ВАГОН-ЦИСТЕРНА для олеума (модель 15-1224). Руководство по эксплуатации Г 424.00.00.000 РЭ

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВАГОН-ЦИСТЕРНА для олеума (модель 15-1224). Руководство по эксплуатации Г 424.00.00.000 РЭ

 

 

В соответствии с подпунктом 3.6 пункта 3 повестки дня
ПРОТОКОЛА пятьдесят шестого заседания Комиссии Совета
по
железнодорожному транспорту
полномочных
специалистов вагонного хозяйства железнодорожных
администраций от 10-12.09.2013г. согласовано Руководство
по эксплуатации Г 424.00.00.000 РЭ «Вагона-цистерны для
олеума. Модель
15-1224ͩ, которое приводится в
Приложении N 11.
ОАО "РУЗХИММАШ"
31 8252
УТВЕРЖДАЮ
Главный инженер
ОАО "РУЗХИММАШ"
_____________В.М.Мишин
"_____"___________2005 г.
ВАГОН-ЦИСТЕРНА
для олеума
Модель 15-1224
Руководство по эксплуатации
Г 424.00.00.000 РЭ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
1 Назначение
5
2 Технические данные
6
2.1 Основные параметры и размеры
6
2.2 Техническая характеристика
7
2.3 Способ погрузки-выгрузки
7
2.4 Сроки службы
8
3 Описание конструкции узлов цистерны
9
3.1 Платформа
9
3.2 Котел цистерны
13
4 Маркировка
16
5 Пломбирование
17
6 Комплектность цистерны
18
7 Общие указания по эксплуатации
19
7.1 Общие требования
19
7.2 Техника безопасности при обслуживании цистерны
19
7.3 Налив и слив цистерны
21
8 Техническое обслуживание и ремонт
26
9 Гарантии изготовителя
28
Приложение А Указания к выполнению ремонта
эксплуатируемых котлов цистерн
29
Приложение Б Окраска цистерны
33
Приложение В Рисунок 1 - 15
36
Введение
Настоящее руководство по эксплуатации вагон-цистерны (далее -
цистерны) для олеума модели 15-1224 предназначается для работников, связан-
ных с ее эксплуатацией, и содержит краткое техническое описание цистерны,
технические данные, устройство и работу составных частей, указания мер безо-
пасности при эксплуатации.
Кроме настоящего руководства по эксплуатации необходимо руково-
дствоваться следующими документами:
- правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Фе-
дерации, ЦРБ/756, МПС;
- ГОСТ 22235-76 Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи
1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве по-
грузочно-разгрузочных работ;
- правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорож-
ным транспортом, утверждёнными Госгортехнадзором России 16.08.94, № 50,
М., 1998г;
- инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных
дорогах Российской Федерации, ЦД 790;
- приложения 2 к СМГС «Правил перевозки опасных грузовª;
- инструкцией по ремонту тормозного оборудования вагонов, ЦВ-ЦЛ-945;
- инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава железных
дорог, ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277;
- инструкцией по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства под-
вижного состава железных дорог РФ", ЦВ-ВНИИЖТ-494;
- инструкцией по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формирова-
нию вагонных колесных пар, № ЦВ/3429;
- инструктивными указаниями по эксплуатации и ремонту вагонных букс
с роликовыми подшипниками, 3-ЦВРК;
- руководствами по деповскому, РД 32 - ЦВ 587 -2007 и капитальному,
ЦВ 627 -2007 ремонтам;
- инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов,
ЦВ-201-98, Транспорт -Трансинфо, М, 1999 г.
- правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих
под давлением (ПБ 03-576-03), утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ
11.06.2003г., № 91;
- правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в
вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, ут-
вержденные приказом МПС РФ № 25 от 18.06.2003 г.;
- правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с
опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденные МЧС
(№ 9-733/3-2 от 31.10.96), МПС (№ ЦМ-407 от 25.11.96) и согласованными с
Госгортехнадзором России (№ 03-35/287 от 28.10.96);
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
3
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
- правилами по охране труда при техническом обслуживании и ремонте
грузовых вагонов и рефрижераторного подвижного состава,
ПОТ РО 32 ЦВ-400-96;
- инструкцией осмотрщику вагонов, ЦВ-ЦЛ-408;
- РД 32 ЦВ 052-2005 Ремонт тележек грузовых вагонов;
- положением о сервисном обслуживании эластомерных поглощающих
аппаратов (Указание МПС РФ № П-50у от 21.01.2003);
- РД 07.09-97 Руководство по комплексному ультразвуковому контролю
колесных пар вагонов;
- РД 32.144-2000 Контроль неразрушающий приемочный. Колеса цельно-
катаные, бандажи и оси колесных пар подвижного состава. Технические требо-
вания;
- РД 32.149-2000 Феррозондовый метод неразрушающего контроля
деталей вагонов;
- РД 32.150-2000 Вихретоковый метод неразрушающего контроля деталей
вагонов;
- РД 32.159-2000 Магнитопорошковый метод неразрушающего контроля
деталей вагонов;
- РД 32.174-2001 Неразрушающий контроль деталей вагонов. Общие по-
ложения;
- методикой испытания на растяжение 656-2000 ПКБ ЦВ. Детали грузо-
вых и пассажирских вагонов;
- другими действующими нормативными документами.
На каждом предприятии, производящем налив и слив продукта, а также
при производстве ремонта и очистке котла должны быть разработаны подроб-
ные инструкции с чёткой формулировкой прав и обязанностей исполнителей,
порядок действия с перечнем мероприятий для предупреждения и ликвидации
возможных аварий, а также правила техники безопасности на каждом рабочем
месте.
Внесение изменений в руководство по эксплуатации, не связанных с из-
менением стандартов, а также незначительных конструктивных изменений, не
влияющих на взаимозаменяемость, ремонтопригодность и прочность деталей,
может производиться главным конструктором предприятия-держателя подлин-
ника.
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
4
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
1 Назначение
1.1 Четырехосная цистерна модели 15-1224 (Приложение В, рисунок 1)
предназначена для перевозки олеума по железным дорогам колеи 1520 мм Рос-
сийской Федерации, стран СНГ, Литвы, Латвии, Эстонии, а также с возможно-
стью выхода на колею 1435 мм установленным порядком (замена тележек, обо-
рудование цистерны буферными комплектами, использование вагонов прикры-
тия и т.п.) при согласовании с администрациями дорог этих стран.
1.2 Цистерна изготовлена в климатическом исполнении "У" для категории
размещения I ГОСТ 15150-69 с обеспечением эксплуатационной надежности в
диапазоне температур воздуха от минус 50 0С до плюс 50 0С.
По согласованию с заказчиком цистерна может изготавливаться в испол-
нении «УХЛª для категории размещения I по ГОСТ 15150 с обеспечением экс-
плуатационной надежности в диапазоне температур воздуха от минус 60 ºС до
плюс 50 ºС или других исполнениях по ГОСТ 15150.
1.3 Цистерна является несамоходной подвижной единицей и служит спе-
циализированным средством для транспортирования олеума.
Запрещается использовать эту цистерну для перевозки и хранения других
продуктов.
1.4 Цистерна изготовлена согласно техническим условиям
ТУ 3182-003-00217403-96, согласованным в установленном порядке.
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
5
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
2 Технические данные
2.1 Основные параметры и размеры
2.1.1 Основные параметры и размеры цистерны указанны в таблице 1.
Таблица 1
Величина параметра,
Наименование параметра
характеристика
Документация
Г 424.00.00.000
Грузоподъемность, т
68,0
макс.26,0
Масса тары, т
мин. 24,5
Расчетная статическая нагрузка от колесной пары на
рельсы, кН (тс)
230(23,5)
Габарит по ГОСТ 9238-83
02-ВМ
Конструкционная скорость, км/час
120
Объем котла, м 3
- полный
38,1
- полезный, не более
37,16
Диаметр котла внутренний номинальный, мм
2200±6
Длина по осям сцепления автосцепок, мм
1202
45
Длина по концевым балкам рамы, мм
1080
18
Длина, мм
-котла
10430±10
-котла с кожухом
10526±10
База цистерны, мм
7800±5
Ширина максимальная, мм
3010
Высота от уровня головок рельсов не более, мм
3940
Высота от уровня головок рельсов до оси
автосцепки, мм
1040-1080
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
6
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
1221М.00.00.000 РЭ
2.2 Техническая характеристика
2.2.1 Техническая характеристика цистерны приведена в таблице 2
Таблица 2
Наименование параметра
Величина параметра,
характеристика
Давление в котле избыточное по регулировке
0,35 (3,5)
предохранительного клапана, МПа (кгс/см 2)
Внешнее избыточное давление по регулировке
0,02 - 0,03 (0,2 - 0,3)
впускного клапана, МПа (кгс/см 2)
Расчетное давление в котле, МПа (кгс/см 2)
-внутреннее
0,68 (6,8)
-наружное
0,04 (0,4)
Пробное давление в котле при гидравлическом
испытании, МПа (кгс/см 2)
0,9 (9,0)
Допускаемое давление в котле
при разгрузке, МПа (кгс/см 2)
0,2 (2,0)
Тип двухосной тележки ГОСТ 9246-2004
2
Тип автосцепки
СА-3
Возможность установки буферных устройств
есть
Возможность установки защитных экранов
установлены
Наличие предохранительно-впускного клапана
установлен
Количество лестниц, шт.:
- наружных
2
- внутренних
1
Конструкция цистерны обеспечивает проход и сцепляемость в кривых, ус-
тановленных для грузовых вагонов "Нормами для расчета и проектирования ва-
гонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)", утвержденными
ГосНИИВ-ВНИИЖТ, М., 1996 г и "Нормами допускаемых скоростей движения
локомотивов и вагонов по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм"
МПС РФ (приказ 2ЦЗ от 14.07.94 г.).
2.3 Способ погрузки-выгрузки
2.3.1 Способ погрузки -закрытым способом.
Способ выгрузки - передавливанием через штуцер или откачиванием на-
сосом.
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
2
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
2.4 Сроки службы
2.4.1 Назначенный срок службы, лет
18
По истечению назначенного срока службы эксплуатация цистерны
должна быть прекращена независимо от ее технического состояния и должно
быть принято, по результатам технического диагностирования, решение, преду-
смотренное соответствующей нормативной документацией: исключение из ин-
вентаря или установление нового назначенного срока службы после проведения
необходимых ремонтов и модернизаций.
2.4.2 Назначенный срок службы:
- до первого капитального ремонта, лет
5
- до каждого последующего, лет
5
- первый деповской ремонт после постройки цистерны должен произво-
диться при достижении 210 тыс. километров общего (груженый плюс порож-
ний) пробега, но не позже, чем через 2 года эксплуатации, в дальнейшем - еже-
годно.
2.4.3 Периодичность технических освидетельствований котла:
-гидроиспытаний пробным давлением, лет
8
-наружных и внутренних осмотров, лет
1
2.4.4 Сроки службы на комплектующие узлы и детали устанавливаются в
соответствии с государственными отраслевыми стандартами и техническими
условиями поставщиков на эти изделия.
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
8
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
3 Описание конструкции узлов цистерны
Цистерна (рисунок 1) включает в себя следующие основные сборочные
единицы: платформу 1, котел цистерны 2, кожух 3, лестницы наружные с по-
мостами 4, лестницу внутреннюю 5, крепление котла на раме 6, клапан предо-
хранительно-впускной 7.
На цистерне установлены таблички завода-изготовителя 8 и завода-
изготовителя котла 9.
3.1 Платформа
Четырехосная платформа (рисунок 2) состоит из следующих узлов:
рамы 1, тормозов пневматического автоматического 2 и стояночного 3, двухос-
ных тележек 4, автосцепного устройства 5, экранов, защищающих днища котла
6, опор котла 7, подножек составителя 8.
Кроме того, платформа оборудована кронштейнами (скобами) сигнальных
фонарей, маневровыми захватами.
3.1.1 Рама
3.1.1.1 Рама платформы (рисунок 3) образована продольными и попереч-
ными балками, сваренными электродуговой сваркой, на которой монтируются
автосцепные устройства, котел, устройства автоматического и стояночного тор-
мозов, шкворневые узлы с пятниками, экраны для защиты днищ. Рама воспри-
нимает нагрузку перевозимого продукта, тяговые усилия, удары в автосцепки,
инерционные силы от изменения скорости движения.
Через пятники 1, приклепанные к шкворневым узлам, рама опирается на
подпятники надрессорных балок тележек.
3.1.1.2 Продольными элементами рамы служат балки: хребтовая 2, две
боковые 3, четыре усиливающие 4 в каждой консольной части рамы.
Поперечными балками являются: две лобовые (концевые) 5, две шквор-
невые 6 и четыре промежуточные 7.
Хребтовая балка рамы выполнена из двух усиленных зетовых профилей,
соединенных автоматической сваркой.
3.1.1.3 В зоне пересечения хребтовой и шкворневой балок установлена
специальная отливка, представляющая собой надпятник хребтовой балки, объе-
диненный с задним упором автосцепного устройства.
Передние упоры 9 автосцепного устройства приклепаны в торцевых зонах
консольных частей хребтовой балки. Между передними и задними упорами к
зетовым профилям присоединены заклепками четыре планки, служащие защи-
той от истирания.
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
9
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
3.1.1.4 Для увеличения жесткости и устойчивости хребтовой балки в
средней ее части приварены три диафрагмы 11, две из которых установлены в
зонах соединения с промежуточными поперечными балками 7.
3.1.1.5 Сварная шкворневая балка 6 имеет коробчатое сечение и состоит
из листов: верхнего, нижнего и двух вертикальных. К нижнему листу приваре-
ны скользуны 8. На верхнем листе шкворневой балки установлены опоры котла
10.
3.1.1.6 Концевые балки образованы двумя лобовыми листами, двумя
верхними и двумя нижними листами, двумя ребрами. Все элементы соединены
сваркой. На лобовых листах крепятся: кронштейны для рычага автосцепного
устройства, кронштейны сигнального фонаря, поручни.
На концевых балках предусмотрена установка буферов типа ОСЖД-
МСЖД.
3.1.1.7 Промежуточные поперечные балки 7 выполнены из швеллера
№ 16. К одной из балок крепится привод стояночного тормоза.
3.1.1.8 Боковые балки 3 изготовлены из специального швеллера № 20, к
ним крепятся подножки составителя.
3.1.1.9 Рама платформы оборудована передними упорами УП1 автосцеп-
ного устройства по ОСТ 24.152.01-77, пятниками по ОСТ 24.052.05-90, скользу-
нами и задними упорами, объединенными с надпятниками.
3.1.2 Ходовая часть
3.1.2.1 Ходовая часть состоит из двухосных тележек типа 2 по
ГОСТ 9246-79 (рисунок 4) на подшипниках качения. База тележки 1850 мм,
цельнокатаные колеса по ГОСТ 4835-2006.
3.1.2.2 Колесные пары 1 изготовлены в соответствии с требованиями
ТУ 24.05.816-82.
3.1.2.3 Боковая рама 2 тележки выполнена в виде монолитной стальной
отливки, в средней части которой расположен проем для рессорного подвеши-
вания 3, а по концам - проемы для букс . По бокам среднего проема, в верхней
части, расположены направляющие для ограничения поперечного перемещения
фрикционных клиньев, а внизу - опорная поверхность для установки рессорного
подвешивания.
В местах трения клиньев к колонкам боковой рамы установлены планки.
3.1.2.4 Надрессорная балка 4 отлита заодно с подпятником, опорами для
размещения скользунов, гнездами для фрикционных клиньев и приливом для
крепления кронштейна мертвой точки рычажной передачи тормоза 5.
3.1.2.5 Рессорное подвешивание состоит из двухрядных пружин, распо-
ложенных под каждым концом надрессорной балки. Крайние, боковые пружины
комплекта поддерживают клинья гасителей колебаний. На нижней опорной по-
верхности клина имеется кольцевой выступ, который входит внутрь поддержи-
вающей клин пружины.
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
2
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Клинья гасителя колебаний входят в соответствующие гнезда в надрес-
сорной балке, упираясь своими наклонными плоскостями в наклонные плоско-
сти последней и прижимаясь к стальным планкам, укрепленным на боковых ра-
мах тележки. При прогибах рессорного подвешивания создается необходимое
трение в гасителях колебаний. Боковые перемещения надрессорной балки амор-
тизируются поперечной упругостью пружин рессорного подвешивания.
3.1.2.6 Между скользунами рамы цистерны и тележки имеются зазоры,
которые регулируются путем подкладки планок под колпаки скользунов теле-
жек.
Зазор между скользунами рамы и колпаками скользунов тележек должен
быть не менее 3 мм и не более 9 мм, при этом суммарный зазор на каждой те-
лежке должен быть не менее 6 мм и не более 14 мм.
Для регулировки зазоров должны применяться прокладки толщиной от
1,5 до 5 мм. Количество прокладок не должно быть более четырех штук под ка-
ждый колпак.
3.1.3 Тормозное оборудование
3.1.3.1 Тормозное оборудование цистерны состоит из воздушного тормоза
(рисунок 5) с воздухораспределителем 483А-01 по ТУ 3184-021-05756760-00,од-
ним тормозным цилиндром 14", условный номер 188 Б по ГОСТ Р 52392-2005
или 002 по ТУ 24.05.801-87 или 155, УХЛ1 по ТУ 3184.025.07518941-97, запас-
ного резервуара Р7-78 по ГОСТ Р 52400-2005, рычажной передачи с регулято-
ром модели РТРП-675М по ТУ 24.05.928-89, воздухопровода, имеющего конце-
вые краны № 4304М по ТУ 24.05.05.054-97 и соединительные рукава Р17 Б по
ГОСТ 2593-82 или по ТУ 3182.057.07518941, грузового авторежима 265А-4 по
ТУ 3184-509-05744521-98.
3.1.3.2 Трубы, подводящие воздух от магистрали к воздухораспределите-
лю и соединяющие последний с запасным резервуаром и тормозным цилин-
дром, имеют наружный диаметр 27 мм и толщину стенки 3,2 мм.
3.1.3.3 На трубе, ведущей к воздухораспределителю, установлен разобщи-
тельный кран № 4300 по ТУ 3184-003-10785350-99. Концевые краны установле-
ны под углом 600 к вертикальной оси цистерны и направлены отростком в сто-
рону к продольной оси вагона.
3.1.3.4 Магистральные трубы воздухопровода изготовлены из стальных
бесшовных холоднодеформированных труб ГОСТ 8734-75 с наружным диамет-
ром 42 мм и толщиной стенки 4 мм. Резьба на трубах накатная.
3.1.3.5 Конструкция пневматического автоматического тормоза обеспечи-
вает величину расчетного коэффициента силы нажатия композиционных коло-
док или расчетной силы нажатия на ось чугунных колодок не менее допускае-
мых "Типовым расчетам тормоза грузовых и рефрижераторных вагонов".
3.1.3.6 Магистральный воздухопровод, между тройником и концевым
краном, выполнен цельным.
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
2
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
221М.00.00.000 РЭ
3.1.3.7 Для затормаживания цистерны на стоянках при загрузке или раз-
грузке имеется стояночный тормоз по ОСТ 24.290.01-78, соединенный с систе-
мой рычагов автотормоза.
Этот тормоз состоит из маховика вала и сектора с кривошипом, которые
соединены между собой червячной передачей. Привод стояночного тормоза за-
креплен на хребтовой балке.
3.1.3.8 Тяга соединена системой рычагов автотормоза. Для затормажива-
ния необходимо маховик с валом установить в рабочее положение, передвинув
его влево до полного зацепления с червячным сектором, после чего вращать по
часовой стрелке с использованием полного усилия одного человека.
Для растормаживания цистерны необходимо стопор кронштейна стояноч-
ного тормоза поднять вверх, после чего маховик с валом - червяком зажимают в
нерабочее положение (передвинув его вправо). При этом шток тормозного ци-
линдра возвращается в крайнее положение
При подготовке цистерны к транспортированию необходимо произвести
растормаживание.
Для отпуска тормоза вручную на обе стороны цистерны выведены оттор-
маживающие поводки воздухораспределителя.
3.1.3.9 Тормоз ручной стояночный обеспечивает полное зацепление зубь-
ев червячной передачи в рабочем положении и полное расцепление в нерабочем
положении.
3.1.3.10 Пневматический автоматический тормоз - колодочного типа с ры-
чажной передачей, предусматривающей применение композиционных колодок.
3.1.3.11 Рычажная передача имеет предохранительные устройства, исклю-
чающие возможность попадания ее деталей на путь.
Все шарнирные соединения рычажной передачи имеют износоустойчивые
втулки ОСТ 24.151.07-90 и ТУ 32 ЦВ 225.
Оси рычажной передачи соответствуют ОСТ 24.412.13-84. Оси, располо-
женные вертикально, установлены головками вверх, расположенные горизон-
тально - головками в одну сторону с постановкой на них шайб и шплинтов. Вет-
ви шплинтов разведены под прямым углом.
3.1.3.12 Резинотехнические изделия, применяемые в тормозной системе,
должны обеспечивать работоспособность автотормоза при температурах на-
ружного воздуха от 55 0С до минус 60 0С с сохранением работоспособности при
кратковременных повышениях температуры до 80 0С (не более 4 часов).
3.1.4 Ударно-тяговое устройство
3.1.4.1 Ударно-тяговое устройство (рисунок 6) состоит из следующих ос-
новных узлов:
- автосцепного устройства 1 по ТУ 3183-138-07518941-2007 с автосцепкой
СА-3, с верхним и нижним ограничителями вертикальных перемещений;
- поглощающего аппарата 2 класса Т2, ОСТ 32.175-2001, модели, согласо-
ванной установленным порядком и имеющей сертификат соответствия;
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
2
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
- тягового хомута 3;
- поддерживающей планки 4.
- центрирующей балочки 5;
- расцепного рычага 6;
- клина тягового хомута 7;
- плиты упорной 8.
3.1.4.2 Длина планок на истирание на стенках зетов не менее 180 мм.
3.1.4.3 Установочные размеры по ГОСТ 3475-81, при этом: отклонение
каждой головки автосцепки от горизонтального положения вверх не должно
превышать 3 мм, а провисание не должно быть более 10 мм, разность размеров
от головок рельсов до оси автосцепки по осям сцепления на платформе не
должна превышать 15 мм.
3.1.4.4 Соединение автосцепки с поглощающим аппаратом и состояние
соприкасающихся поверхностей должны обеспечивать свободное перемещение
головки автосцепки из центрального положения в крайнее усилием приложен-
ным человеком и возврат в первоначальное положение под действием собствен-
ного веса.
Проверку выполнить когда аппарат плотно прилегает дном корпуса к задним
упорам и через упорную плиту к передним упорам.
3.1.4.5 Планки, поддерживающие аппарат, изготовлены в соответствии с
ОСТ 24.052.02-83.
3.1.5 Защитный экран
Защитный экран предназначен для предохранения днища котла от ударов
головкой автосцепки при аварийном выжимании и расцепе соседних вагонов в
эксплуатации и при сходах цистерны с рельс. Экран состоит из лобового листа,
подкрепленного ребрами жесткости. В верхней части экрана приварена наклад-
ка. Лобовой лист и ребра жесткости приварены к основанию концевой балки.
3.2 Котел цистерны
3.2.1 Корпус котла с кожухом
3.2.1.1 Корпус котла с кожухом (рисунок 7) состоит из обечайки 1, двух
днищ 2, штуцера для установки предохранительно-впускного клапана 3, люка 4,
сливо-наливного устройства 5, кожуха 6, лап котла 7.
3.2.1.2 Обечайка котла выполнена из трех царг. Толщина верхних листов
10мм, броневых листов 12 мм, днищ 10 мм. Средняя царга в нижней части име-
ет прогиб глубиной от 25 до 30 мм. Для полного слива продукта, скопления
возможного осадка и последующего его удаления, в средней части нижнего
листа котла вварен поддон.
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
2
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
3.2.1.3 В верхней части котла располагается штуцер 3 для установки пре-
дохранительно впускного клапана, люк 4 с крышкой на откидных болтах. В
верхней части крышки люка вмонтирован штуцер 8 с крышкой на откидных
болтах, предназначенный для отвода газа при наливе, бобышка 9 под маномет-
родержатель, штуцер 10 подвода воздуха при сливе.
3.2.1.4 На крышке люка должно быть приспособление для установки за-
порно-пломбировочного устройства (ЗПУ) .
3.2.1.5 Для обеспечения слива и налива продукта на котле устанавливает-
ся сливо-наливное устройство (рисунок 8), состоящее из трубы 1, воронки 2,
штуцера 3 с заглушкой 4 на откидных болтах 5.
3.2.1.6 Кожух 6 (рисунок 7) представляет собой каркас из уголков, прива-
ренных к котлу. Снаружи каркас закрыт листами из углеродистой стали. Кожух
закрывает нижнюю часть наружной поверхности котла и служит для подогрева
продукта при сливе. В нижней части кожуха приваривается воронка для подво-
да пара 11, а к боковой поверхности кожуха с двух его концов привариваются
трубки для отвода конденсата 12.
3.2.1.7 Лестница наружная с помостами (рисунок 9) предназначена для
обеспечения удобства обслуживания цистерны в эксплуатации и состоит из:
приваренных к тетивам 1 ступенек 2, помостов 3,4 из просечно-вытяжного лис-
та, поручней 5,6,7.
3.2.1.8 Внутренняя лестница (рисунок 10) обеспечивает доступ обслужи-
вающего персонала внутрь котла при проведении внутреннего осмотра и ремон-
та и состоит из двух тетив 2 с приваренными к ним ступеньками 1.
3.2.1.9 К средней царге котла приварены фасонные штампованные лапы 1
(рисунок 11). Этими лапами котел крепится к лапам рамы 8 (при помощи чис-
тых болтов 2, гаек М24 и шплинтов 11) для предотвращения продольного сме-
щения котла относительно рамы при торможении и ударах при эксплуатации
цистерны.
0,097
Посадочное место чистого болта - 25 х8(
).
0,064
3.2.1.10 Котел лежит на деревянных брусках 3, установленных в швелле-
рах 4 опор платформы и при помощи хомутов 5 притянут к ним. Такое крепле-
ние позволяет перемещаться концевым частям котла относительно середины
при температурных деформациях. Хомуты, постоянно находящиеся в натянутом
состоянии за счет деформации тарельчатых пружин 6, предотвращают верти-
кальное и поперечное смещение котла относительно рамы.
Крутящий момент при затяжке хомутов 21 кгс . м.
Деревянные бруски 12, 13, 14 под котел между опорами укладываются
непосредственно на хребтовую балку.
3.2.1.9 На обечайке котла (рисунок 7) с двух сторон имеются бобышки за-
земления 13 для отвода электростатического заряда и знаки заземления 14.
3.2.1.10 Клапан предохранительно-впускной (рисунок 12) устанавливается
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
2
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
в верхней части котла на штуцере с целью предохранения от повышения давле-
ния внутри котла, а также ликвидации вакуума при конденсации паров в зимнее
время года. Полное открытие предохранительного клапана должно производиться
при давлении в котле 0,3 МПа (3,0 кгс/см 2), открытие впускного клапана при
вакууме 0,01 - 0,03 МПа (0,001 - 0,003 кгс/см 2).
Клапан состоит из корпуса 1, предохранительного 2 и впускного 3 клапа-
нов, пружины предохранительного клапана 4, регулировочного винта 5, колпака
6 и пружины впускного клапана 7.
После регулировки и испытания клапан пломбируется пломбой.
Пломба служит для обеспечения контроля доступа посторонних лиц к
клапану. Конструкция клапана и его размещение на котле исключают возмож-
ность аварийного выброса и хищения продукта из цистерны.
Для предотвращения выплескивания перевозимого продукта через клапан преду-
смотрен отражатель.
Для предотвращения демонтажа клапана в пути следования цистерны он
дополнительно закреплен двумя шпильками, ввинчиваемыми в седло изнутри
котла через отверстия в отражателе.
Клапан предохранительно-впускной не является предохранительным уст-
ройством от возникновения недопустимого вакуума в котле после промывки го-
рячей водой или пропарки котла при закрытой крышке люка.
3.2.1.11 Уплотнительная прокладка люка изготовлена из паронита ПОН-Б,
ГОСТ 481-80, обернутого пленкой из фторопласта, ГОСТ 24222-80, штуцеров-
картон асбестовый КАОН-1-2 ГОСТ 2850-95, обернутый пленкой из фторопла-
ста.
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
15
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
4 Маркировка
4.1 На металлической табличке, установленной на хребтовой балке рамы,
указана маркировка завода-изготовителя платформы.
4.2 К стенке котла, около днищ, с обеих сторон по диагонали, приварены
металлические таблички завода изготовителя котла с выбитыми на ней обозна-
чениями маркировки котла (рисунок 13).
4.3 На боковых швеллерах рамы платформы (в консольной части) по диа-
гонали приварены таблички завода-изготовителя цистерны (рисунок 14).
4.4 На металлических пластинах с обеих сторон котла, в диаметрально
противоположном направлении, приварены цифры, обозначающие номер цис-
терны и принадлежность государству.
4.5 Знак соответствия ССФЖТ установлен на боковом швеллере рамы
платформы (в консольной части).
4.6 Остальные узлы и детали цистерны маркированы согласно конструк-
торской документации.
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
2
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
5 Пломбирование
Пломбированию подлежат следующие узлы цистерны:
- крышка люка - запорно-пломбировочное устройство (ЗПУ), устанавли-
вается с целью предотвращения проникновения посторонних лиц в котел и
обеспечения сохранности перевозимых грузов в соответствии с "Правилами
пломбирования вагонов и контейнеров" (утверждены приказом МПС РФ от
12.04.99 г. № 22Ц, зарегистрированы в Минюсте РФ 30.11.99 г. № 1995) и дру-
гими нормативно- техническими документами МПС РФ.
Снятие и установка ЗПУ осуществляется персоналом на пунктах слива и
налива соответственно.
Пломбирование производится через отверстие, выполненное в крышке
люка и в планке, приваренной к фланцу люка.
- клапан предохранительно-впускной (рисунок 12, поз.7);
Пломбирование предохранительно-впускного клапана осуществляется за-
водом-изготовителем после регулировки и испытания его на срабатывание, а
также после ремонта, испытания клапана или технического освидетельствова-
ния цистерны предприятием, производившим эти работы.
Установка на котел предохранительно-впускного клапана без пломб или
его эксплуатация с нарушенной пломбировкой запрещается.
- штуцер слива-налива продукта (рисунок 7, поз.5);
- штуцер с клапаном, установленный на крышке люка (рисунок 7, поз.10);
- штуцер, установленный на крышке люка (рисунок 7, поз.8);
Пломбирование люка производится после осмотра котла, работ внутри
котла, освидетельствования котла организацией, производившей эти работы.
- главная часть воздухораспределителя автоматического тормоза;
- магистральная часть воздухораспределителя автоматического тормоза;
- каждый буксовый узел колесной пары.
Пломбирование должно производиться лицами, имеющими на это полно-
мочия.
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
2
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
6 Комплектность цистерны
6.1 Под крышку люка отправляемой заказчику цистерны, вкладывается
один экземпляр технической документации, крышка закрывается и пломбирует-
ся.
В комплект поставки технической документации входит:
- технический паспорт грузового вагона установленной формы;
- паспорт котла с приложениями:
а) акт гидравлических испытаний;
б) паспортный чертеж;
в) расчет на прочность;
г) паспорт на предохранительно-впускной клапан с расчетом про-
пускной способности, с актом испытаний и приемо-сдаточным актом;
д) паспорт на пружину предохранительного клапана;
е) паспорт на пружину впускного клапана;
- руководство по эксплуатации Г 424.00.00.000 РЭ вагона-цистерны (да-
лее РЭ) в количестве, согласованном с заказчиком;
- удостоверение качества монтажа котла на раме платформы;
- копия сертификата соответствия.
6.2 Техническая документация, кроме указанной в п. 6.1, поставляется по
договору с покупателем.
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
2
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
7 Общие указания по эксплуатации
7.1 Общие требования
7.1.1 Цистерна должна эксплуатироваться по назначению в соответствии с
паспортом и настоящим документом.
7.1.2 С момента принятия цистерны от железнодорожной станции и до от-
правления адресату владелец несет ответственность за содержание, ремонт, об-
служивание, испытание и эксплуатацию цистерны в соответствии с требова-
ниями настоящего документа, "Правил устройства и безопасной эксплуатации
сосудов, работающих под давлением", (ПБ 03-576-03), "Правил перевозок же-
лезнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах
бункерного типа для перевозки битума", утв. приказом МПС №25 от
18.06.2003 г., "Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, ЦРБ/756,
МПС
Ответственность за техническое состояние цистерны, соблюдение сроков
эксплуатации и ремонтов несет организация, эксплуатирующая цистерну.
7.1.3 К обслуживанию цистерны (осмотр, ремонт, налив и слив, промывка,
очистка и др.) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, изу-
чившие ее конструкцию, порядок производства рабочих операций, правила тех-
ники безопасности при работе с перевозимым продуктом, правила оказания
первой помощи, прошедшие специальное обучение и сдавшие экзамены квали-
фикационной комиссии на допуск к самостоятельной работе.
7.1.4 Не допускается использовать для перемещения цистерны и выполне-
ния маневров элементы конструкции, за исключением специально предназна-
ченных захватов.
7.1.5 Условия эксплуатации должны отвечать требованиям
ГОСТ 22235-76 и параметрам, содержащимся в конструкторской документации
и настоящего руководства по эксплуатации.
7.1.6 Эксплуатационные нагрузки не должны превышать установленных
«Нормами для расчета и проектирования вагонов железнодорожной колеи
1520 мм (несамоходных)ª,ГосНИИВ-ВНИИЖТ,М., 1996г, а скорости движения
должны соответствовать действующим «Нормам допустимых скоростей движе-
ния локомотивов и вагонов по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм,
М., 1996г.ª (приказ МПС 2Ц3 от 14 июля 1994 г.).
7.2 Техника безопасности при обслуживании цистерны
7.2.1 Цистерна должна эксплуатироваться в полном соответствии с на-
стоящим документом и заводским технологическим процессом.
7.2.2 Для обеспечения безопасной эксплуатации цистерна должна подвер-
гаться периодическому осмотру и ремонту. Виды и сроки ремонта тележек, ав-
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
19
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
тотормозного и автосцепного оборудования должны соответствовать нормам,
установленным инструкциями МПС РФ и его правопреемником.
7.2.3 Работники, имеющие отношение к наливу, сливу продукта в цистер-
нах (указано в п. 7.1.3), а также их ремонту, должны руководствоваться «Прави-
лами по технике безопасности и производственной санитарии при производстве
погрузочно-разгрузочных работ на ж. д. транспортеª, ЦМ 4771 от 15.02.90, "Ин-
струкцией по технике безопасности при проведении работ в закрытых аппара-
тах, колодцах, коллекторах и другом аналогичном оборудовании", "Инструкци-
ей по технике безопасности при обработке ж. д. цистерн из-под химических
продуктов", "Правилами техники безопасности и производственной санитарии
при подготовке цистерн к наливу и ремонту", "Правилами безопасности и по-
рядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их
по железнодорожным дорогам".
При этом, необходимо учитывать возможные дополнения и изменения в
указанных документах.
7.2.4 На электрофицированных участках железных дорог запрещается
производить все операции наверху цистерны по наливу-сливу и ремонту до сня-
тия напряжения с контактной сети.
7.2.4 Во время налива и слива продукта запрещается производить какие-
либо сварочные работы на расстоянии ближе 20м от цистерны.
7.2.5 Подтягивание и отвинчивание резьбовых и фланцевых соединений
цистерны и коммуникаций, хомутов, шлангов, находящихся под избыточным
давлением, запрещается. Нельзя применять ударный инструмент при навинчи-
вании и отвинчивании гаек. Работы по подтяжке и разборке разъемных соеди-
нений на коммуникациях следует выполнять в резиновых перчатках и специ-
альной одежде.
7.2.6 При сливо-наливных операциях цистерна и трубопроводы должны
быть заземлены не менее чем в 2-х местах от статического электричества.
7.2.7 Все работы по мелкому ремонту элементов не дегазированной цис-
терны производятся не искрящим инструментом, а рабочая часть инструментов
и приспособлений из черного металла должна обильно смазываться солидолом
или другой смазкой. Применение электродрелей и других электрических инст-
рументов, дающих искрение, а так же производство сварочных работ на не дега-
зированной цистерне запрещается.
7.2.8 Запрещается:
- доступ людей внутрь порожнего котла для осмотра или ремонта без раз-
решения ответственного лица, подтвердившего отсутствие внутри котла ток-
сичных паров;
- доступ внутрь котла без изолирующего противогаза ИП-4М, спецодежды
и спасательного пояса. За работающими в котле должно быть обеспечено по-
стоянное наблюдение;
- производить какие-либо сварочные работы без очистки, промывки, про-
парки, просушки и дегазации котла. Содержание кислорода внутри котла долж-
но быть в пределах 19...21 % по объему.
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
20
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
- открывать крышку люка, не надев спецодежду и защитные очки;
- эксплуатировать цистерну, имеющую неисправности деталей или сбо-
рочных единиц, угрожающие безопасному движению.
7.2.9 На всех предприятиях по наливу-сливу должен быть разработан план
локализации аварийных ситуаций.
7.2.10 При ликвидации аварий, возникших во время транспортировки гру-
за необходимо руководствоваться «Правилами безопасности и порядком ликви-
даций аварийных ситуаций опасных грузов при перевозке их по железным до-
рогамª.
7.2.11 Аварии и несчастные случаи, происшедшие при обслуживании и
ремонте, расследуются в соответствии с действующим законодательством Рос-
сийской Федерации.
7.3 Налив и слив цистерны
7.3.1 Налив и слив цистерн осуществляется на специализированных эста-
кадах предприятий наполнителей и получателей груза.
7.3.2. Не допускается перевозка груза в цистернах, в случаях:
- если до их планового ремонта и/или технического освидетельствования
котла и арматуры осталось менее одного месяца;
- отсутствия чёткого номер вагона, табличек завода-изготовителя;
- отсутствия или неисправности наружных лестниц, переходных мости-
ков, рабочих площадок и их ограждений;
- если обнаружены течи котла цистерны, отсутствует или неисправна за-
порно-предохранительная и сливо-наливная арматура;
- если обнаружены трещины на крышке люка;
- отсутствия надлежащей окраски, надписей и знаков опасности;
- отсутствия или неисправности крепления крышки люка, отсутствия
планки для пломбирования крышки люка запорно-пломбировочным устройст-
вом (ЗПУ);
- отсутствия на крышке люка и в штуцерах уплотнительных прокладок;
- если повреждены цилиндрическая часть цистерны или днища (трещи-
ны, вмятины, заметные изменения формы и т.д.);
7.3.3 Налив цистерны
7.3.3.1 Налив цистерны продуктом разрешается только после осмотра
цистерны персоналом наливного пункта и записи ее пригодности для перевозки
указанного продукта в журнале установленной формы. Порядок и объем техни-
ческого осмотра устанавливается нормативами МПС РФ и его правопреемни-
ков. Перед и во время налива соблюдать требования п.п. 7.2 и 7.3 настоящего
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
21
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
руководства по эксплуатации и технического регламента склада продукта или
наливного пункта.
При предварительном наружном осмотре цистерны, производимом на
подъездных путях завода-поставщика (изготовителя) продукта, должны быть
проверены: сроки проведения капитального и деповского ремонтов ходовых
частей, внутреннего осмотра и гидравлического испытания цистерны, профи-
лактического ремонта предохранительной арматуры, состояние окраски и тра-
фаретов, а также наличие меловых надписей. Кроме того, проверить отсутствие
повреждений цистерны (вмятины, трещины и т.п.) и в случае ее повреждения
потребовать от железной дороги технический акт по форме ВУ-25 или ВУ-25а.
На основании осмотра подается заявка транспортному цеху завода-
поставщика (изготовителя) продукта на подачу цистерны, признанной годной к
наливу, на наливной пункт. О цистернах, наливаемых впервые или после ремон-
та, делается отметка в заявке.
7.3.3.2 Результаты осмотра цистерны, признанной годной к наливу, долж-
ны быть занесены работниками в журнал осмотра цистерны.
7.3.3.4 Степень заполнения цистерны должна приниматься дифференци-
рованно в пределах грузоподъемности, но не более установленного объема кот-
ла.
Степень заполнения цистерны может контролироваться уровнемером,
счетчиком на пульте управления, взвешиванием на ж. д. весах, точность взве-
шивания до 100 кг, комбинированным способом.
7.3.3.5 Поданную к пункту загрузки цистерну необходимо:
- затормозить стояночным тормозом или тормозными башмаками;
- заземлить котел цистерны и трубопроводы;
- открыть крышку штуцера 5 (рисунок 7) сливо-наливного устройства и
подсоединить к его фланцу наливную коммуникацию.
- открыть крышку штуцера 8, установить уровнемер или другой прибор
для контроля наполнения;
- присоединить к штуцеру с клапаном 10, находящемуся на крышке люка,
коммуникацию для отвода газа;
- после наполнения цистерны отключить и отсоединить наливную и газо-
вую коммуникацию;
- закрыть и запломбировать штуцер 5 сливо-наливного устройства, шту-
цер 8 и штуцер 10;
- проверить наличие пломб предохранительно-впускного клапана и люка
лаза;
- после наполнения цистерны проверить затяжку хомутов остукиванием и,
если хомуты ослаблены, подтянуть;
- снять заземление, растормозить цистерну, убрать тормозные башмаки и
присоединить ее к составу поезда.
После заполнения цистерны продуктом произвести отбор пробы на ана-
лиз. Продукт должен быть принят техническим контролем завода-поставщика
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
22
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
(изготовителя, несущего ответственность за качество налитого в цистерну про-
дукта).
7.3.3.6 Закрывать и пломбировать люк следует только в присутствии и с
разрешения ответственного лица, которое обязано провести контрольный ос-
мотр цистерны.
Пломбиры должны быть с контрольными знаками, присвоенными данно-
му наливному пункту.
7.3.4 Регистрация и отправка
7.3.4.1 Заводы-поставщики (изготовители) продукта обязаны вести жур-
нал наполнения.
7.3.4.2 На каждую цистерну, наполненную продуктом, завод-поставщик
(изготовитель) продукта выдает паспорт (сертификат), удостоверяющий соот-
ветствие качества продукта требованиям действующих стандартов или техниче-
ских условий. На количество залитого продукта составляется приемо-сдаточный
акт.
7.3.4.3 Транспортирование цистерны к месту слива-налива производится в
составе грузового поезда с соблюдением всех требований, правил, норм и инст-
рукций МПС РФ и его правопреемника. В случае обнаружения дефектов, угро-
жающих безопасности транспортирования, цистерну следует отцепить и устра-
нить неисправности. Транспортировать цистерну с дефектами запрещается.
7.3.5 Слив цистерны
7.3.5.1 Ответственность за сохранность цистерны во время пребывания
под сливом возлагается на грузополучателя.
7.3.5.2 Грузополучатель, получив от железной дороги уведомление о при-
бытии на станцию назначения цистерны с продуктом, обязан до их приема про-
верить:
- соответствие фактического номера цистерны номеру, указанному в на-
кладной и паспорте;
- отсутствие повреждений цистерны (вмятины, трещины и т.п.), а в случае
их обнаружения потребовать от железной дороги технический акт по форме
ВУ-25 или ВУ-25а;
- наличие пломб в соответствии с пунктом 5 и ЗПУ на крышке люка цис-
терны.
7.3.5.3 Приняв цистерну, грузополучатель должен убедиться, что цистерна
заполнена продуктом, а также в исправности арматуры. При выявлении неис-
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
23
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
правности грузополучатель, по возможности, устраняет ее и составляет акт о
характере неисправности и принятых мерах.
Решение о возможности слива продукта из цистерны с поврежденной и
неисправной сливо-наливной арматурой принимает грузополучатель по согла-
сованию с владельцем цистерны.
7.3.5.4 Разогрев цистерны производить в тепляках.
В цистерну пар подается в подогревательный кожух постепенно, чтобы из
концевых патрубков для конденсата выходило небольшое количество пара, а за-
тем только конденсат. Создание давления в кожухе выше 0,4 кгс/см2 не допус-
кается. После разогрева продукта трубопровод от источника пара отключить,
конденсат из кожуха слить, произвести отбор пробы продукта, а затем разгрузку
цистерны. Допускаемый расход пара не более 800 кг/час. Во избежание замер-
зания конденсата и образования трещин кожуха, закрытие патрубков заглушка-
ми производить только после истечения конденсата из воронки кожуха.
7.3.5.5 Цистерну, которая должна быть опорожнена, необходимо:
- подкатить на разгрузочный путь и затормозить стояночным тормозом
или тормозными башмаками;
- заземлить котел цистерны и трубопроводы;
Слив производиться двумя способами:
- откачиванием насосом;
- передавливанием.
При сливе продукта откачиванием насосом необходимо:
- открыть крышку сливо-наливного устройства и подсоединить к фланцу
сливную коммуникацию с насосом;
- открыть крышку штуцера 8 (рисунок 7) и подсоединить к фланцу ком-
муникацию сжатого воздуха давлением не более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) для
осуществления первоначального подпора продукта (залив насоса);
- отсоединить коммуникацию сжатого воздуха после начала работы насо-
са;- произвести слив продукта из цистерны; при этом штуцер 8 сообщить с ат-
мосферой или закольцевать с приемной емкостью.
При сливе продукта передавливанием необходимо:
- открыть крышку сливо-наливного устройства и подсоединить к фланцу
сливную коммуникацию;
- подсоединить к клапану 10 (рисунок 7) коммуникацию сжатого воздуха
с давлением не более 0,2 МПа (2 кгс/см2) и поддерживать его до полного слива
продукта;
- после окончания слива необходимо закрыть кран подачи воздуха в котел
и отсоединить воздушную магистраль;
- подсоединить к штуцеру 8 магистраль для отвода оставшихся газов;
- открыть кран, сбросить давление в котле и отсоединить сливную комму-
никацию;
- закрыть заглушкой устройство слива-налива;
После слива продукта запломбировать сливо-наливное устройство, шту-
цер на люке и проверить пломбы согласно пункта 5.
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
24
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
После наполнения цистерны проверить затяжку хомутов остукиванием и,
если хомуты ослаблены, подтянуть;
- снять заземление, растормозить цистерну, протереть до ясной видимости
знаки и надписи (трафареты) на ней и присоединить ее к составу поезда.
7.3.6 Регистрация и отправка
7.3.6.1 Порожние цистерны направляются на станцию приписки по пере-
возочным документам.
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
25
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
8 Техническое обслуживание и ремонт
8.1. В процессе эксплуатации цистерна должна подвергаться следующим
видам технического обслуживания и ремонта:
- техническому осмотру (при необходимости ремонту) при подготовке к
перевозкам;
- осмотру на станциях в составе поезда;
- текущему ремонту без отцепки от состава поезда;
- текущему ремонту с отцепкой от состава поезда;
- деповскому ремонту;
- капитальному ремонту;
- промывке и пропарке котла.
Дополнительно указания, относящиеся к выполнению ремонта эксплуати-
руемых котлов цистерн, приведены в Приложении Б.
8.2 При техническом осмотре цистерны, при подготовке к перевозкам пе-
ред погрузкой, выявляют степень готовности подвижного состава к перевозкам.
Проверяют исправность и комплектность всех сборочных единиц цистерны, в
особенности, ходовых частей, автосцепного устройства, тормозов, котла и его
крепления, маркировку.
8.3 При выявлении неисправностей, которые не могут быть устранены не-
посредственно на месте технического осмотра на станциях, производят текущий
ремонт с отцепкой от состава поезда.
8.4 В процессе транспортировки цистерны к пунктам слива-налива на
пунктах технического обслуживания цистерна проверяется на комплектность и
отсутствие неисправностей.
8.5 При обнаружении неисправностей, угрожающих безопасности движе-
ния, пожарной безопасности, сохранности продукта, цистерна должна быть от-
цеплена от состава поезда и установленным порядком подвергнута ремонту.
8.6 Сроки деповских и капитальных ремонтов должны соответствовать
нормам, утвержденным установленным порядком. Ремонты должны быть вы-
полнены в объеме, предусмотренном соответствующими руководствами и ин-
струкциями.
8.7 Предприятие-владелец цистерны несет ответственность за своевре-
менный осмотр, ревизии, ремонт и испытания цистерны и её узлов.
8.8 Техническое освидетельствование (ТО) должно проводиться на пунк-
тах технического обслуживания (приписки) не реже чем один раз после шести-
месячного срока эксплуатации с целью поддержания нормального технического
состояния цистерны между деповскими ремонтами. При этом производится ос-
мотр котла, запорной и предохранительной арматуры.
Обследование остальных сборочных единиц цистерны производится в со-
ответствии с требованиями нормативных документов МПС РФ и ОАО «РЖДª.
8.9 Объем работ, выполняемых при техническом обслуживании, опреде-
ляется нормативными документами МПС РФ и ОАО «РЖДª.
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
26
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
8.10 Техническое обслуживание и ремонт цистерны разрешается прово-
дить на предприятиях, имеющих специальное разрешение (лицензию) МПС РФ
и Ростехнадзора.
8.11 После выполнения сварочных работ на котле он должен подвергаться
гидравлическому испытанию пробным давлением.
8.12 При плановых ремонтах каждый отремонтированный с помощью
сварки или вновь изготовленный хомут крепления котла с приваренным нако-
нечниками должен быть испытан на растяжение с напряжением не менее
12 кгс/мм 2 (усилием не ниже 9600 кгс), при этом не должно быть остаточных
деформаций. Время испытания не менее 5 минут.
Результаты испытаний оформляются актом.
8.13 В процессе эксплуатации котел цистерны подвергается промывке и
пропарке:
- при несоответствии остатка продукта загружаемому продукту;
- перед каждым плановым ремонтом, а также любым работам внутри кот-
ла и ремонтом цистерны с помощью сварки, кроме ремонта тележки с выкаткой
ее на безопасное расстояние;
- перед каждым внутренним осмотром котла.
8.14 Промывка-пропарка котла производится в соответствии с типовым
технологическим процессом и технологическим процессом промывочно-
пропарочной станции.
8.15 ВНИМАНИЕ! После промывки и пропарки котла крышку люка оста-
вить открытой до выравнивания температуры внутри котла с температурой ок-
ружающего воздуха. В противном случае в котле может возникнуть недопусти-
мый вакуум, который может вызвать деформацию котла.
8.16 Каждая цистерна должна быть подвергнута наружной очистке и ок-
раске при каждом капитальном ремонте, а между ними по мере необходимости,
но не реже чем один раз в пять лет.
8.17 Окраска цистерны, знаки и надписи должны соответствовать альбому
«Знаки и надписи на вагонах грузового парка колеи 1520 ммª, № 632-2006
Рекомендации по окраске приведены в Приложении В.
8.18 Наконечник и головка соединительных рукавов, концевой и разобщи-
тельный краны, толкатель клапана воздухораспределителя, сигнальный отрос-
ток замка автосцепки, кронштейн тяговый (крюк), штурвал стояночного тормоза
должны быть окрашены в красный цвет.
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
27
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
9 Гарантии изготовителя
9.1 Изготовитель гарантирует соответствие цистерны требованиям на-
стоящего руководства по эксплуатации.
9.2 Гарантийные сроки исчисляются со дня отгрузки цистерны с завода-
изготовителя и устанавливаются:
- 2 года на цистерну;
- 5 лет на металлоконструкцию котла;
- 2 года на предохранительно-впускной клапан;
- 2,5 года на сохранность защитных свойств лакокрасочных покрытий;
- на металлоконструкцию рамы, детали тормозной рычажной передачи,
стояночный тормоз - по техническим условиям на платформу;
9.3 Гарантийные сроки на комплектующие узлы и детали устанавливают-
ся в соответствии с государственными, отраслевыми стандартами, технически-
ми условиями и паспортами поставщиков на эти изделия.
9.4 При появлении в течение гарантийного срока дефектов в деталях и
сборочных единицах (при соблюдении потребителем правил эксплуатации ва-
гона-цистерны), представители предприятия-потребителя и предприятия-
изготовителя должны в установленном порядке составить акт рекламации.
В соответствии с актом рекламации предприятие-изготовитель должен
исправить дефекты или заменить детали и сборочные единицы в кратчайший
технически возможный срок, но не позднее 20 дней со дня получения акта.
При отказе предприятия-изготовителя от устранения дефектов, потреби-
тель оставляет за собой право отправить цистерну или ее сборочную единицу,
деталь на предприятие и взыскать стоимость за ранее оплаченную продукцию.
Нарушение этих требований влечет за собой ответственность в соответст-
вии с законодательством Российской Федерации.
9.5 Гарантии не распространяются на цистерны имевшие сходы с рельс по
причинам, не зависящим от конструкции цистерны, и претензии заводом-
изготовителем не принимаются.
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
28
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Приложение А
(обязательное)
УКАЗАНИЯ,
к выполнению ремонта эксплуатируемых котлов цистерн.
1 Предмет указаний
Предметом указаний является устранение повреждений цистерны модели
15-1224, изготовленной по чертежу Г 424.00.00.000, возникших во время экс-
плуатации цистерны.
Указания не касаются клапана предохранительно-впускного, площадок и
лестниц. Указания относятся только к корпусу котла цистерны с приваренными
к нему элементами.
2 Материал цистерны и сварочные материалы
Котел цистерны изготовлен из низколегированной стали марки 09Г2С ка-
тегории 13, 14 ГОСТ 5520-79. Допускается изготавливать из стали марки 09Г2С
категории 13, 14 ГОСТ 19281-89, с гарантией свариваемости, класса прочности
не менее 325, с проверкой на ударную вязкость при температуре минус 50º С.
Сварочные материалы: сварочная проволока св-10НМА, ГОСТ 2246-70,
флюс, АН-348А ГОСТ 9087-81.
Для ручной сварки применять электроды УОНИ-13/55-5,0-3,
ГОСТ 9466-75. При сварке в углекислом газе применять проволоку св-08Г2С
ГОСТ 2246-70, углекислый газ ГОСТ 8050-85.
3 Технологические указания по ремонту
3.1 Допускается ремонт дефектов, выходящих за пределы допускаемых
(царапины, задиры, трещины, надрывы), с применением сварки.
В случае обнаружения царапин и задиров следует их сошлифовать до
полного удаления, зрительно или с помощью лупы проверить полностью ли они
удалены, а потом проверить толщину обечайки или днища цистерны в месте
шлифовки с помощью измерительных приборов. Если толщина в месте шли-
фовки находится в пределах допусков толщины, определенной технической
документацией, тогда не требуется наплавка сошлифованного места. Однако в
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
29
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
этом случае сошлифованное место не должно иметь резких переходов в несо-
шлифованную поверхность. Если окажется, что толщина в месте шлифовки
меньше требуемого минимума, тогда это место следует наплавить.
Поверхность единичного дефекта или суммарная поверхность наплавлен-
ных дефектов не может превышать 500 см 2,не включая расшлифовки после уда-
ления дефекта. Не допускается заклепывание дефектов или удаление их путем
электровоздушного долбления. Наплавку необходимо произвести аккуратно, со-
блюдая одновременно общие известные правила сварки для данной марки стали
К производству сварочных работ допускаются сварщики, аттестованные в
соответствии с «Правилами аттестации сварщиков и специалистов сварочного
производстваª, утвержденными установленным порядком и имеющие удостове-
рение установленной формы;
Необходимо применять электроды с механическими характеристиками
наплавленного металла не ниже соответствующих показателей основного ме-
талла;
- сварка не должна выполняться при температуре окружающей среды ни-
же 0 0С. Требуется, чтобы ремонт производился в ремонтном цехе, в условиях
защищенных от воздействия ветра и осадков;
- перед ремонтом место сварки, а также зону, прилегающую к области ре-
монта, необходимо очистить от ржавчины до получения металлического блеска,
а также от всяких загрязнений таких как: смазки, пятна масла, остатки краски
после пенетрационных или магнитных испытаний, пыли и др.
Зона, прилегающая к месту ремонта, должна быть очищена от антикорро-
зионного покрытия, защищающего цистерну;
- рекомендуется провести подогрев места ремонта непосредственно перед
сваркой до температуры 100...150 0С, с целью уменьшения скорости остывания
наплавленного слоя, а также опасности закалки, как и для уменьшения зоны
растягивающих напряжений после остывания сварочного шва;
- сварку необходимо вести под контролем инженера-сварщика;
- наплавлять следует слоями так, чтобы направления соседних слоев были
перпендикулярны друг к другу. Зажигание дуги при сварке может происходить
только в зоне ремонта. Непосредственно после нанесения слоя, рекомендуется
горячая проковка металла, которая приводит к уменьшению растягивающих на-
пряжений.
Поверхность наварки должна выступать, по крайней мере, на 2 мм выше
уровня поверхности листа. Этот припуск нужно потом сошлифовать. После
шлифовки между наваркой и листом не допускается никаких подрезов;
- исправленные места следует контролировать ультразвуковым методом;
- недопустимо точечное сваривание дефектов. Длина ремонтного шва
должна быть не меньше чем 50 мм. Вмятины (вогнутости) не разрешается уда-
лять ударным методом (выбиванием).
Допускается применять выталкивание вогнутости при использовании ме-
ханических или гидравлических сервомоторов холодным или горячим способом
в зависимости от величины вмятины и мощности сервомотора. В случае удале-
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
30
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
ния вмятин в горячую необходимо местно подогреть деформированную область
до температуры свыше 750 0С. Процесс выталкивания в горячую должен быть
окончен при температуре свыше 720 0С.
Зона, после проведенного таким методом ремонта, нужно испытать маг-
нитным или пенетрационным или ультразвуковым методом.
3.2 Допускается при помощи повторной сварки удаление мелких свароч-
ных дефектов, вид которых и интенсивность не отвечают перечисленным в при-
ложении. Дефекты, выявленные в результате осмотра или испытаний ультра-
звуковых, магнитных, удаляются с помощью шлифовки или, в крайних случаях,
долблением угольным электродом.
Однако в этом случае нужно провести очистку вырезанного места до чер-
нового металла, на глубину не меньше 0,3 мм, с целью удаления слоя науглеро-
женного металла.
Допускается ручная сварка дефектных отрезков сварочных швов, выпол-
ненных автоматической сваркой под флюсом. Заварка должна гарантировать
размеры и качество сварных швов согласно требованиям технической докумен-
тации. Сварку следует осуществлять по указаниям, изложенным в п. 3.1.
Допустимые дефекты сварных соединений определяются в соответствии с
ОСТ 26 291-94 и СТО 00220256 -005 -2005.
После производства ремонта необходимо провести контроль качества сварных
швов ультразвуковым методом.
3.3 Искривленные кронштейны, крепящие площадку и лестницы, можно
подвергать холодной или горячей правке.
После выпрямления следует зрительно проконтролировать швы, соеди-
няющие кронштейн с корпусом, на наличие трещин или надрывов.
Обнаруженные какие-нибудь трещины или надрывы необходимо сошлифовать
и заварить согласно указаниям п. 3.1 и 3.2.
Поврежденные лапы цистерны заменяются новыми.
Швы, соединяющие лапы с цистерной, нужно вырезать дисковой шлифо-
вальной машиной.
Запрещена вырезка швов кислородно-ацетиленовой горелкой. Места уда-
ленных швов следует затем зашлифовать до уровня с листом, а возможные уг-
лубления листа, возникшие во время устранения швов, наварить и зашлифовать
с целью получения ровной и гладкой поверхности для приварки новой лапы.
Обращается внимание на необходимость контроля всей поверхности обе-
чайки после удаления поврежденной лапы, магнитным или пенетрационным
методами на возможное присутствие поверхностных надрывов или трещин.
Приварку новой лапы производить по указаниям п. 3.1 и п. 3.2.
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
31
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
4 Заключительные указания
4.1 Ведение любых ремонтов на цистерне должно осуществляться соглас-
но настоящему документу, а также руководствам по капитальному и деповско-
му ремонту и «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых ваго-
новª ЦВ-201-98 при обязательной дегазации котла и последующего контроля
газовоздушной среды в котле.
4.2 После производства ремонтов согласно указаниям, приведенным
в разделе 3, необходимо провести 100% контроль отремонтированных сварных
швов и гидравлическое испытание.
4.3 После проведенного ремонта отдел технического контроля ремонтного
завода должен оформить необходимую документацию, удостоверяющую пра-
вильность проведенного ремонта и приложить ее к паспорту цистерны.
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
32
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Приложение Б
(обязательное)
1 Окраска цистерны
1.1 Подготовка поверхности платформы для окраски.
Наружные поверхности должны быть очищены дробеструйным способом
до 3-ей степени чистоты согласно ГОСТ 9.402-2004.
1.2 Подготовка поверхности котла цистерны для окраски
- внешние поверхности котла цистерны необходимо очистить дробест-
руйным способом до 3-ой степени чистоты по ГОСТ 9.402-2004.
Внутренние поверхности цистерны не имеют антикоррозионного покры-
тия.
1.3 Окрасочные покрытия приведены в таблице
Пло-
Окрашиваемые
Грунтовка
Лакокрасочные
щадь-
Примеча-
элементы
материалы
покра-
ние
цистерны
ски, м 2
1
2
3
4
5
Наружная поверх-
Грунтовка
Эмаль ХВ-785
59
Круги и
ность котла с кожу-
ГФ-021
черная
кольца на
хом и приваренными
красно-
(RAL 9017).
днищах
элементами,
коричневая
ГОСТ 7313-75
не окраши-
хомуты крепления
ГОСТ
2 слоя
вать
котла на раме, лест-
25129-83
ницы с помостами
или
ГФ-021Т
Отличительная полоса
светло-серая
Эмаль ХВ-16
11,4
шириной 500 мм на
или
желтая
цилиндрической части
серая
(RAL 1003)
котла, квадрат на дни-
ТУ2312-004-
ТУ 6-10-1301-83
щах 1000х1000мм
54661689-
2 слоя
2002
1 слой
Эмаль ПФ-115
14
Отличительные круги
зеленая
на днищах
(RAL 6029)
1900 мм, экраны
ГОСТ 6465-76
защитные
2 слоя
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
33
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Продолжение таблицы
1
2
3
4
5
Отличительные коль-
Грунтовка
Эмаль ПФ-115
3,9
ца на краю днищ,
ГФ-021
белая
надписи на зеленом
красно-
(RAL 9016)
фоне на днищах, знак
коричневая
ГОСТ 6465-76
закрепления тележек
ГОСТ
2слоя
за котлом, надписи на
25129-82
раме
или
ГФ-021Т
Рама платформы с
светло-серая
Эмаль ПФ-115
81,0
приваренными опора-
или
зеленая
ми для крепления
серая
(RAL 6029)
котла
ТУ2312-004-
ГОСТ 6465-76
54661689-
2 слоя
2002
Накладные цифры
1 слой
Эмаль ПФ-115
0,75
Рамка для
номера цистерны, ко-
белая (RAL 9016)
места ме-
дового номера госу-
ГОСТ 6465-76
ловых над-
дарства-владельца,
2 слоя
писей с
рамка для места мело-
двух сто-
вых надписей
рон по диа-
гонали
Концевые и разобщи-
Эмаль ПФ-115
1,0
тельные краны, тол-
ГОСТ 6465-76
катель выпускного
или
клапана воздухорас-
Эмаль АС-182
пределителя, сигналь-
ГОСТ 19024-79
ный отросток замка
красная
автосцепного устрой-
(RAL 3000)
ства, наконечник и
2 слоя
головка соединитель-
ного рукава, крон-
штейн тяговый, штур-
вал стояночного тор-
моза
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
34
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Продолжение таблицы
1
2
3
4
5
Тележка, автосцепка,
Грунтовка
Эмаль ХС-119
18,0
автотормоз, воздуш-
ГФ-021
ГОСТ 21824-76
ная коммуникация,
красно-
или
тормоз стояночный
коричневая
эмаль ПФ-115
ГОСТ
ГОСТ 6465-76
25129-82
черная
или
(RAL 9017)
ГФ-021Т
2 слоя
светло-серая
или серая
ТУ2312-004-
54661689-
2002
1 слой
1.4. Время сушки покрытий
1 4. 1 Время сушки окрасочного покрытия нанесенного грунтовкой
при температуре 18 - 20 0С -4 часа;
1.4.2. Время сушки поверхностных красок и надписей при температуре
18 - 20 0С - 12 часов
Лист
Г 424.00.00.000 РЭ
35
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////