|
|
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 31.03.2008 N 40
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Часть первая п. 1 исключена. - Постановление Минтранса от 13.07.2015 N 33;
Настоящие Правила определяют порядок перевозок грузов в сопровождении проводников грузоотправителей или грузополучателей (далее - проводники) железнодорожным транспортом общего пользования.
(часть первая п. 1 в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Проводниками назначаются, как правило, работники грузоотправителя или грузополучателя, а также работники организаций, с которыми грузоотправители или грузополучатели имеют соглашения по оказанию услуг по сопровождению грузов.
В сопровождении проводников должны перевозиться повагонными отправками следующие грузы:
животные, птицы и пчелы;
скоропортящиеся и продовольственные грузы, требующие при перевозке специального обслуживания (отопления, вентилирования, ухода);
рыба живая и рыбопосадочный материал (мальки); растения и цветы живые;
музейные и антикварные ценности;
железнодорожный подвижной состав (тепловозы, электровозы, паровозы, мотовозы, самоходные автодрезины, автомотрисы, вагоны специального назначения, не связанные с перевозкой грузов, вагоны дизель- и электропоездов, краны грузоподъемные передвижные, электростанции, энергопоезда и прочее оборудование на железнодорожном ходу), перевозимый на своих осях в недействующем состоянии; тендеры локомотивов;
личные автомобили;
грузы, перевозимые с частичной разгрузкой или дозагрузкой в пути следования;
опасные грузы, сопровождение которых предусмотрено правилами перевозок опасных грузов;
вино, виноматериалы, коньячный спирт, перевозимые наливом в специальном подвижном составе (в том числе изотермических вагонах-цистернах, цистернах-термосах);
вино, водка, ликеро-водочные изделия, коньяк в открытых ящиках;
автомобили, тракторы и моторизованные машины всех наименований, бывшие в эксплуатации, следующие в ремонт, из ремонта или перевозимые для других целей;
специальные автомобили: автомобили и автоцистерны специализированные (в том числе для перевозки нефтепродуктов, воды, сжиженных газов и топливозаправщики), автомобили со специальными кузовами; автомобили-фургоны ветеринарной службы, культурного и бытового обслуживания населения; передвижные мастерские на автомобилях, включая автомобили- лаборатории; автомашины технической помощи, пожарные машины, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог с распылителями; автомобили рентгеновские, скорой помощи, реанимационные и другие, оснащенные специальным оборудованием;
другие грузы в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования, утверждаемыми в установленном порядке.
По желанию грузоотправителя, грузополучателя может осуществляться перевозка в сопровождении проводников и других грузов, не предусмотренных в части третьей настоящего пункта.
(часть четвертая п. 1 введена постановлением Минтранса от 13.07.2015 N 33)
При перевозке в международном железнодорожном сообщении перечень грузов и порядок их сопровождения проводниками устанавливаются Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 г., другими международными договорами и настоящими Правилами.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Требующие сопровождения и охраны грузы Министерства обороны, Комитета государственной безопасности, Министерства внутренних дел, в том числе принятые от организаций на месте, грузы, отправляемые в адрес указанных государственных органов, сопровождаются и охраняются средствами и в порядке, установленными законодательством.
При перевозке груза во внутриреспубликанском сообщении сопровождение проводниками осуществляется на всем пути следования, от момента приема грузов к перевозке до момента их выдачи грузополучателю, в порядке, установленном правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом общего пользования и правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте общего пользования, утверждаемыми Министерством транспорта и коммуникаций.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
В случае возникновения препятствий в перевозке и необходимости выдачи груза проводник может осуществлять функции грузоотправителя, грузополучателя на основании соответствующей доверенности. В этом случае грузоотправитель должен сделать в графе "Особые заявления и отметки отправителя" оригинала накладной отметку с точным описанием предоставляемых проводнику полномочий.
Проезд проводников может осуществляться:
в отдельном вагоне, предоставленном перевозчиком по заявке грузоотправителя. Заявка на предоставление отдельного вагона для проезда проводников подается грузоотправителем в порядке, установленном правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования;
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
в отдельном вагоне грузоотправителя, грузополучателя; (в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
в вагоне совместно с сопровождаемым грузом;
в служебном вагоне при перевозках в рефрижераторном подвижном составе - по договору грузоотправителя, грузополучателя с организацией - владельцем вагона.
В случае проезда проводников в отдельном вагоне грузоотправитель заполняет накладную по форме и в порядке, установленным правилами перевозок железнодорожным транспортом общего пользования грузов группами вагонов по одной накладной, для групповой отправки, в которой указываются сведения по каждому сопровождаемому вагону и сведения о вагоне, в котором следуют проводники.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
За проезд проводников взимается плата. Размер платы за проезд проводников и их количество указываются в накладной перевозчиком.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Количество проводников определяется грузоотправителями, грузополучателями. При сопровождении одного вагона количество проводников может составлять два или три человека, а при сопровождении двух и более вагонов - не более двух человек на каждый сопровождаемый вагон.
Проводник имеет право перевозить с собой в вагоне бесплатно принадлежащую ему ручную кладь общей массой не более 36 кг.
При наличии у проводника ручной клади свыше указанной нормы с него взимается за излишнюю массу (массу свыше 36 кг) ручной клади провозная плата по тарифу, установленному для мелких отправок.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Проводник, которому доверено сопровождение груза, обязан предъявить перевозчику на станции отправления паспорт. На основании паспорта и предъявленных перевозочных документов при перевозке грузов как во внутриреспубликанском, так и в международном железнодорожном сообщении проводнику выдается перевозчиком удостоверение по форме согласно приложению к настоящим Правилам, подписанное перевозчиком и заверенное календарным штемпелем.
(часть первая п. 12 в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
При получении удостоверения проводник знакомится с правами, обязанностями и правилами поведения проводника, изложенными в настоящих Правилах, в том числе в получаемом удостоверении, и ставит подпись в удостоверении. При этом проводником в корешке дорожной ведомости под календарным штемпелем должна быть сделана запись: "Удостоверение получил. С обязанностями проводника ознакомлен." и поставлена подпись с указанием фамилии, имени и отчества.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Проводник должен постоянно иметь при себе в пути следования удостоверение и предъявлять его по требованию.
К основным обязанностям проводников относятся: прием груза от грузоотправителя; обеспечение сохранности сопровождаемых ими грузов; уход за живностью; принятие необходимых мер для предохранения грузов от порчи (в том числе поддержание в вагоне необходимой температуры, вентилирование вагона); наблюдение за креплением и устойчивостью груза в вагоне; сдача сопровождаемых грузов грузополучателю. Проводник должен также обеспечить выполнение требований (в том числе обязанностей и правил поведения), изложенных в удостоверении проводнику груза, выданном перевозчиком.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Дополнительные условия сопровождения перевозимых опасных грузов устанавливаются правилами перевозок опасных грузов, утверждаемыми в установленном порядке.
В качестве проводников грузов должны назначаться такие лица, которые могут полностью обеспечить выполнение определенного рода работы по сопровождению груза и которые могут, в частности, надлежащим образом осуществить надзор, обслуживание, просмотр или уход за сопровождаемыми грузами, а также своевременно предотвратить или отразить опасность, исходящую от данного груза или угрожающую ему.
Грузоотправитель и грузополучатель при назначении проводников для сопровождения грузов обязаны:
проинструктировать таким образом представленных ими проводников об их задачах, обязанностях и правах при сопровождении груза, а также об их поведении в пути следования, чтобы они в полной мере справлялись со своей работой, соблюдали порядок, дисциплину и безопасность;
обеспечить проводникам все условия для сопровождения грузов и снабдить их документами, средствами, материалами и инструментами, необходимыми для выполнения их работы.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Проводники могут пользоваться фонарями и чугунными печами стандартного типа с использованием твердого топлива (например, уголь, дрова), отвечающими требованиям пожарной безопасности. Не допускается курить в вагонах и применять нагревательные и осветительные приборы, не установленные настоящими Правилами.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
В пути следования проводники обязаны соблюдать требования пожарной и личной безопасности.
При оборудовании вагонов печами грузоотправитель для целей пожаротушения обязан обеспечить проводников запасом воды в брезентовых или полиэтиленовых емкостях объемом не менее 100 л.
Необходимые для перевозки грузов съемные приспособления, не наносящие повреждений железнодорожному подвижному составу и удовлетворяющие требованиям
безопасности движения и пожарной безопасности, предоставляет грузоотправитель. Указанное оборудование и иные приспособления при возможности могут предоставляться перевозчиком на договорных условиях.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Груз, подлежащий сопровождению проводниками, грузоотправитель обязан надежно закрепить, чтобы обеспечивалась устойчивость груза и исключалась возможность перемещения его при воздействии усилий, возникающих при перевозке, в соответствии с требованиями правил размещения и крепления грузов.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Установка печей и печного оборудования в грузовом вагоне производится грузоотправителями в порядке, установленном Правилами пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 17 апреля 2001 г. N 4 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 51, 8/5970).
При установке в вагонах печей и печного оборудования, принадлежащих грузоотправителям или грузополучателям, их количество указывается грузоотправителями в графе "Особые заявления и отметки отправителя" оригинала накладной.
Снабжение вагонов твердым топливом для печей на весь путь следования обеспечивается грузоотправителями.
При обнаружении в процессе перевозки груза нарушения его крепления проводник обязан в письменной форме заявить об этом перевозчику для принятия мер. При нарушении крепления груза по вине перевозчика исправление обеспечивается перевозчиком. В остальных случаях исправление крепления груза обеспечивается грузоотправителями. Результаты проверки крепления или погрузки груза и время вынужденного простоя вагона по вине грузоотправителя оформляются актом общей формы, предусмотренным правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом общего пользования.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Вагоны с сопровождаемым грузом, а также вагон для проезда проводников (в случае его выделения) должен ставиться перевозчиком в состав поезда одной группой и не разъединяться на всем пути их следования.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
При обнаружении в пути следования технической неисправности вагонов с грузами, следующими с сопровождением, и невозможности дальнейшего следования этих вагонов с данным поездом такие вагоны отцепляются для устранения технических неисправностей.
Случаи повреждения вагонов по вине грузоотправителей или проводника оформляются перевозчиком актом общей формы. Для вагонов перевозчика, кроме того, составляется акт о повреждении вагона по форме ВУ-25. В случае несогласия с содержанием акта о повреждении вагона проводник подписывает его с замечаниями, указав мотивы несогласия. Первый экземпляр акта о повреждении вагона прилагается к накладной для вручения на железнодорожной станции назначения грузополучателю или к дорожной ведомости, по которой досылается вагон, если поврежденный вагон следовал в составе групповой отправки. При этом в дорожной ведомости, по которой досылается вагон, под наименованием груза или в графе, предназначенной для отметок перевозчика, оригинала накладной указываются номер акта о повреждении вагона, дата и причина его составления. Второй экземпляр акта о повреждении вагона перевозчика прилагается к счету за повреждение вагона, который выставляется перевозчиком для оплаты грузополучателю. Третий экземпляр акта о повреждении вагона остается у перевозчика на железнодорожной станции, где произошла отцепка вагона.
(часть вторая п. 24 в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Если группа вагонов, в составе которой оказался технически неисправный вагон, следовала в сопровождении нескольких проводников, то один из проводников остается с вагоном, отцепленным на станции. Если группа вагонов следовала в сопровождении одного проводника, то задерживается на станции вся группа до устранения технической неисправности находящегося в ее составе вагона.
В случае, когда для устранения технической неисправности вагона груз перегружен в другой вагон, об этом делается отметка в накладной или в дорожной ведомости на досылаемый вагон (если отцепленный вагон следовал в составе групповой отправки) в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
При возникновении обстоятельств, при которых проводники не могут осуществлять дальнейшее сопровождение груза (например, из-за болезни) или проводники отсутствуют, перевозчик должен задержать вагоны с грузом, о чем составляется акт общей формы, и уведомить грузоотправителя, грузополучателя о необходимости срочного направления других проводников для сопровождения груза.
(часть первая п. 25 в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
До прибытия других проводников перевозчик обеспечивает охрану отцепленных вагонов. (в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Грузоотправители или грузополучатели обязаны в кратчайшие сроки направить в указанное перевозчиком место других проводников.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
По прибытии других проводников перевозчик на станции, на которой отцеплены вагоны с грузом, выдает им удостоверение в порядке, установленном пунктом 12 настоящих Правил. Сведения, приведенные в пункте 5 настоящих Правил, о других проводниках перевозчик указывает в графе "Отметки перевозчика" оригинала накладной, с которой следует груз.
(часть четвертая п. 25 в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
До прибытия других проводников перевозчик совместно с ранее сопровождавшими груз проводниками или самостоятельно (при невозможности присутствия проводников) проводит при необходимости проверку отцепленных вагонов. При этом в случае обнаружения неисправностей (неисправное состояние пломб, запорно-пломбировочных устройств, наличие признаков доступа к грузу через люки вагона, стенки вагона или контейнера) перевозчик проводит проверку груза в вагоне, контейнере и в зависимости от результатов оформляет акт общей формы или коммерческий акт в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом общего пользования.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
В соответствии с пунктом 114 Устава железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. N 1196 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 67, 5/1506; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.07.2015, 5/40785), перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, если груз перевозился в сопровождении проводника грузоотправителя или грузополучателя.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Причитающиеся перевозчику платежи, связанные с отцепкой и проверкой груза в вагоне, в том числе за простой вагонов и хранение груза, по прибытии груза на железнодорожную станцию назначения оплачиваются грузополучателем на основании акта общей формы, прилагаемого к накладной, на железнодорожной станции отцепки вагонов.
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Приложение к Правилам перевозок грузов
в сопровождении проводников грузоотправителей или грузополучателей железнодорожным транспортом
общего пользования
(в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 N 33)
Станция отправления
Выдано
(фамилия, имя, отчество (если таковое имеется))
на сопровождение груза
по накладной N
до станции назначения в вагонах N
(род груза)
железной дороги
Удостоверение действительно для проезда только в том поезде, в котором следует указанный в настоящем удостоверении груз.
Проводник должен помещаться грузом.
Предъявлены документы: паспорт серии
(внутри, вне)
N
вагона с сопровождаемым
Календарный штемпель перевозчика
Перевозчик
(подпись) (инициалы, фамилия)
Оборотная сторона
ПРОВОДНИК ОБЯЗАН:
обеспечивать сохранность сопровождаемых грузов, наблюдать за состоянием крепления и устойчивостью грузов в вагоне, принимать меры по предохранению грузов от порчи, восстановлению крепления грузов;
кормить и поить сопровождаемых животных и птиц;
очищать вагоны от навоза и мусора в местах, установленных администрацией железнодорожной станции;
заявить в письменной форме перевозчику о заболевании животных и птиц в пути, о неисправности отопительных приборов и оборудования вагонов, а также об обнаружении нарушения крепления или устойчивости грузов в вагоне;
знать служебную инструкцию по сопровождению опасного груза, разработанную и утвержденную грузоотправителем, опасные свойства груза и меры безопасности. При возникновении пожарной или аварийной ситуации действовать с учетом требований указанной инструкции;
при перевозке скоропортящихся грузов отапливать, проветривать вагон, если это требуется для данного рода груза;
сдавать груз грузополучателю;
при нахождении на железнодорожных путях соблюдать следующие требования личной безопасности:
переходить железнодорожные пути в специально отведенных для этого местах под прямым углом, предварительно убедившись в том, что на путях нет приближающегося подвижного состава;
не переходить железнодорожные пути в местах расположения стрелок и крестовин;
не перебегать железнодорожные пути перед приближающимся подвижным составом, а при проходе вдоль вагонов и их обходе не идти возле них вплотную;
не пролезать под вагонами и через автосцепку, а также между близко стоящими вагонами. Не сидеть на бортах платформ, полувагонов и не стоять в открытых дверях вагонов при их передвижении;
на электрифицированных железнодорожных путях не подниматься выше уровня крыши вагона, так как высокое напряжение в контактной сети опасно для жизни. О необходимости подняться выше этого уровня проводник должен заявить дежурному по станции.
ПРОВОДНИКАМ ГРУЗОВ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
вмешиваться в распоряжения администрации железнодорожной станции; курить в вагоне, в котором находится груз;
пользоваться примусами, керосинками и другими нагревательными приборами, кроме чугунных печей стандартного типа с использованием твердого топлива (уголь, дрова);
пользоваться лампами, свечами и другими осветительными приборами, кроме фонарей, отвечающих требованиям пожарной безопасности;
размещать топчаны, постельные принадлежности, личные вещи и запасы топлива в вагоне на расстоянии ближе 1 м от топящихся печей;
оставлять или вешать фонари в местах, досягаемых для животных, а также складировать сено, солому возле открытых дверных проемов и люков;
допускать в вагоны с сопровождаемым грузом посторонних лиц, кроме уполномоченных работников железнодорожного транспорта общего пользования и правоохранительных органов, предъявивших удостоверение личности;
провозить грузы, не указанные в транспортной железнодорожной накладной, заниматься торговлей перевозимыми грузами и другими товарами;
выбрасывать из вагонов навоз и мусор на железнодорожных путях в неустановленных местах.
ПРОВОДНИК НЕСЕТ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
за несохранность перевозимых грузов;
за повреждение вагонов, происшедшее по его вине;
за пропажу и повреждение оборудования и инвентаря вагонов; за нарушение требований, изложенных в удостоверении.
Ознакомился и обязуюсь выполнять требования, изложенные в настоящем удостоверении.
Проводник
(подпись) (инициалы, фамилия)
////////////////////////////