|
|
АБИИ – Азиатский банк инфраструктурных инвестиций АБР – Азиатский банк развития
АПК – агропромышленный комплекс ВВП – валовой внутренний продукт
ГЧП – государственно-частное партнерство ЕАБР – Евразийский банк развития
ЕАЭС – Евразийский экономический союз
ЕБРР – Европейский банк реконструкции и развития ЕИБ – Европейский инвестиционный банк
ЕЭК – Евразийская экономическая комиссия КР – Кыргызская Республика
МАР – Международная ассоциация развития МБР – многосторонние банки развития
МБРР – Международный банк реконструкции и развития МИБ – Международный инвестиционный банк
МО – международные организации
МСФО – Международные стандарты финансовой отчетности МФК – Международная финансовая корпорация
МФО – международные финансовые организации НБР – Новый банк развития (Банк БРИКС)
ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития ПРООН – Программа развития Организации Объединенных Наций РА – Республика Армения
РБ – Республика Беларусь РК – Республика Казахстан
РКФР – Российско-Кыргызский Фонд развития РТ – Республика Таджикистан
РФ – Российская Федерация
СНГ – Содружество Независимых Государств ССТ – соглашение о свободной торговле
ТБО – твердые бытовые отходы
ТИП – текущий инвестиционный портфель ФТС – Фонд технического содействия
ЧБТР – Черноморский банк торговли и развития ШОС – Шанхайская организация сотрудничества ЭПШП – Экономический пояс Шелкового пути
ЮНИДО – Организация Объединенных Наций по промышленному развитию
I. ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………………………………………….. |
4 |
II. ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИИ 2013–2017 ГОДОВ ….………………….. |
5 |
III. ВНЕШНЯЯ СРЕДА………………………………………………………………….. |
9 |
3.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕГИОНЕ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ ЕАБР В 2013–2017 ГОДАХ………………………………… |
9 |
3.2. СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИК ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ… |
11 |
IV. КЛЮЧЕВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ВЫЗОВЫ, СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ЕАБР (SWOT-АНАЛИЗ)……………………………………………………………... |
14 |
V. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЕАБР…………………………. |
20 |
5.1. МИССИЯ БАНКА…………………………………………………………………….. |
20 |
5.2. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ………………………………………………………….. |
20 |
5.3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ……………………………………………………… |
20 |
5.4. ЗАДАЧИ КОРПОРАТИВНОГО РАЗВИТИЯ………………………………………. |
22 |
5.5. ЦЕЛЕВЫЕ ОТРАСЛИ…………………………………………….…………………. |
24 |
5.6. ЦЕЛЕВЫЕ ПРОЕКТЫ……………………………………………………………….. |
37 |
5.7. ЦЕЛЕВЫЕ ПРОДУКТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ……………………………………... |
40 |
5.8. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО………………………………………. |
42 |
5.9. ТЕХНИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ И ПОДГОТОВКА ПРОЕКТОВ……………….. |
45 |
VI. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……………………………………………. |
47 |
VII. МЕХАНИЗМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИИ……………………………………. |
49 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ…………... |
51 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ВЫПОЛНЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНТРОЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ПЕРИОД С 2013 ПО 2017 ГОД……………………………………. |
55 |
Евразийский банк развития закончил в 2017 году предыдущий пятилетний цикл своей деятельности, по итогам которого можно с уверенностью сказать о завершении этапа становления ЕАБР как многостороннего банка развития, содействующего углублению интеграционных процессов между экономиками государств-участников.
Реализация Стратегии Банка 2013–2017 годов происходила на фоне непростых макроэкономических условий. Относительно благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и высокий уровень цен на сырьевые товары, наблюдавшиеся в начале срока действия предыдущей Стратегии, в 2014–2016 годах сменились значительным падением мировых цен на сырье. Это оказало негативное влияние на состояние экономики региона, в том числе препятствовало росту интереса инициаторов инвестиционных проектов к привлечению кредитных ресурсов для их финансирования.
Несмотря на эти обстоятельства, ЕАБР благодаря слаженной работе всех подразделений и поддержке, оказываемой ему со стороны стран-акционеров, смог выполнить большинство поставленных перед ним задач и сформировать значительный портфель готовящихся проектов для дальнейшего расширения своей инвестиционной деятельности в рамках реализации новой Стратегии. Это говорит об институциональной зрелости Банка, его способности работать в сложных внешних условиях.
В новом стратегическом периоде 2018–2022 годов Банк сфокусирует свою деятельность на финансировании проектов с сильным интеграционным эффектом и национальных проектов развития, выстраивании сотрудничества с «якорными» клиентами. Планируется, что к концу 2022 года произойдет увеличение объема текущего инвестиционного портфеля с 2,3 до 3,6 млрд долл. США, а общая стоимость новых проектов ЕАБР составит 4,6 млрд долл. США.
В период реализации Стратегии Банк планирует начать предоставление новой услуги по расчетно-клиринговому обслуживанию клиентов, будут расширяться партнерства и альянсы в целях привлечения дополнительных источников фондирования проектов в странах – членах ЕАБР, будет вестись работа по дальнейшему корпоративному развитию Банка, совершенствованию его бизнес-процессов.
Стратегия Банка на период с 2018 по 2022 год подготовлена Правлением Банка во взаимодействии с уполномоченными органами власти акционеров и единогласным решением поддержана высшим органом управления ЕАБР – Советом Банка. Ее реализация окажет позитивный эффект на развитие и интеграцию экономик стран – членов ЕАБР.
ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИИ 2013–2017 ГОДОВ
процентных ставок - все эти факторы не могли не привести к снижению объемов инвестиционной деятельности Банка и уменьшению ТИП.
Как следствие сложившейся экономической ситуации, по состоянию на 31 декабря 2017 года размер ТИП составил 2,3 млрд долл. США, что ниже планового значения в 3,3 млрд долл. США. Другие стратегические
1 Текущий инвестиционный портфель – это совокупность финансовых инструментов по одобренным в установленном порядке проектам, по которым подписаны договоры/соглашения или иные юридически обязывающие документы. Объем инвестиционного портфеля рассчитывается как сумма текущих значений выданных средств, учитываемых на балансе Банка, и внебалансовых обязательств по проектам, входящим в инвестиционный портфель Банка, без учета провизий и дисконтов.
контрольные показатели на конец 2017 года были перевыполнены. Фактическое значение показателя доли проектов с интеграционным эффектом составило 60,5% (план – 50%), чистая прибыль 2017 года – 41,7 млн долл. США (план – 33 млн долл. США), рентабельность собственного капитала (ROE) – 2,5% (план – 2,1%). Также ЕАБР перевыполнил показатель по уровню кредитного рейтинга – оба рейтинга Банка, присвоенные ему международными рейтинговыми агентствами, оказались выше суверенного рейтинга РФ (планировалось, что превышать его должен только один рейтинг ЕАБР, а второй – совпадать) и выполнил показатель по доле провизий в балансовом портфеле (3,3% против плановых 5%).
Выполнение контрольных показателей Стратегии Банка на период с 2013 по 2017 год раскрывается в Приложении 2.
ТИП существенно меньше и находятся в диапазоне от 0,3 до 1,3%. Банк стремится к росту операций в Республике Армения, Республике Таджикистан и Кыргызской Республике. На эти страны-члены уже приходится более 13% всех готовящихся проектов ЕАБР.
недавно созданными Банком БРИКС и Азиатским банком инфраструктурных инвестиций.
Потенциальные клиенты Банка не заинтересованы в получении инвестиционного финансирования в долларах США и евро, предпочитая для этих целей финансирование в национальных валютах.
Наблюдается существенное увеличение предложения ресурсов со стороны коммерческих банков в традиционных сегментах институтов развития, в первую очередь в области кредитования инфраструктурных проектов; негосударственные пенсионные фонды, управляющие активами, другие институциональные инвесторы также проявляют интерес к инфраструктуре.
Происходит изменение традиционной парадигмы финансирования инвестиционных проектов крупных корпоративных клиентов: усиливается тенденция к сдвигу от банковского кредитования этих проектов в пользу более простых, а зачастую и более дешевых облигационных займов, при размещении которых нередко не предъявляются требования к предоставлению залогов.
Наблюдается изменение поведения корпоративных клиентов, по аналогии с изменениями технологий работы с физическими лицами, когда клиенты стремятся к минимизации личных контактов и упрощению процедур привлечения кредитования.
Растет скорость принятия решений, вызванная, в частности, технологическими прорывами в отраслях традиционной деятельности институтов развития (транспорт, инфраструктура, энергетика, нефтегазовые отрасли и др.).
Данные факторы учтены ЕАБР при подготовке Стратегии Банка на период с 2018 по 2022 год.
ВНЕШНЯЯ СРЕДА
Период с 2013 по 2017 год характеризовался существенным изменением внешнеэкономического фона стран региона. Относительно благоприятная конъюнктура и высокий уровень цен на сырьевые товары в начале рассматриваемого периода сменились в 2014–2016 годах значительным падением мировых цен на сырье (прежде всего цен на энергоносители) и введением экономических санкций в отношении России. Ухудшение условий торговли для двух крупнейших экономик стран – членов ЕАБР (России и Казахстана) оказало существенное негативное влияние на развитие стран региона. Дополнительное давление на экономический рост осуществлялось через каналы взаимной торговли, денежных переводов мигрантов и других финансовых потоков. В период с 2013 по 2016 год рост ВВП стран – членов Банка перешел из зоны положительных значений в зону отрицательных значений (прирост 2,2% в 2013 году, в 2015 году падение составило 2,1%). В 2017 году негативные тенденции в регионе несколько ослабли, и прирост ВВП по итогам года составил 1,8%. За пятилетний период – с 2013 года по 2017 год – ВВП региона увеличился на 2,9%, при этом экономическая динамика существенно варьировалась по отдельным странам (Таблица 1).
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 | |
Армения |
3,3 |
3,6 |
3,2 |
0,2 |
7,5 |
Беларусь |
1,0 |
1,7 |
-3,8 |
-2,5 |
2,4 |
Казахстан |
6,0 |
4,2 |
1,2 |
1,1 |
4,0 |
Кыргызстан |
10,9 |
4,0 |
3,9 |
4,3 |
4,6 |
Россия |
1,8 |
0,7 |
-2,5 |
-0,2 |
1,5 |
Таджикистан |
7,4 |
6,7 |
6,0 |
6,9 |
7,1 |
Страны ЕАБР |
2,2 |
1,1 |
-2,1 |
-0,1 |
1,8 |
Источник: данные статистических ведомств
Значительное снижение мировых цен на сырьевые товары привело к повышенной волатильности обменных курсов национальных валют, которая наблюдалась в период с конца 2014 года до начала 2016 года. Падение бюджетных доходов и наращивание государственных расходов с целью поддержания экономической активности нашли свое отражение в увеличении бюджетных дисбалансов и росте государственного долга в большинстве стран – членов ЕАБР (Таблица 2).
РА |
РБ |
РК |
КР |
РФ |
Р |
Т |
|||||||||||||
СБ |
ГД |
СБ |
ГД |
СБ |
ГД |
СБ |
ГД |
СБ |
ГД |
СБ |
ГД | ||||||||
2013 |
-1,6 |
40,9 |
-0,3 |
21,6 |
-1,9 |
12,3 |
-0,7 |
47,8 |
-0,4 |
12,7 |
0,3 |
32,8 | |||||||
2014 |
-1,9 |
43,7 |
0,7 |
21,5 |
-2,7 |
14,3 |
-0,5 |
53,6 |
-0,4 |
15,6 |
0,3 |
27,6 | |||||||
2015 |
-4,8 |
48,7 |
1,7 |
31,4 |
-2,2 |
22,1 |
-1,4 |
67,1 |
-2,4 |
15,9 |
0,8 |
33,2 | |||||||
2016 |
-5,5 |
56,6 |
1,0 |
39,3 |
-1,6 |
24,3 |
-4,4 |
59,1 |
-3,4 |
15,7 |
-1,7 |
44,8 | |||||||
2017* |
-4,8 |
58,8 |
2,7 |
39,3 |
-2,8 |
26,2 |
-3,2 |
59,9 |
-1,5 |
15,1 |
-0,3 |
- |
Источник: данные статистических ведомств, расчеты Банка; * - предварительные оценки
Помимо нарастания проблем в государственных бюджетах, ряд стран региона столкнулся с ухудшением состояния платежных балансов, что было связано как с внешнеэкономическими условиями, так и с сокращением притока инвестиций и денежных переводов.
Восстановление экономического роста в странах – членах ЕАБР в 2017 году сопровождалось снижением ключевых ставок центральных/национальных банков на фоне существенного замедления инфляции, которая в России и Беларуси достигла рекордно низких уровней. Стабилизация в 2017 году сырьевых цен и национальных валют в большинстве государств – участников ЕАБР создала благоприятную основу для восстановления взаимного товарооборота региона, при этом по итогам 2017 года наблюдался рост взаимной торговли. Умеренно жесткая бюджетная политика способствовала сокращению бюджетных дисбалансов и замедлению темпов роста государственного долга. Однако, несмотря на выход государств – участников Банка на положительный рост в 2017 году, перспективы динамичного восстановления их экономики до 2022 года пока остаются умеренными. Сохранение структурных дисбалансов и санкций в отношении России будет ограничивать потенциал экономического роста в среднесрочной перспективе.
Масштабное сокращение экономической активности в регионе, связанное, прежде всего, с существенным замедлением экономического роста в России и Казахстане в 2015-2016 годах, а также медленным восстановлением мировой экономики, отрицательно сказалось на показателях производственных отраслей, включая отрасли, которые ЕАБР определил как целевые в рамках реализации предыдущей Стратегии.
Практически во всех странах производство в отраслях – драйверах экономического роста либо замедлилось, либо сократилось. Общим для всех экономик было сокращение вклада обрабатывающей промышленности в рост ВВП. Особенно заметный спад наблюдался в Беларуси и России. Данные периода 2016-2017 годов свидетельствуют: несмотря на эффект девальвации,
2 Беларусь – Республиканский бюджет, Армения – Государственный бюджет, Россия – Федеральный бюджет, Казахстан – Государственный бюджет, Кыргызстан – Государственный бюджет, Таджикистан – Государственный бюджет.
восстановительный рост в торгуемых секторах остается на относительно низком уровне по сравнению с докризисным периодом. Сельское хозяйство остается важным драйвером роста в Армении и Кыргызстане, при этом в России этот сектор экономики стал одним из лидеров по росту производства в 2016–2017 годах (средние темпы прироста составили 3,6%).
На основе прогнозов динамики мирового роста цен на энергоносители и основные сырьевые товары, а также условий экономического развития стран евразийского пространства Банком были разработаны три сценария развития экономик государств-участников – базовый, оптимистический и пессимистический.
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 | |
Рост ВВП, % | |||||
Пессимистический сценарий |
0,1 |
0,2 |
0,5 |
1,1 |
1,4 |
Базовый сценарий |
1,9 |
2,0 |
2,0 |
2,1 |
2,2 |
Оптимистический сценарий |
2,6 |
2,9 |
2,9 |
3,0 |
3,0 |
Источник: собственные данные Банка
Brent, которая достигнет 75 долл. США за баррель к 2022 году. Наряду с этим ожидается, что экономики региона воспользуются окном возможностей и реализуют непопулярные меры экономической политики, которые сложнее принимать в периоды замедления экономической активности. Главным драйвером роста станут инвестиции, стимулируемые, помимо смягчения монетарных условий, улучшением ожиданий потенциальных инвесторов на фоне повышения суверенных рейтингов стран региона и получения инвестиционного рейтинга Российской Федерацией. Экспортный потенциал, поддерживаемый улучшением условий торговли на пространстве ЕАЭС и заключением торговых соглашений с третьими странами, будет дополнен повышенным внешним спросом. При этом в 2019–2022 годах экономический рост стран – членов Банка выйдет на уровень 3% в год.
Пессимистический сценарий основан на предположении3 о стагнации
экономического роста в государствах – участниках Банка в результате существенного замедления мировой экономики. В результате мировой спрос на нефть будет значительно отставать от роста предложения и цена нефти Brent составит в среднем 30 долл. США за баррель в 2018 году, постепенно увеличиваясь до 40 долл. США за баррель в 2022 году. В условиях более низкого внешнего спроса и сохранения ограниченного доступа к внешним инвестициям обострятся структурные дисбалансы в экономиках стран операций Банка. Инфляционные риски снова проявятся на фоне более быстрого, чем в рамках базового и оптимистического сценариев, обесценения национальных валют.
потенциал снижения процентных ставок;
восстановление взаимного товарооборота и инвестиций по сравнению с низкими уровнями 2014–2015 годов;
повышение суверенных и корпоративных рейтингов в странах – членах Банка.
повышение процентной ставки ФРС США и, как следствие, укрепление доллара, что может привести к удорожанию кредитных ресурсов на развивающихся рынках;
сохранение или усиление санкционного давления на российскую экономику;
3 В качестве источников информации для составления пессимистического сценария использованы предположения национальных ведомств РФ и РК в программных документах о среднесрочном прогнозе социально-экономического развития данных стран.
сохранение структурных дисбалансов в экономиках стран операций Банка;
высокий уровень просроченной задолженности в банковском секторе в ряде стран – членов Банка.
КЛЮЧЕВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ВЫЗОВЫ, СИЛЬНЫЕ И
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ЕАБР (SWOT-АНАЛИЗ)
За годы своей деятельности Банк смог сформировать набор конкурентных преимуществ, ставших его сильными сторонами.
промышленности, распространяется действие механизма Минпромторга России по субсидированию части затрат заемщиков Банка на уплату процентов. Аналогичные механизмы акционерной поддержки ЕАБР планируется использовать и в других странах, в частности в Казахстане.
членов работе по совершенствованию и гармонизации национального законодательства в сфере государственно-частного партнерства, развитию синдицированного кредитования и рынка долгосрочных инвестиций.
применение к имуществу и активам Банка. Эти факторы способствуют его успешной работе и являются важным преимуществом ЕАБР как кредитной организации. В частности, статус преференциального кредитора дает Банку дополнительные возможности по мобилизации стороннего капитала для финансирования проектов за счет «зонтичного» распространения этого статуса и предусмотренных им защитных механизмов на кредиты остальных участников кредитной синдикации. На Банк не распространяются административные и иные ограничения, практикуемые в странах-членах в работе с государственными предприятиями. Это – важное конкурентное преимущество ЕАБР по сравнению с другими международными финансовыми организациями и финансовыми институтами с иностранным капиталом. Учитывая масштабы государственного сектора в экономиках стран – участниц Банка, это значительно расширяет его возможности по структурированию инвестиционных проектов. Отмеченное выше касается и операций Банка по фондированию своей деятельности. Так, к нему не применяются ограничения, действующие в отношении ряда ведущих кредитных организаций России, что дает ЕАБР возможность проводить более активную политику на международных рынках капитала.
В то же время в работе Банка присутствуют проблемные области, ликвидация которых позволила бы более полно реализовать потенциал ЕАБР, прежде всего, в интересах его акционеров.
Отсутствие широкого спектра инструментов управления ликвидностью в национальных валютах. По сравнению с национальными институтами развития и коммерческими банками ЕАБР имеет крайне ограниченный доступ к инструментам получения и размещения ликвидности в национальных валютах стран-членов. Кроме того, на Банк не распространяются многие государственные программы субсидирования в национальных валютах. В первую очередь все сказанное относится к российским рублям4. Данная проблема является особенно острой на текущем этапе, когда основной спрос заемщиков предъявляется на кредиты,
номинированные в валютах государств-участников. Успешность выполнения Стратегии в значительной степени зависит от решения вопроса с ликвидностью в национальных валютах.
4 Только Национальный банк Республики Казахстан предоставил ЕАБР в 2016 году тенговую кредитную линию.
существенно ограничивает возможности ЕАБР по финансированию таких системно значимых инвестиционных проектов, как строительство трансконтинентальных транспортных коридоров, сооружение крупных энергетических и промышленных объектов.
Изменения в глобальной экономике и экономических процессах евразийского пространства сформировали целый спектр возможностей для ЕАБР.
перспективных инвестиционных проектов с сильным интеграционным эффектом, которые представляют интерес для Банка. Так, Евразийской экономической комиссией сформирован перечень приоритетных проектов в сфере транспорта и инфраструктуры в рамках сопряжения ЕАЭС и ЭПШП. Поддержка подобных инициатив является одной из важнейших задач Банка, и ЕАБР будет прорабатывать вопрос своего участия в этих проектах. При этом в рамках реализации проектов строительства международных транспортных коридоров Банк, используя свой наднациональный статус, может выполнять координирующую роль в процессе подготовки и организации синдицированного финансирования данных проектов. Для этого Банк, в том числе, может использовать возможности сотрудничества с Национальным Центром ГЧП России, центрами развития ГЧП других стран- членов.
На горизонте 2018–2022 годов, учитывая текущее состояние и происходящее изменение внешней среды, перед ЕАБР стоят вызовы, которые могут оказать негативное влияние как на финансовое состояние Банка, так и на его возможности по достижению стратегических целей и решению задач системного характера.
проектов – усиливается сдвиг от кредитования этих проектов в пользу использования средств облигационных займов. В этих условиях от Банка требуется развитие новых направлений и ниш операционной деятельности, внедрение новых банковских продуктов и инструментов, удешевление стоимости предоставляемого финансирования, а также привлечение
«якорных» клиентов.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЕАБР
К концу 2022 года объем текущего инвестиционного портфеля Банка увеличится с 2,3 до 3,6 млрд долл. США, общая стоимость новых проектов ЕАБР за период 2018-2022 годов составит 4,6 млрд долл. США.
«зонтичного» распространения его защитных механизмов на кредиты остальных участников синдикации. Детально данные вопросы рассмотрены в подразделе «Международное сотрудничество».
становились его «якорными» партнерами, планирует расширять круг таких клиентов за счет установления новых стратегических партнерств с компаниями, реализующими проекты в приоритетных для инвестиционной деятельности Банка секторах экономики. Предполагается, что развитию таких партнерств будет способствовать внедрение новых финансовых продуктов и инструментов.
Банк планирует существенно повысить эффективность деятельности своих территориальных представительств в Минске, Ереване, Бишкеке и Душанбе, сфокусировав их работу, прежде всего, на инвестиционном процессе, а именно: на идентификации, подготовке и сопровождении реализации проектов ЕАБР.
Также будет осуществляться дальнейшее совершенствование бизнес- модели (бизнес-процессов, регламента проектного цикла, документооборота, систем работы с персоналом, информационных систем и т.д.), в том числе для ее адаптации к новой Стратегии. Планируется, что после реализации этих мер срок подготовки крупных инвестиционных проектов в Банке не будет превышать 8 месяцев.
Помимо этого, Банк совместно со своими акционерами, являющимися учредителями Евразийского фонда стабилизации и развития, будет участвовать в выработке подходов к совершенствованию системы управления этим фондом.
Выбор отраслей основывался на их интеграционном потенциале, положениях национальных программ развития стран – членов Банка, результатах собственного анализа областей конкурентных преимуществ государств-участников (отраслей конкурентного экспортного потенциала) и их инвестиционной привлекательности. Учтена текущая и прогнозная макроэкономическая ситуация в регионе операций Банка. Данный перечень отраслей является приоритетным, но не исчерпывающим.
Инфраструктура (транспортная, комму нальная и иная)
проектной деятельности Банка. Именно в реализации проектов инфраструктурных инвестиций ЕАБР видит свою ключевую роль как института развития, прежде всего в силу значительного мультипликативного эффекта таких инвестиций6.
Основным направлением работы Банка в транспортной инфраструктуре станет финансирование проектов, способствующих как развитию интеграции и формированию единого транспортного пространства ЕАЭС в соответствии с положениями Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств – членов Евразийского экономического союза, так и достижению целей национальных отраслевых стратегий развития7, включая:
улучшение транспортной связности регионов в рамках формирования единого экономического рынка;
5 К базовой инфраструктуре относится транспортная, коммунальная, телекоммуникационная и социальная инфраструктура.
6 По оценкам исследования McKinsey Global Institute, долгосрочная экономическая эффективность инфраструктурных инвестиций может составлять до 0,2 долл. США на каждый доллар вложений, главным образом, за счет прироста производительности.
7 Например, Государственная программа развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016–2020 годы, Государственная программа инфраструктурного развития Республики Казахстан «Нұрлы жол» на 2015–2019 годы.
развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры;
повышение устойчивости и безопасности транспортной системы;
развитие интеллектуальных транспортных систем;
повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
реализация транзитного потенциала стран-членов.
участников Банка.
«человеческого капитала».
Планируется, что в период 2018–2022 годов доля интеграционных проектов будет составлять не менее 50% текущего инвестиционного портфеля Банка в инфраструктуре.
Электро э нергет ика
8 Например, согласно выводам исследования Всемирного банка, эффективность инвестиций в образование в долгосрочной перспективе может превышать эффективность проектов развития транспортной инфраструктуры.
ветровые и солнечные электростанции), развитию которых в ряде стран – членов ЕАБР придается большое значение на государственном уровне9.
9 Например, в Армении концепция энергетической безопасности, утвержденная Президентом Республики Армения в 2013 году, ставит цель по достижению возобновляемыми источниками энергии доли в 20% в первичном потреблении энергоресурсов к 2020 году. В том же 2013 году Президентом Республики Казахстан одобрена концепция по переходу Казахстана к «зеленой» экономике.
10 Обусловлено тем, что в большинстве стран-членов ЕАБР за последние годы сформировался избыток предложения электроэнергии в связи с продолжающимися вводами новой генерирующей мощности при слабой динамике внутреннего энергопотребления.
участниках Банка, предоставления услуг генподряда и строительства электроэнергетических объектов, участия инвесторов из одних стран – членов ЕАБР в капитале проектов и энергокомпаний из других государств – участников Банка. Также в ограниченном объеме возможна реализация проектов по строительству трансграничной электросетевой инфраструктуры и генерирующей мощности, направленных на увеличение поставок электроэнергии между странами – членами ЕАБР. Планируется, что в 2018– 2022 годах доля интеграционных проектов будет составлять не менее 30% всего объема текущего инвестиционного портфеля Банка в электроэнергетике.
Химическая и нефтехимическая промышленность
В период действия настоящей Стратегии в химической и нефтехимической промышленности ЕАБР будет концентрироваться на создании новых производств и целевом финансировании сбыта готовой продукции и сырья, в том числе экспортных операциях, что соответствует миссии Банка по содействию экономическому росту и расширению торгово-экономических связей государств – участников ЕАБР, а также приоритетам промышленных политик ряда стран-членов11. Учитывая высокую развитость химической и нефтехимической промышленности
11 Например, химическая промышленность (включая агрохимию и нефтегазохимию) выделена в качестве одной из пяти приоритетных отраслей в Государственной программе индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015–2019 годы.
преимущественно в Российской Федерации, количество потенциальных интеграционных инициатив является достаточно ограниченным, они возможны прежде всего в области торговых операций. Планируется, что в 2018–2022 годах доля интеграционных проектов будет составлять не менее 25% от объема текущего портфеля проектов в области химической и нефтехимической промышленности.
Машиностроение
промышленности12.
12 Данные сегменты машиностроения выделены в числе приоритетных, например, в государственной программе Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года.
Планируется, что в течение срока реализации Стратегии доля интеграционных проектов будет составлять не менее 25% от размера текущего инвестиционного портфеля в машиностроении.
Металлургическая и горнодобывающая промышленность
Инвестиции в горно-металлургический комплекс и добычу угля способствуют реализации национальных программ развития этих отраслей, принятых в большинстве стран – членов ЕАБР13, а также соответствуют основным направлениям промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС.
13 Например, такие направления развития черной и цветной металлургии, как переход на более высокий уровень передела и использование современных горнодобывающих технологий, определены в качестве стратегических в Казахстане в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015–2019 годы, в Кыргызстане – в рамках «Стратегии устойчивого развития на 2018–2040 годы», в Таджикистане – в рамках «Национальной стратегии развития на период до 2030 года». В России подпрограмма «Металлургия» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» ставит целью обеспечение спроса на продукцию металлургии путем увеличения конкурентных преимуществ отрасли. Программы по развитию добычи угля приняты в странах – членах ЕАБР, обладающих запасами этого сырья.
ЕАБР считает приоритетными большинство подотраслей цветной металлургии (в частности, добычу и производство меди), несколько менее приоритетны черная металлургия и производство драгоценных металлов. Среди подотраслей угольной промышленности приоритетна добыча коксующихся углей, долгосрочные перспективы которой тесно связаны с перспективами металлургии. Среди проектов, связанных с добычей энергетических углей, Банк будет концентрироваться на проектах, направленных на повышение производительности и безопасности труда, а также экологической безопасности. Проекты, ориентированные на наращивание мощностей по добыче угля, будут менее приоритетными для ЕАБР.
Планируется, что в 2018–2022 годах доля интеграционных проектов будет составлять не менее 50% текущего инвестиционного портфеля ЕАБР в металлургической и горнодобывающей промышленности.
Нефтегазовая промышленность
Беларуси – почти 21%. Это позволяет говорить о том, что именно от данной отрасли зависит состояние торгового баланса крупнейших государств – участников Банка и стабильность их национальных валют. Несмотря на то, что в отрасли занята незначительная в процентном отношении часть населения, работа отрасли через механизм налогов на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин обеспечивает наполняемость бюджетов стран – членов ЕАБР и реализацию большинства социальных программ. Перераспределение нефтегазовых доходов, полученных в виде экспортной пошлины, взимаемой таможенной службой при экспорте нефти и нефтепродуктов, налога на добычу и его аналогов, действующих в странах – членах Банка, обеспечивает спрос на товары и услуги других отраслей.
Планируется, что в период действия Стратегии доля интеграционных проектов будет составлять не менее 50% от объема текущего инвестиционного портфеля в нефтегазовой промышленности.
Агропромышленный комплекс
Планируется, что в 2018–2022 годах в рамках реализации программы по работе ЕАБР в сельскохозяйственном секторе доля интеграционных проектов в нем по текущему инвестиционному портфелю будет составлять не менее 50%.
Финансовый сектор
Проекты выпуска ценных бумаг в государствах – участниках ЕАБР, в том числе путем: участия в выпусках в качестве инвестора, содействия размещению выпуска в части поиска инвесторов, проведения работы с регуляторами, а также инфраструктурными институтами финрынка в части содействия облегчению доступа эмитентов на рынки государств – участников Банка.
Проекты репликации успешных финансовых инструментов, в том числе проектов секьюритизации различных видов активов.
Эффективным методом развития интеграции финансовых рынков является выпуск инструментов, способствующих появлению эмитентов одних стран – членов ЕАБР на финансовых рынках других стран-членов. Банк в этой связи будет выступать в качестве организатора и андеррайтера подобных выпусков, а также предоставлять бридж-финансирование. Кроме того, международный статус и рейтинг Банка будет способствовать привлечению инвесторов и мобилизации финансовых ресурсов для реализации и масштабирования таких проектов. ЕАБР возьмет на себя задачу по проведению работы с биржами, регуляторами и иными институтами, вовлеченными в процесс выпуска ценных бумаг, с целью совершенствования и облегчения регуляторных и иных условий для реализации подобных проектов, а также оказания консультационных и иных связанных с этой деятельностью услуг.
Для решения данной задачи Банк будет:
предоставлять долговое финансирование, в том числе субординированные кредиты, для фондирования деятельности банков одного государства-участника в других государствах- участниках;
оказывать поддержку банкам одного государства-участника в проектах привлечения долгового финансирования на рынках других стран – членов ЕАБР.
В этой связи Банк планирует:
развивать инструменты хеджирования валютных рисков, в том числе операции своп в локальных валютах;
привлекать ликвидность в локальных валютах для финансирования проектной деятельности, в том числе путем заключения прямых сделок (своп) с центральными (национальными) банками государств – участников ЕАБР;
способствовать повышению объема и ликвидности операций в локальных валютах на биржах государств – участников Банка, в том числе путем выполнения функций маркет-мейкера;
развивать программы кредитования финансовых институтов в локальных валютах.
ЕАБР будет содействовать решению следующих задач:
увеличение объема предоставляемых кредитных линий для целей поддержки торгового финансирования;
развитие в финансовом секторе долгосрочного торгового финансирования, в том числе под гарантию национальных экспортных агентств стран – членов ЕАБР;
развитие таких продуктов, как структурированное финансирование экспорта и предэкспортное финансирование коммерческих банков;
предоставление консультационных услуг по торговому финансированию, в том числе организация обучающих и образовательных мероприятий для банков и их клиентов.
Планируется, что в период действия Стратегии доля интеграционных проектов будет составлять не менее 50% от объема текущего инвестиционного портфеля в финансовом секторе.
Информа ционные технологии
Создание IT-инфраструктуры подразумевает, в частности, строительство центров обработки данных, суперкомпьютеров и широкополосных каналов передачи данных. Если рассматривать рынок центров обработки данных в глобальном разрезе, лидером на нем являются США с долей 44%, еще 10% вычислительных мощностей расположено в Китае, на остальные страны из лидирующей десятки приходится 4–5% мощностей. Ни одна из стран – членов ЕАБР в топ-10 не вошла14. Строительство центров обработки данных при поддержке Банка может быть перспективным направлением, поскольку имеющиеся в отрасли ограничения (невысокая доходность проектов) критичны для частных инвесторов в IT-инфраструктуру, но не являются таковыми для банков развития.
данные продукты тиражируются и применяются на территории всех государств – участников ЕАБР;
коммерческие IT-платформы могут стимулировать активизацию торгового и инвестиционного взаимодействия стран-членов;
14 Исследование Synergy Research Group.
специфика разработки данных продуктов позволяет интенсивно использовать межстрановую кооперацию, унифицировать стандарты и протоколы, интегрировать рынки государств- участников.
В IT-индустрии возможна реализация проектов на принципах государственно-частного партнерства, в том числе реплицируемых.
В программе Казахстана отдельными системными направлениями являются, в том числе:
цифровые преобразования в отраслях экономики – развитие цифровой индустрии путем внедрения цифровых технологий в сфере сельского хозяйства и промышленности;
улучшение систем учета горнодобывающей отрасли;
автоматизация транспортно-логистической системы страны;
развитие электронной торговли;
совершенствование системы здравоохранения;
развитие информационно-коммуникационной отрасли страны;
реализация технологий для создания умных городов.
Проекты с сильным интеграционным эффекто м:
Национальные проекты развития. Под национальными проектами развития понимаются инвестиционные проекты с длительными сроками окупаемости и достаточно высокими рисками, участие в которых не относится к приоритетам коммерческого банковского сектора, что позволяет ЕАБР использовать в работе по таким проектам принцип дополняемости:
финансовых посредников (коммерческие банки, лизинговые и микрофинансовые компании, инвестиционные фонды) в тех отраслях национальных экономик, которые наиболее соответствуют мандату развития. При этом важно, чтобы опыт структурирования и организации данных программ мог быть релевантен и реплицируем в двух и более странах – членах Банка.
Особый акцент будет сделан Банком на проектах «зеленого» финансирования. Под ними понимаются проекты обоих названных выше типов (проекты с сильным интеграционным эффектом и национальные проекты развития), оказывающие положительное воздействие на состояние окружающей среды и противодействующие изменению климата или смягчающие его негативные последствия. Такие проекты могут быть реализованы в широком перечне секторов экономики: электроэнергетика, прежде всего основанная на возобновляемых источниках энергии, транспортная и муниципальная инфраструктура, различные секторы добывающей и обрабатывающей промышленности и др. Указанные проекты также положительно отражаются на качестве жизни населения, повышении конкурентоспособности экономик и рациональном использовании ресурсов. При включении данных проектов в число целевых учитывалось, что многосторонние банки развития являются одним из важнейших источников предоставления «зеленого» финансирования в мире15. ЕАБР также планирует наращивать портфель «зеленых» проектов для целей устойчивого развития стран-членов.
15 За период 2011–2016 годов в развивающихся странах шесть ведущих МБР (Группа Всемирного банка, Европейский инвестиционный банк, Группа Межамериканского банка развития, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития и Африканский банк развития) в совокупности выделили свыше 158 млрд долл. США для реализации проектов, направленных на смягчение последствий изменения климата и адаптацию к ним (совместный доклад группы многосторонних банков развития по климатическому финансированию МБР, 2016). Группа Всемирного банка, ЕИБ, ЕБРР, АБР, НБР, АБИИ и ряд других многосторонних банков развития прямо определяют
«зеленое» финансирование в качестве приоритетного направления своей инвестиционной деятельности. По итогам 2016 года ЕИБ и Группа Всемирного банка стали крупнейшими эмитентами «зеленых» облигаций в мире. Роль многосторонних банков развития в финансировании «зеленых» проектов важна еще в связи с тем, что коммерческие банки, а также национальные банки развития стран-членов не ставят перед собой отдельной задачи по поддержке таких проектов.
сохранение доли проектов, реализуемых в России, Казахстане и Беларуси, в целом на уровне, сложившемся к концу 2017 года, с возможными колебаниями этой доли, связанными с подписанием крупных проектов на территории указанных государств- участников;
рост портфеля проектов в абсолютном выражении в Армении, Кыргызстане и Таджикистане.
Страна |
Доля в ТИП на конец 2017 года, % |
Лимит (максимальный удельный вес в ТИП) на период 2018-2022 годов, % |
Россия |
39,2 |
до 50% |
Казахстан |
41,4 |
до 50% |
Беларусь |
15,9 |
до 25% |
Армения |
1,3 |
до 15% |
Таджикистан |
0,3 |
до 10% |
Кыргызстан |
0,3 |
до 10% |
Другие страны |
1,6 |
до 10% |
ИТОГО |
100% |
н.п. |
Источник: собственные расчеты Банка
проектное финансирование;
инвестиционное финансирование;
участие в капитале;
торговое финансирование;
документарные операции;
участие в фондах, организация и управление ими;
консультационные услуги и техническое содействие по подготовке проектов.
проектного финансирования и инвестиционного финансирования.
расчетах аккредитивов (с покрытием и без покрытия), обеспечит собственную внутрибанковскую компетенцию по документарным операциям.
В рамках деятельности Банка в качестве управляющего средствами ЕФСР основными задачами ЕАБР на планируемый период будут:
повышение качества поддержки проектов Фонда путем усиления взаимодействия служб Банка и проектных групп Фонда по подготовке, мониторингу, управлению рисками проектов Фонда, повышение качества оценки эффектов от их реализации;
расширение взаимодействия в идентификации и реализации проектов как Банка, так и Фонда.
Банк также может предоставлять клиентам и другие продукты, необходимые для реализации проектов, соответствующих миссии и стратегическим целям ЕАБР.
предоставление кредитов и кредитных линий, в том числе синдицированных;
лизинг;
приобретение долговых ценных бумаг;
приобретение долевых ценных бумаг различного типа, а также долей участия в организациях и инвестиционных фондах;
предоставление банковских гарантий;
выпуск, обслуживание и сопровождение аккредитивов в рамках проектного или инвестиционного финансирования;
инструменты технического содействия (гранты);
иные доступные для ЕАБР финансовые инструменты.
Банк является членом Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан, входит в экспертные и рабочие группы при министерствах и центральных банках стран-членов. Как центр компетенций и экспертизы, Банк подключен к процессу подготовки ряда проектов нормативно-правовых актов государств-участников, в том числе в области развития механизмов ГЧП, синдицированного кредитования и пр. В рамках реализации Стратегии планируется дальнейшее расширение сотрудничества с государственными органами стран-членов. Банк намерен внедрить в свою работу практику подготовки и реализации совместно с общенациональными министерствами и ведомствами и региональными органами исполнительной власти государств-участников программ инвестиционного сотрудничества.
Будет продолжена работа с государственными органами по распространению на ЕАБР мер господдержки, которыми пользуются национальные институты развития и коммерческие банки.
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ);
Новый банк развития (НБР);
Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР);
Международный инвестиционный банк (МИБ);
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР);
Азиатский банк развития (АБР);
Группа Всемирного банка в составе МБРР, МФК, МАР;
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ);
Российско-Кыргызский Фонд развития (РКФР);
другие МФО.
Сотрудничество с указанными организациями будет осуществляться ЕАБР в различных сферах.
В части сотрудничества с международными организациями Банк продолжит работу с ПРООН по проектам «Улучшение возможностей для финансирования устойчивого развития в СНГ», «Устойчивые города для низкоуглеродного развития» и «Снижение рисков инвестирования в возобновляемые источники энергии». Будет вестись сотрудничество с ЮНИДО в сфере развития промышленности стран – членов ЕАБР, а также с другими организациями системы ООН. Банк продолжит работу по подключению к целевым фондам (Природоохранное партнерство «Северное измерение», «Фонд Зеленого Климата») для привлечения их ресурсов к финансированию собственных проектов. ЕАБР будет укреплять сотрудничество с организациями, нацеленными на развитие инфраструктуры: Глобальный инфраструктурный финансовый механизм (Global Infrastructure Facility), в котором ЕАБР является членом консультативного совета, Глобальный инфраструктурный хаб (Global Infrastructure Hub), с которым Банком в 2017 году заключен Меморандум о сотрудничестве, Альянс по глобальной взаимосвязанности инфраструктуры (Global Infrastructure Connectivity Alliance), членом которого ЕАБР стал в конце 2017 года.
С этими институтами планируется:
вести активный обмен проектными предложениями;
создавать кредитные синдикации в целях мобилизации дополнительных ресурсов для финансирования проектов в приоритетных секторах экономики государств – участников Банка;
объединять ресурсы технического содействия для подготовки новых совместных операций;
осуществлять взаимодействие (в том числе в формате совместных рабочих групп и круглых столов) по обмену опытом и лучшими корпоративными практиками в таких областях, как управление персоналом, социальные и экологические стандарты, управление фондами, развитие партнерств и т.д.;
вести взаимодействие по линии аналитических подразделений.
экспертизу документации в рамках подготовки сложноструктурированных проектов, организациями, занимающимися продвижением новых проектов. Совместно с этими партнерами осуществляется поиск и подготовка проектов, проводятся консультации с региональными и муниципальными органами власти об условиях их реализации. Банк взаимодействует с рядом деловых объединений (Российский союз промышленников и предпринимателей, Деловая Россия, Национальная палата предпринимателей Казахстана
«Атамекен»), что повышает узнаваемость Банка в бизнес-сообществе и расширяет возможности ЕАБР по привлечению новых инвестиционных заявок. В области развития гуманитарной интеграции Банк сотрудничает с учреждениями культуры, искусства, науки и образования.
подготовки проектов на грантово-возвратной основе. В странах – членах ЕАБР спрос на такие инструменты предъявляется, в частности, в автодорожном секторе со стороны региональных органов исполнительной власти и госкомпаний, готовящих проекты, структурированные на принципах ГЧП. Возможен существенный интерес со стороны госпредприятий ряда секторов обрабатывающей промышленности, в том числе машиностроительного.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Банк осуществляет аналитическую работу в рамках выполнения задачи по изучению интеграционных процессов между государствами-участниками и сопровождению проектно-инвестиционной деятельности.
Поступающие на рассмотрение инвестиционные проекты в обязательном порядке проходят оценку на соответствие миссии и стратегическим целям Банка. Для мониторинга выполнения стратегии отслеживаются интеграционные и социально-экономические эффекты
текущего инвестиционного портфеля ЕАБР. Стандарты работы по стресс- тестированию, обязательному мониторингу макроэкономических и отраслевых рисков портфеля проектов, переход с 2018 года на МСФО 9 требуют участия специалистов аналитического блока Банка в указанных процессах.
Банк на регулярной основе публикует аналитические издания, отраслевые и тематические обзоры, организует конференции и круглые столы. На постоянной основе осуществляется мониторинг работы многосторонних банков развития и событий экономической интеграции на территории стран операций Банка, осуществляется сотрудничество с международными организациями в области аналитической деятельности.
В период реализации предыдущей Стратегии Банк расширил перечень публикуемых макроэкономических обзоров, включающих в себя описание внешних экономических условий, текущей макроэкономической ситуации в регионе, драйверов и рисков экономического развития, а также среднесрочный прогноз основных макроэкономических показателей государств – участников ЕАБР. Исследования, посвященные актуальным вопросам экономического развития стран региона операций Банка, публикуются на ежеквартальной основе в рамках специальных докладов.
Банк взаимодействует с ЕЭК, министерствами и ведомствами по проведению ежеквартальных прогнозных раундов по макроэкономическому моделированию стран – членов Банка. Осуществляется постоянная поддержка и совершенствование используемого модельного комплекса.
проведение аналитических исследований, связанных с вопросами стратегического развития ЕАБР, мониторингом и оценкой выполнения принятых решений по этим вопросам;
подготовка отраслевых и макроэкономических обзоров;
подготовка полного спектра аналитических продуктов в рамках аналитического сопровождения проектно-инвестиционной деятельности Банка;
анализ ведущейся другими МБР инвестиционной деятельности в регионе операций Банка;
совместные прикладные исследования с другими МФО, ЕЭК, национальными институтами развития;
анализ инвестиций в ЕАЭС, взаимной торговли, интеграции на финансовых рынках, развития транспортных коридоров, расширения несырьевого экспорта и иных интеграционных процессов;
организация работы по линии технического содействия, в том числе проведение ежегодной международной конференции «Евразийская интеграция».
МЕХАНИЗМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИИ
В частности, Банк имеет:
программы выпусков еврооблигаций (Euro Medium Term Note Programme) и еврокоммерческих нот (Euro-Commercial Paper Programme) для размещения собственных ценных бумаг с разными сроками обращения в иностранных валютах, в том числе в долларах США и евро, а также в национальных валютах, включая рубли и тенге, с двойным листингом на местных торговых площадках ПАО
«Московская Биржа» (ММВБ) и АО «Казахстанская фондовая биржа» (КФБ). Размещение еврооблигаций в национальных валютах позволит Банку наряду с международными инвесторами привлечь потенциальных инвесторов из государств-участников и обеспечить ценным бумагам дополнительную ликвидность. По состоянию на конец 2017 года совокупный объем остатка для размещения еврооблигаций и еврокоммерческих нот составил 1,7 и 3,2 млрд долл. США соответственно;
облигационные выпуски и программы в рублях и тенге в объемах 5 млрд рублей и 210 млрд тенге соответственно;
рамочные кредитные соглашения с институтами развития, ведущими зарубежными банками и экспортными кредитными агентствами для привлечения ресурсов под целевые проекты, связанные с импортом оборудования, спецтехники и т.п., а также строительством промышленных и иных объектов с участием иностранных субподрядчиков, и другие проекты;
программу биржевых облигаций совокупным объемом 200 млрд рублей и сроком обращения до 10 лет.
проработка вопроса о снижении объема казначейского портфеля в среднесрочной перспективе;
обеспечение доходности казначейского портфеля;
сохранение реальной стоимости собственного капитала ЕАБР и его защита от влияния факторов риска;
поддержание достаточного уровня ликвидности Банка;
диверсификация вложений и обеспечение должного уровня управления казначейским портфелем;
минимизация рыночных рисков.
В 2018–2022 годах ЕАБР планирует продолжить работу по использованию операций РЕПО и своп в качестве источника для привлечения фондирования.
Также в новом стратегическом периоде Банк планирует осуществлять операции на вторичном рынке синдицированного кредитования.
Банк изучит вопрос о целесообразности внедрения практики трехлетнего бюджетного планирования.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
объем инвестиций – характеризует масштаб деятельности;
интеграционный эффект – характеризует деятельность ЕАБР по выполнению миссии Банка в сфере укрепления торгово-экономических связей между государствами – участниками ЕАБР;
качество портфеля – характеризует проекты ЕАБР с точки зрения возвратности вложенных средств;
финансовый результат – характеризует безубыточность деятельности и поддержание достаточного уровня рентабельности операций Банка;
рейтинговая оценка – дает комплексную независимую характеристику Банка как заемщика.
Для каждого сценария развития экономик государств – участников Банка (базовый (консервативный), оптимистический и пессимистический), описанного в разделе «Внешняя среда», разработан отдельный набор контрольных показателей.
Группа показателей |
Показатель |
Ед. изм. |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 | |
1 |
Объем инвестиций |
текущий инвестиционный портфель |
млрд долл. США |
3,0 |
3,1 |
3,3 |
3,5 |
3,6 |
2 |
годовой объем операций |
млрд долл. США |
1,1 |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
0,9 | |
3 |
Интеграционный эффект |
доля проектов с интеграционным эффектом |
% |
не менее 50 | ||||
4 |
Качество портфеля |
доля провизий в балансовом портфеле |
% |
не более 516 | ||||
5 |
Финансовый результат |
чистая прибыль |
млн долл. США |
29 |
32 |
31 |
32 |
33 |
6 |
ROAE17 |
% |
1,7 |
1,9 |
1,8 |
1,8 |
1,8 | |
7 |
Рейтинговая оценка |
кредитный рейтинг Банка |
ед. |
один рейтинг Банка выше и один – совпадает с рейтингом РФ |
Источник: собственные расчеты Банка
Запланированный объем операций в 2018–2022 годах в рамках базового сценария основан на ожидаемом ускорении роста ВВП всех акционеров Банка. Рост экономической активности будет также способствовать снижению рисков ухудшения качества портфеля.
16 С учетом перехода Банка на МСФО 9 с 1 января 2018 года.
17 Без учета возможной докапитализации Банка.
Группа показателей |
Показатель |
Ед. изм. |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 | |
1 |
Объем инвестиций |
текущий инвестиционный портфель |
млрд долл. США |
3,0 |
3,2 |
3,4 |
3,7 |
3,9 |
2 |
годовой объем операций |
млрд долл. США |
1,1 |
0,9 |
1,0 |
1,1 |
1,1 | |
3 |
Интеграционный эффект |
доля проектов с интеграционным эффектом |
% |
не менее 50 | ||||
4 |
Качество портфеля |
доля провизий в балансовом портфеле |
% |
не более 5 | ||||
5 |
Финансовый результат |
чистая прибыль |
млн долл. США |
32 |
48 |
57 |
59 |
60 |
6 |
ROAE |
% |
1,9 |
2,4 |
2,5 |
2,5 |
2,5 | |
7 |
Рейтинговая оценка |
кредитный рейтинг Банка |
ед. |
один рейтинг Банка выше и один – совпадает с рейтингом РФ |
Источник: собственные расчеты Банка
Группа показателей |
Показатель |
Ед. изм. |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 | |
1 |
Объем инвестиций |
текущий инвестиционный портфель |
млрд долл. США |
2,9 |
3,0 |
3,1 |
3,2 |
3,3 |
2 |
годовой объем операций |
млрд долл. США |
1,0 |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
0,9 | |
3 |
Интеграционный эффект |
доля проектов с интеграционным эффектом |
% |
не менее 50 | ||||
4 |
Качество портфеля |
доля провизий в балансовом портфеле |
% |
не более 7 | ||||
5 |
Финансовый результат |
чистая прибыль |
млн долл. США |
15 |
12 |
27 |
25 |
25 |
6 |
ROAE |
% |
0,9 |
0,7 |
1,6 |
1,4 |
1,4 | |
7 |
Рейтинговая оценка |
кредитный рейтинг Банка |
ед. |
один рейтинг Банка выше и один – совпадает с рейтингом РФ |
Источник: собственные расчеты Банка
ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ПЕРИОД С 2013 ПО 2017 ГОД
К числу основных событий относятся:
кризисные явления в экономиках стран-членов: снижение темпов экономического роста до отрицательных значений, уменьшение инвестиционной активности корпоративного сектора, девальвация национальных валют, волатильность процентных ставок;
торговые и инвестиционные ограничения, введенные в отношении Российской Федерации;
пересмотр национальных и общих евразийских приоритетов в промышленной, инвестиционной и социальной политиках;
появление новых и уход из региона традиционных игроков – многосторонних банков развития;
резкий рост суммы проблемных кредитов, в связи с чем в первой половине 2015 года ЕАБР увеличил резервы на покрытие убытков по дебиторской задолженности до уровня 223,8 млн долл. США (за 2014 год – 43,4 млн долл. США).
Стратегия предусматривала достижение к концу срока ее исполнения в 2017 году набора стратегических контрольных показателей, приведенных в Таблице 8.
Группа показателей |
Показатель |
Ед. изм. |
К концу 2017 года | ||
план |
факт | ||||
1 |
Объем портфеля |
текущий инвестиционный портфель |
млрд долл. США |
3,3 |
2,3 |
2 |
Интеграционный эффект |
доля проектов с интеграционным эффектом |
% |
не менее 50 |
60,5 |
3 |
Качество портфеля |
доля провизий в балансовом портфеле |
% |
не более 5 |
3,3 |
4 |
Финансовый результат |
чистая прибыль |
млн долл. США |
33 |
41,7 |
5 |
ROE |
% |
2,1 |
2,5 | |
6 |
Независимая (рейтинговая) оценка |
кредитный рейтинг Банка |
ед. |
один рейтинг Банка выше и один – совпадает с рейтингом России |
два рейтинга Банка выше рейтинга России |
Источники: Стратегия Банка на период с 2013 по 2017 год, собственные расчеты ЕАБР
////////////////////////////