РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. РАССЛЕДОВАНИЕ ДТП - 2015 год

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»


Транспортно-энергетический факультет Кафедра «Эксплуатация автомобильного транспорта»


 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


РАССЛЕДОВАНИЕ ДТП


Утверждена научно-методическим советом университета для направления подготовки бакалавриата 23.03.01 (190700.62) «Технология транспортных процессов» (ТТП)

Профиль бакалавриата - Расследование и экспертиза ДТП.


Хабаровск 2015 г.


 


 

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины с учетом особенностей региона и условий организации учебного процесса Тихоокеанского государственного университета .


Программу составила:

Дьячкова Ольга Михайловна

Ф.И.О.


 

Транспортно-энергетический факультет Кафедра «Эксплуатация автомобильного транспорта»


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

Н.Ю. Сорокин


“ ”

2015 _ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. РАССЛЕДОВАНИЕ ДТП - 2015 год


Утверждена научно-методическим советом университета для направления подготовки бакалавриата 23.03.01 (190700.62) «Технология транспортных процессов» (ТТП)

Профиль бакалавриата – Расследование и экспертиза ДТП.


Хабаровск 2015 г.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины с учетом особенностей региона и условий организации учебного процесса Тихоокеанского государственного университета.


Программу составила:

Дьячкова старший преподаватель

Ольга Михайловна кафедры «ЭАТ»

Ф.И.О. ученая степень, должность, кафедра


Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «ЭАТ»


протокол №

от « »

20 г


Зав. кафедрой

«

»

2015г.

Володькин П.П.

подпись

дата

Ф.И.О.


Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании УМК и рекомендована к изданию


протокол №

от « » 2015г.

Председатель УМК

« » 2015 г. Володькин П.П.

подпись дата Ф.И.О.


Декан факультета

« »

2015 г. Фейгин А.В.

подпись дата Ф.И.О.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1 Аннотация дисциплины


«Расследование ДТП»

По направлению подготовки 23.03.01 (190700.62) «Технология транспортных процессов» по профилю "Расследование и экспертиза ДТП"


Место дисциплины в основной образовательной программе:

Профессиональный цикл (ПР). Вариативная часть (ПР.В.3).


Дисциплина реализуется на Транспортно–энергетическом факультете кафедрой «Эксплуатация автомобильного транспорта».


Цель дисциплины – подготовка к решению практических задач по экспертному расследованию дорожно-транспортных происшествий на базе знания основных организационных аспектов проведения автотехнической экспертизы.

Содержание дисциплины – охватывает круг вопросов, связанных с установлением объективных причин дорожно-транспортного происшествия (ДТП) и его обстоятельств, динамикой развития процесса и характера действий участников дорожно-транспортного происшествия во всех его фазах для создания качественной технической основы к правовому решению по ДТП.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5)

  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

  • способен приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-17);

  • способность использовать организационные и методические основы метрологического обеспечения для выработки требований по обеспечению безопасности перевозочного процесса (ПК-11);

  • готовности применять правовые, нормативно-технические и организационные основы организации перевозочного процесса и обеспечения безопасности движения транспортных средств в различных условиях (ПК-12).

  • способен разрабатывать наиболее эффективные схемы организации движения транспортных средств (ПК-13);

  • способности использовать современные информационные технологии как инструмент оптимизации процессов управления в транспортном комплексе (ПК-17);

  • способен к решению задач определения потребности в: развитии транспортной сети; подвижном составе с учётом организации и технологии

    перевозок, требований обеспечения безопасности перевозочного процесса (ПК-21);

  • способен к расчету и анализу показателей качества пассажирских перевозок, исходя из организации и технологии перевозок, требований обеспечения безопасности перевозочного процесса (ПК-22);

  • готов к применению методик проведения исследований, разработки проектов и программ, проведения необходимых мероприятий, связанных с управлением и организацией перевозок, обеспечением безопасности движения на транспорте, а также выполнением работ по техническому регулированию на транспорте (ПК-23);

  • способен выполнять работы в области научно-технической деятельности по основам проектирования, информационному обслуживанию, основам организации производства, труда и управления транспортным производством, метрологического обеспечения и технического контроля (ПК-24);

  • готовности к кооперации с коллегами по работе в коллективе, к совершенствованию документооборота в сфере планирования и управления оперативной деятельностью транспортной организации (ПК-30);

  • способен к оценке затрат и результатов деятельности транспортной организации (ПК-33);

  • умеет использовать основные нормативные документы по вопросам интеллектуальной собственности, проводить поиск по источникам патентной информации (ПК-34);

  • способен к работе в составе коллектива исполнителей в осуществлении контроля и управления системами организации движения (ПК-35).


    Перечень образовательных технологий:

    лекции, лабораторные занятия, практические занятия,

    самостоятельная работа студента, консультации,

    тьюторство.


    Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет: 4 зачетных единиц; 144 часа.

    Программой дисциплины предусмотрены: Аудиторные занятия (75 часов), из них:

    Лекционные занятия (30 часа), в том числе в интерактивной форме 5 часов;

    Лабораторные занятия (30 часов); в том числе в интерактивной форме 10 часов;

    Практические занятия (15 часов); в том числе в интерактивной форме 5 часов;

    Самостоятельная работа студента(69 часа); Экзамен-6 семестр.

    2 Цели и задачи изучаемой дисциплины

    Рабочая программа учебной дисциплины «Расследование ДТП» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению подготовки

    23.03.01 (190700.62) «Технология транспортных процессов» профиль

    «Расследование и экспертиза ДТП».

    Учебная дисциплина «Расследование ДТП» относится к дисциплинам цикла, устанавливающим базовые знания для получения профессиональных навыков.

    Цель дисциплины – подготовка к решению практических задач по экспертному расследованию дорожно-транспортных происшествий на базе знания основных организационных аспектов проведения автотехнической экспертизы.

    Задачами изучения дисциплины является усвоение знаний и приобретение навыков по производству расследования ДТП, требующего глубокого анализа собранных доказательств, выявления особых условий, в которых устанавливаются все элементы развития механизма дорожно- транспортных происшествий.


    3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

    В результате освоения дисциплины «Расследование ДТП» обучающиеся должны:

  • знать:

  • цели и задачи расследования ДТП;

  • порядок проведения расследования ДТП;

  • основные правовые положения, определяющие компетенцию, права и обязанности членов СОГ,

  • основные методические приемы анализа дорожно-транспортных происшествий различных видов.

  • уметь:

  • проводить осмотр места дорожно-транспортного происшествия и оформлять соответствующую документацию,

  • выделять этапы предварительного и последующего расследования;

  • по результатам предварительного следствия проанализировать происшествие, восстановить механизм (процесс) происшествия во всех его фазах,

  • выявлять типовые ситуации, возникающие при совершении ДТП.

  • владеть:

  • методикой и тактикой проведения следственных экспериментов.

4 Объем дисциплины и виды учебной работы


Таблица 1 – Объем дисциплины и виды учебной работы

Наименование

По учебным планам основной траектории обучения1

С максимальной трудоёмкостью

С минимальной трудоёмкостью

Общая трудоёмкость дисциплины

(зач.единиц)

4/144

4/144

Изучается в семестрах

6

6

Вид итогового контроля по семестрам

зачет

экзамен

6

6

Курсовой проект (КП)

Курсовая работа (КР)

Вид итогового контроля самостоятельной работы без отчетностей

Расчетно-графические работы (РГР)

Реферат (РФ)

Домашние задания (ДЗ)

Аудиторные занятия (час.):

всего

75/ 20и.ф.

75/ 20и.ф.

В том числе: лекции (Л)

30/5 и.ф.

30/5 и.ф.

Лабораторные работы (ЛР)

30/10 и.ф.

30/10 и.ф.

Практические занятия (ПЗ)

15/5и.ф.

15/5и.ф.

Самостоятельная работа (час.):

общий объем часов (С2)

69

69

В том числе на подготовку к лекциям

15

15

на подготовку к лабораторным работам

30

30

на подготовку к практическим занятиям

15

15

на выполнение КП

на выполнение КР

на выполнение РГР

на написание РФ

на выполнение ДЗ

на экзаменационную сессию

9

9

переаттестация



image

1 под основной траекторией обучения подразумевается дневная форма с нормативным сроком обучения, регламентированным ФГОС ВПО

5 Содержание дисциплины


Тематический план лекционных занятий Тема 1. Вводная часть. (2часа)

Предмет и задачи курса. Литература и иные источники в области ОДД, расследования ДТП. Цель изучения дисциплины. Нормативные документы и деятельность организаций в области безопасности дорожного движения. Правила и международные соглашения о дорожном движении. Нормативы по организации и безопасности дорожного движения.


Тема 2. Проблемы и причины ДТП. (4 часа)

Понятие безопасности дорожного движения, его основные проблемы. Причины и виды ДТП. Влияние дорожных условий на безопасность движения.


Тема 3. Общие принципы расследования ДТП (8 часов, в том числе в интерактивной форме 2 часа)

Уголовно-правовая характеристика ДТП. Действия следователя (дознавателя) по проверке сообщений о ДТП. Действия участников следственно-оперативной группы на месте ДТП. Осмотр места ДТП, следов транспортных средств, трупа на месте ДТП. Особенности исследования дорожных условий. Розыск водителя и транспортного средства, скрывшихся с места ДТП. Освидетельствование участников ДТП.


Тема 4. Особенности расследования специфических ДТП (10 часов, в том числе в интерактивной форме 3 часа)

Особенности столкновения двух транспортных средств. Особенности расследования столкновения нескольких транспортных средств. Особенности расследования ДТП с участием автомобилей-тягачей и автопоездов. Особенности расследования опрокидывания транспортных средств. Особенности расследования наездов на пешеходов. Особенности расследования ДТП, связанных с гибелью детей. Особенности расследования ДТП, совершенных в темное время суток. Особенности расследования ДТП с участием транспортных средств, поврежденных в результате пожара. Особенности расследования ДТП, совершенных на железнодорожных переездах.


Тема 5. Служебное расследование ДТП (6 часов)

Цели и порядок проведения служебных расследований ДТП. Компетенция, права и обязанности служебного эксперта. Заключение служебного эксперта.


Итого на 6 семестр 30 часов (в т.ч. в интерактивной форме 5 часов)

Таблица 2 – Разделы дисциплины и виды занятий и работ

Раздел дисциплины

Л

ЛР

ПЗ

С2

1

Вводная часть

*

*

2

Проблемы и причины ДТП.

*

*/и

*

3

Общие принципы расследования ДТП

*/и

*/и

*/и

*

4

Особенности расследования специфических ДТП

*/и

*/и

*/и

*

5

Служебное расследование ДТП

*

*/и

*


  1. Лабораторные занятия

    Занятие 1 Изучение содержания документов, используемых при расследовании ДТП.

    Время выполнения работы – 2 часа, в том числе в интерактивной форме 2 часа.

    Занятие 2 Составление схемы ДТП и Справки о ДТП.

    Время выполнения работы – 4 часа, в том числе в интерактивной форме 2 часа.

    Занятие 3 Составление извещения о дорожно-транспортном происшествии и объяснения участника ДТП.

    Время выполнения работы – 4 часа, в том числе в интерактивной форме 2 часа.


    Занятие 4 Составление протокола осмотра транспортного средства.

    Время выполнения работы – 2 часа, в том числе в интерактивной форме 1 час.

    Занятие 5 Составление протокола осмотра места ДТП.

    Время выполнения работы – 4 часа, в том числе в интерактивной форме 1 час.

    Занятие 6 Составление протокола об административном правонарушении.

    Время выполнения работы – 2 часа, в том числе в интерактивной форме 1 час.

    Занятие 7 Составление акта служебного расследования ДТП.

    Время выполнения работы – 2 часа, в том числе в интерактивной форме 1 час.

    Занятие 8 Проведение расследования при наезде ТС на пешехода.

    Время выполнения работы – 4 часа.

    Занятие 9 Проведение расследования ДТП, совершенного на железнодорожном переезде.

    Время выполнения работы – 2 часа

    Занятие 10 Проведение расследования ДТП, связанного с гибелью человека.

    Время выполнения работы – 4 часов


    Итого 30 часов, в том числе в интерактивной форме 10часов

    Таблица 3 – Лабораторные занятия и их взаимосвязь с содержанием лекционного курса


    № п/п

    № разделов по содержанию

    Тема лабораторного занятия

    1

    1,2,3,4

    Изучение содержания документов, используемых при расследовании ДТП.

    2

    1,2,3,4

    Составление схемы ДТП и Справки о ДТП.

    3

    1,2,3,4

    Составление извещения о дорожно-транспортном происшествии и объяснения участника ДТП.

    4

    1,2,3,4

    Составление протокола осмотра транспортного средства.

    5

    1,2,3,4

    Составление протокола осмотра места ДТП.

    6

    1,2,3,4

    Составление протокола об административном правонарушении.

    7

    1,2,3,5

    Составление акта служебного расследования ДТП.

    8

    1,2,3,4

    Проведение расследования при наезде ТС на пешехода.

    9

    1,2,3,4

    Проведение расследования ДТП, совершенного на железнодорожном переезде.

    10

    1,2,3,4

    Проведение расследования ДТП, связанного с гибелью человека.


  2. Практические занятия

    Занятие 1. Анализ ДТП, произошедшего на перекрестке.

    Время выполнения работы – 2 часа.

    Занятие 2. Анализ ДТП при круговом движении.

    Время выполнения работы – 2часа.

    Занятие 3 Анализ ДТП при повороте транспортного средства налево.

    Время выполнения работы – 2 часа.

    Занятие 4 Анализ ДТП при перестроении транспортных средств.

    Время выполнения работы – 2 часа.

    Занятие 5 Анализ ДТП с участием пешехода.

    Время выполнения работы – 3 часа, в том числе в интерактивной форме 3 часа.

    Занятие 6 Анализ ДТП с участием велосипедиста.

    Время выполнения работы – 2 часа, в том числе в интерактивной форме 2 часа.

    Занятие 7 Анализ специфических ДТП. Время выполнения работы – 2 часа


    Итого 15часов, в том числе в интерактивной форме 5часов

    Таблица 4 – Практические занятия и их взаимосвязь с содержанием лекционного курса

    № п/п

    № разделов по содержанию

    Тема практического занятия

    1

    1,2,3

    Анализ ДТП, произошедшего на перекрестке

    2

    1,2,3

    Анализ ДТП при круговом движении

    3

    1,2,3

    Анализ ДТП при повороте транспортного средства налево

    4

    1,2,3

    Анализ ДТП при перестроении транспортных средств

    5

    1,2,3

    Анализ ДТП с участием пешехода

    6

    1,2,3

    Анализ ДТП с участием велосипедиста

    7

    1,2,3,4

    Анализ специфических ДТП


  3. Контроль знаний студентов


Входной контроль – контроль остаточных знаний студентов проводится на первом практическом занятии в виде вопросов по основным темам тех дисциплин, на которых базируется изучение дисциплины.

Текущий контроль проводится по результатам выполнения практических работ.

Выходной контроль проводится при проведении зачетного занятия. Проверяется объем знаний теоретических вопросов, качество выполнения практических работ.


Вопросы входного контроля

  1. Комплекс условий и факторов, влияющих на БДД на АТ.

  2. Понятие о комплексе "ВАДС".

  3. ОДД, ее задачи и основные направления деятельности.

  4. Методы исследования ДД. Сущность управления ДД.

  5. Классификация технических средств регулирования.

  6. Показатели эффективности регулирования.

  7. Критерии необходимости введения светофорного регулирования. Сигналы светофоров.

  8. Типы светофоров. Размещение и установка светофоров.

  9. Структура светофорного цикла. Потерянное время в светофорном цикле. 10.Поток насыщения. Пофазный разъезд.

  1. .Управление движением по направлениям

  2. .Светофорное регулирование пешеходного движения 13.Задержки транспортных средств на нерегулируемых перекрестках 14.Задержки транспортных средств на регулируемых перекрестках 15.Классификация дорожных контроллеров.

16.Назначение и классификация детекторов транспорта 17.Размещение детекторов транспорта

18.Назначение и классификация дорожных знаков 19.Установка и зоны действия знаков 20.Принципы расстановки дорожных знаков 21.Дорожная разметка и ее назначение

22.Условия применения горизонтальной и вертикальной дорожной разметки 23.Материалы и оборудование для нанесения разметки


Вопросы выходного контроля

  1. Понятие безопасности дорожного движения, ее основные проблемы.

  2. Причины и виды ДТП.

  3. Влияние дорожных условий на безопасность дорожного движения.

  4. Установление виновности дорожных организация в совершении ДТП.

  5. Уголовно-правовая характеристика ДТП.

  6. Действия участников СОГ на месте ДТП.

  7. Правила осмотра места ДТП.

  8. Правила осмотра ТС.

  9. Правила осмотра следов ТС.

  10. Исследование дорожных условий на месте ДТП.

  11. Следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия для розыска водителя и ТС, скрывшихся с места ДТП.

  12. Следственные действия при освидетельствовании участников ДТП.

  13. Особенности расследования двух или нескольких ТС.

  14. Особенности расследования ДТП с участием автомобилей-тягачей и автопоездов.

  15. Особенности расследования опрокидывания ТС.

  16. Особенности расследования наездов на пешеходов и ДТП, связанных с гибелью детей.

  17. Особенности расследования ДТП, совершенных в темное время суток.

  18. Особенности расследования ДТП с участием ТС, поврежденных в результате пожара.

  19. Особенности расследования ДТП, совершенных на железнодорожных переездах.

  20. Цели и порядок проведения служебных расследований ДТП.

9 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1 Домке Э. Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебник для вузов (спец. "Орг. и безопасность движения(автомоб. тр-т)" направ. "Орг. перевозки и упр. на тр-те") / Домке Эдуард Райнгольдович. - 2-е изд., стер. - Москва : Academia, 2012. - 288с.

  1. Карабанов А.Л. Осмотр места происшествия: обнаружение, фиксация, изъятие и исследование следов: справ.-метод. пособие / А.Л. Карабанов, С.К. Мелькин. - Москва : Волтерс Клувер, 2011. - 128с.

  2. Использование специальных познаний в расследовании дорожно- транспортных происшествий / А.М. Кривицкого, Ю.И., Шапорова, В.В. Фальковского и др.: / Под общ. ред.: канд. техн. наук А.М. Кривицкого и канд. юрид. наук Ю.И. Шапорова. –Мн.: Харвест, 2004. - 128с.

  3. Волгин В. В. После ДТП: Документирование. Контроль трезвости. Задержание водителя. Изъятие автомобиля. Разбор и расследование. Оценка повреждений. Уменьшение убытков. Возмещение вреда. Страхование. Экспертиза. Инструкции. Законы / Волгин Владислав Васильевич. - М. : Ось-89, [2004]. - 320с. : ил. - Библиогр.: с. 318.

  4. Рифицкий Г. П. Безопасность дорожного движения в России: история и современность: учеб.-практ. пособие [для вузов] / Рифицкий Георгий Петрович.

    - М. : Книжный мир, 2005. - 265с.

  5. Громаковский А. А. Правила дорожного движения 2014 с примерами и комментариями: новая таблица штрафов / Громаковский Алексей Алексеевич. - Москва : Эксмо, 2014. - 192с. : цв. ил., табл.


10 Материально – техническое обеспечение дисциплины

Для выполнения практических работ и их оформления студенты используют зал курсового и дипломного проектирования кафедры ЭАТ, оснащенный персональными компьютерами в количестве 14 ед., ксероксом, принтером, плоттером и сканером.


11 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

На основании программы кафедры «ЭАТ» разработана рабочая учебная программа дисциплины с учетом фактического числа часов, отведенных на ее изучение. В рабочей программе предусмотрено изучение тех принципов проведения расследования ДТП, которые определяются профилем подготовки студентов по направлению подготовки 23.03.01 (190700.62) «Технология транспортных процессов» по профилю «Расследование и экспертиза ДТП».

Практические и лабораторные занятия нацелены на формирование практических навыков в области расследования ДТП.

Самостоятельная работа студентов должна обеспечить выработку навыков самостоятельного творческого подхода к решению задач в области

расследования ДТП, приобретение навыков работы со справочной, учебной литературой.

Базовыми для дисциплины являются курсы «Правила дорожного движения», «Обеспечение безопасности движения в транспортном процессе»

«Транспортная психология».

В процессе самостоятельной работы над учебным материалом необходимо изучить причины и проблемы ДТП, принципы расследования ДТП, особенности расследования специфических ДТП.

Нарушение правил безопасности дорожного движения и эксплуатации ТС водителями являются одним из сложных видов для расследования нарушений. При раскрытии любого ДТП непосредственно затрагиваются законные права и интересы участников происшествия.

Безопасность дорожного движения зависит в основном от трех факторов:

  • поведения участников дорожного движения;

  • технической исправности ТС;

  • дорожных условий.

В связи с причинами ДТП, обусловленными этими факторами, в перспективе по-прежнему будут иметь место нарушения правил движения водителями, пешеходами, велосипедистами и мотоциклистами, техническая неисправность ТС, неудовлетворительное состояние автомобильных дорог.

Своевременный выезд на место происшествия СОГ, организация ее работы по «горячим следам», тщательный осмотр места ДТП, полная и объективная фиксация его хода и результатов в большинстве случаев способствуют быстрому раскрытию совершения преступления.

Своеобразие и сложность расследования дел о ДТП обусловлена скоротечностью и внезапностью события происшествия, неукоснительным соблюдением наработанной и апробированной практикой методики проведения различных следственных действий.

Одно из основных требований, предъявляемых к следователю, дознавателю

- это умение в совершенстве владеть методикой определения исходных данных, необходимых для успешного и качественного расследования и принятия законного решения по делу.

Качественный осмотр места ДТП, четкое определение задач и объектов экспертного исследования является основой правильного анализа и оценки заключения эксперта по исследованиям, проводимым при расследовании ДТП.

Программа рассчитана на 144 часа.

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по подготовке студентов по направлению подготовки 23.03.01 (190700.62)

«Технология транспортных процессов» по профилю «Расследование и экспертиза ДТП».

12 Образовательные технологии


В целях реализации компетентностного подхода к обучению по подготовки бакалавров предусмотрено применение в обучении широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий по дисциплине «расследование ДТП».

Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. Следующий набор образовательных технологий призван реализовать данные ориентиры:

  1. Технологии поддерживающего обучения (традиционного обучения) или технологии продуктивного обучения (лекционные технологии): объяснительно- иллюстративное обучение, технология разноуровнего обучения, технология модульного обучения, интегрального, критичного обучения.

  2. Технологии развивающего обучения: Технология развития критического мышления учащихся, Технология учебной дискуссии.

  3. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

  4. Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: Технология индивидуализации обучения, Коллективный способ обучения, Групповые технологии, Компьютерные технологии обучения.

  5. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС)).

13 Словарь терминов и персоналий

А

Автомагистраль – дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Автопоезд – механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

Б

Безопасность дорожного движения – состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно–транспортных происшествий и их последствий.

В

Вмятина – повреждение ТС, глубина которой больше ее длины.

Водитель – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Г

Главная дорога – дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 - 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Д

Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Ж

Железнодорожный переезд – пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

З

Задиры – следы повреждения кузова ТС, глубина которых больше их ширины и которые представляют собой разрывы металла, занимающие

большую площадь.

М

Механическое транспортное средство – транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Н

Населенный пункт – застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 - 5.26.

Наезд на пешехода – происшествие, при котором ТС наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся ТС, а также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого ТС груза или предмета.

О

Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно- транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Обочина – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Опасность для движения – ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Опрокидывание – происшествие, при котором движущееся ТС опрокинулось.

Организация дорожного движения – комплекс организационно-правовых организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Освидетельствование - следственные действия, которые проводятся для обнаружения на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы.

Осмотр - одно из основных действий при расследовании ДТП.

Остановка – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

Отпечатки – следы, оставленные протектором шин на мягкой поверхности, когда колеса ТС свободно вращаются.

П

Пассажир – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Перекресток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на

одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Полоса движения – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Преимущество (приоритет) – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Р

Разделительная полоса – элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

Рыночная стоимость – наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

С

Стоянка – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Столкновение – происшествие, при котором движущиеся ТС столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог, а также столкновения с внезапно остановившимся ТС.


Т

Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

У

Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.

Ц

Царапины – это следы на кузове поврежденного ТС, ширина которых больше глубины, а длина больше ширины.

14 Содержание дисциплины

Таблица 5 – Тематический план лекционных занятий


Раздел дисциплины

Объем часов

БТТП (РИЭ)

1

Вводная часть

2

2

Проблемы и причины ДТП.

4

3

Общие принципы расследования ДТП

8/2

4

Особенности расследования специфических ДТП

10/3

5

Служебное расследование ДТП

6


Таблица 6 – Тематический план лабораторных занятий

Раздел (тема) занятия

Объем часов

БТТП (РИЭ

1

Изучение содержания документов, используемых при расследовании ДТП

2 /2

2

Составление схемы ДТП и Справки о ДТП.

4/2

3

Составление извещения о дорожно-транспортном происшествии и объяснения участника ДТП

4/2

4

Составление протокола осмотра транспортного средства.

2/1

5

Составление протокола осмотра места ДТП.

4/1

6

Составление протокола об административном правонарушении

2/1

7

Составление акта служебного расследования ДТП.

2/1

8

Проведение расследования при наезде ТС на пешехода.

4

9

Проведение расследования ДТП, совершенного на железнодорожном переезде.

2

10

Проведение расследования ДТП, связанного с гибелью человека.

4

Итого

30/10


Таблица 7 – Тематический план практических занятий

Раздел (тема) занятия

Объем часов

БТТП (РИЭ

1

Анализ ДТП, произошедшего на перекрестке

2

2

Анализ ДТП при круговом движении

2

3

Анализ ДТП при повороте транспортного средства налево

2

4

Анализ ДТП при перестроении транспортных средств

2

5

Анализ ДТП с участием пешехода

3/3

6

Анализ ДТП с участием велосипедиста

2/2

7

Анализ специфических ДТП

2

Итого

15/5

ПЛАН-ГРАФИК

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


По дисциплине РАССЛЕДОВАНИЕ ДТП


Институт (факультет)

image

ТЭФ

направление

image

23.03.01 (190700.62) БТТП (РИЭ)


image

Семестр

6 часов в неделю (Лц-Лр-Пр-Фкт-См)

2-2-1-0-4


Распределение часов учебного плана

Объем дом. заданий

Распределение нормативного времени самостоятельной работы студентов по неделям семестра


Вид занятий

Аудиторные

С2

Всего

На изуч. теории

Выполнение

задания

На сессию

Страниц текста

Чертежей А4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Лекции

30

15

15

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Лабор. работы

30

30

30

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Практ. занятия

15

15

15

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

КП, КР, РГР, РФ

Итого

75

69

15

30

9

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4


Лектор Дьячкова О.М.

 

 

 

////////////////////////////