РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Б.1.2.20 Экологическая экспертиза» направления подготовки «05.03.06 Экология и природопользование»

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»


Кафедра «Экология»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Б.1.2.20 Экологическая экспертиза» направления подготовки «05.03.06 Экология и природопользование»


Квалификация - бакалавр Профиль «Экология»


форма обучения – очная курс – 4

семестр –7 зачетных единиц – 2 часов в неделю – 2 всего часов – 72, в том числе: лекции – 16

практические занятия – 16 самостоятельная работа – 40 зачет – 7 семестр

1. Цели и задачи дисциплины


Основной целью изучения дисциплины «Экологическая экспертиза» является формирование у студентов теоретических и практических знаний по организации и проведению экологической экспертизы проектных документов на объекты строительства, хозяйственной и иной деятельности, соответствие их экологическим требованиям, законодательным и нормативным актам.

Предметом изучения являются основы организации деятельности по экологической экспертизе, ключевые нормативные документы, регулирующие деятельность в рассматриваемой области, а также методики оценок правильности расчетов загрязнения атмосферы и водоемов, расчетов предельно допустимых выбросов и сбросов, размеров санитарно-защитных зон и зон влияния промышленных предприятий, методики определения приоритетных загрязняющих веществ и источников их выбросов и сбросов, методики оценки экологической эффективности проектируемых вариантов технологических решений, используемых при проведении экологической экспертизы.


Задачи изучения дисциплины:

1. Ознакомление с предпосылками и историей возникновения экологической экспертизы в России и за рубежом.

2. Изучение законодательства Российской Федерации, регулирующего

проведение экологической экспертизы.

  1. Изучение современных принципов, методов и практических приемов экологической экспертизы.

  2. Ознакомление с составом проектной документации и практикой проведения экологической экспертизы

  3. Ознакомление с содержанием итоговых материалов и документов, представляемых на государственную экологическую экспертизу.

  4. Ознакомление с международной практикой в области экологической экспертизы


    1. Место дисциплины в структуре ООП ВО


      Дисциплина относится к вариативной части (Б.1.2) Блока 1 Дисциплины (модули), опирается на начальную фактологическую и концептуальную базу таких дисциплин, как Б.1.1.14 «Общая экология», Б.1.1.8 «Химия», Б.1.1.11

      «Геология», Б.1.1.7 «Физика». Студенты должны обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для

      обработки информации и анализа данных по дисциплине. Обучающиеся должны иметь знания по основам природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды, быть способными понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования. Знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности.


    2. Требования к результатам освоения дисциплины


      Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

      ОПК-6: владение знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды;

      ПК-8: владение знаниями теоретических основах экологического мониторинга, экологической экспертизы, экологического менеджмента и аудита, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, основы техногенных систем и экологического риска

      Компетенции, ОПК- 6 и ПК-8, формируются с учетом обобщенных трудовых функций профессиональных стандартов «Специалист в области обращения с отходами» (зарегистрирован в Минюсте России 28.05.2014 № 32469) и «Гидробиолог» (зарегистрирован в Минюсте России 02.07.2014 № 32940).


      В результате освоения дисциплины:

      Студент должен знать:

      • требования по обеспечению радиационной безопасности при использовании, обезвреживании, хранении и захоронении отходов, у которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона;

      • методы контроля, оценки и анализа деятельности в области обращения с отходами;

      • зарубежный опыт составления и проведения экологической экспертизы.

        в области компетенции ОПК – 6:

      • основы экологического законодательства, регулирующего деятельность в области государственной и общественной экологической экспертизы;

        • методики анализа результатов расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и расчета разбавления загрязняющих веществ в водных объектах;

        • методики сравнительного анализа и определения приоритетных веществ, загрязняющих окружающую среду, и приоритетных источников их выбросов и сбросов;

          в области компетенции ПК – 8:

        • общие процедуры экологической экспертизы;

        • основы организации работ государственной и общественной экологической экспертизы


      Студент должен уметь:

      • проверять правильность проектных предложений по величинам предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, высотам труб, размерам санитарно-защитных зон и зон влияния промышленных предприятий;

      • анализировать варианты проектных решений и выбирать наиболее эффективные решения по экологическим показателям.

      в области компетенции ОПК – 6:

      • определять приоритетные загрязняющие вещества и приоритетные источники выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

      • собирать, анализировать и систематизировать данные об отходообразующих процессах на закрепленной территории;

      • проводить количественную и качественную оценку данных об объемах (количестве) и структуре образующихся отходов производства и потребления, прогнозировать их динамику;

      • анализировать тенденции изменения экологических параметров водных объектов;

        в области компетенции ПК – 8:

      • формулировать цели и задачи государственной и общественной экологической экспертизы;

      • анализировать предпроектные и проектные материалы, включающие данные об использовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду;


      - проводить

      экологическую

      экспертизу

      нормативной и

      прединвестиционной

      документации,

      предпроектной

      и проектной

      документации на строительство объектов хозяйственной деятельности, материалов экологического обоснования лицензий;

      • оценивать экологическую эффективность проектных решений;


        Студент должен владеть:

        в области компетенции ОПК – 6:

        • методами оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду;

        • навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения экологической безопасности;

          в области компетенции ПК – 8:

        • методами проведения экологической экспертизы;

        • методами и способами составления программ по инженерно- географическим и инженерно-экологическим изысканиям для разработки проектной документации и получения необходимых материалов для экологического обоснования проектов.


    3. Распределение трудоемкости (час.) дисциплины по темам и видам занятий.


      № модуля

      № недели


      № темы


      Наименование темы

      Часы/ Из них в интерактивной форме


      всего


      лекции


      коллоквиумы


      практические


      СРС

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8

      9

      I

      1-4

      1

      Российская система экологической экспертизы

      22/4

      8/4

      4

      10


      II

      5-7

      2

      Государственная экологическая экспертиза

      26/6

      4/2

      8/4

      14

      8

      3

      Общественная экологическая экспертиза

      10/2

      2/2

      2

      6


      III


      9


      4

      Юридическая ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы


      7


      1


      6


      5

      Международный опыт в организации и проведении экологической экспертизы


      7


      1


      2


      4

      Итого

      72/12

      16/8

      16/4

      40


    4. Содержание лекционного курса


      Всего

      Тема лекции.

      Учебно-


      темы

      часов

      лекции

      Вопросы, обрабатываемые на лекции.

      методическое обеспечение

      1

      2

      3

      4

      5

      1


      2


      1

      Развитие и становление системы экологической экспертизы в России. История возникновения экологической экспертизы в Российской Федерации. Формирование современной системы экологической оценки в России. Основные понятия системы экологической оценки: экологическая экспертиза, экологическое обоснование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическое сопровождение хозяйственной деятельности, экологическое регламентирование, экологическое управление, экологические требования. Взаимосвязь и отличия экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду.

      1,3,5-7, 13,14


      2


      2

      Экологические требования. Определение и источники экологических требований. Отличительные признаки экологических требований. Общие экологические требования. Специальные экологические требования. Экологические требования к нормативной документации, технике, технологиям, материалам, лицензиям.

      1,3,5-7, 13,14


      2


      3

      Понятие экологической экспертизы. Определение, цель, задачи и функции экологической экспертизы. Место экологической экспертизы в охране окружающей среды. Методы экологической экспертизы. Виды и типы экологической экспертизы. Стадии экологической экспертизы: проектная и послепроектная. Объекты и субъекты экологической экспертизы. Принципы экологической экспертизы.

      1,3,5-7, 13,14

      2

      4

      Правовая и нормативная основы экологической экспертизы в России. Определение нормативной базы экологической экспертизы. Структура российского законодательства в области экологической экспертизы, содержание основных законов и их разделов. Правовые акты России и её субъектов в области экологической экспертизы: законы и уставы субъектов РФ; указы и распоряжения Президента; постановления и распоряжения Правительства, Госкомитетов, и соответствующих территориальных

      1-4,5-7, 13,14


      администраций; приказы, инструкции, указания и иные руководящие акты министерств и ведомств; ратифицированные (одобренные) международные договоры и признанные РФ нормы международного экологического права.


      2


      2


      5

      Процедура проведения государственной экологической экспертизы. Органы государственной экологической экспертизы. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня. Объекты государственной экологической экспертизы на уровне субъектов Российской Федерации. Порядок проведения ГЭЭ. Состав документации, представляемой на экологическую экспертизу. Сроки и условия проведения ГЭЭ. Порядок и этапы работы экспертной комиссии.

      1-4,5-7, 13,14


      2


      6

      Заключение государственной экологической экспертизы и контроль за его исполнением. Финансирование государственной экологической экспертизы. Заключение ГЭЭ: положительное и отрицательное. Общая структура экспертного заключения. Порядок утверждения заключения. Срок действия положительного заключения и его аннулирование. Повторная ГЭЭ. Административные нарушения в области государственной экологической экспертизы. Компенсация причиненного вреда. Уголовная ответственность в области экологической экспертизы. Определение стоимости ГЭЭ. Оплата ГЭЭ.

      1 -4, 6-10, 13,


      3


      2


      7

      Общественная экологическая экспертиза. Права граждан и общественных организаций в области экологической экспертизы. Объекты общественной экологической экспертизы. Проведение общественной экологической экспертизы. Заключение общественной экологической экспертизы. Финансирование ОЭЭ.

      1 -4, 6-10, 13

      4

      1

      8

      Юридическая ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе. Разрешение споров. Субъекты нарушения законодательства об экологической экспертизе. Виды нарушений субъектами законодательства об экологической экспертизе. Виды ответственности за нарушения в области экологической экспертизы. Споры в области

      1 -4, 6-10, 13


      экологической экспертизы. Согласительная процедура. Судебная процедура.


      5


      1


      8

      Международный опыт в организации и проведении экологической экспертизы. Международные соглашения и документы в области экологической экспертизы: «Всемирная хартия природы», «Правовые принципы Брундтланд», «Бергенское заявление», Международная Конвенция об ОВОС в трансграничном контексте. Директива ЕЭС №337/85 и др. Документы международных организаций. Общие черты механизма и характерные особенности экологической экспертизы в развитых странах. Главные различия европейской и североамериканской систем экологической экспертизы. Экологическая оценка хозяйственных проектов в Великобритании. Тенденции дальнейшего развития института экологической экспертизы в мире.

      1 -4, 6-10, 13


    5. Содержание коллоквиумов

      не предусмотрены учебным планом

      № темы

      Всего часов

      № коллок виума

      Тема коллоквиума. Вопросы, отрабатываемые на коллоквиуме

      Учебно- методическое обеспечение

      1

      2

      3

      4

      5


    6. Перечень практических занятий.


      № темы

      Всего часов

      № занятия

      Тема практического занятия.

      Вопросы, обрабатываемые на практическом занятии.

      Учебно- методическое обеспечение

      1

      2

      3

      4

      5

      1


      2


      1

      Воздействие на окружающую среду как объект управления. Система административно-правовых и рыночных методов управления воздействием на окружающую среду. Основные нормативные документы, действующие в области проектирования. Состав и порядок разработки основных предпроектных и проектных материалов.


      19, 24

      2

      2

      Экологическое обоснование реализации проектов и размещения промышленности в определенном регионе. Экологическое обоснование выбора способа производства, размещения (анализ природного потенциала

      19, 24


      загрязнения атмосферы, устойчивость природных комплексов)


      2


      2


      3

      Разработка экологических ситуационных планов и экологических ситуационных карт- схем.


      19, 24


      2


      4

      Проведение государственной экологической экспертизы крупного проекта. Правовые и нормативные основы экологической экспертизы. Порядок проведения, регламент и процедура экологической экспертизы. Заключение общественной и государственной экологических экспертиз.


      19, 24


      4


      5,6

      Экологическая экспертиза промышленного предприятия. Оформление экспертного заключения.


      19, 24


      3


      2


      7

      Проведение общественной экологической экспертизы. Правовые и нормативные основы ОЭЭ. Порядок проведения, регламент и процедура ОЭЭ. Заключение ОЭЭ.


      19, 24


      5


      2


      8

      Анализ международно-правового документа в области экологической экспертизы. Сравнительный анализ международного опыта в сфере экологической экспертизы. Международные нормативно-правовые документы, учитывающиеся при разработке и совершенствовании процедуры экологической экспертизы в России: ограничения или предписания.


      19, 24


    7. Перечень лабораторных работ.

      не предусмотрены учебным планом


      № темы

      Всего часов

      № работы

      Наименование лабораторной работы.

      Вопросы, обрабатываемые на лабораторном занятии.

      Учебно- методическое обеспечение

      1

      2

      3

      4

      5


    8. Задания для самостоятельной работы студентов.


      № темы

      Всего Часов

      Вопросы для самостоятельного изучения (задания)

      Учебно- методическое обеспечение

      1

      2

      3

      4

      1

      1

      Концепция экологической экспертизы

      2-4; 6,7,13; 20

      1

      Значение экологической экспертизы в обеспечении экологической безопасности и решении различных экологических проблем.

      2-4; 6,7,13; 20; 18;

      31, 32


      1

      Эффективность экологической экспертизы в

      2-4; 6,7,13; 18; 20,

      оценке риска проектов и хозяйственных решений.

      31, 32

      1

      Виды и формы экологической экспертизы.

      2-4; 6,7,13; 20;

      1

      Основные этапы развития экологической экспертизы в России.

      2-,4; 6, 7, 13, 20;

      2

      Значение экологической экспертизы в реализации крупных хозяйственных проектов и решений (строительство БАМа, проекта по переброске рек, проектов АЭС и др.).

      2-4; 6,7,13; 18; 20;

      1

      Основные правительственные постановления и

      2-4; 6,7,13; 20; 27-

      законодательные

      акты

      по

      применению

      30

      экологической экспертизы.

      1

      Органы, осуществляющие контроль за

      2-4; 6,7,13; 20; 27-

      проведением экспертизы.

      30

      1

      Сущность и содержание федерального закона об

      2-4; 6,7,13; 20; 27-

      экологической экспертизе.

      30


      2

      1

      Уровни проведения экологической экспертизы.

      2-3; 6,7,13; 20;

      2

      Правовые и нормативные основы экологической экспертизы.

      2-4; 6,7,13,14; 20;

      2

      Объекты ГЭЭ на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

      2-4; 6,7,13,14; 20;

      2

      Общие требования к документации ГЭЭ и порядок ее представления.

      2-4; 6,7,13,14; 20;

      2

      Требования к экспертам и руководителю экспертной комиссии ГЭЭ.

      2-4; 6,7,13,14; 20;

      2

      Права и обязанности членов экспертной комиссии: руководителя комиссии и экспертов.

      2-4; 6,7,13,14; 20;

      2

      Заключение ГЭЭ и его значение для реализации проектов

      2-4; 6,7,13,14; 20;

      1

      Финансирование экологической экспертизы

      2-4; 6,7,13,14; 20;


      3

      1

      Права и роль общественности экологической экспертизы.

      в

      области

      1,3,4;

      20;

      6,7,13,14;

      1

      Объекты ОЭЭ.

      2-4;6,7,13,14; 20;

      3

      Процедуры и условия проведения ОЭЭ.

      1-4;6,7,13,14; 20;

      1

      Значение заключения ОЭЭ в принятии решений о реализации проектов.

      1-4; 6,7,13,14; 20;


      4

      2

      Субъекты нарушений экологической экспертизе.

      законодательства

      об

      1,4; 6,7,13; 20; 28-

      30

      2

      Виды нарушений законодательства об экологической экспертизе.

      1,4; 6,7,13; 20; 28-

      30

      2

      Виды ответственности за нарушение законодательства об экологической экспертизе.

      1,4; 6,7,13; 20; 28-

      30

      5


      2

      Сходство и различие в подходах к экологической экспертизе хозяйственных проектов и решений в России и за рубежом (EIA).

      1,3,4;

      20; 27

      6,7,13,14;

      2

      Международные

      соглашения

      и документы в

      1,3,4;6,7,13,14; 20;


      области экологической экспертизы

      27, 29, 30


    9. Расчетно-графическая работа

      (не предусмотрена)


    10. Курсовая работа

      (не предусмотрена)


    11. Курсовой проект

      (не предусмотрен)


    12. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)


      В процессе освоения образовательной программы у обучающегося в ходе изучения дисциплины Б.1.2.20 «Экологическая экспертиза» должны сформироваться профессиональные компетенции ОПК-6, ПК-8.

      Под компетенцией ОПК-6 владение знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды.

      Для формирования компетенции ОПК-6 необходимы базовые знания, полученные при изучении учебных дисциплин Б.1.2.24 «Основы природопользования» (1 семестр), Б.1.1.25 «Экономика природопользования (3 семестр), Б.1.1.27 «Оценка воздействия на окружающую среду» (4 семестр), Б.1.1.28 «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды».

      Формирования данной компетенции параллельно происходит в рамках учебной дисциплины Б.1.1.26 «Устойчивое развитие» (7 семестр).


      Код компет енции

      Этап формирован ия


      Показатели оценивания


      Критерии оценивания

      ОПК- 6

      7 семестр

      Промежут очная аттестация

      Типовые задания

      Шкала оценива ния

      Зачет

      Вопросы к зачету и тестовые задания

      Зачтено / не зачтено

      1. Выбор оптимальных методов для диагностирования проблем охраны природы.

      2. Выбор вариантов проектных решений на основе оценки экологической эффективности технологических процессов и производств.

      3. Определение и проведение расчетов рассеивания


      (разбавления) приоритетных загрязняющих веществ в окружающую среду.


      Уровни освоения компетенции ОПК-6

      Ступени уровней освоения компетенции

      Отличительные признаки


      Пороговый (удовлетворительно)

      Знает: критерии оценки состояния природной и техногенной среды; основные понятия в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе правовой режим использования и охраны земель, вод, лесов, недр, объектов животного мира и атмосферного воздуха, объектов международно-правовой охраны

      Умеет: выбирать оптимальные методы для диагностирования проблем охраны природы; проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям

      Владеет: практическими и теоретическими знаниями по самостоятельному проведению мониторинга по оценке качества окружающей среды и влияния на организм человека; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях


      Продвинутый (хорошо)

      Знает: характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности; принципы нормирования предельно-допустимых концентраций вредных веществ;

      Умеет: определять и проводить расчеты рассеивания (разбавления) приоритетных загрязняющих веществ в окружающую среду; идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности

      Владеет: средствами и методами оценки опасности и риска; навыками оценки ситуации в сфере природопользования и охраны окружающей среды

      Высокий (отлично)

      Знает: роль техногенных систем как источников кратко-временных аварийных и долговременных систематических воздействий на человека и окружающую среду; нормы природоохранного и природоресурсного законодательства, подлежащие применению в той или иной правовой ситуации и возможности их применения;

      Умеет: использовать теоретические знания в практической деятельности; применять правовые нормы для регулирования отношений природопользования;

      Владеет: законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты

      image

      окружающей среды


      Под компетенциями ПК-8 понимается владение знаниями теоретических основах экологического мониторинга, экологической экспертизы, экологического менеджмента и аудита, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, основы техногенных систем и экологического риска.

      Для формирования компетенции ПК-8 необходимы базовые знания, полученные при изучении учебных дисциплин Б.1.1.27 «Оценка воздействия на окружающую среду» (4 семестр), Б.1.1.29 «Экологический мониторинг» (6 семестр), Б.1.1.30 «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды» (6 семестр).

      Формирования компетенции ПК-8 параллельно происходит в рамках учебных дисциплин Б.1.1.31 «Техногенные системы и экологический риск», Б.1.3.11.1 «Экологический менеджмент» / Б.1.3.11.2 «Экологические аспекты управления предприятием» (7 семестр).


      Код компете нции

      Этап формирова ния


      Показатели оценивания


      Критерии оценивания

      ПК-8

      7 семестр

      анализирования различных вариантов проектных решений и выбор наиболее эффективных.

      Промежут очная аттестация

      Типовые задания

      Шкала оценива ния


      Зачет


      Вопросы к зачету и тестовые задания


      Зачтено / не зачтено

      1. Создание экологических ситуационных планов и экологических ситуационных карт-схем.

      2. Выполнение процедуры ГЭЭ для объектов, обладающих государственной или иной тайной.

      3. Выполнение основной процедуры ГЭЭ в соответствии с действующим законодательством.

      4. Создание заключения экологической экспертизы в соответствии с нормативными документами для различных видов деятельности.

      5. Выполнение


      Уровни освоения компетенции ПК-8


      Ступени уровней освоения компетенции

      Отличительные признаки


      Пороговый (удовлетворительно)

      Знает: последовательность проведения экологической экспертизы; объекты экологической экспертизы на федеральном уровне и уровне субъектов федерации

      Умеет: использовать данные, полученные в ходе обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации, в практической деятельности; составлять экологические карты (ситуационные карты-схемы)

      Владеет: методами проведения экологической экспертизы


      Продвинутый (хорошо)

      Знает: уровни экологического неблагополучия территорий и критерии их выделения; организацию и последовательность проведения экологической экспертизы; список документации, представляемой на экологическую экспертизу

      Умеет: оперировать данными, полученными в различных организациях, проводящих мониторинговые исследования, при проведении экологической экспертизы объекта; анализировать исходную экологическую ситуацию (первоначальную экологическую оценку) на предприятиях

      Владеет: навыками работы с проектной документацией; навыками экспертной работы


      Высокий (отлично)

      Знает: теоретические, методические и практические приемы экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности на прединвестиционном и инвестиционном этапах (схемы проекта, технико-экономического обоснования, проектирования, строительства и эксплуатации объекта)

      Умеет: применять правила и процедуры экологического обоснования хозяйственной деятельности на разных стадиях проектирования; формировать Проект перечня экологических условий и предложений к Программам изысканий и научных исследований

      Владеет: методами и способами составления программ по инженерно-географическим и инженерно-экологическим изысканиям для разработки проектной документации и получения необходимых материалов для экологического обоснования проектов


      Для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины Б.1.2.20 «Экологическая экспертиза», проводится промежуточная аттестация в виде зачета.


      Вопросы к зачету.

      1. Основные понятия и термины: экологическая экспертиза (ЭЭ), экологическое обоснование (ЭО), оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), экологическое сопровождение хозяйственной

        деятельности (ЭСХД), экологическое регламентирование (ЭР), экологическое управление (ЭУ) и др.

      2. Становление системы экологической оценки в России.

      3. История возникновения экологической экспертизы в Российской Федерации.

      4. Принципы экологической экспертизы.

      5. Место экологической экспертизы в охране окружающей среды.

      6. Структура российского законодательства в области экологической экспертизы, содержание основных законов и их разделов.

      7. Основные международные государственные и неправительственные документы в области экологической экспертизы, ратифицированные и учитываемые в России.

      8. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.

      9. Порядок проведения ГЭЭ. Сроки и условия проведения ГЭЭ.

      10. Состав документации, представляемой на экологическую экспертизу.

      11. Порядок формирования экспертной комиссии. Этапы работы экспертной комиссии.

      12. Права и обязанности руководителя комиссии, эксперта, заказчиков документации.

      13. Заключение ГЭЭ.

      14. Права граждан и общественных организаций в области экологической экспертизы. Объекты общественной экологической экспертизы.

      15. Проведение общественной экологической экспертизы.

      16. Заключение общественной экологической экспертизы.

      17. Права и обязанности заказчиков документации.

      18. Финансирование государственной и общественной экологической экспертизы.

      19. Виды нарушений и виды ответственности за нарушение законодательства об экологической экспертизе.

      20. Общие экологические требования на разных стадиях обоснования хозяйственной и иной деятельности.

      21. Экологические требования к предпроектной документации строительных объектов.

      22. Экологические обоснования в ТЭО (проект).

      23. Экологические требования к нормативной документации, технике, технологиям, материалам, лицензиям.

      24. Содержание понятия «оценка воздействия на окружающую среду». Цель, принципы и процедура разработки.

      25. Основные виды оценок: оценка воздействия на атмосферу и поверхностные воды, почвенный покров, растительность и животный мир.

      26. Комплексная оценка экологической безопасности проектных решений.

      27. Результаты ОВОС.

      28. Общие черты механизма экологической экспертизы в развитых странах.

      29. Характерные особенности экологической экспертизы в развитых странах.

      30. Главные различия европейской и североамериканской систем экологической экспертизы.

      31. Тенденции дальнейшего развития института экологической экспертизы в мире.


Тестовые задания по дисциплине


Вопрос может иметь несколько правильных вариантов ответа.


  1. .Экологическая экспертиза - это:

    а) система мероприятий по оптимизации взаимоотношений человеческого общества и природы;

    б) хозяйственная деятельность человека, обеспечивающая экономное использование природных ресурсов, их охрану и воспроизводство с учетом не только настоящих, но и будущих интересов общества;

    в) оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы;

    г) комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природные ресурсов.


  2. .Экологическая экспертиза — это:

    а) естественная наука; б) юридическая наука; в) прикладная наука;

    г) практическая деятельность; д) образ жизни.


  3. .Правовые основы экологической экспертизы заложены в:

    а) Конституции РФ; б) Декрете «О земле»;

    в) Федеральном законе «Об экологической экспертизе»; г) Законе РСФСР «Об охране окружающей среды»;

    д) Кодексе чести «Бусидо»; ж) на генетическом уровне.


  4. .Федеральный закон «Об экологической экспертизе» был принят в:

    а) 1977 г.;

    б) 1985 г.;

    в) 1995 г.;

    г) 2000 г.;

    д) до сегодняшнего дня не вступил в силу.


  5. .К принципам экологической экспертизы относятся:

    а) принцип презумпции невиновности;

    б) принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

    в) принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

    г) принцип лимитирующего фактора;

    д) принцип относительной заменяемости и абсолютной незаменимости экологических факторов.


  6. .По закону предусмотрены следующие виды экологической экспертизы:

    а) государственная; б) ведомственная; в) научная;

    г) общественная; д) скандальная; е) региональная.


  7. .Полномочия в области экологической экспертизы имеют:

    а) Президент РФ;

    б) Правительство РФ; в) Федеральное собрание;

    г) органы судебной власти;

    д) органы местного самоуправления; е) экспертная комиссия;

    ж) ООН.


  8. .Государственная экологическая экспертиза проводится на следующих уровнях:

    а) международном уровне; б) федеральном уровне; в) уровне субъектов РФ; г) муниципальном уровне.


  9. .Ныне действующие органы государственной экологической экспертизы федерального уровня:

    а) Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды Российской Федерации (Госкомэкология РФ);

    б) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды РФ); в) Министерство промышленности, науки и технологии Российской Федерации

    (Минпромнаука РФ);

    г) Министерство по атомной энергии Российской Федерации (Минатом РФ); д) Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав РФ).


  10. .Ныне действующие органы государственной экологической экспертизы уровня субъектов Федерации:

    а) Областной комитет по охране окружающей среды; б) Городской комитет по охране окружающей среды;

    в) Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области; г) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

  11. .Объектами экологической экспертизы являются:

    а) проект строительства гаража на территории частного землевладения; б) проект строительства гаража на муниципальной территории;

    в) проект строительства комплекса гаражей; г) проект издания книги;

    д) проект Закона «Об увеличении размера минимальной зарплаты работникам бюджетных организаций»;

    е) проект изменения схемы севооборота;

    ж) проект рекультивации нарушенных земель.


  12. .Государственная экологическая экспертиза проводится при условии:

    а) предоставления заказчиком на экологическую экспертизу комплекта необходимых материалов и документов;

    б) предварительной оплаты заказчиком проведения экологической экспертизы; в) наличия положительного заключения общественной экологической экспертизы; г) доказанности экологической безопасности проекта.


  13. .Начало срока проведения государственной экологической экспертизы после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов устанавливается не позднее чем через:

    а) 24 часа; б) 10 дней; в) 1 месяц;

    г) срок не устанавливается.


  14. .Срок проведения государственной экологической экспертизы зависит от:

а) сложности объекта государственной экологической экспертизы; б) погодных условий;

в) от трудоемкости экспертных работ;

г) природных особенностей территории и экологической ситуации в районе; д) обаятельности и платежеспособности заказчика;

е) ведомственной принадлежности проекта.


  1. Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать:

    а) 1 месяц; б) 120 дней; в) 6 месяцев;

    г) срок не ограничен.


  2. В состав экспертной комиссии входят:

    а) руководитель;

    б) ответственный секретарь; в) ответственный исполнитель; г) эксперты;

    д) представители общественности; е) наблюдатели ООН;

    ж) заказчик.


  3. На заседаниях экспертной комиссии могут присутствовать:

    а) руководитель;

    б) ответственный секретарь; в) ответственный исполнитель;

    г) эксперты;

    д) представители общественности; е) наблюдатели ООН;

    ж) заказчик.


  4. Число членов экспертной комиссии должно быть:

    а) четным; б) нечетным; в) дробным;

    г) не менее трех человек; д) не более трех человек.


  5. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть:

    а) представитель заказчика документации;

    б) гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с заказчиком; в) гражданин, состоящий в родственных отношениях с заказчиком;

    г) представитель юридического лица, состоящего с заказчиком в договорных отношениях;

    д) специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по вопросам, являющимся предметом экспертных исследований;

    е) гражданин иностранного государства.


    1. .Эксперт государственной экологической экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы имеет следующие права:

      а) право на дополнительную информацию; б) право на особое мнение;

      в) право на защиту от принуждений к подготовке заведомо ложных заключений;

      г) право оглашать конфиденциальные материалы об объекте экологической экспертизы;

      д) право на оплату труда;

      е) право публично заявлять о своем мнении.


    2. .Эксперт государственной экологической экспертизы имеет следующие обязанности:

      а) соблюдать требования законодательства об экологической экспертизе;

      б) соблюдать порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы;

      в) представлять индивидуальное заключение;

      г) участвовать в подготовке заключения экспертной комиссии; д) иметь особое мнение;

      е) публично заявлять о своем мнении;

      ж) обеспечивать конфиденциальность представленных на экспертизу материалов.


    3. .В соответствии с Законом о государственной тайне не подлежат засекречиванию следующие сведения:

    а) о местоположении оборонных объектов;

    б) о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

    в) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, а также о состоянии преступности;

    г) о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

    д) о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

    е) о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.


    1. .Функции руководителя экспертной комиссии:

      а) формирование экспертной комиссии и согласование ее состава; б) подготовка задания на проведение экспертизы;

      в) обеспечение качественного проведения экспертизы по ее конкретному объекту; г) организация подготовки заключения экспертной комиссии.

      д) обеспечение принятия положительного заключения экспертной комиссии.


    2. .Этапы работы экспертной комиссии:

      а) проведение организационного заседания;

      б) проведение экспериментального запуска объекта экологической экспертизы;

      в) подготовка индивидуальных и групповых заключений и проекта заключения экспертной комиссии;

      г) обсуждение и принятие заключения экспертной комиссии;

      д) организация заказчиком торжественного банкета в случае положительного заключения экспертной комиссии.


    3. .Положительное заключение государственной экологической экспертизы должно содержать выводы:

      а) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией;

      б) о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

      в) о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду; г) о возможности реализации объекта экологической экспертизы;

      д) о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспечения соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности, требований по охране окружающей природной среды от вредных воздействий и рационального природопользования.


    4. .Заключение государственной экологической экспертизы (как положительное, так и отрицательное) считается принятым, если оно одобрено:

      а) 1/2 членов экспертной комиссии; б) 2/3 членов экспертной комиссии;

      в) всеми членами экспертной комиссии; г) министром природных ресурсов РФ; д) заказчиком документации.



      могут:

    5. .Инициировать организацию и проведение общественной экологической экспертизы


      а) Министерство природных ресурсов РФ или субъектов РФ; б) заказчик документации;

      в) граждане;

      г) общественные организации (объединения); д) органы местного самоуправления.


    6. .Организавывать и проводить общественную экологическую экспертизу могут:

      а) Министерство природных ресурсов РФ или субъектов РФ; б) заказчик документации;

      в) граждане;

      г) общественные организации (объединения); д) органы местного самоуправления.

    7. .Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении следующих объектов:

      а) любого из объектов, по которым проводится государственная экологическая экспертиза; б) любого из объектов, по которым проводится государственная экологическая экспертиза, за

      исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну;

      в) любого из объектов хозяйственной деятельности.


    8. .Общественная экологическая экспертиза проводится:

      а) до проведения государственной экологической экспертизы;

      б) одновременно с проведением государственной экологической экспертизы заказчик документации;

      в) после проведения государственной экологической экспертизы; г) вместо государственной экологической экспертизы.


    9. .По объекту, содержащему конфиденциальную информацию (государственную, производственную или иную установленную законом тайну):

    а) проводится только государственная экологическая экспертиза; б) проводится только общественная экологическая экспертиза;

    в) может проводиться и государственная, и общественная экологическая экспертиза; г) проводится конфиденциальная экологическая экспертиза;

    д) экологическая экспертиза не проводится.


    32.Разрешение на проведение общественной экологической экспертизы выдают:

    а) Президент РФ;

    б) Министерство природных ресурсов и экологии РФ или субъектов РФ; в) органы местного самоуправления;

    г) заказчик документации;

    д) главный санитарный врач города.

    1. .Общественные организации (объединения), подающие заявление о проведении общественной экологической экспертизы, должны отвечать следующим требованиям:

      а) они должны иметь принятый и зарегистрированный устав деятельности общественной организации (объединения);

      б) характер их деятельности должен быть связан с охраной окружающей среды; в) они должны иметь наименование и юридический адрес;

      г) они должны иметь опыт проведения общественной экологической экспертизы;

      д) они должны быть зарегистрированы в том же субъекте РФ, где планируется объект экологической экспертизы.


    2. .В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:

      а) должностное лицо регистрирующего органа имеет веские причины сомневаться в качестве планируемой общественной экологической экспертизы;

      б) общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;

      в) общественная экологическая экспертиза планируется в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

      г) устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует предъявляемым законом требованиям;

      д) должностное лицо регистрирующего органа испытывает личную неприязнь к подателю заявления.


    3. .Заключение общественной экологической экспертизы:

    а) носит рекомендательный характер;

    б) само по себе имеет юридическую силу;

    в) приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы;

    г) не имеет никакого значения.


    1. .Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств:

      а) федерального бюджета или бюджета субъектов РФ; б) органов местного самоуправления;

      в) заказчика документации;

      г) общественных организаций (объединений);

      д) общественных экологических и других фондов;

      е) целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций.


    2. .Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет средств:

      а) федерального бюджета или бюджета субъектов РФ; б) органов местного самоуправления;

      в) заказчика документации;

      г) общественных организаций (объединений);

      д) общественных экологических и других фондов;

      е) целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций.


    3. .Стоимость проведения государственной экологической экспертизы зависит от:

      а) категории сложности объекта государственной экологической экспертизы; б) количества экспертов, привлекаемых для ее проведения;

      в) ведомственной принадлежности заказчика документации;

      г) продолжительности проведения государственной экологической экспертизы; д) платежеспособности заказчика документации;

      е) размера потребительской корзины руководителя экспертной комиссии.


    4. .Законодательство РФ предусматривает различные виды ответственности за нарушения области экологической экспертизы:

    а) уголовная; б) трудовая;

    в) административная; г) материальная;

    д) гражданско-правовая; е) налоговая;

    ж) семейная.

    Процедура оценивания знаний, умений, навыков по дисциплине Б.1.2.20

    «Экологическая экспертиза» включает учет успешности выполнения практических работ, самостоятельной работы, тестовых заданий и сдачу зачета.

    Практические работы считаются успешно выполненными в случае предоставления в конце занятия отчета (протокола), включающего тему, ход работы, соответствующие решения, и защите практического занятия – ответе на вопросы по теме работы. Шкала оценивания – «зачтено / не зачтено». «Зачтено» за практическую работу ставится в случае, если она полностью правильно выполнена, при этом обучающимся показано свободное владение материалом по дисциплине. «Не зачтено» ставится в случае, если работа решена неправильно, тогда она возвращается студенту на доработку и затем вновь сдаётся на проверку преподавателю.

    Самостоятельная работа считается успешно выполненной в случае предоставления реферата по каждой теме. Задание для реферата соответствует пункту 9 рабочей программы. Оценивание рефератов проводится по 5-балльной шкале.

    Отметка «отлично» ставится при условии, если:

    • студент в ходе выступления демонстрирует владение научным стилем речи и изложения и правильное использование специальной профессиональной терминологии;

    • студент четко и безошибочно отвечает на вопросы по пунктам практики, касающиеся выбора и обоснования методов для проведения исследований, принципов, на которых основаны производственные циклы предприятия, практической значимости полученных результатов; состояния изученности вопроса и основных направлений исследований по своей теме;

    • презентация снабжена правильно оформленными графиками, диаграммами, построенными при помощи современных методов компьютерной обработки данных, а также таблицами и рисунками, иллюстрирующими основные результаты исследований.

      Отметка «хорошо» ставится при условии, если:

    • студент в ходе доклада демонстрирует достаточное владение научным стилем речи и изложения;

    • студент с незначительными ошибками отвечает на вопросы по пунктам практики, касающиеся выбора и обоснования методов для проведения исследований, практической значимости полученных результатов; состояния изученности вопроса и основных направлений исследований по своей теме;

    • подготовленная презентация не вполне соответствует логике доклада, иллюстрации не показательны и / или не вполне отражают результаты исследований и требуют пояснений.

      Отметка «удовлетворительно» ставится при условии, если:

    • студент в ходе доклада демонстрирует недостаточное владение научным стилем речи и логикой изложения, неуверенно использует специальные профессиональные термины и понятия;

    • студент с затруднениями и / или ошибками отвечает на вопросы по пунктам практики;

    • презентация к докладу не иллюстрирует основные результаты научного исследования.

      Отметка «неудовлетворительно» ставится при условии, если:

    • студент не подготовил доклад и презентацию к выступлению или в ходе доклада не может ответить на вопросы по пунктам практики, демонстрирует несформированность компетенций и /или их частей.

      В конце семестра обучающийся письменно отвечает на тестовые задания, содержащие вопросы по изученному материалу. Оценивание тестовых заданий проводится по принципу «зачтено» / «не зачтено». В качестве критериев оценивания используется количество правильных ответов. При ответе более чем, на 30 вопросов выставляется «зачтено», в случае меньшего количества правильных ответов ставится «не зачтено».


      К зачету по дисциплине обучающиеся допускаются при:

    • предоставлении всех отчетов по всем практическим работам и защите всех занятий;

    • сдачи рефератов с учетом того, что они оценены преподавателем положительно;

    • успешном написании тестовых заданий.

    Зачет сдается устно по билетам, в которых представлено 2 вопроса из перечня «Вопросы для зачета». Оценивание проводится по принципу

    «зачтено» / «не зачтено».

    «Зачтено» ставится при:

    • правильном, полном и логично построенном ответе,

    • умении оперировать специальными терминами,

    • использовании в ответе дополнительного материала,

    • иллюстрировании теоретического положения практическим материалом.

      Но в ответе могут иметься

    • негрубые ошибки или неточности,

    • затруднения в использовании практического материала,

    • не вполне законченные выводы или обобщения.

      «Не зачтено» ставится при:

    • схематичном неполном ответе,

    • неумении оперировать специальными терминами или их незнании.


    1. Образовательные технологии

      Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 20%.


      Тема занятия

      Вид занятия

      Интерактивная форма

      Правовая и нормативная основы экологической экспертизы в России.

      лекция

      дискуссия

      Экологические требования

      лекция

      диалог

      Порядок работы экспертной комиссии

      лекция

      мастер-класс

      Общественная экологическая экспертиза

      лекция

      мастер-класс

      Разработка экологических ситуационных планов и экологических ситуационных карт-схем


      практическое


      ситуационный анализ

      Экологическая экспертиза промышленного предприятия

      практическое

      мастер-класс


    2. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

(позиции раздела нумеруются сквозной нумерацией и на них осуществляются ссылки из 5-13 разделов)


  1. Основная литература

    1. Акинин, Н.И. Промышленная экология: принципы, подходы, технические решения: учебное пособие / Н.И. Акинин. - Долгопрудный: ИД

      «Интеллект», 2011. – 312 с. Экземпляры всего: 10.

    2. Шамраев, А.В. Экологический мониторинг и экспертиза: учебное пособие [Электронный ресурс] / А.В. Шамраев – Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2014. – 141 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24348.

    3. Донченко, В.К. Экологическая экспертиза: учебное пособие / В.К., Донченко и др.; под ред. В.М. Питулько. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 528 с.

      Экземпляры всего: 5.

      Донченко, В.К. Экологическая экспертиза [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.К. Донченко и др.; под ред. В.М. Питулько. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM). – (Высшее профессиональное образование). – Систем. требования: Pentium II, 128 Мб ОЗУ, Windows 98/2000/ME/ХР/Vista/7, CD/DVD ROM, Adobe Acrobar Reader. – Загл. с контейнера. – Гриф: допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учеб. пособия для студентов вузов, обучающихся по спец. «Экология». – Электронный аналог печатного издания. – Диск помещен в контейнер 14Х19 см. - Режим доступа: http://lib.sstu.ru/books/Ld_146.pdf.

    4. Гутников, В.А. Государственная экспертиза инвестиционных проектов: учебное пособие [Электронный ресурс] / В.А. Гутников. – Москва : Российский университет дружбы народов, 2013. – 732 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22169.


  2. Дополнительная литература

    1. Дмитренко, В.П. Экологический мониторинг техносферы: учебное пособие / В.П. Дмитренко, Е.В. Сотникова, А.В. Черняев. – СПб.;М.; Краснодар: Лань, 2014. – 368 с.

      Экземпляры всего: 3.

    2. Ольшанская, Л.Н. Экологическая экспертиза объектов и проектов (российский и зарубежный опыт): учебное пособие/ Л.Н. Ольшанская, Н.А. Собгайда. – Саратов: СГТУ, 2009. – 108 с.

      Экземпляры всего: 40.

    3. Кавешников, Н.Т. Управление качеством окружающей среды: учебник [Электронный ресурс] / Н.Т. Кавешников, В.Б. Карев. – М.:КолосС, 2011. – 367 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785953200000.html.

    4. Свергузова, С.В.. Экологическая экспертиза строительных проектов: учебное пособие / С.В. Свергузова, Т.А. Василенко, Ж.А. Свергузова. – М.: ИЦ

      «Академия», 2011. – 208 с. Экземпляры всего: 3.

    5. Плотникова, Л.В. Экологическое управление качеством городской среды на высокоурбанизированных территориях: научное издание [Электронный ресурс] / Л.В. Плотникова. – М.: АСВ, 2008. – 240 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785930935813.html.

    6. Брюхань, А.Ф. Инженерно-экологические изыскания для строительства тепловых электростанций: монография [Электронный ресурс] / А.Ф. Брюхань, Ф.Ф. Брюхань, А.Д. Потапов. – М.: АСВ, 2010. – 192 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785930937787.html.

    7. Попов, А.И. Экономическая оценка рисков в системе управления экологической и промышленной безопасностью на производственных объектах: монография / А.И. Попов и др. – Саратов: СГТУ, 2012. – 172 с.

      Экземпляры всего: 5.

    8. Свергузова, С.В. Экологическая экспертиза. Ч.1. Охрана атмосферы: учебное пособие [Электронный ресурс] / С.В. Свергузова. – Белгород : Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2011. – 182 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28419.

    9. Свергузова, С.В. Экологическая экспертиза. Ч.2. Охрана водных ресурсов: учебное пособие [Электронный ресурс] / С.В. Свергузова. – Белгород : Белгородский государственный технологический университет им.

      В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2011. – 170 с. – Режим доступа:

      http://www.iprbookshop.ru/28420.

    10. Перхуткин, В.П. Справочник инженера по охране окружающей среды (эколога): учебно-практическое пособие [Электронный ресурс] / Перхуткин В. П. - Вологда: Инфра-Инженерия, 2006. – 879 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5072.


  3. Периодические издания

    15. Экология: рАН. – М.: Наука, (2013 – 2015), № 1 – 6. – ISSN 0367-0597

    1. Теоретическая и прикладная экология. – Режим доступа: http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=27948.

    2. Экология промышленного производства: науч.-прак. журнал. – М.: ФГУП «ВИМИ», (2011 – 2012, 2015), № 1 – 4. – ISSN

    3. Экология и промышленность России: обществ.научн.техн.журнал. – М.: ЗАО «Калвис», (2013 – 2015), № 1 – 12. – ISSN 1816-0395


  4. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

    1. Симонова, З.А. Методические указания по проведению практических занятий по дисциплине «Экологическая экспертиза»: электронный ресурс/ З.А. Симонова.

      https://portal3.sstu.ru/Facult/SADI/EKL/05.03.06-1/Б.1.2.20/default.aspx

    2. Симонова, З.А. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экологическая экспертиза»: электронный ресурс/ З.А. Симонова.

    https://portal3.sstu.ru/Facult/SADI/EKL/05.03.06-1/Б.1.2.20/default.aspx


  5. Интернет-ресурсы

    1. Экология производства (научно-практический портал) –

      www.ecoindustry.ru

    2. Центр экологической информации - www.centreco.ru

    3. Экопроект – www.alfa-eko.ru


  6. Источники ИОС

    1. Экологическая экспертиза https://portal3.sstu.ru/Facult/SADI/EKL/05.03.06-1/Б.1.2.20/default.aspx

    2. Отраслевые оценки воздействия на окружающую среду

      https://portal3.sstu.ru/Facult/SADI/EKL/05.04.06_oz/M.1.3.5.1/default.aspx

    3. Оценка воздействия на окружающую среду https://portal3.sstu.ru/Facult/SADI/EKL/05.03.06-1/B.1.1.27/default.aspx


  7. Профессиональные Базы Данных

    1. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования –

      www.rpn.gov.ru

    2. Интеграл – все для экологов – www.forum.integral.ru

    3. Консультант плюс – www.consultant.ru

    4. Гарант (информационно-правовой портал) – www.garant.ru


  8. Ресурсы материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемые организациями-участниками образовательного процесса (сетевая форма, филиал кафедры на предприятии)

  1. Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области

    www.minforest.saratov.gov.ru

  2. Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области

www.rpn-saratov.ru


16. Материально-техническое обеспечение дисциплины.


Для осуществления образовательного процесса по дисциплине необходима лекционная аудитория общей площадью не менее 40 кв.м., оснащенная интерактивной доской, ноутбуком и проектором.

Для практических занятий необходима учебная аудитория общей площадью не менее 40 кв.м., оснащенная интерактивной доской, ноутбуком, проектором и имеющая доступ к проводному Интернету либо к Wi-fi.

Для выполнения самостоятельной работы обучающиеся могут воспользоваться компьютерными классами института и Электронно- библиотечной системой ВУЗа.

Для оформления письменных работ, презентаций к докладу обучающимся необходимы пакеты программ Microsoft Office (Excel,Word, Power Point, Acrobat Reader), Internet Explorer, или других аналогичных.

 

 

////////////////////////////