|
|
Программа учебной организационно-технологической практики для бакалавров направления 080100.62 (38.03.01) «Экономика» профиль - 2015 год
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Д. Н. ПРЯНИШНИКОВА»
для бакалавров направления 080100.62 (38.03.01) «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций»
Пермь 2015
Программа учебной организационно-технологической практики для бакалавров направления 080100.62 (38.03.01) «Экономика» профиль
Программа учебной организационно-технологической практики предназначена для самостоятельной работы бакалавров направления 080100.62 (38.03.01) «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций» очной и заочной формы обучения при прохождении учебной практики и подготовке к защите отчета по практике.
Одобрена и рекомендована к изданию методической комиссией факультета экономики, финансов и коммерции Пермской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д.Н. Прянишникова, (протокол № 10 от 20 января 2015).
Приложения |
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 080100.62 (38.03.01) Экономика (квалификация (степень)
«бакалавр») учебная организационно-технологическая практика выполняет в системе высшего образования несколько ролевых функций:
повышение эффективности освоения бакалаврами образовательных программ профессиональной подготовки, достижение ими оптимального уровня компетентности и конкурентоспособности на рынке труда;
формирование профессиональной подготовки;
-управление процессом личностно-профессионального самоопределения, становления и развития бакалавров, а также их социально-профессиональной адаптацией.
Цель практики − закрепление, расширение и углубление теоретических знаний, полученных при изучении экономических дисциплин; приобретение практических навыков самостоятельной работы и умение принять решение при изучении экономических вопросов; овладение основами личностного взаимодействия людей в процессе трудовой и социальной деятельности; усвоение приѐмов, методов и представления результатов проведѐнных экономических исследований; подготовка к осознанному выбору работы по данной специальности.
Учебная организационно-технологическая практика проводится после освоения студентом программ теоретического обучения по специальным дисциплинам: «Экономика труда», «Экономика предприятия (организации)» и предполагает сбор и переработку материалов, которые в дальнейшем будут способствовать написанию выпускной квалификационной работы по определенной теме и закрепят на практическом уровне полученные знания и умения.
При прохождении учебной организационно-технологической практики бакалавр выполняет следующие задачи:
формирует объективное представление о специальности, еѐ сферах и направлениях;
закрепляет знания, полученные студентами в процессе изучения дисциплины «Экономика предприятия», «Экономика труда» характеризующие первичный субъект экономики с точки зрения имеющихся ресурсов, характера деятельности и еѐ результатов;
изучает методы анализа и планирования основных экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующего субъекта;
изучает нормативные документы по вопросам экономики труда в организации;
изучает вопросы оплаты труда персонала, формирования доходов работников;
оценивает социальную политику развития организации;
ориентируется в развитии современных процессов, происходящих в экономике страны, регионе и в работе предприятий – первичных субъектов экономики;
определяет особенности и перспективы развития экономики в ходе функционирования предприятия.
Процесс прохождения практики направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки:
а) общекультурных (ОК):
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
осознает социальную значимости своей будущей профессии и высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
б) профессиональных (ПК):
способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК- 11);
способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12).
В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки и умения:
выявлять социально-экономические резервы роста производительности труда;
планировать численность работников предприятия;
устанавливать нормы труда на предприятии и оценивать уровень нормирования труда в целом;
рассчитывать заработную плату работников и стимулирующие выплаты по различным вариантам, формам и системам оплаты труда;
проводить оценку эффективности использования средств на оплату труда и разрабатывать механизмы ее совершенствования;
классифицировать виды и формы бизнеса, выделять различные формы предпринимательства;
определять характерные черты объединений хозяйствующих субъектов;
оценивать факторы, влияющие на территориальное размещение предприятия;
выявлять факторы и резервы внутренней среды предприятия;
формулировать миссию фирмы и определять стратегию его развития;
обосновывать необходимую величину капитала предприятия;
определять потребность в производственных мощностях;
анализировать существующие методики расчѐта конечных результатов деятельности предприятия;
разрабатывать меры по предотвращению кризиса предприятия с определением способов еѐ оздоровления.
Базой прохождения практики является коммерческая организация аграрной отрасли со статусом юридического лица. Вид деятельности организации: производство и переработка продукции сельского хозяйства (предприятия АПК).
В период прохождения практики бакалавр должен быть занят только выполнением программы практики.
Руководство практикой от академии осуществляется двумя выпускающими кафедрами: кафедрой организации производства и предпринимательства в АПК, а также кафедрой отраслевой и территориальной экономики.
Руководитель, назначаемый кафедрой, выполняет следующие функции:
контролирует наличие договора на прохождении практики, приказа о направлении на практику;
обеспечивает студента программой практики;
участвует в инструктаже практиканта и проведении всех организационных мероприятий перед выездом на практику;
разрабатывает вместе со студентом индивидуальное задание и график прохождения практики;
обеспечивает необходимое качество прохождения практики и соответствие ее учебному плану и программе;
проверяет отчет студента о практике, дает отзыв о его работе;
принимает участие в работе комиссии по защите отчета.
Руководитель практики от предприятия, назначаемый приказом (распоряжением) руководителя предприятия, обязан:
организовать практику в соответствии с программой;
соблюдать согласованный с кафедрой график прохождения практики;
контролировать прохождение инструктажа по охране труда и технике безопасности;
обеспечить и контролировать соблюдение студентом- практикантом правил внутреннего распорядка, установленного на данном предприятии;
осуществлять учет работы студента-практиканта;
контролировать ведение дневника, подготовку отчета;
проверять отчеты о практике и дать заключение о степени выполнения программы практики;
дать характеристику студента с места практики и отзыв работодателя;
отчитаться перед руководителем предприятия за организацию и проведение практики.
Студент при прохождении практики обязан:
полностью выполнять задание предусмотренные программой практики;
подчиняться действующим правилам внутреннего распорядка на предприятии;
изучить и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
вести дневник, в который ежедневно записывать краткое содержание выполненной работы;
представить на кафедру в установленный срок отчет по учебной организационно-технологической практике с последующей его защитой.
Цель: обеспечение знаний в области организации труда, способности комплексно анализировать и оценивать результаты производственно-хозяйственной и организационно-экономической деятельности организаций.
В результате усвоения данного вида практической подготовки формируются компетенции ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-11.
В этом разделе излагаются: общая характеристика организации, ее организационно-правовой статус, условия, размеры, обеспеченность активами, трудовыми ресурсами, показатели выполнения плана по производству основных видов продукции, ее себестоимости, производительности труда, прибыли и уровня рентабельности. Все показатели приводятся в динамике не менее, чем за три последние года.
Бакалавру необходимо изучить содержание внутренних нормативных документов, регулирующих организацию труда и производства на предприятии:
Устав организации;
коллективный договор;
Положение по оплате труда и материальном стимулировании работников организации.
В отчете о практике необходимо дать структуры предприятия: организационную и управления, охарактеризовать и проанализировать состояние производственных ресурсов, в том числе и трудовых: основные производственные фонды, земельные ресурсы, трудовые ресурсы. Ознакомиться со штатным расписанием организации, оценить уровень организации труда и производственно- хозяйственной деятельности.
Цель: обеспечение практических профессиональных навыков в области организации трудовой деятельности основных работников организации, производственного процесса с учетом технической и технологической составляющих этого процесса, методики оценки условий труда.
В результате усвоения данного вида практической подготовки формируются компетенции: ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-12.
Студенту необходимо ознакомиться с организацией труда на предприятии, а в частности с процессами разделения и кооперации труда. Также необходимо проанализировать состояние условий труда на рабочих местах, что позволит ознакомиться с основными разделами карты аттестации рабочих мест:
технико-технологическое - определяют прогрессивность применяемой технологии, соответствие фактической и проектной (паспортной) производительности, оснащенность техникой, организационную оснащенность рабочего места — обеспеченность тарой, инвентарем и т. д.;
организационно-экономическое - определяется такими характеристиками, как эффективность рабочего места (про- дуктивность, сменная выработка и др.), планирование и обслужи- вание рабочего места, качество норм труда, затраты на ремонт, топливо и т. д.;
условия труда и техника безопасности - определяют соответствие санитарно-гигиенических условий на рабочем месте нормативным требованиям, обеспеченность спецодеждой, обоснованность режимов труда, долю ручного труда в общем объеме выполняемых работ.
Для определения соответствия условий на рабочем месте нор- мативным требованиям используют ГОСТы, ОСТы, санитарные
нормы и правила, карты организации труда, другие нормативные материалы. Учитывают передовой отечественный и зарубежный опыт.
Студент при знакомстве и исследовании данных материалом должен сформировать общее представление о состоянии организации рабочих мест в плане организации, технического и технологического вооружения, а также может дать оценку степени защищенности работников от неблагоприятных условий труда в сопоставлении с установленным распорядком рабочего дня или смены (рабочего и нерабочего времени).
На основании этого студент должен уметь принимать решения и давать рекомендации в плане рационализации трудового процесса.
Цель: обеспечение практических профессиональных навыков в области методики и методологии организации и оплаты труда на предприятии, ее взаимосвязь с нормированием труда; определения основных показателей, характеризующих эффективность трудовой деятельности.
В результате усвоения данного вида практической подготовки формируются компетенции: ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-1, ПК-12.
Студент должен ознакомиться с общими принципами организации оплаты труда и материального стимулирования работников. Изучить основные разделы Положения по оплате труда. Также студент должен акцентировать внимание на формах и системах оплаты труда различных категорий работников. Вместе с тем студенту необходимо уточнить в каких случаях (по каким критериям) реализуется система материального стимулирования, а
также в каких формах она применяется: премии, доплаты, надбавки и пр.
Наряду с этим следует провести анализ состояния нормирования труда. Провести оценку действующих норм труда – выборочно по одному-двум видам выполняемых работ. На основе существующих методик выявить степени выполнения, применения норм, а также рассчитать степень экономической эффективности применяемых норм труда. Выявить проблемы, недостатки и преимущества нормирования труда и способов изучения затрат времени смены.
При исследовании экономической эффективности труда необходимо провести анализ состояния производительности труда в сопоставлении со средней заработной платой работников. Также определяют их темпы роста в динамике по годам и сопоставляют их изменения в сравнении с уровнем трудоемкости.
Цель: обеспечение практических профессиональных навыков в области организации хозяйственной деятельности в организации, методики и методологии ее планирования и оценки использования производственных мощностей хозяйствующего субъекта.
В результате усвоения данного вида практической подготовки формируются компетенции: ОК-7; ОК-8, ОК-9, ОК-11, ПК-1, ПК-11, ПК-12.
Студент участвует и проводит всесторонний анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия, разрабатывает мероприятия по снижению себестоимости и повышению рентабельности предприятия, улучшению использования производственных фондов, выявлению и использованию резервов на
предприятии, осуществляет методическое руководство вопросами научной организации труда, участвует в разработке технико- экономических нормативов и конкретных показателей по экономическому стимулированию и др.
Вместе с планово-экономическим отделом студент знакомится с процессом и принимает непосредственное участие в разработке годовых, квартальных планов предприятия и отдельных цехов, контролирует их выполнение, определяет пути устранения недостатков, организует и совершенствует внутризаводское и внутрицеховое планирование, разрабатывает нормативы для образования фондов экономического стимулирования, ведет оперативный статистический учет, анализ показателей работы основных агрегатов, цехов, разрабатывает и представляет на утверждение проекты, цены на новую продукцию, изучает и внедряет передовой опыт в организации планово-экономической работы и др.
Цель: обеспечение практических профессиональных навыков в области методики калькуляции себестоимости производимой продукции (работ, услуг), ценовой политики и показателей характеризующих экономическую эффективность производственно- хозяйственной деятельности.
В результате усвоения данного вида практической подготовки формируются компетенции: ОК-7,ОК-9, ПК-1, ПК-11, ПК-12.
Студенту необходимо ознакомиться с особенностями процесса калькулирования себестоимости. Научиться соизмерять затраты с количеством выпущенной и реализованной продукции, а в результате этих расчетов уметь определять себестоимость единицы продукции.
Изучение и практическое освоение этого процесса способствует умению обеспечивать своевременного, полного и достоверного отражения затрат и осуществления контроля за использованием ресурсов в процессе производства и реализации продукции.
Также студент знакомится и принимает участие в активной политике предприятия в сфере ценообразования, которая состоит в установлении цен на продукцию, выпускаемую предприятием.
Студент изучает и анализирует:
цены, которые могут обеспечить реализацию продукции;
объемы реализации этой продукции, возможные при этих ценах;
объемы производства этой продукции, которые необходимы при таких объемах реализации;
средние затраты, которые соответствуют этим объемам производства;
рентабельность продукции к затратам и активам предприятия, которые могут быть достигнуты при избранных ценах и достигнутых объемах производства.
Осваивая особенности данного раздела учебной практики студент должен уметь применять на практике теоретические знания и соотносить показатели экономической эффективности деятельности предприятия (организации) с помощью разных способов. Так при определении показателя эффективности как отношение результата в виде объема выпуска (реализации) продукции или эффекта (прибыли) к ресурсам или затратам необходимо ориентироваться на его максимизацию. А при использовании обратных показателей в виде отношения ресурсов или затрат к объему выпуска (реализации) продукции или эффекту (прибыли) важно добиваться их минимизации. Практическое использование системы показателей экономической эффективности в отраслях и хозяйствующих субъектах должно предусматривать:
ориентацию предприятий (отраслей) на интенсивный путь развития и достижение более высокого уровня эффективности в динамике;
выявление резервов дальнейшего совершенствования хозяйственной деятельности предприятий (отраслей) на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, современной технологии и улучшения организации производства;
создание действенного механизма повышения эффективности.
В качестве главных показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия должны быть приняты показатели прибыли и рентабельности.
В соответствии с индивидуальным заданием, выдаваемым руководителем практики бакалавру необходимо произвести сбор и обработку информации с возможностью дальнейшего ее использования по теме выпускной квалификационной работы.
Отчет о практике должен содержать ответы на все вопросы программы практики и быть составленным в строгом соответствии с ней. В отчете излагаются конкретные вопросы организации труда и производственно-хозяйственной деятельности на конкретном предприятии с отражением экономических особенностей.
Объем отчета должен быть не менее 30 страниц машинописного текста.
Для составления отчета практикантом в соответствии с программой изучаются конкретные вопросы организации труда и производственно-хозяйственной деятельности, результаты вносятся в рабочую тетрадь. Практикант должен самостоятельно по каждой теме составить необходимые расчеты, - с целью приобретения практических навыков.
Документы, формы отчетности, используемые при написании отчета прилагаются к нему. На все приложения должны быть сделаны ссылки в тексте отчета.
В отчете (в характеристике организации) должно быть отмечено отсутствие на предприятии каких-либо видов деятельности подразделений, операций, которые предусмотрены программой практики. В противном случае отчет возвращается на доработку как неполный.
Отчет выполняется с заполнением одной стороны листа формата А4, брошюруется, листы должны быть пронумерованы. Титульный лист выполняется по форме, рекомендуемой приложением 1
Отчет проверяется руководителем практики от предприятия, о чем делается соответствующая запись на титульном листе отчета и в дневнике практиканта, заверенные печатью организации.
Отчет выполняется в установленные сроки. Дополнительное время для его составления не выделяется. Защита отчетов организуется выпускающей кафедрой.
В дневник практиканта вносятся сведения о прибытии студента на практику и выбытии его, подтверждаемые подписью работника предприятия, ответственного за регистрацию командированных лиц и скрепляются печатью. Дневник является обязательной частью отчета, без которой отчет к проверке и защите не принимается.
Отчет о выполнении индивидуального задания – самостоятельный раздел отчета, прилагаемый к нему.
Основными критериями оценки качества отчета по учебной практике являются:
логичность структуры и содержания работы, полнота раскрытия темы исследования, степень достижения поставленных целей и задач;
полнота и качество собранных фактических данных по объекту исследования, качество проведенных расчетов;
творческий характер анализа и обобщения фактических данных на основе современных методов и научных достижений;
научное и практическое значение предложений, выводов и рекомендаций, степень их обоснованности и возможность реального внедрения в работу учреждений и организаций;
навыки лаконичного, четкого и грамотного изложения материала, оформление работы в соответствии с программой практики, качество представленного графического материала, навыки владения компьютерной техникой в процессе выполнения и защиты отчета по практике;
уровень теоретической, научной и практической подготовки студента, умение вести полемику по теоретическим и практическим вопросам, глубина и правильность ответов на вопросы членов комиссии при защите отчета по практике.
Оценка знаний студентов по итогам защиты отчета по учебной организационно-технологической практике проводится в форме зачета по следующим критериям:
«зачет» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и вопросами, причем не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятие решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических
профессиональных задач;
«не зачтено» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно отвечает на задаваемые вопросы, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно.
Министерство сельского хозяйства РФ
Приложение 1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. Н. Прянишникова»
Кафедра организации производства и предпринимательства в АПК
По учебной организационно-технологической практике в
(наименование
организации, учреждения с указанием места нахождения)
Исполнитель: студентка факультета экономики финансов и коммерции направления 080100.62 (38.03.01)
«Экономика», профиль «Экономика предприятий и организаций » (номер группы, потока, курса)
(Фамилия, имя, отчество студента, номер зачетной книжки)
Руководитель от кафедры (должность, звание, ученая степень руководителя, фамилия, имя, отчество)
Руководитель от организации (должность, фамилия, имя, отчетство)
С отчетом ознакомлен: руководитель от организации (должность, Ф.И.О.)
Печать, подпись
Пермь, 2015
Приложение 2
Рекомендуемое распределение бюджета времени учебной организационно-технологической практики по темам
Тема |
Бюджет времени, % |
1. Изучение особенностей и общая экономическая характеристика организации – базы практики |
15 |
2. Порядок организации труда на предприятии (организации) и особенности технологического (производственного процесса). Условия труда |
15 |
3. Особенности оплаты и нормирования труда на предприятии (организации). Эффективность трудовой деятельности и показатели ее характеризующие |
10 |
4. Организация производственно-хозяйственной деятельности на предприятии (организации). Особенности планирования. Использование основных производственных мощностей и их эффективность |
15 |
5. Калькулирование себестоимости. Ценовая политика предприятия. Показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия |
20 |
6. Выполнение индивидуального задания |
25 |
ИТОГО: |
100 |
////////////////////////////