|
|
Федеральное агентство по образованию Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
(СибАДИ) Факультет «Автомобильный транспорт»
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 150200 «АВТОМОБИЛИ И АВТОМОБИЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО»
СОСТАВ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Методические указания для студентов дневной и заочной форм обучения
2005
Работа одобрена методической комиссией факультета «Автомобильный транспорт» в качестве методических указаний по выполнению дипломных проектов для студентов специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство» дневной и заочной форм обучения (в том числе сокращенной).
В методических указаниях представлены примерная тематика диплом-ных проектов и рекомендации по составу типового проекта; определены этапы и последовательность выполнения материалов дипломного проекта; приведены ссылки на источники для получения более подробной инфор-мации по выполнению и оформлению дипломного проекта; определены порядок действия, обязанности и права студента-дипломника и должност-ных лиц выпускающей кафедры; освещены вопросы организации докумен-тооборота кафедры, сопровождающего процесс дипломного проектирова-ния.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................. 4
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .......................................................................... 4
2. СОСТАВ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА .................................................. 11
ЭТАПЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ
ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА...................................................................... 15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ...................................................... 23
ПРИЛОЖЕНИЯ ........................................................................................ 24
ВВЕДЕНИЕ
Дипломное проектирование является заключительным этапом обучения студентов в высшем учебном заведении и имеет следующие цели:
систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практического опыта по специальности и применение этих знаний и опыта при решении конкретных технических, экономических и про-изводственных задач, связанных с технической эксплуатацией, об-служиванием и ремонтом автомобильной техники;
развитие навыков ведения самостоятельной инженерной работы и овладение методикой проектно-конструкторской работы при решении разрабатываемых в дипломном проекте проблем и вопросов;
выяснение подготовленности студентов для самостоятельной работы в условиях современного производства.
Успешное выполнение студентом дипломного проекта зависит от пол-ноты и качества методического обеспечения дипломного проектирования. Основой методического обеспечения являются методические указания, оп-ределяющие общую характеристику, состав и порядок выполнения ди-пломного проекта. Приступая к выполнению дипломного проекта, студент должен ознакомиться с данными методическими указаниями с целью фор-мирования законченного представления о дипломном проекте и методоло-гии работы над ним.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дипломный проект является квалификационной работой, отра-жающей содержание и уровень подготовки выпускника вуза.
К дипломному проектированию допускаются студенты, в полном объ-еме выполнившие учебный план специальности в части теоретической и практической подготовки и сдавшие государственный междисциплинарный экзамен по специальности.
Согласно требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уров-ню подготовки инженера по специальности 150200 «Автомобили и авто-мобильное хозяйство», инженер по этой специальности должен:
а) знать:
организационную структуру автомобильного транспорта, предприятий по их обслуживанию различных форм собственности;
основы сравнения и выбора автотранспортной техники и технологи-ческого оборудования;
методы управления и регулирования на транспорте;
критерии эффективности организации работы предприятий автомо-бильного транспорта;
программно-целевые методы и методику использования их при ана-лизе и совершенствовании производства;
системы технического обслуживания и ремонта автомобилей и тех-нологического оборудования;
основы транспортного законодательства и нормативную базу отрасли;
конструкцию, элементную базу автомобилей и применяемого при технической эксплуатации оборудования;
рабочие процессы, принципы и особенности работы автотранспортных средств и применяемого в эксплуатации оборудования;
материалы, используемые в конструкции и при эксплуатации авто-транспортных средств, и их свойства;
основы рыночной экономики;
методы анализа состояния и потребности рынка услуг;
методы инженерных расчетов и принятия инженерных и управленче-ских решений;
основы сертификации и лицензирования предприятий, обслуживаю-щего персонала;
свойства и особенности применения альтернативных видов топлив и энергий;
конструкцию и техническую эксплуатацию автотранспортных средств, на которых используются альтернативные виды топлив и энергий;
методы обеспечения конструктивной, экологической и дорожной безопасности;
состояние и направления использования достижений науки в профес-сиональной деятельности;
методы работы и общения с персоналом, подбора и расстановки кад-
ров;
б) знать и уметь использовать:
программно-целевые методы анализа технических, технологических,
организационных, экономических и социальных вопросов;
передовой отраслевой, межотраслевой и зарубежный опыт;
методы оценки надежности;
сведения о системах технического обслуживания и ремонта автомо-билей, исходя из учета условий эксплуатации, состояния подвижного со-става и других факторов;
данные анализа механизмов изнашивания, коррозии и потери прочно-сти конструкций;
сведения об эффективном использовании топливно-смазочных мате-риалов и рабочих жидкостей;
законодательные акты и технические нормативы, действующие на данном виде транспорта, включая безопасность движения, условия труда, вопросы экологии;
социально-психологические основы управления коллективом; в) иметь опыт:
самостоятельного освоения новой техники, систем и оборудования, используемых при организации их эксплуатации;
составления сметы затрат на производство, определения себестоимо-сти продукции, прибыли;
проведения декомпозиции целей системы (предприятия, организации, цеха, участка) и выбора эффективных методов и технологий достижения целей;
определения и корректирования нормативов технической эксплуата-ции с учетом случайности происходящих при работе изделий процессов и условий эксплуатации;
анализа состояния, технологии и уровня организации производства;
проведения технологических расчетов предприятия с целью опреде-ления потребности в персонале, производственно-технической базе, сред-ствах механизации, материалах, запасных частях;
использования технологического и диагностического оборудования, применяемого на предприятиях отрасли;
пользования компьютерной, информационной техникой и техноло-гиями.
На основании успешной защиты выполненного дипломного проекта выпускнику присваивается квалификация инженера-механика по специ-альности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство».
Работа над дипломным проектом носит индивидуальный характер при консультативной помощи со стороны руководителя и консультантов про-екта. За выполнение проекта в установленный срок студент несет личную ответственность.
Тематика дипломных проектов разрабатывается на выпускающей кафедре. В качестве тем дипломных проектов выбираются направления по решению проблем, существующих в реальной производственно-хозяйственной и управленческой деятельности предприятий и организаций, связанных с эксплуатацией, обслуживанием или ремонтом автомобильного транспорта, с учетом развития научно-технического прогресса в отрасли, накопленного производственного опыта и новейших технологий
(в том числе иностранных). Тема и основное содержание дипломного про-екта должны отражать основной объем знаний, умений и навыков, полу-ченных студентом за время обучения в вузе по специальности, согласно требованиям государственного образовательного стандарта высшего про-фессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хо-зяйство».
Студентам предоставляется право выбора темы дипломного проекта из перечня тем, рекомендуемых кафедрой. Студент может предложить для дипломного проекта и свою тему с необходимым обоснованием целесооб-
разности её разработки. Такой проект по содержанию и объему должен со-ответствовать требованиям кафедры к дипломным проектам.
Основные направления тематики дипломных проектов и примеры кон-кретных тем приведены ниже:
Проектирование предприятия сферы автомобильного транспорта: ав-тотранспортное предприятие (АТП), авторемонтное предприятие (АРП), станция технического обслуживания (СТО), база централизованного тех-нического обслуживания (БЦТО) и т.д.
Пример. «Дорожная станция технического обслуживания на трассе
«Омск — Тюмень».
Реконструкция производственно-технической базы предприятия ав-томобильного транспорта.
Примеры: «Реконструкция ОМУП «Омскпассажиртранс», «Реконст-рукция моторного цеха ОАО «ТАВУС».
Разработка (модернизация) производственных процессов ТО и Р автомобилей на предприятии автомобильного транспорта.
Примеры: «Совершенствование работ по ремонту агрегатов трансмис-сии в ГУП «Омскоблавтотранс», «Организация работ по обкатке ГМП в ОМУ «ПАТП-9», «Разработка технологического процесса ТО для транс-портного цеха ОАО «Самотлордортранс».
Проблемы эксплуатации и обслуживания газобаллонных автомоби-
лей.
Проблемы зимней эксплуатации и предпусковой тепловой подго-
товки двигателя автомобиля.
Обслуживание систем питания двигателей автомобилей, снабжен-ных системой впрыска топлива.
Современные методы обслуживания систем смазки автомобиля.
Темы ДП по направлениям IV, V, VI, VII, как правило, основываются
на материалах НИРС. Состав и содержание данных дипломных проектов перераспределяются в сторону исследовательской части и согласуются с зав. кафедрой.
Четкое распределение обязанностей, прав и ответственности всех участников дипломного проектирования (студент-дипломник, руководитель дипломного проекта, консультанты по разделам, контролеры, рецензент, зав. кафедрой) является залогом успешного выполнения дипломного проекта и его защиты перед государственной аттестационной комиссией.
Студент-дипломник несет личную ответственность за качество выпол-нения дипломного проекта и за соблюдение графика дипломного проекти-рования, включая промежуточные проверки хода дипломного проектиро-вания (процентовки № 1 и № 2), рецензирование и утверждение проекта. В случае невозможности явки на контрольную проверку студент-дипломник обязан информировать главного консультанта о причинах неявки, объемах выполненных по проекту работ, а также согласовать сроки представления материалов проекта на проверку.
В ходе работы над дипломным проектом должен проявлять самостоя-тельность и четко следовать указаниям и рекомендациям главного кон-сультанта и консультантов по разделам. На этапе рецензирования диплом-ного проекта обязан исправлять замечания по проекту, полученные от нормоконтролера и от технологического контролера.
Главный консультант (руководитель дипломного проекта) осуществляет общее руководство при разработке дипломного или курсового проекта.
Главный консультант обязан:
консультировать разработчика по всем вопросам и разделам проекта;
определять объем и состав проекта;
согласовывать тематику и состав проекта с заведующим ка-федрой;
осуществлять текущий контроль за выполнением проекта, в том числе контроль за соблюдением графика выполнения проекта; представлять информацию о ходе работ над дипломным проек-том заведующему кафедрой и в комиссию по промежуточным проверкам хода дипломного проектирования.
Главный консультант несет ответственность за самостоятельность ди-пломника при выполнении проекта и за качество подготовки дипломника к защите проекта.
Главный консультант имеет право:
рекомендовать разработчику выбор темы проекта на основе перспективных направлений, заявок, поступающих с произ-водства, необходимости в проведении НИР;
подавать представление заведующему кафедрой на отстране-ние от дипломного проектирования студента, систематически не посещающего консультации и контрольные проверки, а
также не выполняющего этапы задания по проектированию в установленные сроки. Консультант по разделу (экономика, БЖД,
технологическая часть) обязан консультировать студента по вопросам своего раздела. Необходимость и конкретное содержание соответствующего раздела ПЗ и графических материалов необходимо согласовывать с главным консультантом проекта. Ответственность за достоверность данных и соответствие специфическим требованиям к разделу несет консультант по разделу, что подтверждается его подписью в графе 10 основной надписи документов по разделу.
Технологический контролер обязан контролировать соблюдение тех-нологических норм и правил в разработках дипломного проекта (техноло-гический проект предприятия и участков, технологические процессы, ра-бочая конструкторская документация). В случае несоблюдения установ-ленных норм и правил дипломный проект возвращается разработчику для устранения несоответствий с указанием вопросов, подлежащих изменению или доработке. В своей работе технологический контролер обязан руково-
дствоваться требованиями ГОСТ 2.121 — 73, а также методическими ука-заниями по технологическому контролю [6], принятыми на выпускающей кафедре.
Нормоконтролер обязан осуществлять контроль документации ди-пломного проекта на соблюдение норм и требований, установленных стан-дартами и другими нормативно-техническими документами (в том числе методическими рекомендациями) согласно ГОСТ 2.111 — 68. В случае не-соблюдения установленных норм и правил дипломный проект возвращается разработчику для устранения несоответствий с указанием вопросов, подлежащих изменению или доработке.
Заведующий кафедрой проверяет содержание дипломного проекта, а также наличие и подлинность на документах дипломного проекта подписей ответственных лиц. Утверждает дипломный проект и допускает студента к защите. Имеет право:
рекомендовать изменение состава и объема дипломного проекта на стадиях, предшествующих утверждению;
отстранить студента от хода дипломного проектирования в случае несоблюдения графика дипломного проектирования, а также недос-таточного объема и качества выполнения материалов.
Методическое обеспечение дипломного проектирования предна-значено для обеспечения студента-дипломника, руководителя проекта, контролеров и иных должностных лиц кафедры методическими докумен-тами, определяющими основные требования к дипломному проекту и со-держащими рекомендации по его выполнению и подготовке к защите.
Включает методические указания по дипломному проекту в целом и по от-дельным его частям.
Основой методического обеспечения являются настоящие методические указания по составу и порядку выполнения дипломного проекта, в которых представлены примерная тематика дипломных проектов и рекомендации по составу типового проекта; определены этапы и последовательность выполнения материалов дипломного проекта; приведены ссылки на источники для получения более подробной информации по выполнению и оформлению дипломного проекта; определены порядок действия, обязан-ности и права студента-дипломника и должностных лиц выпускающей ка-федры; освещены вопросы организации документооборота кафедры, со-провождающего процесс дипломного проектирования. К методическим указаниям, в которых содержатся требования и рекомендации к проекту в целом, помимо вышеуказанных методических указаний, относятся мето-дические указания по организации и проведению нормоконтроля и техно-логического контроля. Методические указания по нормоконтолю [4] опре-деляют содержание и порядок проведения нормоконтроля, а также общие требования к выполнению (составлению и оформлению) материалов ди-пломного проекта. Методические указания по технологическому контролю [6] определяют содержание и порядок проведения технологического кон-
троля материалов дипломного проекта. В них изложены технологические требования к основным разделам и документам дипломного проекта и приведены рекомендации по выполнению технологической части и реко-мендации по отработке на технологичность конструкции изделия, разраба-тываемого в дипломном проекте. Требования к дипломному проекту, представляемому в электронном виде, изложены в соответствующих мето-дических указаниях [5].
Методические указания, необходимые для выполнения основных раз-делов дипломного проекта, приведены ниже.
Обоснование исходных данных и темы проекта:
методические указания по организационно-техническому обосно-ванию дипломных проектов [ 2 ];
методические указания по разработке бизнес-плана автотранспорт-ного предприятия [ 9 ].
Организационно-технологический проект предприятия:
методические указания по выполнению технологического расчета автотранспортного предприятия [ 3 ];
методические указания по выполнению технологического расчета станций технического обслуживания [ 7 ];
методические указания по выполнению технологической части ди-пломных проектов [ 6 ].
Конструкторская разработка:
методические указания по выполнению конструкторской части ди-пломных проектов [ 10 ];
методические указания по выполнению курсового проекта по дис-циплине «Основы проектирования и эксплуатации технологическо-го оборудования»;
методические указания для выполнения экономических расчетов в дипломном проекте в части определения экономической эффектив-ности от разрабатываемых изделий [ 7 -9 ].
Экономическая оценка проектных решений:
методические указания для выполнения экономических расчетов в дипломном проекте [ 7 -9 ].
Структурная схема методического обеспечения дипломного проекти-рования приведена в приложении. При изменении структуры и содержания методического обеспечения соответствующая информация размещается на информационных щитах (плакатах) кафедры.
СОСТАВ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Дипломный проект в общем случае должен состоять из поясни-тельной записки объемом 70...150 страниц и графических материалов объ-емом 10...12 листов формата А1 (или графических иллюстрационных раз-даточных материалов, в том числе на форматах А3 и А4, по общему объему соответствующих условным 1 0 . 1 2 листам формата А1), оформленные в соответствии с методическими указаниями.
Состав дипломного проекта может отличаться от рекомендованного для общего случая при условии, что в проекте имеется достаточно материалов для подтверждения минимального уровня подготовки инженера по специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство» в соот-ветствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Состав дипломного проекта уточняется главным консультантом проекта при согласовании с заведующим кафедрой, выпускающей специалиста, в ходе проверок выполнения дипломного проекта.
Пояснительная записка дипломного проекта в общем случае долж-на состоять из следующих частей:
введение;
обоснование исходных данных и темы проекта;
организационно-технологический проект предприятия;
конструкторская разработка;
безопасность жизнедеятельности;
экономическая оценка проектных решений;
заключение;
литература;
приложения.
Во введении необходимо в краткой, декларативной форме отразить тему, сформулировать проблему, подтверждающую актуальность темы проекта и цель дипломного проекта, его структурную схему, применяемые методы проектирования по основным этапам, а также задачи, решаемые в проекте.
Цель -образ желаемого будущего. Цель должна быть правильно сфор-мулирована, являясь по сути антиподом проблемы. Цель должна отражать конечный результат, которого необходимо достичь для устранения про-блемы.
Задачи проекта должны быть сформулированы в виде нескольких вы-полняемых в проекте инженерных разработок, комплексное решение кото-рых должно привести к достижению цели проекта.
Все задачи, решаемые в проекте, должны быть взаимосвязаны. Напри-мер, техпроцесс, разрабатываемый в проекте, должен быть составлен для цеха, технологическая планировка которого разрабатывается в проекте, с
применением разрабатываемого в конструкторской части проекта приспо-собления.
В «Обосновании исходных данных и темы проекта» необходимо обосновать тему дипломного проекта, исходные данные для технологиче-ского расчета, выбор проектируемого цеха или участка, выбор разрабаты-ваемого приспособления с отражением взаимосвязи решаемых задач. Обоснование проводится методами технико-экономического анализа со-стояния вопроса и прогнозирования ситуации на перспективу.
Обоснование темы проекта необходимо начать с анализа результатов деятельности предприятия, анализа технико-экономических показателей, анализа структуры себестоимости автотранспортных услуг (для АТП) или анализа конъюнктуры рынка услуг, наличия конкурентов и потребителей, прогноза спроса на услуги и сегментации рынка (для СТО) для выявления и описания проблемной ситуации, формулирования проблемы.
Проблемная ситуация -такая ситуация, когда неудовлетворительность существующего положения осознана, но неясно, что следует сделать для его изменения.
Формулировка проблемы должна отражать неудовлетворительное со-стояние вопроса (невозможность дальнейшего функционирования), тре-бующего непростого решения, или удовлетворительное состояние вопроса (возможно продолжение функционирования), сохранение которого требует постоянных и непростых усилий.
Формулировка проблемы должна подтверждать актуальность темы. Наличие проблемы должно быть наглядно показано с помощью технико-экономических показателей, отражающих текущее состояние вопроса и ожидаемые перспективы. Показатели должны быть представлены в на-глядном виде на листах графических материалов проекта.
Обоснование темы проекта должно содержать гипотезу (обоснованное предположение) возможных путей достижения цели проекта и устранения проблемы, детализованной до постановки задач, подлежащих решению в проекте.
В разделе «Организационно-технологический проект предприятия» выполняется технологический расчет предприятия, разработка планиро-вочных решений производственных корпусов. Технологический расчет предприятия автомобильного транспорта выполняется по методическим указаниям [3].
В этом же разделе составляется полный перечень технологических процессов по обоснованно выбранной зоне, цеху или участку с составле-нием технологической карты на один из техпроцессов. При этом обяза-тельно выполняются: расчет и нормирование трудоемкости на этот тех-процесс, подбор технологического оборудования и технологическая пла-нировка зоны, участка или цеха
В разделе «Конструкторская разработка» проводится анализ анало-гов разрабатываемого (предлагаемого к использованию) изделия (как пра-
вило, технологического приспособления для разработанного в проекте технологического процесса) с обоснованием преимущества предлагаемых конструкторских решений, производятся необходимые расчеты элементов конструкции и разрабатываются наиболее значимые конструкторские до-кументы, в том числе техническое описание, чертежи и схемы, подтвер-ждающие работоспособность конструкции и возможности её изготовления и применения. Кроме этого, могут быть составлены инструкция по монта-жу и (или) инструкция по эксплуатации разработанной конструкции. В анализе и обосновании конструкции обязательно отразить коэффициент использования оборудования, рентабельность, экономическую эффектив-ность, срок окупаемости.
Раздел «Безопасность жизнедеятельности» должен содержать опи-сание основных мероприятий и требований по охране труда и окружающей среды по проекту в целом и более подробную проработку какого-либо ча-стного решения. Методику и объем этого раздела необходимо согласовать с консультантом по разделу.
В разделе «Экономическая оценка проекта» необходимо выполнить экономические расчеты, которые должны отражать экономическую эффективность работы предприятия и принятых проектных решений. Ме-тодика и объем данного раздела должны быть согласованы с консультантом по разделу. В разделе обязательно отразить показатели предприятия, показатели проектируемого участка или зоны, влияние участка или зоны на экономические показатели предприятия.
В «Заключении» необходимо сформулировать выводы по всем разделам проекта, перечислить решенные в проекте задачи и охарактери-зовать вопросы, подлежащие дальнейшей проработке для успешного вне-дрения результатов проекта.
В приложениях подшиваются к пояснительной записке материалы и документы, не используемые в качестве иллюстрационных материалов при докладе, выполненные по соответствующим методикам и требованиям (в том числе спецификации, рабочие чертежи деталей, грамоты, сер-тификаты и т.д.).
Графические материалы дипломного проекта в общем случае предназначены для использования в качестве иллюстрационных материалов при докладе дипломника в процессе защиты проекта и составляют 10...12 листов формата А1 (или условных листов), обязательно содержащих следующее:
обоснование проекта (в диаграммах, схемах, таблицах и рисунках с технико-экономическими данными, выраженными конкретными циф-рами). Объем не менее двух листов формата А1. Необходимо отразить проблему, подтверждающую актуальность темы проекта, и цель ди-пломного проекта, а также задачи, решаемые в нем. Наличие проблемы должно быть представлено с помощью технико-экономических показа-
телей, отражающих текущее состояние вопроса и ожидаемые перспек-тивы. Показатели должны быть представлены в наглядном виде;
генеральный план предприятия для анализа эффективности использо-вания территории, зданий, сооружений и коммуникаций;
компоновка производственного корпуса, отражающая результаты тех-нологического проектирования предприятия;
технологическая планировка цеха или участка, отражающая результаты технологического проектирования;
технический плакат (1...2 листа по утвержденной на выпускающей кафедре форме), включая таблицы, текст и рисунки, наглядно отра-жающий содержание и последовательность выполнения технологиче-ского процесса, выполняемого на проектируемом участке или зоне, с применением предлагаемого в конструкторской разработке оборудова-ния;
анализ и обоснование конструкции (в том числе по производительно-сти) разрабатываемого (или предлагаемого к применению) изделия (оборудования), представленные в диаграммах, схемах, таблицах и ри-сунках с технико-экономическими данными, выраженными конкретными цифрами. Необходимо отразить в наглядной форме результаты расчетов и технико-экономические показатели (с учетом существующих аналогов), подтверждающие обоснованность применения предлагаемого оборудования (см. соответствующий раздел ПЗ);
рабочая конструкторская документация (чертежи, схемы), отражающая особенности изготовления, монтажа или применения предлагаемого изделия (оборудования);
безопасность жизнедеятельности (перечень основных мероприятий и требований нормативов по всем разделам проекта и конкретное инже-нерное решение по одному из вопросов);
экономические расчеты и показатели в соответствии с задачами про-екта.
Все графические материалы должны быть использованы при докладе в соответствии с их назначением.
Выполнение графических материалов допускается как ручным (каран-даш, тушь), так и машинным способом (плоттер и т.д.) на белой бумаге, в том числе допускается склеивание листов формата А1 из листов формата А4, распечатанных на принтере при обеспечении достаточной прочности соединений листов и точности совмещения соответствующих частей изо-бражений.
ЭТАПЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Формирование темы дипломного проекта начинается одновременно с оформлением индивидуального задания студенту на период прохождения 2-й производственной практики. При этом в индивидуальном задании, как правило, предусматривается сбор материалов о предприятии (данные о работе предприятия, ген. план, планировка корпусов и т.д.) и анализ производственной деятельности предприятия с целью выявления наиболее проблемных мест в организации процессов обслуживания и эксплуатации автомобильного парка. Кроме того, индивидуальное задание может содержать проработку вопросов по оснащению отдельных рабочих мест или элементов технологического процесса ТО и ремонта автомобилей необходимым технологическим оборудованием.
На основании данных, полученных при прохождении 2-й производст-венной практики и содержащихся в отчете сведений о ней, студент и на-значенный приказом руководитель преддипломной практики перед началом преддипломной практики окончательно определяют предприятие, по которому будет выполняться дипломный проект, и предварительно опре-деляют направление его тематики.
Таким образом, окончательное формирование темы дипломного проекта происходит на момент принятия и утверждения отчета о преддипломной практике. Оформленный студентом отчет с отметкой руководителя и за-полненный руководителем преддипломной практики бланк задания на ди-пломное проектирование сдаются специальной комиссии кафедры на ре-цензирование за 1 неделю до гос. экзамена. Комиссия оценивает результаты преддипломной практики и задание на дипломное проектирование и при необходимости дает рекомендации по доработке задания или корректировке темы дипломного проекта.
Положительные результаты сдачи отчета о преддипломной практике и рецензирования задания на дипломный проект являются основанием для допуска студента к сдаче гос. экзамена и дальнейшему дипломному проек-тированию.
Оформленный бланк задания на дипломное проектирование подлежит утверждению заведующим выпускающей кафедрой и заносится в специ-альный реестр кафедры, на основе которого формируется приказ на ди-пломное проектирование. В приказе закрепляется тема дипломного проекта и назначается главный консультант (руководитель дипломного проекта).
По итогам завершения первого этапа студент должен иметь на руках утвержденное задание на дипломное проектирование, а главный консуль-тант -выписку из проекта приказа на дипломное проектирование.
Основным этапом дипломного проектирования являются работа над материалами дипломного проекта и промежуточный контроль хода выполнения.
Согласно графику учебного процесса для той или иной формы обучения (дневной, заочной, сокращенной), на дипломное проектирование отводится
14 -16 недель. За вычетом времени, необходимого для утверждения
задания, рецензирования, контроля и утверждения проекта (3 -4 недели) на непосредственную работу над материалами дипломного проекта -по-яснительной запиской и графическими (иллюстрационными) материалами
остается 10 -12 недель. Это время разбивается на 2 этапа работы, каждый из которых заканчивается контролем хода выполнения дипломного проекта
процентовкой.
Сроки проведения основных этапов дипломного проектирования для различных форм обучения студентов по специальности 150200 «Автомо-били и автомобильное хозяйство» приведены в табл. 1.
Таблица 1
Гос.экза-Процентовка Кон-
Форма обучения, курс |
мен и утв. за-дания на ДП |
№1 (1-й этап) |
№2 (2-й этап) |
троль и рецен-зирова-ние |
Утвер-ждение ДП |
Защита ДП |
Очная, 5 курс |
01.0307.03 |
20.04- |
01.065.06 |
05.0615.06 |
10.0619.06 |
20.06- |
25.04 |
25.06 | |||||
Заочная, 6 курс |
20.0327.03 |
25.04- |
05.0610.06 |
10.0619.06 |
15.0619.06 |
20.06- |
30.04 |
30.06 | |||||
Очная сокра- |
05.1015.10 |
25.11- |
20.1225.12 |
05.0120.01 |
15.0124.01 |
25.01- |
щенная, 4 курс |
30.11 |
30.01 | ||||
Заочная со- |
25.1031.10 |
01.12- |
25.1130.12 |
05.0115.01 |
10.0119.01 |
20.01- |
кращенная, 5 курс |
05.12 |
30.01 |
* В таблице приведены ориентировочные по датам и усредненные по продол-жительности сроки проведения этапов. Конкретные сроки ежегодно определяются выпускающей кафедрой исходя из графика учебного процесса для соответствующей формы обучения. Информация о сроках проведения этапов вывешивается на информационном щите кафедры.
Последовательность выполнения материалов дипломного проекта и их примерное распределение по объемам применительно к типовому проекту для специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» приведены в табл. 2.
Табл ица 2
Доля |
Рекомендуемая последо- |
Минимально допустимые |
состав- |
вательность выполнения |
объемы выполненных |
Составные части ди-пломного проекта |
ных частей в объе-ме ра-бот по выпол-нению мате-риалов ДП, % |
составных частей по эта-пам работы |
работ для зачета | ||
1-й этап |
2-й этап |
Процентов-ка № 1 |
Процен-товка № 2 |
1 2 3 4 5 6
Пояснительная |
1,0 |
- |
+ |
Не менее |
Не менее |
записка: | |||||
- | |||||
15 |
+ |
||||
- | |||||
30 |
+ |
||||
40 % от ПЗ |
90 % от ПЗ | ||||
30 |
+ |
- | |||
8 |
- |
+ | |||
15 |
- |
+ | |||
1,0 |
- |
+ |
введение
обоснование ис-ходных данных и те-мы
организационно-технологический проект
конструкторская разработка
безопасность жиз-недеятельности
экономическая оценка проекта
заключение
Графические |
10 |
+ |
Не менее |
Не менее | |
(иллюстрационные) | |||||
материалы: | |||||
8 |
+ | ||||
12 |
+ | ||||
30 % ГМ |
90 % ГМ | ||||
10 |
+ |
технико-экономическое обос-нование
ген. план
компоновка корпу-са
технологическая планировка цеха (участка, зоны)
Окончание табл. 2
-схема технологиче- |
_2_ -техно |
_3_ технол |
_4_ -эконо |
_5 |
_б_ |
ского процесса |
логиче ская карта на |
огиче-ский процес с |
мическ ие расчет ы и |
||
торская документация на изделие |
разраб отан-ный |
-лист БЖД |
показат ели |
анализ и обоснование конструкции изделия
рабочая конструк-
Материалы и составные части дипломного проекта представляются на процентовки выполненными в полном объеме. Допускается представление графических материалов, выполненных на бумажных носителях (форматах) в тонких линиях. В случае представления материалов на черновиках или материалов, выполненных частично, процент выполнения уменьшается соответственно доле выполненной части работ. При этом максимальное снижение процента выполнения за неоформленный материал может составлять 50 %.
По результатам процентовки № 1 на основании мотивированного пред-ставления главным консультантом изменений и корректировок в ходе проработки темы дипломного проекта, а также на основании заключения комиссии кафедры по проверке хода дипломного проектирования может быть внесено изменение темы дипломного проекта в приказ на дипломное проектирование.
По результатам процентовки № 2 в случае низкого процента и качества выполнения материалов дипломного проекта по представлению комиссии кафедры дипломник может быть отстранен от дипломного проектирования.
Таким образом, по завершении этапа работы над дипломным проектом после процентовки № 2 дипломник должен иметь на руках материалы, удовлетворяющие следующим требованиям:
минимально допустимый объем проработки согласно табл. 2;
окончательное оформление (допускаются графические (иллюстрационные) материалы на бумажных носителях в тонких линиях и оформленные разделы пояснительной записки без простановки страниц);
документы и материалы должны быть завизированы консультантами по соответствующим разделам дипломного проекта.
На основании результатов процентовки № 2 составляется график рас-пределения дипломников по дням защиты и ГАКам.
Выполненный дипломный проект подлежит рецензированию, контролю и утверждению.
Содержание этапа предусматривает проведение следующих процедур:
технологический контроль дипломного проекта;
нормоконтроль;
рецензирование дипломного проекта специалистом отрасли.
Технологический контроль материалов дипломного проекта проводится с целью соблюдения в них технологических правил и норм. Объем и содержание технологического контроля определяются на основании методических указаний [6], принятых на кафедре «Эксплуатация и ремонт автомобилей» СибАДИ.
По результатам прохождения технологического контроля дипломник должен иметь на руках материалы с подписью технологического контролера на титульном листе пояснительной записки и в соответствующих графах основных надписей, а также подписанный технологическим контролером лист замечаний. На момент утверждения дипломного проекта замечания технологического контролера должны быть устранены.
Нормоконтроль дипломного проекта проводится с целью проверки со-блюдения норм и требований, установленных стандартами, другими нор-мативными документами (в том числе методическими рекомендациями) в части выполнения (составления, оформления) материалов проекта.
Требования нормоконтроля определяет ГОСТ 2.111-68, а также действующие методические указания [4].
По результатам прохождения нормоконтроля документы, имеющие титульный лист или основную надпись по ГОСТ 2.104-68, должны иметь подпись нормоконтролера на соответствующем поле титульного листа или в соответствующей графе основной надписи.
Внешняя рецензия, как правило, дается должностным лицом предприятия, по которому выполняется дипломный проект, либо авторитетным специалистом в сфере автомобильного транспорта на региональном уровне. Допускается рецензия на дипломный проект от доцента кафедры вуза, участвующей в подготовке студентов по специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство».
В рецензии приводится характеристика дипломного проекта (содержание, структура, направление темы), отражается значимость и практическая ценность предполагаемых в проекте решений, а также указываются замечания по проекту. Требования к оформлению и составлению рецензии изложены в методических указаниях [4].
Утверждает дипломный проект заведующий выпускающей кафедрой. Проект представляется на утверждение за 5-7 дней до его защиты. Заведующий кафедрой проверяет: соответствие содержания и материалов дипломного проекта теме дипломного проекта; соответствие темы проекта приказу на дипломное проектирование; наличие и подлинность подписей консультантов по проекту и контролеров. Заведующий кафедрой подписывает дипломный проект на соответствующем поле титульного листа пояснительной записки и в соответствующих графах основных надписей материалов дипломного проекта.
После утверждения дипломного проекта дипломник допускается к его защите.
Окончательным этапом дипломного проектирования является защита дипломного проекта. Выполненный и утвержденный дипломный проект студент защищает перед государственной аттестационной комиссией (ГАК). Процедура
защиты дипломного проекта протоколируется. Порядок проведения защиты предусматривает следующее.
Представление дипломного проекта председателю и членам ГАКа.
Эту процедуру выполняет секретарь ГАКа. Зачитывается тема дипломного проекта, называется ФИО автора и ФИО главного консультанта (руководителя дипломного проекта). Комиссии сообщается о заявке с производства на дипломный проект (при ее наличии), а также иные дополнительные сведения о проекте (участие в конкурсах дипломных проектов, олимпиадах и т.д.).
Доклад дипломника.
На доклад отводится 5 -7 минут. За это время докладчик должен четко и ясно изложить суть дипломной разработки: обосновать тему дипломного проекта; раскрыть содержание технологической части; обосновать необходимость конструкторской разработки и раскрыть ее содержание (устройство и принцип действия изделия, работа на изделии); пояснить мероприятия по БЖД и раскрыть содержание инженерного решения по БЖД; привести экономическую оценку проектных решений; зачитать заключение по проекту. При докладе можно использовать наглядные экспонаты, макеты, опытные образцы и прочие материалы, дающие дополнительную информацию и поясняющие тему дипломного проекта;
Вопросы докладчику (дипломнику).
Каждый член комиссии (5 -6 человек) задает дипломнику по 1 -2 вопроса, которые касаются всего дипломного проекта и отдельных его материалов в части компетенции члена ГАКа (техническая эксплуатация и ремонт автомобилей, устройство и теория автомобилей, ДВС, экономика на предприятии АТ и т.д.). Последним вопросы задает председатель ГАКа.
Дипломник обязан отвечать на задаваемые вопросы, а также давать не-обходимые пояснения. Вопросы членов ГАКа и ответы дипломника фиксируются в протоколе заседания ГАКа.
Отзыв и рецензия на проект.
После ответов на вопросы членов ГАКа секретарь зачитывает отзыв руководителя дипломного проекта (главного консультанта), в котором отмечаются способности дипломника к самостоятельной инженерной работе, его грамотность, дисциплинированность и иные качества, проявившиеся в ходе работы над дипломным проектом. Также в отзыве указываются практическая и научная ценность проекта и рекомендуемая руководителем оценка проекта.
Кроме отзыва руководителя секретарь ГАКа зачитывает рецензию на дипломный проект. Дипломник может согласиться с замечаниями, указанными в рецензии, а при несогласии с замечаниями он обязан дать обоснованные пояснения по каждому замечанию. Наличие оформленных в установленном порядке отзыва руководителя и рецензии на дипломный проект обязательно. Отзыв и рецензия вкладываются в пояснительную записку проекта.
По окончании рассмотрения рецензии на дипломный проект секретарь ГАКа объявляет защиту законченной. Результат защиты определяется коллегиальным
решением ГАКа и объявляется дипломнику по окончании текущего дня защит дипломных проектов.
ГОС ВПО по направлению подготовки специалистов эксплуатации наземного транспорта.
Организационно-техническое обоснование тем дипломных проектов: Методические указания
/ Сост. Н.Г. Певнев. -Омск: Изд-во СибАДИ, 2001. -32 с.
Технологический расчет предприятия: Методические указания / Сост. А.П. Ёлгин. -Омск: Изд-во СибАДИ, 2004. -83 с.
Курсовые и дипломные проекты факультета «Автомобильный транспорт». Структура и правила оформления: Методические указания / Сост.: А.П. Ёлгин, С.С. Капралов, Д.А. Колесник. -Омск: Изд-во СибАДИ, 2002. -44 с.
Курсовые и дипломные проекты (работы) в электронном виде. Правила выполнения и защиты: Методические указания / Сост.: Д.С. Кулькин, А.П. Ёлгин, С.С. Капралов, А.В. Кукин. -Омск: Изд-во СибАДИ, 2002. -12 с.
Решение технологических вопросов в курсовых и дипломных проектах. Требования технологического контроля: Методические указания для студентов специальности 150200
«Автомобили и автомобильное хозяйство» /Сост.: А.В. Трофимов, Ю.А. Буров, Д.А. Колесник. -Омск: Изд-во СибАДИ, 2003. -36 с.
Технологические и экономические расчеты при проектировании станций технического обслуживания: Методические указания для студентов специальности 150200 / Сост.: Н.Г. Певнев, Л.С. Трофимова, А.11. Жигадло. -Омск: Изд-во СибАДИ, 2004. -52 с.
Экономическая оценка деятельности по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава: Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика автотранспортного предприятия» для студентов специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство» очной и заочной форм обучения / Сост. О.В. Демиденко. -Омск: Изд-во СибАДИ, 2005. -48 с.
Разработка бизнес-плана автопредприятия: Задание и методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Бизнес-планирование АТ» для специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» / Сост.: Л.С. Трофимова, Н.Г. Певнев. -Омск: Изд-во СибАДИ. 2005. -28 с.
Методические указания по выполнению конструкторской части дипломного проекта по специальности 150200 / Сост.: Л.Н. Бухаров. В.Ф. Крылов, В.А. Некипелов, В.Ф. Рачков. -Омск: Изд-во СибАДИ, 2001. -56 с.
////////////////////////////