Рекомендации по выполнению противопожарных мероприятий при подготовке населенных пунктов к весенне-летнему пожароопасному сезону (2016 год)

 

  Главная      Книги - Пожарное дело 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации по выполнению противопожарных мероприятий при подготовке населенных пунктов к весенне-летнему пожароопасному сезону (2016 год)

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению противопожарных мероприятий
при подготовке населенных пунктов к весенне-
летнему пожароопасному сезону и в период
его прохождения
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3
2.
ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ПО-
ЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
4
3.
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕРРИТОРИЯМ
НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
5
4.
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К СЖИГАНИЮ ГО-
РЮЧИХ МАТЕРИАЛОВ
8
5.
НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ, ПОДВЕРЖЕННЫЕ УГРОЗЕ ЛЕСНЫХ
ПОЖАРОВ
9
6.
ОСОБЫЙ ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ
10
7.
ОПОВЕЩЕНИЕ И ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ О ПОЖАРАХ
И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
12
8.
ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОДГО-
ТОВКЕ К ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕМУ ПОЖАРООПАСНОУ СЕЗОНУ И В
ПЕРИОД ЕГО ПРОХОЖДЕНИЯ
14
9.
ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ
ВОЗНИКНОВЕНИИ ЛЕСНОГО ПОЖАРА
17
10.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
17
Приложение № 1. Основные термины и определения
19
Приложение № 2. Форма составления паспорта пожарной безопасности
населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров
22
Приложение № 3. Нормы оснащения зданий, сооружений, строений и
территорий пожарными щитами
24
Приложение № 4. Нормы комплектации пожарных щитов немеханизи-
рованным инструментом и инвентарем
27
Образец памятки населению о требованиях пожарной безопасности в
пожароопасный сезон
28
Образец памятки для граждан о действиях в случае угрозы лесного по-
жара
29
~ 2 ~
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие Рекомендации разработаны комитетом Правительства Хабаров-
ского края по гражданской защите для применения органами местного самоуправ-
ления при организации подготовки к весенне-летнему пожароопасному сезону и в
период его прохождения.
Рекомендации содержат требования и меры пожарной безопасности, уста-
новленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, Хабаров-
ского края, а также рекомендации по их выполнению.
Нормативные правовые акты по пожарной безопасности:
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
(далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности");
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "Технический
регламент о требованиях пожарной безопасности");
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и террито-
рий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(далее - Федеральный закон "О защите населения и территорий от ЧС");
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее - Кодекс РФ об административных правонарушениях);
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные
Постановлением Правительства Российской Федерации от
25.04.2012
№ 390
(далее - Правила противопожарного режима);
Положение о системах оповещения населения, утвержденное приказом МЧС
России № 422, Мининформсвязи № 90, Минкультуры № 376 от 25.07.2006
(далее - Положение о системах оповещения населения);
Закон Хабаровского края от 26.07.2005 № 291 "Об обеспечении пожарной
безопасности на территории Хабаровского края" (далее - Закон Хабаровского края
"Об обеспечении пожарной безопасности на территории Хабаровского края");
Порядок установления на территории Хабаровского края особого противо-
пожарного режима, утвержденный постановлением Губернатора Хабаровского
края от 10.07.2007 № 102 (далее - Порядок установления особого противопожар-
ного режима).
~ 3 ~
2. ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1. Граждане обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности;
- иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (поль-
зовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в
соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными
соответствующими органами местного самоуправления;
- при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
- до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению
людей, имущества и тушению пожаров;
- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
- выполнять предписания, постановления и иные законные требования
должностных лиц государственного пожарного надзора;
- предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного
надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производствен-
ных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за
соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
(ст. 34 Федерального закона "О пожарной безопасности")
2.2. Руководители организации обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания,
постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работни-
ков мерам пожарной безопасности;
- включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной без-
опасности;
- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной
защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их исполь-
зования не по назначению;
- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении
причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных
в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
- предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях
предприятий необходимые силы и средства;
- обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении
ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты
предприятий;
~ 4 ~
- предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожар-
ного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на пред-
приятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а
также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
- незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, не-
исправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об измене-
нии состояния дорог и проездов;
- содействовать деятельности добровольных пожарных.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство
системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведом-
ственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требо-
ваний пожарной безопасности.
(ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности")
3. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕРРИТОРИЯМ
НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
3.1. Противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспростране-
ние пожара:
1) от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооруже-
ний, расположенных:
а) вне территорий лесничеств (лесопарков);
б) на территориях лесничеств (лесопарков);
2) от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.
(ст. 69 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожар-
ной безопасности")
3.2. Органами местного самоуправления должны быть утверждены переч-
ни первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря, которые
в соответствии с правилами пожарной безопасности обязаны иметь граждане в
помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании).
(ст. 34 Федерального закона "О пожарной безопасности")
3.3. Первичные средства пожаротушения предназначены для использования
работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и ины-
ми лицами в целях борьбы с пожарами и подразделяются на следующие типы:
1) переносные и передвижные огнетушители;
2) пожарные краны и средства обеспечения их использования;
3) пожарный инвентарь;
4) покрывала для изоляции очага возгорания.
(ст. 43 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожар-
ной безопасности")
~ 5 ~
3.4. Собственниками индивидуальных жилых домов, в том числе жилых
помещений в домах блокированной застройки, расположенных на территориях
сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих
объединений граждан, к началу пожароопасного периода обеспечивается наличие
на земельных участках, где расположены указанные жилые дома, емкости (бочки)
с водой или огнетушителя.
Хранение огнетушителя осуществляется в соответствии с требованиями ин-
струкции по его эксплуатации.
(п. 15 Правил противопожарного режима)
3.5. Для размещения первичных средств пожаротушения в производственных
и складских помещениях, не оборудованных внутренним противопожарным водопро-
водом и автоматическими установками пожаротушения, а также на территории пред-
приятий (организаций), не имеющих наружного противопожарного водопровода, или
при удалении зданий (сооружений), наружных технологических установок этих пред-
приятий (организаций) на расстояние более 100 метров от источников наружного про-
тивопожарного водоснабжения должны оборудоваться пожарные щиты.
Необходимое количество пожарных щитов и их тип определяются в зависимо-
сти от категории помещений, зданий (сооружений) и наружных технологических
установок по взрывопожарной и пожарной опасности согласно приложению № 3.
(п. 481 Правил противопожарного режима)
3.6. Пожарные щиты комплектуются немеханизированным пожарным ин-
струментом и инвентарем согласно приложению № 4
(п. 482 Правил противопожарного режима)
3.7. На территории поселений и городских округов, садоводческих, огород-
нических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие
звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а так-
же запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Фе-
дерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
(п. 16 Правил противопожарного режима)
3.8. Руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в лю-
бое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям,
открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.
(п. 75 Правил противопожарного режима)
3.9. При проведении ремонтных работ дорог или проездов, связанных с их за-
крытием, руководитель организации, осуществляющей ремонт (строительство), предо-
ставляет в подразделение пожарной охраны соответствующую информацию о сроках
проведения этих работ и обеспечивает установку знаков, обозначающих направление
объезда, или устраивает переезды через ремонтируемые участки дорог и проездов.
(п. 76 Правил противопожарного режима)
~ 6 ~
3.10. Руководитель организации обеспечивает очистку объекта и прилега-
ющей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний
между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Не допускается сжигать отходы и тару в местах, находящихся на расстоянии
менее 50 м от объектов.
(п. 77 Правил противопожарного режима)
3.11. На объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а
также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматри-
вать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление
(сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупре-
ждающие распространение огня при природных пожарах.
(п. 78 Правил противопожарного режима)
3.12. Органами местного самоуправления поселений и городских округов
для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды
из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных
пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Феде-
рального закона "О пожарной безопасности".
(п. 80 Правил противопожарного режима)
3.13. Запрещается:
- на территориях, прилегающих к объектам, в том числе к жилым домам, а
также к объектам садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объ-
единений граждан, оставлять емкости с легковоспламеняющимися и горючими
жидкостями, горючими газами;
(п. 18 Правил противопожарного режима)
- на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводче-
ских, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать
свалки горючих отходов;
(п. 19 Правил противопожарного режима)
- использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружения-
ми и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоян-
ки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения
костров и сжигания отходов и тары;
(п. 74 Правил противопожарного режима)
- использовать для хозяйственных и (или) производственных целей запас
воды, предназначенный для нужд пожаротушения;
(п. 60 Правил противопожарного режима)
- прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередачи (в том числе вре-
менных и проложенных кабелем) над горючими кровлями, навесами, а также открыты-
ми складами (штабелями, скирдами и др.) горючих веществ, материалов и изделий;
(п. 41 Правил противопожарного режима)
~ 7 ~
- использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомоби-
лей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для
установки пожарно-спасательной техники;
(п. 75 Правил противопожарного режима)
- на территории поселений и городских округов, а также на расстоянии ме-
нее 100 м от лесных массивов запускать неуправляемые изделия из горючих мате-
риалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внут-
ри конструкции с помощью открытого огня;
(п. 77 Правил противопожарного режима)
- использовать территории противопожарных расстояний от объектов и со-
оружений различного назначения до лесничеств (лесопарков), мест разработки
или открытого залегания торфа под строительство различных сооружений и под-
собных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отхо-
дов древесных, строительных и других горючих материалов;
(п. 79 Правил противопожарного режима)
- курение на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных
пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах торговли, до-
бычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и
горючих газов, на объектах производства всех видов взрывчатых веществ, на по-
жаровзрывоопасных и пожароопасных участках.
Руководитель организации обеспечивает размещение на указанных терри-
ториях знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование откры-
тым огнем запрещено".
(п. 14 Правил противопожарного режима)
4. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К СЖИГАНИЮ
ГОРЮЧИХ МАТЕРИАЛОВ
4.1. Запрещается выжигание сухой травянистой растительности, стерни,
пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запа-
са, разведение костров на полях.
(п. 218 Правил противопожарного режима)
4.2. Запрещается в полосах отвода автомобильных дорог, полосах отвода и
охранных зонах железных дорог, путепроводов и продуктопроводов выжигать
сухую травянистую растительность, разводить костры, сжигать хворост, порубоч-
ные остатки и горючие материалы, а также оставлять сухостойные деревья и ку-
старники.
(п. 283 Правил противопожарного режима)
~ 8 ~
5. НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ, ПОДВЕРЖЕННЫЕ УГРОЗЕ ЛЕСНЫХ
ПОЖАРОВ
5.1. Населенный пункт считается подверженным угрозе лесных пожаров
в случае его непосредственного примыкания к хвойному (смешанному) лесному
участку либо наличия на землях населенного пункта городского хвойного (сме-
шанного) леса.
(п. 488 Правил противопожарного режима)
5.2. Населенный пункт признается непосредственно примыкающим к лес-
ному участку, если расстояние до крайних деревьев соответствующего лесного
участка составляет:
а) менее 100 м от границы населенного пункта, на землях которого имеются
объекты капитального строительства с количеством более двух этажей;
б) менее 50 м от границы населенного пункта, на землях которого имеются
объекты капитального строительства с количеством этажей 2 и менее.
(п. 489 Правил противопожарного режима)
5.3. Перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров,
и начало пожароопасного сезона устанавливаются нормативным правовым актом
субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических особенно-
стей, связанных со сходом снежного покрова в лесах.
(п. 490 Правил противопожарного режима)
Перечень населенных пунктов Хабаровского края, подверженных угрозе лес-
ных пожаров, утвержден постановлением Правительства Хабаровского края от
15 апреля 2014 г. № 116-пр.
Начало пожароопасного сезона на землях лесного фонда, расположенных на
территории Хабаровского края, ежегодно устанавливается приказом управления
лесами Правительства Хабаровского края исходя из природно-климатических
особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах.
5.4. На каждый населенный пункт, подверженный угрозе лесных пожаров,
к началу пожароопасного сезона составляется Паспорт населенного пункта (в со-
ответствии с формой согласно приложению № 2).
(п. 487 Правил противопожарного режима)
5.5. Паспорт населенного пункта оформляется в 3 экземплярах.
Орган местного самоуправления (орган государственной власти субъекта
Российской Федерации), утвердивший паспорт населенного пункта, в течение 3-х
календарных дней представляет по одному экземпляру в комиссию по предупре-
ждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопас-
ности органа местного самоуправления (органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации), структурное подразделение территориального органа
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычай-
~ 9 ~
ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения
которого входят вопросы организации и осуществления федерального государ-
ственного пожарного надзора.
Один экземпляр паспорта населенного пункта подлежит постоянному хра-
нению в органе местного самоуправления (органе государственной власти субъек-
та Российской Федерации), утвердившем паспорт населенного пункта.
(п. 491 Правил противопожарного режима)
6. ОСОБЫЙ ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ
6.1. В случае повышения пожарной опасности решением органов государ-
ственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих тер-
риториях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих
территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, норматив-
ными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными
правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные
требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие:
привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных
пунктов;
запрет на посещение гражданами лесов;
принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и
иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (уве-
личение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание
противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
(ст. 30 Федерального закона "О пожарной безопасности")
6.2. Установление особого противопожарного режима в случае повышения по-
жарной опасности относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений,
городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной
безопасности в границах городских и сельских населенных пунктов.
(ст. 19 Федерального закона "О требованиях пожарной безопасности")
6.3. Особый противопожарный режим на территории Хабаровского края
вводится в случаях:
повышения пожарной опасности;
возникновения обстоятельств, способствующих развитию пожаров на терри-
тории населенных пунктов края;
распространения пожаров, возникших в лесах, а также на землях всех кате-
горий, создающих угрозу населенным пунктам края;
введения режима чрезвычайной ситуации в лесах.
(п. 2 Порядка установления особого противопожарного режима)
~ 10 ~
6.4. В период пожароопасного сезона класс пожарной опасности в лесах в
зависимости от условий погоды определяется краевым государственным учрежде-
нием "Дальневосточная база авиационной охраны лесов" и представляется в де-
журно-диспетчерскую службу Правительства Хабаровского края.
(п. 3 Порядка установления особого противопожарного режима)
6.5. Особый противопожарный режим может устанавливаться Губернато-
ром края на межмуниципальном уровне и органами местного самоуправления края
на муниципальном уровне вне зависимости от класса пожарной опасности при об-
стоятельствах, требующих неотложных мер по спасению населения, организации
тушения пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.
(п. 7 Порядка установления особого противопожарного режима)
6.6. Период действия особого противопожарного режима зависит от класса
пожарной опасности на соответствующей территории края.
(п. 8 Порядка установления особого противопожарного режима)
6.7. В нормативном правовом акте о введении особого противопожарного
режима в обязательном порядке должны быть указаны:
обстоятельства, послужившие основанием для введения особого противо-
пожарного режима;
границы территории, на которой вводится особый противопожарный режим;
перечень дополнительных мер пожарной безопасности;
должностные лица и органы, ответственные за осуществление конкретных
мероприятий в период действия особого противопожарного режима, пределы пол-
номочий этих органов и должностных лиц;
срок действия особого противопожарного режима.
(п. 10 Порядка установления особого противопожарного режима)
6.8. Выполнение мероприятий при установлении особого противопожар-
ного режима на территории муниципального образования осуществляется в соот-
ветствии с порядком, устанавливаемым органами местного самоуправления края.
(п. 13 Порядка установления особого противопожарного режима)
6.9. На период устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды, а также при
введении особого противопожарного режима на территориях поселений и город-
ских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объеди-
нений граждан, на предприятиях осуществляются следующие мероприятия:
а) введение запрета на разведение костров, проведение пожароопасных работ на
определенных участках, на топку печей, кухонных очагов и котельных установок;
б) организация патрулирования добровольными пожарными и (или) гражда-
нами Российской Федерации;
в) подготовка для возможного использования в тушении пожаров имеющей-
ся водовозной и землеройной техники;
~ 11 ~
г) проведение соответствующей разъяснительной работы с гражданами о
мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре.
(п. 17 Правил противопожарного режима)
7. ОПОВЕЩЕНИЕ И ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ О ПОЖА-
РАХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
7.1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений, город-
ских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной
безопасности в границах сельских населенных пунктов относится организация и
принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной про-
тивопожарной службы о пожаре.
(ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности")
7.2. Органы местного самоуправления обязаны оперативно и достоверно
информировать население через средства массовой информации, в том числе с ис-
пользованием специализированных технических средств оповещения и информи-
рования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о
состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых
мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвы-
чайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должност-
ными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и терри-
торий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
(ст. 6 Федерального закона "О защите населения и территорий от ЧС")
7.3. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспече-
ние связи и оповещения населения о пожаре.
(ст. 63 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожар-
ной безопасности")
7.4. На муниципальном уровне создается местная система оповещения (на
территории муниципального образования).
(п. 4 Положения о системах оповещения населения)
7.5. Основной задачей муниципальной системы оповещения является
обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной под-
системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвы-
чайных ситуаций (РСЧС), созданного муниципальным образованием;
специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (при-
влекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств
гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с
~ 12 ~
пунктом 13 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 "О единой государ-
ственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциаль-
но опасные производственные объекты;
населения, проживающего на территории соответствующего муниципально-
го образования.
(п. 10 Положения о системах оповещения населения)
7.6. Распоряжения на задействование муниципальной системы оповещения
отдаются соответствующим органом местного самоуправления.
(п. 15 Положения о системах оповещения населения)
7.7. В целях поддержания систем оповещения в состоянии постоянной го-
товности органы местного самоуправления совместно с организациями связи осу-
ществляют проведение плановых и внеплановых проверок работоспособности си-
стем оповещения.
Проверки систем оповещения проводятся с участием представителей орга-
низаций связи и операторов связи, а проверки с задействованием сетей телерадио-
вещания, кроме того, с участием представителей телерадиокомпаний, предприя-
тий или их филиалов, привлекаемых к обеспечению оповещения.
(п. 19 Положения о системах оповещения населения)
7.8. В целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной
готовности к использованию систем оповещения населения органы местного са-
моуправления:
разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирова-
ния населения и организуют их запись на магнитные и иные носители информа-
ции;
обеспечивают установку на объектах телерадиовещания специальной аппа-
ратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы ве-
щания;
организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных (дежурно-
диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов оповещения и речевой
информации в мирное и военное время;
планируют и проводят совместно с организациями связи, операторами связи
и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по
передаче сигналов оповещения и речевой информации;
разрабатывают совместно с организациями связи, операторами связи и орга-
низациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных
(дежурно-
диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и речевой информации.
(п. 25 Положения о системах оповещения населения)
~ 13 ~
Для оповещения и информирования населения, проживающего на территори-
ях, не охваченных средствами автоматизированного оповещения, задействуются:
- стационарные и мобильные средства, оборудованные средствами громко-
говорящей связи;
- объекты религиозного культа;
- приспособленные механические и акустические средства подачи сигналов,
размещенные на территории муниципального образования;
- посыльные путем подомового обхода из числа работников администрации
муниципального образования, граждан, добровольных пожарных.
8. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОДГО-
ТОВКЕ К ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕМУ ПОЖАРООПАСНОУ СЕЗОНУ И В
ПЕРИОД ЕГО ПРОХОЖДЕНИЯ
Органам местного самоуправления городских округов, городских и сельских
поселений рекомендуется выполнить следующие мероприятия.
8.1. При подготовке к весенне-летнему пожароопасному сезону:
подготовить муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок
подготовки населенного пункта к пожароопасному сезону;
организовать и выполнить мероприятия, исключающие возможность рас-
пространения огня (устройство противопожарных минерализованных полос, лик-
видация ветхих строений, очистка территорий населенных пунктов, противопо-
жарных минерализованных полос, противопожарных разрывов, полос отвода ав-
томобильных дорог от горючих материалов, отходов, сухой растительности);
обеспечить наличие, исправность и готовность к эксплуатации звуковых си-
стем оповещения населения о чрезвычайной ситуации, а также телефонной связи
(радиосвязи) для сообщения о пожаре;
обеспечить территории населенных пунктов достаточным количеством источни-
ков наружного противопожарного водоснабжения и указателями их местонахождения;
обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к источникам
наружного противопожарного водоснабжения, зданиям, сооружениям и строениям;
привести в готовность к эксплуатации технику, предназначенную для защи-
ты населенных пунктов от лесных пожаров и тушения пожаров;
утвердить перечни первичных средств тушения пожаров и противопожарно-
го инвентаря, необходимого иметь гражданам в помещениях и строениях, нахо-
дящихся в их собственности;
обеспечить территории общего пользования, муниципальные учреждения
первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
~ 14 ~
организовать заблаговременное информирование граждан о требованиях
пожарной безопасности, проведение противопожарной пропаганды;
заключить договоры с предприятиями, организациями по привлечению тех-
ники, которая может быть использована при подготовке территорий к пожаро-
опасному периоду и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с
лесными пожарами;
разработать поминутный план-график действий администрации на период
непосредственной опасности лесного пожара, в котором определить конкретные
обязанности для каждого должностного лица, предусмотреть взаимозаменяемость,
обеспечить своевременное выполнение комплекса функций и задач в любое время
года и суток;
подготовить к развертыванию пункты временного размещения (далее - ПВР)
населения в безопасных районах (населённых пунктах), предусмотреть вопросы все-
стороннего обеспечения граждан, размещаемых в ПВР, в том числе - детей;
подготовить в безопасных районах (зонах) места размещения домашних жи-
вотных и птицы, создать запасы кормов на случай эвакуации при угрозе лесного
пожара;
заблаговременно, с учетом наихудшего сценария развития пожарной обста-
новки, определить места сбора эвакуируемого населения, пути (маршруты) дви-
жения в безопасные районы (места) пешим порядком и на автотранспорте, в обя-
зательном порядке организовать практические занятия и тренировки по эвакуации
с привлечением 100% жителей населённых пунктов;
определить лиц, ответственных за проведение мероприятий по предупре-
ждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказание необходи-
мой помощи пострадавшим.
8.2. В течение пожароопасного сезона:
осуществлять своевременный уход за противопожарными минерализованными
полосами, очистку от сухой растительности, горючих отходов и материалов территорий
населенных пунктов, противопожарных разрывов, а также земельных участках, приле-
гающих к полосам отвода автомобильных дорог, линиям электропередачи и связи;
обеспечивать:
- исправность источников наружного противопожарного водоснабжения,
возможность установки на них пожарной техники;
- возможность беспрепятственного проезда пожарной техники к источникам
наружного противопожарного водоснабжения, зданиям, сооружениям и строениям;
- готовность к эксплуатации техники, предназначенной для защиты населенных
пунктов от лесных пожаров и тушения пожаров, первичных средств пожаротушения;
- постоянный запас воды, предназначенный для нужд пожаротушения;
~ 15 ~
- постоянную готовность средств оповещения и информирования населения,
телефонной связи (радиосвязи) для сообщения о пожаре, осуществлять их перио-
дические проверки;
принимать меры по недопущению сжигания населением сухой растительно-
сти, мусора, горючих материалов на территориях населенных пунктов в период су-
хой и ветреной погоды;
в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях
устанавливать особый противопожарный режим, на период действия которого му-
ниципальными правовыми актами устанавливать дополнительные требования по-
жарной безопасности;
проводить разъяснительную работу среди населения с помощью средств
массовой информации, в том числе посредством организации и проведения со-
браний граждан, направленных на ознакомление с правилами противопожарного
режима, установленными запретами и доведение порядка действий в случае воз-
никновения лесных пожаров;
проводить периодическое патрулирование добровольными пожарными,
гражданами территорий населенных пунктов;
осуществлять постоянное взаимодействие со службами экстренного реагирования
(подразделениями пожарной охраны, органами внутренних дел, скорой медицинской по-
мощи, поисково- и аварийно-спасательными формированиями и другими службами);
обеспечить контроль за недопустимостью строительства жилых и хозяй-
ственных построек, складирования горючих материалов в противопожарных раз-
рывах между населенными пунктами и лесным массивом;
в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды принимать решение о
временном запрете проведения пожароопасных работ на определенных участках, топки
печей, котельных установок, работающих на твердом топливе, разведение костров;
организовать круглосуточное дежурство должностных лиц, ответственных
за получение (прохождение) сигнала, и своевременное оповещение населения об
опасности лесного пожара;
организовать взаимодействие с органами управления и учреждениями (орга-
низациями), осуществляющими мониторинг пожарной ситуации (управление ле-
сами Правительства Хабаровского края, Краевой центр экологического монито-
ринга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, Центр управления в кризисных
ситуациях Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю), постоянно
отслеживать пожарную обстановку и информировать о ней население.
Выполнение мероприятий позволит не допустить в пожароопасный сезон
возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами или минимизиро-
вать последствия в случае их возникновения.
~ 16 ~
9. ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ
ВОЗНИКНОВЕНИИ ЛЕСНОГО ПОЖАРА
При непосредственной опасности лесного пожара органы местного само-
управления должны:
с получением сигнала (достоверной информации) о непосредственном при-
ближении лесного пожара к населунному пункту обеспечить немедленное доведе-
ние его до каждого человека, проживающего (находящегося) в опасной зоне;
организовать выполнение задач в соответствии с ранее разработанным пла-
ном-графиком, обеспечить прямую и непрерывную связь с органами управления
территориальной и функциональных подсистем РСЧС, пожарно-спасательными,
поисково-спасательными, аварийно-спасательными формированиями;
назначенным должностным лицам, с привлечением заблаговременно подо-
бранных добровольцев из числа местного населения, убедиться в том, что сигнал
(информация) об опасности доведен до каждого жителя, особое внимание обра-
тить на оповещение персонала и посетителей социально-значимых объектов, пер-
сонально оповестить проблемные категории населения (больных, престарелых,
инвалидов);
обеспечить организованный выход граждан на пункты сбора, провести про-
верку наличия, при необходимости убедиться в том, что все население покинуло
опасную зону, для чего привлечь, в том числе сотрудников органов внутренних
дел;
организовать размещение жителей в ПВР, по желанию - у родственников в
безопасных районах (зонах), для чего предусмотреть выделение автотранспорта;
организовать оцепление, ограничить доступ населения в опасный район (зо-
ну) с условием обеспечения безопасности сотрудников МВД и граждан, привле-
каемых для выполнения данной задачи.
10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПО-
ЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соот-
ветствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуще-
ством, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение
пожарной безопасности;
~ 17 ~
должностные лица в пределах их компетенции.
Указанные лица, иные граждане за нарушение требований пожарной без-
опасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности мо-
гут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответ-
ственности в соответствии с действующим законодательством.
(ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности")
Нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или
наложение административного штрафа в размере:
на граждан - от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режи-
ма влекут наложение административного штрафа в размере:
на граждан - от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
(ст. 20.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях)
~ 18 ~
Приложение № 1
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до
населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о
прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по
обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а
также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения без-
опасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности;
(Федеральный закон "О защите населения и территорий от ЧС")
лесной пожар - стихийное (неуправляемое) распространение огня в лесу,
причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам
общества и государства;
(Письмо Минсельхоза Российской Федерации от
10.11.2009
№ АС-05-
54/7018)
локализация пожара - действия, направленные на предотвращение воз-
можности дальнейшего распространения горения и создание условий для его лик-
видации имеющимися силами и средствами;
(Федеральный закон "О пожарной безопасности")
меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной без-
опасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
(Федеральный закон "О пожарной безопасности")
нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или не-
надлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
(Федеральный закон "О пожарной безопасности")
особый противопожарный режим - дополнительные требования пожар-
ной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или орга-
нами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соот-
ветствующих территориях;
(Федеральный закон "О пожарной безопасности")
~ 19 ~
объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридиче-
ских лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, распо-
ложенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные
средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имуще-
ство), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной
безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре;
(Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопас-
ности")
оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до
населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возни-
кающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или
вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости про-
ведения мероприятий по защите;
(Федеральный закон "О защите населения и территорий от ЧС")
первичные средства пожаротушения - средства пожаротушения, исполь-
зуемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития;
(Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной без-
опасности")
природный пожар - неконтролируемый процесс горения, стихийно возни-
кающий и распространяющийся в природной среде;
("Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситу-
ации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95")
противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормиро-
ванное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвра-
щения распространения пожара;
(Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной без-
опасности")
противопожарный режим - совокупность установленных нормативными
правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по по-
жарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила
поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания терри-
торий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в
целях обеспечения пожарной безопасности;
(Федеральный закон "О пожарной безопасности")
~ 20 ~
профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных
на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их послед-
ствий;
(Федеральный закон "О пожарной безопасности")
первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в уста-
новленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей
и имущества от пожаров;
(Федеральный закон "О пожарной безопасности")
руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с
Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и
иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нор-
мативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительны-
ми документами юридического лица (организации) и локальными нормативными
актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет
функции ее единоличного исполнительного органа;
(Трудовой кодекс Российской Федерации)
система обеспечения пожарной безопасности
- совокупность сил и
средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального
и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их
тушение и проведение аварийно-спасательных работ;
(Федеральный закон "О пожарной безопасности")
система оповещения
- организационно-техническое объединение сил,
средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользова-
ния, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов
управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и населения;
(Положение о системах оповещения населения)
требования пожарной безопасности - специальные условия социального
и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной
безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными докумен-
тами или уполномоченным государственным органом;
(Федеральный закон "О пожарной безопасности")
~ 21 ~
Приложение № 2
ФОРМА
составления Паспорта населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров
УТВЕРЖДАЮ
(должность руководителя (заместителя
руководителя) органа местного само-
управления района, поселения, город-
ского округа)
(Ф.И.О.)
(подпись и М.П.)
"____"_________________20____г.
ПАСПОРТ
населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров
Наименование населенного пункта:
Наименование поселения:
Наименование городского округа:
Наименование субъекта Российской Федерации:
I. Общие сведения о населенном пункте
Характеристика населенного пункта
Значение
1.
Общая площадь населенного пункта (кв. километров)
2.
Общая протяженность границы населенного пункта с лесным участком
(участками) (километров)
3.
Общая площадь городских хвойных (смешанных) лесов, расположен-
ных на землях населенного пункта (гектаров)
4.
Расчетное время прибытия первого пожарного подразделения до
наиболее удаленного объекта защиты населенного пункта, граничащего
с лесным участком (минут)
II. Сведения о медицинских учреждениях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровитель-
ных лагерях и объектах с круглосуточным пребыванием людей, имеющих общую границу с
лесным участком и относящихся к этому населенному пункту в соответствии с административ-
но-территориальным делением
Численность
Наименование социального
Адрес объ-
Численность персонала
пациентов (от-
п/п
объекта
екта
дыхающих)
~ 22 ~
III. Сведения о ближайших к населенному пункту подразделениях пожарной охраны
1. Подразделения пожарной охраны (наименование, вид), дислоцированные на территории
населенного пункта, адрес:
2. Ближайшее к населенному пункту подразделение пожарной охраны (наименование, вид),
адрес:
IV. Лица, ответственные за проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации послед-
ствий чрезвычайных ситуаций и оказание необходимой помощи пострадавшим
Фамилия, имя, отчество
Должность
Контактный
п/п
телефон
V. Сведения о выполнении требований пожарной безопасности
Требования пожарной безопасности, установленные законодательством
Информация о
Российской Федерации
выполнении
1.
Противопожарная преграда установленной ширины (противопожарное
расстояние, противопожарная минерализованная полоса, сплошная по-
лоса лиственных деревьев) на всей протяженности границы населенно-
го пункта с лесным участком (участками)
2.
Организация и проведение своевременной очистки территории насе-
ленного пункта, в том числе противопожарных расстояний между зда-
ниями и сооружениями, а также противопожарных минерализованных
полос от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы
и другое
3.
Звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации, а
также телефонная связь (радиосвязь) для сообщения о пожаре
4.
Источники наружного противопожарного водоснабжения (пожарные
гидранты, искусственные пожарные водоемы, реки, озера, пруды, бас-
сейны, градирни и др.) и реализация технических и организационных
мер, обеспечивающих их своевременное обнаружение в любое время
суток, подъезд к ним для забора воды пожарной техникой в любое вре-
мя года, а также достаточность предусмотренного для целей пожаро-
тушения запаса воды
5.
Подъездная автомобильная дорога к населенному пункту, а также обес-
печенность подъездов к зданиям и сооружениям на его территории
6.
Муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок подготовки
населенного пункта к пожароопасному сезону
7.
Первичные средства пожаротушения для привлекаемых к тушению
лесных пожаров добровольных пожарных дружин (команд)
8.
Наличие мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в пла-
нах (программах) развития территорий населенного пункта
~ 23 ~
Приложение № 3
НОРМЫ
оснащения зданий, сооружений, строений и территорий пожарными щитами
Наименование функционального назначения
Предельная защи-
Класс по-
Тип щита
помещений и категория помещений или наруж-
щаемая площадь 1
жара
"*"
ных технологических установок по взрывопо-
пожарным щитом,
жарной и пожарной опасности
кв. м
А,Б и В
200
А
ЩП-А
В
ЩП-В
Е
ЩП-Е
В
400
А
ЩП-А
Е
ЩП-Е
Г и Д
1800
А
ЩП-А
В
ЩП-В
Е
ЩП-Е
Помещения и открытые площадки пред-
1000
-
ЩП-СХ
приятий (организаций) по первичной перера-
ботке сельскохозяйственных культур
Помещения различного назначения, в ко-
-
А
ЩПП
торых проводятся огневые работы
____________________________
"*" Условные обозначения щитов:
ЩП-А - щит пожарный для очагов по- ЩП-В - щит пожарный для очагов по-
жара класса А
жара класса В
~ 24 ~
ЩП-Е - щит пожарный для очагов по-
жара класса Е
ЩПП - щит пожарный передвижной
Противопожарное полотно предназначено для очагов
пожара веществ и материалов на площади не более 50 % от
площади применяемого полотна, горение которых не может
происходить без доступа воздуха. В местах применения ЛВЖ
и ГЖ размеры полотен могут быть увеличены до 2 х 1,5 м или
2 х 2 м.
Полотно должно храниться в водонепроницаемом за-
крывающемся футляре, позволяющем быстро применить это
средство в случае пожара.
~ 25 ~
Ящики для песка должны иметь объем 0,5, 1,0 или 3,0
куб. метра и комплектоваться совковой лопатой. Конструкция
ящика должна обеспечивать удобство извлечение песка и ис-
ключать попадание осадков. Ящики с песком, как правило,
должны устанавливаться со щитами в помещениях или на от-
крытых площадках, где возможен розлив ЛВЖ или ГЖ.
Бочки для хранения воды, устанавливаемые рядом с по-
жарным щитом, должны иметь объем не менее 0,2 куб. метра
и комплектоваться ведрами.
ЩП-СХ - щит пожарный для сельскохозяйственных предприятий (организаций).
~ 26 ~
Приложение 4
НОРМЫ
комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем
Наименование первичных средств по-
Нормы комплектации в зависимости от типа
п/п
жаротушения, немеханизированного
пожарного щита и класса пожара
инструмента и инвентаря
ЩП-А
ЩП-В
ЩП-Е
ЩП-СХ
ЩПП
класс А
класс В
класс Е
-
-
1.
Огнетушители:
2+
2+
-
2+
2+
воздушно-пенные (ОВП) вместимо-
стью 10 литров
порошковые (ОП) вместимостью,
л/массой огнетушащего состава, кило-
граммов
10/9
1++
1++
1++
1++
1++
или
5/4
2+
2+
2+
2+
2+
углекислотные (ОУ) вместимостью,
л/массой огнетушащего состава, кило-
граммов
5/3
-
-
2+
-
-
2.
Лом
1
1
-
1
1
3.
Багор
1
-
-
1
-
4.
Крюк с деревянной рукояткой
-
-
1
-
-
5.
Ведро
2
1
-
2
1
6.
Комплект для резки электропроводов:
-
-
1
-
-
ножницы, диэлектрические боты и
коврик
7.
Покрывало для изоляции очага возго-
1
1
1
1
1
рания
8.
Лопата штыковая
1
1
-
1
1
9.
Лопата совковая
1
1
1
1
-
10.
Вилы
-
-
-
1
-
11.
Тележка для перевозки оборудования
-
-
-
-
1
12.
Емкость для хранения воды объемом:
0,2 куб. метра
1
-
-
1
-
0,02 куб. метра
-
-
-
-
1
13.
Ящик с песком 0,5 куб. метра
-
1
1
-
-
14.
Насос ручной
-
-
-
-
1
15.
Рукав Ду 18 - 20 длиной 5 метров
-
-
-
-
1
16.
Защитный экран 1,4 х 2 метра
-
-
-
-
6
17.
Стойки для подвески экранов
-
-
-
-
6
Примечание. Знаком "++" обозначены рекомендуемые для оснащения объек-
тов огнетушители, знаком "+" - огнетушители, применение которых допускается
при отсутствии рекомендуемых и при соответствующем обосновании, знаком "-" -
огнетушители, которые не допускаются для оснащения данных объектов.
~ 27 ~
~ 28 ~
~ 29 ~

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////