Стратегия развития города Владимира на период 2013-2030 годы

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия развития города Владимира на период 2013-2030 годы

 

 

 

ПРОЕКТ


 


 


ВЛАДИМИР 2013


Содержание

Введение 3

Предуведомление 5

  1. Социальные ориентиры стратегии 8

  2. Концепция стратегии 10

  3. Содержание стратегии 14

  4. Механизмы реализации стратегии 20

    Заключение 30


    Введение

    Динамика перемен современной жизни требует снижения неопределенности перспектив развития города. Содержание изменений находит отражение в стратегиях государств, регионов и городов, либо препятствует их развитию.

    Моделью снижения неопределенности за счет использования возможностей, предоставляемых внешней средой, может служить стратегия развития города Владимира, ориентированная с одной стороны на тенденции перемен во внешней среде, а, с другой - на динамику внутренних процессов, в том числе тех обострившихся противоречий, которые требуют разрешения.

    Многие муниципальные образования разрабатывают стратегии своего развития, но идеала не удается достичь никому. Отсутствие универсальных алгоритмов таких разработок создает сложности в определении сущности стратегии и усложняет процедуру согласования различных точек зрения заинтересованных сторон.

    Отсутствие на уровне государства норматино-закрепленных инструментов перехода от стратегии государства к стратегии региона и затем стратегиям муниципальных образований не позволяет увидеть перспективы развития города в системе стратегий более высокого уровня, что объясняет необходимость формирования стратегий развития городов как отдельных документов, ориентированных на перспективу.

    Цель разработки стратегии развития города Владимира — сформировать механизмы и модель реализации стратегически значимых действий, направленных на наращивание конкурентоспособности города, повышение благосостояния его горожан и обеспеченность социально незащищенных граждан приемлемыми условиями для жизнедеятельности.

    Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    • Выявить проблемы, сдерживающие реализацию стратегии развития города Владимира, разработанную ранее на период 2005-2015 гг.

    • Обсудить проблемы развития города в широких кругах общественности, экспертного сообщества, представителей органов власти, представителей бизнес-сообщества, ученых и других заинтересованных сторон;

    • Проанализировать стратегии развития городов-областных центров ЦФО;

    • Сформулировать принципы стратегического развития города;

    • Разработать концепцию стратегии развития города и определить ее содержание;

    • Сформировать модель реализации стратегии развития города.

    Решение указанных задач представляет собой сложную процедуру, состоящую из чередующихся этапов определения и уточнения философии развития, целевых ориентаций, анализа тенденций окружения, определения направлений стратегических изменений, согласования точек зрения и позиций различных целевых групп населения города.

    Сложность такой процедуры обуславливает применение специальных методов обработки экспертной информации, что искажает истинную картину дел и тредует периодической корректировки целей.

    Стратегия должна быть ориентирована на системность привносимых изменений, а это, в свою очередь, обуславливает потребность определения ключевых факторов внешней и внутренней среды. Стратегия должна обеспечивать продолжительный, а не временный успех горожанам в процессе развития города.

    В процессе разработки и согласования стратегии развития города были сформированы рабочие группы, результаты работы которых и стали основой для определения наиболее значимых проблем развития города, определения целевых ориентаций, выявления сильных сторон и формирования философии развития города, а так же определения стратегически значимых действий в виде стратегических проектов и программ.


    Предисловие


    Стратегия развития города Владимира направлена на четкое понимание того пути, по которому будет развиваться город, определение тех направлений развития, по которым нам идти всем вместе. Эта стратегия находится в сознании людей и в их душах, а не в пыльных папках с документами. Такая стратегия – это Путь, Судьба, понимаемая и принимаемая большинством жителей.

    Владимир – это Судьба. Владимир – древний город на перекрестке исторических путей развития Европы, сыгравший уникальную роль в зарождении и становлении восточноевропейской государственности, культуры и искусства. Город, гармонично вписанный в сложный природный ландшафт, культурно-историческое, социально-экономическое и политическое пространство России и мира.

    Тысячелетняя история Владимира, полная борьбы, подвигов, достижений и потерь стала основой для нынешней судьбы нашего города. Это судьба самобытного европейского города, сыгравшего исключительную роль в становлении государственности крупнейшей европейской страны, судьба культурно-духовного центра славянства и Восточного христианства. Это наследие, за которое мы несем ответственность перед собой, страной, человечеством в целом.

    Созидатели нашего города изначально задумали Владимир как неповторимый культурный и духовный центр, основу формирования российской государственности. И у них многое получилось.

    Современность и будущее Владимира зависят уже от нас, от того, что сделаем мы, как мы будем управлять нашим городом, как будем его беречь и развивать. И у нас есть все возможности, соединив прошлое с современностью, продолжить развитие Владимира, как настоящего европейского города с конкурентоспособной экономикой, эффективной организацией власти, с богатыми традициями участия горожан в жизни города.

    Владимир – это владимирцы. Владимир - это не только памятники мирового значения, не только стены и камни, земля и предприятия, не городская администрация и не городское начальство. Владимир – это его жители, люди, граждане, с их ценностями, целями и интересами. Люди развивают город, город развивается для людей.

    Жители Владимира – это и его сегодняшние жители, это также и все те, кто когда-то жил, защищал и развивал наш город, это те, кто еще будет жить и

    развивать Владимир в будущем. Это огромное количество людей, которым принадлежало, принадлежит и будет принадлежать право на Город. И никто, никакие современные проблемы и катаклизмы, никакая власть, никакие политические партии и организации не могут у владимирцев это право отнять.

    Право на город означает, что все происходящее в городе зависит от жителей, от их активности, от того, насколько мы едины как владимирцы, как содружество городских сообществ - соседских, квартальных, районных и т.д., объединений по интересам и предпочтениям, по культурной и этнической самобытности. Только такая ответственная и активная позиция значительной части граждан в союзе с эффективным управлением может сформировать желаемое качество жизни, физической и культурной среды города.

    Право на самоуправлением в городе предполагает создание и развитие эффективной системы взаимодействия власти и граждан с механизмами поддержки инициативы граждан, выявления и учета их интересов, позитивной селекции предлагаемых изменений и идей. В итоге, право на город означает, что устойчивое и эффективное развитие города, стабильная политическая и экономическая ситуация обеспечиваются тем, что направления развития города совпадают с траекториями развития жителей города.

    Но право на самоуправление – это вовсе не право ничего не делать и ждать, когда наш город станет лучше сам по себе или по воле «доброго» дяди. Недавние годы нашей истории показали, что из этого получается. У нас есть шанс жить в современном динамично развивающимся удобном городе – самим делать город таким.

    Владимир – современный город. Сохранение своей исторической Судьбы и самобытности - одно из важнейших условий стратегического развития Владимира. Но жизнь в современном мире требует от города ясного и четкого определения своей роли в конкурентном пространстве.

    Владимир - город, вступивший в свое второе тысячелетие. Но это город, претендующий на то, чтобы быть современным. Доставшиеся нам в наследство инфраструктура, материальные и человеческие ресурсы, а также задачи сохранения нынешнего облика и содержания исторического города без существенного увеличения его численности и в четко очерченных компактных городских границах, открывают перед Владимиром возможности приоритетного развития инновационного малого бизнеса и высокоинтеллектуальных сервисов.

    На базе имеющегося научно-производственного и научно-образовательного потенциала во Владимире может быть сформирован конкурентоспособный интеллектуальный кластер, привлекающий ресурсы страны и мира, обеспечивающий эффективное и «зеленое» (экологически

    чистое) развитие города.

    Сочетание уникальной исторической ценности и развития интеллектуальных сервисов позволяет городу сохранить свою самобытность, развиваясь как привлекательный региональный центр, с четким и функциональным территориальным зонированием, со строго определенной иммиграционной политикой, механизмами участия граждан в созидательных процессах, происходящих в городе, с условиями для самореализации каждого гражданина.

    Владимир должен обеспечивать развитие своих жителей, предприятий, организаций не за счет невосполнимых потерь и эксплуатации доставшихся нам в наследство ландшафта, истории, культуры и иных ресурсов. А за счет гармоничного сочетания традиций и новизны, свойственного современному центру социально-экономической жизни, в котором локомотивами развития являются инновационные и наукоемкие виды деятельности.

    Именно поэтому город Владимир не торгует своим прошлым, настоящим и будущим. Город – не продается! Но предлагает на российский и международный рынок свою продукцию, добавляя современную стоимость к унаследованному от предков.

    Быть современным, самобытным европейским городом, разнообразным, но гармоничным, удобным для жизни и развития человека и гражданина – крайне амбициозная и сложная задача для Владимира. Особенно, глядя из нашего нынешнего состояния.

    Но у нас есть люди, есть ресурсы, есть возможности, чтобы эту задачу поставить и решить.


    1. Социальные ориентиры стратегии

      Стратегия развития ориентирована на наращивание экономической и социальной конкурентоспособности города и повышение качества жизни горожан. Экономической основой повышения конкурентоспособности является достижение поставленных стратегических целей. Прогнозировать точные количественные социально-экономические эффекты не представляется возможным, однако могут быть обозначены те зоны, где указанные эффекты проявятся и на что, в конечном итоге, будут направлены.


      Стратегия ориентирует развитие города в трех целевых областях качества жизни горожан:

      1. развитие образовательной, научной и культурной сфер:

        - развитие системы образования города;

        - расширение сети общеобразовательных школ и дошкольных учреждений с целью наиболее полного удовлетворения запросов населения;

        • развитие науки и инновационной инфраструктуры, создание научно-образовательного центра ( нанотехнологии);

        • создание инфраструктуры поддержки детского научно-технического, научно-исследовательского и художественного творчества;

        • разработка системы менеджмента качества образовательных услуг с формированием системы мониторинга, расширение общественного участия в управлении образованием, повышение уровня открытости образовательной системы к запросам граждан;

        • поддержка молодых специалистов, в том числе путём создания условий для их участия в ипотечных программах;

        • развитие города как культурного и туристического центра центра.

      2. улучшение городской среды

        • кардинальное улучшение состояния окружающей среды;

        • формирование зон активной градостроительной реконструкции городских районов;

        • развитие сети городского и пригородного транспорта и автомобильных магистралей;

        • развитие инженерной инфраструктуры города;

        • благоустройство и рекреационное обеспечение города.

      3. формирования благоприятного социального климата

      • повышение средней продолжительности жизни граждан, путем оказания качественной медицинской помощи и создания условий для развития физкультуры и спорта;

      • обеспечение охраны здоровья населения, развитие государственной и частной систем здравоохранения;

      • обеспечение безопасности населения;

      • развитие социальной поддержки населения;

      • обеспечение минимального уровня безработицы;

      • развитие и актуализация молодежной политики;

      • реформирование жилищно-коммунального обслуживания населения;

      • решение жилищной проблемы.


    2. Концепция стратегии


      Как меняется город? Город растет, его площадь увеличилась более чем в два раза. Присоединенные территории города представляют собой с одной стороны проблемные зоны, а с другой — стратегический ресурс для развития. Важно лишь определить, как этим ресурсом рационально воспользоваться.

      Изменения города обуславливают необходимость определения его нового предназначения и формирования новой философии развития, а так же способов использования присоединенных территорий в сочетании с уже имеющимся у города потенциалом. При этом необходимо учитывать и опираться на изменяющиеся тенденции в окружении.


      Стратегическое видение: Владимир – инновационный город, в котором самоуправление обеспечивает достойное качество жизни горожанам.


      Речь идет об инновационном развитии, а в этом случае, предприниматели всех масштабов наиболее восприимчивы к развитию и именно они занимаются реализацией новых, но, как правило, рискованных решений. Малый бизнес начинает реализовывать новшества. средний и крупный бизнес затем покупает, подхватывает удачные решения и тиражирует, снижая издержки за счет масштаба производства и обращения (в этом преимущество крупного бизнеса).

      Уникальность (неповторимость) города видится в сочетании старины центра города и инновационности развития за счет развития на инновационной основе новых присоединенных к городу территорий.

      На первом плане стоит бренд города – древняя столица, а уже затем, подчеркивая древность, выступает современный инновационный город.

      Компактное скопление населенных пунктов, присоединенных к древнему городу в разное время, носит современное название «агломерация» и позволяет развивать город инновационно именно в этих территориях, что снимает противоречие, возникающее в социальных системах: развиваясь, оставаться стабильным.


      Миссия города: Лидерство в инновационном развитии и в самоуправлении с ориентацией на рост качества жизни горожан.


      Древней столицей Руси (после Новгорода Великого, а затем Киева) Владимир был с 1243 по 1432 год. Город был княжеским, столичным, купеческим, мещанским, индустриальным, а теперь может стать инновационным.

      Как обеспечить сочетание старины и инновационного развития города? В чем заключено предназначение города на карте региона, государства и мира?

      Сохранение старины рассматривается, как сохранение памяти о величии города в прошлом — в этом его уникальность.

      Лидерство, отмеченное в миссии, подчеркивает, что город Владимир сочетание инновационности и самоуправления будет обеспечивать лучше других городов страны.

      Речь идет о росте удовлетворенности населения своей жизнью, а рост этом не имеет ограничений. Обеспечивать этот рост будет неудовлетворенная инновационность во всех сферах деятельности горожан (экономической, организационной, социальной).

      Основная стратегическая цель - к 2030 году обеспечить рост показателей качества жизни населения города Владимира на 50% за счет развития образовательной, научной и культурной сфер, а также за счет улучшения городской среды и формирования благоприятного социального климатаДля достижения главной цели стратегии необходимо достижение стратегических целей, определяющих приоритеты развития в структуре стратегии.


      Стратегические цели:


      С 2013 года начать реализацию программы по созданию благоприятных условий для развития инновационного предпринимательства.

      К 2014 году подготовить обоснование государственного финансирования программы развития исторического ядра города Владимира, а с 2016 начать реконструкцию центра города на базе инновационных решений, направленных на повышение качества жизни горожан.

      К 2015 году начать строительство инновационных (в первую очередь по градостроительному содержанию) микрорайонов города Владимира на присоединенных к нему и не освоенных территориях, принимая решения в части инновационности самоуправления для обеспечения авангардного качества жизни населения в таких территориях.

      К 2016 году разработать и внедрить инновационную систему управления процессами жизнедеятельности города Владимира, ориентируясь на самоуправление и качество жизни горожан.

      Создать к 2017 году нормативную базу муниципально-частного партнерства, ориентированного в первую очередь на инновационное развитие города за счет развития предпринимательства и самореализации горожан.

      К 2030 году обеспечить формирование у горожан инновационного восприятия их жизнедеятельности и продвижение города как инновационного лидера ЦФО как в части самоуправления, так и в отношении качества жизни горожан.

      Стратегия развития города звучит следующим образом:


      Стратегия: Инновационное развитие нового и сохранение старого города на базе самоуправления и муниципально-частного партнерства, а также приоритетного развития предпринимательства в целях роста качества жизни горожан, что к 2030 году обеспечит рост показателей качества жизни населения города Владимира на 50% за счет развития образовательной, научной и культурной сфер, а также за счет улучшения городской среды и формирования благоприятного социального климата

      Для наполнения содержанием стратегии построена ее структурная схема.


      Структурная схема стратегии представляет собой сочетание стратегически значимых действий (в части достижения шести поставленных стратегических целей) структурированных и приведенных на рисунках.


      Цели 1 и 2 предстоит наполнить содержанием силами структурных подразделений администрации города сообразно их функциональной принадлежности. Наполнение содержательными действиями третьей цели представлено на рисунке ниже по тексту. Четвертая цель должна быть раскрыта силами некоммерческих организаций. Содержание действий в рамках 5 и 6 целей представлено на рисунках.

      Шестая цель включает три подцели:

        1. Обеспечить формирование новых ментальных моделей горожан.

        2. Обеспечить продвижение «стратегичности» в развитии города.

        3. К 2030 году стать первым городом в ЦФО, получившим статус

      «инновационного».

      13


      Стратегия и стратегически значимые цели


      Стратегия: Инновационное развитие нового и сохранение старого города на базе самоуправления и муниципально-частного партнерства, а также приоритетного развития предпринимательства в целях роста качества жизни горожан.

      К 2030 году обеспечить рост показателей качества жизни населения города Владимира на 50% за счет развития образовательной, научной и культурной сфер, а также за счет улучшения городской среды и формирования благоприятного социального климата, а для этого:

      Цель 1. С 2013 года начать реализацию программы по созданию благоприятных условий для развития инновационного предпринимательства.

      Цель 4. К 2016 году разработать и внедрить инновационную систему управления процессами жизнедеятельности города Владимира, ориентируясь на самоуправление и качество жизни горожан.

      Цель 2. К 2014 году подготовить обоснование государственного финансирования программы развития исторического ядра города Владимира, а с 2016 начать реконструкцию центра города на базе инновационных решений, направленных на повышение качества жизни горожан.

      Цель 5. Создать к 2017 году нормативную базу муниципально-частного партнерства, ориентированного в первую очередь на инновационное развитие города за счет развития предпринимательства и самореализации горожан.

      Цель 3. К 2015 году начать строительство инновационных (в первую очередь по градостроительному содержанию) микрорайонов города Владимира на присоединенных к нему и не освоенных территориях, принимая решения в части инновационности самоуправления для обеспечения авангардного качества жизни населения в таких территориях.

      Цель 6. К 2030 году обеспечить формирование у горожан инновационного восприятия их жизнедеятельности и продвижение города как инновационного лидера ЦФО как в части самоуправления, так и в отношении качества жизни горожан.


    3. Содержание стратегии


      Стратегически значимые действия в области градостроительства, направленные на достижение цели 3 - К 2015 году начать строительство инновационных (в первую очередь по градостроительному содержанию) микрорайонов города Владимира на присоединенных к нему и не освоенных территориях, принимая решения в части инновационности самоуправления для обеспечения авангардного качества жизни населения в таких территориях.


      Развитие ТСЖ

      • Формирование благоприятной среды обитания горожан с участием ТСЖ и управляющих компаний.

      • При освоении новых территорий сразу создавать ТСЖ и управляющие компании.

      • Традиционный конкурс по привлечению лучших управляющих компаний к созданию ТСЖ в режиме обучающих конференций (тренингов, семинаров).

      • Городской свод документов по ТСЖ и УК.

      • Выявление и поощрение лучших УК и ТСЖ.


        Разработка генерального плана развития города

      • Проекты выделения пригодных участков и создания рекреационных "ЭКО-зон".

      • Развитие коммерческих "ЭКО-проектов", проект "Чистый дом".

      • Экологическая политика, описывающая систему экологических критериев, в том числе требования к зданиям и сооружениям.

      • При застройке новых современных микрорайонов применять энергосберегающие технологии.

      • Разработать программу освоения территорий города для привлечения инвестиций по реализации инноваций.

      • При разработке градостроительной политики предусмотреть развитие инновационной энергетики в присоединенных к городу территориях.

      • Формировать площадки инновационного строительства «умных» домов.

      • Строительство инновационных объектов, генерирующих энергию, на присоединенных к городу территориях.

      • Авангардные решения в градостроительстве.

      • Инновационные решения в архитектуре и застройке города.


      • Создание консорциумов (выпуск муниципальных акций, облигаций) для привлечения денежных средств горожан по освоению новых территорий.

      • Проводить инвестиционные конкурсы по развитию территории города с учетом инновационности решений.

      • При разработке градостроительной политики предусмотреть инновационное развитие присоединенных к городу территорий и реконструкцию исторического ядра.

      • Строить жилье для квалифицированных специалистов в новых современных микрорайонах.

      • Конкурсы по освоению территорий.


      Инновационная политика в градостроительстве

      • Инфраструктуру туризма развивать в новых современных микрорайонах.

      • Постоянно действующий конкурс на новые туристские услуги, развитие рынка тур услуг и инфраструктуры.

      • Привлечение иностранных компаний (низкие процентные ставки кредитов) для развития туристской инфраструктуры на инновационной основе.

      • Создать ультрасовременную инфраструктуру туризма в городе.

      • Энергосбережение при строительстве туристской инфраструктуры.

      • В новых современных микрорайонах создавать улицы мастеров.


        Стратегически значимые действия в области институциональной основы, направленные на достижение цели 5 - Создать к 2017 году нормативную базу муниципально-частного партнерства, ориентированного в первую очередь на инновационное развитие города за счет развития предпринимательства и самореализации горожан.


        Создать муниципальный фонд развития предпринимательства


      • Развивать управляющие компании как совокупность малых предприятий.

      • Создавать условия для каждого инноватора (в том числе иногороднего) в части труда и быта.

      • Пропаганда и вовлечение горожан в малый бизнес.

      • Муниципальный заказ ВФ РАНХиГС по обучению горожан работе в сфере предпринимательства.


        Программа развития венчурного бизнеса


      • Стимулировать создание венчурных фирм.

      • Создание венчурных малых фирм по реализации энергоэффективных технологий.

      • Проекты «Роснано» размещать в присоединенных территориях.

      • В присоединенных территориях предусмотреть приоритетное развитие малого бизнеса.


        Разработать законодательную основу инновационной политики развития города


      • Проект (конкурс): инновационное ТСЖ и УК.

      • Программа: инновации в энергосбережение.

      • Нормативы (тарифы), стимулирующие экономию энергоресурсов.

        Разработать законодательную основу о партнерстве в развитии территорий


      • Принятие городских законов о муниципальном партнерстве.

      • Законы города по формированию новых современных микрорайонов.



        Стратегически значимые действия, направленные на корректировку ментальных моделей горожан и достижение цели 6.1. - Обеспечить формирование новых ментальных моделей горожан


      • Программа - Владимирец - хозяин своей земли. Формирование ответственного отношения не только к своему дому, квартире, но и придомовой территории, городу в целом с направленностью на стимулирование расширения зоны комфорта.

      • Проект "Владимирец - это звучит гордо" — формирование ценности в принадлежности к числу горожан.

      • Проект "Личность" — формирование ценностных требований, ориентирующих развитие горожан на полноценную жизнедеятельность и рост благосостояния.


        Социально-психологический мониторинг


      • Проекты центров реабилитации и психологической помощи.

        Социально-психологический мониторинг.

      • Проект "Психологический форум", Доктрина "Человек разумный".

      • Программа "Психологический ликбез", Доктрина "Человек развивающийся".


        Программа: консолидация


      • Проекты "Профсоюзы Владимира".

      • Новые формы консолидации горожан.

      • Консолидация горожан вокруг инноваций.


        Стратегически

        значимые

        действия в

        части

        продвижения

         


        инновационности города и достижения цели 6.2. Обеспечить продвижение

        стратегичности в развитии города


        image

      • Маркетинговая программа продвижения города "Владимир - город счастливых людей, где каждый найдет свое место".

      • Программа "Живой бизнес", проект "Школа стратегического предпринимательства".

      • Проект "Школа Стратегического форсайта".

      • Референдумы и PR-акции консолидации горожан вокруг развития города.

      • Продвижение потенциала города для привлечения инвестиций.

      • Используя бренд города, продвигать АРИС на рынке тур услуг.

      • Программа "Эстетический ликбез", ЭКО-форум в рамках Проекта "Владимир - площадка для стратегических "экспериментов".

      • Проект "Владимир - площадка для стратегических "экспериментов".

      • Проект "Лаборатория муниципального Администрирования".


        Стратегически значимые действия в области инвестирования инноваций, направленные на достижение цели 6.3. - к 2030 году стать первым городом в ЦФО, получившим статус «инновационного»


        Инвестиционная политика


      • Новые модели инвестирования инноваций.

      • Привлекать инвестиции для реализации инноваций.

      • Инвестировать предпринимателей в новых современных микрорайонах.

      • Готовить инвестиционные площадки для предпринимателей.

      • Использование государственных инвестиций (фондов) в предпринимательство.

      • Инновационные решения в образовании и по закреплению квалифицированных кадров в городе.


        Развитие вертикали поддержки инновационного самоуправления


      • Инициировать формирование объединений председателей ТСЖ для решения инфраструктурных задач товариществ собственников жилья на придомовых территориях.

        Организовать движение ТСЖ, ориентированное на инновационное развитие города.

      • Программа поддержки инновационных проектов в ТСЖ.


    4. Механизмы реализации стратегии


Механизм функционального взаимодействия

Стратегия предусматривает реализацию четырех функций, являющихся ее неотъемлемой частью и одновременно механизмом реализации и контроля. Каждая из функций - это нормативно закрепленный механизм связи с соответствующими элементами системы стратегического управления (нормативные механизмы разрабатываются Советом по стратегическому планированию и утверждаются Главой города).

УПРАВЛЕНИЕ, обеспечивает главу города требуемой информацией для принятия стратегических решений, текущий и стратегический контроль. Управление реализуется посредством ряда систем, позволяющих Главе города принимать долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные решения в части приоритетов развития, опираясь на соответствующие прогнозы развития города и тенденции ближнего и дальнего окружения.

ВКЛЮЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА,

позволяет жителям города получать требуемую информацию о ходе реализации стратегии в целом, о реализации конкретных программ, проектов и мероприятий и позволяющий аккумулировать как общественное мнение, так и идеи общества относительно решения стратегических и оперативных задач, информационная политика, политика поддержки общественных инициатив, политика инновационного развития

ОПЕРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ, связывает стратегические приоритеты, стратегические программы и проекты с конкретными функциями администрации, операционная и учетная политики, обучение и консультирование.

МОНИТОРИНГ ОКРУЖЕНИЯ, обеспечивает диагностику окружения в части глобальных (мировых) трендов, Федеральных и отраслевых трендов, экономическая, инвестиционная, инновационная, информационная и маркетинговая политики.


ВКЛЮЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА

Необходимо как для реализации функции общественного контроля и развития муниципально-частного партнерства.

Представляет собой открытое информационное пространства для

пресс-конференций, дискуссий, «ящиков идей», широкого оперативного информирования общественности о предстоящих, текущих и завершенных событий в жизни города, проектах нормативных актов, рассматриваемых нормотворческих инициативах и реализации проектов, программ и мероприятий, а так же об их результативности и эффективности, об общем ходе реализации стратегии.

Помимо указанных задач функция обеспечивает площадку для открытого диалога власти, общественности и бизнес-сообщества.


ОПЕРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ


Оперативная функция представляет собой систему бюджетирования ориентированного на результат (далее система БОР), цель которой структурировать текущую и стратегическую деятельность администрации целями и показателями оценки эффективности.

Система БОР состоит из системы показателей оценки эффективности бюджетных расходов, а также систем программирования и проектирования.

Механизмом реализации системы БОР является нормативная база регламентирующая порядок разработки и реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ в городе Владимир.


МОНИТОРИНГ ОКРУЖЕНИЯ

ЗАДАЧИ:

  1. Обеспечить Главу города информацией для принятия стратегических, тактических и оперативных решений.

  2. Обеспечить разработчиков информацией для формирования программ проектов и мероприятий.


Представляет собой система мониторинга окружения, обеспечивает оперативную интерпретированную информацию о текущем состоянии и изменениях среды:

  1. Планы стратегического развития потенциальных городов конкурентов и крупных близ расположенных городов

  2. Прогнозы социально-экономического развития государства

  3. Планы президента, правительства, программы социально-экономического развития, иные формы отражения приоритетов федерального уровня.

  4. Прогнозы мирового уровня: прогнозируемые кризисы, мировые глобальные и отраслевые тенденции, новации в части муниципального управления.

Роли общественности, Администрации города и бизнес-сообщества, жителей города

Общественность

  1. Выступает в роли инициатора разработки программ, проектов, конкретных мероприятий

  2. Генерирует идеи по решению проблем развития города, реализации стратегии.

  3. Выступает с нормотворческими инициативами.

Администрация города

  1. Выполняет системную роль интеграцию частных усилий для достижения общих целей в реализации стратегии

  2. Обеспечивает функциональность механизма реализации стратегии его соответствие действующему законодательству.

  3. Формирует внутренние политики и политики взаимодействия с окружением.

Бизнес-сообщество

  1. Предложение бизнес-инициатив.

  2. Участие в определении приоритетов стратегического развития.

  3. Выступает в роли «реализатора» стратегии в качестве подрядных организаций для выполнения конкретных программных, проектных и отдельных мероприятий.

  4. Осуществляют мониторинг хода реализации стратегии, конкретных программ, проектов и мероприятий для своевременной разработки предложений и участия в соответствующих конкурсах на выполнение работ и оказание услуг.

Жители города

  1. Выступают в качестве инициаторов программ, проектов и мероприятий как частные лица, либо в лице Комитетов территориального общественного самоуправления, товариществ собственников жилья либо иных установленных законом объединений.

  2. Участвуют в реализации стратегии самостоятельно или в лице Комитетов территориального общественного самоуправления, товариществ собственников жилья либо иных установленных законом объединений в случае если последняя предполагает такое участие на обоюдовыгодных условиях.

  3. Инициируют проекты по обустройству среды обитания.

Механизм непрерывного стратегического процесса

Механизм непрерывного стратегического процесса в разрезе одного года представлен в таблице. Указанный механизм в сочетании с нормативными актами обеспечивает реализацию модели четырех функций (управление; включение общественности и бизнес-сообщества; оперативная функция; мониторинг окружения) и интеграции усилий администрации, бизнес-сообщества и общественности и их ориентацию на реализацию стратегии.

Реализация указанного механизма направлена на решение следующих задач:

  1. Формирование культуры открытого обсуждения ключевых проблем развития города;

  2. Обеспечение общественного участия и контроля за ходом реализации стратегии;

  3. Информирование бизнес-сообщества и его вовлечение в непрерывный стратегический процесс;

  4. Интеграция приоритетов развития города с приоритетами развития мирового сообщества, государства и региона с привлечением ресурсов соответствующего уровня;

  5. Обеспечение корректировки и детализации стратегии до конкретных действий, планируемых на следующий финансовый год;

  6. Ориентация научной деятельности институтов на методическую и экспертную поддержку процессов корректировки, детализации и реализации стратегии.


Этапы непрерывного стратегического процесса


Период

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Уровень

Федеральный

Определение приоритетов социально-экономического развития государства

Составление проекта Федерального бюджета

Региональный

Определение приоритетов

Обл. экон. совещание


Муниципальны й

Форсайт-анализ среды; Мониторинг приоритетов федерального уровня

Мониторинг хода реализации стратегии и

социально-экономиче ского состояния города, подготовка к публичным слушаниям об исполнении бюджета

Формировани е краткосрочно го плана реализации стратегии на следующий год и его публичное обсуждение

Мониторинг приоритетов регионального уровня

Корректировка приоритетов стратегии города, продвижение инициатив на региональный и федеральный уровни

Разработка программ и

проектов на очередной период, корректировка программ и проектов, определение источников финансировани я и проекта финансового плана

Обсуждение и подготовка проекта годового финансового плана, согласование по вопросам софинансирова ния из

регионального и федерального бюджета и внебюджетных источников


Оперативный (механизм реализации стратегии)

Ежегодная Международная научно-практическая конференция

«Актуальные проблемы развития цивилизации»

Ежегодная

научно-практическая конференция:

«Приоритеты развития государства и их реализация на местном уровне»

Организация социологического опроса, построение прогнозов развития. Подготовка структурными подразделениями отчетов о ходе реализации долгосрочных, ведомственных и адресных инвестиционных программ

Заседание Общественно го совета по стратегическо му планировани ю, формировани е задач

рабочей группе.

Совещание Рабочей группы по

стратегическому планированию, анализ материалов мониторинга хода реализации стратегии, приоритетов развития государства и региона, формирование предложений по корректировке стратегии и ее

детализации на следующий финансовый год

Публичные слушания по проекту решения Совета нар.

Депутатов Об исполнении городского бюджета.

Информирование федерального и регионального уровня о

разрабатываемых инициативах

Городской экономический форум, круглые стол: «Бизнес, власть, сообщество»

Финансовое управление администрации города Владимир


Этапы непрерывного стратегического процесса

(продолжение)


Период

Уровень

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Федеральный

Рассмотрение и утверждение Федерального бюджета, перспективного финансового плана; адресной инвестиционной программы на очередной

финансовый год

Региональный

Составление проекта областного бюджета

Утверждение областного бюджета


Муниципальный

Формирование проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период

Формирование предложений по корректировке проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период

Корректировка проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период

Общественный контроль наличия

стратегически-значимых действий в проекте бюджета города на очередной финансовый год

и плановый период

Принятие решения о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период

Оперативный (механизм реализации стратегии)

Финансовое управление администрации города Владимир

Публичное обсуждение проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период

Финансовое управление администрации города Владимир

Публичные слушания по проекту бюджета города на очередной финансовый год и плановый период

Совет народных депутатов города Владимир


Общественный совет по стратегическому планированию


Работу Общественного совета по стратегическому планированию организует глава города Владимир.

Задача: организационное обеспечение непрерывного стратегического процесса.

Функции:

  1. Кураторство и формирование проблемных областей для форсайт-анализа и научных исследований в рамках Ежегодной Международная

    научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития цивилизации».

  2. Кураторство и постановка задач мониторинга приоритетов федерального уровня в рамках Ежегодной научно-практическая конференция:

    «Приоритеты развития государства и их реализация на местном уровне».

  3. Формирование краткосрочного плана реализации стратегии на следующий год и его публичное обсуждение.

  4. Организация и проведение совещания рабочей группы по стратегическому планированию, анализ материалов мониторинга хода реализации стратегии, приоритетов развития государства и региона, формирование предложений по корректировке стратегии и ее детализации на следующий финансовый год.

  5. Корректировка приоритетов стратегии города, продвижение инициатив на региональный и федеральный уровни. Подготовка материалов к Публичным слушаниям по проекту решения Совета нар. Депутатов Об исполнении городского бюджета. Информирование федерального и регионального уровня о разрабатываемых инициативах.

  6. Кураторство Городского экономический форума, и круглого стола:

    «Бизнес, власть, сообщество». Организация процессов разработки программ и проектов на очередной период, корректировка программ и проектов, определение источников финансирования и проекта финансового плана.

  7. Обеспечение Финансового управления Администрации города Владимир Материалами для обсуждения и подготовки проекта годового финансового плана, согласования по вопросам софинансирования из регионального и федерального бюджета и внебюджетных источников.

  8. Кураторство и подготовка к публичным слушаниям по бюджету на очередной финансовый год и контроль корректировки бюджета по результатам публичных слушаний.

9. Общественный совет по стратегическому планированию предлагает к утверждению Главе города состав (либо изменения в составе) участников Рабочей группы по стратегическому планированию.


Развитие территориального общественного самоуправления


Цель: вовлечь граждан в разработку, принятие и реализацию общественно значимых решений, в управление городом в целом, вплоть до конкретных домов и квартир.

Результат: повышение общественной и деловой активности горожан, развитие города, согласованное с интересами граждан, обеспеченное механизмами реализации и средствами контроля и диагностики.


Направления:

  1. Территориальное общественное самоуправление.

  2. Система взаимодействия власти и населения, основанная на выявлении и учете интересов и предпочтений граждан.

  3. Открытость и ответственность органов власти, политических партий и организаций перед жителями города, гражданский контроль.


    1. Территориальное общественное самоуправление


      1. Разработка Программы развития территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании город Владимир.

      2. Создание при Главе города Координационного совета по работе с органами территориального общественного самоуправления, общественными организациями и объединениями.

      3. Организация публичных мероприятий (круглых столов, конференций, собраний и т. д. представителей городского сообщества и органов МСУ) по обсуждению проблем ТОС.

      4. Приведение в соответствие границы осуществления ТОС, избирательных округов, зон обслуживания участковых уполномоченных милиции.

      5. Определение и реализация пилотных проектов по объединению КТОСов. (проработка вопроса введения в штат КТОСов оплачиваемых ставок специалистов по организации профилактической работе, инструкторов по спортивно-массовой работе, педагогов и проч.)

      6. Создание учебно-методического центра для актива территориального общественного самоуправления г. Владимира. Формирование лидерских способностей, умения работать в команде у активистов ТОС

      7. Создание фонда развития ТОС в г. Владимире.

      8. Создание при КТОСах информационно-методических центров. Разработка и внедрение системы сбора, обобщения и распространения лучшего опыта работы КТОСов в городе.


    2. Система взаимодействия власти и населения, основанная на выявлении и учете интересов и предпочтений граждан


      1. соединение в единую систему разрозненных элементов и видов взаимодействия и выявления мнений граждан.

        Референдумы, выборы, слушания, опросы, собрания, сходы, семинары, конференции, sms-голосования, интернет-опросы, форумы, «горячие линии», участие граждан разработке бюджета, принятии решений и т.д.

      2. создание системы отбора и развития мнений и интересов, социологические опросы, экспертные оценки, гражданские форумы.

      3. создание системы участия граждан в принятии решений.

        Общегородской референдум, элементы партисипативного бюджета, конкретные функции и финансирование территориального общественного самоуправления. Развитие принципов и механизмов выборности муниципальной власти. Введение прямых свободных выборов главы города, руководителей территориального общественного самоуправления.

      4. создание системы поддержки инициатив граждан, отработка системы правотворческой инициативы граждан.

      5. создание Дома общественных организаций.


    3. Открытость и ответственность органов власти, политических партий и организаций перед жителями города, гражданский контроль.


  1. разработка критериев оценки деятельности органов власти, городских депутатов, политических партий и организаций. Внедрение этих критериев.

  2. система контроля выполнения органами власти общественно значимых функций политическими партиями, общественными движениями и гражданами.

  3. ежегодные публичные открытые отчеты перед жителями депутатов городского совета, главы города, сити-менеджера, а также политических партий и организаций по заранее определяемому перечню контрольных параметров их

    деятельности.

  4. «открытый бюджет», доступный для понимания горожан. Создание специального интерактивного сайта о бюджете города, его расходовании.

  5. образование граждан, подготовка горожан к пониманию проблем городского развития и управления, открытый семинар по проблемам городского развития.


Заключение


Большие перемены не реализуются быстро и требуют принятия не всегда популярных решений (в том числе введения новых правил, меняющих наши привычки, традиции, ритуалы).

Рациональность расходования бюджетных ресурсов, системность принимаемых решений и поддержка бизнес-сообщества и горожан — вот те факторы, которые позволят рассчитывать на успех реализации стратегии на основе самоорганизации и самоуправления.

В данном контексте дальновидность бизнес-сообщества, активизация общественности и открытость системы власти и их желании совместно решать сложные задачи является необходимым и, одновременно, достаточным условием успеха стратегических перемен.

 

 

 

 

 

////////////////////////////