|
|
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с
Как известно, сложившийся педагогический опыт и психологические наблюдения позволили
нарушением слуха: учеб.-метод. Пособие
выделить в ходе развития ребенка несколько возрастных этапов, для каждого из которых
характерным является определенный вид ведущей деятельности. Ее содержание и структура
В пособии дано краткое изложение особенностей психического развития детей со слуховой
изменяются на протяжении детства.
депривацией с учетом общих закономерностей развития ребенка в норме. Представлена система
Младенчество (от рождения до одного года). Врожденные, безусловно-рефлекторные
коррекционной и развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением
механизмы обеспечивают ребенку выживание организма, работу его основных систем (дыхания,
слуха.
питания и т. д.), но не развитие и совершенствование свойственных человеку форм поведения.
ОТ АВТОРА
Ребенок с самого начала появления на свет находится в постоянном контакте со взрослым, под
Возрастной период ребенка от рождения до поступления в школу -особый, уникальный по своей
воздействием которого врожденные рефлексы ребенка постепенно теряют свое центральное
значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира,
значение, становятся условными (ребенок привыкает в одно и то же время спать, есть и т. д.) и
смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира,
уступают место новым потребностям - в получении новых впечатлений, в движении, в общении
развитие познавательных способностей. В психолого-педагогических исследованиях весь
со взрослыми, благодаря чему осуществляется психическое развитие ребенка. Вместе с
дошкольный период рассматривается как время фактического формирования будущей личности,
формированием новых потребностей складывается и первый вид ведущей деятельности -
так как именно в этот период происходит овладение необходимыми родовыми человеческими
общение со взрослым. Сначала оно носит непосредственно-эмоциональный характер. Уже на
признаками - речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным
втором месяце жизни ребенка обращение взрослого, его улыбка и речевое воздействие
видам деятельности, к знаковому преобразованию действительности, знаковому мышлению.
вызывают положительные ответные реакции - ребенок замирает и сосредоточивает внимание на
Поэтому оказание помощи ребенку именно в этот возрастной период - одна из важнейших задач
взрослом; по истечению некоторого времени он улыбается взрослому, а вскоре появляется и
со стороны тех, кто окружает ребенка.
двигательное оживление и гуление. К двум месяцам на основе всех перечисленных компонентов
Эта проблема становится еще более актуальной относительно детей, развивающихся в условиях
складывается «комплекс оживления», который быстро приобретает характер активной
слуховой депривации. Исследования в области сурдопсихологии и сурдопедагогики
деятельности ребенка, направленный на привлечение внимания взрослого, поддержание и
(Л.С.Выготский, Г.Л.Выгодская, А.А.Катаева, Т.И.Обухова, Ф.Ф.Рау, С.Н.Феклистов,
углубление общения с ним.
Н.Д.Шматко и др.) свидетельствуют о том, что раннее включение детей с нарушением слуха в
Во втором полугодии жизни деятельность общения меняется, так как в этот процесс включается
систему коррекционно-развивающего обучения и воспитания приводит к тому, что они
предмет (игрушка). У ребенка к этому времени развивается действие руки: движения к
оказываются более состоятельными к овладению способами восприятия окружающего мира,
предмету, хватание, удержание, притягивание, отталкивание и т. д. Взрослый помогает ребенку
способами общения, специфическими для детей раннего и дошкольного возраста ведущими и
«войти» в предметный мир, формирует отношение к этому миру. Общение принимает форму
продуктивными видами деятельности, познают сферу эмоционального и социально-
совместной деятельности, в ходе которой взрослый демонстрирует ребенку элементарные
нравственного развития и достаточно активно включаются в нее.Решение этих сложных задач
действия, помогает их выполнить. Общение становится эмоционально-действенным. Ребенок
зависит от профессионального мастерства педагога. Уровень этого мастерства во многом
получает самые разнообразные впечатления от окружающих предметов и объектов: слуховые,
определяется психологической подготовкой педагога. Это может обеспечить не только общую
зрительные, тактильные. Начинается процесс формирования образов восприятия, которые
стратегию работы с детьми, но и осуществить индивидуальный подход к каждом}' ребенку на
направляют и регулируют хватательные движения, а затем и простейшие манипуляции с
основе понимания его психологических особенностей, своевременно выявить тяжесть
предметами. При помощи взрослого ребенок учится держать голову и управлять ею, вставать,
нарушения в развитии и поведении ребенка и оказать необходимую психолого-педагогическую
садиться, ползать, принимать вертикальное положение и делать первые шаги. Это создает у
помощь.
ребенка готовность к восприятию окружающего мира в более полном объеме. Действия
Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит теоретический материал по вопросам
взрослого становятся объектом подражания, которое начинает складываться уже в первые
общей детской психологии; материал, характеризующий психологические особенности ребенка
месяцы жизни ребенка. От внешних форм подражания происходит переход во внутренние
с нарушением слуха; практический материал, раскрывающий содержание работы по психолого-
формы, что, в свою очередь, становится основой формирования представлений о действиях с
педагогической коррекции развития познавательной сферы ребенка раннего и дошкольного
предметами, а затем и о самих предметах. Таким образом, подражание играет большую роль в
возраста со слуховой депривацией, и материал диагностического содержания, направленный на
умственном развитии ребенка.
психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха разных возрастных групп от
В процессе общения происходит подготовка детей к овладению речью -развитие речевого слуха
двух до шести лет.Теоретико-практический материал каждой темы завершается перечнем
и формирование голосовых реакций (гуление, звукоподражание, лепет, произнесение первых
вопросов и заданий, направленных на самоконтроль и самостоятельную работу студентов.
слов).Общение постепенно перестает быть ведущим видом деятельности. К концу
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
младенческого возраста ребенок в результате активного манипулирования начинает все более
С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
целенаправленно действовать с некоторыми предметами с учетом их функционального
У ребенка со слуховой депривацией наряду с первичным нарушением слухового анализатора
назначения, то есть намечается переход к предметной деятельности.
очень рано возникают вторичные и третичные нарушения: в речевом развитии, в области
Таким образом, существенными новообразованиями в младенческом возрасте нормально
физического развития и познавательной деятельности. Таким образом, ребенок с нарушенным
развивающихся детей является развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций,
слухом (если нарушение является внутриутробным) сразу же после рождения (если поражение
последовательное овладение важными двигательными функциями, развитие общения со
является постнатальным) попадает в неблагоприятные условия развития по сравнению с
взрослыми, зарождение и развитие «комплекса оживлении», овладение действиями с
ребенком, у которого нет биологических отклонений в развитии. Это неблагополучие
предметами на уровне манипуляции, зарождение компонентов восприятия и образных
сказывается, прежде всего, в нарушении содержания возрастных этапов развития ребенка.
представлений, предпосылки активной и пассивной речи.
1
|