Главная      Учебники - Разные     Лекции: Этика - часть 1

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие этики и морали

Понятие этики и морали

Содержание

1 Понятие этики и морали. 3

2 Этика как наука о морали. 4

3 Структура и основные задачи этики. 6

3.1 Структура и основные задачи нормативной этики. 6

3.2 Структура и основные задачи теоретической этики. 8

3.3 Общая структура этики. 9

Список литературы.. 17

1 Понятие этики и морали

Этика является одной из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Термин «этика» про­исходит от древнегреческого слова «этос» (ethos), озна­чавшего действия и поступки человека, подвластные ему самому, имеющие различные степени совершенства и предполагающие моральный выбор индивида. Первона­чально, еще во времена Гомера, этос — жилище, посто­янное местопребывание. Аристотель интерпретировал этос как добродетели человеческого характера (в отличие от добродетелей ума). Отсюда производное от этоса — этосный ( ethicos — относящийся к нраву, темпераменту) и этика — наука, изучающая добродетели человеческого ха­рактера (мужество, умеренность, мудрость, справедли­вость). И поныне термином «этос» пользуются, когда не­обходимо выделить общечеловеческие нравственные ус­тои, которые проявляются в исторических ситуациях, уг­рожающих существованию самой мировой цивилизации. И вместе с тем издревле этос (этос первоэлементов у Эмпедокла, этос человека у Гераклита) выражал то важное наблюдение, что обычаи и характеры людей возникают в процессе их совместного проживания.

В древнеримской культуре словом «мораль» обозна­чался широкий круг явлений и свойств человеческой жиз­ни: нрав, обычай, характер, поведение, закон, предписа­ние моды и т. д. Впоследствии от этого слова было обра­зовано другое — moralis (букв. относящийся к характеру, обычаям) и позднее (уже в IV в. н. э.) термин moralitas (мораль). Следовательно, по этимологическому содер­жанию древнегреческое ethica и латинское moralitas со­впадают.

В настоящее время слово «этика», сохранив свой пер­воначальный смысл, обозначает философскую науку, а под моралью понимаются те реальные явления и свойст­ва человека, которые изучаются этой наукой.

Русской первоосновой моральной тематики является слово «нрав» (характер, страсть, воля, расположение к чему-нибудь доброму или порочному). Впервые «нравст­венность» упоминается в «Словаре Академии Российской» как «сообразность свободных деяний с законом». Здесь же дается толкование нравоучению «часть любомудрия (философии. — И. К.), содержащая наставления, прави­ла, руководствующие к добродетельной жизни, к обузда­нию страстей и к выполнению обязанностей и должнос­тей человека».

Среди множества определений морали следует выде­лить то, которое имеет непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу, а именно: мораль принадле­жит миру культуры, входит в природу человека (измен­чивую, самосозидаемую) и является общественным (не­природным) отношением между индивидами.

2 Этика как наука о морали

Итак, этика есть наука о морали (нравственности). Но поскольку мораль социально - исторически обусловле­на, то следует говорить об исторических изменениях пред­мета этики. Сама этика зарождалась в процессе перехода от первобытного общества к ранним цивилизациям. Сле­довательно, этические знания являлись не продуктом че­ловеческой цивилизации, а порождением еще более древ­них, первобытнообщинных отношений. В данном случае имеется в виду, скорее, нормативная этика, а не этика как философская наука. В рассматриваемый период мо­раль стала обособляться в качестве особой, относительно самостоятельной формы общественного сознания. Ин­дивидуальное моральное сознание выражало рефлексию моральных норм, противостоящих реальным нравам древ­негреческого общества. Можно привести некоторые из этих норм, приписываемые семи мудрецам: «Почитай старших» (Хилон), «Спеши угодить родителям» (Фалес), «Предпочитай старые законы, но свежую еду» (Периандр), «Мера — это лучшее» (Клеобул), «Своеволие следует ту­шить скорее, чем пожар» (Гераклит) и т. д. Этика зарож­дается по мере того, как конкретно-историческим цен­ностным установкам (применительно к той или иной ис­торической эпохе) придается абстрактная, всеобщая фор­ма, которая выражает потребности функционирования раннеклассовых цивилизаций.

Следует отметить, что мораль изучает не только эти­ка, но и педагогика, психология, социология, ряд других наук. Однако лишь для этики мораль оказывается един­ственным объектом исследования, придавая ей мировоз­зренческую интерпретацию и нормативные ориентиры. Вопросы о том, в чем заключается источник морали (в природе человека, космосе или социальных отношениях) и достижим ли нравственный идеал, трансформируются в третий, пожалуй, основной для этики вопрос: как и ради чего жить, к чему стремиться, что делать?

В истории этики эволюция объекта исследования про­слеживается следующим образом. Античная этика харак­теризуется как учение о добродетелях, добродетельной (со­вершенной) личности. Здесь добродетель идентифициру­ется с каким-либо конкретным ее носителем (тем же ге­роем мифов) и связывается прежде всего с такими нрав­ственными качествами, как мужество, умеренность, муд­рость, справедливость, щедрость и т. д.

Гуманисты итальянского Возрождения дополнили эти добродетели еще одной, в которой были объединены тра­диции античной и средневековой культуры, — доброде­телью человеколюбия. К. Салютати (1331—1406) назвал эту добродетель humanitas; в ней сочетается идущее от Цицерона и Авла Геллия толкование humanitas как обра­зованности, наставления в благородных искусствах и от­ношение к humanitas как к совокупности природных свойств человека в средние века. Humanitas, по Салюта­ти, — это та добродетель, «которую также имеется обык­новение называть благожелательностью». Глава Флорен­тийской академии М. Фичино (1433—1499) определял humanitas в качестве главного морального свойства. Под влиянием humanitas как добродетели человеколюбия, по­лагал он, людям становится присуще стремление к един­ству. Чем больше человек любит равных себе, тем более он выражает сущность рода и доказывает, что он чело­век. И наоборот, если человек жесток, если он отстраня­ется от сущности рода и от общения с себе подобными, то он человек только по названию.

3 Структура и основные задачи этики

Существует три функции этики:

¾ она описывает мораль

¾ объясня­ет мораль

¾ учит морали.

Соответственно этим трем функ­циям этика делится на: эмпирически-историческую (описатель­ную), философски-теоретическую и нормативную этику. Каждой из них должна соответ­ствовать своя модель: абстрактная система понятий, проблем, структур, функций.

3.1 Структура и основные задачи нормативной этики

Какова (в общих чертах) модель нормативной э тики, то есть чем она занимается, каковы ее функции, понятия, какие проблемы она ставит, на каких методологических предпосылках строится?

Нормативная этика — это моральная рефлексия, рационализированное моральное сознание. Рацио­нализация, в чем бы она ни выражалась, не имее т здесь самостоятельного значения, она всегда подчинена нормативности.

Нормативная этика — и это ее определяющий признак — всегда что-то «оценивает» (с моральных — в широком смысле слова — позиций) или что-то «предписывает» (в том же моральном смысле), — причем эти оценки и предписания совершаются как в явной форме, так и (очень часто) имплицитно. В этом последнем случае она выглядит вполне научно, как объективно-бесстрастное рассуждение о морали, и только тщательный анализ может показать скрытую норматив­ность таких рассуждений, (например, философ классифицирует добродете ли, выполняя, казалось бы, научно-систематизаторскую задачу, одн ако само отне се ние каких-либо челове че ских качеств к «добродете лям» уже говорит о применении ценностных критериев, предшествующих данной классифика­ции; само слово «добродетель» являе тся оценочным).

Нормативная этика решает следующие задачи:

а) проклами­рование некоторых «жи зненных» («моральных») ценносте й и защита (обо­снование ) их;

б) рационально-понятий ное оформле ние и кодификация норм поведения и нравственных качеств человека;

в) формирование нрав­ственных убе ждений, пе ревод внешне го (социального) императива во внут­ренний (личностный) импульс.

Проблематика нормативной этики охватывает такие вопросы, как:

а) что име нно является «хорошим» (добрым, должным, ведущим к с частью и т.д.)?

б) какие именно ценностные ориентиры являются предпочтитель­ными?

в) в чем и как обосновать опреде ленные це нностные ориентиры?

г) как себя вести в ситуациях определенного типа? и т.д.

В структуру (состав) нормативной этики входят:

а) набор (или систе­ма) определе нных ценностных положений (принципов, норм, оценок),

б) набор (или система) доводов, аргументов в защиту данных ценностных положе ний,

в) философская (или религиозная, или научная) картина мира и человека как основание для такого рода аргументации.

К понятиям н ормативной этики относятся: «добро», «зло», «долг», «спра­ведливость», «любовь», «ненависть», «л ожь», «лицеме рие», «смысл ж изни» и т.д. — в их нормативно-оценочной функции.

3.2 Структура и основные задачи теоретической этики

Каковы задачи теоретической этики?

Теоре тическая этика есть комплекс взглядов, иде й, знаний, исследо­вательских подходов, объектом которых является мораль. В отличие от нормативной этики, те оретическая этика не есть «вну тренняя», моральная рефлексия: мораль выступает для не е как «внешний» предмет, как объе кт познания. Познание (рационально-понятийное и эмпириче ское ) и меет здесь самостоятельное значение; нормативность не являе тся «че ртой» этого познания и его результатов (то есть знаний), она сама (вме сте с моралью в целом) являе тся объектом познания.

К функциям теоре тической эти ки относятся: описание морального феномена и объясне ние его и выработка знан ий, которые могут быть ис­пользованы для целенап равленного формирования нравственных ориента­ций людей (через теорию нравственного воспитания и др.).

Проблематика теоретиче ской этики охватывает такие задачи, как спе­цифика, происхождение, структура, функции, понятия морали, ее эпис-темологические, психические, логические механизмы, содержание прин­ципов и норм морали в их социально-историче ских модификац иях и т.д.

В структуру (состав) теоретической этики входят:

а) эмпирические описания реальных нравов, обычаев, нормативных кодексов,

6) метафизи­ческие и научные концепции, объясняющие мораль,

в) методологические принципы, определяющие направление и ход теоретико-этического иссле­дования (принципы социального, биологического, психического детерми­низма, индетерминизма, когнитивизма, антикогнитивизма и пр.).

К понятиям теоретической этики относятся такие, как: «мораль», «нра­вы», «нравственность», «норма», «императив», «оценка», «свободная воля», а также: «добро», «зло», «долг», «справе дливость», «лю­бовь», «ненависть» и пр. в их номинальной функции (то есть как вербаль­ное обозначение соответствующих ценностных позиций, чувств и пр.).

3.3 Общая структура этики

Применив эти две модели — нормативно-этическую и теоретико-этическую — к «эмпирии» этических концепций прошлого, мы получим два относительно самостоятельных классификационных ряда. Так, норма­тивно-этические концепции можно классифицировать в соотве тствии с те м, какой именно способ обоснования морали он и применяют, а теоретико-этически е — в соответствии с принятым ими способом объяснения. При этом известные, узаконенные традицией направления и школы в этике окажутся расчлененными, вписанными частично в нормативно-этическую, а частично — в теоретико-этическую классификацию.

Например, этический натурализм в нормативно-этическом контексте — это определенная жизненная (ценностная) позиция, обоснованная через «естественные» ценности или «естественную» картину мира; в теоретико-этическом контексте натурализм — это способ объяснения морали через «есте ственные» причины (в этом случае натуралистическая концепция не имеет нормативной направленности).

Точно так же противостояние автономной и гетерономной этики может иметь две разные интерпретации. В каче стве нормативной концепции авто­номная этика — это ценностная позиция, исходящая из необоснованности, самодостаточности морали; в качестве же теоре тической концепции ав­тономная этика — это точка зрения, согласно которой мораль необъяснима через что-то другое (то е сть через внеморальные причины). Можно быть сторонником автономной этики в ее нормативном аспекте (то е сть полагать, что нравстве нные принципы не нуждаются в обосновании) и в то же время отве ргать теоретиче ский вариант автономной этики (то есть признавать, на­пример, социальную или биологическую детерминированность морали).

Применение двух моде лей — норматив ной и теоретической — к эмпири-ко-историческому материалу требует дифференциации и уточнения также многих традиционных для этики понятий. Дефиниция одного и того же слова может быть и нормативной, и теоретической. Нормативная дефиниция выражает (явно или неявно) некоторую ценностную позицию, поскольку либо само определяемое слово, либо определяющие слова употреблены в нормативно-оценочном смысле. В теоретической же дефиниции раскрывается информа­тивный смысл слова (при необходимости — с его этимологией и исторически­ми модификациями); при этом, если дефинируется ценностное понятие, то оно само рассматривается теоретиком как объект исследования, и дефиниция включает в себя не только изложение заключенного в нем содержания, но и указание на выполняемые им функции (в том числе нормативную функцию).

Научный словарь по этике должен содержать только теоретические де­финиции, хотя, как показывает исследовательский опыт, различие норма тивных и те оретических определений бывает трудно увидеть из-за их (ф ор­мального сходства. Нормативные же понятия могут рассматриваться здесь только как выраже ние ценностных позиций, подлежащих теоре тическому анализу, но не как понятия (и ценностные позиции) составителя.

Если исходить из структурирования этики на те оретическую и норма­тивную, то в качестве начальн ого шага соответственно можно выделить и основные рубрики в содержан ии словаря.

Наряду с ними большой блок может составить историко-философская тематика. В последние десятилетия значите льное развитие получили при­кладн ые исследования, некоторые направления которых только номиналь­но можно отнести к этике, поскольку они являются типично междисцип­лин арными. Принимая во внимание исключительную популярность этико-прикладных разработок, их результаты должны быть представлены в словаре во всей полноте .

Таким образом, рубрикация словаря задается сле дующими основными бло­ками:

1. История моральной философии. Основные направлен ия и школы этической мысли.

2. Теоретическая этика.

3. Нормативная этика.

4. Мораль и нравы.

5. Прикладная этика.

6. Профессиональная этика.

1. История моральной философии. Осн овные направления и школы этической мысли.

Один из ключевых вопросов при систематизации этического знания ка­сается отражения в нем историко-мыслительного разнообразия морально-философских, этических и моралистических учений и идей. Здесь необхо­дим учет нескольких параметров:

а) историче ская эволюция этического знания (в античности, средневековье, в эпоху Возрождения и Реформации, Новое и Новейшее время),

б) его теоретически-доктринальная ,

в) нормативно-этическая оформленность.

Хотя работа и строится по алфавитно-словарному признаку, некото­рые методологически не проясненные вопросы, касающиеся того, к како­му периоду относится такой-то мыслитель или такое учение, могут встать довольно остро. В особенности это касается мыслителей, чье творчество падает на переходные эпохи. К какому периоду отнести, например, клас­сический утилитаризм, эволюционизм, марксизм, Г.Сиджвика или В.С.Со­ловьева, хронологически привязанных ко второй половине и даже к концу девятнадцатого века, но идейно и теоретически относящихся, кажется, к классически-новоевропейской философии?

Специально нуждается в обдумывании и обсуждении вопрос о выделе­нии статей, посвященных развитию и состоянию моральной философии в отдельных странах.

Может представиться целесообразным вместо персоналий дать в словаре статьи, посвященные школам и направлениям в моральной философии, та­ким, как, к примеру, неокантианство, философия жизни, фрейдизм и нео­фрейдизм, прагматизм, лингвистический анализ, неотомизм, неопротес­тантизм, феноменология, экзистенциализм, пе рсонализм и т.д. Хотя если строго придерживаться этого, в словаре могут не найти места многие историко-философски е уче ния, причем значительные, которые не конституиро­вались в какие-либо «измы». В какую рубрику попад ет Бруно? Своеобразие его морального учения не исчерпывается отнесенностью к неоплатонизму. По каким рубрикам развести таких мыслителей, как Бэкон или Гете. Ортега, Тейяр или Швейцер, Шестов или Розанов? Во всяком случае в построенном таким образом издании непременно потребуется именной указатель.

Основные направления этиче ской мысли могут быть подобраны по эти-ко-нормативному и конфессионально-нормативному признакам.

К этому же блоку должны быть отнесены ре лигиозные моральные док­трины: индуизм, буддизм, синтоизм, зороастризм, иудаизм, христиан­ство (с разбивкой на ветхозаве тную и новозаветную этику, православие, католичество, протестантизм, «малые» христианские церкви), ислам, экуменизм, новые религии.

2. К теоретической этики относятся:

а) метаэтические и собственно морально-философские темы, касаю­щиеся характера этики как специфического теоретиче ского знания, усло­вий возникновения морали и ее существования в истории, специфики фе ­номена морали, обоснования морали (в частности, в разнообразии известных подходов к этому: теологическое , реалистическое, социологическое и т.п. обоснования морали). Эти те мы отражены в понятиях: «добро и зло», «дол­жное и сущее», «абсолютное и относительное», «общее и особенное », «долг», «совесть», «свобода».

б) социально-философские темы, касающиеся характера морального регулирования поведения и взаимосвязи морали с другими формами духов­ной жизни. Эти темы отражены в понятиях: «норма», «оценка», «санкция», «наказание » и т.д. Но эти понятия безусловно, не являются собственно этиче скими, и их включение в словарь по этике должно быть аргументирова­но отдельной работой по фокусированию их специфического морально-фи­лософского содержания. Эти те мы отражены также в понятиях собстве нно этических: «добро и зло», «правильное и неправильное», «долг», «обязанность», «справедливость», «стыд», «страх», «грех», «вина», «смирение». Сюда же мож­но отне сти некоторые устойчивые нормативные формулы морального созна­ния, типа золотого правила нравстве нности и заповеди любви:

а) эпистемологические и аксиологические темы, касающие ся характе­ра морального знания и опыта, особенностей языка морали и моральных сужден ий, такие как: добро и истина, добро и красота.

3. Мораль и нравы.

Хотя сложилось так, что описание морали, а точнее, нравов, факти­чески выделилось из философского знания и проводится в рамках культур антропологических исследований, в словарь п о этике необходимо включить ряд статей описательно-эмпириче ского содержания, такие как: нравы пер­вобытного, архаического общества, племенные нравы и обычаи, мораль и нравы древнего общества (включая, насколько это возможно, допотопные цивилизации), феодального общества, сельскохозяйственной общины, го­родской общины, различных сословий (аристократии, рыцарства, мона­шества, купеческих и ремесленных гильдий и т.д.), эпохи первоначального накопления капитала и ранних буржуазных революций, протестантская этика.

Особая группа тем о связи морали и нравов с различным общественно-политическим устройством: либерально-демократическим, авторитарным, тоталитарным: обществом «реального социализма», обществом периода модернизации, в частности, в странах «третьего мира».

Изменение нравов в результате сексуальной революции, а также рас­пространения и институционализации молодежной культуры, также под­падает под эту рубрику.

4. В блоке нормативной этики анализируется ценностно-императив­ное содержание морали, сопоставляются различные нравственные програм­мы (принципы, аргументация, нормативные формулы, поведенческие ори­ентации и т.п.). К этому блоку относятся: а) «объективизированные» формы нравственного сознания — кодек­сы, социально-этические утопии, повеления, «крылатые» выражения; б) нормативно-этические системы (такие основные, как гедонизм, утилитаризм, перфекционизм, альтруизм); в) добродетели и пороки; г) нравственные принципы (индивидуализм и коллективизм, патерна­лизм и материализм и т.п.).

5. На пересечении предыдущих блоков разворачивается тематика, ко­торая в литературе иногда обозначается как «социальная этика» и «индиви­дуальная этика». (В философии В.С. Соловьева это деление концептуально в иных понятиях: «объективная» и «субъективная» нравственность).

«Соц иальная этика» отражает особенности обнаружения или функци­онирования морали в обществе. Сюда относятся, например:

а) моральные аспекты автономии, отчуждения, политики, права, экономики;

б) власти, бюрократии, собственности, труда, уголовного наказания, международ­ных отношений и т.п.

в) обнаруживается также особая связь «социальной этики» с проблемами войны и мира (справедливые и несправедливые войны, пацифизм, служба в армии), насилия и ненасилия, этнических отношений,

г) филантропии, педагогики и воспитания, проституции и порнографии, этикета и т.п.

6. В рубрике индивидуальная этика представлены темы, связанные с личностными проявлениями морали, или личностной определенностью морали:

а) добродетели и пороки, моральный характер;

б) обязанности человека, свобода и ответственность;

в) жизнь и смерть, предназначение человека;

г) благоговение, отношение к высшему, к абсолюту;

д) нрав­ственное формирование личности, нравственное совершенствование; опыты и практика нравственного совершенствования: этика и аскетика, аскети­ческая нравственность;

е) нравственные проблемы общения (доверие, бла­годеяние , благодарность, дружба, любовь).

Сюда же можно отнести «новые» темы специфических проявлений нрав­ственности, к примеру, обусловленные полом (мужская и женская мо­раль) или возрастом.

Наконец, крупный блок составляе т прикладная этика, внутренняя рубрикация которой задается теми отраслями профессиональной или предметно опосредствованной деятельности, которые требуют радикальной спе­цификации устоявшихся и традиционных нравственных принципов, либо же в которых сами обстоятельства деяте льности являются столь неординар­ными, искушения — неявными, что нарушение этих принципов может оказаться спонтанным и самими агентами деятельности не воспринимают­ся как таковые. Это:

а) биомедицинская этика;

б) экологическая этика;

в) этика предпринимательства (бизне са);

г) учительская этика;

д) журна­листская этика;

е) судебная этика.

Итак, этика как наука о морали содержит в себе культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, а этикет в своей совокупности обра­зуют целостную систему нравственной культуры личнос­ти. Каждый из этих элементов непосредственно вопло­щается в этической морали.

Мораль понимается как форма об­щественного сознания и выступает регулятором пове­дения человека посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического воздействия и контроля, ли­бо общественного мнения. Этика связана с нравственной культурой личности — это характери­стика нравственного развития личности, в которой отра­жается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведе­нии и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенст­вованию. Личность аккумулирует в своем сознании и по­ведении достижения нравственной культуры общества. Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания тра­диций и новаций, в соединении конкретного опыта лич­ности и всего богатства общественной морали. Элемен­тами нравственной культуры личности являются культу­ра этического мышления («способность морального суж­дения», умение пользоваться этическим знанием и раз­личать добро и зло), культура чувств (доброжелательное отношение к людям, заинтересованное и искреннее со­переживание их горестей и радостей), культура поведе­ния и этикет.

Список литературы

1. Апресян Р. Г., Артемьева О . В., Максимов Л. В. О Систематизации этического знания // Философские науки № 1, 1999.

2. Леонов К.П. Связь этики и морали. // Вопросы философии, №3, 1998.

3. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 98.

4. Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др.— М.: Политиздат, 1989—447 с.