Химия. Методические материалы для председателей и членов комиссий экзаменационных работ ЕГЭ 2019 года

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Химия. Методические материалы для председателей и членов комиссий экзаменационных работ ЕГЭ 2019 года

 

 

Методические материалы для председателей и членов
предметных комиссий субъектов Российской Федерации
по проверке выполнения заданий с развернутым ответом
экзаменационных работ ЕГЭ 2019 года
Х И М И Я
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
ЕГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Москва
2019
1
Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий
субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом
экзаменационных работ ЕГЭ 2019 г. по химии подготовлены в соответствии с Тематическим
планом работ Федерального государственного бюджетного научного учреждения
«Федеральный институт педагогических измерений» на 2019 г. Пособие предназначено для
подготовки экспертов по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом, которые
являются частью контрольных измерительных материалов
(КИМ) для сдачи единого
государственного экзамена (ЕГЭ) по химии.
В методических материалах дается краткое описание структуры контрольных
измерительных материалов 2019 г. по химии, характеризуются типы заданий с развернутым
ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по химии, и критерии оценки выполнения заданий с
развернутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются
комментарии, объясняющие выставленную оценку.
Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию
пособия.
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОНТРОЛЬНЫХ
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ ПО
ХИМИИ
4
2. ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ЕГЭ 2019
ГОДА ПО ХИМИИ, В СРАВНЕНИИ С МОДЕЛЬЮ 2018 ГОДА
6
3. ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ В СТРУКТУРЕ
КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ЕДИНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА 2019 ГОДА ПО ХИМИИ
7
4. МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С
РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ (ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К
ОПРЕДЕЛЕНИЮ КРИТЕРИЕВ И ШКАЛЫ ОЦЕНИВАНИЯ
ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ)
9
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ОБОБЩЁННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТА КИМ ЕГЭ 2019
ГОДА ПО ХИМИИ
18
Приложение 2. Указания по оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ
для эксперта, проверяющего развёрнутые ответы на задания с порядковыми
номерами 30-35 по ХИМИИ
25
3
1. Общие подходы к разработке контрольных измерительных материалов для
проведения ЕГЭ по химии
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по химии, начиная с 2009 г., проходит в
штатном режиме как экзамен по выбору выпускников. По его итогам выявляется уровень
освоения каждым экзаменуемым образовательных программ по химии, соответствующих
Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего
и среднего (полного) общего образования (утвержден в 2004 г.).
Порядок проведения экзамена определён на основе следующих документов:
Приказ Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018 "Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования" (зарегистрировано в Минюсте
России 10.12.2018 N 52952).
Экзамен обеспечен целостной методической системой контрольных измерительных
материалов
(КИМ), принципиально новых по сравнению с теми измерительными
материалами, которые использовались при традиционных формах выпускных экзаменов по
химии. Основными элементами данной методической системы являются:
кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников
(далее - кодификатор),
спецификация контрольных измерительных материалов для проведения единого
государственного экзамена по химии (далее - спецификация);
демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого
государственного экзамена по химии в текущем году;
единые по структуре и содержанию варианты экзаменационной работы,
ответы на задания части
1 работы и рекомендации по оцениванию заданий
с развёрнутым ответом.
Первые три названные документа служат основой для определения содержания
и структуры экзаменационной работы.
Данные документы Комиссия по разработке КИМ разрабатывает на основе
Федерального компонента государственного стандарта среднего
(полного) общего
образования по химии
(базового и профильного уровней), утвержденного Приказом
Министерства образования России от 5 марта 2004 года № 1089.
Документы проходят экспертизу тестологов и специалистов в области химического
образования, согласуются с Научно-методическим советом ФГБНУ «ФИПИ» по химии,
обсуждаются педагогической общественностью, публикуются на сайте www.fipi.ru.
По результатам широкого обсуждения в случае необходимости проводится определённая
корректировка документов.
Каждый из этих документов в соответствии со своими функциями обеспечивает
возможности для создания контрольных измерительных материалов, позволяющих
объективно оценить уровень освоения выпускниками образовательных программ по химии.
Так, в частности, кодификатор определяет качественный состав и общий объём элементов
содержания, освоение которых проверяется на экзамене.
В кодификатор для проведения ЕГЭ в 2019 году включено, как и в предыдущие годы,
то содержание обязательного минимума стандарта
2004
года
(базового
и профильного уровней), изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках
итоговой аттестации выпускников.
Это практически все важнейшие элементы содержания обязательного минимума (всего
их
56). В своей совокупности они составляют обобщенную систему знаний
о неорганических и органических веществах, их составе, строении и свойствах;
о химической реакции, сущности и закономерностях протекания реакций различного типа;
об использовании веществ на практике, методах познания химических объектов.
4
В соответствии с требованиями стандарта данная система знаний является обязательной для
освоения обучающимися. На основе элементов содержания, включённых в кодификатор,
составляются задания экзаменационной работы.
Кроме того, в разделе 2 кодификатора представлен «Перечень требований к уровню
подготовки выпускников, проверяемых на ЕГЭ по химии». По сути это есть указания
на те действия и виды деятельности, которые необходимо осуществлять при выполнении
заданий определенного типа.
В другом документе - в «Спецификации» - дано подробное описание структуры
и содержания экзаменационной работы. Так, в нём представлен обобщённый план вариантов
КИМ ЕГЭ 2019 года по химии; дана характеристика проверочных заданий различных типов
и показано, как они распределяются по частям работы, по тематическим блокам, по видам
проверяемых умений и видов действий; охарактеризована система оценивания отдельных
заданий и работы в целом, приведено описание уровня подготовки выпускников, достижение
которого может гарантировать получение минимального количества баллов на экзамене;
даны рекомендации о примерном распределении времени, отводимого на выполнение
работы; представлен перечень дополнительных материалов и оборудования, которыми
разрешено пользоваться на экзамене.
Важно также обратить внимание на те общие методические установки, с учётом
которых осуществлялось формирование экзаменационных моделей на протяжении всей
практики проведения ЕГЭ по химии. Суть этих установок заключается в следующем:
Контрольные измерительные материалы должны быть ориентированы на проверку
усвоения системы предметных знаний по химии.
Уровень предъявления учебного материала в КИМ должен соотноситься
с требованиями стандарта к подготовке выпускников средней школы.
Выполнение заданий экзаменационной работы должно предусматривать
осуществление определённой совокупности действий. Наиболее показательными с
точки зрения полноты освоения образовательной программы среди них являются:
выявление классификационных признаков веществ и реакций, объяснение
сущности того или иного процесса, выявление взаимосвязи состава, строения и
свойств веществ. Проявление этих действий свидетельствует о глубине понимания
изученного материала и потому может быть признано в качестве приоритетного
показателя освоения содержания предмета.
Все описанные выше методические подходы к разработке КИМ были использованы
также и при формировании экзаменационной модели 2019 года. Вместе с тем, в данной
модели были приняты заметные изменения, обусловленные объективными причинами.
Охарактеризуем их более подробно.
5
2. Об изменениях в экзаменационной модели ЕГЭ 2019 года
по химии, в сравнении с моделью 2018 года
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.
6
3. Задания с развернутым ответом в структуре контрольных измерительных
материалов для единого государственного экзамена
2019 года по химии
Эти задания предусматривают комплексную проверку усвоения на высоком уровне
сложности нескольких (двух и более) элементов содержания из различных содержательных
блоков курса по общей, неорганической и органической химии.
Описание методики стандартизированной оценки заданий этого типа, необходимой для
обеспечения объективности оценочных процедур ГИА, является основной целью
предлагаемых методических материалов.
Назначение и особенности заданий с развернутым ответом
В экзаменационной работе задания с развернутым ответом самые малочисленные (их 6
в каждом варианте работы). Наряду с тем, что они комплексно проверяют усвоение наиболее
важных элементов содержания из содержательных блоков: «Теоретические основы химии»
(содержательная линия
«Химическая реакция»),
«Методы познания в химии. Химия и
жизнь», эти задания ориентированы на проверку умений, отвечающих требованиям
образовательного стандарта профильного уровня:
- объяснять обусловленность свойств и применения веществ их составом
и строением; характер взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений;
взаимосвязь неорганических и органических веществ; сущность и закономерность
протекания изученных типов реакций;
- проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.
Комбинирование проверяемых элементов содержания в заданиях с развернутым
ответом осуществляют таким образом, чтобы уже в их условии была обозначена
необходимость: последовательного выполнения нескольких взаимосвязанных действий,
выявления причинно-следственных связей между элементами содержания, формулирования
ответа в определенной логике и с аргументацией отдельных положений. Отсюда становится
очевидным, что выполнение заданий с развернутым ответом требует от выпускника прочных
теоретических знаний, а также сформированных умений применять эти знания в различных
учебных ситуациях, последовательно и логично выстраивать ответ, делать выводы и
заключения, приводить аргументы в пользу высказанной точки зрения и т.п.
Задания с развернутым ответом, предлагаемые в экзаменационной работе, имеют
различную степень сложности и предусматривают проверку от 2 до 5 элементов ответа.
Каждый отдельный элемент ответа оценивается в 1 балл, поэтому максимальная оценка
верно выполненного задания составляет от 2 до 5 баллов (в зависимости от числа элементов
ответа, предусмотренных условием задания).
Проверка заданий осуществляется экспертом на основе анализа выполнения задания
экзаменуемым и выявления элементов ответа, обозначенных в критериях оценивания
задания.
Важно принимать во внимание, что содержание заданий с развернутым ответом
во многих случаях может ориентировать экзаменуемых на использование различных
способов их выполнения. Это относится, прежде всего, к способам решения расчетных задач.
Поэтому указания по оцениванию выполнения заданий следует рассматривать
применительно к варианту ответа, предложенному экзаменуемым.
Все перечисленные выше особенности заданий с развернутым ответом позволяют
сделать вывод о том, что они предназначены для проверки владения умениями, которые
отвечают наиболее высоким требованиям к уровню подготовки выпускников и могут
служить эффективным средством дифференцированного оценивания достижений каждого из
них.
7
Основные элементы содержания, проверяемые заданиями с развернутым ответом
При отборе содержания для заданий с развернутым ответом учитывается в первую
очередь, какие элементы содержания и умения являются наиболее важными и отвечающими
требованиям образовательного стандарта профильного уровня к подготовке выпускников
средней (полной) школы. К таким элементам содержания, в частности, были отнесены:
реакции окислительно-восстановительные, реакции ионного обмена, состав и строение
веществ, взаимное влияние атомов в молекулах, механизмы протекания реакций,
генетическая связь между классами неорганических и органических соединений, вычисления
по химическим формулам и уравнениям реакций.
При выполнении заданий экзаменуемый должен продемонстрировать понимание
сущности единства мира веществ, механизмов протекания реакций, владение умением
составлять уравнения реакций и объяснять механизмы их протекания, применять знания о
свойствах веществ различных классов, особенностях строения веществ и др. Большая роль
отведена расчетным задачам по химии. Это объясняется тем, что при их решении
необходимо опираться на знания химических свойств соединений, использовать умение
составлять уравнения химических реакций, т.е. использовать во взаимосвязи теоретическую
базу и определенные операционно-логические и вычислительные навыки.
В экзаменационной работе используются задания, связанные с выполнением всех видов
химических расчетов, которые представлены в учебных программах не только для средней
(полной), но и для основной школы (см. приложение 1).
Подход к отбору содержания заданий с развернутым ответом, положительно
зарекомендовавший себя в процессе проведения ЕГЭ, сохранен применительно
к экзаменационной модели 2019 г.
8
4. Методика оценивания выполнения заданий с развернутым ответом (основные
подходы к определению критериев и шкалы оценивания выполнения заданий)
Основу методики оценивания выполнения заданий с развернутым ответом составляет
ряд общих положений. Наиболее важными в их числе являются следующие:
• Проверка и оценивание выполнения заданий с развернутым ответом осуществляется
только путём независимой экспертизы на основе метода поэлементного анализа ответов
экзаменуемых.
• Применение метода поэлементного анализа делает необходимым обеспечение четкого
соответствия формулировки условия задания проверяемым элементам содержания. Перечень
элементов содержания, проверяемых любым заданием, согласуется с требованиями
стандарта к уровню подготовки выпускников средней школы.
• Критерием оценивания выполнения задания методом поэлементного анализа является
установление наличия в ответах экзаменуемых элементов ответа, обозначенных в критериях
оценивания задания. Должна быть принята и оценена любая модель ответа, предложенная
экзаменуемым, если она не искажает сути химической составляющей условия задания.
Шкала оценивания выполнения задания устанавливается в зависимости от числа
элементов ответа, указанных в критериях оценивания ответа, и с учетом таких факторов, как:
• уровень сложности проверяемого содержания;
• определенная последовательность действий, которые следует осуществить при
выполнении задания;
• однозначность трактовки условия задания и возможных вариантов формулировок
ответа;
• соответствие условия задания предлагаемым критериям оценивания по отдельным
элементам содержания.
При разработке критериев оценивания учитываются особенности элементов
содержания всех пяти заданий с развернутым ответом, включаемых в экзаменационную
работу. Принимается во внимание и тот факт, что записи ответов экзаменуемых могут быть
как очень общими, обтекаемыми и не конкретными, так и излишне краткими
и недостаточно аргументированными. Пристальное внимание уделяется выделению
элементов ответа, оцениваемым в один балл. При этом учитывается неизбежность
постепенного повышения трудности получения каждого последующего балла
за правильно сформулированный элемент ответа.
При составлении шкалы оценивания расчетных задач
(34 и
35) учитывается
возможность различных путей их решения, а, следовательно, присутствие в ответе
экзаменуемого основных этапов и результатов выполнения заданий, указанных
в критериях оценивания. Проиллюстрируем методику оценивания заданий с развернутым
ответом на конкретных примерах.
9
Задание 30
Для выполнения заданий 30 и 31 экзаменуемым предлагается общий список из пяти
веществ, причём при выполнении заданий учащиеся могут применить и растворы этих
веществ.
Задания 30 ориентированы на проверку умений составлять уравнения окислительно-
восстановительных реакций. При выполнении задания экзаменуемому необходимо
осуществить ряд последовательных действий: проанализировать состав веществ из списка,
выбрать вещества, которые будут проявлять свойства окислителя и восстановителя в
реакции, определить продукты реакции
(по характеру изменения степеней окисления
элементов); составить электронный баланс реакции и на его основе расставить
коэффициенты в уравнении реакции. С учётом такой последовательности действий были
определены следующие элементы ответа:
выбраны вещества, которые являются окислителем и восстановителем, и записано
молекулярное уравнение окислительно-восстановительной реакции;
составлен электронный баланс реакции, указаны окислитель и восстановитель.
Пример задания:
Для выполнения заданий 30, 31 используйте следующий перечень веществ:
перманганат калия, гидрокарбонат калия, сульфит натрия, сульфат бария, гидроксид калия.
Допустимо использование водных растворов веществ.
Из предложенного перечня выберите вещества, между которыми возможна окислительно-
30
восстановительная реакция. Запишите уравнение только одной из возможных окислительно-
восстановительных реакций, используя не менее двух веществ из предложенного перечня.
Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные
Баллы
формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Вариант ответа:
Na2SO3 + 2KMnO4 + 2KOH = Na2SO4 + 2K2MnO4 + H2O
2
Mn+7 + ē → Mn+6
1
S+4 - 2ē → S+6
Сульфит натрия (или сера в степени окисления +4) является восстановителем.
Перманганат калия (или марганец в степени окисления +7) - окислителем.
Ответ правильный и полный, содержит следующие элементы:
2
выбраны вещества, и записано уравнение окислительно-
восстановительной реакции;
составлен электронный баланс, указаны окислитель и восстановитель
Правильно записан один элемент ответа
1
Все элементы ответа записаны неверно
0
Максимальный балл
2
При оценивании ответа экзаменуемого необходимо учитывать, что из списка веществ
могут выбраны не только те вещества, которые представлены в «варианте ответа». А также и
то, что единых требований к оформлению ответа на это задание не предъявляется.
Вследствие этого в качестве верного ответа принимается составление как электронного, так
и электронно-ионного баланса реакции, а также указание окислителя и восстановителя
может быть сделано любыми однозначно понятными способами. Однако если в ответе
10
содержатся взаимоисключающие по смыслу суждения, то такие элементы ответа не могут
считаться верными.
Задание 31
Задания 31 ориентированы на проверку умений составлять уравнения реакций ионного
обмена. Реакции ионного обмена протекают между электролитами в направлении
связывания ионов. Чтобы выполнить это задание экзаменуемым необходимо выбрать из
предложенного списка вещества, между которыми протекает реакция ионного обмена, а
также показать понимание механизма реакции составив полное и сокращённое ионное
уравнения.
Пример задания:
Для выполнения заданий 30, 31 используйте следующий перечень веществ:
перманганат калия, гидрокарбонат калия, сульфит натрия, сульфат бария, гидроксид калия.
Допустимо использование водных растворов веществ.
31
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция
ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой
реакции.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные
Баллы
формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Вариант ответа:
KHCO3 + KOH = K2CO3 + H2O
2K+ + HCO3- + OH- = 2K+ + CO32- + H2O
HCO3- + OH- = CO32- + H2O
Ответ правильный и полный, содержит следующие элементы:
2
выбраны вещества, и записано молекулярное уравнение реакции
ионного обмена;
записаны полное и сокращенное ионное уравнения реакций
Правильно записан один элемент ответа
1
Все элементы ответа записаны неверно
0
Максимальный балл
2
Как и при проверке выполнения задания 30 необходимо учитывать тот факт, что
экзаменуемые могут выбрать из списка и другие вещества, между которыми возможна
реакция ионного обмена. При оценивании записи ионных уравнений реакций необходимо
учитывать правильность указания зарядов ионов и сокращение коэффициентов, если это
необходимо.
11
Задание 32
В условии задания 32 проверяющего знание генетической взаимосвязи различных
классов неорганических веществ, предложено описание конкретного химического
эксперимента, ход которого экзаменуемые должны будут проиллюстрировать посредством
уравнений соответствующих химических реакций. Шкала оценивания задания равна
4
баллам: каждое верно записанное уравнение реакции оценивается в 1 балл.
Пример задания:
При электролизе водного раствора нитрата меди(II) получили металл. Металл обработали
32
концентрированной серной кислотой при нагревании. Выделившийся в результате газ
прореагировал с сероводородом с образованием простого вещества. Это вещество нагрели
с концентрированным раствором гидроксида калия.
Напишите уравнения четырёх описанных реакций.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные
Баллы
формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Вариант ответа:
Ответ включает в себя четыре уравнения возможных реакций,
соответствующих описанным превращениям:
1) 2Cu(NO3)2 + 2H2O = 2Cu + 4HNO3 + O2 (электролиз)
2) Cu + 2H2SO4(конц.) = CuSO4 + SO2↑ + 2H2O
3) SO2 + 2H2S = 3S + 2H2O
4) 3S + 6KOH = 2K2S + K2SO3 + 3H2O
(возможно образование K2S2O3)
Правильно записаны четыре уравнения реакций
4
Правильно записаны три уравнения реакций
3
Правильно записаны два уравнения реакций
2
Правильно записано одно уравнение реакции
1
Все уравнения реакций записаны неверно
0
Максимальный балл
4
Уравнение реакции считается записанным верно, если правильно записаны все
формулы веществ
- участников реакции, присутствуют все коэффициенты, продукты
реакции соответствуют условиям проведения реакции.
12
Задание 33
Задания
33 проверяют усвоение знаний о взаимосвязи органических веществ и
предусматривают наличие пяти элементов ответа
-
пяти уравнений реакций,
соответствующих схеме («цепочке») превращений органических веществ. В приведённой
схеме указываются также и условия осуществления этих превращений, что оказывает
влияние на состав образующихся продуктов. При записи уравнений реакций, экзаменуемые
должны использовать структурные формулы органических веществ разного вида
(развёрнутой, сокращённой, скелетной), которые однозначно отражают порядок связи атомов
и взаимное расположение заместителей и функциональных групп в молекуле органического
вещества.
Наличие каждого проверяемого элемента ответа оценивается в 1 балл. Максимальное
количество баллов за выполнение таких заданий - 5.
Пример задания:
33
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие
превращения:
При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических
веществ.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Вариант ответа
Написаны пять уравнений реакций, соответствующих схеме превращений:
Правильно записаны пять уравнений реакций
5
Правильно записаны четыре уравнения реакций
4
13
Правильно записаны три уравнения реакций
3
Правильно записаны два уравнения реакций
2
Правильно записано одно уравнение реакции
1
Все элементы ответа записаны неверно
0
Максимальный балл
5
Отметим, что к уравнениям реакций предъявляются все те же требования, что и при
выполнении задания 32. В случае, если в ответе экзаменуемого есть несоответствие условий
проведения реакции и состава образующихся продуктов, то такой элемент ответа считается
невыполненным (наличие взаимоисключающих суждений).
Задание 34
Задания 34 - это расчетные задачи. Их выполнение требует знания химических свойств
веществ и предполагает осуществление некоторой совокупности действий, обеспечивающих
получение правильного ответа. В числе таких действий назовем следующие:
- составление уравнений химических реакций (согласно данным условия задачи),
необходимых для выполнения стехиометрических расчетов;
- выполнение расчетов, необходимых для нахождения ответов на поставленные
в условии задачи вопросы;
- формулирование логически обоснованного ответа на все поставленные в условии
задания вопросы (например, определить физическую величину - массу, объём, массовую
долю вещества).
Однако следует иметь в виду, что не все названные действия обязательно должны
присутствовать при решении любой расчетной задачи, а в отдельных случаях некоторые из
них могут использоваться неоднократно.
Максимальная оценка за выполнение задания составляет 4 балла. При проверке следует
в первую очередь обращать внимание на логическую обоснованность выполненных
действий, поскольку некоторые задачи могут быть решены несколькими способами. Вместе
с тем в целях объективной оценки предложенного способа решения задачи необходимо
проверять правильность промежуточных результатов, которые использовались для
получения ответа.
Пример задания:
При нагревании образца карбоната кальция часть вещества разложилась. При этом
34
выделилось 4,48 л (н.у.) углекислого газа. Масса твёрдого остатка составила 41,2 г. Этот
остаток добавили к
465,5 г раствора соляной кислоты, взятой в избытке. Определите
массовую долю соли в полученном растворе.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все
необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).
14
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные
Баллы
формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Вариант ответа:
Записаны уравнения реакций:
CaCO3 = CaO + CO2
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2↑ + H2O
CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O
Рассчитано количество вещества соединений в твёрдом остатке:
n(CO2) = V / Vm = 4,48 / 22,4 = 0,2 моль
n(CaO) = n(CO2) = 0,2 моль
m(CaO) = n ∙ M = 0,2 ∙ 56 = 11,2 г
m(CaCO3 остаток) = 41,2 - 11,2 = 30 г
n(CaCO3 остаток) = m / M = 30 / 100 = 0,3 моль
Вычислена масса соли в полученном растворе:
n(CaCl2) = n(CaO) + n(CaCO3) = 0,5 моль
m(CaCl2) = n ∙ M = 0,5 ∙ 111 = 55,5 г
n(CO2) = n(CaCO3 остаток) = 0,3 моль
m(CO2) = n ∙ M = 0,3 ∙ 44 = 13,2 г
Вычислена массовая доля хлорида кальция в растворе:
m (р-ра) = 41,2 + 465,5 - 13,2= 493,5 г
ω(CaCl2) = m(CaCl2) / m (р-ра) = 55,5 / 493,5 = 0,112, или 11,2%
Ответ правильный и полный, содержит следующие элементы:
4
правильно записаны уравнения реакций, соответствующих
условию
задания;
правильно произведены вычисления, в которых используются
необходимые физические величины, заданные в условии задания;
продемонстрирована логически обоснованная взаимосвязь физических
величин, на основании которых проводятся расчёты;
в соответствии с условием задания определена искомая физическая
величина
Правильно записаны три элемента ответа
3
Правильно записаны два элемента ответа
2
Правильно записан один элемент ответа
1
Все элементы ответа записаны неверно
0
Максимальный балл
4
При проверке ответа экзаменуемого необходимо учитывать тот факт, что в случае,
когда в ответе содержится ошибка в вычислениях, которая привела к неверному ответу,
оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл.
15
Задание 35
Задания
35 предусматривают определение молекулярной и структурной формулы
органического вещества. Выполнение этого задания включает следующие последовательные
действия: определение молекулярной формулы вещества на основании вычислений с
использованием физических величин, заданных в условии задачи; установление структуры
вещества по указанным свойствам или способам получения этого вещества; составление
уравнения реакции, указанного в условии задания. С учетом этих действий шкала
оценивания выполнения задания составляет максимально 3 балла.
Пример задания:
Органическое вещество А содержит 11,97% азота, 9,40% водорода и 27,35% кислорода по
35
массе и образуется при взаимодействии органического вещества Б с пропанолом-2. Известно,
что вещество Б имеет природное происхождение и способно взаимодействовать как с
кислотами, так и со щелочами.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления
(указывайте единицы измерения искомых
физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического
вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок
связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение реакции получения вещества А из вещества Б и пропанола-2
(используйте структурные формулы органических веществ).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Вариант ответа:
Проведены вычисления и найдена молекулярная формула вещества А. Общая
формула вещества А - CxHyOzNm.
w(C) = 100 - 9,40 - 27,35 - 11,97 = 51,28%
x : y : z : m = 51,28 / 12 : 9,4 / 1 : 27,35 / 16 : 11,97 / 14 = 5 : 11 : 2 : 1.
Молекулярная формула вещества А - C5H11O2N
Составлена структурная формула вещества А:
Написано уравнение реакции получения вещества А:
Ответ правильный и полный, содержит следующие элементы:
3
правильно произведены вычисления, необходимые для установления
молекулярной формулы вещества и записана молекулярная формула
вещества;
записана структурная формула органического вещества, которая отражает
порядок связи и взаимное расположение заместителей и функциональных
групп в молекуле в соответствии с условием задания;
16
с использованием структурной формулы органического вещества записано
уравнение
реакции,
на
которую
даётся
указание
в условии задания
Правильно записаны два элемента ответа
2
Правильно записан один элемент ответа
1
Все элементы ответа записаны неверно
0
Максимальный балл
3
Обратим внимание на то что, что в ответах не всегда присутствует, как отдельный
элемент ответа, запись структурной формулы вещества. Но в уравнении реакции, о которой
говорится в условии задания, структурная формула присутствует. В этом случае
рекомендуется выставлять балл за определение структурной формулы вещества.
Предлагаемая система оценивания заданий с развернутыми ответами прошла
соответствующую проверку в практике проведения ЕГЭ по химии в предыдущие годы,
обсуждение в процессе подготовки экспертов и была ими в целом одобрена.
Предметом обсуждения с экспертами являлись следующие вопросы:
• полнота описаний наиболее важных характеристик заданий;
• способы оценки качества учебных достижений;
• примеры критериев оценки заданий различных типов;
• требования к степени полноты ответов учащихся;
• различные подходы к трактовке научных фактов и понятий, отраженных в заданиях;
• допустимые границы лояльности при выставлении баллов за отдельные элементы
содержания;
• подходы к оцениванию предложенных учащимися нестандартных способов решения
расчетных задач;
• характеристика ситуаций, требующих назначения третьего эксперта.
17
Приложение 1
Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ 2019 года
по ХИМИИ
Уровни сложности заданий: Б - базовый; П - повышенный; В - высокий.
Порядковый
Проверяемые элементы
Коды
Коды
Уро-
Макс.
При-
номер
содержания
прове-
требо-
вень
балл
мерное
задания в
ряемых
ваний
слож-
за вы-
время
работе
элементов
ности
пол-
выпол-
содержа-
зада-
нение
нения
ния по
ния
зада-
задания
кодифи-
ния
(мин.)
катору
Часть 1
1
Строение электронных оболочек
1.1.1
1.2.1
Б
1
2-3
атомов элементов первых четырёх
2.3.1
периодов: s-, p- и d-элементы.
Электронная конфигурация атома.
Основное и возбуждённое состо-
яние атомов.
2
Закономерности
изменения
1.2.1
1.2.3
Б
1
2-3
химических свойств элементов и их
1.2.2
2.4.1
1.2.3
2.3.1
соединений по периодам и группам.
1.2.4
Общая характеристика металлов
IА-IIIА групп в связи с их
положением в Периодической
системе химических элементов
Д.И. Менделеева и особенностями
строения их атомов.
Характеристика
переходных
элементов
- меди, цинка, хрома,
железа
- по их положению в
Периодической
системе
химических
элементов
Д.И. Менделеева и особенностям
строения их атомов.
Общая характеристика неметаллов
IVА-VIIА групп в связи с их
положением в Периодической
системе химических элементов
Д.И. Менделеева и особенностями
строения их атомов
3
Электроотрицательность. Степень
1.3.2
1.1.1
Б
1
2-3
окисления
и
валентность
2.2.1
химических элементов
18
4
Ковалентная химическая связь, её
1.3.1
2.2.2
Б
1
2-3
разновидности
и
механизмы
1.3.3
2.4.2
образования.
Характеристики
2.4.3
ковалентной связи
(полярность и
энергия связи). Ионная связь.
Металлическая связь. Водородная
связь.
Вещества
молекулярного
и
немолекулярного строения. Тип
кристаллической
решётки.
Зависимость свойств веществ от их
состава и строения
5
Классификация
неорганических
2.1
1.3.1
Б
1
2-3
веществ.
Номенклатура
2.2.6
неорганических веществ (тривиаль-
ная и международная)
6
Характерные химические свойства
2.2
2.3.2
Б
1
2-3
простых
веществ-металлов:
2.3
2.3.3
щелочных,
щелочноземельных,
2.4
магния, алюминия; переходных
металлов: меди, цинка, хрома,
железа.
Характерные химические свойства
простых
веществ-неметаллов:
водорода, галогенов, кислорода,
серы, азота, фосфора, углерода,
кремния. Характерные химические
свойства
оксидов:
оснóвных,
амфотерных, кислотных
7
Характерные химические свойства
2.5
2.3.3
Б
2
2-3
оснований
и
амфотерных
2.6
1.1.1
гидроксидов.
Характерные
2.7
1.1.2
химические свойства кислот.
1.4.5
1.2.1
Характерные химические свойства
1.4.6
2.4.4
солей: средних, кислых, оснóвных;
комплексных
(на
примере
гидроксосоединений алюминия и
цинка).
Электролитическая
диссоциация
электролитов в водных растворах.
Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена
19
8
Характерные химические свойства
2.2
2.3.3
П
2
5-7
неорганических веществ:
2.3
- простых веществ-металлов:
2.4
щелочных,
щелочноземельных,
2.5
магния, алюминия, переходных
2.6
металлов
(меди, цинка, хрома,
2.7
железа);
- простых веществ-неметаллов:
водорода, галогенов, кислорода,
серы, азота, фосфора, углерода,
кремния;
- оксидов: оснóвных, амфотерных,
кислотных;
- оснований и амфотерных
гидроксидов;
- кислот;
- солей: средних, кислых, оснóв-
ных; комплексных
(на примере
гидроксосоединений
алюминия и
цинка)
9
Характерные химические свойства
2.2
2.3.3
П
2
5-7
неорганических веществ: - простых
2.3
2.4.3
веществ-металлов:
2.4
2.4.4
щелочных,
щелочноземельных,
2.5
магния, алюминия, переходных
2.6
металлов
(меди, цинка, хрома,
2.7
железа);
- простых веществ-неметаллов:
водорода, галогенов, кислорода,
серы, азота, фосфора, углерода,
кремния;
- оксидов: оснóвных, амфотерных,
кислотных;
- оснований и амфотерных
гидроксидов;
- кислот;
- солей: средних, кислых, оснóв-
ных; комплексных
(на примере
гидроксосоединений
алюминия и
цинка)
10
Взаимосвязь
неорганических
2.8
2.3.3
Б
2
2-3
веществ
2.4.3
11
Классификация
органических
3.3
2.2.6
Б
1
2
веществ.
Номенклатура
органических веществ (тривиальная
и международная)
20
12
Теория строения органических
3.1
1.2.1
Б
1
2
соединений: гомология и изомерия
3.2
2.2.2
(структурная и пространственная).
2.2.3
Взаимное влияние атомов в
2.2.7
молекулах.
Типы связей в молекулах
органических
веществ.
Гибридизация атомных орбиталей
углерода. Радикал. Функциональная
группа
13
Характерные химические свойства
3.4
2.3.4
Б
1
2
углеводородов:
алканов,
4.1.7
1.3.4
циклоалканов, алкенов, диенов,
2.5.1
алкинов,
ароматических
углеводородов
(бензола
и
гомологов бензола, стирола).
Основные способы получения
углеводородов (в лаборатории)
14
Характерные химические свойства
3.5
2.3.4
Б
1
2
предельных
одноатомных
и
3.6
1.3.4
многоатомных спиртов, фенола.
4.1.8
2.5.1
Характерные химические свойства
альдегидов,
предельных
карбоновых кислот,
сложных
эфиров.
Основные способы получения
кислородсодержащих органических
соединений (в лаборатории).
15
Характерные химические свойства
3.7
2.3.4
Б
1
2
азотсодержащих
органических
3.8
соединений: аминов и аминокислот.
Важнейшие способы получения
аминов и аминокислот.
Биологически важные вещества:
жиры, углеводы
(моносахариды,
дисахариды, полисахариды), белки
16
Характерные химические свойства
3.4
2.3.4
П
2
5-7
углеводородов:
алканов,
1.4.10
2.4.4
циклоалканов, алкенов, диенов,
4.1.7.
алкинов,
ароматических
углеводородов
(бензола
и
гомологов
бензола,
стирола).
Важнейшие
способы получения
углеводородов. Ионный
(правило
В.В. Марковникова) и радикальный
механизмы реакций в органической
химии
21
17
Характерные химические свойства
3.5
2.3.4
П
2
5-7
предельных
одноатомных
и
3.6
многоатомных спиртов, фенола,
4.1.8
альдегидов, карбоновых кислот,
сложных эфиров. Важнейшие
способы
получения
кислородсодержащих органических
соединений
18
Взаимосвязь
углеводородов,
3.9
2.3.4
Б
2
2-3
кислородсодержащих
и
2.4.3
азотсодержащих
органических
соединений
19
Классификация
химических
1.4.1
2.2.8
Б
1
2
реакций в неорганической и
органической химии
20
Скорость реакции, её зависимость
1.4.3
2.4.5
Б
1
2
от различных факторов
21
Реакции
окислительно-
1.4.8
2.2.1
Б
1
5-7
восстановительные.
2.2.5
22
Электролиз расплавов и растворов
1.4.9
1.1.3
П
2
5-7
(солей, щелочей, кислот)
2.2.5
23
Гидролиз солей. Среда водных
1.4.7
2.2.4
П
2
5-7
растворов: кислая, нейтральная,
щелочная
24
Обратимые
и
необратимые
1.4.4
2.4.5
П
2
5-7
химические реакции. Химическое
равновесие. Смещение равновесия
под действием различных факторов
25
Качественные
реакции
на
4.1.4
2.5.1
П
2
5-7
неорганические вещества и ионы.
4.1.5
Качественные
реакции
органических соединений
22
26
Правила работы в лаборатории.
4.1.1
1.3.2
Б
1
5-7
Лабораторная
посуда
и
4.1.2
1.3.3
оборудование.
Правила
4.2.1
1.3.4
безопасности при работе с едкими,
4.2.2
2.2.4
горючими
и
токсичными
4.2.3
веществами, средствами бытовой
4.2.4
химии.
Научные методы исследования
химических
веществ
и
превращений. Методы разделения
смесей и очистки веществ.
Понятие о металлургии: общие
способы получения металлов.
Общие
научные
принципы
химического производства
(на
примере
промышленного
получения
аммиака,
серной
кислоты, метанола). Химическое
загрязнение окружающей среды и
его
последствия.
Природные
источники углеводородов,
их
переработка.
Высокомолекулярные соединения.
Реакции
полимеризации
и
поликонденсации.
Полимеры.
Пластмассы, волокна, каучуки
27
Расчёты с использованием понятия
4.3.1
2.5.2
Б
1
2
«массовая доля вещества в
растворе»
28
Расчёты объёмных отношений
4.3.2
2.5.2
Б
1
2
газов при химических реакциях.
4.3.4
Расчёты по термохимическим
уравнениям
29
Расчёты массы вещества или
4.3.3
2.5.2
Б
1
2
объема газов по известному
количеству вещества, массе или
объёму одного из участвующих в
реакции веществ
Часть 2
30
Реакции окислительно-восстанови-
1.4.8
2.2.5
В
2
10-15
тельные
2.4.4
31
Реакции ионного обмена.
1.4.5
2.2.4
В
2
10-15
Электролитическая
диссоциация
1.4.6
2.4.4
электролитов в водных растворах.
Сильные и слабые электролиты
32
Реакции,
подтверждающие
2.8
2.3.3
В
4
10-15
взаимосвязь различных классов
2.4.3
неорганических веществ
2.4.4
23
33
Реакции,
подтверждающие
3.9
2.3.4
В
5
10-15
взаимосвязь
органических
2.4.3
соединений
34
Расчёты с использованием понятий
4.3.1
2.5.2
В
4
10-15
«растворимость»,
«массовая доля
4.3.5
вещества в растворе».
4.3.6
Расчёты массы (объёма, количества
4.3.8
вещества) продуктов реакции, если
4.3.9
одно из веществ дано в избытке
(имеет примеси).
Расчеты массы (объема, количества
вещества) продукта реакции, если
одно из веществ дано в виде
раствора с определенной массовой
долей растворенного вещества
Расчёты массовой или объёмной
доли выхода продукта реакции от
теоретически возможного.
Расчёты массовой доли
(массы)
химического соединения в смеси
35
Установление молекулярной и
4.3.7
2.5.2
В
3
10-15
структурной формулы вещества
Всего заданий - 35; из них по уровню сложности: Б - 21 П - 8; В - 6.
Максимальный первичный балл за работу - 60.
Общее время выполнения работы - 210 мин.
Извлечения из Методических рекомендаций Рособрнадзора по
формированию
и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при
проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего общего образования
Во время работы экспертам запрещается:
самостоятельно изменять рабочие места;
копировать и выносить из помещений, где осуществляется проверка,
экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных
работ;
разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных
материалах;
иметь
при
себе
средства
связи,
фото-,
аудио-
и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами
(ноутбуками, КПК
и другими);
без уважительной причины покидать аудиторию;
переговариваться с другими экспертами, если речь не идет о консультировании
с председателем ПК или с экспертом, назначенным по решению председателя ПК
консультантом;
Если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к
председателю ПК или лицу, назначенному председателем ПК консультантом.
24
Приложение 2.
Указания по оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ
для эксперта, проверяющего развёрнутые ответы на задания
с порядковыми номерами 30-35 по ХИМИИ
(документ, предоставляемый эксперту при проведении оценивания экзаменационных работ)
При проверке заданий с развёрнутым ответом эксперт руководствуется
стандартизированными материалами, в которых представлены: критерии и
шкалы оценивания выполнения заданий, а также варианты развёрнутых ответов
на каждое из заданий части 2 экзаменационной работы.
Проверка и оценивание выполнения заданий с развернутым ответом
осуществляется на основе поэлементного анализа ответов экзаменуемых.
Метод поэлементного анализа предполагает установление наличия в ответах
экзаменуемых каждого из элементов ответа, обозначенного в критериях
оценивания.
Ответ экзаменуемого по своему содержанию и последовательности
изложения и может отличаться от предложенного в критериях варианта ответа.
При этом оценивание выполнения задания осуществляется также в
соответствии с общими критериями оценивания.
Результаты оценивания переносятся в Протокол проверки развернутых
ответов, при этом баллы по каждому заданию переносятся в колонку, название
которой соответствует номеру задания (см. Рисунок 1):
Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол
проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ
отсутствует
(нет никаких записей, свидетельствующих о том, что
экзаменуемый приступал к выполнению задания) (или указан только номер
самого задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».
25
Рисунок 1. Протокол проверки развернутых ответов. Образец
Рекомендации по оцениванию отдельных элементов ответа и решению
возможных проблем при оценивании.
зад
Критерии оценивания,
Рекомендации по оцениванию отдельных элементов
а-
в которых обозначены
ответа
ни
элементы ответа
и решению возможных проблемных ситуаций
я
30
Ответ правильный и
Основные элементы ответа
полный:
1. Ставится 1 балл, если выбраны вещества из
• выбраны вещества,
списка и составлено молекулярное уравнение
и записано уравнение
окислительно-восстановительной
реакции
окислительно-
между ними:
восстановительной
из приведённого в условии списка веществ
реакции;
выбраны те вещества, между которыми
• составлен
протекает окислительно-восстановительная
электронный баланс,
реакция;
указан окислитель и
правильно составлены формулы продуктов
восстановитель
этой
окислительно-восстановительной
реакции;
расставлены все коэффициенты в уравнении
(при этом допустимо использование кратных
коэффициентов, в том числе и дробных).
26
Дополнительные
рекомендации,
которые
необходимо учитывать в случае проблемных
ситуаций:
− в качестве исходных веществ (окислителя и
восстановителя) могут быть использованы
только вещества из предложенного списка
(вода может быть указана как среда для
протекания реакций);
− реакции диспропорционирования, которые
протекают с участием среды
(раствора
щелочи или кислоты), должны приниматься
как возможный вариант ответа;
− реакции разложения сложных веществ
не могут быть приняты в качестве
возможного варианта ответа, так как по
условию задания требуется выбрать «…не
менее двух веществ из предложенного
перечня».
2.
Ставится
1 балл за составление
электронного баланса при условии, если:
правильно указаны степени окисления
элемента-окислителя
и
элемента-
восстановителя, участвующих в процессах
окисления и восстановления;
электронный баланс можно считать
составленным верно, если любым способом
будет показано, что число отданных
восстановителем электронов, равно числу
электронов, принимаемых окислителем: это
могут быть коэффициенты в уравнении
реакции; могут быть указаны множители за
вертикальной чертой; может присутствовать
словесная запись о числе отданных и
присоединённых электронов; может быть
использован
метод
полуреакций
(электронно-ионный баланс);
указан окислитель и восстановитель.
Дополнительные
рекомендации,
которые
необходимо учитывать в случае проблемных
ситуаций.
− степень окисления 0 может не указываться
экзаменуемым;
− если степень окисления не указана, то
считать её равной 0;
27
считать верными записи, подобные
следующим «Cl-1», «Cl-» , «2Cr3+», «Cr+6»,
которые экзаменуемый использовал при
указании степени окисления;
− считать неверными записи, подобные
следующим
«N23-»,
«Cr26+»
(или
«N2-3»
«Cr2+6»);
− наличие
в
ответе
экзаменуемого
взаимоисключающих
суждений
или
обозначений следует рассматривать как
факт
несформированности
умения
применять данные знания (например, знаки
«+» и «-» в записи электронного баланса не
соответствуют природе окислителя или
восстановителя).
Экзаменуемый может:
− в качестве окислителя и восстановителя
указать элементы в соответствующей
строчке электронного баланса, или
отдельно выписать формулы
/названия
веществ.
обозначить окислитель и восстановитель
даже одной буквой («В» и «О»).
При оценивании выполнения задания
принимается во внимание тот факт, что
экзаменуемый может использовать свой алгоритм
выполнения
задания
(отличный
от
предложенного «варианта ответа»).
При этом, если выбраны вещества, между
которыми невозможно протекание окислительно-
восстановительной реакции, то за молекулярное
уравнение ставится
0 баллов и электронный
баланс не оценивается - 0 баллов.
В случае, если выбраны вещества, между
которыми
возможна
окислительно-
восстановительная реакция, но
допущена(-ы)
ошибка(-и) в определении состава продуктов
реакции (к примеру, не учтён характер среды
раствора), то за первый элемент ответа (уравнение
реакции) ставится 0 баллов, а электронный баланс
оценивается применительно к составленному
экзаменуемым уравнению реакции.
Если в ответе к данному заданию будут
приведены уравнения нескольких реакций, то
28
проверяется только первое из них.
31
Ответ правильный и
Основные элементы ответа
полный, содержит
1. Ставится 1 балл, если выбраны вещества из
следующие
списка и составлено молекулярное уравнение
элементы:
реакции ионного обмена между ними:
выбраны
из приведённого в условии списка веществ
вещества, и записано
выбраны те вещества, которые могут
молекулярное
участвовать в реакции ионного обмена;
уравнение реакции
расставлены
все
коэффициенты
в
ионного обмена;
молекулярном уравнении реакции.
записаны
полное и
2. Ставится 1 балл, если записаны полное и
сокращенное ионное
сокращённое ионное уравнения:
уравнения реакций
правильно указаны заряды ионов в каждом из
ионных уравнений реакций (например, «Na+»,
или «SO42-»);
в ионном уравнении реакции формулы слабых
электролитов, практически нерастворимых
веществ и газов записаны в молекулярном
виде;
в
сокращённом
ионном
уравнении
коэффициенты должны быть минимальными
целыми числами.
Дополнительные
рекомендации,
которые
необходимо учитывать в случае проблемных
ситуаций:
− при составлении как молекулярного, так и
ионного уравнения реакции экзаменуемый
может не использовать обозначения осадка
«↓» или газа «↑».
При оценивании выполнения задания
принимается во внимание тот факт, что
экзаменуемый может использовать свой алгоритм
выполнения задания (отличный от предложенного
«варианта ответа»).
Если в ответе к данному заданию будут
приведены уравнения нескольких реакций, то
проверяется только первое из них.
29
32
Ответ правильный и
Ставится 1 балл за каждый из четырёх
полный:
элементов ответа, если:
содержит правильно
правильно записаны формулы всех веществ,
записанные
участвующих в реакции;
уравнения четырёх
указаны все коэффициенты
(при этом
химических
допустимо использование дробных и
реакций, о которых
удвоенных коэффициентов).
шла речь в условии
в уравнениях реакций записаны формулы
задания.
тех веществ, которые соответствуют
условию задания, или являются продуктами
реакций, протекающих при заданных
условиях.
Дополнительные
рекомендации,
которые
необходимо учитывать в случае проблемных
ситуаций.
При составлении
уравнения
реакции
экзаменуемый может:
− не указывать условия ее проведения
(прокаливание, катализатор), так как они
указаны в условии задания. В случае если в
ответе все же указаны условия проведения
конкретной реакции, но они не
соответствуют
её
протеканию
с
образованием записанных продуктов, то
данный элемент ответа следует считать
ошибочным по причине наличия
взаимоисключающих суждений.
− при составлении уравнения реакции
экзаменуемый может не использовать
обозначения осадка «↓» или газа «↑».
33
Ответ правильный и
Ставится 1 балл за каждый из пяти
полный:
элементов ответа, если:
содержит правильно
правильно записаны формулы всех
записанные
веществ, участвующих в реакции, при этом
уравнения пяти
использованы структурные формулы
химических
разного вида
(развёрнутая, сокращённая,
реакций, которые
скелетная), которые однозначно отражают
соответствуют
порядок связи и взаимное расположение
схеме превращений,
заместителей и функциональных групп в
приведённой в
молекуле органического вещества.
30
условии задания.
указаны все коэффициенты
(при этом
допустимо использование дробных и
удвоенных коэффициентов).
в уравнениях реакций записаны формулы
тех веществ, которые соответствуют
условию
задания,
или
являются
продуктами реакций, протекающих при
заданных условиях.
Дополнительные
рекомендации,
которые
необходимо учитывать в случае проблемных
ситуаций.
При составлении уравнения химической
реакции экзаменуемый может:
использовать молекулярные формулы
простейших
представителей
гомологических рядов: CH4, C2H2, C6H6,
C2H5OH, CH2O, C6H12O6
(в реакции
брожения или полного окисления);
не использовать обозначения осадка
«↓»
или газа «↑»;
не указывать условия её проведения
(прокаливание, катализатор), так как в
условии задания это не предусмотрено. В
случае если в ответе все же указаны
условия проведения конкретной реакции,
но они не соответствуют её протеканию с
образованием записанных продуктов, то
данный элемент ответа следует считать
ошибочным по причине наличия
взаимоисключающих суждений.
34
Ответ правильный и
1. Ставится 1 балл за наличие в ответе
полный:
правильно записанных уравнений всех
в ответе
реакций, соответствующих условию задания.
правильно записаны
правильно записаны формулы всех
все уравнения
веществ, участвующих в реакции;
реакций,
указаны все коэффициенты
(при этом
соответствующих
допустимо использование дробных и
условию задания;
удвоенных коэффициентов).
правильно
Дополнительные
рекомендации,
которые
произведены
необходимо учитывать в случае проблемных
вычисления,
ситуаций:
в которых
− если допущена ошибка хотя бы в одном из
31
использованы
уравнений реакций, даже при условии, что
необходимые
она не влияет на ход дальнейших
физические
вычислений, то за этот элемент ответа
величины, заданные
выставляется 0 баллов.
в условии задания;
2. Ставится 1 балл за наличие в ответе
• продемонстриро-
правильно произведённых вычислений, в
вана и логически
которых
используются
необходимые
обоснована
физические величины из числа указанных в
последовательность
условии задания.
использования во
Дополнительные рекомендации, которые
взаимосвязи
необходимо учитывать в случае проблемных
физических
ситуаций.
величин, на
К примеру, в соответствии с условием
основании которых
задания должно быть определено вещество,
проводятся расчёты;
взятое в избытке. Если в ответе экзаменуемого
отсутствует указание на избыток этого
• в соответствии с
вещества, но ход дальнейших вычислений
условием задания
правильный, то в этом случае элемент ответа
определена искомая
считается верным.
физическая
величина.
3. Ставится
1 балл, если в ответе
экзаменуемого
продемонстрирована
и
логически обоснована последовательность
использования во взаимосвязи физических
величин, на основании которых проводятся
расчёты.
Иными словами, отражены все необходимые
этапы расчётов с указанием пропорциональной
зависимости между количеством
(массой,
объёмом) реагирующих веществ.
Вычисление молярной массы веществ можно
не приводить.
4. Ставится
1 балл, если в ответе
экзаменуемого в соответствии с условием
задания определена искомая физическая
величина:
− выбран верный способ для нахождения
искомой физической величины;
правильно
определены
«промежуточные»
физические
величины, необходимые для её
нахождения.
Дополнительные
рекомендации,
которые
32
необходимо учитывать в случае проблемных
ситуаций.
В случае наличия в ответе экзаменуемого
ошибок в вычислениях (не более трёх), которые
привели к неверному ответу, оценка за
выполнение задания снижается только на 1 балл.
В случае если в ответе экзаменуемого не
указаны
единицы измерения
искомых
физических величин (более четырёх), то оценка
за выполнение задания снижается на 1 балл.
При оценивании выполнения задания
принимается во внимание тот факт, что
экзаменуемый может использовать свой
алгоритм решения задачи
(отличный от
предложенного «варианта ответа»).
35
Ответ правильный и
Основные элементы ответа
полный:
1.
Ставится
1 балл за определение
правильно
молекулярной
формулы вещества на
произведены
основании
приведённых
необходимых
вычисления,
правильных вычислений.
необходимые для
Ответ
должен
содержать
расчёты,
установления
подтверждающие соответствие приведённой
молекулярной
молекулярной формулы условиям задачи.
формулы
вещества и
2. Ставится
1 балл при наличии записи
записана
структурной формулы вещества, которая
молекулярная
отражает порядок связи и взаимное
формула
расположение
заместителей
и
вещества;
функциональных
групп
в
молекуле
записана
органического вещества в соответствии с
структурная
условием задания.
формула
Дополнительные
рекомендации,
которые
органического
необходимо учитывать в случае проблемных
вещества, которая
ситуаций.
отражает порядок
При условии, если структурная формула
связи и взаимное
органического
вещества
расположение
не записана как отдельный элемент ответа, а
заместителей и
присутствует лишь в уравнении реакции
функциональных
последнем элементе ответа) и составлена
групп в молекуле
правильно, то этот элемент ответа считается
в соответствии с
выполненным и выставляется
1 балл за
условием
«структурную формулу».
задания;
с использованием
3. Ставится
1 балл при наличии записи
33
структурных
уравнения реакции, на которую даётся
формул
указание в условии задания:
органических
правильно записаны формулы всех
веществ записано
веществ, участвующих в реакции, при этом
уравнение
использованы структурные формулы
реакции, на
разного вида
(развёрнутая, сокращённая,
которую даётся
скелетная), которые однозначно отражают
указание в
порядок связи и взаимное расположение
условии задания.
заместителей и функциональных групп в
молекуле органического вещества.
указаны все коэффициенты
(при этом
допустимо использование дробных и
удвоенных коэффициентов).
в уравнении реакции записаны формулы
тех веществ, которые соответствуют
условию
задания,
или
являются
продуктами реакций, протекающих при
заданных условиях.
Дополнительные
рекомендации,
которые
необходимо учитывать в случае проблемных
ситуаций.
Допустимо использование молекулярных
формул для простейших представителей
гомологических рядов: CH4, C2H2, C6H6, C2H5OH,
CH2O и т.д., а также C6H12O6
(в реакции
брожения или полного окисления).
В случае если в условии задания идёт речь о
веществах природного происхождения, то
таковыми являются биологически важные
вещества, такие как жиры, аминокислоты
(независимо от положения аминогруппы),
пептиды, белки, углеводы (моно-, ди-, олиго- и
полисахариды).
34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////