, расстройство речи, судороги, нарушение дыхания (вплоть до остановки). При тяжелой электротравме смерть может наступить мгновенно.

.2. Электролитическое воздействие проявляется в разложении плазмы крови и других органических жидкостей, что может привести к нарушению их фи­зико-химического состава.

3. Механическое действие тока проявляется в возникновении значительного давления в кровеносных сосудах и тканях организма при испарении крови и др. жидкости, а также в смещении и механическом напряжении их под влиянием электродинамических сил. При этом могут произойти тяжелые повреждения различных тканей внутренних органов и сосудов.

4. Электротермическое воздействие  возникает на участке тела человека в месте его электрического контакта с токоведущей частью, что приводит к местным повреждениям тканей и органов человека и быстрому воспалению и даже некрозу мягких тканей

5. Термическое действие тока проявляется в ожогах отдельных участков тела, нагреве до высокой температуры кровеносных сосудов, нервов, сердца, мозга и др. органов, находящихся на пути тока, что вызывает в них серьезные функциональные расстройства (т. е. расстройства специфической деятельности органов).

6. Световое действие приводит к поражению слизистых оболочек глаз.

            На исход электрической травмы влияют  факторы:

1. Сила тока. От ее величины зависит общая реакция организма. Предельно допустимая величина переменного тока сердца 0,3 мА. При увеличении силы тока до 0,6-1,6 мА человек начинает ощущать его воздействие, происходит легкое дрожание рук. При силе тока 8-10 мА сокращаются мышцы руки (в которой зажат проводник), человек не в состоянии освободиться от действия тока. Значения переменного тока силой 30 мА и более вызывают фибрилляцию сер­дца, т.е. уже элетротравмирование, а значение переменного тока 50-100 мА  может привести к мгновенной остановке сердца и смерти.

            Пороговые(наименьшие) значения воздействия электрического приведены таблице:

 

Сила тока, мА

Переменный ток 50 — 60 Гц

Постоянный ток

0,6 — 1,5

Начало ощущения - слабый зуд, пощипывание кожи

Не ощущается

2 — 3

Ощущение тока распространяется и на запястье руки, слегка сводит руку

Не ощущается

5 - 7

Болевые ощущения, судороги в руках

3yд. Ощущение нагревания

8 — 10

Руки с трудом, но еще можно оторвать от электродов. Сильные боли в руках и судороги

Усиление нагревания

20 — 25

Руки парализуются мгновенно, оторвать их от электродов невозможно. Очень сильные боли в руках и груди. Затрудняется дыхание

Еще большее усиление нагревания, незначительное сокращение мышц рук

50 — 80

Дыхание парализуется. Начало трепетания желудочков сердца

Сильное ощущение нагревания. Сокращение мышц рук. Судороги. Затруднение дыхания

90 — 100

Паралич дыхания и фибрилляция через 1-3 с.

Паралич дыхания

2. Род тока. Предельно допустимое значение постоянного тока в 3-4 раза выше допустимого значения переменного, но это - при напряжении не выше 400 - 600 В. При больших величинах он более опасен для человека ввиду его элек­тролитического воздействия.

3. Сопротивление тела человека. Тело человека проводит электричество. Электризация происходит тогда, когда существует разность потенциалов между двумя точками в данном организме. Важно подчеркнуть, что опас­ность несчастных случаев с электричеством возникает не от простого кон­такта с проводом, находящимся под напряжением, а от одновременного кон­такта с проводом под напряжением и другим предметом при разнице по­тенциалов.  Сопротивление тела человека слагается из трех составляющих: сопротив­лений кожи (в местах контактов), внутренних органов и емкости человеческо­го кожного покрова.  Основную величину сопротивления составляет поверхностный кожный по­кров (толщиной до 0,2 мм). При увлажнении и повреждении кожи в местах контакта с токоведущими частями ее сопротивление резко падает. Сопротив­ление кожного покрова сильно снижается при увеличении плотности и пло­щади соприкосновения с токоведущими частями. При напряжении 200-300 В наступает электрический прорыв верхнего слоя кожи.

4. Продолжительность воздействия тока. Тяжесть поражения зависит от продолжительности воздействия электрического тока. Время прохождения электрического тока имеет решающее значение для определения степени телесного повреждения. Например морские рыбы (электрические угри  скаты) производят чрезвычайно неприятные разряды, способные вызвать по­терю сознания. Тем не менее, несмотря на напряжение в 600 В, силу тока 1 А сопротивление примерно в 600 Ом, эти рыбы не способны вызвать смер­тельный шок, поскольку продолжительность разряда слишком мала - порядка нескольких десятков микросекунд. При длительном воздействии электрического тока снижается сопротивление кожи (из-за потовыделения) в местах контактов, повышается вероятность прохождения тока в особенно опасный период сердечного цикла. Человек может выдержать смертельно опасное значение переменного тока 100 мА, если про­должительность воздействия тока не превысит 0,3-0,5 с. Разработаны устройства защитного отключения (УЗО), которые обеспечива­ют отключение электроустановки не более чем за 0,3 с при однофазном (од­нополюсном) прикосновении.

5. Путь электрического тока через тело человека. Наиболее опасно, когда ток проходит через жизненно важные органы - сердце, легкие, головной мозг, поэтому и  наиболее опасна петля «рука-рука». При поражении человека по пути «правая рука - ноги» через сердце человека проходит 6,7 % общей величины электрического тока. При пути  «нога - нога» через сердце человека проходит только 0,4 % общей величины тока. С медицинской точки зрения прохождение тока через тело является ос­новным травмирующим фактором.

6. Частота электрического тока. Принятая в энергетике частота электричес­кого тока (50 Гц) представляет большую опасность возникновения судорог и фибрилляции желудочков. Фибрилляция не является мускульной реакцией, она вызывается повторяющейся стимуляцией с максимальной чувствительностью при 10 Гц. Поэтому переменный ток (с частотой 50 Гц) считается в три-пять раз более опасным, чем постоянный ток, - он воздействует на сердечную дея­тельность человека.

 

5.              Показать сигнал: «Поднять груз».

Прерывистое движение рукой на уровне пояса, ладонь обращена вверх, рука согнута в локте.

 

 

 

 

БИЛЕТ № 14

 

1.       Траверсы: назначение, признаки и нормы браковки.

Используются для подъема и перемещения длинномерных и крупногабаритных конструкций или оборудования. Траверсы рассчитаны на восприятие сжимающих или растягивающих усилий.

Нормы браковки: при обнаружении деформации со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длинны; трещины в местах резких перегибов или изменении сечения сварных элементов, а также при повреждении крепежных и соединительных звеньев.

 

2.       Обязанности стропальщика после окончания работы.

Стропальщик очищает погрузочно-разгрузочную площадку от мусора. Осматривает съемные грузозахватные приспособления и тару, при обнаружении дефекта бракует. Оттяжки, багры, подкладки, прокладки и прочий инвентарь укладывают на места хранения.

 

3.       Определение опасной зоны для нахождения людей при перемещении грузов стреловым самоходным краном.

Границы опасной зоны с высотой подъема груза до 10 метров рассчитываются по формуле:

Lоп  = Rmax + 0,6 l max +0,3 Н + 1 метр; где

Lоп –  расстояние опасной зоны,

Rmax   - максимальный радиус вылета стрелы,

l max – максимальная длина груза,

Н – высота поднимаемого груза.

При высоте подъема груза свыше 10 метров расстояние опасной зоны определяется по таблице СНиП 12-03.

 

4.       Инструктаж по охране труда. Виды и цель инструктажа.

Первичный – на рабочем месте; повторный – не реже одного раза в 6 месяцев; внеплановый – при нарушении требований безопасности, при несчастных случаях, изменения технологического процесса, при выполнении работ с крупногабаритными грузами.

Инструктаж направлен на предотвращение травматизма, несчастных случаев, аварий на производстве.

 

5.       Требования к стропальщику. Что он обязан уметь выполнять.

К выполнению операций по строповке грузов в процессе производства работ грузоподъемными машинами допускаются лица старше 18-ти лет, специально обученные, квалифицированные рабочие-стропальщики.

Должен уметь: выполнять обвязку и зацепку различных грузов для их подъема и перемещения; выполнять укладку (установку груза) в проектное положение и снятие грузозахватных приспособлений (расстроповку); выбирать стропы в соответствии с массой и размерами перемещаемого груза; определять пригодность грузозахватных приспособлений и тары и правильно их применять; правильно подавать сигналы крановщику (машинисту); пользоваться при необходимости средствами пожаротушения на рабочем месте; оказывать первую помощь пострадавшим на производстве; отключать краны от электрической сети в аварийных ситуациях.

 

 

 

БИЛЕТ №15

 

1.      Захваты: разновидности, область применения, изготовление и маркировка.

Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями, основное преимущество которых – сокращение затрат ручного труда при захвате груза и его укладке краном в проектное положение.

Разновидности захватов: эксцентриковые, клещевые, подхваты, захват-струпцина.

В строительстве наиболее широкое применение нашли лапчатые, вильчатые, коромысловые подхваты. Для перемещения листового металла применяют эксцентриковые захваты. Для подъема и перемещения металлопроката используют клещевые захваты.

При изготовлении качество материалов проверяют по сертификатам или результатам лабораторного анализа.

Маркировка: ставится клеймо или навешивается бирка на которых указывается: завод изготовитель, номер захвата, грузоподъемность захвата, дата испытаний.

 

2.      Порядок аттестации и периодической проверки знаний стропальщиков.

Аттестация стропальщиков производится в учебных заведениях, по специально разработанным программам. Периодическая проверка знаний стропальщика - один раз в 12 месяцев.

 

3.      Порядок организации производства работ при перемещении груза несколькими кранами.

В отдельных случая подъем и перемещение груза двумя и более кранами допускается.

Работа должна производиться в соответствии с проектом, в котором должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также должны содержаться требования к состоянию пути и другие указания по безопасному перемещению груза.

При подъеме и перемещении груза несколькими кранами нагрузка, приходящаяся на каждый из них, не должна превышать грузоподъемность крана.

Работа по перемещению груза несколькими кранами должна производиться под непосредственным  руководством  лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Для работы следует, по возможности, применять однотипные краны или комплекты такелажных средств одинаковой грузоподъемности, имеющие равные скорости рабочих движений. Для обеспечения равномерного распределения рабочей нагрузки между грузоподъемными машинами необходимо применять балансирные (уравновешивающие) траверсы.

 

4.      Личная безопасность стропальщика при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

Стропальщик должен быть обеспечен спецодеждой. Рекомендуемая форма стропальщика: жилет и каска – желтого цвета, рубашка – голубого, повязка – красного.

После зацепки груза необходимо выйти из опасной зоны. Разрешается находиться возле груза, если груз поднят на высоту не более 1 метра.

Запрещается: поднимать груз при наклонном положении грузовых канатов крана; находиться между поднимаемым или опускаемым грузом и штабелем, стеной, конструкцией и т.д.; находиться в кузове и кабине автомашины, полувагоне.

Пользоваться средствами индивидуальной защиты. Соблюдать производственную инструкцию.

 

5.      Конструкция стального каната.

Стальные канаты различают по числу проволок в прядях, самих прядей, направлению свивки прядей в канате и проволок в прядях, а также по типу сердечника (например: органический сердечник, синтетический и металлический сердечник).

Канаты бывают односторонней и крестовой свивки. При односторонней свивке проволоки в прядях и пряди в канате свиты в одном направлении. Эти канаты меньше изнашиваются и более гибки, подвержены раскручиванию.

В крестовой свивке направление проволоки в прядях противоположно направлению прядей в канате.

6 х 19 = 114 + 1 о.с.                 6 х 37 = 222 + 1 о.с.                6 х 61 = 366 + 1 о.с.

Расшифровывают следующим образом: 6 – число прядей в канате; 19,37,61 – число проволок в каждой пряди; 114,222, 366 – общее количество проволочек в канате; 1 о.с. – один органический сердечник.

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////