ладимирский
государственный
университет
П.
Е. Матвеев
ЭТИКА
Основы
общей теории
морали
Владимир
2002
Министерство
образования
Российской
Федерации
Владимирский
государственный
университет
П.Е.
Матвеев
ЭТИКА
Основы
общей теории
морали
Курс
лекций
Ч
а с т ь п е р в а
я
Владимир
2002
ББК
87.715.4
М
33
Рецензенты:
Доктор
философских
наук, доктор
юридических
наук, профессор
В.С. Жеребин
Заведующий
кафедрой философии
ВлГПУ,
кандидат
философских
наук, доцент
Владимирского
государственного
педагогического
университета
Е.А.
Плеханов
Печатается
по решению
редакционно-издательского
совета
Владимирского
государственного
университета
Матвеев
П.Е.
М33
Этика. Основы
общей теории
морали: Курс
лекций. Ч. 1 / Владим.
гос.
ун-т. – Владимир,
2002. 51 с.
ISBN
5-89368-309-9
Курс
лекций ставит
своей целью
ознакомить
студентов с
основами общей
и профессиональной
этики. В первой
части раскрываются
темы, связанные
с природой,
структурой,
функциями
морали. Во второй,
планируемой,
части будут
проанализированы
нравственные
ценности и
основы профессиональной
этики, в частности,
этики бизнеса.
В книге дан
библиографический
список к каждой
лекции, а также
указаны дополнительные
вопросы для
контроля, темы
докладов и
ов.
Предназначен
для студентов
гуманитарных,
технических
и экономических
специальностей
очной и заочной
форм обучения.
ББК
87.715.4
ISBN
5-89368-309-9
Владимирский
государственный
университет,
2002
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее
время в российском
обществе происходит
определённая
«переоценка
ценностей».
Вместо прежней
системы ценностей,
развиваемой
в социалистическом
обществе,
утверждается
новая система.
Однако эти
процессы протекают
противоречиво,
когда вместе
с действительными
общечеловеческими
моральными
ценностями
начинают насаждаться
и ложные «псевдоценности».
Наряду с ростом
внимания части
населения к
морали и религии,
происходит
рост преступности,
нигилизма. В
обществе получают
распространения
различного
рода учения,
отстаивающие
культ силы,
антиценности
«сверхчеловека»,
мистику и аморализм.
Поэтому очень
важно иметь
фундаментальные
научные знания
о морали и религии.
И это особенно
существенно
для молодёжи,
не имеющей
должного жизненного
опыта и нужных
знаний, чтобы
правильно
оценить поступающую
информацию.
Современная
Россия приобщается
к глобальной
экономике,
вступает в
мировой рынок,
где действуют
определённые
нравственные
нормы хозяйственной
этики. И Россия
должна следовать
общепринятым
нравственным
принципам в
сфере бизнеса
и предпринимательства,
если желает
быть равноправным
и уважаемым
партнёром.
Кроме того,
каждая профессия
имеет свои
нравственные
особенности,
знание которых
и следование
которым характеризуют
нашу профессиональную
культуру и
способствуют
нашему профессиональному
успеху. Но чтобы
следовать
нормам профессиональной
этики, надо их
знать и правильно
оценивать.
Предлагаемый
курс лекций
ставит своей
целью оказать
помощь при
изучении дисциплин
«Этика», «Этика
бизнеса», «Этика
предпринимательства».
В российской
этике уже имеются
учебники по
общему курсу
этики и по
профессиональной
этике. Можно
выделить такие
учебники, как
Гусейнов
А.А., Апресян
Р.Г. Этика. - М.,
1998; Этика / Под
общ. ред. А.А.
Гусейнова и
Е.Л. Дубко. - М.,
2000; Ботавина Р.Н.
Этика менеджмента.
- М., 2001 и др. Предлагаемое
учебное пособие
дополняет текст
учебников и
может рассматриваться
как дополнительный
источник. Это
пособие ориентировано
не только на
студентов
гуманитарных
специальностей,
но и технических,
экономических.
Автор при изложении
материала
обращался также
к религиозной
этике, в частности,
к православному
нравственному
богословию,
чтобы приобщить
студентов к
тем общечеловеческим
нравственным
ценностям,
которые отстаивает
и развивает
христианство.
Курс лекций
предполагает
две части. В
первой, публикуемой,
раскрываются
темы, связанные
с природой,
структурой,
функциями и
ценностями
морали. Во второй
части курса
лекций будут
проанализированы
основы профессиональной
этики, в частности,
этики бизнеса.
Нам
представляется,
что в предложенном
курсе лекций
имеется определённый
пропедевтический
элемент, поскольку
автор старался
дать систематическое
изложение
важнейших
проблем этики
по возможности
логически
последовательно
и доступно. В
книгу включён
и необходимый
методический
материал, поскольку
после каждой
лекции дан
библиографический
список, а также
указаны дополнительные
вопросы для
контроля, темы
докладов и
ов.
В конце
предисловия
автор хотел
бы заверить
читателя, что
высказанные
им замечания
по дальнейшему
совершенствованию
предлагаемого
курса лекций
будут с благодарностью
приняты, внимательно
изучены и учтены.
Лекция
1. ЭТИКА И МОРАЛЬ:
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Понятие
этики. Нормативная
и теоретическая
этика ●
Понятие
научной, религиозной,
профессиональной
этики
● Понятие морали
Понятие
этики. Нормативная
и теоретическая
этика
Понятия добра
и зла,
морали
и нравственности,
этики
являются одними
из самых распространённых
в языке, и в то
же время одними
из самых многозначных
и неопределённых.
Нравственные
проблемы при
этом предстают
одними из самых
важных для
человека.
Так, великий
немецкий философ
И. Кант писал,
что «все интересы
моего разума
(и спекулятивные
и практические)
объединяются
в следующих
трёх вопросах:
Что я могу
знать?
Что я должен
делать?
На что я могу
надеяться?».
Первый вопрос
гносеологический
и решается
чистым спекулятивным
разумом. Второй
вопрос нравственный
и решается
чистым практическим
разумом. Первому
вопросу посвящена,
как многие
считают, главная
работа Канта
– «Критика
чистого разума»,
представляющая
собой очень
глубокий и
сложный философский
труд. Второму
вопросу посвящены
у Канта «Критика
практического
разума» и др.
этические
работы. Но сам
Кант отдавал
предпочтение
чистому практическому
разуму перед
чистым спекулятивным
разумом, т.е.
этика по нему
имеет определённое
первенство
перед гносеологией.
«Следовательно,
в соединении
чистого спекулятивного
разума с чистым
практическим
в одно познание
чистый практический
разум обладает
первенством,
если предположить,
что это соединение
не случайное
и произвольное».
Таким образом,
сложнейшая
гносеология
Канта может
быть рассмотрена
как введение
в этику.
Гениальный
художник и
великий моралист
Л.Н. Толстой
писал: «Мы все
привыкли думать,
что нравственное
учение есть
самая пошлая
и скучная вещь,
в которой не
может быть
ничего нового
и интересного;
а между тем вся
жизнь человеческая,
со всеми столь
сложными и
разнообразными,
кажущимися
независимыми
от нравственности
деятельностями,
- и государственная,
и научная, и
художественная,
и торговая –
не имеет другой
цели, как большее
и большее уяснение,
утверждение,
упрощение и
общедоступность
нравственной
истины».
Итак, что
такое мораль,
нравственность,
этика? Проще
всего дать
определение
этики. Этика
есть учение
о морали. Мораль
предстаёт
предметом
этики. Этика
возникает в
лоне философии
и существует
по настоящее
время как философское
учение и философская
учебная дисциплина.
Основателем
этики признаётся
великий древнегреческий
философ Сократ
(469-399 до н.э.). Крупнейшими
этиками в истории
человечества
были Платон
(428-328 до н.э.), Аристотель
(384-322 до н.э.), Сенека
(4 до н.э. – 65 н.э.), Марк
Аврелий (121 – 180),
Августин Блаженный
(354 – 430), Б. Спиноза
(1632 – 1677), И. Кант (1724 –
1804), А. Шопенгауэр
(1788 – 1860), Ф. Ницше
(1844 – 1900), А. Швейцер
(1875 – 1965). Этикой
занимались
все крупные
русские мыслители.
Наиболее
значительные
работы по этике
оставили св.
Тихон Задонский
(1724 – 1783), св. Феофан
Затворник (1815
– 1894), Вл.С. Соловьёв
(1853 – 1900), Н.А. Бердяев
(1874 – 1948), Н.О. Лосский
(1870 – 1965). Мировое
значение приобрели
нравственные
идеи Ф.М. Достоевского
и Л.Н. Толстого.
На развитие
морали и этики
огромное влияние
оказали идеи
моралистов,
т.е. людей предлагающих
новые моральные
заповеди, более
глубокое понимание
известных
нравственных
принципов. К
числу великих
моралистов
человечества
следует отнести
Моисея, Будду,
Конфуция, Иисуса,
Мухаммеда.
Существует,
однако, и попытка
сделать этику
«научной»,
оторвав её от
такой мировоззренческой,
«ненаучной»
формы как философия.
- Подобная тенденция
наблюдается
в позитивизме,
который пытается
сделать из
этики строго
верифицируемую
научную дисциплину.
Но в результате
из их этики
уходит мораль
и остаётся
«этика без
морали».
Считается,
что термин
«этика» ввёл
Аристотель
для обозначения
особых добродетелей
характера в
отличие от
дианоэтических
добродетелей
разума. Он же
создаёт и теорию
об этических
добродетелях
– этику.
И здесь содержится
важная мысль,
которая окажет
влияние на
дальнейшее
развитие этики
и психологии,
а именно: человеческий
интеллект
состоит из двух
важнейших
частей – разума
и нрава. Разум
включает в себя
мышление, память;
нрав – чувства,
волю.
В отличие
от во многом
стихийно
формирующейся
нравственности,
этика представляет
собой сознательную
духовно-теоретическую
деятельность.
Но теоретически
она решает и
многие из
практических
вопросов, которые
возникают перед
человеком в
жизни и которые
связаны с проблемами
долга, добра,
зла, смысла
жизни и т.п. Этика
рационально
осмысливает,
развивает и
формализует
некоторые
интуитивно
очевидные для
нас истины о
нравственных
ценностях,
придавая тем
самым подобным
интуитивным
предположениям
статус научно
обоснованных
положений. И
это очень важная,
нужная и сложная
работа. Так,
например, крупнейший
американский
этик XX века
Дж. Ролз свою
довольно-таки
сложную концепцию
«справедливости
как честности»
строит на двух,
интуитивно
принимаемых
как справедливые,
принципах –
принципе «равенства
исходных позиций»
и принципе
«компенсирующего
преимущества»
для менее
преуспевающих
членов общества.
Поэтому традиционно
этику ещё называют
«практической
философией».
Этика, возникнув
в философии,
тем не менее
не выделилась
в особую науку
типа социологии,
психологии.
Почему? – Потому,
что проблемы
добра и зла,
долга, счастья,
смысла жизни,
практического
поведения
органично
связаны с
мировоззрением
человека, со
сферой свободы
его воли, они
не определены
жёстко природой
внешней или
внутренней.
В моральном
выборе важна
оценка, проведённая
с определённых
мировоззренческих
позиций!
В этике как
теоретической
дисциплине
постепенно
стали выделяться
два рода проблем.
Один род проблем
связан с нормами,
принципами,
ценностями,
т.е. с их определением,
анализом, с
проблемами
их формирования,
воспитания
и т.д. Этими
вопросами
занимается
нормативная
этика. Именно
нормативная
этика даёт нам
специфическое
моральное
знание, для
восприятия
которого важны
как деятельность
ума, так и чувств,
интуиции, т.е.
«деятельности
сердца», как
подобная деятельность
определяется
в русской этике.
Это знание
часто может
не восприниматься
чисто рассудочно,
потому «образованные»
люди могут
оказаться более
глупыми в
нравственном
смысле, нежели
«простые», но
чуткие сердцем
люди.
Нравственное
знание, таким
образом, передаётся
в разной форме,
а не только в
сугубо понятийной,
научной. Оно
может передаваться
в притчах, нормах,
пословицах,
сказках, былинах,
мифах и т.п. Не
случайно новые
представления
о добре и зле
Господь Иисус
Христос передал
в форме притч.
Особую роль
в нормативной
этике играет
проповедь
как специфическая
форма передачи
нравственно-нормативного
содержания.
Эта форма давно
оценена по
достоинству
церковью, но
может быть и
светская проповедь.
Второй род
проблем в этике
– это собственно
теоретические
вопросы о сущности
морали, о её
происхождении,
законах развития
и т.д. Данными
вопросами
занимается
теоретическая,
или дескриптивная,
этика. Данная
этика в наибольшей
степени наукообразна,
её язык более
наукообразен,
формализован,
чем в нормативной
этике. Несомненно,
что эти две
разновидности
этики диалектически
взаимосвязаны.
Понятие
научной, религиозной,
профессиональной
этики
Существует
ряд понятий,
связанных с
понятием «этика»,
более частного
рода, как то:
«научная этика»,
«религиозная
этика», «профессиональная
этика». Понятие
«научная этика»
многозначно.
Под данным
понятием обычно
понимается
стремление
человека опираться
в своей нравственной
деятельности
на более глубокое,
научное знание
действительности.
И с таким значением
понятия «научная
этика» можно
и нужно согласиться.
Однако сама
«научность»
в этике иная,
нежели в естественных
науках. «Научность»
в этике не принимает
строго формализованной,
дедуктивной
или математической
формы, не является
и строго обоснованной
через опыт;
индуктивный
метод здесь
также имеет
свои границы.
Замечательно
об этом свойстве
этического
знания выразился
Л.Н. Толстой.
Он писал: « В
области нравственной
происходит
одно удивительное,
слишком мало
замечаемое
явление.
Если я расскажу
человеку, не
знавшему этого,
то, что мне известно
из геологии,
астрономии,
истории, физики,
математики,
человек этот
получит совершенно
новые сведения,
и никогда не
скажет мне: «Да
что ж тут нового?
Это всякий
знает, и я давно
знаю». Но сообщите
человеку самую
высокую, самым
ясным, сжатым
образом, так,
как она никогда
не выражалась,
выраженную
нравственную
истину, - всякий
обыкновенный
человек, особенно
такой, который
не интересуется
нравственными
вопросами, или
тем более такой,
которому эта
нравственная
истина, высказываемая
вами, не по шерсти,
непременно
скажет: «Да кто
ж этого не знает?
Это давно и
известно и
сказано». Ему
действительно
кажется, что
это давно и
именно так
сказано. Только
те, для которых
важны и дороги
нравственные
истины, знают,
как важно, драгоценно
и каким длинным
трудом достигается
уяснение, упрощение
нравственной
истины – переход
её из туманного,
неопределённого
сознаваемого
предположения,
желания, из
неопределённых,
несвязных
выражений в
твёрдое и
определённое
выражение,
неизбежно
требующее
соответствующих
ему поступков».
Понятие
«научной этики»
часто связывают
с какой-то особой,
опирающейся
на конкретную
науку концепцией
морали. Такая
этика, считается,
основывается
на научно-проверенных
фактах и использует
научную методологию.
Примером подобной
«научной этики»
может быть
«натуралистическая
этика», «строящаяся»
на природных
фактах, как-то:
инстинкты
человека, его
естественное
стремление
к удовольствию,
его иррациональная
воля к жизни,
к власти. Такой
этикой явилась
этика социал-дарвинистов,
представителями
которой были
Ч. Дарвин, П.А.
Кропоткин и
др.
П.А. Кропоткин
в книге «Этика»
отмечал, что
« самые понятия
о добре и зле
и наши умозаключения
о «Высшем добре»
заимствованы
из жизни природы».
Существует
инстинктивная
борьба между
видами и инстинктивная
взаимопомощь
среди видов,
что и предстаёт
основой морали.
Инстинкт взаимной
симпатии наиболее
полно проявляется
у общественных
животных, человека.
Современная
биология, в
частности
этология, значительно
расширила
представление
человека о
поведении
животных. Однако
она сохранила
идею о естественных
факторах морали,
зачастую
преувеличивая
их роль. Примерами
здесь могут
служить концепции
К. Лоренца,
В.П. Эфроимсона,
Г. Селье и др.
Научной
считала себя
и марксистская
этика, которая
выводила мораль
из объективных
|