Проверка, оценка и учет знаний по биологии

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль 6.

Проверка, оценка и учет знаний по биологии


В модуле рассматривается значение, функции и требования проверки, оценки знаний по биологии.

Уделено внимание устной индивидуальной и фронтальной видам проверки знаний, их достоинствам и недостаткам. Описаны виды письменной проверки и оценка знаний. Указывается на важное значение практической проверки знаний и ее многообразие.

Модуль содержит материал, показывающий пути совершенствования проверки и оценки знаний.


Важной составляющей учебного процесса является контроль результатов учебной деятельности учащихся, позволяющий определить не только уровень сформированности их знаний, умений и навыков, но и конкретную степень достижения целей обучения, определенную образовательными стандартами и учебными программами. Проверка знаний и умений является, кроме того, средством повторения, углубления, закрепления и систематизации знаний. Кроме знаний и мастерства требуется и большая специальная подготовительная работа учителя. Учащиеся усваивают материал не только на основании его изложения в учебнике или объяснения на уроке, но и на основании требований учителя к их устным и письменным ответам.

Все этапы проверки заранее планируются; заблаговременно и в достаточном количестве экземпляров и вариантов готовятся средства контроля: вопросы, дидактические карточки, задачи для контрольных работ разных типов, средства для проведения программированного контроля знаний и т.п.

Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценить получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности. Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только оценить уровень усвоения учащимися изученного материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

Контроль (в узком понимании) – изучение состояния процесса в данный момент и его сопоставление с планируемым или нормативным. В зависимости от целей и содержания проводимой проверки в значении контроля используют понятия: обратная связь, педагогический срез и др.;

Контроль (в широком значении) – оценка состояния процесса в соответствии с нормативными характеристиками и разработка рекомендаций на будущее, коррекция процесса, помощь ученику.

В разных источниках литературы и на практике используются различные понятия, такие как «контроль», «учет», «опрос», «проверка знаний». Эти понятия взаимосвязаны, они обогащают и дополняют друг друга, но каждое из этих понятий имеет свои специфические особенности.

Проверка знаний – это структурный компонент контроля, обеспечивающий внешнюю обратную и внутреннюю связь участников педагогического взаимодействия; он направлен на выявление, изменение качества, уровня и объема усвоения учебного

материала учащимися и степени достижения целей обучения. Проверка не всегда сопровождается обязательной отметкой. Тем не менее, понятия «контроль» и

«проверка» очень часто отождествляются. Проверка знаний должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения.

Систематическое проведение проверки, оценки и учета знаний учащихся существенно активизируют учебно-воспитательный процесс, повышающий качество преподавания биологии. Вот почему проверка и оценка знаний - неотъемлемая часть всей учебно- воспитательной работы в школе. От объективности, полноты, точности и обоснованности полученных результатов всего процесса обучения зависит эффективность работы учителя и школы в целом. Лишь на основе подведения и анализа итогов проверки и оценки знаний учителю представляется реальная и конструктивная возможность - корректировать, регулировать и, что особенно важно, прогнозировать весь комплекс учебной деятельности школьника, выбирать наиболее рациональные методические приемы и средства оптимального воздействия на него. При этом не следует забывать о том, что проверка и оценка знаний учащихся служит и объективным показателем результативности педагогической деятельности учителя.

Профессиональные навыки проверки и оценки знаний являются одним из важнейших компонентов педагогического мастерства учителя, который пронизывает все этапы учебно-воспитательной деятельности и органично связан со всеми формами организации процесса обучения и применяемыми методами.

На всех этапах учебно-воспитательного процесса от его начала и до завершения проверка знаний призвана выполнять следующие функции: контролирующую, оценочную, обучающую, воспитывающую, развивающую, организационно- мотивационную. Соотношение указанных функций в процессе проверки изменяется в зависимости от объема и сложности учебного материала, возраста, способностей и подготовленности учащихся, дидактических целей и задач урока, конструктивного и логического построения урока, приемов мотивации и активизации познавательной самостоятельности учащихся, сочетания, разнообразия и характера использования применяемых методов, характера и степени интенсификации и оптимизации учебно- воспитательного процесса, уровня профессионализма и творчества учителя, конкретной ситуации, складывающейся на уроке и многих других условий и факторов, сопутствующих учебно-воспитательному процессу. В зависимости от указанных причин на каждом уроке может преобладать та или иная функция, но в целом должно осуществляться единство образовательного, воспитательного и развивающего назначения проверки.

Исходя из принципа классификации уроков по их местоположению в теме, соотношение функций проверки схематически может выглядеть следующим образом. На вводных уроках доминирующими должны быть образовательно-воспитательные функции. На уроках текущих (уроках по изучению нового материала) лидирующая роль должна быть отведена образовательно-воспитательным, развивающим и организационно-мотивационным. Приоритетными на уроках заключительных (контрольно-оценочных), несомненно, будут две родственные функции проверки:

контрольная и оценочная. Следует подчеркнуть, что контролирующе-оценочная (или контролирующе-учетная) и обучающая функции проверки знаний, постоянно и органично контактируя друг с другом, тесно связаны между собой. Такое взаимодействие и взаимообусловленность указанных функций проверки знаний конкретно может проявляться в том, что учитель в процессе текущей поурочной устной проверки знаний не только проверяет, оценивает и корректирует полученные знания, но и учит учащихся самостоятельно добывать знания, формировать и закреплять умения.

Параллельно учитель также может, а точнее, должен выявить те разделы пройденного материала, которые труднее и хуже усваиваются. В противном случае учащиеся, получив слабые опорные знания или не получив их вовсе, не в состоянии глубоко и осознанно изучать новый материал. Никогда учителю не следует игнорировать и тем более забывать о том, что только с помощью образовательной и контролирующей функций проверки знаний осуществляется оперативная обратная связь, без которой невозможно, управлять учебно-воспитательным процессом. Таким образом, образовательно-контролирующую функцию проверки знаний следует рассматривать как уникальный безальтернативный методический прием установления обратной связи и осуществления оперативного, целенаправленного и эффективного управления, корректирования и прогнозирования всех сторон учебно-воспитательного процесса.

Контролирующе-оценочная функция проверки знаний является мощным стимулом, эффективнейшим методическим приемом мотивации, обеспечивающим прилежание, тягу и потребность в учении. Но эта функция, обеспечивающая главный итог учебно- воспитательного процесса - его качество, в полной мере раскрывается только при систематической и глубокой проверке знаний. Там, где проверка знаний носит эпизодический, случайный и формальный характер, успеваемость резко падает в сравнении с тем, где проверка постоянна и систематична. Ибо регулярная проверка воспитывает у учащихся привычку к систематическому труду не только в школе, но и дома.

Воспитательные функции проверки знаний органично связаны с образовательными. Будучи сориентированными на воспитание гармонически развитого гражданина общества, они, в отличие от других функций проверки и оценки знаний, характеризуются гораздо большим спектром своего проявления и применения в школьной практике. В свое время В. А. Сухомлинский призывал к тому, что судить о ребенке, в первую очередь, надо не по знаниям, а по его стараниям, по его нравственным качествам.

Организационно-мотивационная функция проверки знаний, как правило, реализуется и проявляется путем организации и проведения постоянной системы учета знаний по предмету в течение всего учебного года. Приоритетным вариантом здесь зарекомендовала себя в школьной практике зачетная система. Учебный материал дисциплины (курса) распределяется на зачетные разделы, по которым каждый ученик должен своевременно отчитаться и получить оценки. Зная об обязательной отчетности, учащиеся гораздо регулярнее посещают занятия, напряженнее и целеустремленнее работают.

Как психолого-методические приемы, организационная и мотивационная функции проверки и оценки знаний по своей принципиальной значимости и педагогическому

вкладу в учебно-воспитательный процесс не менее, а точнее, более важны, чем остальные рассмотренные выше функции проверки. Их первостепенная, определяющая значимость заключается в том, что, например, своевременная и эффективная проверка и реализация всех (или нескольких) остальных ее функций, в том числе и образовательно- воспитательной, невозможны без реализации организационной функции. Лишь благодаря оптимальному проявлению организационной функции проверки сам ее процесс протекает четко, конструктивно, упорядочению и, наконец, эффективно.

Значение же мотивацинной функции проверки переоценить невозможно, ибо она повышает заинтересованность учащихся к учителю, предмету и учебе в целом. Если же эта функция проверки не проявляется или проявляется слабо, все остальные функции проверки сводятся на нет. Не может быть эффективного обучения без интереса к предмету.

Проверка и оценка знаний и поныне остается в числе сложнейших и наименее разработанных проблем школьной практики, методической и педагогической науки.

Основные требования к проверке успеваемости учащихся – регулярность и объективность оценки. Из обширного комплекса методических и психолого- педагогических требований, предъявляемых к проверке и оценке знаний, наиболее распространенными и актуальными являются:

  1. Проверка и оценка знаний всегда должны быть объективными и требовательными.

  2. Виды, формы и методы проверки и оценки знаний по возможности следует чаще разнообразить. Шаблон и единообразие проверки и оценки знаний недопустимы, ибо они тормозят все стороны учебно-воспитательного процесса, резко снижая интерес учащихся к изучаемому предмету.

  3. Антипедагогично, а потому противопоказано использовать проверку и оценку знаний в качестве наказания за плохое поведение, плохое прилежание. Некорректно и бестактно использовать негативную оценку в качестве аргумента по отношению к ученику, пытающемуся отстаивать свою точку зрения, даже если она ошибочна.

  4. Не рекомендуется "читать нравоучения", наставления, нотации при выставлении отрицательных оценок. Это закрывает перспективу хорошо подготовиться и успешно отчитаться за изучаемый материал, значительно подрывает веру в успех, резко снижает интерес и к предмету, и к учителю.

  5. Проверка и оценка знаний могут принести наибольший успех, резко повысить заинтересованность в учебе при непременном условии, если они проводятся всесторонне, охватывая ключевые разделы учебной программы.

Система оценивания учебного труда учащихся должна учитывать как результативность всех видов учебной деятельности ученика и процессуальную сторону усвоения учебного материала, так и проявление индивидуальных качеств и личностных свойств. Объективность выставляемых учащимся отметок определяется критериями, которые условно делятся на группы:

  1. предметно-содержательные (полнота, обобщенность, системность, правильность, осмысленность биологических знаний);

  2. содержательно-деятельностные (прочность, действенность знаний, мыслительные операции, интеллектуальные, общеучебные, исследовательские умения изучения природы и др.);

  3. индивидуальные, личностные (активность, самостоятельность, самооценка, критичность, мотивация учения и др.

При оценивании учебных достижений учащихся по биологии следует учитывать:

  1. Владение биологическими знаниями. Подлежат оценке объем усвоенных биологических знаний, их точность, структурированность, обобщенность, самостоятельность в их изложении, которые демонстрируются в ответах описательного характера;

  2. Владение понятийным аппаратом. Оценивается уровень усвоения биологических терминов, понятий, закономерностей, законов, теорий, развитие биологического мышления на основе ведущих идей и принципов, что диагностируется при ответах на вопросы, решении задач;

  3. Владение методами исследования природы. Показателями для оценки могут быть сформированность навыков самостоятельного исследования и владение методами изучения природы. Оцениваются эти умения при выполнении экспериментов, заданий практического характера.

Методисты различают понятия «оценка» и «отметка». Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков с теми эталонами, которые представлены в учебной программе. Оценка - это слова, с помощью которых учитель «оценивает», анализирует успехи ученика, хвалит или порицает его, обращает внимание на полноту или недостаточность его знаний. Оценка может даваться как в устной форме, так и письменно. Отметка - это цифры, выражающие успехи ученика, соответствие его знаний предъявляемым требованиям. Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах.

Однако очень часто эти понятия не различаются учителями, т.к. считается что отметка, она, по сути, и есть оценка успеваемости ученика.

У оценки есть свои функции:

  1. с помощью оценки учитель высказывает свое мнение о знаниях ученика;

  2. оценка информирует ученика о его успехах и неудачах;

  3. оценки ориентируют ученика об уровне его знаний. Есть несколько способов выставления оценки:

  1. нормативный, когда знания ученика оцениваются, исходя из требований стандарта образования и программных требований;

  2. личностный, при котором ответ ученика сравнивается с его действиями и ответами в прошлом;

  3. сопоставительный, когда учитель сравнивает действия одного ученика с действиями другого.

    Современная дидактика выдвигает такие требования к оценкам, при которых лучше всего использовать личностный способ оценивания, так как он позволяет проследить за индивидуальными результатами каждого ученика.

    Правильно поставленная отметка, вместе с оценкой учителем работы ученика, ободряет, стимулирует его к дальнейшему обучению, либо, наоборот, заставляет задуматься и насторожиться. Именно поэтому отметки и оценки должны быть объективными - это главнейшее требование к ним.

    При проставлении отметки надо руководствоваться многими факторами. Во-первых, это, конечно требования к знаниям учащихся в процессе изучения темы, исходящие из целей обучения данной теме. Во-вторых, учитывается полнота охвата материала, сложность и новизна заданий, предлагаемых учащимся, самостоятельность их выполнения. В устных и письменных ответах необходимо учитывать логичность изложения, обоснованность утверждений, культуру речи.

    Оценка знаний в большой степени варьируется и зависит от характера допускаемых ошибок: грубые, существенные, мелкие (несущественные). Примером грубой ошибки по ботанике считается отождествление частей с органами растения. Существенные ошибки являются следствием искажения смысла основных понятий. Мелкие или несущественные ошибки чаще всего являются следствием нарушения последовательности ответа, грамматические ошибки в написании терминов, в подборе примеров, подтверждающих и подкрепляющих ответ, упущения и т.д.

    До настоящего времени не сложилось единого мнения о методах, методических приемах, формах контроля знаний учащихся, поэтому, например, фронтальная беседа в разных классификациях может определяться как форма, метод или как вид контроля.

    Методы контроля – это способы с помощью которых определяется результативность учебно – познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя.

    Разработанные классификации методов контроля знаний учащихся содержат двойственные функции: с одной стороны, самостоятельную функцию в контроле, с другой – учебно – познавательную функцию в обучении учащихся.

    Классификация методов контроля знаний учащихся по биологии

    1. по взаимосвязи деятельности учителя и учащихся (М.И.Махмутов):

      • информационно – сообщающий и исполнительский;

      • объяснительно – иллюстративный и репродуктивный;

      • инструктивно – практический и продуктивно – практический;

      • информационно – побуждающий и частично – поисковый;

      • побуждающий и поисковый (исследовательский).

    2. По источнику знаний и характеру деятельности учителя и учащихся (Н.М.Верзилин, Б.Е.Райков): - словесные;

      • наглядные;

      • практические;

      • моторные.

    3. По логическим операциям с понятиями: - определение;

      • анализ, синтез;

      • сравнение;

      • обобщение;

      • конкретизация;

      • классификация;

      • доказательство.

    4. По уровню учебно – познавательной деятельности (Ю.К.Бабанский, Б.Е.Райков):

      • репродуктивные:

      • проблемно – поисковые (продуктивные);

      • творческие (исследовательские).

    5. По степени самостоятельности выполнения заданий (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер):

      • объяснительно – иллюстративные;

      • инструктивно – репродуктивные;

      • проблемные;

      • частично – поисковые (исследовательские).

    6. По специфике усвоения биологических понятий (А.Н.Мягкова, Б.Д.Комиссаров):

      • воспроизведение знаний в способах деятельности;

      • описание объекта (процесса);

      • определение объекта;

      • наблюдение;

      • иллюстративный показ;

      • лабораторно – практическая работа;

      • упражнение;

      • моделирование;

      • эксперимент.

    7. По организации управления процессом контроля знаний:

      • исполнительские;

      • самоконтролирующие;

      • оценочные.

Для построения системы контроля знаний учащихся можно объединять классификации методов и использовать любую из предложенных вариаций. Номенклатура форм контроля знаний уч-ся по биологии чрезвычайно широка. Классификация форм контроля знаний учащихся по биологии

  1. По периодичности проведения (Е.В.Сенина):

    - эпизодический, периодический, систематический;

  2. По количественному составу учащихся (Е.И.Перовский, В.Ф.Шалаев):

- индивидуальный, групповой, фронтальный, классно – обобщающий;

  1. По особенности организации деятельности учащихся (Е.И.Перовский, В.Ф.Шалаев):

    - письменный, устный, самоконтроль, взаимоконтроль, семинар, ролевая игра, деловая игра, практическая работа, экзамен, домашняя самостоятельная работа, реферат;

  2. По технологии проведения, характеру изображения, использованию ТСО (В.П.Беспалько, Д.П.Гальнева):

    • графический, программированный, автоматический, дифференцированная работа по карточкам, тестирование, машинный,

      безмашинный;

  3. По интенсивности проверки (Н.М.Верзилин, Г.О.Нога):

    • зачет, уплотненный опрос, комбинированный;

  4. По уровню познавательной самостоятельности учащихся:

    • репродуктивная воспроизводящая работа,

      - самостоятельная работа с учебным содержанием,

      • самостоятельные практические исследования,

      • эвристическая беседа.

В целях рационального использования форм контроля знаний рекомендуется соблюдать ряд требований:

  • реализация личностно – ориентированной направленности;

  • возможность использования различных вариантов одной формы проверки знаний в целях обеспечения дифференциации обучения;

  • получение учителем за возможно короткий срок большого количества обратной информации о степени усвоения знаний;

  • адаптивность форм к имеющемуся уровню проверки знаний учащихся;

  • организация быстрого, четкого, краткого ответа учащегося на конкретный вопрос учителя с компактной формулировкой контролирующих заданий и строгим алгоритмом действий;

    • возможность учителя быстро оценивать ответ ученика как на конкретный вопрос, так и на проверочную работу в целом;

    • достижение каждым учеником на конкретном этапе проверки реально возможного уровня в соответствии с нормами оценивания.

Самой распространенной формой контроля до сих пор остается устная проверка знаний. Она позволяет проверять правильность, полноту и глубину усвоения единичных и общих понятий. Устный ответ может сопровождаться показом натуральных объектов, таблиц, моделей, зарисовкой схем, постановкой опытов. Обычно на уроке проверяют знания одного – трех учеников. При этом важно активизировать деятельность всего класса, чтобы устная проверка не носила характер работы «с одним учеником». Учащиеся могут дополнять ответ, исправлять ошибки, задавать дополнительные вопросы по теме ответа, оценивать, анализировать и комментировать ответ ученика. Но для этого необходимо обучать школьников анализу ответа, обсудить на какие качества ответа следует обратить внимание, можно записать в тетрадь план рецензии ответа. Мотивом к проведению анализа ответа учащегося служит его оценка учителем.

При устном ответе учитель выявляет не только объем и уровень усвоения материала, но и умение осознанно выстраивать связный рассказ по плану, анализировать, классифицировать факты, приводить примеры из личных наблюдений и информационных источников.

Вопросы для устного обсуждения надо тщательно продумать по содержанию и форме. Они должны быть интересны детям, понятны, доступны по содержанию. Готовиться к ответу надо также приучать по четкому плану, где следует выделить главную мысль, подобрать аргументы для ее раскрытия и т.д.

Учитель должен быть заинтересован в ответе ученика, в его успехе.

По времени, характеру, дидактическим целям и задачам устную проверку и оценку знаний условно можно разделить на следующие виды:

  1. Предварительная проверка обычно проводится на первых уроках учебного года или в начале изучения новой темы курса. Она позволяет учителю выяснить уровень готовности учеников к восприятию нового материала. Актуализация ранее пройденного материала имеет большое значение для освоения каждой новой темы.

  2. Текущая (ежеурочная, поурочная, оперативная) проверка осуществляется постоянно на всех видах уроков и особенно на основных уроках, главной, доминирующей

    дидактической задачей которых является изучение нового материала. На основных уроках текущая проверка и оценка знаний проводится в зависимости от разных причин (объем и сложность учебного материала, возраст, способности и подготовленность учащихся, качество подготовки учителя к этому этапу урока и к уроку в целом и т.д.) в течение 10-15 мин.

    Текущая (поурочная, оперативная) проверка, как правило, должна проводиться на всех уроках по изучению нового материала. В отличие от предварительной проверки, здесь, в первую очередь, реализуются контрольно-управленческая, образовательно- воспитательная и развивающая функции. Текущая проверка, обычно проводимая в оценочной форме, преследует цель разрешения целого комплекса дидактических задач, поставленных учителем перед каждым уроком в отдельности и перед несколькими уроками целой темы. В частности, эта проверка способствует коррекции и расширению знаний, формированию интересов к учебе, знаниям, активизации познавательной самостоятельности. Ее приоритетная задача - развитие и совершенствование культуры учебного труда. Здесь в основном проводится оценка активной (частично поисковой, исследовательской) культуры труда, его результатов. Тематическая проверка и оценка знаний подводит результаты усвоения учащимися не всех тем раздела, а наиболее важных, ключевых, без глубокого и прочного усвоения которых невозможно получить более связного и целостного представления о разделе предмета.

    Специальные методические и психолого-педагогические исследования, а также школьная практика показали, что текущая проверка и оценка знаний является базовой, фундаментальной. В общеобразовательной средней школе этот вид проверки и оценки знаний как ведущий, доминирующий проверен временем и применяется широко .

  3. Поэтапная (тематическая, за темы, блок тем, разделы т.д.) проверка и оценка знаний осуществляется на заключительном (контрольно-оценочном) уроке темы в течение всего часа.

    Тематический контроль проводится после изучения какой-либо темы или двух небольших тем, связанных между собой линейными связями. Тематический контроль начинается на повторительно-обобщающих уроках. Его цель – обобщение и систематизация учебного материала всей темы.

    Организуя повторение и проверку знаний и умений на таких уроках, учитель предупреждает забывание материала, закрепляет его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.

    Задания для контрольной работы рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей внутри темы и с предыдущими темами курса, на умение переносить знания на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.

  4. Итоговая (зачетно-экзаменационная) проверка и оценка знаний является основной в ВУЗ-ах. За последнее время в школьной практике все шире пробивает себе дорогу, особенно в старших классах, одна из разновидностей итоговой проверки - это зачетная система проверки и оценки знаний. Внедрение зачетной системы проверки и оценки знаний в среднюю школу следует рассматривать в качестве связующего мостика, интегрирующего обучение школ и ВУЗов.

Рассматриваемые виды проверки и оценки знаний имеют разный смысл и поэтому реализуют разные функции. Так, текущая оценка обычно констатирует знания в узкой

области, ее образовательно-познавательная функция сводится к выявлению уровня усвоения учащимися простых понятий в пределах урока. Но чаще она должна нести воспитательный заряд, реализуя воспитательные функции. Итоговая же проверка и оценка знаний, в первую очередь, реализует образовательно-познавательную функцию и поэтому ее главная дидактическая задача должна заключаться в объективной констатации уровня усвоения учащимися основных сложных понятии, выявления глубины знаний, умений и навыков учащихся переосмысливать проработанный за четверть, полугодие или год материал, установить умения учащихся абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, делать выводы.

Из рассматриваемых видов проверки и оценки знаний в средней общеобразовательной школе приоритетной является поурочная. На ее проведение расходуется времени при изучении любого раздела биологии в 2,5-3,5 раза больше, чем на поэтапную (тематическую).

Приемы устной индивидуальной проверки широко используются в школьной практике потому, что они имеют целый комплекс достоинств, наиболее значимые из которых:

а) Ее можно проводить во всех классах, при любой материально-технической оснащенности кабинета биологии и школы в целом.

б) Она способствует логически мыслить и излагать материал, преодолевать застенчивость и робость, держаться и выступать перед аудиторией, развивает умение отстаивать свою точку зрения, развивает и укрепляет голос, дикцию

Однако, наряду с достоинствами, такая проверка и оценка знаний имеет и ряд недостатков, из-за которых нередко снижается качество учебно-воспитательного процесса, теряется интерес учащихся к предмету и учебе в целом. Наиболее частыми являются следующие:

а) За урок возможно проверить и оценить знания не более, чем у 3-4 учеников. б) Во время ответа у доски или с места остальные уч-ся не заняты, как правило, бездельничают, скучают.

в) Редко контролируемые при такой проверке учащиеся (20-30 человек в классе один раз за 8-10 уроков) нерегулярно, от случая к случаю, готовятся лишь к тому уроку, когда по их простым расчетам и предположению учитель должен их спросить.

г) Будучи чуть ли не единственным приемом, индивидуальная устная проверка и оценка знаний занимает на уроке почти половину всего времени.

д) При устной индивидуальной проверке игнорируется возраст учащихся, когда вместе с ними из класса в класс переходят одни и те же формы и методы проверки.

Несовершенство и однообразие проверки и оценки знаний приводят к тому, что учащиеся утрачивают интерес и к предмету, и к учителю, и к учебе в целом.

Для устранения (конечно, частичного) недостатков двух первых приемов устной индивидуальной проверки и оценки знаний учителя, особенно более опытные, нередко прибегают к более интенсивной комбинированной (уплотненной) проверке и оценке знаний.

Комбинированная (уплотненная) проверка и оценка знаний: по существу отличается от традиционной устной проверки высокой оперативностью и интенсивностью.

Задаваемые учителем вопросы формулируются так, чтобы они не требовали

длительного обдумывания, были понятны настолько, чтобы не пришлось тратить время на их дополнительное «толкование». Одни учащиеся устно поочередно отвечают у доски, используя таблицы, модели, другие - отвечают с места, дополняют, исправляют ошибки, допущенные другими учениками, иногда практикуется выполнение письменных заданий некоторыми учащимися.

После проведения индивидуальной устной проверки и оценки знаний учитель сам, либо с помощью группы ассистентов, заранее сформированной из наиболее активных учащихся, оценивает (оценивают) результаты заданий, выполненных остальными учащимися на доске (у доски). В процессе такой проверки учителю за 12-15 минут представляется реальная возможность оценить знания у 8-9 учеников, т.е. вдвое больше, чем при обычной проверке.

Достоинства этого приема:

а) представляется возможность экономнее расходовать время на его проведение; б) в 2-3 раза возрастает число проверяемых учащихся;

в) представляется возможность формировать и развивать практические умения и навыки в составлении планов, тезисов, написании таблиц, схем, диаграмм, рисунков, умения самостоятельно подбирать средства наглядности и использовать их при ответе. Наряду существенными достоинствами, рассматриваемый прием имеет и недостатки: а) В процессе проверки учителю приходится постоянно и напряженно следить и за учениками, работающими у доски, и за всем классом, и, конечно же, слушать отвечающих.

б) Ученики, работающие у доски, не участвуют в работе класса, не отвечают устно и поэтому оценка получается недостаточно объективной.

Нетрадиционные приемы устной проверки и оценки знаний:

  1. Исследовательская проверка и оценка знаний применяется сравнительно редко, лишь при выполнении тех лабораторно-практических работ, где учащиеся сами опытным путем отвечают на поставленную учителем проблему. Наиболее приемлемы для проведения исследовательской проверки такие занятия, на которых все применяемые методы изучения нового материала используются в самой активной степени, благодаря чему ученики выступают в качестве исследователей. На основе использования дедуктивного частично-поискового или исследовательского подхода применяемых методов ученики осуществляют не репродуктивную подтверждающую деятельность, а продуктивно-открывающую.

    Исследовательская проверка и оценка знаний после выполнения данной работы (опыта) отличается от всех предыдущих тем, что она сочетает в себе и словесные, и наглядные, и практические методы. При этом она проводится не по готовому книжному материалу, а по материалу, полученному самими учащимися самостоятельно в результате выполненного опыта, где они применяли частично-поисковый и исследовательский подходы, т.е. выступали в роли исследователей.

  2. Тихая проверка и оценка знаний применяется донецким учителем физики и математики Виктором Федоровичем Шаталовым. В начале урока по изучению и закреплению нового материала он дает задание всем учащимся класса воспроизвести по памяти опорные конспекты. На это он выделяет 10-12 минут. В это же время он приглашает к своему столу ученика и ведет с ним тихую беседу, чтобы не мешать

    работать остальным. Так, за 10-12 минут он устно проверяет и оценивает знания 3-4 учеников.

    Достоинства тихой проверки:

    а) Процесс проверки носит доверительный характер, поэтому даже самые робкие, застенчи-вые ученики, обретая уверенность, отвечают учителю логично, четко, доказательно, не бо-ясь выглядеть невежей перед всем классом.

    б) Тихая проверка и оценка знаний не мешает остальным учащимся воспроизводить по памяти опорный конспект.

    image

    Недостатки: а) Учащиеся не приучаются выступать перед классом, аудиторией. б) В течение урока тихой проверкой можно оценить знания у 3-4 человек.

  3. Магнитофонная проверка и оценка знаний. Также применяется В.Ф. Шаталовым как дополнительный прием проверки и оценки знаний. Для этого учащийся подходит к магнитофону, установленному в сторонке класса и тихо, чтобы не мешать остальным учащимся воспроизводить опорный конспект, проговаривает негромко основное краткое содержание опорного конспекта.

    Достоинства:

    а) Это наглядный вариант эффективного использования технических средств обучения (ТСО) в учебно-воспитательном процессе.

    б) Этот прием приучает учащихся кратко, последовательно, точно излагать основное содержание учебного материала.

    в) Не мешает остальным воспроизводить опорные конспекты.

    г) Уч-ся более уверенно, чем при других формах ответа, записывают свой ответ на магнитофон.

    д) При наличии нескольких магнитофонов можно резко повысить количество проверяемых (от 3-4 при одном магнитофоне, до 15-20 человек при 4-5 магнитофонах). е) Слабые ответы проверяет только учитель, хорошие заслушивает весь класс. Это элемент щадящей педагогики, педагогики содружества и сотрудничества.

    Недостатки:

    а) Учащиеся не приучаются выступать перед классом, пользуются только словесным методом (рассказом, информацией).

    б) При одном магнитофоне можно проверить и оценить не более 3-4 человек. в) Во время записи ответа на пленку учитель не корректирует ученика.

  4. Проверка проблемная. В отличие от обычной проверки и оценки знаний при проведении проблемной задаются более сложные, вызывающие повышенное умственное (мыслительное) напряжение, в результате порождающие затруднительную (проблемную) ситуацию. Для разрешения таковой требуется неординарный творческий подход.

  5. Проверка с самооценкой знаний. В отличие от всех рассмотренных приемов индивидуальной устной проверки и оценки знаний, этот прием способствует учащимся, наряду с обычной проверкой и оценкой знаний, осуществлять самим и самопроверку, и самооценку. Таким приемом, основанным на принципе педагогики содружества, в основе которого заложена идея партнерства и доверия, чаще всего пользуются творчески работающие учителя. В итоге оценка учащегося складывается из одной

внутренней оценки (самооценка ученика) и двух внешних, из которых одна - это оценка учеников-товарищей и вторая окончательная - это оценка учителя.

Самооценка – это отношение ученика к своим способностям, возможностям, личностным качествам. Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, что особенно актуально в соответствии с новым ФГОС. Главный смысл самооценки, по мнению ряда авторов, заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостоятельности. Все перечисленные качества в той или иной мере пересекаются (сочетаются) с метапредметными навыками результатами образования: самостоятельность в процессе познания, принятия решений и их оценки; рефлексивные способности и др. Доминирующими функциями самооценки являются констатирующая (на основе самоконтроля); мобилизационно- побудительная (стремление к более глубокому изучению материала); проектировочная (планирование дальнейшего изучения материала, темы и т.д.).

Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения. Роль учителя здесь сводится к разработке для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания; создания необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов; обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания известны всем обучающимся и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы; совместный анализ самооценки обучающихся с последующим сопоставлением с оценкой учителя и корректировкой программмы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Наиболее существенные достоинства этого приема проверки и оценки следующие: а) Учащимся представляется возможность критично, как бы со стороны, взглянуть на

себя, оценить свои знания. Эта возможность способствует развитию у учащихся целого комплекса положительных качеств: самостоятельности, ответственности, самоконтроля, чувства локтя, коллективизма, взаимовыручки, взыскательности к себе и к товарищам. б) Приемы самопроверки и самооценки знаний частично исключают субъективизм, присущий при одной лишь оценке учителя.

в) Осуществляя в процессе самопроверки и самооценки часть функций учителя, ученики приобретают более реальное, конкретное представление о работе учителя. Поэтому этот прием способствует выбору профессии учителя, т.е. имеет профориентационное значение.

Недостатки:

а) Для эффективной реализации приема самопроверки и самооценки знаний требуется более длительная, напряженная и целенаправленная подготовка и учителя, и учащихся, б) Слабо подготовленные учащиеся либо совсем не смогут проводить самооценку знаний, либо эта самооценка будет неадекватной их фактическим знаниям, умениям, навыкам.

Фронтальная устная проверка знаний (или беглый опрос) сводится к ответам на ряд последовательных вопросов перед классом. Учащиеся, как правило, активизируются, так как учитель может поднять с места любого ученика. Данная форма проверки знаний позволяет за короткий промежуток времени проконтролировать большое число учеников.

Достоинства:

а) Фронтальная проверка и оценка знаний носит массовый (общеклассный или групповой) характер, поэтому можно довольно быстро, в течение 15-25 минут заключительного урока проверить и оценить знания всех или почти всех учащихся класса.

б) В процессе проверки работают все или почти все учащиеся, но при условии, что учитель привлекает к проверке и тех учеников, которые умышленно не спешат поднимать руки.

в) Фронтальная проверка способствует повышению эффективности индивидуальной проверки.

г) Активизируется состязательность между учащимися в подготовке к ответу.

д) Способствует высокому эмоциональному настрою, являющемуся мощным фактором мотивации обучения, фактором познания истины.

Недостатков у фронтальной проверки не меньше, чем достоинств:

а) В связи с напряженностью проведения фронтальной проверки и дефицитом времени оценки нередко бывают неаргументированными, субъективными, непрокомментированными

б) Расходуется много времени на анализ и проставление оценок.

в) Предоставляется мало возможностей для взаимопроверки, взаимоконтроля, самопроверки и самооценки.

г) Ученики, как правило, дают необоснованные, односложные, неубедительные, недоказательные ответы, не приучаются излагать мысли логично, аргументировано, доступно, четко, в виде связного рассказа.

д) Невозможно полностью провести проверку и выявить знания ученика.

е) При необоснованном проведении всего урока фронтальной проверкой отвечают обычно одни и те же наиболее подготовленные ученики.

Поэтому все приемы проверки, в том числе и фронтальная, наибольший эффект дают в сочетании с другими.

Нетрадиционные приемы фронтальной проверки и оценки знаний:

  1. Фронтальная проверка и оценка знаний с использованием разноцветных оценочных жетонов. При такой проверке ученик сразу же после ответа на вопрос учителя получает от него соответствующий (адекватный) качеству ответа балловый жетон-оценку На заготовленных (цветных) квадратиках пишут шариковой ручкой соответствующие цвету жетона баллы. Этот прием с оценочными жетонами по сравнению с обычным (без жетонов) имеет целый комплекс весьма существенных достоинств. Вот некоторые из них:

    а) Гораздо оперативнее, чем при обычной проверке, можно проверить и оценить, притом более объективно и гласно учащихся всего класса, Такую проверку учитель-

    биолог успевает весьма качественно провести в зависимости от объема и сложности учебного материала, от возраста и подготовленности учащихся в течение 10-15 минут. б) Учащиеся сами по количеству и достоинству набранных (умственным трудом честно заработанных) жетонов оценивают себя и сами же полученные средние оценки проставляют в заранее подготовленную ведомость. Поэтому эти оценки, в отличие от обычной (безжетонной) проверки не являются для учащихся и их родителей тайной.

    Здесь все открыто.

    в) Азарт, состязательство учащихся получить как можно больше оценочных жетонов, причем, ни каких попало, накал страстей и эмоций.

    г) Доверие, оказываемое учителем для самопроверки и самооценки учащимися своих знаний путем подсчета баллов по набранным жетонам не только экономит время, но и воспитывает у учащихся чувство ответственности.

  2. Фронтальная проверка и оценка знаний в форме КВН.

    Проводится по принципу популярной телепередачи Клуба веселых и находчивых или Клуба знатоков. Учитель заблаговременно осуществляет подготовительную работу. Определяется раздел, подбирается дополнительная литература, материалы, средства наглядности, особенно натуральные образцы. По заранее продуманной схеме-сценарию учащиеся класса делятся на группы (команды) с капитаном во главе.

  3. Фронтальная проверка и оценка знаний в форме "Игра-цепочка".

    Данная проверка может проводиться по материалу нескольких уроков, целой темы, нескольких тем и, наконец, целого раздела. Поэтому перед ее проведением учитель должен дать ученикам конкретное задание подготовить соответствующий раздел и дать учащимся вопросы по этому разделу. В противном случае, такая проверка без подготовки к ней окончится пустой тратой времени. Провести эту проверку можно на любых уроках, но наиболее целесообразными и эффективными для нее,

    При этом оценки следует ставить лишь тем, кто задавал наиболее интересные и важные с познавательной, воспитательной и развивающей точки зрения вопросы, а также правильно, аргументировано, доказательно, четко отвечал на вопросы.

    В отличие от индивидуальной проверки и оценки знаний, фронтальная, как традиционная, так и нетрадиционная формы проверки, наиболее целесообразны на заключительных (контрольно-оценочных, обобщающих) уроках при повторении основных понятий темы (тем), раздела, курса, без которых невозможно усвоение нового материала.

    Вопросы для всех приемов индивидуальной и фронтальной проверки и оценки знаний должны быть продуманы по форме и содержанию, подготовлены с учетом возраста, подготовленности и способностей учащихся. В зависимости от этого одни вопросы должны быть менее сложными, носить фактологический характер, другие - более сложными, касающимися существа и функциональных особенностей, явлений - это вопросы понятийного уровня. Самым же подготовленным и тем более одаренным ученикам вопросы должны иметь самый высокий творческий уровень сложности. В ответах на такие вопросы предусматриваются и умения анализировать, обобщать, систематизировать, устанавливать связи внутри- и межпредметные, связи теории с практикой, подводить итоги.

    Самой объективной формой проверки знаний до настоящего времени остается письменная работа.

    Виды письменной традиционной проверки и оценки знаний можно осуществлять в классе на уроках и дома как раздельно, так и в сочетании. Как правило, освоение и использование этих подгрупп письменной проверки осуществляется в школьной практике в указанной последовательности: план, тезисы, конспект, диктант, сочинение, рефераты. Из них первые четыре формы проверки выполняются в основном в классе при самостоятельном изучении учащимися несложного описательного материала.

    Самостоятельно читая текст урока (уроков), учащиеся по заданию и под контролем учителя составляют или план, или тезисы, или конспект, которые потом проверяются или одним учителем, или его группой помощников-ассистентов.

    Диктанты по биологии по своему характеру и разрешаемым дидактическим задачам разнообразны, но чаще всего в школьной практике используются три варианта: текстовый, терминологический, кодированный, реже цифровой и графический.

    Текстовые диктанты можно проводить по-разному. Нередко при написании такого диктанта ученики письменно отвечают на вопросы, диктуемые учителем или заранее написанные на доске, или на отдельных листках-карточках, или спроецированные на экране.

    Диктант терминологический применяется с целью проверки знаний научных терминов. Следует регулярно, по мере необходимости проводить терминологические диктанты, которые по своей эффективности превосходят любые другие приемы не только письменной, но и устной проверки к оценки знаний по биологии.

    Диктант кодированный применяется для проверки и оценки знаний по усвоению отдельных научных фактов. С этой целью учитель или диктует отдельные короткие предложения, или выдает ученикам листки с написанными в них предложениями, или проецирует на экран эти предложения. Во всех организационно-методических вариантах задания в каждом предложении пропущено (закодировано) одно или несколько слов и требуется определить и вписать в пропущенное место.

    Цифровой диктант является разновидностью кодированного диктанта, отличаясь от последнего тем, что вместо пропусков надо подставить цифровые шифры правильного ответа.

    Для проведения графического диктанта учитель показывает на доске графические шифры противоположных (правильных и неправильных) ответов. В результате получается линия с правильными и неправильными графически изображенными ответами:

    Письменная самостоятельная работа: При ее проведении преследуются две цели:

    1. дать возможность ученику проверить уровень своих знаний и умений;

    2. способствовать более глубокому развитию умений применять свои знания. Поэтому к самостоятельной работе, ее организации, форме проведения предъявляется ряд требований:

  • работа должна содержать максимально большое число вариантов по числу и степени сложности;

  • задания дифференцируются в соответствии с возможностями учащихся;

  • для выполнения работы ученик может использовать любую справочную литературу;

  • при выполнении работы возможна и целесообразна разумная наводящая подсказка, поскольку наряду с контрольной функцией самостоятельная работа выполняет и задачи выработки умения применять знания на практике.

Контрольная работа: часто порождает у учащихся определенную неуверенность, боязнь получить двойку и т.д. Такое психологическое напряжение приводит порой к заметному искажению истинной картины их знаний. Поэтому контрольными работами предпочтительно заканчивать фундаментальные темы, а остальных случаях целесообразнее провести самостоятельную работу или зачет. Контрольная работа должна быть одинаковой трудности для всех. Сильным ученикам можно заготовить дополнительное, необязательное задание. После каждой контрольной работы проводится тщательный анализ, который позволит выявить, какие вопросы не усвоены учащимися и наметить план их ликвидации.

Зачеты: занимают особое место в системе контроля знаний. Программа зачета, являющаяся обобщением ряда тем, заранее доводится до сведения учащихся. Контроль и оценка знаний лишь одна из сторон зачета, при подготовке к зачету ученики систематизируют и закрепляют свои знания по теме или темам.

Из форм организации и проведения проверки и оценки знаний по зачетной системе можно применять и индивидуальную, и групповую, и фронтальную: индивидуальная устная беседа с учащимися, беседа с группой учащихся, фронтальная беседа.. При самом всеобъемлющем фронтальном зачете наибольший эффект дают письменные зачетные работы, реализовать которые можно по-разному.

Лабораторная работа –форма контроля, которая требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя. Лабораторную работу целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как письменная проверка или тест. Такая комбинация может достаточно полно охватить знания и умения учащихся при минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний.

Завершающим и самым важным и сложным методическим приемом умелого чтения учебника и дополнительной литературы является реферирования прочитанных источников, самостоятельная подготовка рефератов, умение все наиболее ценное из прочитанного абстрагировать, обобщать, систематизировать, анализировать и делать из него выводы. Написание учащимися рефератов носит поисково-исследовательский характер, здесь имеет место конкретная форма эффективной и целенаправленной организации самостоятельной познавательной деятельности, где и находит приложение творческий подход в учебно-воспитательном процессе.

В школьной практике, хотя значительно меньшей мере, и эпизодически, применяется и прак-тический метод проверки и оценки знании, умений и навыков. Практическая работа – это форма применения полученных знаний через сформированные умения и навыки учащихся проводить лабораторные наблюдения, выполнять соответствующие

операции на пришкольном учебно–опытном участке и т. д. Недооценка практического метода проверки и его нерегулярное, эпизодическое применение в школе приводит к тому, что из учебы почте полностью выпадает один из ключевых дидактических принципов образовательного процесса - связи теории с практикой.

Существует большое разнообразие вариантов и подходов применения практического метода проверки и оценки умений и особенно навыков:

  1. Узнавание учащимися предложенных учителем объектов, разнообразных микро- и макропрепаратов, изображений процессов и явлений на таблицах, рисунках, диаграммах, схемах, фотографиях, картинах.

  2. Определение учащимися растений, стоящих на окнах в кабинете биологии, в живом уголке, а также специально выращенных в чашках Петри различных растений полевых, овощных культур.

  3. Распознавание и характеристика процессов и явлений , изображенных на рисунках, фотографиях, таблицах, макетах.

  4. Повторение опыта (опытов), поставленных в классе на уроке или в живом уголке, или на пришкольном учебно-опытном участке.

  5. Выполнение работы с микроскопом: приготовление временных препаратов клетки разных растений и рассмотрение их под микроскопом.

  6. Самостоятельная подборка учащимся разнообразных средств наглядности, иллюстрирующих опыт или ответ по тексту урока. Умение продемонстрировать и правильно прокомментировать их основную связь с опытом или уроком.

  7. Монтирование схем из деталей и блоков процессов.

  8. Выполнение рисунков, схем, диаграмм на доске.

  9. Решение биологических и прикладных примеров, упражнений, задач.

  10. Выполнение учащимися правильных приемов обработки и подготовки почвы на пришкольном участке .

  11. Проведение необходимых приемов подготовки семян различных долевых, овощных, садовых и цветочных растений к посеву.

  12. Произвести расчет норм высева семян полевых и овощных культур в учетом их абсолютной массы и оптимальной густоты размещения различных культур в зависимости от климатических зон возделывания, типа и плодородия почв, а также способов посева и посевной годности семян.

  13. Расчет нормы внесения азотных, фосфорных и калийных удобрений в зависимости от типа и плодородия почвы, биологических особенностей и планируемой урожайности выращиваемых растений, вида удобрений и содержания в них питательных элементов, сроков и способов их внесения.

  14. Подготовка подвоев и привоев яблони и проведение прививку глазком (окулировку) и черенком. Правильно, своевременно и в определенной последовательности провести цикл прививки.

Во время учебных и практических занятий на учебно-опытном участке или в живом уголке особенно регулярным должен быть именно практический метод проверки и оценки знаний и особенно умении и навыков.

Современные методы диагностики знаний учащихся:

Программированный контроль: учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика - выбрать пра-вильный ответ.

Тестирование является объективным инструментом для выявления уровня усвоения знаний. В настоящее время тестирование занимает ведущее место среди всех форм контроля деятельности школьников, особенно при итоговой аттестации (централизованное тестирование, единый государственный экзамен).

Учебные портфолио: представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно – познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшая коррекция процесса обучения.

Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен. Основная задача – проследить динамику учебного процесса.

Рейтинг учебных достижений: Рейтинг – это бальная система оценки учебной деятельности, при изучении конкретной темы. Учебная деятельность может включать:

  • ответы на вопросы;

  • выступление по обязательной или дополнительной литературе;

  • постановку вопросов;

  • решение задачи;

  • выполнение теста;

  • терминологический диктант;

  • изготовление карточек и заданий;

  • дополнения к ответу;

  • ассестирование учителю и другие приемы.

Каждый вид деятельности оценивается определенным количеством баллов. В сумме все эти баллы образуют рейтинг по учебной теме, в журнал выставляется единственная итоговая оценка по теме. Данная система способствует активизации индивидуальной работы школьника, делает учебный процесс открытым. В этом видится большой плюс использования данной системы контроля знаний учащихся.

image

В каждом классе для каждой темы при тематическом планировании материала разрабатывается система контроля. Правильно организованный, систематический, разнообразный контроль способствует активизации познавательной деятельности, повышению качества знаний и умений учащихся. При этом учитываются возрастные особенности детей, сложность изучаемой темы, место темы в курсе.

Нетрадиционные приемы контроля знаний и умений учащихся - защита моделей, мини – сочинения, составление тестов, кроссвордов, чайнвордов, ребусов, фантастические рассказы с лишними или ошибочными фактами, вопросы – загадки, вопросы – описания, синквейны - помогают осмыслить знания, развивают умение составлять вопросы, анализировать текст в поисках нужной интересной информации, способствуют развитию письменной речи, познавательного интереса, прививают интерес и любовь к предмету.

Эффективным приемом контроля является взаимопроверка. Учащиеся оценивают каждое выполненное задание и ставят общую оценку за всю выполненную работу с учетом подготовленного задания. Критерии оценок обговариваются заранее.

Уроки контроля проводятся в форме контрольных или самостоятельных работ, тестов, зачетов.

Основная цель контрольной работы в современной школе не констатация знания и незнания, а выявление уровня реальной обученности ребенка, его умение применять полученные знания на практике, умение давать объяснение происходящим явлениям. Контроль знаний является также средством самопроверки учителя, а значит, и средством для улучшения качества его работы. Разнообразие и оптимальное сочетание форм и методов проверки и оценки знаний, применяемых на уроке, являются зеркалом хода учебно-воспитательного процесса и объективным показателем зрелости и педагогического мастерства самого учителя. От того, как умело, профессионально грамотно подобраны формы и методы обучения и проверки знаний и тем более их сочетание и применение в процессе занятий, в конечном счете зависит и заинтересованность учащихся и как следствие хорошая дисциплина, деловая обстановка и успех занятии.

 

 

 

 

 

////////////////////////////