Программа учебной организационно-технологической практики для бакалавров направления 080100.62 (38.03.01) «Экономика» профиль - 2015 год

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа учебной организационно-технологической практики для бакалавров направления 080100.62 (38.03.01) «Экономика» профиль - 2015 год

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Д. Н. ПРЯНИШНИКОВА»


УЧЕБНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА


Методические рекомендации

для бакалавров направления 080100.62 (38.03.01) «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций»


Пермь 2015


Программа учебной организационно-технологической практики для бакалавров направления 080100.62 (38.03.01) «Экономика» профиль

 


Программа учебной организационно-технологической практики предназначена для самостоятельной работы бакалавров направления 080100.62 (38.03.01) «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций» очной и заочной формы обучения при прохождении учебной практики и подготовке к защите отчета по практике.


Одобрена и рекомендована к изданию методической комиссией факультета экономики, финансов и коммерции Пермской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д.Н. Прянишникова, (протокол № 10 от 20 января 2015).

Содержание


1 Цель, задачи и общие вопросы организации практики

4

2 Содержание программы практики

2.1 Общая экономическая характеристика организации практики

9

– базы 9

    1. Порядок организации труда на предприятии (организации) и особенности технологического (производственного процесса). Условия труда 10

    2. Особенности оплаты и нормирования труда на предприятии (организации). Эффективность трудовой деятельности и показатели ее характеризующие 11

    3. Организация производственно-хозяйственной деятельности на предприятии (организации). Особенности планирования. Использование основных производственных мощностей и их эффективность

      112

      2.6 Индивидуальное задание

      15

      3 Методика составления отчета по содержанию

      практике,

      требования

      к

      его 16

      4 Критерии оценки отчета по практике

      18

      Приложения

    4. Калькулирование себестоимости. Ценовая политика предприятия. Показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия 13

      1 Цель, задачи и общие вопросы организации практики

      В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 080100.62 (38.03.01) Экономика (квалификация (степень)

      «бакалавр») учебная организационно-технологическая практика выполняет в системе высшего образования несколько ролевых функций:

      • повышение эффективности освоения бакалаврами образовательных программ профессиональной подготовки, достижение ими оптимального уровня компетентности и конкурентоспособности на рынке труда;

      • формирование профессиональной подготовки;

-управление процессом личностно-профессионального самоопределения, становления и развития бакалавров, а также их социально-профессиональной адаптацией.

Цель практики − закрепление, расширение и углубление теоретических знаний, полученных при изучении экономических дисциплин; приобретение практических навыков самостоятельной работы и умение принять решение при изучении экономических вопросов; овладение основами личностного взаимодействия людей в процессе трудовой и социальной деятельности; усвоение приѐмов, методов и представления результатов проведѐнных экономических исследований; подготовка к осознанному выбору работы по данной специальности.

Учебная организационно-технологическая практика проводится после освоения студентом программ теоретического обучения по специальным дисциплинам: «Экономика труда», «Экономика предприятия (организации)» и предполагает сбор и переработку материалов, которые в дальнейшем будут способствовать написанию выпускной квалификационной работы по определенной теме и закрепят на практическом уровне полученные знания и умения.

При прохождении учебной организационно-технологической практики бакалавр выполняет следующие задачи:

  • формирует объективное представление о специальности, еѐ сферах и направлениях;

  • закрепляет знания, полученные студентами в процессе изучения дисциплины «Экономика предприятия», «Экономика труда» характеризующие первичный субъект экономики с точки зрения имеющихся ресурсов, характера деятельности и еѐ результатов;

  • изучает методы анализа и планирования основных экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующего субъекта;

  • изучает нормативные документы по вопросам экономики труда в организации;

  • изучает вопросы оплаты труда персонала, формирования доходов работников;

  • оценивает социальную политику развития организации;

  • ориентируется в развитии современных процессов, происходящих в экономике страны, регионе и в работе предприятий – первичных субъектов экономики;

  • определяет особенности и перспективы развития экономики в ходе функционирования предприятия.

Процесс прохождения практики направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки:

а) общекультурных (ОК):

  • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

  • способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

  • способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

  • осознает социальную значимости своей будущей профессии и высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

    б) профессиональных (ПК):

  • способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

  • способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК- 11);

  • способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12).

    В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки и умения:

    • выявлять социально-экономические резервы роста производительности труда;

    • планировать численность работников предприятия;

    • устанавливать нормы труда на предприятии и оценивать уровень нормирования труда в целом;

    • рассчитывать заработную плату работников и стимулирующие выплаты по различным вариантам, формам и системам оплаты труда;

    • проводить оценку эффективности использования средств на оплату труда и разрабатывать механизмы ее совершенствования;

    • классифицировать виды и формы бизнеса, выделять различные формы предпринимательства;

    • определять характерные черты объединений хозяйствующих субъектов;

    • оценивать факторы, влияющие на территориальное размещение предприятия;

    • выявлять факторы и резервы внутренней среды предприятия;

    • формулировать миссию фирмы и определять стратегию его развития;

    • обосновывать необходимую величину капитала предприятия;

    • определять потребность в производственных мощностях;

    • анализировать существующие методики расчѐта конечных результатов деятельности предприятия;

    • разрабатывать меры по предотвращению кризиса предприятия с определением способов еѐ оздоровления.

Базой прохождения практики является коммерческая организация аграрной отрасли со статусом юридического лица. Вид деятельности организации: производство и переработка продукции сельского хозяйства (предприятия АПК).

В период прохождения практики бакалавр должен быть занят только выполнением программы практики.

Руководство практикой от академии осуществляется двумя выпускающими кафедрами: кафедрой организации производства и предпринимательства в АПК, а также кафедрой отраслевой и территориальной экономики.

Руководитель, назначаемый кафедрой, выполняет следующие функции:

  • контролирует наличие договора на прохождении практики, приказа о направлении на практику;

  • обеспечивает студента программой практики;

  • участвует в инструктаже практиканта и проведении всех организационных мероприятий перед выездом на практику;

  • разрабатывает вместе со студентом индивидуальное задание и график прохождения практики;

  • обеспечивает необходимое качество прохождения практики и соответствие ее учебному плану и программе;

  • проверяет отчет студента о практике, дает отзыв о его работе;

  • принимает участие в работе комиссии по защите отчета.

    Руководитель практики от предприятия, назначаемый приказом (распоряжением) руководителя предприятия, обязан:

  • организовать практику в соответствии с программой;

  • соблюдать согласованный с кафедрой график прохождения практики;

  • контролировать прохождение инструктажа по охране труда и технике безопасности;

  • обеспечить и контролировать соблюдение студентом- практикантом правил внутреннего распорядка, установленного на данном предприятии;

  • осуществлять учет работы студента-практиканта;

  • контролировать ведение дневника, подготовку отчета;

  • проверять отчеты о практике и дать заключение о степени выполнения программы практики;

  • дать характеристику студента с места практики и отзыв работодателя;

  • отчитаться перед руководителем предприятия за организацию и проведение практики.

    Студент при прохождении практики обязан:

  • полностью выполнять задание предусмотренные программой практики;

  • подчиняться действующим правилам внутреннего распорядка на предприятии;

  • изучить и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

  • вести дневник, в который ежедневно записывать краткое содержание выполненной работы;

  • представить на кафедру в установленный срок отчет по учебной организационно-технологической практике с последующей его защитой.

2 Содержание программы практики


    1. Общая экономическая характеристика организации – базы практики

      Цель: обеспечение знаний в области организации труда, способности комплексно анализировать и оценивать результаты производственно-хозяйственной и организационно-экономической деятельности организаций.

      В результате усвоения данного вида практической подготовки формируются компетенции ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-11.

      В этом разделе излагаются: общая характеристика организации, ее организационно-правовой статус, условия, размеры, обеспеченность активами, трудовыми ресурсами, показатели выполнения плана по производству основных видов продукции, ее себестоимости, производительности труда, прибыли и уровня рентабельности. Все показатели приводятся в динамике не менее, чем за три последние года.

      Бакалавру необходимо изучить содержание внутренних нормативных документов, регулирующих организацию труда и производства на предприятии:

      • Устав организации;

      • коллективный договор;

      • Положение по оплате труда и материальном стимулировании работников организации.

      В отчете о практике необходимо дать структуры предприятия: организационную и управления, охарактеризовать и проанализировать состояние производственных ресурсов, в том числе и трудовых: основные производственные фонды, земельные ресурсы, трудовые ресурсы. Ознакомиться со штатным расписанием организации, оценить уровень организации труда и производственно- хозяйственной деятельности.

    2. Порядок организации труда на предприятии (организации) и особенности технологического (производственного процесса). Условия труда


      Цель: обеспечение практических профессиональных навыков в области организации трудовой деятельности основных работников организации, производственного процесса с учетом технической и технологической составляющих этого процесса, методики оценки условий труда.

      В результате усвоения данного вида практической подготовки формируются компетенции: ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-12.

      Студенту необходимо ознакомиться с организацией труда на предприятии, а в частности с процессами разделения и кооперации труда. Также необходимо проанализировать состояние условий труда на рабочих местах, что позволит ознакомиться с основными разделами карты аттестации рабочих мест:

      • технико-технологическое - определяют прогрессивность применяемой технологии, соответствие фактической и проектной (паспортной) производительности, оснащенность техникой, организационную оснащенность рабочего места — обеспеченность тарой, инвентарем и т. д.;

      • организационно-экономическое - определяется такими характеристиками, как эффективность рабочего места (про- дуктивность, сменная выработка и др.), планирование и обслужи- вание рабочего места, качество норм труда, затраты на ремонт, топливо и т. д.;

      • условия труда и техника безопасности - определяют соответствие санитарно-гигиенических условий на рабочем месте нормативным требованиям, обеспеченность спецодеждой, обоснованность режимов труда, долю ручного труда в общем объеме выполняемых работ.

      Для определения соответствия условий на рабочем месте нор- мативным требованиям используют ГОСТы, ОСТы, санитарные

      нормы и правила, карты организации труда, другие нормативные материалы. Учитывают передовой отечественный и зарубежный опыт.

      Студент при знакомстве и исследовании данных материалом должен сформировать общее представление о состоянии организации рабочих мест в плане организации, технического и технологического вооружения, а также может дать оценку степени защищенности работников от неблагоприятных условий труда в сопоставлении с установленным распорядком рабочего дня или смены (рабочего и нерабочего времени).

      На основании этого студент должен уметь принимать решения и давать рекомендации в плане рационализации трудового процесса.


    3. Особенности оплаты и нормирования труда на предприятии (организации). Эффективность трудовой

      деятельности и показатели ее характеризующие


      Цель: обеспечение практических профессиональных навыков в области методики и методологии организации и оплаты труда на предприятии, ее взаимосвязь с нормированием труда; определения основных показателей, характеризующих эффективность трудовой деятельности.

      В результате усвоения данного вида практической подготовки формируются компетенции: ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-1, ПК-12.

      Студент должен ознакомиться с общими принципами организации оплаты труда и материального стимулирования работников. Изучить основные разделы Положения по оплате труда. Также студент должен акцентировать внимание на формах и системах оплаты труда различных категорий работников. Вместе с тем студенту необходимо уточнить в каких случаях (по каким критериям) реализуется система материального стимулирования, а

      также в каких формах она применяется: премии, доплаты, надбавки и пр.

      Наряду с этим следует провести анализ состояния нормирования труда. Провести оценку действующих норм труда – выборочно по одному-двум видам выполняемых работ. На основе существующих методик выявить степени выполнения, применения норм, а также рассчитать степень экономической эффективности применяемых норм труда. Выявить проблемы, недостатки и преимущества нормирования труда и способов изучения затрат времени смены.

      При исследовании экономической эффективности труда необходимо провести анализ состояния производительности труда в сопоставлении со средней заработной платой работников. Также определяют их темпы роста в динамике по годам и сопоставляют их изменения в сравнении с уровнем трудоемкости.


    4. Организация производственно-хозяйственной деятельности на предприятии (организации). Особенности планирования. Использование основных производственных

      мощностей и их эффективность


      Цель: обеспечение практических профессиональных навыков в области организации хозяйственной деятельности в организации, методики и методологии ее планирования и оценки использования производственных мощностей хозяйствующего субъекта.

      В результате усвоения данного вида практической подготовки формируются компетенции: ОК-7; ОК-8, ОК-9, ОК-11, ПК-1, ПК-11, ПК-12.

      Студент участвует и проводит всесторонний анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия, разрабатывает мероприятия по снижению себестоимости и повышению рентабельности предприятия, улучшению использования производственных фондов, выявлению и использованию резервов на

      предприятии, осуществляет методическое руководство вопросами научной организации труда, участвует в разработке технико- экономических нормативов и конкретных показателей по экономическому стимулированию и др.

      Вместе с планово-экономическим отделом студент знакомится с процессом и принимает непосредственное участие в разработке годовых, квартальных планов предприятия и отдельных цехов, контролирует их выполнение, определяет пути устранения недостатков, организует и совершенствует внутризаводское и внутрицеховое планирование, разрабатывает нормативы для образования фондов экономического стимулирования, ведет оперативный статистический учет, анализ показателей работы основных агрегатов, цехов, разрабатывает и представляет на утверждение проекты, цены на новую продукцию, изучает и внедряет передовой опыт в организации планово-экономической работы и др.


    5. Калькулирование себестоимости. Ценовая политика предприятия. Показатели, характеризующие эффективность

      деятельности предприятия


      Цель: обеспечение практических профессиональных навыков в области методики калькуляции себестоимости производимой продукции (работ, услуг), ценовой политики и показателей характеризующих экономическую эффективность производственно- хозяйственной деятельности.

      В результате усвоения данного вида практической подготовки формируются компетенции: ОК-7,ОК-9, ПК-1, ПК-11, ПК-12.

      Студенту необходимо ознакомиться с особенностями процесса калькулирования себестоимости. Научиться соизмерять затраты с количеством выпущенной и реализованной продукции, а в результате этих расчетов уметь определять себестоимость единицы продукции.

      Изучение и практическое освоение этого процесса способствует умению обеспечивать своевременного, полного и достоверного отражения затрат и осуществления контроля за использованием ресурсов в процессе производства и реализации продукции.

      Также студент знакомится и принимает участие в активной политике предприятия в сфере ценообразования, которая состоит в установлении цен на продукцию, выпускаемую предприятием.

      Студент изучает и анализирует:

      • цены, которые могут обеспечить реализацию продукции;

      • объемы реализации этой продукции, возможные при этих ценах;

      • объемы производства этой продукции, которые необходимы при таких объемах реализации;

      • средние затраты, которые соответствуют этим объемам производства;

      • рентабельность продукции к затратам и активам предприятия, которые могут быть достигнуты при избранных ценах и достигнутых объемах производства.

        Осваивая особенности данного раздела учебной практики студент должен уметь применять на практике теоретические знания и соотносить показатели экономической эффективности деятельности предприятия (организации) с помощью разных способов. Так при определении показателя эффективности как отношение результата в виде объема выпуска (реализации) продукции или эффекта (прибыли) к ресурсам или затратам необходимо ориентироваться на его максимизацию. А при использовании обратных показателей в виде отношения ресурсов или затрат к объему выпуска (реализации) продукции или эффекту (прибыли) важно добиваться их минимизации. Практическое использование системы показателей экономической эффективности в отраслях и хозяйствующих субъектах должно предусматривать:

      • ориентацию предприятий (отраслей) на интенсивный путь развития и достижение более высокого уровня эффективности в динамике;

      • выявление резервов дальнейшего совершенствования хозяйственной деятельности предприятий (отраслей) на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, современной технологии и улучшения организации производства;

      • создание действенного механизма повышения эффективности.

      В качестве главных показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия должны быть приняты показатели прибыли и рентабельности.


    6. Индивидуальное задание


В соответствии с индивидуальным заданием, выдаваемым руководителем практики бакалавру необходимо произвести сбор и обработку информации с возможностью дальнейшего ее использования по теме выпускной квалификационной работы.

3 Методика составления отчета по практике, требования к

его содержанию


Отчет о практике должен содержать ответы на все вопросы программы практики и быть составленным в строгом соответствии с ней. В отчете излагаются конкретные вопросы организации труда и производственно-хозяйственной деятельности на конкретном предприятии с отражением экономических особенностей.

Объем отчета должен быть не менее 30 страниц машинописного текста.

Для составления отчета практикантом в соответствии с программой изучаются конкретные вопросы организации труда и производственно-хозяйственной деятельности, результаты вносятся в рабочую тетрадь. Практикант должен самостоятельно по каждой теме составить необходимые расчеты, - с целью приобретения практических навыков.

Документы, формы отчетности, используемые при написании отчета прилагаются к нему. На все приложения должны быть сделаны ссылки в тексте отчета.

В отчете (в характеристике организации) должно быть отмечено отсутствие на предприятии каких-либо видов деятельности подразделений, операций, которые предусмотрены программой практики. В противном случае отчет возвращается на доработку как неполный.

Отчет выполняется с заполнением одной стороны листа формата А4, брошюруется, листы должны быть пронумерованы. Титульный лист выполняется по форме, рекомендуемой приложением 1

Отчет проверяется руководителем практики от предприятия, о чем делается соответствующая запись на титульном листе отчета и в дневнике практиканта, заверенные печатью организации.

Отчет выполняется в установленные сроки. Дополнительное время для его составления не выделяется. Защита отчетов организуется выпускающей кафедрой.

В дневник практиканта вносятся сведения о прибытии студента на практику и выбытии его, подтверждаемые подписью работника предприятия, ответственного за регистрацию командированных лиц и скрепляются печатью. Дневник является обязательной частью отчета, без которой отчет к проверке и защите не принимается.

Отчет о выполнении индивидуального задания – самостоятельный раздел отчета, прилагаемый к нему.

4 Критерии оценки отчета по практике


Основными критериями оценки качества отчета по учебной практике являются:

  • логичность структуры и содержания работы, полнота раскрытия темы исследования, степень достижения поставленных целей и задач;

  • полнота и качество собранных фактических данных по объекту исследования, качество проведенных расчетов;

  • творческий характер анализа и обобщения фактических данных на основе современных методов и научных достижений;

  • научное и практическое значение предложений, выводов и рекомендаций, степень их обоснованности и возможность реального внедрения в работу учреждений и организаций;

  • навыки лаконичного, четкого и грамотного изложения материала, оформление работы в соответствии с программой практики, качество представленного графического материала, навыки владения компьютерной техникой в процессе выполнения и защиты отчета по практике;

  • уровень теоретической, научной и практической подготовки студента, умение вести полемику по теоретическим и практическим вопросам, глубина и правильность ответов на вопросы членов комиссии при защите отчета по практике.

    Оценка знаний студентов по итогам защиты отчета по учебной организационно-технологической практике проводится в форме зачета по следующим критериям:

    • «зачет» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и вопросами, причем не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятие решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических

      профессиональных задач;

    • «не зачтено» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно отвечает на задаваемые вопросы, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно.


Министерство сельского хозяйства РФ

Приложение 1

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. Н. Прянишникова»


Кафедра организации производства и предпринимательства в АПК


Отчет

По учебной организационно-технологической практике в


(наименование

организации, учреждения с указанием места нахождения)


Исполнитель: студентка факультета экономики финансов и коммерции направления 080100.62 (38.03.01)

«Экономика», профиль «Экономика предприятий и организаций » (номер группы, потока, курса)

(Фамилия, имя, отчество студента, номер зачетной книжки)

Руководитель от кафедры (должность, звание, ученая степень руководителя, фамилия, имя, отчество)


Руководитель от организации (должность, фамилия, имя, отчетство)


С отчетом ознакомлен: руководитель от организации (должность, Ф.И.О.)


Печать, подпись


Пермь, 2015

Приложение 2


Рекомендуемое распределение бюджета времени учебной организационно-технологической практики по темам

Тема

Бюджет времени, %

1. Изучение особенностей и общая экономическая характеристика организации – базы практики

15

2. Порядок организации труда на предприятии (организации) и особенности технологического (производственного процесса). Условия труда

15

3. Особенности оплаты и нормирования труда на предприятии (организации). Эффективность трудовой деятельности и показатели ее характеризующие

10

4. Организация производственно-хозяйственной деятельности на предприятии (организации). Особенности планирования. Использование основных производственных мощностей и их эффективность

15

5. Калькулирование себестоимости. Ценовая политика предприятия. Показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия

20

6. Выполнение индивидуального задания

25

ИТОГО:

100

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////