ДОКЛАД o ходе выполнения в 2017 году Комплексного плана реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ДОКЛАД o ходе выполнения в 2017 году Комплексного плана реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года


Настоящий доклад подготовлен Минприроды России в соответствии с пунктом 31 Комплексного плана реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 № 730-р (далее – Комплексный план).


  1. Контроль за реализацией Комплексного плана

    По состоянию на дату отчета из 65 мероприятий Комплексного плана выполнено 28 мероприятий (43%), остальные 37 мероприятий (57%) находятся в процессе выполнения, либо по ним не наступил срок выполнения.

    В соответствии с пунктом 30 Комплексного плана в Минприроды России поступили ежегодные отчеты ответственных исполнителей этих мероприятий (Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минсельхоз России, Минтранс России, Минэнерго России, Минстрой России, Росгидромет, Рослесхоз, государственная корпорация «Росатом») и также информация других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций (Минкавказ России, Минобрнауки России, Минобороны России, МЧС России, ФАНО России, ФМБА России, Роспотребнадзор, Российская академия наук, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации).

    Отчеты о реализации мероприятий, предусмотренных абзацем четвертым пунктов 15-17 и абзацем пятым пункта 19, представили также высшими исполнительными органами государственной власти и органами исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации.

    Следует отметить, что в соответствии с представленной информацией мероприятия Комплексного плана не реализуются на территории 9 субъектов Российской Федерации (11%), отдельные мероприятия не являются актуальными для субъектов Российской Федерации либо не реализуются в силу физико- географических и иных причин:

    по пункту 15 – в отношении 21 субъекта Российской Федерации (32%); по пункту 16 – в отношении 66 субъектов Российской Федерации (78%); по пункту 17 – в отношении 36 субъектов Российской Федерации (42%); по пункту 19 – в отношении 18 субъектов Российской Федерации (22%).

  2. Укрепление и развитие информационной, научной, социально- экономической и кадровой политики в области климата

    В рамках данного направления в 2017 году продолжена работа по реализации комплексного плана научных исследований погоды и климата, внесению изменений в программы социально-экономического развития Российской Федерации, распространению знаний об энергосбережении и обеспечению доступа общественности к информации по вопросам изменения климата.

    Фундаментальные научные исследования в области климата проводятся научно-исследовательскими институтами Российской академии наук, находящимися в ведении ФАНО России. Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2012 № 2237-р, затрагивает различные аспекты изучения климата в рамках реализации более 20 направлений фундаментальных исследований.

    Научные исследования в области климата реализуются также организациями Росгидромета в соответствии с целевой научно-технической программой Росгидромета «Научно-исследовательские, технологические и другие работы для государственных нужд в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды» на 2017-2019 гг. в рамках государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326. Данная целевая программа включает следующие направления:

    • мониторинг климата на основе данных наблюдений (развитие технологий и методов мониторинга, исследование антропогенных и естественных изменений климата по данным наблюдений);

    • прогнозирование состояния климатической системы методами физико- математического моделирования;

    • исследование воздействия современных и будущих изменений климата на природные системы, экономику и население на региональном и глобальном уровнях;

    • развитие системы климатического обслуживания в Российской Федерации в различных секторах экономики и социальной сфере;

    • исследования антропогенных и естественных эмиссий парниковых газов на территории РФ, включая получение количественных оценок для секторов экономики и природных систем,

    • научное сопровождение выполнения обязательств РФ по Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

      Кроме этого, научные исследования в области климата проводятся по линии Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования

      и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2013 № 426, и государственной программой Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 301, и включают следующую тематику:

    • долгопериодное прогнозирование экстремальных погодных и климатических условий в Европе на основе моделирования изменений климата в высоком разрешении;

    • экстремальные явления в системе океан-атмосфера на основе синергетического анализа спутниковых измерений и моделирования;

    • изменчивость арктической трансполярной системы;

    • исследование быстрых климатических изменений в Арктике и их региональных и крупномасштабных последствий;

    • биогеохимические циклы арктических болотно-озерных ландшафтов Западной Сибири как индикатор климатических изменений глобального масштаба и основа для рационального природопользования региона;

    • внетропический гидрологический цикл в современном и будущем климате: неопределенности и предсказуемость;

    • сибирский арктический шельф как источник парниковых газов планетарной значимости: количественная оценка потоков и выявление возможных экологических и климатических последствий;

    • новые подходы к исследованию климатических процессов и прогнозу экстремальных явлений;

    • мезомасштабные и синоптические вихри океана: роль в динамике общей циркуляции и климатической изменчивости.

    Научно-исследовательские работы по прикладным вопросам климата проводятся также Минобороны России, Минтрансом России и Минприроды России.

    Следует отметить, что Минэкономразвития России, Минстрой России, МЧС России и Минсельхоз России участия в научно-исследовательских работах в области климата участия не принимают.


  3. Разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации к изменению климата

    В соответствии с решением Правительства Российской Федерации разработку и реализацию мероприятий, предусмотренных пунктами 15, 17 Комплексного плана, предполагается осуществить в рамках подготовки Минэкономразвития России с участием заинтересованных федеральных органов

    исполнительной власти проекта национального плана адаптации к неблагоприятным изменениям климата (пункт 11 Плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов и подготовки к ратификации Парижского соглашения, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 2344-р).

    В целях подготовки указанного проекта национального плана Минприроды России направило в Минэкономразвития России поступившую информацию о ходе реализации указанных мероприятий в субъектах Российской Федерации.

    Следует отметить заслуживающий внимание опыт Правительства Ханты – Мансийского автономного округа, которым утвержден План мероприятий («дорожная карта») по адаптации к климатическим изменениям на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Представляется целесообразным распространить данный опыт на все субъекты Российской Федерации.

    Минприроды России провело анализ поступивших отчетов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по итогам которого отмечает необходимость конкретизации потенциальных рисков в связи с изменениями климата и актуализации методических документов по выработке механизмов минимизации последствий от этих рисков в субъектах Российской Федерации. Проработка данного вопроса в инициативном порядке ведется Минприроды России.


  4. Разработка и реализация оперативных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат

    В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2017 году продолжена работа по формированию комплексной системы государственного регулирования выбросов парниковых газов, которая будет предусматривать, в т.ч. разработку и внедрение экономических инструментов ограничений выбросов парниковых газов в промышленности, а также реализацию мер по сокращению рыночных диспропорций мер финансовой и налоговой политики, стимулирующих снижение антропогенных выбросов парниковых газов, и регулирование смежных вопросов. Для этого ведется подготовка проекта федерального закона о государственном регулировании выбросов парниковых газов в соответствии с Планом реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов и подготовки к ратификации Парижского соглашения, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 2344-р.

    В рамках реализации данного направления Комплексного плана в 2017 г. достигнуты следующие ключевые результаты:

    Минприроды России:

    • утверждены методические указания по количественному определению объема поглощения парниковых газов (распоряжение Минприроды России от 30.06.2017 № 20-р) и по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов (приказ Минприроды России от 29.06.2017 № 330);

      Минэнерго России:

    • подготовлен проект справочника наилучших доступных технологий

      «Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии», который был утвержден приказом Росстандарта от 22.12.2017 № 2929;

    • разработан план мероприятий по стимулированию развития генерирующих объектов на основе возобновляемых источников энергии с установленной мощностью до 15 кВт (утвержден заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем 19.07.2017 № 5075п-П9);

      Минпромторг России:

    • в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля 2016 г. № 667 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива» в 2017 г. было поставлено около 3,5 тыс. единиц техники, использующей компримированный природный газ в качестве моторного топлива в 64 регионах Российской Федерации;

      Минстрой России:

    • установлены требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений (приказ Минстроя России от 17.11.2017 № 1550/пр).

    Следует также отметить, что Евразийской экономической комиссией разработан и ведется согласование проекта технического регламента Евразийского экономического союза «О требованиях к энергетической эффективности электрических энергопотребляющих устройств», которым устанавливаются обязательные для применения и исполнения требования к энергопотребляющим устройствам в части их энергетической эффективности и маркировки.

    В субъектах Российской Федерации реализуются проекты по ограничению выбросов парниковых газов в промышленности и энергетике путем приоритетного использования технологий когенерации и увеличению использования возобновляемых источников энергии для генерации электрической энергии. Использование указанных подходов позволило, в частности, снизить выбросы углекислого газа в Иркутской области на 10 млн. тонн (за 2015-2017 гг.) и сократить эмиссию парниковых газов в Сахалинской области на 50%, последовательно развивать в ряде субъектов Российской Федерации (Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Карелия, Республика Татарстан,

    Оренбургская область и другие) энергетику, использующую возобновляемые источники энергии (солнечные и ветровые электростанции, малые гидроэлектростанции).


  5. Международное сотрудничество в области изменения климата

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2003 № 323 «Об утверждении межведомственного распределения обязанностей по обеспечению участия Российской Федерации в международных организациях системы ООН» участие в Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) обеспечивается Росгидрометом, Минэкономразвития России, МИДом России, Минприроды России, Минобрнауки России, Государственной корпорацией «Росатом», Минэнерго России, Минсельхозом России, Минфином России, Рослесхозом и Российской академией наук.

В 2017 году во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Росгидрометом подготовлены и представлены в Секретариат РКИК Седьмое национальное сообщение и Третий двухгодичный доклад Российской Федерации о выбросах и абсорбции парниковых газов.

Кроме этого, в отношении антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, Росгидрометом при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти подготовлен Национальный доклад о кадастре указанных выбросов за 1990-2014 годы, который в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации представлен в секретариат РКИК.

Росгидрометом продолжено взаимодействие с Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК). От Российской Федерацией был выдвинут ряд российских экспертов в качестве авторов и редакторов- рецензентов Шестого оценочного доклада МГЭИК и двух специальных докладов МГЭИК (об изменении климата, опустынивании, деградации земель, устойчивом землепользовании продовольственной безопасности и потокам парниковых газов в наземных экосистемах и об океане и криосфере в условиях меняющегося климата).

 

 

////////////////////////////