СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» 2008-2013 гг.

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» 2008-2013 гг.

 





Москва 2009


Издание на русском языке подготовлено Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации


Стратегический план Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (2008–2013 гг.). – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотруд-ничества, 2009. – 48 с.


Стратегический план Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» подготовлен Бюро Межправительственного совета Программы на основе результатов 5-й сессии Совета, состоявшейся в апреле 2008 г., и одобрен 180-й сессией Исполнительного совета ЮНЕСКО (документ 180 EX/15). В Стратегическом плане предлагаются цели и ожидаемые результаты деятельности Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» на период с 2008 по 2013 гг. и определяются пять приоритетов этой Программы: «Информация в целях развития»; «Информационная грамотность»; «Сохранение информации»; «Информационная этика» и

«Доступность информации».


© Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009

От издателей

Разработка флагманской межправительственной программы ЮНЕСКО «Информация для всех» была начата в 2000 году, и осенью 2001 года эта Программа была принята на 31-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Концепция Программы – это представление о мире, в котором каждый человек имеет до-ступ к информации, важной для него, и в котором он имеет воз-можность и необходимые навыки использования полученной информации для решения жизненно важных проблем и построения более совершенного общества.

В конце 2000 года был создан Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», в состав которого вошли пред-ставители органов государственной власти, учреждений образова-ния, науки, культуры, коммуникаций, общественных объединений и коммерческих структур. Комитет общественный экспертно-консультативный орган при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Целями Комитета являются:

  • продвижение Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», содействие реализации ее положений и приоритетных направлений деятельности на национальном и международ-ном уровне;

  • содействие совершенствованию политики и нормативно-правовой базы в сфере культуры, образования, коммуника-ции и информации в целях построения информационного общества и обществ знания;

  • содействие развитию научно-теоретических и научно-ме-тодических разработок, формированию центров передо-вого опыта и совершенствованию деятельности институтов в сфере построения информационного общества и обществ знания.

Важным направлением деятельности Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» является перевод,

издание и распространение актуальных документов и публикаций ЮНЕСКО по гуманитарным вопросам формирования глобаль-ного информационного общества. Все издаваемые материалы раз-мещаются на веб-сайте Комитета http://www.ifapcom.ru.


Комитет продолжает эту деятельность, публикуя в переводе на русский язык один из основополагающих документов Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Стратегический план на 20082013 годы.

СОДЕРЖАНИЕ

Рабочее резюме 8

  1. Введение 9

  2. Мероприятия Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» 13

    Часть I: планы на 2008–2009 гг. Оказание помощи в разработке

    рамок национальной информационной политики 13

    Участие в дискуссии по вопросам информационного общества 16

    Финансирование проектов 17

    Вклад в консультации Генерального директора

    по документу 35 C/5 18

    Органы Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»:

    их роли и обязанности 18

    Совет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и его Бюро 19

    Рабочие группы Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» 22

    Национальные комитеты Программы ЮНЕСКО

    «Информация для всех» 22

    Часть II: планы на 2010–2013 гг 24

    Информация в целях развития 24

    Информационная грамотность 26

    Сохранение информации 27

    Информационная этика 29

    Доступность информации 30

  3. Потребности в ресурсах 32

  4. Предварительный график мероприятий в 2008–2009 гг 35

  5. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» и ЮНЕСКО 37

  6. Формы сотрудничества с основными партнерами 39

  7. Взгляд в будущее: Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» и некоторые другие мероприятия ЮНЕСКО в рамках Сектора

    коммуникации и информации 42

    Рабочее резюме

    Настоящий Стратегический план является результатом длитель-ного процесса дискуссий и консультаций в рамках «Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», а также плодом открытой кон-сультации, проведенной по предыдущей версии Плана. Благодаря этой работе План был коренным образом переработан, а сфера его действия была скорректирована. В том, что касается планируемых мероприятий, он состоит из двух частей:

    • первая часть относится к оставшемуся сроку текущего двух-летнего периода;

    • вторая часть относится к 20102013 гг. и содержит характе-ристику областей общего характера, в которых осуществле-ние мероприятий будет продолжено или начато и которые должны получить дальнейшую разработку в конкретных пла-нах на каждый последующий двухлетний период.

      В соответствии с решением ЮНЕСКО уделять особое внима-ние «начальным этапам работы, касающейся политики», Про-грамма ЮНЕСКО «Информация для всех» в текущем двухлетнем периоде уделит основное внимание оказанию помощи государ-ствам-членам в разработке рамок национальной информацион-ной политики, которая будет дополняться более подробными направлениями работы, касающимися политики в пяти приори-тетных областях – информация в целях развития, информацион-ная грамотность, сохранение информации, информационная этика и доступность информации, – на основе деятельности ра-бочих групп с участием многих заинтересованных сторон.

      В этой области будут проведены следующие мероприятия: разра-ботка «моделей политики и стратегий в областях информа-ции/знаний»; обеспечение деятельности онлайновой Обсерватории по информационному обществу; ежегодный выпуск издания Поли-тика по вопросам информационного общества. Годовой доклад; созда-ние пула признанных экспертов, которые по приглашению заинтересованных правительств могли бы, действуя в рамках ман-дата ЮНЕСКО, предоставлять консультативные услуги по пробле-мам обновления или расширения существующих рамок политики или разработки новых, возможно, в сотрудничестве с национальны-ми комитетами Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

      Другие области деятельности включают: участие в междуна-родной дискуссии по вопросам информационного общества, фи-нансирование проектов, вклад в разработку документа 35 C/5.

      Настоящий Стратегический план устанавливает конкретные задачи, обязанности и обязательства для органов Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и их членов, с тем чтобы обес-печить их эффективный вклад в достижение ее целей.


      1. Введение

        Программа «Информация для всех» была учреждена ЮНЕСКО, с тем чтобы заложить основу для международного сотрудничества и партнерства в интересах «создания информационного общества для всех». Программа ориентирована на обеспечение всеобщего доступа к информации, которая может использоваться для повышения качества жизни людей. Для руководства планированием и осуществлением программы был избран Межправительственный совет, в состав кото-рого входят 26 государств-членов. Программа ЮНЕСКО «Инфор-мация для всех» является частью ЮНЕСКО и служит достижению ее целей.

        1

        Резолюция Генеральной конференции ЮНЕСКО 34 C/48 по Крупной программе V, содержащаяся в Утвержденной программе и бюджете на 2008–2009 гг. (34 С/5), уполномочивает Генерального ди-ректора «оказывать помощь в разработке рамок национальной поли-тики в области информации, в частности на основе программы “Информация для всех”» . Это будет составлять основное направле-ние деятельности Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в оставшееся время текущего двухлетнего периода. При разработке этих рамок Программа «Информация для всех» также будет прини-мать во внимание все каналы сбора и распространения информа-ции . На основе работы Программы, как проделанной к настоящему времени, так и предусмотренной на весь период, охватываемый Пла-


        1

        Показатели развития средств информации: рамки для оценки развития средств инфор-

        мации, принятые Межправительственным советом Международной программы развития ком-муникации на его 26-й сессии в марте 2008 г. в Париже, а также другая деятельность по разработке стандартов, проделанная ЮНЕСКО, обеспечивают ценную основу для работы в отношении традиционных средств информации.

        ном, эти рамки будут дополняться более подробными направле-ниями работы, касающимися политики в пяти приоритетных обла-стях – информация в целях развития, информационная грамотность, сохранение информации, информационная этика и доступность ин-формации. Этот ориентированный на политику подход на основе установления стандартов и эти области особого интереса являются отличительными чертами Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

        Потребность в подобных рамках политики неоднократно под-черкнута в итоговых документах ВВИО: в Женевской декларации принципов (пункты 43 и 62); в Женевском плане действий (пункты 26 и D1); в Тунисском обязательстве (пункты 25, 27, 34 и 35) и в Тунис-ской программе для информационного общества (пункты 85, 90 и 100). В пункте 85 последнего документа содержится прямой при-зыв к разработке таких рамок:

        Принимая во внимание ведущую роль правительств в партнерстве с другими заинтересованными сторонами в выполнении решений ВВИО, в том числе Женевского плана действий, на национальном уровне, мы призываем те правительства, которые еще не сделали этого, надлежащим образом разработать как можно скорее и до 2010 года всеобъемлющие, перспективные и последовательные на-циональные электронные стратегии, включая, в соответствую-щих случаях, стратегии в области ИКТ и отраслевые электронные стратегии в качестве неотъемлемой части национальных планов развития и стратегий снижения уровней бедности.

        Выбор этого направления деятельности Программы «Инфор-мация для всех» полностью согласуется с решением ЮНЕСКО уделять особое внимание «начальным этапам работы, касающейся политики». Речь идет о широком круге вопросов, имеющих осново-полагающее и даже решающее значение для всеобъемлющего буду-щего развития государств – членов ЮНЕСКО по мере их вступления в общество информации/знаний. Как отмечается в пункте 90 Тунисской программы для информационного общества, такие рамки информационной политики (также известные как электронные стратегии, политика в области ИКТ, государствен-ные стратегии в поддержку информационного общества и т.д.) ка-

        саются всех аспектов человеческих и более широких социальных, демократических, культурных и экономических факторов до-ступности и использования информации. В конечном счете они направлены на искоренение цифрового «отчуждения» и барьеров в областях цифровых технологий; они определяют перспективы развития, роста и повышения уровня жизни; они способствуют доступу к информации и расширяют возможности ее исполь-зования. Доступ к информации имеет основополагающее значе-ние для всех аспектов нашей жизни, а перспективы такого доступа отчасти зависят от создания благоприятной среды для свободных и независимых источников информации и от наличия широкого доступа к ИКТ, создания местного информационного содержания в цифровой форме и развития потенциала, позво-ляющего все это использовать.

        Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» и ЮНЕСКО в целом располагают уникальными возможностями для того, чтобы такие рамки политики не ограничивались техническими вопросами инфраструктуры (которыми занимаются многие дру-гие международные организации), а распространялись на со-циальные, демократические, культурные и правочеловеческие аспекты инфоструктуры. ИКТ расширяют возможности осущест-вления прав человека, и именно в этом состоит одна из главных задач развития информационного общества. Среди всех прав че-ловека право на свободу выражения мнений и право на информацию занимают особо важное место среди целей, к достижению кото-рых стремится Программа ЮНЕСКО «Информация для всех».

        Перспективы эффективной работы Программы и получение ожидаемых результатов зависят, как заявил в 2000 г. Исполни-тельный совет ЮНЕСКО, от «выделения Генеральной конференци-ей соответствующих ассигнований и от поступления внебюджетных средств». Выделение на 2008–2009 гг. административного бюджета в размере 240 000 долл. (при практическом отсутствии средств на мероприятия) является удручающе несоответствующим и ста-вит под угрозу как достижение целей Программы ЮНЕСКО

        «Информация для всех», так и, в особенности, столь необходи-мое повышение уровня ее эффективности и действенности. Про-

        грамма ЮНЕСКО «Информация для всех» преисполнена реши-мости продемонстрировать в этом двухлетнем периоде, что она способна добиваться результатов (хотя это зависит от наличия достаточного объема бюджетных и внебюджетных средств), ко-торые оправдают увеличение выделяемых ресурсов в будущем, что даст ей возможность более полно реализовать свой по-тенциал. С учетом этого обстоятельства во второй части настоя-щего Стратегического плана излагается более широкая программа мероприятий, предусмотренных на остальные четыре года в тех областях, деятельность в которых начата в текущем двухлетнем периоде. При этом Бюро и членам Совета будет предложено повысить уровень эффективности работы по при-влечению средств.

      2. Мероприятия Программы ЮНЕСКО

      «Информация для всех»


      ЧАСТЬ I: ПЛАНЫ НА 2008–2009 гг.

      ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ В РАЗРАБОТКЕ РАМОК НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

      Общий подход Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» к разработке рамок национальной информационной политики (их сфера охвата, как уже отмечалось, подробно излагается в пункте 90 Тунисской программы для информационного общества) иллюстрирует следующий рисунок.


      Государства-члены


      Национальная информационная политика и стратегии в области знаний


      Приоритет Информа-ция в целях развития

      Приоритет Информа-ционная грамотность

      Приоритет Сохранение информации

      Приоритет Информа-ционная этика

      Приоритет Доступ-ность информации


      Партнерские связи с участием многих заинтересованных сторон


      2

      Некоторые государства-члены уже разработали рамки информа-ционной политики, но они могут требовать пересмотра, расширения или обновления . В отношении многих стран задача состоит в оказа-нии правительствам помощи в понимании того, что этот вопрос является приоритетным и должен быть включен в их повестку дня.

      Деятельность в этой области позволит получить следующие результаты.



      2

      Как отмечалось в Докладе о подведении итогов Всемирной встречи на высшем уровне по

      вопросам информационного общества (МСЭ, 2008 г.), существующие планы не всегда носят действительно всеобъемлющий характер и во многих случаях сосредоточены только на отдель-ных элементах (таких как развитие ИКТ, электронное управление, перевод информации в циф-ровой формат и т.д.) гораздо более широкой программы действий, необходимой для развития информационного общества и обеспечения информации для всех.

      1. «Модели политики и стратегий в областях информа-ции/знаний» (отдельные, хотя и отчасти совпадающие, для разви-вающихся и развитых стран, поскольку они должны учитывать уровни развития и другие обстоятельства, характерные для обеих групп стран и обусловливающие конкретные виды потребностей, которые должны приниматься во внимание в рамках политики). Эти модели будут частично опираться на ресурсы и экспертные знания, имеющиеся у государств-членов и партнеров из широкого круга заинтересованных сторон (там, где такая политика суще-ствует), но также предусматривать при этом разработку для госу-дарств-членов новых ресурсов (под условным названием

        «Предлагаемые рамки, руководящие принципы и методология для планирования и осуществления политики в интересах информа-ционного общества»). Эти модели будут разрабатываться экспер-том-консультантом в соответствии с кругом должностных обязанностей, принятым Межправительственным советом Про-граммы ЮНЕСКО «Информация для всех», и под контролем со стороны Совета и подлежать его утверждению.

      2. Обеспечение деятельности онлайновой Обсерватории по ин-формационному обществу (на основе той, которая была начата не-сколько лет тому назад), постоянно обновляемой на основе новых и актуальных стратегических документов, мероприятий, литера-туры и опыта, аннотаций и ссылок в свете развития ситуации на местах, причем часть информации будут предоставлять Межпра-вительственный совет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», его Бюро и национальные комитеты Программы.

        3

      3. Политика по вопросам информационного общества. Годовой доклад – предназначенная для разработчиков политики и всех дру-гих заинтересованных сторон подборка примеров передовой прак-тики, новых подходов и опыта, а также методов практической деятельности во всех соответствующих областях на основе данных и документов, собираемых для Обсерватории по информацион-ному обществу, а также на основе докладов национальных ко-митетов Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» .

      4. Пул экспертов: группа признанных экспертов, которые по приглашению заинтересованных правительств могли бы, действуя

        в рамках мандата ЮНЕСКО, предоставлять консультативные ус-луги по таким проблемам, как обновление или расширение суще-ствующих рамок политики (в соответствии с моделями и другими консультативными средствами по вопросам политики, разрабаты-ваемыми Программой ЮНЕСКО «Информация для всех») или разработка новых, осуществление исследований и контроля, про-ведение аудиторских проверок, установление контрольных показа-телей, обеспечение планирования и другой деятельности на общем уровне (стратегия в целом) или на конкретных уровнях (в виде подпрограмм, ориентированных на отдельные меры), возможно, в сотрудничестве с национальными комитетами Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Совет мог бы просить го-сударства-члены и национальные комиссии по делам ЮНЕСКО предложить кандидатуры таких экспертов.

        Разработка общих моделей будет дополняться деятельностью рабочих групп с участием многих заинтересованных сторон (в основ-ном действующих в онлайновом режиме), занимающихся пятью приоритетными областями, которые показаны на рисунке выше. Планы на оставшееся время текущего двухлетнего периода требуют создания по крайней мере трех рабочих групп по следующим вопро-сам: информация в целях развития, информационная грамотность и со-хранение информации. Каждая из них будет действовать в соответствии с кругом ведения, утвержденным Межправитель-ственным советом. Членам Совета Программы ЮНЕСКО «Ин-формация для всех» будет предложено войти в состав этих групп или назначить для этого экспертов.

        В дополнение к деятельности, направленной на достижение по-ставленных перед ними непосредственных целей, рабочие группы будут обеспечивать дополнение рамок информационной политики более подробными разработками политики в соответствующих обла-


        3

        Неформальная рабочая группа, созданная в рамках Бюро Межправительственного совета

        Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» для разработки предварительных соображений относительно этой деятельности, отметила в своем докладе: «С учетом того, что решение этих задач обеспечивает синергетический эффект, было бы целесообразно заказать разработку пунк-тов 1–3 одному и тому же партнерскому исследовательскому учреждению (ПИУ). После того как Совет утвердит круг ведения, Председатель совместно с неформальной рабочей группой и с помощью Секретариата мог бы осуществить работу по выявлению соответствующего ПИУ на следующие два года и провести с ним переговоры относительно условий».

        стях. Например, РГ по информационной грамотности будет связана с достижением «Цели 1 – Повышение уровня информированности о важности информационной грамотности и связанной с этим политики». Это будет включать поощрение государств – членов ЮНЕСКО к разработке и обновлению политики в поддержку информационной грамотности посредством проведения семинаров и совещаний для разработчиков политики в области библиотечного дела и информа-ции. В числе других ресурсов планируется подготовить документ о состоянии передовой практики в отношении политики в поддержку информационной грамотности в отдельных странах.

        Другие рабочие группы будут содействовать разработке рамок политики, среди прочего, опираясь на работу, которая уже завер-шена. В том, что касается РГ по сохранению информации, опорой могут служить Хартия ЮНЕСКО о сохранении цифрового наследия 2003 г. и Руководящие принципы сохранения цифрового наследия 2003 г.


        УЧАСТИЕ В ДИСКУССИИ ПО ВОПРОСАМ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

        В целях повышения уровня наглядности, охвата и влияния Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (в качестве ком-понента ЮНЕСКО) Межправительственный совет постановил со-действовать активизации участия программы в международной дискуссии по проблемам информационного общества, развернув-шейся после проведения ВВИО. Ряд государств-членов внесли значительный вклад в проведение в мае 2008 г. в Женеве консуль-тативных совещаний с участием многих заинтересованных сторон по осуществлению ряда направлений деятельности, принятых ВВИО: С1, C3, C8, C9, C10 и C11.

        В дополнение к различным мероприятиям, организуемым ЮНЕСКО в связи с Форумом по вопросам управления Интерне-том, который пройдет в декабре 2008 г. в Хайдарабаде, Индия, Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» совместно с Со-ветом Европы и Департаментом ООН по экономическим и со-циальным вопросам выступит в качестве спонсора совместного учебно-практического семинара по теме «Не только вопросы всеобщего доступа: обеспечение ценности Интернета как общест-венной службы – цель национальной информационной политики».

        Практическая реализация этого направления деятельности будет зависеть от ресурсов, которые сумеют мобилизовать Про-грамма ЮНЕСКО «Информация для всех» и сами члены Совета.


        ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ

        На начало данного бюджетного периода (2008 г.) сальдо сво-бодных средств на Специальном счете Программы ЮНЕСКО

        «Информация для всех» составляло около 28 000 долл. Предла-гается каждый двухлетний период ассигновать средства из обы-чного бюджета для содействия непосредственным инициативам по привлечению средств через Специальный счет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» при разработке совместных инициатив с частными партнерами. Следует приложить все воз-можные усилия для привлечения средств из внебюджетных гло-бальных ресурсов для инициатив Программы. Это надлежит обеспечить путем разработки новых совместных инициатив с частным сектором, опираясь на установившиеся отношения с глобальными компаниями, работающими в области ИКТ, а также путем развития новых взаимосвязей.

        В этом контексте следует особо упомянуть резолюцию 33 C/57 Укрепление Специального фонда Программы «Информация для всех», принятую 33-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая настоятельно призвала государства-члены продолжать вносить взносы в Специальный фонд Программы ЮНЕСКО

        «Информация для всех», принимая во внимание весьма высо-кий спрос на получение помощи, особенно со стороны разви-вающихся стран, содействовать налаживанию партнерских связей с донорами из частного сектора, а также продолжать ока-зывать поддержку в деле создания и укрепления национальных комитетов Программы. Генеральная конференция также про-сила Генерального директора учесть необходимость постоянной поддержки в деле привлечения средств для Специального фонда Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» со стороны как государств-членов, так и доноров из частного сектора. Без этих усилий достижение целей Программы невозможно.

        Программе ЮНЕСКО «Информация для всех» надлежит и далее обеспечивать финансирование проектов для тех, кто осваи-вает положительный опыт, демонстрирующий новаторское ис-пользование информации в целях развития («Положительный опыт Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»).

        Программа также может оказывать содействие инициати-вам, предпринимаемым национальными комиссиями по делам ЮНЕСКО или национальными комитетами Программы «Инфор-мация для всех», таким, например, как усилия Польши по разви-тию структур подготовки кадров на различных уровнях владения знаниями, необходимыми для получения «Европейского свиде-тельства о компьютерной грамотности», наряду с поощрением со-здания аналогичных структур в других странах. Еще одним примером может служить проект Чешской Республики «Базовый курс по персональному компьютеру и Интернету в Африке», который будет реализован в ноябре 2008 г. в Лусаке.


        ВКЛАД В КОНСУЛЬТАЦИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ПО ДОКУМЕНТУ 35 C/5

        Как это было предусмотрено в документе IFAP-2002/CO-UNCIL.I/3, представленном Генеральным директором Межпра-вительственному совету, последний принял решение внести свой вклад в подготовку Проекта программы и бюджета на 2010–2011 гг. (документ 35 C/5) в рамках консультаций Генерального ди-ректора. Это будет сделано на основе конкретного вопросника, который Бюро разошлет членам Совета Программы ЮНЕСКО

        «Информация для всех».


        ОРГАНЫ ПРОГРАММЫ ЮНЕСКО

        «ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВСЕХ»: ИХ РОЛИ И ОБЯЗАННОСТИ

        Учреждение Совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и его Бюро предусмотрено Уставом Программы (документ IFAP-2002/COUNCIL.I/Inf.3). Они могут проводить виртуальные совещания и принимать решения путем онлайновых консультаций в целях более эффективного использования средств для финансиро-вания мероприятий. Дополнительные усилия по уменьшению расхо-

        дов на их деятельность будут включать изучение новых путей для обеспечения финансирования расходов членов Совета на поездки и участие в заседаниях Совета один раз в два года, выпуск двухлетнего доклада только в электронной форме и т.д.

        Рабочие группы с участием многих заинтересованных сто-рон являются неотъемлемым компонентом Программы, необхо-димым не только для проведения и активизации работы в соответствующих областях, но и для обогащения рамок поли-тики более подробным нормативным содержанием и стандар-тами в этих областях. Национальные комитеты Программы

        «Информация для всех» (часто входящие в состав национальных комиссий по делам ЮНЕСКО) являются традиционным эле-ментом многих механизмов ЮНЕСКО. В документе 34 C/5 со-здание и/или укрепление по меньшей мере пяти национальных комитетов Программы расценивается как контрольный показа-тель «международного и национального охвата Программой» (пункт 05017). Однако тот факт, что ровно половина бюджета Программы ассигнуется подразделениям ЮНЕСКО на местах для оказания поддержки деятельности национальных комите-тов, требует проведения анализа, в частности, в отношении эффек-тивности использования этих средств. В зависимости от результатов этого анализа, возможно, потребуется в следующих двухлетних пе-риодах переассигновать часть этих средств на другие мероприятия Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

        В настоящем Стратегическом плане уточняются многие обя-занности и обязательства органов Программы в текущем двухлет-нем периоде; эти же обязанности и обязательства сохранятся в последующих двухлетних периодах, что потребует от органов Про-граммы обязательного вклада в достижение ее целей.


        СОВЕТ ПРОГРАММЫ ЮНЕСКО

        «ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВСЕХ» И ЕГО БЮРО

        С учетом того, что цель Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» состоит в предоставлении государствам – членам ЮНЕ-СКО консультаций и рекомендаций в отношении политики в области разработки стандартов, необходим специализированный межпра-

        вительственный орган, представляющий все многообразие госу-дарств-членов и способный обеспечивать отражение разнообраз-ного опыта и подходов в мероприятиях Программы ЮНЕСКО

        «Информация для всех» и брать на себя ответственность за резуль-таты этой работы. Этим будет заниматься Совет при поддержке Бюро путем следующей деятельности:

    • утверждение круга полномочий для разработки моделей по-литики;

    • обзор, проверка и утверждение (или корректировка) предло-жений или выводов, исходящих от консультантов или из дру-гих источников;

    • утверждение круга полномочий рабочих групп; отбор канди-датов для «пула экспертов».

      Совет также выполняет роль, связанную с разработкой стандар-тов, путем одобрения руководящих принципов, рекомендаций и дру-гих актов, включая акты, разрабатываемые партнерами (примером могут служить манифесты о библиотеках, разработанные ЮНЕСКО и ИФЛА), а также их представления на рассмотрение Генеральной конференции. Совет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» изъявил готовность внести свой вклад в разработку Программы и бюджета на 2010–2011 гг. (35 C/5) в контексте консультаций Гене-рального директора. Совет и его члены будут стремиться к тому, что-бы играть более активную роль в процессе планирования ЮНЕСКО (C/4 и C/5), с тем чтобы разрабатывать рекомендации относительно будущих стратегий и программ в интересах установления приорите-тов, связанных с вопросами, относящимися к сфере информации, которыми могла бы заниматься ЮНЕСКО.

      Члены Совета ведут постоянный диалог с Бюро и друг с другом и вместе с членами Бюро должны:

    • вносить вклад во все мероприятия Программы ЮНЕСКО

      4

      «Информация для всех» путем оказания поддержки всем уси-лиям по привлечению средств на осуществление Программы ;


      4

      Например, одна из национальных комиссий по делам ЮНЕСКО в своих замечаниях по проекту

      стратегического плана отметила, что «после определения конкретных мер члены Совета могли бы ока-зывать Секретариату помощь в поиске потенциальных финансовых партнеров».

    • активно содействовать созданию и развитию национальных комитетов Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в своих странах и участвовать в их деятельности;

    • выступать в качестве региональных координаторов для нацио-нальных комитетов Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», включая обеспечение консультативных услуг и коммуникации и участие в рабочих группах Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» или назначение для этого национальных экспертов;

      5

    • активно участвовать в международных, региональных и нацио-нальных мероприятиях по вопросам информационного обще-ства , особенно тех из них, которые организует ЮНЕСКО.

      На своей пятой сессии в апреле 2008 г. Совет постановил «рас-смотреть будущие формы своей работы на шестой сессии в Париже в 2010 г.».

      Основная функция Бюро состоит в оказании поддержки работе Совета, включая проведение совещаний по вопросам планирования и выполнение принятых решений. Бюро продолжит выпуск онлай-нового доклада, Повестки дня и Информационных бюллетеней Про-граммы ЮНЕСКО «Информация для всех» в целях консультирования государств-членов, Исполнительного совета и Генерального дирек-тора и привлечения их внимания к вопросам, имеющим важное зна-чение для программы. Обязанности членов Бюро включают совместную деятельность или поддержание связей с рабочими груп-пами в целях обеспечения успешной работы и получения резуль-татов, а также обеспечение связей с комитетами Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в своих регионах в интересах со-действия их развитию и успеху их мероприятий.


      5

      Например, в мае 2008 г. г-н Ласло Карвалич (Венгрия), член Бюро Совета Программы

      ЮНЕСКО «Информация для всех», ознакомил с целями и Стратегическим планом Программы участников совещания по сетевой работе на низовом уровне, созванного в рамках Междуна-родной конференции по планированию стратегий для телецентров. Европейский союз ассоциа-ций сельских телецентров (EUTA) и Партнерство телецентров американских стран (TAP) провели в Венгрии встречу по планированию общинных стратегий для телецентров с участием специалистов и партнеров в этой области, а также официально объявили о создании Глобаль-ного альянса телецентров для обеспечения научной поддержки Глобальному движению теле-центров.

      РАБОЧИЕ ГРУППЫ ПРОГРАММЫ ЮНЕСКО

      «ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВСЕХ»

      Совет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» на своей пятой сессии принял решение о создании рабочих групп, каждая из которых будет заниматься одним из следующих пяти приори-тетов: информация в целях развития, информационная грамотность, сохранение информации, информационная этика и доступность ин-формации, проводя мероприятия в каждой из этих областей и до-полняя модели информационной политики конкретными направлениями политики в своей конкретной области. Членам Совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» будет пред-ложено участвовать в работе этих групп или назначить для этого соответствующих экспертов.


      НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМИТЕТЫ ПРОГРАММЫ ЮНЕСКО

      «ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВСЕХ»

      Деятельность, которую должны проводить национальные ко-митеты, включает:

    • вклад в реализацию моделей информационной политики Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», скорректи-рованных с учетом потребностей и условий своей страны;

    • создание форумов для широкого круга заинтересованных сторон (с участием представителей правительства, частного сектора, НПО и академических кругов) для проведения теку-щей дискуссии по вопросам национальной политики и стра-тегий в области информации и знаний, их разработки и осуществления;

    • организацию тематических дискуссий среди широкого круга заинтересованных сторон по приоритетным обла-стям деятельности Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», например, по вопросам информационной гра-мотности, информационной этики и т.д. (с использова-нием в качестве отправной точки докладов Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»);

    • участие в постоянном диалоге с государственными учрежде-ниями и другими заинтересованными сторонами по вопро-сам разработки и осуществления национальной политики и стратегий в области информации и знаний; активизацию со-трудничества высокого уровня (или просто участие в таком сотрудничестве) между государственными учреждениями в интересах содействия разработке национальной информа-ционной политики;

    • участие в рабочих группах Программы ЮНЕСКО «Инфор-мация для всех»;

    • изыскание финансовой поддержки для проектов Про-граммы;

    • содействие установлению партнерских связей с организа-циями гражданского общества и частного сектора;

    • выявление местных (национальных или региональных) проектов, способных повысить наглядность деятельности Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»;

    • предоставление информации и данных для онлайновой Об-серватории по информационному обществу;

    • обеспечение связей и сотрудничества с Бюро ЮНЕСКО на местах.

      Осенью 2008 г. Бюро начнет кампанию по укреплению и акти-визации деятельности национальных комитетов и по установле-нию для них задач, содействующих достижению целей Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

      ЧАСТЬ II: ПЛАНЫ НА 2010–2013 ГГ.

      Как уже отмечалось, в 2009–2013 гг. Программа ЮНЕСКО

      «Информация для всех» продолжит работу (в общих рамках Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО на 2008–2013 гг. – 34 C/4), начатую в текущем двухлетнем периоде, а также приступит к осуществлению новых инициатив и надеется, что сможет пред-принять выполнение более широкой программы мероприятий в этих областях, насколько позволят ресурсы из обычной про-граммы и бюджета (которые должны быть увеличены) и из вне-бюджетных источников. Членам Совета и национальным комитетам Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» надлежит сыграть особую роль в привлечении этих внебюджет-ных средств.

      Конкретные планы для осуществления в 2009–2013 гг. и за-дачи для органов Программы будут сформулированы в рамках планов на отдельные двухлетние периоды.

      Конкретный вклад Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в областях, которые перечисляются ниже, будет связан с умением обеспечить подход к каждому из этих вопросов в более широком контексте рамок информационной политики, показать взаимосвязь между ними и продемонстрировать, каким образом ориентированная на политику деятельность и практическая работа помогают достижению общей цели – раз-витию обществ информации/знаний.


      ИНФОРМАЦИЯ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ

      Одна из задач, стоящих перед Программой «Информация для всех», заключается в том, чтобы разъяснить правитель-ствам и обществу важность информации в решении вопросов развития. Цели, сформулированные в Декларации тысячеле-тия ООН, связывают искоренение нищеты и развитие с бла-гим правлением и прозрачностью. Суть проблемы, в том, что необходимо продемонстрировать важное значение не только доступа к информации, но и ее актуальности и пользы.

      Доступ к цифровым технологиям обеспечивает новые возмож-ности для развития; об этом убедительно свидетельствует глобаль-ное движение в направлении «ИКТ для развития» (ICT4D). ЮНЕСКО может сыграть особую роль на межправительственном уровне путем поощрения правительств к тому, чтобы они и далее отстаивали роль Интернета как открытой платформы, где нет раз-деления на богатых и бедных пользователей.

      Ценность развития человеческого потенциала и обеспечения доступа к информации и знаниям общепризнанна, однако необхо-димы дальнейшие усилия для разъяснения и демонстрации тех преимуществ, которые дает вложение средств в эти ресурсы. Это тесно связано с вопросом доступности информации (см. ниже) как важнейшего условия для обеспечения возможности ис-пользования информации в целях развития.

      Деятельность в этой области также включает:

    • содействие формированию массива знаний о важной роли информации в развитии наряду с обменом эффективным опытом;

    • усилия по учету информационной политики в рамках поли-тики развития;

    • содействие свободе информации и доступу к государственной информации как важнейшему условию для обеспечения по-нимания роли информации в развитии и благом правлении;

    • оказание поддержки путем финансирования проектов нова-торских форм использования информации в целях развития;

    • сотрудничество с Международной программой развития коммуникации (МПРК) с целью создания возможности опираться на инфраструктуру средств информации, под-держкой которой занимается эта программа;

    • оказание поддержки эффективной деятельности правитель-ств по управлению своими архивами в сотрудничестве с ПРООН;

    • управление онлайновой платформой по обмену успешным опытом и содействие ее развитию.

      ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ

      6

      Информационная грамотность

      «позволяет людям эффек-

      7

      тивно искать, оценивать, использовать и создавать информа-цию во всех сферах деятельности для достижения личных, социальных, профессиональных и образовательных целей. В цифровом мире она является одним из основных прав человека и способствует процессам социальной инклюзивности во всех нациях» . В мире цифровых технологий с ней тесно связаны еще два вида грамотности – компьютерная грамотность (на-выки в области ИКТ) и медиаграмотность (понимание различ-ных видов каналов коммуникации и форматов передачи информации).

      Как уже отмечалось, планы, связанные с Рабочей группой по информационной грамотности, требуют проведения разъяснитель-ной работы о важности информационной грамотности и со-ответствующей политики. Перед этой предлагаемой рабочей группой ставятся еще две цели: «Развитие навыков и возможностей в области информационной грамотности» и «Оценка и до-кументирование глобальных возможностей в области информа-ционной грамотности» (включая экспериментальное использование в ряде государств – членов ЮНЕСКО показателей инфор-мационной грамотности, предложенных в публикации Про-граммы ЮНЕСКО «Информация для всех» На пути к показате-лям информационной грамотности).

      Деятельность в этой области также может включать:

    • популяризацию публикации Программы ЮНЕСКО «Инфор-

      мация для всех» Основы понимания информационной грамот-ности;


      6

      Одна из национальных комиссий по делам ЮНЕСКО в своих замечаниях по проекту стра-

      тегического плана отметила, что информационную грамотность нельзя рассматривать в от-рыве от образования в области ИКТ и средств информации и что эти три вида грамотности должны иметь единое название «грамотность в области средств информации».

      7

      Александрийская декларация «Маяки информационного общества», Коллоквиум высо-

      кого уровня по информационной грамотности и обучению на протяжении всей жизни, Алексан-дрийская библиотека, Египет, ноябрь 2005 г.

    • разработку и введение в действие совместно с СИЮ и «Парт-нерством по количественной оценке ИКТ в целях развития» (в котором участвуют многие заинтересованные стороны) показателей информационной грамотности на основе пуб-ликации Программы На пути к показателям информацион-ной грамотности;

    • оказание поддержки путем финансирования проектов раз-витию человеческого потенциала (созданию потенциала) в вопросах доступа, отбора, критического осмысления, ис-пользования и создания информации (информационной грамотности), а также участия в жизни «электронного мира» (цифровой грамотности);

    • содействие включению новых форм грамотности в нацио-нальные учебные программы.


      СОХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

      В мире, облик которого все в большей степени формируют циф-ровые технологии, традиционные хранители информации (библио-теки, архивы и музеи) должны прилагать усилия к тому, чтобы не отстать от быстрого роста объема информации. Но перед ними встает еще один вызов: по мере развития технологий значительно сокра-щаются стабильность и срок жизни документов. Если не будут при-няты никакие меры, многие важные документы в электронной форме в самом скором времени исчезнут или станут полностью недоступ-ными. В результате этого коллективная память человечества будет без-возвратно утеряна. Этот вызов следует принять незамедлительно, причем нельзя недооценивать расходы на сохранение информации в цифровом формате – они значительно превышают стоимость сохра-нения традиционных документов за последние пять тысяч лет.

      Сохранение информации в цифровом формате также содей-ствует решению по крайней мере еще двух приоритетных задач Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» – продвижению роли информации в целях развития и обеспечению открытого и многоязычного доступа к информации. Цифровые технологии от-крывают доступ к информации и знаниям на такой демократиче-ской основе, которой ранее не было.

      Деятельность в этой приоритетной области будет осущест-вляться прежде всего путем укрепления принципов и концеп-ций, которые лежат в основе программы «Память мира» (но не ограничиваясь ее регистрами) и которые служат катализаторами для привлечения внимания лиц, принимающих решения, и ши-рокой общественности.

      Деятельность в этой области также включает:

    • содействие сохранению документального наследия;

    • оказание поддержки разработке стандартов сохранения и средств управления;

    • укрепление потенциала работников библиотек и архивов для решения задач перевода материалов из аналогового формата в цифровой и сохранения оцифрованных материалов (на ос-нове сотрудничества с партнерами из частного сектора для решения технических и финансовых вопросов, связанных с хранением информации в цифровом формате);

    • сотрудничество с международными НПО, особенно с Меж-дународной федерацией библиотечных ассоциаций, Между-народным архивным советом, Международной ассоциацией звуковых и аудиовизуальных архивов и Координационным комитетом ассоциаций аудиовизуальных архивов, в целях проведения в государствах-членах разъяснительной работы о важности сохранения информации.

      В этом контексте следует особо упомянуть предложение г-на Ласло Карвалича, члена Бюро Программы ЮНЕСКО «Инфор-мация для всех» (Венгрия), о создании Центра реставрации и пе-ревода в цифровой формат аудиовизуального наследия (ARRADIC), финансируемого частными компаниями, для восста-новления и оцифровки аудиовизуальных материалов, имеющих физические повреждения (старых кинофильмов, ранних люби-тельских киносъемок, первых телевизионных документов и боль-шого количества других редких и специальных материалов – в общей сложности 2,2 миллиарда метров 35-миллиметровой ни-троцеллулоидной кинопленки). Согласно концепции создания такого центра, государства-члены и учреждения культуры могли

      бы в этом случае использовать не финансовые средства, а рабочее время. Отреставрированные и переведенные в цифровой формат материалы были бы доступны всем заинтересованным сторонам. Венгрия готова принять у себя этот будущий центр под эгидой ЮНЕСКО. Несомненно, это предложение заслуживает рассмо-трения.


      ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭТИКА

      Международная дискуссия по информационной этике (ин-фоэтике) касается этических, правовых и социальных аспектов применения информационных и коммуникационных техноло-гий (ИКТ). Этические принципы для обществ знаний вытекают из Всеобщей декларации прав человека и включают право на сво-боду выражения мнений, всеобщий доступ к информации, осо-бенно к той, которая является общественным достоянием, право на образование, право на частную жизнь и право на участие в культурной жизни. Одним из наиболее острых вопросов яв-ляется неравный доступ к ИКТ разных стран, а также городских и сельских жителей внутри стран.

      Деятельность в этой области также включает:

    • продвижение решений четырех региональных конференций по информационной этике, следование декларациям и ре-комендациям этих форумов и проведение дальнейшей ана-литической работы;

    • содействие свободе доступа к официальной информации и развитие и поощрение правительственной информации, являющейся общественным достоянием (также см. ниже раздел «Доступность информации»);

    • содействие использованию публикации Программы ЮНЕ-СКО «Информация для всех» Обзор этических аспектов новых технологий;

    • учет вопросов информационной этики в дискуссиях по эти-ческой проблематике;

    • подготовку в областях информационной этики и электрон-ного правления.

      ДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

      Новая экономическая и технологическая среда вызывает обеспокоенность осложнением доступа к определенной инфор-мации и знаниям, которые в прошлом были предметом свобод-ных обменов, например, в целях содействия научным исследованиям и образованию. Одновременно такие события, как появление Интернета, открывают беспрецедентные возмож-ности для совместного использования информации, а также для содействия языковому разнообразию и сохранению языков, ко-торым в противном случае грозило бы исчезновение. Концепция Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» состоит в разра-ботке всеми государствами-членами стратегии цифрового кон-тента для поощрения развития информации, являющейся общественным достоянием, и создания ее нового содержатель-ного наполнения. Сегодня, когда в Интернете по-прежнему от-сутствует информация на многих тысячах языков мира, обеспечение всеобщего доступа в цифровой форме дало бы пред-ставителям всех общин возможность создания собственного кон-тента на своих языках.

      В 2003 г. ЮНЕСКО приняла Рекомендацию о развитии и ис-пользовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству, направленную на содействие многоязычию и справедливой сба-лансированности между интересами обладателей прав на инфор-мацию и общественными интересами. Впоследствии ЮНЕСКО одобрила глобальные усилия, связанные с бесплатным программ-ным обеспечением с открытым кодом и открытыми учебными ре-сурсами, и в свою очередь организовала ряд проектов по содействию многоязычию в киберпространстве и по использова-нию ИКТ в целях обеспечения более равноправного доступа к ин-формации, в том числе для инвалидов. В этом контексте следует также упомянуть Руководящие принципы политики совершенствова-ния государственной информации, являющейся общественным до-стоянием, принятые ЮНЕСКО в 2004 г.

      Деятельность в этой области также включает:

    • работу с правительствами как на страновом уровне, так и на международных форумах с целью пропаганды ценности Ин-тернета в качестве открытой платформы;

  • разработку и развитие информации, являющейся обществен-

    ным достоянием, и обеспечение ее доступности в цифровом формате;

  • содействие более глубокому пониманию вопросов открытого и многоязычного доступа к информации посредством тема-тических дискуссий и региональных кампаний;

  • поддержка разработки руководств и инструментария для формирования национальной политики в области открытого и многоязычного доступа к информации;

  • поддержка и содействие развитию портала ЮНЕСКО с бес-платным программным обеспечением с открытым кодом и со-здание потенциала для его использования;

  • поддержка и содействие развитию открытой учебной плат-формы ЮНЕСКО, которая обеспечивает совместный доступ к существующим бесплатным учебным курсам и позволяет использовать открытые лицензированные ресурсы для до-ступа специализированных групп и местных общин в целях развития;

  • поддержка создания разнообразного в языковом и культурном отношении контента в киберпространстве и предоставление возможностей для сохранения языков, которым грозит ис-чезновение;

  • поощрение развития ресурсов в цифровой форме, доступных

    инвалидам;

  • поддержка развития «открытых» средств обработки информа-ции, стандартов операционной совместимости, метаданных, средств упорядочения информационного содержания, ин-терфейсов к массивам данных в цифровом формате, средств поиска и средств сохранения;

  • содействие разработке и использованию многоязычных средств поиска в Интернете;

  • содействие разработке и использованию средств автоматизи-рованного перевода.

      1. Потребности в ресурсах

        Как отмечалось Исполнительным советом, достижение целей и решение задач Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» зависит от выделяемых ей людских и финансовых ресурсов.

        Бюджет, выделенный на 2008–2009 гг., представлен в нижесле-дующей таблице.


        2008–2009 гг.

        Совещания Совета

        72 000 долл.

        Другая деятельность (обеспечение наглядности, совместная работа с партнерами, финансирование проектов, совещания

        Бюро и т.д.)


        48 000 долл.

        Поддержка национальных комитетов (децентрализованные средства)


        120 000 долл.


        Административная поддержка

        0,25 ЭПРД* сотрудника категории специалистов

        0,15 ЭПРД сотрудника категории общих служб

        Итого – ассигнования из обычного бюджета на двухлетний период


        240 000 долл.

        *ЭПРД – эквивалент полного рабочего дня

        Важно понимать, что этот бюджет в основном является ад-министративным. Ресурсы, необходимые для воплощения в жизнь большинства идей, предлагаемых в настоящем Плане, до-лжны быть обеспечены за счет либо обычной программы и бюд-жета ЮНЕСКО, либо внебюджетных ресурсов. Следует вновь упомянуть резолюцию 33 C/57 Укрепление Специального фонда Программы «Информация для всех», принятую 33-й сессией Гене-ральной конференции ЮНЕСКО. Без осуществления перечис-ленных в ней мер Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» не может достичь поставленных перед ней целей. В свете ограни-

        ченных ресурсов, выделенных Программой в документе 34 C/5, необходим план по сбору средств с реалистичной финансовой целью на основе этой резолюции.

        Людские ресурсы, выделяемые в настоящее время Секрета-риату Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», соста-вляют 25% ставки сотрудника категории специалистов (P4) и 25% ставки сотрудника категории общих служб (G6). Такой уро-вень административной поддержки недостаточен для работы, которую должна выполнять Программа, в том числе в области привлечения средств для финансирования своих мероприятий. Поскольку они будут разворачиваться в следующем двухлетнем периоде, в документе 35 C/5 следует предусмотреть более высо-кий уровень финансового и кадрового обеспечения деятельно-сти Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». В противном случае возможности Программы в вопросах дости-жения практических результатов, соизмеримых с ее целями, будут серьезно ограничены.

        Члены Совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» считают необходимым поощрение взаимосвязей между мероприя-тиями в рамках обычной программы и Программы ЮНЕСКО «Ин-формация для всех», поскольку они работают над рядом общих вопросов. В этом контексте необходимо более свободное поступле-ние финансовых и кадровых ресурсов из обычной программы для поддержки мероприятий Программы «Информация для всех», по-скольку их следует считать вкладом в достижение общих целей ЮНЕСКО, как они указаны в ее программе и бюджете.


        Совещания, предусмотренные уставными документами

        Устав Совета требует, чтобы все его члены, за исключением представителей наименее развитых стран, сами финансировали свои расходы на участие в совещаниях Совета, Бюро и рабочих групп. Расходы на организацию одного совещания Совета и трех совещаний Бюро, включая письменный и устный перевод, соста-вляют 120 000 долл. на двухлетний период. Деятельность рабочих групп придется организовать (в сотрудничестве с другими заинте-ресованными сторонами) таким образом, чтобы она требовала ми-нимальных расходов.

        Наглядность деятельности

        Минимальные потребности состоят в публикации выпускае-мого один раз в два года доклада и рассказывающей о Программе информационной брошюры, которая сегодня называется Living Information («Информация для жизни»). Следует предусмотреть сред-ства для обновления брошюры каждые два года и для публикации двухлетнего доклада. На двухлетний период необходимы средства в объеме 30 000 долл.


        Совместная деятельность с партнерами

        В соответствии с решениями ВВИО в настоящем плане суще-ственной составляющей является участие многих заинтересован-ных сторон. Предполагается, что последние сами будут покрывать свои расходы на участие в совместной деятельности. Необходимы номинальные ассигнования в размере 10 000 долл. на покрытие предполагаемых транспортных расходов персонала и, в ходе двух первых фаз, членов Совета (например, Бюро) для участия в дискус-сиях и мероприятиях с широким кругом заинтересованных сторон.


        Национальные комитеты

        В двухлетнем периоде 2008–2009 гг. для поддержки деятельно-сти национальных комитетов через бюро ЮНЕСКО на местах из обычной программы было выделено в общей сложности 120 000 долл. Кроме того, предполагается оказание определенной под-держки национальным комитетам Программы ЮНЕСКО «Ин-формация для всех» через соответствующие национальные комиссии. Действенность ассигнования средств обычной про-граммы через бюро на местах должна стать предметом оценки.


        ВЕБ-поддержка

        Эти расходы рассчитываются как часть текущей деятельности Сек-тора коммуникации и информации. Как отмечалось выше, для дости-жения целей настоящего плана необходим специализированный персонал категории специалистов на полной ставке, вне зависимости от числа проводимых физических совещаний. Следует также предусмо-треть и увеличение кадрового обеспечения в категории общих служб.

      2. Предварительный график мероприятий в 2008–2009 гг.


        Области деятельности

        Модели

        информа-ционной политики

        Обсерва-

        тория по информа-ционному обществу

        Доклады

        по поли-тике в об-ласти информа-ционного общества

        Рабочие

        группы, националь-ные комитеты

        Дискуссия

        по вопросам информа-ционного об-щества

        Вклад

        в подго-товку 35С/5


        2008

        2-й кв.

        Участие

        членов Совета Программы ЮНЕСКО

        «Информа-ция для всех»

        в совеща-ниях по на-правлениям деятельно-сти ВВИО

        Рассылка

        вопрос-ника членам Совета


        2008

        3-й кв.

        Предло-

        жения о круге

        должност-ных обя-занностей консуль-танта и его утвержде-ние Советом

        Разработка и

        утверждение круга веде-ния для РГ после от-крытой консульта-ции Начало кам-пании по активизации работы на-циональных комитетов

        Подго-

        товка мате-риала для Генераль-ного дирек-тора



        2008

        4-й кв.

        Наем консуль-танта

        Привле-чение уч-реждения для обес-печения работы Обсерва-тории

        Начало работы трех РГ

        Семинар по ФУИ


        2009

        1-й кв.

        Начало ра-

        боты до-полнитель-ных РГ


        2009

        2-й кв.

        Предвари-

        тельный до-клад консуль-танта

        2009

        3-й кв.

        Принятие

        моделей


        2009

        4-й кв.

        Первый

        годовой доклад

        Содей-

        ствие чле-нов Совета работе Генераль-ной кон-ференции


        2010

        1-й кв.

        Принятие

        дополни-тельных мо-делей, разработан-ных некото-рыми РГ

      3. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» и ЮНЕСКО

        Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» является частью ЮНЕСКО и вносит свой вклад в достижение ее целей. Для деятель-ности Программы «Информация для всех» важнейшую роль играет поддержка со стороны Сектора коммуникации и информации и, в особенности, Отдела по вопросам информационного общества. С другой стороны, Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» также способна обеспечить массив экспертных знаний для исполь-зования в деле осуществления обычной программы, особенно в во-просах ее специализации, где она уже провела важную работу (например, в областях информационной грамотности и этики). Таким образом, Программа «Информация для всех» способна обес-печить преимущество ЮНЕСКО в ее деятельности.

        В рамках ЮНЕСКО все секторы (включая секторы образова-ния, естественных наук, социальных и гуманитарных наук, куль-туры и коммуникации и информации) имеют определенные обязательства в отношении одного или нескольких направлений деятельности ВВИО. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» может внести вклад в работу по всем направлениям дея-тельности ВВИО, содействие реализации которых оказывает ЮНЕСКО. Статистическому институту ЮНЕСКО (СИЮ) также надлежит сыграть особую роль в сотрудничестве с Программой ЮНЕСКО «Информация для всех» в вопросах разработки пока-зателей информационной грамотности и, возможно, показате-лей сохранения информации.

        Предполагается, что Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» также будет непосредственно способствовать деятельности ЮНЕСКО в рамках новых межсекторальных платформ, опреде-ленных в Программе и бюджете на 2008–2009 гг. (34 C/5), особенно платформы 5 Содействие обучению с помощью ИКТ и платформы 7 Языки и многоязычие.

        Особую актуальность для Программы ЮНЕСКО «Информа-ция для всех» имеет работа Международной программы развития

        коммуникации (МПРК). МПРК имеет богатую историю предо-ставления практической поддержки на местах для развития ин-фраструктуры и потенциала средств информации. Результаты этой поддержки вносят непосредственный вклад в достижение цели Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», связанной с обеспечением доступа к средствам получения информации и знаний для всех людей в их общинах. МПРК оказала поддержку первым пилотным проектам в области общинных мультимедий-ных центров (ОМЦ), обеспечив при помощи Интернета взаимо-связь между богатейшими возможностями радио в деле охвата местных общин и глобальным миром. Во многих развивающихся странах эта модель будет оставаться наиболее эффективным с точки зрения расходов средством для обеспечения людям до-ступа к информации.

      4. Формы сотрудничества с основными партнерами

        Одним из важнейших итогов ВВИО стало признание того, что путь к обществам информации и знаний можно проложить только в условиях сотрудничества широкого круга заинтересованных сторон. В частности, Программа «Информация для всех» с самого начала прилагала максимальные усилия для привлечения соответствующих групп заинтересованных сторон к участию в своих совещаниях и других мероприятиях. Этот подход сохранится и впредь.

        Решение Совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» о проведении открытых консультаций по Стратегическому плану и другим документам, принимаемым Программой (напри-мер, круг ведения для рабочих групп), свидетельствует о решимо-сти охватить широкую общественность и все заинтересованные стороны.


        Межправительственные организации

        Ряд учреждений системы ООН принял активное участие в про-цессе ВВИО, и этим учреждениям было поручено выступить в ка-честве координаторов в рамках последующего процесса. Рабочим группам Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» также надлежит стремиться к тому, чтобы соответствующие организации были в них представлены и активно работали.


        Международные неправительственные организации

        Ряд международных профессиональных организаций, входя-щих в число заинтересованных сторон, имеет длительную исто-рию рабочих отношений с ЮНЕСКО. Некоторые из них сегодня регулярно участвуют в заседаниях как Совета Программы, так и его Бюро.

        На заседании Совета в соответствии с его правилами предста-вителям этих организаций предоставляется время для выступле-ния, в ходе которого они могут высказать свои соображения или конкретные предложения в областях своих экспертных знаний; на заседаниях Бюро их поощряют к свободному обмену мнениями с членами Бюро и к участию в тематических дискуссиях. Эти пред-

        ставители также активно сотрудничают со специалистами Сектора коммуникации и информации на постоянной основе. Сектор также предоставляет финансовые средства для конкретных про-граммных инициатив, руководство которыми могут осуществлять соответствующие международные НПО.

        В обозримом будущем все эти отношения должны сохраниться. В том, что касается их укрепления, партнеры из числа НПО имели возможность внести непосредственный вклад в разработку настоя-щего Стратегического плана. Ниже излагаются другие конкретные предложения, касающиеся профессиональных ассоциаций, которые работают в сфере библиотечного и архивного дела:

        • участие в ежегодном диалоге председателей ассоциаций аудио-визуальных архивов в целях обмена мнениями и планами и выявления конкретных возможностей для совместной работы;

        • приглашение экспертов из профессиональных ассоциаций для участия в деятельности соответствующих рабочих групп Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»;

        • предоставление времени для выступления представителя Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» на каждой ежегодной конференции профессиональной ассоциации;

        • проведение консультаций с профессиональными ассоциа-циями по повестке дня совещаний Программы ЮНЕСКО

          «Информация для всех» (заседаний Совета и Бюро и тема-тических дискуссий);

        • приглашение представителей каждой профессиональной ор-ганизации для краткого информационного выступления на каждой сессии Совета;

        • предоставление профессиональным ассоциациям права по-дачи конкурсных заявок на проведение по контракту с ЮНЕСКО любых работ в областях их экспертных знаний.


          Частный сектор

          Сектор коммуникации и информации ЮНЕСКО имеет хоро-шую репутацию в установлении позитивных партнерских связей с рядом видных представителей частного сектора из разных стран.

          Эти отношения от эпохи филантропических субсидий пере-шли к партнерским связям на основе сотрудничества нового вида, которые приносят пользу как ЮНЕСКО, так и партнеру из част-ного сектора.

          Все партнерские связи основываются на следующем наборе

          факторов, определяющих успех:

        • обеспечение последовательной внутренней и внешней ком-муникации по вопросам партнерства;

        • четкое определение ожидаемых результатов и потенциаль-ной добавленной стоимости для обоих партнеров.

          Стратегии укрепления партнерских связей с частным секто-ром в ближайшие шесть лет (2008–2013 гг.) состоят в следующем:

        • популяризацию Программы «Информация для всех» необ-ходимо обеспечивать непосредственным образом среди партнеров по частному сектору, представляя практические предложения о сотрудничестве;

        • компании, имеющие официальные соглашения высокого уровня с ЮНЕСКО, следует приглашать в качестве наблюда-телей на заседания Совета и Бюро, а также на другие соот-ветствующие мероприятия, проходящие при поддержке со стороны ЮНЕСКО;

        • необходимо изыскивать возможности для развития сегод-няшних инициатив, осуществляемых на совместной основе Программой ЮНЕСКО «Информация для всех» и частным сектором.

    1. Взгляд в будущее: Программа ЮНЕСКО

«Информация для всех» и некоторые другие мероприятия ЮНЕСКО в рамках Сектора коммуникации и информации

Как уже отмечалось, стремительные изменения, происходящие в сферах средств информации и ИКТ, требуют аналитического осмыс-ления будущего Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и оп-тимальных путей использования потенциала ЮНЕСКО в интересах решения задач и проблем, возникающих в связи с конвергенцией таких областей, как СМИ, коммуникация и информация.

В результате этой конвергенции и развития цифровых техно-логий все традиционные средства информации превращаются в

«новые средства информации», то есть цифровые, интерактивные, мультимедийные, доступные по запросу, интегрированные и пре-доставляющие возможности как для межличностной, так и для массовой коммуникации. Мы являемся свидетелями появления

8

9

«сетевых коммуникаций» в системе средств информации, «предо-ставляющих возможности работы в двух узлах: с низким уровнем интерактивности, где ведущее место занимает телевидение, ис вы-соким уровнем интерактивности, который обеспечивается в Ин-тернете. Эти различные узлы связаны друг с другом в основном через межличностные средства информации (которые, однако, могут использоваться в качестве средств массовой информации): мобильные телефоны, электронную почту, мультимедийные плееры и т.д.» . Эта общая тенденция получила название «ме-диатизации Интернета и интернетизации СМИ» .

Этот процесс побуждает к изменению рамок политики ик ин-теграции ранее отдельных областей политики как по существу, так и в институциональном плане. Если в качестве примера ог-раничиться Европой (аналогичные процессы происходят по-всюду), Европейская комиссия охарактеризовала свой подход


8

Гуштаву Кардозу, Средства информации в Интернет-обществе: просмотр ресурсов, но-

вости, фильтры и гражданственность. Лиссабон, Португалия, Центр социологических иссле-дований. (CIES), 2006 г., стр. 145.

9

Леопольдина Фортунати, «Медиатизация Интернета и интернетизация СМИ», Gazette,

2005 г., 67(1), стр. 27–44.

следующим образом: «В качестве одного из ключевых элементов возрожденного Лиссабонского партнерства в поддержку роста и за-нятости, i2010 [стратегия ЕС в области информационного общества и средств информации] будет развиваться в направлении комплекс-ного подхода к политике в области информационного общества и ау-

10

диовизуальных средств информации в Европейском союзе» .

Аналогичным образом Совет Европы переименовал свой Руково-дящий комитет по средствам массовой информации в Руководящий комитет по средствам информации и новым коммуникационным службам, включив в круг его ведения «учет технологических, пра-вовых, политических и экономических изменений, которые ка-саются средств государственной коммуникации, их деятельности и управления ими, особенно в контексте глобализации и эволюции коммуникационных служб в информационном обществе».

Во многих странах такая конвергенция обусловила интегра-цию органов, занимающихся регламентированием вещания и те-лекоммуникаций, в единые учреждения, ответственные за регламентацию вещания, телекоммуникаций и новых коммуни-кационных служб, однако при сохранении различных целей поли-тики и регламентационных актов в отношении содержательного наполнения средств информации и их инфраструктуры. Помимо США и Канады, такие интегрированные регламентирующие ор-ганы уже существуют, в частности, в Австралии, Боснии и Герце-говине, Бразилии, Гане, Индии, Ираке, Италии, Китае (Гонконг), Малайзии, Соединенном Королевстве и Южной Аф-рике. Планы слияния органов, регламентирующих вещание и те-лекоммуникацию, находятся на стадии рассмотрения в Нигерии, Таиланде и Республике Корее.

Последствия этого процесса должны быть учтены ив контек-сте ЮНЕСКО в плане организации Сектора информации и ком-муникации. Этот вопрос относится к компетенции Генерального директора, однако работа трех нынешних отделов – по вопросам информационного общества, свободы выражения мнений и раз-вития коммуникации – все больше пересекается уже сегодня.


10

Европейская комиссия, i2010 – Европейское информационное общество на службе роста

и занятости, COM (2005) 229, заключительный вариант, Брюссель, 2005 г., стр. 3.

Это также может оказать влияние на будущее двух межправи-тельственных советов, оказывающих поддержку работе Сектора, Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и МПРК. В после-дние годы приводились доводы в пользу слияния этих двух сове-тов, однако по результатам внешнего обзора Программы

«Информация для всех» был сделан вывод о том, что стоящие перед ними задачи являются в достаточно большой степени раз-личными для того, чтобы оправдать сохранение двух отдельных со-ветов. Однако дальнейшая конвергенция может изменить эту ситуацию. В любом случае, следует приложить все усилия к ук-реплению сотрудничества между этими двумя программами и к обеспечению более полной поддержки их деятельности со стороны всех отделов Сектора коммуникации и информации. Как уже отмеча-лось, МПРК начинает использовать подход, который в большей степени ориентирован на политику (о чем говорит публикация По-казатели развития средств информации: рамки для оценки развития средств информации). Программе ЮНЕСКО «Информация для всех» и МПРК надлежит способствовать укреплению работы друг друга путем стремления обеспечить синергетический эффект в подходах к областям средств информации и ИКТ, которые нахо-дятся в процессе конвергенции.

Издания Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»

и Межрегионального центра библиотечного сотрудничества


http://www.ifapcom.ru http://www.mcbs.ru


Обзор «Этические аспекты новых технологий»

В обзоре, подготовленном в рамках серии из-даний Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», анализируются этические аспекты информационно-коммуникационных техно-логий будущего. Публикация призвана при-влечь внимание государств-членов и партнеров ЮНЕСКО к растущему значению, экспансии и потенциальному влиянию новей-ших технологий на базовые права человека.

Авторы книги Мэри Рандл и Крис Конли. Книга выпущена под эгидой организации Geneva Net Dialogue – открытой международной ассоциации, миссия которой заключается в

«оказании содействия в деле реализации прав человека в информацион-ном обществе путем установления связей между специалистами в обла-сти технологий, политическими деятелями и гражданским обществом на международном уровне».

Политика информационного общества: ограничение и сдерживание глобальных потоков данных

Главную тему этой публикации составляет политика информационного общества. Особое внимание в книге уделяется дина-мике событий, связанных со свободой вы-ражения мнений и неприкосновенностью частной жизни. В работе перечислены ре-гулятивные механизмы подавления сво-боды слова и диалога за счет усиления надзора со стороны государственных орга-нов и различных организаций.

Автор книги – Гус Хосейн, сотрудник правозащитной организации Privacy International, консультант Американского союза борьбы за гра-жданские свободы и сотрудник Лондонской школы экономики и поли-тических наук.


Многоязычие в России: региональные аспекты

Издание посвящено вопросам сохранения многоязычия и развития языкового разнооб-разия в киберпространстве. На примерах от-дельных многонациональных и многоязыч-ных регионов России в книге представлена политика и деятельность администраций субъ-ектов РФ и крупнейших региональных биб-лиотек в данной сфере. Сборник состоит из двух частей: «Языковая политика в субъектах Российской Федерации» и «Вклад региональ-ных библиотек в развитие многоязычия».

Составители сборника: председатель Рос-сийского комитета Программы ЮНЕСКО «Ин-

формация для всех» Е.И. Кузьмин, координатор проектов Межрегиональ-ного центра библиотечного сотрудничества Е.В. Плыс, директор по международной деятельности РГБ Г.А. Кисловская и ведущий научный со-трудник РГБ И.В. Чаднова.

Preservation of Linguistic Diversity: Russian Experience

Издание было подготовлено к Междуна-родной конференции «Языковое и культур-ное разнообразие в киберпространстве» (Якутск, июль 2008 г.) в рамках проекта «Раз-витие многоязычия в Интернете». Статьи, представленные в сборнике, отражают прак-тический опыт и предпринимаемые на раз-личных уровнях усилия по сохранению и раз-витию многоязычия в русскоязычном секторе киберпространства. Сборник со-стоит из двух частей: «Языковая политика в

Российской Федерации» и «Некоторые аспекты развития многоязычия в киберпространстве в России».

Составители сборника: председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Е.И. Кузьмин и координатор проектов Межрегионального центра библиотечного сотрудничества Е.В. Плыс.


Переводческие технологии для Европы

В книге «Переводческие технологии для Ев-ропы» представлены проблемы и возможности, открывающиеся перед Европой в области пере-вода. В книге показывается значение переводче-ских технологий, в особенности для Европы, и описывается современное положение дел. Ана-лизируется современное состояние в науке и коммерции и намечаются рыночные перспек-тивы. Беседы с политиками и специалистами из сферы науки и бизнеса расширяют представле-ние о предмете и помогают лучше его понять.

Оригинальное издание книги было подго-товлено на основе исследования, профинанси-рованного Европейским Союзом в рамках ин-

тегрированного проекта TC-STAR (Technology and Corpora for Speech-to-Speech Translation). Руководитель проекта: Джанни Лаццари.


 

 

////////////////////////////