Смысловое содержание цвета в мужской одежде подчинялось той же закономерности: яркая одежда означала афиширование богатства и, следовательно, нарушение исконно римского канона скромности, приличия, уважения к нормам.
Рубаха и туника
Рубаха, или туника с рукавами, имела сложную судьбу. В Риме она появилась во II в. до н.э., но права гражданства обрела только во II—III вв. н.э.
Одежда
В жизни древних римлян одежда имела значение, отличавшееся от того, которое ей придавали греки.
Обмен подарками — это форма универсального обмена, который в прежние времена являлся важнейшим элементом жизни любого общества. Подарок специфичен тем, что он не менее «выгоден» тому, кто делает подарок, чем тому, кто его принимает, поскольку показывает богатство первого и ставит второго в некотором смысле в зависимое положение. Щедрость едва ли была нравственным требованием, скорее — социальной установкой. Она являлась также обязательным качеством рыцаря и феодального монарха.
Всякая церемония, прием, банкет и т.п. превращает поведение человека в определенную последовательность жестов. Всякое движение любого из участников таких мероприятий может быть воспринято как жест и истолковано так или иначе.
С другой стороны, правая сторона (мужская) ценилась выше, нежели левая (женская). Поэтому, оказывая уважение женщине, ей иногда уступают правую сторону. Это правило у европейцев принято в эпоху Возрождения в связи с ростом статуса женщины. Тем не менее, традиционным было и остается положение женщины слева от мужчины.
Алкогольные напитки и традиции пития
Еще в «Повести временных лет» отмечен обычай пить за здоровье. Именно с таким тостом был отравлен князь Ростислав. Древнерусское выражение «пити (на кого)» описывало такую процедуру, когда один человек отпивал из чаши и передавал ее другому. У многих народов этикет требовал, чтобы хозяин первым попробовал пищу и питье, приготовленные для гостей, показывая тем самым, что угощение не отравлено и с ним не посылается порча.
«За здоровье» пьют, имея в виду не себя, а другого человека: «Пьют для людей, а едят для себя».
Царь, хозяин пира, подавал гостю наполненную чашу с тем, чтобы тот выпил за царское здоровье. Вообще говоря, питье «за здоровье» — взаимный процесс: если сотрапезник пьет за ваше здоровье, то вы обязаны в ответ выпить за него. Перед питьем, как известно, сосуды поднимают вверх. Изначальный смысл этого жеста состоит в том, что приближая сосуд к небу, люди как бы предлагали его Богу или благодарили его.
Вывод
Я думаю вывод можно сделать такой, что владение нормами правильного поведения приносит человеку неоценимую пользу, даже если он сам этого не осознает. Например, зная, что предпринять в новой для себя или трудной ситуации, любой из нас ощущает большую уверенность в собственных силах. У неизменно вежливого и внимательного человека всегда хорошая репутация.
И, наконец, приверженцы этикета неизмеримо обогащают свой собственный духовный мир, неся добро и свет людям. То ни с чем не сравнимое, совершенно особенное теплое чувство, которое испытываешь, проявляя доброту по отношению к окружающим, вероятно, и является самым мощным стимулом, побуждающим нас запоминать и применять на практике приемы благовоспитанного поведения, которым и были посвящены эти материалы.
Список использованной литературы
1. Зеленкова И.Л. Основы этики: Учеб. Пособие. Минск: Тетрасистемс, 1998.
2. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М.: Олма-Прес, 1999.
3. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.