|
|
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 31.03.2008 N 40
(в ред. постановлений Минтранса от 15.12.2010 N 92, от 13.07.2015 N 33)
Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Часть первая п. 1 исключена. - Постановление Минтранса от 13.07.2015 N 33;
Настоящие Правила регулируют порядок осуществления железнодорожным транспортом общего пользования перевозок автотракторной техники.
(часть первая п. 1 в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
К автотракторной технике относятся: легковые, грузовые, специальные автомобили, автобусы, троллейбусы, их кузова, тракторы, экскаваторы, сельскохозяйственные машины, автопоезда, контрейлеры, мотоколяски и другая техника на колесном и гусеничном ходу.
Подготовка автотракторной техники к перевозке осуществляется в соответствии с ГОСТ 26653-90 "Подготовка генеральных грузов к транспортированию".
Автотракторная техника подготавливается грузоотправителем к перевозке таким образом, чтобы обеспечивалась ее сохранность и безопасность движения поездов в процессе перевозки.
При предъявлении к перевозке автотракторной техники грузоотправитель обязан:
проверить работоспособность тормозной системы и после погрузки затормозить машину так, чтобы не могло произойти самооттормаживание, слить воду;
застопорить фиксаторами и закрепить все подвижные и поворотные части способом, исключающим перемещение их и разворот;
снять и упаковать легкоснимаемые детали и узлы. Легкоснимаемыми деталями и узлами считаются детали и узлы, которые могут быть сняты с автотракторной техники без применения инструментов (в том числе зеркала, щетки-снегоочистители);
снять и упаковать или защитить упаковочным материалом все бьющиеся детали (в том числе стекла), а также незащищенные бензо- и электромоторы, аккумуляторы. Допускается перевозка автотракторной техники без защиты бьющихся деталей при условии, что грузоотправитель несет ответственность за бой и за все последствия, связанные с отсутствием защиты. В графе "Особые заявления и отметки отправителя" оригинала транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная) грузоотправитель должен сделать отметку "Перевозка без защиты бьющихся деталей". В этом случае вопрос возмещения ущерба за бой и за последствия, связанные с отсутствием защиты бьющихся деталей, решается между грузоотправителем и грузополучателем без участия перевозчика;
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
закрыть двери кабин, салонов, крытых кузовов, капоты, багажники, отсеки на защелки, замки (при их отсутствии оборудовать дополнительными запорными устройствами) и опломбировать кабину, салон, кузов, капот. При этом пломбирование должно производиться пломбами, снятие которых невозможно без их повреждения; пломбы должны быть наложены таким образом, чтобы исключалась возможность доступа в кабину, салон, кузов, капот без повреждения пломб. Пломбы не должны повреждать окрашенную поверхность автотракторной техники.
Демонтированные комплектующие детали и узлы автотракторной техники, размещенные на время перевозки в кабине, салоне, багажнике, крытом кузове, а также узлы, установленные на
своих штатных местах в кабине, салоне, багажнике, крытом кузове, допускается перевозить без упаковки.
При перевозке автотракторной техники отправительскими маршрутами или группами вагонов (два вагона и более) комплектующие детали и узлы, запчасти, инструмент перевозятся в крытых вагонах, универсальных контейнерах в соответствующей упаковке вместе со всей партией автотракторной техники. В этом случае в графе "Особые заявления и отметки отправителя" оригинала накладной грузоотправитель указывает: "Инструмент, комплектующие детали и узлы не вкладывались".
При перевозке автотракторной техники в четырехосных крытых вагонах, предназначенных для перевозки легковых автомобилей, демонтаж легкоснимаемых комплектующих деталей и узлов и защита бьющихся деталей не требуются.
Список снятых комплектующих деталей и узлов указывается грузоотправителем в оригинале накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя". При перевозке автотракторной техники с разными видами технологической некомплектности в графе "Особые заявления и отметки отправителя" оригинала накладной указывается перечень недостающих деталей и узлов по каждой единице перевозимой автотракторной техники.
При отсутствии в графе "Особые заявления и отметки отправителя" оригинала накладной достаточного места для перечисления всех снятых отправителем и недостающих деталей и узлов на отдельном листе бумаги размером не более формата накладной составляется перечень этих деталей. В графе "Особые заявления и отметки отправителя" оригинала накладной указывается: "Перечень снятых (недостающих) деталей прилагается". Этот перечень составляется в четырех экземплярах на бланках со штемпелем отправителя и подписывается грузоотправителем. На всех экземплярах перечня должен быть указан номер накладной и проставлен календарный штемпель перевозчика. Один экземпляр вместе с квитанцией о приеме груза выдается на железнодорожной станции отправления грузоотправителю, второй остается у перевозчика на станции. Два других экземпляра перечня прикрепляются к накладной, один из которых выдается вместе с оригиналом накладной грузополучателю, другой остается у перевозчика на железнодорожной станции назначения груза.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Информационный листок должен быть заверен грузоотправителем. На лобовое стекло кабины также прикрепляется схема строповки для перегрузки автотракторной техники грузоподъемными устройствами.
Перевозчик имеет право потребовать от грузоотправителя разработать и представить на согласование порядок подготовки автотракторной техники каждой марки к перевозке.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Порядок, утверждаемый грузоотправителем, копия которого должна находиться у перевозчика на железнодорожной станции погрузки, должен содержать способы защиты бьющихся деталей, вид упаковки и места размещения легкоснимаемых комплектующих деталей, узлов и запасных частей, способы блокирования дверей, места хранения ключей, число и места наложения пломб, ЗПУ.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
В случаях, когда по конструктивным особенностям автотракторная техника не может отгружаться в собранном виде, она частично разбирается.
Оригиналы согласованного порядка хранятся у перевозчика и у грузоотправителя. (часть четвертая п. 6 в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
При подготовке автотракторной техники к перевозкам в международном железнодорожном сообщении в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы России, а также на экспорт наряду с соблюдением настоящих Правил грузоотправителем должны быть учтены требования технических нормативных правовых актов в этой области.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Размещение и крепление автотракторной техники производятся в соответствии с требованиями правил размещения и крепления грузов.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Автотракторная техника, погруженная на открытом подвижном составе, принимается перевозчиком к перевозке с проверкой правильности ее размещения и крепления, наличия на технике пломб, ЗПУ грузоотправителя, количества расположенных на подвижном составе вне кабин и кузовов автотракторной техники ящиков с крупногабаритными деталями и узлами, наличия информационного листка.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Перевозчик при приеме автотракторной техники к перевозке не проверяет комплектность автотракторной техники, содержание емкостей и отсеков, опломбированных пломбами или ЗПУ грузоотправителя.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Выдача автотракторной техники на железнодорожных станциях назначения при коммерческой исправности перевозки производится в порядке, аналогичном ее приему.
Перевозка автотракторной техники маршрутами или группами вагонов осуществляется с учетом требований правил перевозок железнодорожным транспортом общего пользования грузов группами вагонов по одной накладной и правил перевозок железнодорожным транспортом общего пользования грузов отправительскими маршрутами.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
При перевозке автотракторной техники в одном маршруте или группе вагонов, следующих по одному перевозочному документу, ключи от всех машин укладываются в специальный планшет с ячейками, номера которых соответствуют номерам машин. Планшет перевозится в кабине или багажнике одной из машин, ключ от которой упаковывается, опечатывается грузоотправителем и прочно прикрепляется к перевозочным документам. При этом в графе "Особые заявления и отметки отправителя" оригинала накладной делается соответствующая отметка с указанием номера машины, которой принадлежит данный ключ.
Сопровождение автотракторной техники при перевозке производится в порядке, установленном правилами перевозок грузов в сопровождении проводников грузоотправителей или грузополучателей железнодорожным транспортом общего пользования.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Вагоны, предназначенные для перевозки легковых автомобилей, после выгрузки принимаются перевозчиком с проверкой внешним осмотром их исправности, комплектности. Для перевозки порожних вагонов после выгрузки оформляется пересылочная накладная, предусмотренная правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования. Вагоны, приписанные к определенной железнодорожной станции, направляются на эту железнодорожную станцию по накладным.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Пересылочные накладные и накладные на возврат порожних вагонов оформляет грузополучатель, осуществивший выгрузку автотракторной техники из этих вагонов, в соответствии с правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Возврат порожних вагонов грузоотправителей, грузополучателей производится с взысканием провозных платежей.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Четырехосные крытые вагоны, предназначенные для перевозки легковых автомобилей, после выгрузки должны быть опломбированы грузополучателем.
Глава 2
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗКИ АВТОПОЕЗДОВ И КОНТРЕЙЛЕРОВ
Перевозка груженых и порожних автопоездов (автомобиль-тягач в сцепе с полуприцепом, прицепом) и контрейлеров (специальный полуприцеп) железнодорожным транспортом осуществляется на специализированных платформах грузоотправителей, грузополучателей. Перевозка автопоездов и контрейлеров производится между железнодорожными станциями, открытыми для операций с ними. Между другими станциями перевозки автопоездов и контрейлеров могут осуществляться по согласованию грузоотправителя и перевозчика.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Размещение и крепление автопоездов и контрейлеров на подвижном составе должны осуществляться в соответствии с требованиями правил размещения и крепления грузов.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Перевозка автопоездов железнодорожным транспортом общего пользования должна производиться в сопровождении проводников грузоотправителя или грузополучателя.
Перевозка контрейлеров железнодорожным транспортом общего пользования может производиться без сопровождения.
Грузоотправителем (либо по его поручению проводником) должно быть обеспечено надежное запирание в автопоезде дверей кабины, салона, багажников, отсеков, баков с топливом на защелки и замки, исключающее несанкционированный доступ к аккумулятору, запасному колесу и другим комплектующим деталям и узлам.
Допускаемое количество топлива, перевозимого автопоездом, определяется емкостью топливного бака, но не должно превышать 200 литров, если иное не предусмотрено техническими нормативными правовыми актами в этой области.
При перевозке автопоезда без сопровождения проводника грузоотправитель должен запереть и опломбировать кабину, капот, салон, багажник, отсеки, баки с топливом, указав количество, места наложения пломб или ЗПУ и их знаки в информационном листке в порядке, установленном пунктом 5 настоящих Правил.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Закрепляющие тент тросы не должны иметь обрывов, а концы основного закрепляющего тент троса с наконечниками специальной конструкции, имеющими полые заклепки, должны быть соединены в узел. На наконечники основного троса накладывается пломба или ЗПУ.
Тросы должны быть целыми, без следов сращивания.
Тенты кузовов автопоездов и контрейлеров должны быть в исправном состоянии без каких-либо повреждений, а также иметь приспособления для крепления к кузову. Петли и отверстия в брезентовом чехле и кузове не должны иметь нарушений.
Кузова автопоездов и контрейлеров должны быть опломбированы грузоотправителем. Порожние кузова автопоездов и контрейлеров могут быть не опломбированы.
На перевозку каждого груженого, порожнего автопоезда, контрейлера грузоотправитель должен представить заполненную накладную ГУ-29к, форма и порядок оформления которой предусмотрены правилами перевозок железнодорожным транспортом общего пользования грузов в универсальных контейнерах и настоящими Правилами. На груженые автопоезда, контрейлеры, следующие без сопровождения, заполненная накладная ГУ-29к представляется вместе с товарно-транспортной (автомобильной) накладной, выписанной на размещенный в кузове груз.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Регистрационные номера автопоездов и контрейлеров, а также их номинальная масса брутто проставляются в накладной ГУ-29к в тех графах, где предусмотрено проставление маркировочного номера и массы брутто контейнеров.
В графе "Вид отправки" накладной ГУ-29к делается отметка:
(в ред. постановления Минтранса от 15.12.2010 N 92)
"АПД" - в случае предъявления к перевозке автопоезда; "КТР" - в случае предъявления к перевозке контрейлера.
В графе "Наименование груза" накладной ГУ-29к указывается наименование груза, размещенного в кузове, в полном соответствии с записью, сделанной в товарно-транспортной (автомобильной) накладной.
В соответствующие графы накладной ГУ-29к грузоотправителем вносятся сведения о массе размещенного в кузове груза: собственная масса автопоезда, контрейлера и размер общей массы брутто отправки, а также сведения о количестве и контрольных знаках пломб или ЗПУ.
Оформление перевозочных документов на перевозку автопоездов и контрейлеров в международном сообщении производится в соответствии с требованиями Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 г. или других международных договоров.
Груз в кузовах автопоездов и контрейлеров должен быть размещен с соблюдением следующих требований:
груз должен быть равномерно расположен по площади пола; тяжелые грузы не должны укладываться на легкие грузы;
центр тяжести груза в кузове должен находиться в точке, не превышающей половину высоты кузова;
груз в кузове во избежание возможного смешения должен быть компактно уложен, а имеющиеся зазоры должны быть заполнены прокладочным материалом;
между штабелями груза и торцевыми дверями во избежание повреждения грузом кузова или тента должны предусматриваться соответствующие компенсирующие (упорные, защитные) устройства. Упор отдельных мест в тент не допускается;
при размещении в кузове одиночных мест нагрузка на пол не должна превышать допустимого назначения, установленного для данных транспортных средств. При этом на площади, составляющей меньше половины кузова, может быть сконцентрировано не более 60% груза. Это должно достигаться применением опорных конструкций с развитой площадью опоры. Одиночные места должны быть закреплены от опрокидывания или смещения.
В оригинале накладной ГУ-29к в графе "Особые заявления и отметки отправителя" грузоотправителем также делается отметка о том, что размещение груза в кузове автопоезда, контрейлера не угрожает безопасности работников железнодорожного транспорта и перевозке по следующей форме: "Размещение груза в кузове не угрожает безопасности перевозки железнодорожным транспортом".
Погрузка автопоездов и контрейлеров может производиться в местах общего и необщего пользования.
Прием к перевозке автопоездов и контрейлеров осуществляется после проверки внешним осмотром правильности их размещения и закрепления на открытом подвижном составе, целостности автопоездов и контрейлеров, наличия и состояния пломб или ЗПУ, тентов, тросов.
При приеме к перевозке груженых и порожних автопоездов и контрейлеров все имеющиеся неисправности, которые не угрожают безопасности работников железнодорожного транспорта, а также не влекут за собой несохранность груза (например, отсутствие фары, повреждение стекла кабины), фиксируются грузоотправителем в оригинале накладной ГУ-29к в графе "Особые заявления и отметки отправителя". Признаки нарушения лакокрасочного покрытия (например, ржавчина, царапины, трещины, вмятины) к указанным неисправностям не относятся, в накладной ГУ-29к не указываются и при приеме или выдаче не проверяются.
При отсутствии в накладной ГУ-29к места для перечисления указанных неисправностей автопоездов или контрейлеров грузоотправителем или проводником составляется и подписывается перечень неисправностей в четырех экземплярах на отдельном листе со штемпелем грузоотправителя или бланке организации-грузоотправителя и подписывается грузоотправителем или проводником. На всех экземплярах перечня должен быть указан номер накладной и проставлен календарный штемпель перевозчика. Первый экземпляр перечня прикладывается к накладной ГУ-29к, второй - выдается грузоотправителю вместе с квитанцией о приеме груза, третий - остается у перевозчика на станции отправления, четвертый - вкладывается
в кузов машины автопоезда, контрейлера. При этом в графе "Особые заявления и отметки отправителя" оригинала накладной ГУ-29к указывается: "Перечень неисправностей, не угрожающих работникам железнодорожного транспорта и безопасности, сохранности перевозки железнодорожным транспортом, прилагается".
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом общего пользования в автопоездах и контрейлерах осуществляется в соответствии с правилами перевозок опасных грузов, утверждаемыми в установленном порядке.
Перевозка продовольственных или иных грузов, требующих при перевозке соблюдения определенного температурного режима и вентиляции, допускается только в специально оборудованных для перевозки таких грузов автопоездах, контрейлерах с сопровождением проводниками грузоотправителя или грузополучателя.
Выдача автопоездов и контрейлеров на станции назначения без сопровождения проводника с исправными пломбами и с исправным кузовом, тентом производится по наружному осмотру без проверки массы, состояния и количества мест груза.
Въезд и выезд автопоездов, ввоз и вывоз контрейлеров на (со) станцию(и) производятся персоналом и средствами соответственно грузоотправителя, грузополучателя с разрешения перевозчика.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Выезд с территории станции назначения автопоездов и контрейлеров с грузом, находящимся под таможенным контролем, разрешается по пропускам после осуществления таможенных процедур.
Часть третья п. 25 исключена. - Постановление Минтранса от 13.07.2015 N 33;
////////////////////////////