Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 24

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по выполнению контрольных работ по курсу "психология"

 

             

Рекомендации методические по выполнению контрольных работ по курсу "психология"

КАРМАДОНОВА О.Ф.

ГАВРИЛОВА Н.Ю.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ "ПСИХОЛОГИЯ"

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

СГГА

2004

Психология – наука относительно молодая, она выделилась в отдельную отрасль лишь в середине 19 века. Эта наука уникальна потому, что в ней сливаются объект и субъект познания - человек. Психология – наука о психике, психических явлениях и свойствах личности, поведении человека. Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с социальными группами – это исследуется в рамках социальной психологии. Имея разнообразные теоретические подходы – от биологического до социального, - психология взаимодействует с разными науками: философией, зоологией, социологией, математикой, педагогикой и другими. И в каждой области она оставляет свой след – прикладную отрасль (например, педагогическая психология, медицинская, инженерная, юридическая и т.д.). Психология помогает понять, почему люди чувствуют, думают, действуют именно так, а не иначе.

Задачей данного курса "Общая психология" является формирование у студентов целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности. Курс предполагает ознакомление с основными направлениями разви­тия психологической и педагогической науки; овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития.

В рамках курса «Психология и педагогика» обязательным является ивный отчет в форме контрольной работы, для успешного выполнения которого необходима специальная работа над понятийным аппаратом, использование справочной литературы для ознакомления с персоналиями, психологическими теориями и концепциями. Студент должен освоить теоретические основы, научиться применять их к жизненным ситуациям, выработать собственную точку зрения и доказательно ее аргументировать, что является показателем уровня понимания изучаемого материала.

Предлагается 25 вариантов контрольных работ, разработанных по общему принципу. Каждый вариант контрольной работы состоит из 4 вопросов, которые требуют обращения к курсу общей психологии. Первый вопрос касается истории науки, второй – сущности, структуры и развития психики, третий – познавательных процессов, а четвертый – структуры и формирования личности и общения как основного вида деятельности. Таким образом, студент должен проработать несколько ключевых тем общей психологии. К каждому варианту контрольной работы даны методические указания, включающие ключевые понятия и термины, которые необходимо рассмотреть, проанализировать, а также рекомендуемая литература.

Список литературы носит рекомендательный характер и может быть дополнен студентом. Необходима специальная работа над понятийным аппаратом, использование справочной литературы для ознакомления с персоналиями, психологическими теориями и концепциями.

Студент сам выбирает для выполнения один из вариантов контрольных работ. При оформлении работы должны соблюдаться правила: объем - 8-10 листов формата А4, оставляются поля, страницы нумеруются, или можно выполнить работу в тонкой ученической тетради. На титульном листе указываются фамилия, имя, отчество, номер зачетной книжки, номер варианта контрольной работы, перечисляются вопросы, рассматриваемые в ней. На последней странице контрольной работы – список использованной литературы с выходными данными (где, когда изданы).

Студент должен осмыслить на основе теории жизненные примеры, доказательно аргументировать свою позицию, что является показателем уровня понимания изучаемого материала.

1 ВАРИАНТ

1. Какое место занимает психология в современной России?

2. Изложите различные точки зрения на природу сознания.

3. Почему в обыденности слова «ощущения» и «восприятия» понимаются как синонимы?

4. Можно ли утверждать, что эмоции заразительны?

Рекомендации

При ответе на первый вопрос необходимо рассмотреть следующие аспекты:

-уровень развития психологии в современной России;

-соответствие существующих психологических теорий русскому менталитету;

-востребованность психологии обществом.

Рекомендуемая литература: учебник Р.С.Немова, "История и теория психологии" А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.

Ответ на второй вопрос включает в себя идеалистический и материалистический подходы к происхождению сознания. Данная проблема рассмотрена в большинстве учебников по психологии (например, "Психология" А.Г.Маклакова).

При работе с третьим вопросом рекомендуется совместить научный и бытовой подход к трактовке данных терминов. Научные определения можно найти в словарной литературе, а обыденное представление сформулировать самостоятельно. Кроме того, можно использовать следующие учебные пособия: А.П.Сперлинг "Психология", А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум "Психология и педагогика" (глава "Восприятие"), "Психология" под редакцией В.Н.Дружинина (глава "Сенсорно-перцептивные процессы").

Отвечая на четвертый вопрос, можно обратиться как к учебной литературе (раздел "Эмоции и чувства"), так и к специальной, например, к книгам "Психология толпы" и "Психология масс" Д.В.Ольшанского, где описана "теория заражения".

2 ВАРИАНТ

1. В чем состоят отличия между научной и житейской психологией?

2. Какое содержание вкладывают в понятие «рефлексия»?

3. Перечислите основные стадии развития интеллекта по Ж.Пиаже.

4. Раскройте следующие понятия: «акцентуация характера», «воля», «адаптация».

Рекомендации

Более полно отличия научной психологии от житейской описаны Ю.Б.Гиппенрейтер в книге "Введение в общую психологию".

Понятие "рефлексия" легко обнаружить как в словарно-справочной литературе, так и в учебной (например, "Основы психологии" Л.Д.Столяренко).

По третьему вопросу можно сначала обратиться к словарной литературе. Данная концепция рассмотрена и в большинстве учебников по психологии (Р.С.Немов "Психология", А.Г.Маклаков "Общая психология").

При работе с четвертым вопросом рекомендуется использовать "Психологический словарь", а также любые учебники по общей психологии.

3 ВАРИАНТ

1. Покажите на примерах достоинства и недостатки основных методов психологии.

2. В чем сходство и различие сознания и самосознания?

3. Как понимается в психологии феномен внутренней речи?

4. Приведите примеры проявления феноменов группового давления и конформизма.

Рекомендации

Основными методами психологии считаются наблюдение, эксперимент, опрос, тест. Более подробно описание этих методов дано в учебных пособиях А.Г.Маклакова, С.Л.Рубинштейна, Р.С.Немова, А.А.Радугина.

Для подготовки ответа по второму вопросу рекомендуется обратиться к учебникам С.Л.Рубинштейна ("Основы общей психологии", главы 6 и 20) и Л.Д.Столяренко "Основы психологии".

При работе с третьим вопросом нужно рассмотреть отличие внутренней речи от других видов, для чего лучше использовать учебники Р.С.Немова, С.Л.Рубинштейна, а также работы Л.С.Выготского, который является основоположником данной теории.

О том, что представляют собой групповое давление и конформизм, можно узнать из справочной литературы и учебных пособий по социальной психологии (Д.Майерс, Е.ВАндриенко, Г.М.Андреева), а также из учебников В.Н.Дружинина, А.П.Сперлинга. Примеры проявления этих феноменов следует подобрать самостоятельно.

4 ВАРИАНТ

1. В чем проявился кризис психологии на рубеже 19-20 веков?

2. Какова роль "Супер – Эго" в регуляции поведения и психической деятельности человека?

3. Какие условия необходимы для поддержания произвольного внимания?

4. Раскройте основную идею теории личности А.Адлера.

Рекомендации

При подготовке ответа по первому вопросу можно использовать книгу А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского "История и теория психологии" или учебник Р.С.Немова (раздел "Краткий исторический очерк развития психологии").

Второй вопрос предполагает знание структуры личности, описанной в теории З.Фрейда. Этот материал можно найти в работе З.Фрейда "Я и Оно", книге "Теории личности" Л.Хьелла, Д.Зиглера, учебниках по психологии Л.Д.Столяренко и А.А.Реана, а также в любой справочной литературе, где ключевыми словами будут "теория личности", "З.Фрейд".

Проблема поддержания произвольного внимания рассмотрена в большинстве учебников по психологии (например, А.Г.Маклаков "Общая психология"), а также в книге Ю.Б.Дормашева "Психология внимания".

Теория личности А.Адлера кратко описана в большинстве учебной литературы (учебники А.Г.Маклакова, А.А.Реана), однако лучше обратиться к специальным справочным источникам (Т.Д.Марцинковская "100 психологов мира", Л.Хьелл, Д.Зиглер "Теории личности"). Необходимо обратить внимание на следующие понятия: "стиль жизни", "комплекс неполноценности", "стремление к превосходству", "социальный интерес".

5 ВАРИАНТ

1. Приведите в соответствие направления психологии (А) и предмет их исследования (Б).

А: бихевиоризм, фрейдизм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, советская психология, когнитивная психология, христианская психология.

Б: познание, психика, самоактуализация личности, бессознательное, тело-душа-дух, целостная структура психики, поведение.

2. Определите сущность человеческого сознания и его структуру.

3. Изложите две точки зрения на природу памяти.

4. Охарактеризуйте толпу как социальную группу.

Рекомендации

Для ответа на первый вопрос необходимо обратиться к справочной литературе, психологическому словарю, а также учебникам Р.С.Немова и А.А.Радугина.

Сущность человеческого сознания и его структура подробно изложены в учебниках Л.Д.Столяренко "Основы психологии", С.Д.Смирнова "Педагогика и психология высшего образования" и в книге В.П.Зинченко, Е.Б.Моргунова "Человек развивающийся".

Под понятием "природа памяти" имеются в виду физиологические основы памяти, теории мнемических процессов. По этому вопросу можно обратиться к книгам "Основы общей психологии" С.Л.Рубинштейна и "Психологии" Р.С.Немова.

Обзорно четвертый вопрос освещен в учебниках по социальной психологии, в пособиях В.Н.Дружинина, Д.В.Ольшанского, в учебнике по социологии С.С.Фролова. В указанных книгах необходимо смотреть разделы, посвященные психологии больших и малых социальных групп.

6 ВАРИАНТ

1. Охарактеризуйте теории бихевиоризма и необихевиоризма. Укажите их недостатки.

2. В чем заключается отличие мышления человека от мышления животных?

3. Что такое воля? Опишите структуру и признаки волевого действия.

4. Раскройте сущность понятия «ригидность».

Рекомендации

Указанные теории были разработаны в начале 20 века американскими психологами Д.Уотсоном, Б.Скиннером, Э.Торндайк, Э.Толменом. Рекомендуется обратиться к специальной литературе по истории психологии (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский), по психологическим теориям личности (Л.Хьелл, Д.Зиглер), словарной литературе.

Для подготовки ответа на второй вопрос необходимо ознакомиться с материалами по эволюции психики и интеллектуальным формам поведения животных, охарактеризовать основные виды мышления у человека и животных. Рекомендуемая литература: А.Р.Лурия "Лекции по общей психологии", учебники Р.С.Немова, С.Л.Рубинштейна, А.Г.Маклакова.

Раздел, посвященный волевой регуляции поведения человека, можно обнаружить не во всех учебниках по общей психологии. Лучше всего воспользоваться учебным пособием Р.С.Немова.

Раскрыть сущность понятия "ригидность" можно, обратившись к словарям, а также к учебной литературе. Следует в первую очередь уделить внимание темам "Личность" и "Мышление".

7 ВАРИАНТ

1. Охарактеризуйте теорию психоанализа (фрейдизм). Укажите ее недостатки.

2. Приведите примеры, показывающие отличие инстинктивного поведения животных от научения.

3. Почему на вопрос, эффективно ли непроизвольное запоминание, нельзя ответить однозначно?

4. Раскройте сущность понятий "экстериоризация" и "интериоризация".

Рекомендации

Теория психоанализа З.Фрейда рассмотрена в книге "Теории личности" Л.Хьелла, Д.Зиглера, а также в другой учебной литературе (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский, Р.С.Немов, Л.Д.Столяренко, В.Н.Дружинин, С.Л.Рубинштейн). В учебных пособиях теорию психоанализа обычно рассматривают в разделах "Личность" или "История психологии".

При работе над вторым вопросом рекомендуется обратиться к материалам, посвященным психике животных, эволюции психики. Эта тема подробно рассмотрена в учебниках Р.С.Немова, А.Г.Маклакова (глава 3 "Развитие психики животных"), а также в книге А.П.Сперлинга "Психология".

В третьем вопросе следует в первую очередь уделить внимание понятию произвольности, рассмотреть виды памяти, привести примеры непроизвольного запоминания, для чего можно обратиться к книгам А.Г.Маклакова, С.Л.Рубинштейна.

Для подготовки ответа по четвертому вопросу необходимо использовать словарную, справочную литературу. Понятия "интериоризация" и "экстериоризация" обычно рассматриваются в разделах "Психология деятельности" (например, С.Д.Смирнов "Педагогика и психология высшего образования"). Первым ввел эти понятия Л.С.Выготский, изучая формирование высших психических функций, поэтому можно обратиться и к его работам.

8 ВАРИАНТ

1. Охарактеризуйте теорию гештальтпсихологии. Укажите ее недостатки.

2. Клевание у цыпленка – естественный механизм. Но вначале цыпленок клюет и зерна, и камушки. Лишь затем он научается отличать зерна от камушков. Объясните на этом примере основные формы поведения животных и развитие их.

3. Охарактеризуйте уровни развития способностей человека.

4. Раскройте основную идею теории личности К.Хорни.

Рекомендации

Характеристика гештальтпсихологии, как отдельного направления психологии начала 20 века, дана в учебнике Р.С.Немова "Психология", в "Истории и теории психологии" А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, а также в книге "Теории личности" Л.Хьелла, Д.Зиглера.

Приведенный во втором вопросе пример рассмотрен в книге С.Л.Рубинштейна "Основы общей психологии" (глава 4). Кроме указанной работы можно использовать любой материал, посвященный психике животных.

При ответе на третий вопрос необходимо охарактеризовать следующие уровни развития способностей человека: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность. Данная проблема рассмотрена в большинстве учебников по психологии, например, в пособиях С.Л.Рубинштейна, А.Г.Маклакова, Е.И.Рогова, Ю.Б.Гиппенрейтер, в книге М.С.Егоровой "Психология индивидуальных различий"

Психоаналитическая теория личности К.Хорни подробно изложена в книге "Теории личности" Л.Хьелла, Д.Зиглера, дополнительно можно обратиться к справочной литературе (Т.Д.Марцинковская "100 лучших психологов мира") и учебнику А.Г.Маклакова. В ответе необходимо раскрыть следующие понятия: "базальная тревога", "невроз", невротическая потребность".

9 ВАРИАНТ

1. Охарактеризуйте теорию понимающей психологии В.Дильтея.

2. Опишите стадии развития психики.

3. Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему сохранению материала?

4. Определите отличительные особенности эмоциональных переживаний: стресс, настроение, чувства, страсть, аффект.

Рекомендации

Отвечая на первый вопрос, в первую очередь следует обратиться к психологическим словарям и энциклопедиям, кроме того, это психологическое направление рассматривается в учебнике Р.С.Немова.

Стадии развития психики подробно описаны в учебниках Р.С.Немова, С.Л.Рубинштейна, А.Г.Маклакова, В.Н.Дружинина. Этот материал обычно излагается в разделах "Эволюция психики" и "Психика животных".

Для подготовки ответа по третьему вопросу необходимо рассмотреть характеристики различных видов памяти и закономерности запоминания, которые можно найти в любом учебнике по общей психологии в разделах "Познавательные процессы".

Особенности эмоциональных проявлений описаны в учебниках Р.С.Немова, А.Г.Маклакова, В.Н.Дружинина. Для ответа на данный вопрос рекомендуется опереться на классификацию эмоций В.Н.Мясищева.

10 ВАРИАНТ

1. Охарактеризуйте теорию когнитивной психологии. Укажите ее недостатки.

2. Перечислите несознаваемые процессы, классифицируйте их.

3. Как можно объяснить иллюзии восприятия? Перечислите их.

4. Почему человеку важно чувствовать принадлежность к какой-либо группе?

Рекомендации

Информацию о когнитивном направлении в психологии можно найти в справочной литературе, в учебниках Р.С.Немова, В.Н.Дружинина, в книгах "История и теория психологии" А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского, "Теории личности" Л.Хьелла, Д.Зиглера, "История психологии" Т.Д.Марцинковской.

Классификация неосознаваемых процессов подробно описана в учебном пособии Ю.Б.Гиппенрейтер "Введение в общую психологию", кроме того, можно обратиться к учебникам Р.С.Немова и А.Г.Маклакова.

При работе с третьим вопросом рекомендуется, во-первых, рассмотреть основные типы иллюзий, во-вторых, объяснить причины их возникновения. Для подготовки ответа необходимо использовать учебники С.Л.Рубинштейна, В.Н.Дружинина, А.П.Сперлинга, Д.Майерса.

Проблема социальной идентификации личности рассмотрена в большинстве учебников по социальной психологии, а также в пособиях Р.С.Немова, А.А.Крылова, А.В.Петровского ("Психология в России: 20 век").

11 ВАРИАНТ

1. Охарактеризуйте теорию неофрейдизма в целом.

2. Проанализируйте структуру деятельности.

3. Какие Вы знаете теории формирования речи у детей? Какая из них кажется Вам наиболее адекватной?

4. Раскройте основную идею теории личности Г.Олпорта.

Рекомендации

Неофрейдизм представлен целой плеядой психологов, каждый из которых, оттолкнувшись от психоанализа З.Фрейда, создал свою теорию. В данном вопросе необходимо показать принципиальные отличия позиций неофрейдистов от классического психоанализа. Проблема освещена в учебнике Р.С.Немова "Психология", книгах А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского "История и теория психологии", Т.Д.Марцинковской "История психологии".

Для подготовки ответа по второму вопросу необходимо ознакомиться с материалом по психологии деятельности. В рамках этого направления работали С.Д.Смирнов, Ю.Б.Гиппенрейтер, П.Я.Гальперин, А.А.Реан.

Теории возникновения и формирования речи у детей наиболее полно рассматриваются в учебнике А.Г.Маклакова (Глава 13 "Теоретические проблемы возникновения речи"), дополнительно можно обратиться к пособиям Р.С.Немова и С.Л.Рубинштейна.

Подготовить ответ на четвертый вопрос помогут книга "Теории личности" Л.Хьелла, Д.Зиглера, учебник В.Н.Дружинина "Психология" и пособие М.С.Егоровой "Психология индивидуальных различий". В ответе необходимо раскрыть следующие понятия: "черты личности", "диспозиции", "автономия".

12 ВАРИАНТ

1. Охарактеризуйте теорию «аналитической психологии» К. Юнга.

2. Как складывается взаимодействие сознания и подсознания?

3. Опишите сходные и отличные признаки языка и речи.

4. Разведите черты характера и свойства темперамента: неуравновешенность, трудолюбие, чувство долга, ответственность, хорошая координация, аккуратность, впечатлительность, вежливость, низкая работоспособность, замкнутость, решимость, малоподвижность, быстрое включение в работу.

Рекомендации

К.Г.Юнг относится к представителям неофрейдизма, поэтому следует в первую очередь уделить внимание принципиальным отличиям его теории от фрейдистских взглядов на структуру личности. Для подготовки ответа необходимо обратиться к пособию "Теории личности" Л.Хьелла, Д.Зиглера, а также к учебнику В.Н.Дружинина "Психология", "История и теория психологии" А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, "История психологии" Т.Д.Марцинковской. Требуется раскрыть понятия: "коллективное бессознательное", "архетип", "самость", "экстраверсия", "интроверсия".

Взаимодействие сознания и бессознательного рассматривается в большинстве учебников по психологии, например, в пособиях Р.С.Немова, В.Н.Дружинина, Л.Д.Столяренко.

Сравнительный анализ языка и речи можно провести, опираясь на материал, представленный в учебниках А.Г.Маклакова, В.Н.Дружинина, в "Психологии" под редакцией А.А.Крылова.

При работе с четвертым вопросом рекомендуется начать с анализа темперамента и характера как основных компонентов личности, их отличительных особенностей. Данный материал присутствует в любой учебной и справочной литературе.

13 ВАРИАНТ

1. Охарактеризуйте теорию «гуманистического психоанализа» Э.Фромма.

2. Как рассматривает проблему формирования высших психических функций Л.С.Выготский?

3. Проанализируйте основные теории памяти.

4. Какую личность можно назвать самоактуализирующейся?

Рекомендации

Для ответа на первый вопрос рекомендуется использовать как работы самого Э.Фромма ("Иметь или быть", "Искусство любви"), так и учебную литературу, например, "Общая психология" А.Г.Маклакова, "Теории личности" Л.Хьелла, Д.Зиглера. Требуется раскрыть следующие понятия: "бегство от свободы", "деструктивность", конформность", "авторитаризм", "социальный характер".

Л.С.Выготский, крупнейший советский психолог первой половины 20 века, предложил свою концепцию формирования высших психических функций посредством механизма интериоризации. Помимо работ самого автора с данной теорией можно ознакомиться в "Новой психологии личности" Н.В.Корниенко и "Истории психологии" Т.Д.Марцинковской.

При ответе на третий вопрос рекомендуется дать развернутую характеристику не менее чем трем теориям памяти, описанным в учебниках Р.С.Немова и С.Л.Рубинштейна.

Работая с четвертым вопросом рекомендуется, во-первых, раскрыть понятие "самоактуализирующаяся личность", во-вторых, определить, в рамках какого психологического направления оно употребляется, в-третьих, обозначить условия самоактуализации. Рекомендуемая литература: "Теории личности" Л.Хьелл, Д.Зиглер, "Основы психологии" Л.Д.Столяренко, "История психологии" Т.Д.Марцинковская.

14 ВАРИАНТ

1. Какой вклад внес Г.И.Челпанов в отечественную психологию?

2. Если человек всегда стремится найти причину своих неудач в лице других людей, какие защитные механизмы психики он проявляет?

3. Укажите особенности творческого мышления.

4. Раскройте основную идею теории личности Э.Эриксона.

Рекомендации

В ответе на первый вопрос следует отметить организационную деятельность Г.И.Челпанова, его вклад в развитие отдельных психологических направлений, значение его деятельности для дальнейшего развития психологии в России. Источником информации может служить "История психологии" Т.Д.Марцинковской и "История и теория психологии" А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, "Новая психология личности" Н.В.Корниенко.

При работе со вторым вопросом рекомендуется обратиться к теории защитных механизмов психики, предложенной З.Фрейдом. Краткую характеристику защитных механизмов можно обнаружить в учебниках А.А.Крылова, Л.Д.Столяренко, в книге "Теории личности" Л.Хьелла, Д.Зиглера.

Для подготовки ответа на третий вопрос можно использовать учебные пособия В.Н.Дружинина, Л.Д.Столяренко, Р.С.Немова. Следует учитывать, что иногда под творческим мышлением понимают дивергентное мышление.

Ответ на четвертый вопрос предполагает анализ теории Э.Эриксона с точки зрения структуры и механизмов развития личности. Можно обратиться как к учебной литературе (Р.С.Немов "Психология", глава "Формирование и развитие личности"), так и к специальной (Л.Хьелл, Д.Зиглер).

15 ВАРИАНТ

1. Опишите основные методы психоанализа.

2. В чем заключается основное отличие психических процессов от психического состояния?

3. Какую концепцию развития мышления предложил Ж. Пиаже? Чем определяется ее отличие от других концепций?

4. В чем заключается отличие эмоций от чувств?

Рекомендации

Основными методами психоанализа, описанными З.Фрейдом, являются гипноз, метод свободных ассоциаций, анализ сновидений и трансфера, интерпретация сопротивления. Все они рассматриваются в книге "Теории личности" Л.Хьелла, Д.Зиглера, а также в монографиях З.Фрейда. Э.Берн в труде "Психоанализ и психотерапия для несведущих" уделяет особое внимание гипнозу.

Ответ на второй вопрос можно обнаружить в большинстве учебников по психологии, например, В.Н.Дружинин "Психология", А.Г.Маклаков "Общая психология".

Отвечая на третий вопрос, необходимо рассмотреть и охарактеризовать все стадии развития мышления, которые предложил Ж.Пиаже. Его концепция представлена в учебных пособиях Д.Майерса, В.Н.Дружинина, С.Л.Рубинштейна.

Для подготовки ответа по четвертому вопросу необходимо провести сравнение эмоций и чувств не менее чем по 3 параметрам. Можно опереться на классификацию эмоциональных проявлений В.Н.Мясищева. Рекомендуется обратиться к учебникам С.Л.Рубинштейна, А.А.Крылова, В.Н.Дружинина.

16 ВАРИАНТ

1. Раскройте суть дуалистичской концепции в психологии (эпоха Возрождения).

2. Охарактеризуйте уровень развития психики крыс.

3. Перечислите индивидуальные особенности памяти.

4. Что такое социальная группа? Какие условия способствуют ее формированию?

Рекомендации

Одним из сторонников дуалистической теории являлся Рене Декарт. Именно на него следует ориентироваться при поиске материала. Рекомендуется обратиться к истории психологии (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский, Т.Д.Марцинковская), дополнительно можно использовать учебник Р.С.Немова и словарную литературу.

Для ответа на второй вопрос необходимо обратиться к концепции развития психики животных Леонтьева-Фабри, представленной в учебниках Р.С.Немова и С.Л.Рубинштейна.

Обзорно третий вопрос освещен в большинстве учебников по общей психологии, кроме того, необходимо привести конкретные примеры, исходя из собственного опыта.

Характеристики социальной группы и условия ее формирования описаны в учебниках по социальной психологии (Г.М.Андреева, Е.В.Андриенко, Д.Майерс), а также в пособиях А.А.Крылова, В.Н.Дружинина в соответствующих разделах.

17 ВАРИАНТ

1. Перечислите основные положения психологической теории Р.Декарта.

2. Приведите не менее пяти примеров проявления бессознательного.

3. Опишите основные теории и концепции, рассматривающие феномен внимания.

4. Раскройте основную идею теории личности Д. Келли.

Рекомендации

Для подготовки ответа по первому вопросу необходимо раскрыть понятия "механистический детерминизм", "дуализм", "рациональная интуиция", "рефлекс". Можно использовать материалы по истории психологии (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский, Т.Д.Марцинковская, С.Л.Рубинштейн).

Отвечая на второй вопрос, следует, во-первых, раскрыть понятие "бессознательного", во-вторых, рассмотреть формы его проявления, в-третьих, привести собственные примеры. Можно обратиться как к учебной литературе (Ю.Б.Гиппенрейтер "Введение в общую психологию"), так и к специальной (работы З.Фрейда о бессознательном).

Теории, объясняющие природу внимания, представлены в большинстве учебников по психологии, например, "Основы общей психологии" С.Л.Рубинштейна, "Психология" Р.С.Немова, "Психология внимания" Ю.Б.Дормашева. Необходимо описать не менее 3-х теорий.

При работе с четвертым вопросом рекомендуется ознакомиться с основными положениями теории Д.Келли в книге "Теории личности" Л.Хьелла, Д.Зиглера, а также обратиться к словарно-справочной литературе, учебнику Л.Д.Столяренко. Понятия, требующие раскрытия: "конструктивный альтернативизм", "личностные конструкты", "фиксированная роль".

18 ВАРИАНТ

1. Чем отличается естественный эксперимент от включенного наблюдения?

2. Может ли человек обладать сознанием, не обладая бессознательным?

3. В чем выражается взаимосвязь мышления и речи?

4. Какие характеристики малой группы могут повлиять на эффективность ее деятельности?

Рекомендации

При ответе на первый вопрос данного варианта необходимо сравнить два метода психологии, описание которых следует искать во вводных разделах учебников. В частности, можно обратиться к учебникам Л.Д.Столяренко, Р.С.Немова, С.Л.Рубинштейна, А.А.Реана, А.Г.Маклакова, к словарной литературе.

Во втором вопросе обратите внимание на структуру психики, подробно рассмотренную в книгах Л.Д.Столяренко, Р.С.Немова и Ю.Б.Гиппенрейтер. Также можно оттолкнуться от понятий "сознание" и "бессознательное", сопоставив их.

Отвечая на третий вопрос, обратитесь к разделам "Познавательные процессы" или "Познавательная деятельность" учебной литературы. Следует учесть, что речь, в отличие от мышления, рассматривается не во всех пособиях. Непосредственно данная взаимосвязь раскрывается в работах С.Л.Рубинштейна, Р.С.Немова, А.А.Крылова.

Четвертый вопрос из области социальной психологии. Поэтому характеристики малой группы можно найти не только в книгах В.Н.Дружинина, Г.М.Андреевой и Г.С.Абрамовой, но и в учебнике "Социология" С.С.Фролова в разделе "Социальные группы".

19 ВАРИАНТ

1. Опишите основные направления психологии, разрабатываемые отечественными учеными.

2. Найдите общие моменты в теории З. Фрейда и теории деятельности.

3. Какие виды энергии и воздействий на анализаторы порождают ощущения?

4. Раскройте основную идею теории личности А. Маслоу.

Рекомендации

В поисках ответа на первый вопрос обратитесь к "Истории и теории психологии" А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, "Истории психологии" Т.Д.Марцинковской, либо к соответствующим разделам учебников Р.С.Немова, С.Л.Рубинштейна, А.Г.Маклакова.

Второй вопрос требует большой самостоятельности, так как здесь следует сравнить две разноплановые теории. Обратите особое внимание на структуру личности З.Фрейда и мотивацию, как элемент структуры деятельности. Данная информация содержится в работах А.Г.Маклакова, С.Л.Рубинштейна, В.Н.Дружинина, Л.Д.Столяренко, в книге Л.Хьелла, Д.Зиглера "Теории личности".

Ответ на третий вопрос легко обнаружить в разделах учебников С.Л.Рубинштейна, Р.С.Немова, В.Н.Дружинина, А.Г.Маклакова, А.А.Реана и других, посвященных изучению ощущений.

Теория самоактуализирующейся личности А.Маслоу входит в группу гуманистических теорий, рассмотренных в книге "Теории личности" и учебниках Л.Д.Столяренко, В.Н.Дружинина, А.Г.Маклакова. Раскройте основные понятия теории: "иерархия потребностей", "самоактуализация", "метамотивация", "идентификация".

20 ВАРИАНТ

1. В чем суть интроспекции как метода психологии, его достоинства и недостатки?

2. Каким образом уровень развития психики связан с образом жизни?

3. Найдите общее и отличное в процессах мышления и воображения.

4. Укажите роль «Я – концепция» в регуляции поведения человека.

Рекомендации

Интроспекция является старейшим методом психологии, неоднократно вызывавшем споры, касающиеся его применения. Подробное описание метода можно найти в учебниках С.Л.Рубинштейна, Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Реана, А.Г.Маклакова, а также в словаре.

Уровень развития психики отражается в деятельности живых существ, следовательно, влияет и на образ жизни. Ответ на второй вопрос содержится в "Основах общей психологии" С.Л.Рубинштейна и учебнике А.Г.Маклакова, в разделе, посвященном эволюции психики.

Для того чтобы дать ответ на третий вопрос, необходимо посмотреть особенности и закономерности мышления и воображения как психических процессов. После чего провести сравнение. Информацию можно обнаружить в словаре и в книгах Р.С.Немова, С.Л.Рубинштейна, Л.Д.Столяренко, А.Г.Маклакова.

"Я-концепция" является частью теории личности К.Роджерса, следовательно, найти ее описание можно в "Теориях личности" (гуманистическое направление) и в соответствующих разделах учебников В.Н.Дружинина, Л.Д.Столяренко и А.Г.Маклакова.

21 ВАРИАНТ

1. Подтвердите фактами взаимосвязь философии и психологии.

2. Назовите необходимые условия развития человеческого сознания.

3. Раскройте взаимосвязь интеллекта и мышления.

4. Как связано развитие личности и формирование эмоций в онтогенезе?

Рекомендации

Как и многие другие гуманитарные науки, психология отпочковалась от философии. Более подробно о связи этих двух наук можно узнать из книг Р.С.Немова и А.Г.Маклакова.

Сознание человека непрерывно развивается. О том, что необходимо для успешного протекания этого процесса, можно узнать из учебников Р.С.Немова и А.Г.Маклакова. Дополнительно материал, посвященный сознанию, можно обнаружить в книгах В.П.Зинченко "Человек развивающийся" и С.Д.Смирнов "Педагогика и психология высшего образования".

Для того чтобы дать ответ на третий вопрос, обратитесь к словарю или любому учебнику по психологии (например, С.Л.Рубинштейн "Основы общей психологии"), найдите определения "интеллект" и "мышление" и раскройте взаимосвязь путем сравнения.

Ответ на четвертый вопрос рассмотрен в концепции С.Л.Рубинштейна ("Основы общей психологии") об уровнях эмоционального развития человека. Необходимо найти взаимосвязь между уровнем развития эмоций и этапами становления личности.

22 ВАРИАНТ

1. В рамках каких наук пытались объяснить психические процессы ученые в 17-19 в?

2. Чем определяется отбор информации, поступающей в сознание из внешней среды?

3. Почему после удачно сделанной операции на глазах люди вначале не различают ни формы, ни величины, ни удаленности предметов?

4. Раскройте основную идею теории личности К. Роджерса.

Рекомендации

На психологию оказывали влияние многие науки. В разное время психические процессы пытались объяснить с помощью механики, химии, физиологии и т.п. Более подробно об этом можно почитать в "Истории психологии" А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, "Истории психологии" Т.Д.Марцинковской и "Психологии" Р.С.Немова.

Ответ на второй вопрос требует обращения к различным теориям. Отбор информации определяется вниманием, но в наше время внимание обусловлено конкретными потребностями, ценностями, мотивами и установками. Обратитесь к разделам учебников о познавательных процессах, а также к теории личности З.Фрейда.

Отвечая на 3-й вопрос, ознакомьтесь со свойствами восприятия, описанными в учебниках Р.С.Немова, С.Л.Рубинштейна, А.А.Реана, В.Н.Дружинина, А.Г.Маклакова и др.

Теория личности К.Роджерса входит в группу гуманистических и феноменологических теорий. Основные понятия: "самоактуализация", "Я-концепция", "полноценно функционирующий человек", "терапия, центрированная на человеке". Прочитать о ней можно в книге "Теории личности" Л.Хьелла, Д.Зиглера, а также в работах В.Н.Дружинина, Л.Д.Столяренко и А.А.Реана.

23 ВАРИАНТ

1. Почему в к. XX в. психологию стали называть наукой без предмета?

2. Опишите идеалистическую и материалистическую концепции происхождения психики и сознания.

3. Какие существуют точки зрения на внимание как психический процесс?

4. Что влияет на восприятие и оценку людьми друг друга?

Рекомендации

С момента появления психологии как науки ее предмет неоднократно менялся, что позволило назвать ее наукой без предмета. Более подробно об этом можно прочитать в "Истории и теории психологии" А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, "Истории психологии" Т.Д.Марцинковской и в "Психологии" Р.С.Немова.

В большей части учебников больше внимания уделяют материалистической концепции происхождения психики и сознания. Идеалистическая концепция подробно рассматривается в "Началах христианской психологии". Оба подхода рассмотрены в учебнике Р.С.Немова.

В ответе на 3-й вопрос необходимо рассмотреть не менее 3-х точек зрения на физиологическую основу внимания как формы познания. Можно обратиться к учебникам В.Н.Дружинина, Р.С.Немова, Е.И.Рогова, С.Л.Рубинштейна, пособию Ю.Б.Дормашева "Психология внимания".

Межличностное восприятие рассматривается в теме "Общение" в трудах А.А.Крылова, В.Н.Дружинина, Р.С.Немова, Л.Д.Столяренко, В.Н.Куницына ("Межличностное общение"), где указано, какие факторы влияют на восприятие людьми других людей.

24 ВАРИАНТ

1. Укажите особенности и сложности применения теста, как метода психологии.

2. Чем отличаются друг от друга инстинкт, навык и умение?

3. Опишите основные феномены детского интеллекта, открытые Ж.Пиаже.

4. Какие условия необходимы для формирования адекватной самооценки личности?

Рекомендации

Тест является популярным психологическим методом. Анализ метода, а также особенности и сложности применения, даны в учебниках Р.С.Немова и А.А.Реана. А.Г.Маклаков рассматривает тест как разновидность опроса (речь идет о тестах-опросниках).

Отвечая на 2-й вопрос, необходимо сравнить 3 определения, которые легко обнаружить в словаре, а также в любом учебнике по психологии в разделах, посвященных эволюции психики и психологии деятельности.

Ответ на третий вопрос можно обнаружить в книгах Д.Майерса "Психология", Е.Е.Соколовой "13 диалогов о психологии".

Самооценке уделяли большое внимание представители гуманистической школы, поэтому искать информацию следует в гуманистических теориях личности ("Теории личности" Л.Хьелла, Д.Зиглера, А.А.Крылов, Л.Д.Столяренко). Необходимо учесть, что в некоторых пособиях самооценку называют самоуважением, в частности, в учебнике Д.Майерса.

25 ВАРИАНТ

1. Какой вклад в развитие отечественной психологии внес А.Р.Лурия?

2. Как соотносятся понятия «потребность» и «мотив»?

3. В чем заключается связь воображения с другими психическими процессами?

4. Как будут складываться отношения в семье между братьями 7, 9 и 13 лет, если у них сангвинический, холерический и флегматический темперамент соответственно?

Рекомендации

Оценить вклад А.Р.Лурии в отечественную психологию и ознакомиться с основными направлениями его деятельности можно, обратившись к его "Лекциям по общей психологии", а также к "Истории и теории психологии" А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, "Истории психологии" Т.Д.Марцинковской и к соответствующим разделам учебников Р.С.Немова и А.Г.Маклакова.

Отвечая на второй вопрос, проанализируйте подходы Д.Майерса, А.Г.Маклакова, Р.С.Немова и других психологов.

Раскрыть взаимосвязь воображения с другими познавательными процессами можно, ознакомившись с соответствующими разделами учебников А.Г.Маклакова, С.Л.Рубинштейна, Р.С.Немова.

Четвертый вопрос требует большей самостоятельности. Прежде всего, необходимо рассмотреть характеристики темпераментов в учебниках А.Г.Маклакова, С.Л.Рубинштейна, Р.С.Немова, А.А.Крылова, Л.Д.Столяренко, а также проявление темперамента в деятельности человека. Затем попытайтесь спрогнозировать характер отношений братьев, обладающих указанными темпераментами.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980

2. Выготский Л.С. Лекции по психологии. С-Пб, 1997

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 1998.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психоло­гию. Курс лекций. — М., 1996.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. — М.: Мир, 1992.

6. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развиваю­щийся. Очерки российской психологии. — М., 1994.

7. Корниенко Н.А. Новая психология личности.- Новосибирск, 1995.

8. Краткий психологический словарь /Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского.— Р/Д., 1998.

9. Милорадова Н.Г. Психология. Учебное пособие в трех книгах: Методология познания психологической реальности. На пути к продуктивному мышлению. «Я» — в зеркале психологических характеристик. — Жуков­ский: ЛИНК, 1999.

10. Немов Р.С. Психология: В трех томах. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений.Т.1— М., Просве­щение, 1999.

11. Общая психология / Под ред.Рогова Е.И. - М., 2001.

12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Т.1., часть 2. - Ростов-на-Дону, 1996.

13. Пиаже Ж.. Речь и мышление ребенка. М.,1994

14. Практическая психология / Под ред. М.К.Тутушкиной.- М., 2001.

15. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М., 1997

16. Психология формирования и развития личности./ Под ред. Л.И.Анцыферовой. М., 1981

17. Психология и педагогика. Учебное пособие для ву­зов /Под ред. А. А. Радугина. - М., 1996.

18. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхановой и др.—М., 1998.

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1998.

20. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.,1995.

21. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию», Учебное пособие.— М., 1997.

22. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 1997.

23. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – М., 2000.

24. Шадриков В. Д. Происхождение человечности. Учебное пособие.— М.: Логос, 1999.