Задания второго тура регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию с ответами (2020 год)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания второго тура регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию с ответами (2020 год)

 

 

Задания второго тура регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
10 класс
Время выполнения заданий второго тура — 150 минут
1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если
не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1.1. Термины «социальная адаптацияª и «социализацияª эквивалентны друг
другу.
1.2. Субъектом политики может быть только социальные группы или слои.
1.3. С увеличением количества производимой продукции постоянные затраты
компании на единицу продукции остаются неизменными.
1.4. Испытание при приеме на работу не устанавливается для лиц, заключающих
трудовой договор на срок до двух месяцев.
1.5. Христианство, ислам и буддизм являются монотеистическими религиями.
Ответы:
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
нет
нет
нет
да
нет
По 1 баллу за верный ответ. Всего 5 баллов.
2. Задания на ряды.
2.1. Предложите минимальное по объему обобщающее юридическое поня-
тие, вбирающее в себя все нижеперечисленные.
Личное поручительство, залог, заключение под стражу, наблюдение ко-
мандования воинской части.
Ответ: Меры пресечения.
1 балл за верный ответ.
Всего 1 балл.
2.2. Предложите минимальное по объему обобщающее понятие, вбирающее
в себя все нижеперечисленные.
Инвестор, брокер, андеррайтер, дилер, депозитарий.
Ответ: профессиональные участники рынка ценных бумаг.
1 балл за верный ответ.
Всего 1 балл.
3. Решите задачи.
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
10 КЛАСС
3.1. Юридические задачи.
3.1. «Восполнение пробелов».
Х — способ восполнения пробелов в действующем законодательстве путем при-
менения: (а) закона, регулирующего сходные общественные отношения (ХY);
(б) общих начал и принципов правового регулирования соответствующей от-
расли права или правового института (XС). X допускается в гражданском, семей-
ном законодательстве. Использовать X могут только V с соблюдением всех про-
цессуальных норм и процессуальных гарантий.
Вставьте пропущенные слова и словосочетания.
Ответ:
X — Аналогия (2 балла)
XY — аналогия закона (2 балла)
XC — аналогия права (2 балла)
V — суды (2 балла)
Всего 8 баллов
3.2. «Федор и его младший брат».
Федору 14 лет, и он растет очень озорным и непослушным мальчиком. Задумав
нехорошее, Федор решил подговорить своего младшего брата совершить кражу
из квартиры соседей альбома с рисунками героев комиксов, которых так здорово
рисовал дядя Степа. Мальчик должен был пролезть в открытое окно и забрать
альбом, хорошо, что соседи живут на 1 этаже. Федор рассудил так: так как брату
всего 8 лет, а сам Федор в квартиру соседей проникать не собирается, то и к от-
ветственности никого не привлекут. Даже если о случившемся узнает участко-
вый, уголовное дело все равно возбуждать не станет, ведь заявление соседи пи-
сать не будут, они очень тепло к нему относятся и все ему простят. Тем более,
кража тетрадки с рисунками — это такая мелочь, и за это в принципе возможна
только административная ответственность.
3.2.1. Прав ли Федор в своих суждениях?
3.2.2. Укажите на ошибки в его рассуждениях.
Ответ:
Несмотря на то, что Федор не собирается проникать в квартиру, он использует
для этого своего брата. Ч.2 ст. 33 УК РФ закрепляет, что исполнителем также
2
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
10 КЛАСС
признается лицо, совершившее преступление посредством использования дру-
гих лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста (1 балл).
Следовательно, Федора можно привлечь к уголовной ответственности (1 балл).
Участковый вправе возбудить уголовное дело в отношении Федора (1 балл).
Даже если соседи не станут писать заявление в полицию, уголовное дело все
равно может быть возбуждено, так как уголовное дело о краже считается уголов-
ным делом публичного обвинения, которое может быть возбуждено и без заяв-
ления потерпевшего (1 балл)
Кража с проникновением в жилище не может являться административным пра-
вонарушением (1 балл), однако может быть признана малозначительным дея-
нием в силу незначительного размера похищенного (1 балл).
Всего 6 баллов.
3.2. Экономические задачи.
3.2.1. «Банковские вклады».
Изучите предложения коммерческого банка по вкладам для физических
лиц и помогите вкладчику сделать вклад.
1.
Вклад «Оптимальный доходª
Минимальная сумма первоначального взноса составляет 200 тыс. рублей или
3 тыс. долларов. Денежные средства размещаются под 8,1% в рублях и под 4%
годовых в долларах. Проценты выплачиваются ежемесячно на отдельный счет,
что позволяет вкладчику распоряжаться доходом по своему усмотрению.
2.
Вклад «Для новых клиентовª
Минимальная сумма — 10 тыс. рублей. Срок — 500 дней. Доходность составляет
8% годовых. Вклад сберегательный, его условия не предусматривают возможно-
сти пополнения и частичного снятия денежных средств. Проценты выплачива-
ются в конце срока. При необходимости вкладчик может досрочно расторгнуть
договор по истечении 300 дней на выгодных условиях — по ставке 7,5% годо-
вых. Процентная ставка, установленная по спецпредложению, является макси-
мальной в рейтинге вкладов сроком от одного года до двух лет.
3.2.1.1. Заполните таблицу.
3.2.1.2. При каких условиях предпочтительнее тот или иной вклад?
Ответ:
Различия
Позиции для срав-
Вклад «Оптимальный до-
Вклад «Для новых кли-
нения
ход»
ентов»
3
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
10 КЛАСС
Минимальная сумма
200 тыс.руб./3 тыс.долл.
10 тыс.руб.
первоначального
взноса
Срок вклада
не определен
500 дней
Доходность
8,1% годовых в руб./4% го-
8%
довых в долл.
Возможность
до-
не указана
через 300 дней по ставке
срочного расторже-
7,5% годовых
ния
Способ начисления
выплачиваются ежемесячно
в конце срока
процентов
на отдельный счет
Возможность попол-
не указана
не возможна
нения/частичного
снятия
денежных
средств
Общее
Каждая верно выделенная позиция для сравнения и верно указанные разли-
чия по этой позиции - 1 балл.
Каждая верно выделенная общая позиция - 1 балл. Максимально - 2 балла.
Каждое верно указанное условие выбора вклада - 1 балл. Максимально -
2 балла.
Всего 10 баллов.
3.2.2. «Моногород».
Численность занятых в составе экономически активного населения базисного пе-
риода — 100 млн. чел., численность безработных — 12 млн. чел. Через месяц
(отчетный период) из 88 млн. чел., имевших работу, были уволены и находятся
в поисках работы — 0,2 млн. чел., при этом 4 млн. чел. из числа официально за-
регистрированных безработных прекратили поиски работы. Определите индекс
уровня безработицы базисного периода по сравнению с отчетным?
4
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
10 КЛАСС
Индекс уровня безработицы = Уровень безработицы отчетного периода / Уро-
вень безработицы прошлого периода
Уровень безработицы = Количество безработных / Рабочую силу = Количество
безработных / (Занятые + Безработные) =
Уровень безработицы прошлого периода = 12 / (100 + 12) * 100% = 10,71%
Количество безработных в отчетном периоде = Численность безработных в про-
шлом периоде - Количество лиц, прекративших поиски работы + Количество
лиц, начавших поиск работы = 12 - 4 +0,2 = 8,2 млн. чел.
Уровень безработицы отчетного периода = 8,2 / (100 + 8,2) = 7,58%
Индекс уровня безработицы = 7,58 % / 10,71 % = 0,708.
Ответ: 0,708
(Правильный ответ с решением 3 балла. Правильный ответ без приведенного
решения ИЛИ Правильный ответ с ошибками в решении - 1 балл).
Всего - 3 балла.
3.3. Логические задачи.
3.3.1. «Карты».
На столе лежат четыре карты. Известно, что с одной стороны на них написаны
цифры, а с другой — рубашка черного (Ч) или белого (Б) цвета. Карты такие: Ч,
Б, 9, 11. Какие карты необходимо и достаточно перевернуть, чтобы проверить
правило «Если с одной стороны число, кратное трем, то с другой — белая ру-
башкаª?
a) Ч
b) Б
c)
9
d) 11
Ответ: а+с
По 1 баллу за каждый правильный ответ
Всего 2 балла.
3.3.2. «Четверо детей».
У Машиного отца четверо детей. Первых трех зовут Лала, Лоло и Лулу.
Как зовут четвертого ребенка? Обоснуйте свой ответ (1-2 предложения).
Ответ: Маша
5
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
10 КЛАСС
Обоснование: всего детей 4, и если имена троих перечислены, то, методом
исключения, четвертый ребенок — сама Маша
2 балла, в том числе
1 балл за правильный ответ
1 балл за корректное обоснование
3.3.3. «Четверо музыкантов».
В одном оркестре играют четыре музыканта: Иван, Сергей, Михаил и Петр. Их
фамилии: Андреев, Борисов, Федоров и Николаев. Известно, что
1) Борисов — самый старший из них, а Сергей — самый молодой.
2) Андреев не женат и ухаживает за единственной сестрой Михаила, ко-
торая тоже пока не замужем.
3) Петр моложе своего шурина* Федорова.
Определите, кто из них кто. Обоснуйте свой ответ с помощью логических
рассуждений.
*Шурин — родной брат жены
Ответ:
Иван ФЕДОРОВ
Сергей АНДРЕЕВ
Михаил БОРИСОВ
Петр НИКОЛАЕВ
Обоснование (один из возможных вариантов):
1) Петр не Борисов, т.к. Борисов самый старший, а Петр — нет (1,3)
2) Петр не Федоров, т.к. нельзя быть моложе себя самого (3).
3) Петр не Андреев, т.к. Петр женат, а Андреев нет (2,3). Следовательно,
Петр — Николаев.
4) Сергей не Борисов, так как они несовместимы по возрасту (1) и не Фе-
доров, т.к. Сергей самый молодой, а Федоров — нет (1,3). Следова-
тельно, Сергей — Андреев.
5) Михаил не Федоров, т.к. у Михаила сестра не замужем, а у Федо-
рова — замужем (2,3). Следовательно, Михаил — Борисов, а Иван —
Федоров.
Всего 9 баллов. В том числе:
4 балла за правильный ответ (по 1 за каждое совпадение).
5 баллов за корректное обоснование (по 1 за каждый шаг обоснова-
ния 1-5 или аналогичный им).
6
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
10 КЛАСС
4. Выполните задания по текстам.
4.1. «Смитленд».
Господин Смит с самого детства обожал приключенческие романы и всегда знал,
что океан — его стихия. Окончив мореходное училище и отслужив положенное
время на крейсере, он решил отправиться в кругосветное путешествие. Надо ска-
зать, что к тому времени он успел обзавестись семьей, и его домочадцы с удо-
вольствием отправились в путь с главой семейства (благо, что корабль был осна-
щен по последнему слову техники).
Путешествие подходило к концу — корабль Смитов приближался к родной для
них стране N, но находился еще в международных водах. И тут капитан Смит
заметил остров, который казался необитаемым. Когда корабль подплыл ближе,
выяснилось, что это старинный форт, занимающий почти всю территорию суши,
окруженную водой. Тогда Смиту в голову пришла идея. Он собрал всех членов
своей семьи и объявил, что отныне они становятся гражданами отдельного госу-
дарства, которое будет называться Смитленд. Себя же он объявил королем новой
страны. Жена и трое сыновей Смита сначала подумали, что это шутка и решили
просто подыграть ему. Но Смит не шутил. Очень скоро вся территория острова
была заселена знакомыми Смитов, которые с удовольствием стали жить и рабо-
тать в Смитленде.
Глава государства объявил о начале выборов в правительство новой страны.
Очень быстро были избраны лучшие из лучших. Сразу же народу Смитленда
была представлена Конституция, которую с радостью все одобрили. По Консти-
туции, государство объявлялось социальным и правовым и представляло собой
ограниченную монархию. Правительство объявило о наличии собственной ва-
люты, единицей которой был один смит. Разумеется, у Смитленда практически
сразу появился собственный флаг и гимн.
Власти страны N были возмущены поведением Смита и его сподвижников, и он
был вызван в суд (на тот момент он все еще был гражданином страны N). Это
было одно из самых сложных дел в истории юриспруденции этой страны. Однако
в итоге судья постановил, что территория, названная Смитлендом, не подпадает
под юрисдикцию ни одной из стран. Так на политической карте мира появилось
новое государство.
4.1. Почему суд пришел к выводу, что Смитленд может считаться государ-
ством?
Ответ: потому что был признан его суверенитет (независимость от соседних гос-
ударств — «не подпадает под юрисдикцию ни одной страныª). Минимальные
признаки государства — территория, народ в правовом союзе и суверенитет.
7
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
10 КЛАСС
Если ответ участник дает краткий ответ (государство должно обладать
суверенитетом) — 1 балл
Если участник отмечает то, что земля, находящаяся в международных во-
дах (открытом море) не принадлежит никому и, соответственно, государство,
расположенное на этой территории, является суверенным по определению —
то плюс 2 балла.
Всего 3 балла.
4.2. «Последний ресурс разума и добра».
Что касается низложения королей, о котором эти господа так много и с удоволь-
ствием болтают, то эта церемония практически никогда не совершается без наси-
лия. Свержение с трона или, если этим господам больше нравится, «низложение
королейª всегда было и будет для государства событием чрезвычайным и все-
гда — вне закона. Это скорее вопрос о стратегии, расстановке сил, имеющихся
средствах и возможных последствиях подобных действий, чем о правах. Его под-
нимают не для оскорблений и не для обсуждения досужими умами. Демаркаци-
онная линия риска, где кончается повиновение и начинается сопротивление, не-
отчетлива, размыта, с трудом различима. Ситуация определяется не единичным
событием, а цепью поражений, будущие перспективы столь же плачевны, что и
прошлый опыт, — вот когда приходится ставить диагноз, чтобы прописать горь-
кое лекарство лихорадящему государству и тем, кого природа призвала к управ-
лению им в это критическое, кризисное, смутное время. Чтобы определить тя-
жесть болезни, нужна мудрость, способная отделить высокие помыслы от зло-
употреблений властью, оказавшейся в недостойных руках, самоуверенность и
дерзость от приверженности благородному риску. Но в любом случае револю-
ция — самый последний ресурс разума и добра.
4.2.1. Принципы какой политической идеологии раскрываются в тексте?
4.2.2. Назовите 4 понятия, которые являются определяющими для данной
идеологии.
Ответ: Консерватизм (1 балл)
1) традиционализм, стабильность, порядок
2) иерархия
8
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
10 КЛАСС
3) естественное неравенство,
4) сильное государство
По 1 баллу за каждое верно указанное понятие
Всего 5 баллов
5. Ниже приведены высказывания известных писателей и мыслителей про-
шлого, касающиеся одного и того же понятия (в тексте оно обозначено как
[«]; возможны вариации изменяемых частей данного слова).
«[«] — величайшее из человеческих страданийª (Б. Паскаль).
«У всякого языка свое [«]ª (Э. Канетти)
«Если ты неуч и [«]-ишь, то ведёшь себя умно, если же учён и [«]-ишь,
то глупоª (Теофрасть).
«Однако [«] — еще хуже: всякая истина, о которой [«]-т, становится ядо-
витойª (Ф. Ницше).
«[«] глубоко, как вечностьª (Т. Карлейль).
5.1. Что это за понятие?
5.2. Высказывание какого из указанных мыслителей вам кажется наиболее
важным и интересным? Обоснуйте свой ответ (2-3 предложения).
Ответ: Молчание
1 балл за определение понятия, до 2-х баллов за грамотно выстроенное обосно-
вание.
Всего 3 балла.
6. Ознакомьтесь с представленными материалами и выполните задания.
Ниже дан текст, в котором пропущены понятия, а также список терминов. Про-
пуски в тексте зашифрованы цифрами. Вставьте верные понятия вместо про-
пусков и заполните таблицу, указав в таблице ответа верное соответствие
цифр (пропуски в тексте) и букв (термины в списке). Все термины даны в
именительном падеже единственном числе, количество терминов больше необ-
ходимого.
Линда Нохлин. «Почему не было великих художниц?» 1971.
Вопрос: «Почему не было великих художниц?ª — лишь верхушка айсберга (1) и
неверных идей; под ним плавает огромная темная масса сомнительных идей о
9
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
10 КЛАСС
природе (2) и сопутствующих ему (3), о природе (4) в целом и таланта в частно-
сти, и о роли (5) во всем этом. В основе проблемы лежит множество наивных,
извращенных, некритических (6) об искусстве как таковом. Они объединяют та-
ких непохожих друг на друга звезд, как Микеланджело и Ван Гог, Рафаэль и
Джексон Поллок, под знаком «великиеª. (7) считается тот, кто обладает (8), ко-
торая, в свою очередь, понимается как вневременная и загадочная (9), непости-
жимым образом воплотившаяся в (10) мастера.
Список терминов:
А. непонимание
Б. предположение
В. обстоятельство
Г. общественное устройство
Д. неравенство
Е. человеческая способность
Ж. великий художник
З. гениальность
И. персона
К. искусство
Л. случайность
М. мощь
Ответ:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
А
К
В
Е
Г
Б
Ж
З
М
И
КЛЮЧ: 1. Непонимание 2. Искусство 3. Обстоятельство 4. Человеческие способ-
ности 5. Общественное устройство 6. Предположение 7. Великий художник, 8.
Гениальность 9. Мощь 10. Персона
По 1 баллу за каждую верную позицию.
Всего 10 баллов.
7. «Как социолог смотрит кино?»
Познакомьтесь с кратким содержанием фильма «Премия», созданного в
1974 г., снятого по пьесе Александра Гельмана, и выполните задания.
10
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
10 КЛАСС
В центре сюжета фильма «Премияª, снятого по пьесе Александра Гельмана
«Протокол одного заседанияª, — скандал: бригада бетонщика Потапова в пол-
ном составе отказывается от премии, присужденной по итогам соцсоревнования.
Рабочие считают, что премии не заслужили: план было просто перевыполнить,
так как его предварительно сократили. И произошло это не из-за «объективных
обстоятельствª, а из-за плохого руководства. Скандал выносится на заседание
парткома, во время которого сталкиваются и меняются позиции и аргументы раз-
личных игроков.
Бригадир Потапов душой болеет за работу, не может терпеть простоев и бес-
порядка, утверждая, что все причины сокращения плана — внутренние, и они
11
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
10 КЛАСС
могли быть преодолены самим трестом при надлежащей организации труда. Не-
сколько участников заседания, и прежде всего управляющий трестом, поначалу
пытаются поставить «бунтовщикаª на место. Однако парторг поддерживает вы-
ступление Потапова, намереваясь разобраться в ситуации.
Выступление Потапова побуждает каждого участника собрания выразить
свою принципиальную позицию. Неожиданно ход заседания прерывает телефон-
ный звонок. Выясняется, что только что семеро членов бригады Потапова всё же
получили премию. Поникнув, бригадир молча покидает заседание. Однако, по
мнению парторга, проблема осталась, и в ходе голосования большинством голо-
сов предложение Потапова принимается.
7.1. Какие приоритетные для героев фильма социальные ценности всту-
пают в конфликт в ходе полемики? Назовите не менее трех.
Ответ: Расчет, Эффективность, Семья, Дружба и Партия.
Верно названные 3 ценности - 2 балла.
Верно названные 2 ценности - 1 балл.
7.2. Герои по ходу фильма меняют свою позицию. Объясните с точки зрения
социологии, почему так произошло?
Ответ: Социальный порядок в «Премииª динамичен и ситуативен (1 балл). Че-
ловек может прибегать к ценностям совершенно разных уровней для критики
или оправдания собственных действий и действий других людей (1 балл).
7.3. Какие социальные роли можно вычленить в приведенном сюжете? При-
ведите не менее четырех ролей.
Бригадир, формальный лидер, руководитель парторганизации, семьянин, рабо-
чий, управляющий треста и др.
Верно названные 4 роли - 2 балла.
Верно названные 3 роли - 1 балл.
7.4. Какую социальную позицию занимает главный герой фильма?
Ответ: Главный герой позволяет себе принимать решения за всю группу и дей-
ствовать от имени всех, он считает, что его мнение - это мнение всей группы
(1 балл). Для него отсутствие поддержки, означает личную трагедию (1 балл).
Всего 10 баллов.
8. «Охота к перемене мест: зачем и почему?»
12
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
10 КЛАСС
В 2018 году на территории России продолжила снижаться численность вынуж-
денных мигрантов. Проанализируйте представленные данные о миграцион-
ных процессах на территории России и выполните предложенные задания.
Среди мигрантов на начало 1998 года, получивших статус вынужденного пере-
селенца (956,9 тыс. чел.) и статус беженца (235,1 тыс. чел.) преобладали пересе-
ленцы из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Киргизии и
Грузии. Начиная с 1999 года численность беженцев и вынужденных переселен-
цев быстро снижалась, сократившись к началу 2018 года до 14,4 тыс. чел., в том
числе 13,8 тыс. вынужденных переселенцев и 592 беженца. Среди вынужденных
переселенцев в России преобладали эмигранты из Грузии, Казахстана, Узбеки-
стана, а среди беженцев - эмигранты из Афганистана и Украины. Наибольшее
число беженцев проживает в Москве - 68,4% от общей численности.
8.1. В российском законодательстве вынужденные мигранты имеют разный ста-
тус. Объясните, чем статус беженца отличается от статуса вынужденного пе-
реселенца.
Беженец - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации,
опасающееся стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания,
гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной
группе или политических убеждений, в то время как вынужденный переселенец
- гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие
опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или националь-
ной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлеж-
ности к определенной социальной группе или политических убеждений.
2 балла за верное указание на гражданскую принадлежность как основу
различия в статусе беженца и вынужденного переселенца. В иных случаях -
0 баллов.
8.2. Укажите не менее трех причин, которые оказали влияние на описанную
в тексте динамику вынужденных миграций. Свой ответ обоснуйте.
- вооруженные конфликты на территории республик, ранее входивших в
СССР (грузино-абхазский конфликт, грузино-осетинский конфликт, граждан-
ская война в Таджикистане, конфликт в Приднестровье, конфликт на юго-во-
стоке Украины (Донецкая и Луганская области))
- тяжелая экономическая ситуация (низкий уровень жизни, безработица,
невыплата зарплат и пенсий);
- подъем националистических настроений (незащищенность представите-
лей не титульной нации, проблемы с языком)
Могут быть приведены иные обоснованные причины описанной динамики.
13
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
10 КЛАСС
1 балл за каждый верно указанный фактор. Максимально 3 балла.
8.3. С какими проблемами сталкиваются беженцы и вынужденные пересе-
ленцы в процессе социальной адаптации? Укажите не менее трех проблем,
кратко описав каждую из них.
1) беженцы зачастую оказываются в другой этнокультурной и языковой среде;
2) вынужденные переселенцы оторваны от привычного социального окружения
- знакомых, друзей, родных. Они не имеют/лишены социальных связей, играю-
щих большую роль в адаптации, в решении жизненных проблем и удовлетворе-
нии различных жизненных потребностей, включая потребность в получении об-
разования;
3) социальный статус многих иммигрантов резко понижен по сравнению с тем,
который они имели в своих странах. На российском рынке труда иммигранты
занимают в основном низко квалифицированные рабочие места, на которые не
претендует местное население;
4) осуществляемая в России и отдельных ее регионах миграционная и
социальная политика, существующее жилищное законодательство ставят ми-
грантов в чрезвычайно уязвимое положение. Им трудно, а часто и невозможно,
получить регистрацию и легализовать свое присутствие на территории России не
только из-за препятствий со стороны властей, но и в силу отсутствия законода-
тельной защищенности арендодателей жилья;
5) стремительная трансформация миграционной ситуации, заметное изменение
этнического состава населения в ряде регионов и городов России в результате
масштабной иммиграции вызвали рост антимигрантских настроений в обществе,
прежде всего в местах наибольшего притока мигрантов. Иммигранты часто ока-
зываются в ситуации социальной изоляции, социального отторжения.
1 балл за каждую верно сформулированную проблему. Максимально 3 балла.
Всего 8 баллов.
Максимально 86 первичных баллов.
14
Задания второго тура регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
9 класс
Время выполнения заданий второго тура — 150 минут
1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если
не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1.1. Социология как наука возникла после Второй мировой войны.
1.2. Обязательным признаком государства как политического институт является
суверенитет.
1.3. В долгосрочном периоде все затраты становятся переменными.
1.4. В случае смерти участника полного товарищества его наследник может всту-
пить в полное товарищество только при наличии согласия других участников.
1.5. Христианство, ислам и буддизм являются мировыми религиями.
Ответы:
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
нет
да
да
да
да
По 1 баллу за верный ответ. Всего 5 баллов.
2. Задания на ряды.
2.1. Предложите минимальное по объему обобщающее юридическое поня-
тие, вбирающее в себя все нижеперечисленные:
Дедушка, бабушка, брат, племянница.
Ответ: Наследники второй очереди.
1 балл за верный ответ. Всего 1 балл.
2.2. Назовите понятие, объединяющее приведенные ниже нормы права.
Дайте определение данного понятия. Приведите свой пример.
Первое заседание Государственной Думы Федерального Собрания РФ открыва-
ется старейшим по возрасту депутатом (ч. 3 ст. 99 Конституции РФ);
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с усло-
виями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсут-
ствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными
обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
9 КЛАСС
Срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и
держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей (сталий-
ное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглаше-
ния сроками, обычно принятыми в порту погрузки (ст. 130 КТМ РФ).
Ответ
Правовой обычай (1 балл) — правило поведения, сложившееся в результате его
длительного применения и признаваемое государством в качестве общеобяза-
тельного (1 балл).
Корректный пример — 2 балла.
Всего 4 балла.
Возможные варианты примеров (могут быть приведены иные уместные
примеры)
Указание точных номеров статей нормативных правовых актов не является
обязательным.
Убийство из кровной мести п. е1 ч. 2 ст. 105 УК РФ
При решении в судебном порядке вопроса о месте жительства ребенка с одним
из разведенных родителей суды в подавляющем числе случаев принимают реше-
ние (при прочих равных) о проживании ребенка с матерью, а не с отцом.
Сложившийся обычай делового оборота — удостоверять подписи должностных
лиц на трудовых договорах с помощью печати
Установление публичных сервитутов для сенокошения, выпаса сельскохозяй-
ственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки,
продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям пп. 7
п. 3 ст. 23 ЗК РФ
В соответствии с местным обычаем на определенной территории допускается
сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор
или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на
соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу
(221 ГК РФ).
В ст. 132 КТМ прописано, что если судно простаивает в порту, то сумма оплаты
за простой может быть определена из обычаев.
2
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
9 КЛАСС
3. Решите задачи.
3.1. Юридическая задача.
3.1. «Афанасий и пёс».
Афанасий гулял по лесу и заметил в чаще собаку, людей рядом не было, и муж-
чина подумал, что пес потерялся. Афанасий подманил собаку печеньем: ошей-
ника и поводка на животном не оказалось, однако сразу стало понятно, что пес
породистый и домашний. Афанасию стало жаль пса, и он забрал его с собой. О
своей находке мужчина заявил в полицию, но хозяин собаки все не объявлялся.
За время проживания у Афанасия пес поцарапал машину соседа, повредил вело-
сипед соседки (сгрыз колеса), укусил друга, пришедшего в гости. Через год, ко-
гда Афанасий гулял в парке с псом, собаку узнала проходящая мимо женщина и
заявила, что это ее животное. И пес сразу узнал свою бывшую владелицу и бро-
сился к ней. Афанасий очень привязался к собаке и не захотел отдавать пса.
3.1.1. Кто является собственником собаки? Ответ обоснуйте.
3.1.2. Должен ли Афанасий отдавать собаку прежней владелице? Ответ обос-
нуйте.
3.1.3. Кто несет ответственность за действия пса, если Афанасий все-таки
отдаст собаку? Ответ обоснуйте.
Ответ:
3.1.1.1. По истечение 6 месяцев со дня заявления об обнаружении безнадзорного
животного, оно переходит в собственность лица, у которого животное находи-
лось на содержании и в пользовании (1 балл). То есть собственник пса — Афа-
насий. (1 балл)
3.1.1.2. В случае явки прежнего собственника животных после перехода их в соб-
ственность другого лица прежний собственник вправе при наличии обстоятель-
ств, свидетельствующих о сохранении к нему привязанности со стороны этих
животных, потребовать их возврата на условиях, определяемых по соглашению
с новым собственником (1 балл), а при недостижении соглашения — судом
(1 балл)
3.1.1.3. В случае возврата безнадзорных домашних животных собственнику
лицо, содержавшее животных, и лицо, у которого они находились на содержании
и в пользовании, имеют право на возмещение их собственником необходимых
расходов, связанных с содержанием животных (1 балл). Лицо, содержавшее без-
надзорных домашних животных, имеет право на вознаграждение. (1 балл).
Всего 6 баллов.
3
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
9 КЛАСС
3.2. Экономические задачи.
3.2.1. «Ремонт квартиры».
Дарья планирует взять потребительский кредит на ремонт квартиры. Банк запро-
сил у Дарьи документы, подтверждающие информацию о ее доходах. Сумма кре-
дита составила 450 000 рублей с процентной ставкой 10,5% годовых сроком на
пять лет с ежемесячными платежами по формуле простого процента.
3.2.1.1. Имеет ли банк право требовать документы, подтверждающие доходы
Дарьи?
3.2.1.2. Определите, какова будет сумма ежемесячного платежа?
3.2.1.3. Определите, какова будет общая сумма платежей банку?
3.2.1.1. Да, имеет (1 балл).
3.2.1.2. Сумма ежемесячного платежа составит 11 437,50 рублей (Правиль-
ный ответ с решением 3 балла. Правильный ответ без приведенного решения
ИЛИ Правильный ответ с ошибками в решении — 1 балл).
3.2.1.3. Общая сумма платежей по кредиту составит 686 250 рублей. (Пра-
вильный ответ с решением 3 балла. Правильный ответ без приведенного реше-
ния ИЛИ Правильный ответ с ошибками в решении — 1 балл).
Решение:
Общая сумма по кредиту = сумма кредита + сумма кредита * ставку процента *
количество лет = 450 000 + 450 000 * 0,105 * 5 = 686 250 руб.
Сумма ежемесячного платежа = Общая сумма по кредиту / 60 месяцев = 686 250
/ 60 = 11 437,50 руб.
Всего — 7 баллов.
3.2.2. «Моногород».
В моногороде N число жителей мужского и женского пола одинаково. 20% пред-
ставителей женского населения и 10% мужского являются детьми и ходят в
школу; 12,5% женщин и 2,5% мужчин — пенсионеры, которые не ищут работу.
С учетом того, что город N является моногородом, жители работают исключи-
тельно на местном обувном заводе. В отчетном году численность персонала за-
вода составила 1200 человек. Население города в отчетном году составило
2000 человек.
Определите уровень безработицы (в %).
Решение:
Население города составляет 2 000 человек: мужчин — 1000 чел., женщин —
1000 чел., из них:
4
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
9 КЛАСС
Мужчины (не-
10% * 1000 (дети) + 2,5% * 1000 (пенсионеры) = 1000 * 0,1
работающие)
+ 1000 * 0,025 = 100 + 25 = 125 чел.
Женщины (не-
20% * 1000 (дети) + 12,5% * 1000 (пенсионерки) = 1000 *
работающие)
(0,2 + 0,125) = 325 чел.
Численность безработного населения = Общее количество жителей минус Рабо-
тающие лица минус Пенсионеры минус Дети = 2000 - 1200 - 150 - 300 = 350 чел.
Уровень безработицы = Количество безработных / Рабочую силу * 100% = Ко-
личество безработных / (Занятые + Безработные) * 100% = 350 / (1200+350) *
100% = 23%.
Ответ: 23% (Правильный ответ с решением 3 балла. Правильный ответ без
приведенного решения ИЛИ Правильный ответ с ошибками в решении — 1
балл).
Всего — 3 балла.
3.3. Логические задачи.
3.3.1. «Карты».
На столе лежат четыре карты. Известно, что с одной стороны на них написаны
цифры, а с другой — рубашка синего (С) или красного (К) цвета. Карты такие:
С, К, 6, 13. Какие карты необходимо и достаточно перевернуть, чтобы проверить
правило «Если с одной стороны нечетное число, то с другой — синяя рубашка»?
a) С
b) К
c)
6
d) 13
Ответ: b+d
По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего 2 балла.
3.3.2. «Родственники».
У Васи нет братьев, но есть сестры. Сестра сестры брата единственной сестры
его сестры учится в 9 классе.
Сколько всего детей в его семье? Обоснуйте свой ответ (1-2 предложения).
5
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
9 КЛАСС
Ответ: 3
Обоснование: начнем с конца. У Васи есть сестра, у которой есть единственная
сестра. Значит, у него ровно две сестры. Их брат — сам Вася (ведь других бра-
тьев там нет). Потом снова упоминаются уже посчитанные нами две сестры.
Итого, в семье 3 ребенка
Всего 2 балла, в том числе
1 балл за правильный ответ
1 балл за корректное обоснование
3.3.3. «Четыре друга».
На одном заводе работают четверо друзей: Андрей, Борис, Вадим и Петр. Их
фамилии: Голубев, Лебедев, Орлов и Синицын. Известно, что
1)
Андрей старше своего шурина* Синицына.
2)
У Бориса нет ни братьев, ни сестер.
3)
Голубев не женат, но его сестра замужем за племянником Орлова.
4)
Петр — самый старший из всех четверых.
Определите, кто из них кто. Обоснуйте свой ответ с помощью логических
рассуждений.
*Шурин — родной брат жены
Ответ:
Андрей ОРЛОВ
Борис ЛЕБЕДЕВ
Вадим СИНИЦЫН
Петр ГОЛУБЕВ
Обоснование (один из возможных вариантов):
1) Андрей не Синицын, т.к. нельзя быть старше себя самого (1).
2) Петр не Синицын, т.к. Петр самый старший, а Синицын — не самый
старший (1,4).
3) Борис не Синицын (1,2), т.к. у Синицына есть сестра, а у Бориса — нет.
Следовательно, Синицын — Вадим
4) Борис не Голубев, т.к. у Голубева есть сестра, а у Бориса — нет (2,3).
5) Андрей не Голубев, т.е. Андрей женат, а Голубев нет (1,3). Следова-
тельно, Голубев — Петр. Методом исключения, Борис — Лебедев, а
Андрей — Орлов.
6
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
9 КЛАСС
Всего 9 баллов. В том числе:
4 балла за правильный ответ (по 1 за каждое совпадение).
5 баллов за корректное обоснование (по 1 за каждый шаг обоснования
1-5 или аналогичный им).
4. Выполните задания по текстам.
4.1. «Если отбросить детали«»
Пожалуй, ничто не свидетельствует так ярко об особенностях жизни в свободных
странах, отличающих их от стран с авторитарным режимом, как соблюдение ве-
ликих принципов правозаконности. Если отбросить детали, это означает, что
правительство ограничено в своих действиях заранее установленными гласными
правилами, дающими возможность предвидеть с большой точностью, какие
меры принуждения будут применять представители власти в той или иной ситу-
ации. « И хотя этот идеал полностью воплотить невозможно, ибо те, кто прини-
мает законы, и те, кто их исполняет, — живые люди, которым свойственно оши-
баться, но смысл принципа достаточно ясен: сфера, где органы исполнительной
власти могут действовать по своему усмотрению, должна быть сведена к мини-
муму. Любой закон ограничивает в какой-то мере индивидуальную свободу,
сужая круг средств, которыми люди могут пользоваться для достижения своих
целей. Но правозаконность ограничивает возможности правительства, не дает
ему произвольно вмешиваться в действия индивидов, сводя на нет их усилия.
4.1.1. Определите, о каком типе государства идет речь?
4.1.2. Выпишите не менее трех фрагментов текста (словосочетания, предло-
жения, части предложений), которые подтверждают Ваш ответ.
Ответы:
4.1.1. Правовое государство (1 балл)
4.1.2. Пожалуй, ничто не свидетельствует так ярко об особенностях жизни в сво-
бодных странах, отличающих их от стран с авторитарным режимом, как соблю-
дение великих принципов правозаконности. Если отбросить детали, это озна-
чает, что правительство ограничено в своих действиях заранее установлен-
ными гласными правилами, дающими возможность предвидеть с большой
точностью, какие меры принуждения будут применять представители власти в
той или иной ситуации. « И хотя этот идеал полностью воплотить невозможно,
7
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
9 КЛАСС
ибо те, кто принимает законы, и те, кто их исполняет, — живые люди, которым
свойственно ошибаться, но смысл принципа достаточно ясен: сфера, где органы
исполнительной власти могут действовать по своему усмотрению, должна
быть сведена к минимуму. Любой закон ограничивает в какой-то мере ин-
дивидуальную свободу, сужая круг средств, которыми люди могут пользо-
ваться для достижения своих целей. Но правозаконность ограничивает воз-
можности правительства, не дает ему произвольно вмешиваться в действия ин-
дивидов, сводя на нет их усилия.
Каждый из верно указанных фрагментов — 1 балл.
Всего 4 балла.
4.2. «За одним и тем же понятием«»
За одним и тем же понятием стоят три или четыре социологических типа, разли-
чающиеся по базовым элементам, способам их интеграции в определенную це-
лостность, внутренним связям и руководящим институтам. Первый из них соот-
ветствует «буржуазным» партиям XIX века, которые и сегодня все еще суще-
ствуют в виде консервативных и либеральных партий. В США они продолжают
полностью занимать политическую сцену (вместе с тем американские партии от-
личаются и весьма оригинальными чертами). Они базируются на небольших ко-
митетах, довольно независимых друг от друга и обычно децентрализованных;
они не стремятся ни к умножению своих членов, ни к вовлечению широких
народных масс — скорее они стараются объединять личностей. Их деятельность
целиком направлена на выборы и парламентские комбинации и этом смысле со-
храняет характер наполовину сезонный; их административная инфраструктура
находится в зачаточном состоянии; руководство здесь как бы распылено среди
депутатов и носит ярко выраженную личностную форму. Реальная власть при-
надлежит то одному, то другому клану, который складывается вокруг парламент-
ского лидера; соперничество этих группировок и составляет жизнь партий. Пар-
тия занимается проблемами исключительно политическими, доктрина и идеоло-
гические вопросы играют весьма скромную роль; принадлежность к партии чаще
всего основана на интересе или традиции.
Совершенно иначе построены социалистические партии континентальной Ев-
ропы: они основаны на вовлечении максимально возможного количества людей,
8
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
9 КЛАСС
народных масс. Здесь мы обнаружим четкую систему вступления, дополненную
весьма строгим механизмом индивидуальных взносов, что в основном и обеспе-
чивает финансирование партии (тогда как для так называемых «буржуазных»
партий первого типа источником средств чаще всего выступают пожертвования
и субсидии каких-либо частных кредиторов — коммерсантов, предпринимате-
лей, банков и других финансовых структур. Комитеты уступают место «сек-
циям» — рабочим единицам более широким и открытым, важнейшей функцией
которых помимо чисто электоральной деятельности выступает политическое
воспитание членов. Массовость членства и взимание взносов требуют создания
значительного административного аппарата. В такой партии всегда есть большее
или меньшее количество так называемых «постоянных» — т. е. функционеров,
которые естественно тяготеют к превращению в своего рода класс и закрепле-
нию определенной власти; так складываются зачатки бюрократии. Личностный
характер руководства здесь смягчен целой системой коллективных институтов
(съезды, национальные комитеты, советы, бюро, секретариаты) с настоящим раз-
делением властей. В принципе на всех уровнях царит выборность, но на практике
обнаруживаются мощные олигархические тенденции. Гораздо более важную
роль внутри самой партии играет доктрина, так как личное соперничество при-
нимает форму борьбы различных идеологических течений.
4.2.1. О каком политическом институте идет речь в тексте?
4.2.2. Назовите 4 основных характеристики этого института.
Ответ:
4.2.1. Партия (1 балл)
4.2.2.
1) Участие в политической конкуренции за контроль над властью
2) Наличие формальной организационной структуры
3) Правой статус
4) Идеология
По 1 баллу за каждую правильно названную характеристику
Всего 5 баллов
5. Ниже приведены высказывания известных писателей и мыслителей про-
шлого, касающиеся одного и того же понятия (в тексте оно обозначено как
[«]; возможны вариации изменяемых частей данного слова).
9
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
9 КЛАСС
«[«] предполагает усилие, победу над инертностью» (П. Тейяр де Шарден)
«Утомляет не столько сам [«], сколько мысли о нём» (Квинтилиан)
«[«] не может стать законом, не будучи правом» (В. Гюго)
«Праздность более утомляет, чем [«]» (Вовенарг)
«[«] создал самого человека» (Ф. Энгельс)
5.1. Что это за понятие?
5.2. Высказывание какого из указанных мыслителей вам кажется наиболее
важным и интересным? Обоснуйте свой ответ (2-3 предложения).
Ответ: Труд
1 балл за определение понятия, до 2-х баллов за грамотно выстроенное обосно-
вание.
Всего 3 балла.
6. Ознакомьтесь с представленными материалами и выполните задания.
Ниже дан текст, в котором пропущены понятия, а также список терминов. Про-
пуски в тексте зашифрованы цифрами. Вставьте верные понятия вместо про-
пусков и заполните таблицу, указав в таблице ответа верное соответствие
цифр (пропуски в тексте) и букв (термины в списке). Все термины даны в
именительном падеже единственном числе, количество терминов больше необ-
ходимого.
Франческо Бонами. Я тоже так могу! Почему современное искусство все-таки
искусство. V-A-C press. 2017.
(1) всегда остается одной из тем искусства. И точно так же (2) всегда будет одной
из шестеренок, приводящих искусство в движение. Арт-рынок, как и все рынки,
постоянно оказывается жертвой (3) и отражает более общую коммерческую и
экономическую логику, заключающуюся в том, что чем выше (4), тем больше
(5). Это не плохо и не хорошо, а просто данность, со всеми ее плюсами и мину-
сами. Не будь рынка, не было бы (6), не было бы (7) в церквях и палаццо, а воз-
можно, и самих церквей, и палаццо. Но порою, когда рынок несет (8) и сходит с
ума, понаблюдать за его безумием оказывается полезно и забавно. Некогда, в до-
исторические теперь времена, настоящим (9) слыл тот, кто не боялся показаться
простофилей, рискнув купить то, что, как ему казалось, обладает качеством, а в
будущем обретет и (10). То есть покупал не то, чем желали обладать все, а то,
чего не желал никто. Проявленная при этом смелость — рисковать деньгами, да
10
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
9 КЛАСС
еще и не побояться, что тебя сочтут идиотом, очень часто потом вознаграждалась
сполна.
Список терминов:
А. музей
Б. фреска
В. убытки
Г. прибыль
Д. инвестиция
Е. ценность
Ж. мода
З. коллекционер
И. знаток
К. рынок
Л. услуга
М. политическое послание
Ответ:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
М
К
Ж
Г
Д
А
Б
В
З
Е
1.
Политическое послание; 2. Рынок 3. Мода 4. Прибыль 5. Инвестиция 6.
Музей 7. фреска 8 убытки 9 коллекционер 10 ценность
По 1 баллу за каждую верную позицию.
Всего 10 баллов.
7. «Как социолог смотрит кино?»
Познакомьтесь с кратким содержанием фильма «Кухонные байки», создан-
ного в 2003 г. режиссером Бентом Хамером и выполните задания.
11
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
9 КЛАСС
Команда специалистов из шведского Института проблем быта отправляется в
норвежскую деревню, чтобы понять, что представляет собой жизнь холостяков.
Делается все это с целью оптимизации кухонного пространства: исследователям
необходимо изучить, как холостяк перемещается по кухне, чтобы спроектиро-
вать пространство с наиболее удобным расположением предметов быта. Вскоре
проект оказывается под угрозой: один из социологов пьет со своим подопечным,
а главный герой Фольке Нильссон начинает вступать в диалоги, курить трубку и
пить кофе с исследуемым холостяком Изаком Бьорвиком.
7.1. Какой метод социологического исследования лежит в основе сюжета
фильма? Каковы условия его успешного применения в соответствии с по-
зитивистским идеалом социологической науки.
Ответ: наблюдение (1 балл), В соответствии с позитивистским идеалом социо-
логической науки наблюдателям запрещено разговаривать с наблюдаемыми и
вообще хоть как-то вмешиваться в их повседневную жизнь (1 балл).
7.2. Какие особенности социальной реальности не учли специалисты швед-
ского Института проблем быта, проводя описанные исследования?
12
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
9 КЛАСС
Ответ: социальную реальность невозможно просто наблюдать и фиксировать
(1 балл); то, что называется социальным, не предшествует исследованию, а со-
здается во взаимодействии наблюдателя и наблюдаемого (1 балл).
Ответы могут быть даны в иных близких по смыслу формулировках.
7.3. Какое социальное явление возникло в ходе развития сюжета фильма?
Назовите не менее двух его характерных черт с точки зрения социологии.
Ответ: дружба (1 балл). Дружба как форма социального взаимодействия сопро-
вождается определенными ритуалами, мифами и взаимными дарами (1 балл за
указание двух социальных характеристик).
Всего 6 баллов.
8. «Доверяй, но проверяй!»
Ознакомьтесь с результатами, проведенного в 2018 г. ВЦИОМ исследова-
ния об особенностях современного медиапотребления в России и выполните
задания.
Таблица 1
Часто получают информацию из соответствующих СМИ, %
18-24
25-34
35-44
45-59
60+
Мужчины Женщины
Мск, СПб Мил-ки
500-9
ЦЕНТРАЛЬНОЕ
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
28
48
53
69
83
57
67
58
54
5
ИНТЕРНЕТ -
НОВОСТНЫЕ,
25
49
37
54
54
5
АНАЛИТИЧЕСКИЕ,
59
58
49
40
ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
РЕГИОНАЛЬНОЕ,
МЕСТНОЕ
32
42
33
44
4
21
29
26
41
54
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
ИНТЕРНЕТ -
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
51
43
23
47
46
55
55
5
79
64
И БЛОГИ
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРЕССА
9
18
16
23
27
21
20
18
19
1
РЕГИОНАЛЬНАЯ,
9
21
17
28
35
22
27
11
19
2
МЕСТНАЯ ПРЕССА
ЦЕНТРАЛЬНОЕ РАДИО
12
16
16
18
24
22
16
18
25
1
РЕГИОНАЛЬНОЕ,
14
22
1
МЕСТНОЕ РАДИО
10
17
13
21
24
21
16
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ
23
14
12
13
11
14
12
19
18
1
13
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
9 КЛАСС
Таблица 2
Что для Вас служит главным источником новостей о событиях в стране?
(закрытый вопрос, один ответ, %, не представлен вариант ответа «ничего из
перечисленногоª)
18-24
25-34
35-44
45-59
60+
Мужчины Женщины
Мск, СПб Мил-ки
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
15
33
45
63
75
48
58
40
50
ИНТЕРНЕТ -
НОВОСТНЫЕ,
23
14
21
19
21
25
25
17
6
АНАЛИТИЧЕСКИЕ,
ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
ИНТЕРНЕТ -
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
13
15
17
18
46
26
13
8
4
И БЛОГИ
РАЗГОВОРЫ С ЛЮДЬМИ
7
7
9
8
14
9
12
5
2
ГАЗЕТЫ
2
1
1
3
5
2
3
4
3
РАДИО
0
3
1
3
4
4
2
2
1
2
0
ЖУРНАЛЫ
1
1
0
0
0
0
1
Схема 1
Доверяете ли Вы следующим средствам массовой информации?
(закрытый вопрос, один ответ, %, не представлен вариант ответа «затруд-
няюсь ответитьª)
14
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
9 КЛАСС
8.1. Какой источник новостной информации для россиян является основ-
ным? Как пол и возраст влияет на отношение к нему?
Ответ: Основным источником новостной информации для россиян является те-
левидение (1 балл). При этом по мере увеличения возраста наблюдается тенден-
ция роста значимости телевидения (1 балл). Для женщин этот источник инфор-
мации также является более значимым (1 балл).
8.2. Как изменится тенденция медиапотребления в ближайшие годы? Под-
твердите свой ответ данными таблиц, указывающих на эти изменения. Объ-
ясните, какие изменения в жизни общества будут определять указанную
тенденцию.
Ответ: Произойдет сдвиг медиапотребления в сторону digital (1 балл). Люди в
возрастном диапазоне 18-44 в настоящее время чаще обращаются к информации,
15
Второй тур регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2020 г.
9 КЛАСС
содержащейся на официальных новостных сайтах, в социальных сетях и богах.
В последующем эти люди будут продолжать удовлетворять свою информацион-
ную потребность с помощью всевозможных гаджетов, которые тоже в свое время
получат дополнительное развитие (1 балл).
Высокий уровень технологической грамотности, свойственный «цифровому»
поколению, позволяет не только использовать весь спектр возможностей интер-
нета и его ключевых сервисов, считать его главным источником информации и
платформой для взаимодействия, но и задавать тренды медиапотребления и фор-
мулировать новые базовые информационные потребности (1 балл).
8.3. Как изменились показатели доверия к центральной, региональной
прессе и к информации в соцсетях? Объясните, почему так произошло.
Ответ: Заметно вырос показатель доверия к центральной и региональной прессе
как к источнику информации, а доверие к информации в социальных сетях,
напротив, снизилось. (Могут быть указаны конкретные показатели, но должна
быть объяснена тенденция) (верное определение тенденции — 2 балла, в иных
случаях — 0 баллов)
Это связано в первую очередь с тем, что интернет превратился в идеальный ин-
струмент для фейков, вбросов и сливов, в то время как пресса руководствуется
фактчекингом (если проведено сравнение интернета и традиционной прессы —
2 балла, если указаны особенности только информации только в интернете или
только в прессе — 1 балл).
Всего 10 баллов.
Максимально 77 первичных баллов.
16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////