Программа дисциплины Логика и теория аргументации М2.В.8 - 2015 год

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования

"Казанский (Приволжский) федеральный университет" Отделение русской и зарубежной филологии


 


УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по образовательной деятельности КФУ Проф.


image

" " 20 г.

 

 


Программа дисциплины Логика и теория аргументации М2.В.8 - 2015 год

 


Направление подготовки: 032700.68 - Филология Профиль подготовки: Русский язык Квалификация выпускника: магистр

Форма обучения: очное Язык обучения: русский Автор(ы):

 

Реценэент(ы):

 


СОГЛАСОВАНО:

Заведующий(ая) кафедрой:

Протокол заседания кафедры No от " " 201 г

Учебно-методическая комиссия Института филологии и межкультурной коммуникации (отделение русской и зарубежной филологии):

Протокол заседания УМК No от " " 201 г



Регистрационный No


Казань 2015


image


 

Регистрационный номер


  1. Цели освоения дисциплины

    Содержание

  2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

  3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины /модуля

  4. Структура и содержание дисциплины/ модуля

  5. Образовательные технологии, включая интерактивные формы обучения

  6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

  7. Литература

  8. Интернет-ресурсы

  9. Материально-техническое обеспечение дисциплины/модуля согласно утвержденному учебному плану

    Программу дисциплины разработал(а)(и) доцент, к.н. (доцент) Закирова Р.Ю. кафедра русского языка и методики преподавания отделение русской и зарубежной филологии им. Л.Н.Толстого , Rushaniya.Zakirova@kpfu.ru


    1. Цели освоения дисциплины

      Целями освоения дисциплины "Логика и теория аргументации" являются подготовка к решению профессиональных задач в научно-исследовательской деятельности: квалифицированный анализ, комментирование, реферирование и обобщение результатов научных исследований; подготовка и редактирование научных публикаций; в педагогической деятельности: проведение практических занятий по филологическим дисциплинам в учреждениях высшего профессионального образования; в прикладной деятельности: создание, редактирование, реферирование и систематизирование всех типов деловой документации, квалифицированная трансформация различных типов текстов, создание, редактирование и реферирование публицистических текстов, аналитических обзоров и эссе; планирование и осуществление публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства; в

      организационно-управленческой деятельности: организация и проведение семинаров и научных дискуссий


    2. Место дисциплины в структуре основной обраэовательной программы высшего профессионального обраэования

Данная учебная дисциплина включена в раздел " М2.В.8 Профессиональный" основной образовательной программы 032700.68 Филология и относится к вариативной части.

Осваивается на 1 курсе, 1 семестр.

М2.В.8. Профессиональный цикл. Вариативная часть.

Данная учебная дисциплина входит в цикл наряду с такими дисциплинами, как: "Теория и практика обучения русскому языку", "Аналитико-экспертная деятельность лингвиста", "Методика написания выпускной квалификационной работы", "Технология речевого взаимодействия в деловой сфере", "Коммуникативные технологии в масс-медиа" ориентирована на формирование общекультурных и профессиональных компетенций для научно-исследовательской, педагогической, прикладной и организационно-управленческой деятельности выпускников.

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами в ходе освоения общепрофессиональных и профессиональных дисциплин бакалавриата: "Введение в теорию коммуникации", "Теория коммуникации", "Ри-торика", "Стилистика русого языка и культура речи", "Практикум по стилистике русского языка и культуре речи", "Коммуникативный практикум", "Логика / Языковая логика".

Дисциплина осваивается на 2 курсе магистратуры (семестр 3)


З. Компетенции обучающегося, формируемые в реэультате освоения дисциплины

/модуля

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:



Шифр компетенции

Расшифровка приобретаемой компетенции

ОК-1

(общекультурные компетенции)

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

ОК-2

(общекультурные компетенции)

способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и

научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности


Шифр компетенции

Расшифровка приобретаемой компетенции


ОК-5

(общекультурные компетенции)

способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности

ПК-1

(профессиональные компетенции)

способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования

ПК-2

(профессиональные компетенции)

способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии


ПК-16

(профессиональные компетенции)

владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8); проектная деятельность: - умение выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций


ПК-3

(профессиональные компетенции)

владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач


ПК-5

(профессиональные компетенции)

владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов


В результате освоения дисциплины студент:

  1. должен знать:

    законы логики и основные положения теории аргументации

  2. должен уметь:

    создавать логические организованные устные и письменные тексты различных жанров; предъявлять аргументированные доказательства

  3. должен владеть:

    навыками организации и ведения дискуссий в различных сферах деятельности

  4. должен демонстрировать способность и готовность: применять полученные знания на практике.


4. Структура и содержание дисциплины/ модуля

Общая трудоемкость дисциплины составляет зачетных(ые) единиц(ы) 72 часа(ов). Форма промежуточного контроля дисциплины зачет в 1 семестре.

Суммарно по дисциплине можно получить 100 баллов, из них текущая работа оценивается в 50 баллов, итоговая форма контроля - в 50 баллов. Минимальное количество для допуска к зачету 28 баллов.

86 баллов и более - "отлично" (отл.);

71-85 баллов - "хорошо" (хор.);

55-70 баллов - "удовлетворительно" (удов.);

54 балла и менее - "неудовлетворительно" (неуд.).


    1. Структура и содержание аудиторной работы по дисциплине/ модулю

      Тематический план дисциплины/модуля




      N


      Раэдел Дисциплины/ Модуля


      Семестр


      Неделя семестра

      Виды и часы аудиторной работы, их трудоемкость

      (в часах)


      Текущие формы контроля

      Лекции

      Практические эанятия

      Лабораторные работы

      1.

      Тема 1. Предмет и значение логики.

      1

      1

      2

      0

      0

      2.

      Тема 2. Понятие.

      1

      2

      0

      2

      0

      устный опрос

      3.

      Тема 3. Суждение.

      1

      3

      0

      2

      0

      устный опрос

      4.

      Тема 4. Основные логические законы

      1

      4-5

      2

      2

      0

      устный опрос

      5.

      Тема 5. Умозаключение.

      1

      6

      0

      2

      0

      устный опрос


      6.

      Тема 6. Логические основы теории аргументации.


      1


      7-8


      0


      4


      0

      деловая игра устный опрос

      .

      Тема . Итоговая форма контроля

      1

      0

      0

      0

      зачет

      Итого

      4

      12

      0

    2. Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет и эначение логики.

лекционное занятие (2 часа(ов)):

Мышление как предмет изучения логики. Логическая форма и логические законы. Истинность и правильность мышления. Логика и язык. Возникновение и этапы развития логики. Значение логики и теории аргументации.

Тема 2. Понятие.

практическое занятие (2 часа(ов)):

Понятие как форма мышления. Виды понятий по содержанию и по объему. Отношения между понятиями. Логические операции с понятиями.

Тема З. Суждение.

практическое занятие (2 часа(ов)):

Общая характеристика суждения. простое суждение. Сложное суждение.

Тема 4. Основные логические эаконы

лекционное занятие (2 часа(ов)):

Основные законы логики, их особенности и содержание. Логические формулы.

практическое занятие (2 часа(ов)):

Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.

Тема 5. Умоэаключение.

практическое занятие (2 часа(ов)):

Общая характеристика умозаключения. Дедуктивные умозаключения, их виды и структура. Индуктивные умозаключения, их виды и структура.

Тема 6. Логические основы теории аргументации.

практическое занятие (4 часа(ов)):

  1. Природа и формы диалога. Структура диалога. Аргументация как логико-коммуникативная процедура. Виды аргументации. 2. Спор. Дискуссия.


    4.З Структура и содержание самостоятельной работы дисциплины (модуля)




    N


    Раэдел Дисциплины


    Семестр


    Неделя семестра

    Виды самостоятельной работы студентов


    Трудоемкость (в часах)

    Формы контроля самостоятельной работы

    2.

    Тема 2. Понятие.

    1

    2

    подготовка к устному опросу

    10

    устный опрос

    3.

    Тема 3. Суждение.

    1

    3

    подготовка к устному опросу

    10

    устный опрос

    4.

    Тема 4. Основные логические законы

    1

    4-5

    подготовка к устному опросу

    10

    устный опрос

    5.

    Тема 5. Умозаключение.

    1

    6

    подготовка к устному опросу

    10

    устный опрос


    6.

    Тема 6. Логические основы теории аргументации.


    1


    7-8

    8

    деловая игра

    подготовка к устному опросу

    8

    устный опрос

    Итого

    56


    1. Обраэовательные технологии, включая интерактивные формы обучения

      Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, контролируемая самостоятельная работа студентов.

      При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, коммуника-тивного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой.


    2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


Тема 1. Предмет и эначение логики. Тема 2. Понятие.

устный опрос , примерные вопросы:

1. В чем состоит связь между словом и понятием? 2. Верно ли, что итоги науки выражаются в понятиях? 3. Какая связь существует между содержанием и объемом понятия? Когда объемы понятий совпадают? 4. Какие приемы, сходные с определением, Вам известны? Заменяют ли они его? 5. Какое деление называется дихотомическим и почему? Являются ли истинность и правильность мышления дихотомическими понятиями?

Тема З. Суждение.

устный опрос , примерные вопросы:

  1. Чем отличается логическая структура суждения от грамматической структуры предложения?

  2. Приведите пример распространенного повествовательного предложения и выделите в нем логический субъект, предикат и логическую связку. 3. Чем отличается нормативная логика от классической логики? В чем состоит специфика нормативных и оценочных суждений? Какую структуру имеют нормы? 4. Какая связь существует между алетической и деонтической модальностями? Перечислите известные Вам виды модальностей. 5. Почему конъюнкцию опровергнуть легче, чем дизъюнкцию?

Тема 4. Основные логические эаконы

устный опрос , примерные вопросы:

1. Что такое закон? Каким требованиям отвечает любой закон? В чем состоит специфика законов логики (сравните с законами науки, правовыми и моральными законами)? 2. Какие законы логики считаются основными и не основными? Можно ли закон достаточного основания считать основным законом логики? 3. Чем отличается закон исключенного третьего от закона непротиворечия? 4. Чем отличается обоснованность рассуждения от его правильности? 5. Могут ли правдоподобные рассуждения быть обоснованными?

Тема 5. Умоэаключение.

устный опрос , примерные вопросы:

. Почему умозаключения называют рассуждениями? Как умозаключение связано с понятием и суждением? 2. В чем состоит принципиальное различие дедуктивных и индуктивных умозаключений? Связаны ли они друг с другом? 3. Какую функцию в процессе познания выполняют непосредственные умозаключения? 4. Как связаны общие правила простого категорического силлогизма и особые правила его фигур? 5. Приведите примеры использования полной и неполной индукции в повседневной и профессиональной практике. 6. Покажите области применения аналогии в практике связей с общественностью.

Тема 6. Логические основы теории аргументации.

деловая игра , примерные вопросы: Участие в споре и дискуссии. устный опрос , примерные вопросы:

1. Что понимают под структурой аргументации? 2. Что называют опровержением и какие способы опровержения применяются в науке? 3. Перечислите основные правила аргументации. 4. Чем отличаются паралогизмы от софизмов? 5. Как возникают парадоксы в науке?

Тема . Итоговая форма контроля


Примерные вопросы к зачету: Вопросы для зачета

  1. Что означают этимологический и исторический способы определения логики?

  2. В каком отношении мышление является предметом логики как науки? Какие грани мышления изучает логика?

  3. Как можно выделить логическую форму мысли? Чем отличается логическая форма мысли от грамматической?

  4. Как можно проверить логическую правильность утверждения и его истинность?

  5. В чем состоит связь между словом и понятием?

  6. Верно ли, что итоги науки выражаются в понятиях?

  7. Какая связь существует между содержанием и объемом понятия? Когда объемы понятий совпадают?

  8. Какие приемы, сходные с определением, Вам известны? Заменяют ли они его?

  9. Какое деление называется дихотомическим и почему? Являются ли истинность и правильность мышления дихотомическими понятиями?

  10. Чем отличается логическая структура суждения от грамматической структуры предложения?

  11. Приведите пример распространенного повествовательного предложения и выделите в нем логический субъект, предикат и логическую связку.

  12. Чем отличается нормативная логика от классической логики? В чем состоит специфика нормативных и оценочных суждений? Какую структуру имеют нормы?

  13. Какая связь существует между алетической и деонтической модальностями? Перечислите известные Вам виды модальностей.

  14. Почему конъюнкцию опровергнуть легче, чем дизъюнкцию?

  15. Что такое закон? Каким требованиям отвечает любой закон? В чем состоит специфика законов логики (сравните с законами науки, правовыми и моральными законами)?

  16. Какие законы логики считаются основными и не основными? Можно ли закон достаточного основания считать основным законом логики?

  17. Чем отличается закон исключенного третьего от закона непротиворечия?

  18. Чем отличается обоснованность рассуждения от его правильности?

  19. Могут ли правдоподобные рассуждения быть обоснованными?

  20. Почему умозаключения называют рассуждениями? Как умозаключение связано с понятием и суждением?

  21. В чем состоит принципиальное различие дедуктивных и индуктивных умозаключений? Связаны ли они друг с другом?

  22. Какую функцию в процессе познания выполняют непосредственные умозаключения?

  23. Как связаны общие правила простого категорического силлогизма и особые правила его фигур?

  24. Приведите примеры использования полной и неполной индукции в повседневной и профессиональной практике.

  25. Покажите области применения аналогии в практике связей с общественностью.

  26. Чем доказательство отличается от дедуктивного умозаключения?

  27. Чем отличаются косвенные доказательства от прямых доказательств? Почему в науке обращаются к косвенным доказательствам?

  28. Что понимают под структурой аргументации?

  29. Что называют опровержением и какие способы опровержения применяются в науке?

  30. Перечислите основные правила аргументации.

  31. Чем отличаются паралогизмы от софизмов?

31. Как возникают парадоксы в науке?


    1. Основная литература:

      Курбатов В.И. Логика Уч.пос. для студ. вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 (58 экз.)

      Риторика. Ч.1. Технология публичного выступления: учеб. пособ.; сост. Л.М.Салмина, Т.Ю.Виноградова. - Казань: КГУ, 2007 (50 экз.)

      Стернин И.А. Практическая риторика. - М., 2003 (1 экз.).


    2. Дополнительная литература:

Введенская Л.А. Риторика и культура речи: уч.пособие. - Ростов-на-Дону, 2008 (10 экз.) Иванов Е.А. Логика. Учеб. - М.: БЕК, 1998 (92 экз.).

Орлов Г.А. Упражнения по логике. Уч.пос. - М.: Юрист, 1993 (22 экз.) Риторика: задания и упражнения. - Казань: КГУ, 2007 (28 экз.)

Салмина Л.М. Язык и познание. Уч.пос. для студ. вузов. - Казань: изд-во КГУ, 2009 (50 экз.) Язык и стиль СМИ: уч.пособие / Сост.: О.Н.Чистякова. - Казань: КГУ, 2008 (90 экз.) Алексеев, А. П. Аргументация. Познание. Общение / А. П. Алексеев. - М., 1991.

Аристотель. Первая аналитика. Вторая аналитика. О софистических опровержениях //Соч. в четырех томах. Т.2. - М., 1978.

Бойко, А. П. Практикум по логике / А. П. Бойко. - М., 1997.

Брюшинкин, В. Н. Практический курс логики для гуманитариев: учебное пособие для вузов / В. Н. Брюшинкин. - М., 1995.

Войшвилло, Е. К. Логика с элементами эпистемологии и научной методологии: учебник /Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. - М., 1994.

Гетманова, А. Д. Логика: Для педагогических учебных заведений / А. Д. Гетманова. М.,1994. Грязнов, Б. С. Логика, рациональность, творчество / Б. С. Грязнов. - М., 2002.

Ивин, А. А. Логика: учебное пособие / А. А. Ивин. - М., 1997.

Ивин, А. А. Основы теории аргументации. Учебник / А. А. Ивин. - М., 1997. Ивлев, Ю. В. Логика: учебник для вузов / Ю. В. Ивлев. - М., 1992.

Иванов, Е. А. Логика. Учебник / Е. А. Иванов. - М., 1996.

Кант, И. Логика. Пособие к лекциям // Трактаты и письма. - М., 1980.

Каверин, Б. И. Логика и теория аргументации: учебное пособие для студентов вузов / Б.И. Каверин, И. В. Демидов. - М., 2005.

Кириллов, В. И. Логика: учебное пособие для юридических вузов и факультетов университетов

/ В. И. Кириллов, А. А. Старченко. - М., 1996.

Логика. Логические основы общения: учебное пособие для высших учебных заведений. /В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич, В. И. Бартон и др. - М., 1994.

Логика. Логические основы общения: хрестоматия / В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич, В. И. Бартон и др. - М., 1994.

Никифоров, А. Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этого предмета профессором философии /А. Л. Никифоров. - М., 1997.

Рузавин, Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов / Г. И. Рузавин. - М.,1997. Рузавин, Г. И. Логика. Учебник для вузов / Г. И. Рузавин. - М., 2002.

Фейнберг, Е. Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке / Е. Л. Фейнберг. -М., 1992.

Челпанов, Г. И. Учебник логики / Г. И. Челпанов. - М., 1994.

Алексеев, Н. С. Ораторское искусство в суде / Н. С. Алексеев, З. В. Макарова. - Л., 1989. Брайт, Л. Развиваем интеллект / Л. Брайт. - СПб., 1997.

Гарднер, А. А ну-ка, догадайся! / А. Гарднер. - М., 1984. Жоль, К. К. Логика в лицах и символах / К. К. Жоль. - М., 1993.

Жоль, К. К. Логика: учебное пособие для вузов / К. К. Жоль. - М., 2004. Зарецкая, Е. Н. Логика речи для менеджера / Е. Н. Зарецкая. - М., 1997. Казаков, А. Н. Логика. Парадоксология / А. Н. Казаков, А. О. Якушев. - М., 1994. Кэрролл, Л. Логическая игра / Л. Кэрролл. - М.. 1991.

Меськов, В. С. Логика: наука и искусство / В. С. Меськов, О. Ю. Карпинская, О. В. Ляшенко, Я. В. Шрамко. - М., 1993.

Павлова, Л. Г. Спор, дискуссия, полемика / Л. Г. Павлова. - М., 1991. Петров, Ю. А. Азбука логичного мышления / Ю. А. Петров. - М., 1991. Сергеич, П. Искусство речи на суде / П. Сергеич. - М., 1988.

Смаллиан, Р. Как же называется эта книга? / Р. Смаллиан. - М., 1981. Судебные речи знаменитых адвокатов. - М., 1997.


7.З. Интернет-ресурсы:

Гильмутдинова Н.А. Логика и теория аргументации:учебное пособие - http://venec.ulstu.ru/lib/go.php?id=3116

Ивин А.А. Логика: Учебник для гуманитарных факультетов - http://psylib.org.ua/books/ivina01/txt13.htm

Логические основы теории аргументации -

http://studentu-vuza.ru/logika/lektsii/logicheskie-osnovyi-teorii-argumentats

Рузавин Г.И. Логика и аргументация - http://iph.ros.ru/uplfile/logic/log10/Li_10_lvlev.pdf

Сычева С.Г. Логика и теория аргументации. - http://portal.tpu/ru/SHARED/s/SVETLANASYCH/fgr/Tab2/logicateorargum.pdf


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины(модуля)

Освоение дисциплины "Логика и теория аргументации" предполагает использование следующего материально-технического обеспечения:


Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (всё - в стандартной комплектации для практических занятий и самостоятельной работы); доступ к сети Ин-тернет (во время самостоятельной подготовки и на практических занятиях), доступ к тра-диционным книжным и электронным ресурсам научной библиотеки.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и учебным планом по направлению 032700.68 "Филология" и магистерской программе Русский язык .

Автор(ы):

Закирова Р.Ю.

" " 201 г.


Рецензент(ы):

Новак М.О.

" " 201 г.

 

 

////////////////////////////