Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 24

 

Поиск            

 

Пособие учебно-методическое по изучению дисциплины и выполнению письменной работы для студентов специальности 060500 Бухгалтерский учет и аудит

 

             

Пособие учебно-методическое по изучению дисциплины и выполнению письменной работы для студентов специальности 060500 Бухгалтерский учет и аудит

Ким Л.В.

ИСТОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Находка

2003

Министерство образования Российской Федерации

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Филиал в г. Находке

ИСТОРИЯ

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Учебно-методическое пособие

по изучению дисциплины

и выполнению письменной работы

для студентов специальности

060500 Бухгалтерский учет и аудит

Находка

2003

УДК 657 (075.8)

ББК 65.052

К 40

Ким Л.В. История бухгалтерского учета: Учебно-методическое пособие. - Находка: Институт технологии и бизнеса, 2003. - 24 с.

Рецензент: Юдина А.В., к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита ВГУЭС

Учебно-методическое пособие содержит рекомендации по изучению дисциплины, выполнению и оформлению письмен­ной работы (а) для студентов 1 курса специальности 060500 Бухгалтерский учет и аудит всех форм обучения.

Утверждено ученым советом филиала ВГУЭС в г. Находке.

© Ким Л.В., составление, 2003

© Институт технологии и бизнеса, 2003

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................ 4

Программа дисциплины «История бухгалтерского учета» 6

Основные этапы выполнения письменной работы.............. 9

Требования к содержанию и оформлению письменной работы ... 11

Темы письменных работ (ов)................................ 15

Аттестация письменной работы (а)...................... 16

Список рекомендуемой литературы................................... 18

Приложения......................................................................... 21

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее учебно-методическое пособие по написанию и оформлению письменной работы (а) разработано с целью более систематизированного изучения дисциплины «История бухгалтерского учета» и адресовано студентам 1 кур­са специальности Бухгалтерский учет и аудит всех форм обуче­ния. Бухгалтерский учет, как и любая другая наука, имеет свою историю, традиции, которые передавались от поколения к поколению, и мы, современники, обязаны хранить наследие старины, изучать, пополнять и обогащать накопленный веками опыт. Возраст бухгалтерского учета связан с эпохой палеолита, когда наши далекие предки стали осознавать себя в обществе. Дисциплина «История бухгалтерского учета» включает в себя изучение эволюции счета в странах древнего мира, причины зарождения древнего учета в связи с движением небесных све­тил, наблюдением за миграцией животных, за самим собой; ее развитие в эпоху раннего и позднего средневековья; дальней­шее развитие и совершенствование бухгалтерского учета при капитализме. Познание дисциплины «История бухгалтерского учета» позволяет приобрести объективное представление о за­кономерностях развития учета, более глубоко понять и изучить все аспекты своей специальности. Задачами дисциплины «История бухгалтерского учета» являются:

· изучение причин зарождения счета; развитие бухгалтерского учета в ходе исторического развития;

· изучение первых древних носителей информации - пер­вичных учетных документов и регистрации записей;

· ознакомление с натуральными учетными объектами и их
измерителями, возникновение первых счет;

· переосмысление учета в различные эпохи в разных странах;

· приобретение навыков и умений в исследовании теоретического материала, способность анализировать и прогнозировать исторические и экономические изменения в окружающем нас мире.

Письменная работа является самостоятельной разработкой конкретной темы небольшого объема с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентом знания, практи­ческие навыки и умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы. Самостоятельная работа () выполняется с целью приобрете­ния знаний по истории развития счета. Письменная работа по дисциплине «История бухгалтерского учета» является важным этапом обучения студентов, способствует формированию навы­ков самостоятельного научного подхода к освоению учебного материала, кроме того, она позволяет осуществлять контроль за самостоятельной работой студента и степенью подготовленности будущего специалиста. Письменная работа регламентирована учебным планом и является обязательным видом учебных заня­тий, выполняемых студентом по месту обучения.

При написании работы студент знакомится с основами древнего счета, происхождением счета, изучает процессы эволю­ции учета в Древнем Египте. Причины возникновения хозяйст­венного учета в древних странах, его развитие в эпоху раннего и позднего средневековья, дальнейшее становление и расшире­ние рынка.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА»

Тема 1. Предмет и задачи изучения дисциплины

Предмет, задачи и значение науки «История бухгалтерско­го учета». Взаимосвязь истории учета с другими историческими и экономическими дисциплинами. Философский и документаль­ный подход к изучению науки. Начало освоения счета и станов­ление науки «История бухгалтерского учета». Историческое наследие древнего мира, литературные и научные источники ис­тории учета, памятники древнего учета. Этапы развития счета и бухгалтерского учета.

Тема 2. Зарождение учета в Древнем Египте

и античных государствах

Исторические и экономические условия Древнего Египта, положившие начало освоению счета. Первые учетные документы и записи в них (кости, бивни мамонта, папирусы, учетные бирки, черепки). Древняя система счета у различных племен. Писцы и их покровители - интеллектуальная элита египетского общест­ва, накопившая знания и практический опыт наблюдения и реги­страции информации с помощью записей на материальных носи­телях информации. Расцвет торговли и расширение хозяйствен­ных операций в Древнем Вавилоне (Месопотамии). Клинописное наследие Шумера и Вавилона. Развитие инвентарного учета в папирусе Булак 18. Дом табличек, глиняные таблички как учет­ные регистры первичной информации. От инвентарной бухгалте­рии к приходно-расходной бухгалтерии. Изобретение монет в Древней Греции и его последствия. Законы Вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.)

Регистры официального учета в Древней Греции, первые банки-трапезы, учет расчетов, первичные документы и отчет­ность. Древнегреческая бухгалтерия Зенона. Римская экономика и законодательство. Латинские документы. Ценз и организация государственного учета в Риме в I-I1 веках н.э. Влияние римско­го права на развитие учета. Римские банки-аргенты и учетные книги банков. «Экономика» — наука о ведении домашнего хозяй­ства. Бухгалтерские традиции и эллинизм, эллинистическая отчетность. Счета римского Египта.

Тема 3. Хозяйственный учет в эпоху средневековья

Переселение народов из Азии в Европу. Крушение Рим­ской империи и истоков счетного дела. Завоевательные походы арабов в Европе и Северной Африке. Захват торговых путей и влияние арабских купцов на всемирную торговлю. Счет и учет у древних арабов. Обогащение средневековой церкви и превра­щение ее в кредитное учреждение. Учет кассовых операций в Новой Испании (Инструкция 1531 года). Счетоводство во вре­мена понтифика Папы Римского Николая III и Григория I. Упа­док учетного дела при церковном строе. Книга кадастра (книга Страшного суда). Порядок ведения записей в учетные книги в Европе в эпоху раннего средневековья.

Тема 4. Возникновение двойной учетной записи

и двойной бухгалтерии

Истоки итальянской бухгалтерии в учетных регистрах Древнего Рима. Признание двойной бухгалтерии в XV-XV1II вв. в Европе. Возникновение печатной бухгалтерии Бенедетто Кортульи и его печатного труда «О торговле и совершенном купце». Лука Пачоли (1445-1515)- выдающийся итальянский математик, профессор Римского университета, написавший первую печатную книгу по бухгалтерскому учету. Печатные труды Луки Пачоли «Сумма арифметики, геометрии, учение о пропорциях и отноше­ниях», «Трактат IX о счетах и записях». Влияние двойной италь­янской записи на развитие мирового бухгалтерского учета.

Тема 5. Счетоводство и формы бухгалтерского учета

в XIV - XVIII вв. в странах Европы

Совершенствование венецианской (староитальянской) формы счетоводства. Появление вспомогательных книг. Работа Ж. Савари «О совершенном купце» (1676). Большие достижения

немецкого бухгалтера В. Швайкера (150 стандартных проводок). Учение Ж. Савари об учете как составной части науки об управ­лении предприятием. Американская форма счетоводства в XVIII-XIX вв. Э. Дегранж, внесший вклад в необходимость объединения хронологических и систематических записей в кни­гу-журнал (1795). Значение идей Дегранжа для учета на пред­приятиях среднего и малого бизнеса. Немецкая форма счетовод­ства и его основатели. Матье де ла Порт, его роль в описании французской формы счетоводства (1712).

Тема 6. Освоение учета в России

до Великой Октябрьской революции

Хозяйственный учет на Руси. Берестяные грамоты как пер­вичные носители бухгалтерской информации. Монастырский хозяйственный учет и его особенности. Учет крепостных кре­стьян, скота и инвентаря в поместьях. Ведение домашнего хо­зяйства, создание науки «Домоводство». Учет в строительстве, промышленности и торговле до реформы Петра I. Учет государ­ственного хозяйства. Первый государственный акт по бухгалтер­скому учету (1714). Формирование русской школы бухгалтер­ского учета. Работы И. Ахматова (1809), И.С. Вавилова (1843), Э.А. Мудрова (1846) Развитие ученой мысли о ведении бухгал­терского учета во второй половине Х1Х-ХХ вв.

Тема 7. Развитие бухгалтерского учета

после Октябрьской революции 1917 года

Возникновение различных направлений в учете в первые годы Советской власти.

Балансоведение как новая наука. Развитие бухгалтерского учета в годы нэпа. Возникновение в 30-х годах формы счетовод­ства «копиручет» Распространение в довоенные годы мемориаль­но-ордерной формы бухгалтерского учета. Теория калькуляции себестоимости продукции. Нормативный учет. Учет в годы Ве­ликой Отечественной войны. Изменения, вызванные условиями военного времени. Появление новых статей в бухгалтерском балансе, новых счетов. Послевоенный учет. Пути совершенствования системы бухгалтерского учета и появление журнально-ордерной формы учета в 50-х годах. Дальнейшее развитие бухгал­терского учета в период развитого социализма (1953-1984).

Тема 8. Влияние государственной политики в период

перестройки на дальнейшее реформирование

бухгалтерского учета

Распад СССР и его влияние на экономическое развитие бывших республик СССР, изменения в бухгалтерских стандар­тах ведения учета России. Перестройка и введение плана счетов 1992 года. Влияние новых общественных и экономических наук, новых информационных технологий и систем автоматизации на развитие бухгалтерского учета в России. Формирование системы национальных стандартов учета и отчетности. Законодательное и нормативное регулирование учета и отчетности. План счетов 2001 года. Международное сотрудничество в области бухгалтер­ского учета, пути сближения Российских стандартов с междуна­родной системой финансового учета и отчетности. Понятие о международных учетных стандартах и директивах ЕЭС. Италь­янская, немецкая, французская, англо-американская школы бух­галтерского учета, особенности каждой национальной школы, сходство и различия в системах учета.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ

ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ

По дисциплине «История бухгалтерского учета» выполня­ются следующие взаимосвязанные этапы написания письменной работы:

• выбор темы письменной работы;

• сбор, анализ и обобщение исследуемого материала;

• составление рабочего плана, формирование разделов работы;

• написание рабочего варианта письменной работы;

• формулирование основных теоретических положений,
практических выводов и рекомендаций;

• изложение письменной работы и представление ее преподавателю для согласования;

• доработка чистового варианта с учетом пожеланий и замечаний преподавателя;

• оформление письменной работы, библиографического спи­ска использованных источников и литературы, приложений.

Выбор темы

Именно с этого начинается самостоятельная работа сту­дента, которая требует вдумчивого подхода к избранной теме, ее теоретическому и практическому значению. Выбор темы пред­полагает полную самостоятельность студента, исходя из его уровня понимания и осознания актуальности темы.

Единственным обязательным условием выбора является соответствие темы требованиям Государственных общеобразова­тельных стандартов.

Студенту самостоятельно предоставляется право выбирать любую из предложенных ниже тем, однако данная тематика не является регламентом; студент может самостоятельно выбрать тему, обосновав ее актуальность и целесообразность. Свобода выбора темы позволяет реализовать индивидуальные и научные интересы и собственный стиль изложения. На первом курсе само­стоятельная письменная работа и выбор темы у студента вызывает наибольшую трудность, поэтому на младших курсах рекоменду­ется выбирать конкретные темы, что даст возможность глубже вникнуть в суть темы, избежать поверхностного описания.

Соразмерность задачи обеспечит студенту интерес к вы­полняемой работе и полноту изложения.

После выбора определённой темы студент подает заявле­ние на её утверждение.

Составление рабочего плана

После того как студент выбрал тему письменной работы, он приступает к разработке плана.

Предварительно должны быть продуманы цели работы и ожидаемые результаты. Содержательная часть письменной ра­боты имеет следующую структуру:

• Введение

• Основная часть

• Заключение

• Список литературы

• Приложения

Рабочий план составляется студентом на основе предвари­тельного ознакомления с литературой и другими источниками. Приступая к работе над планом, первоначально необходимо про­анализировать вопросы темы по учебникам, где материал изло­жен в наиболее доступной форме, только после этого целесооб­разно переходить к специальной литературе, изучению первоис­точников, нормативных документов. Такой способ перехода от простого к сложному позволит не потеряться в обилии фактов и идей. Черновой вариант рабочего плана составляется в произ­вольной форме. Затем вырабатывается конкретный четкий порядок работы:

• Сбор необходимой литературы (подготовка списка литера­
туры).

• Изучение, анализ и обзор первоисточников, дополнительной
литературы.

• Формулирование основных теоретических положений и из­ложение содержательной части работы.

• Подготовка введения.

• Подготовка заключения.

• Оформление письменной работы и приложений.

• Представление чистового варианта работы на рецензию.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

И ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ

Основными целями и задачами написания письменной ра­боты является приобретение умения анализировать теоретиче­ский и практический материал: логично, последовательно, ясно, лаконично излагать свои мысли на бумаге. При выполнении письменной работы многие студенты впервые становятся авто­рами своего труда. При написании работы автору необходимо следить, чтобы не терялась основная мысль содержания, она должна прослеживаться на протяжении всей работы. Следует постоянно держать на контроле соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам. Конец каждой главы, параграфа или абзаца должен иметь логический плавный переход основной мысли к следующему разделу. В соответствии с целями и задачами работа не должна быть дословным пересказом изученного материала или заимствованием без собственных наблюдений и выводов. Изложенное должно представлять собой целостную, однородную и логически завершенную студенческую работу, где должны быть четко сформулированы проблема и исследования, обоснована их актуальность, степень изученности проблемы. Ра­бота должна быть написана грамотно, с соблюдением общих норм литературного языка, точности и однозначности термино­логии и стиля.

Каждая структурная часть письменной работы имеет свое определенное назначение. Оформляя свою работу, автор должен помнить, что каждая структурная часть начинается с новой стра­ницы (введение, основная часть, заключение, список литературы).

Введение

Письменная работа начинается с введения, в котором осу­ществляется постановка конкретной проблемы, обосновывается актуальность выбранной темы.

Кратко излагаются основные подходы к теме. Введение, как и заключение, рекомендуется писать после полного заверше­ния основной части, так как после раскрытия основной части возможно сделать анализ и выводы по выбранной тематике. Ре­комендуется введение оформлять не более чем на двух страни­цах. Далее раскрывается структура работы и дается сжатое изло­жение ее основных положений, краткий обзор привлеченной литературы.

Основная часть

Содержанием основной части письменной работы является теоретическое осмысление проблемы, широкое и полное изложе­ние фактического материала. В основной части последовательно раскрывается выбранная тема исследования.

Основную часть работы рекомендуется разбивать на 2-3 главы, которые, в свою очередь, могут быть разбиты на отдель­ные параграфы, подпункты. Разделы должны быть соразмерными друг другу как по структурному делению, так и по объему.

Данный этап выполнения письменной работы является наиболее трудоемким, объемным и сложным: это поиск, подбор, анализ и обобщение собранного материала и исследований, уме­ние сделать логические выкладки, определенные выводы и ссыл­ки на источники. Чаще всего вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, которые конкре­тизируются текстовым материалом.

Заключение

В заключении должны содержаться краткие выводы и предложения, вытекающие из основной части, обобщения и рекомендации, указания на практическую значимость темы, роль дальнейшего исследования в этой области, собственные подходы к решаемой проблеме. Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части. Объем за­ключения приблизительно должен быть равен введению.

Библиографический список

Библиография - это перечень книг, учебной литературы, журналов, статей, архивных материалов, библиотечных фондов и других источников, с указанием места и года издания, а также издательства. Это обязательный атрибут любой авторской рабо­ты. В список использованной литературы включаются:

• нормативные акты

• научная литература

• учебная и справочная литература

• периодические издания (журналы, газеты)

• неопубликованные источники (мемуары, воспоминания)

Приложения

Приложения являются обязательным компонентом пись­менной работы (а). Приложения могут быть различными: таблицы, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, копии исто­рических документов. Приложения оформляются после списка источников литературы и располагаются в порядке ссылок в тек­сте. Каждое приложение начинается с нового листа и обозначе­ния в правом верхнем углу «Приложение». Приложения должны нумероваться арабскими цифрами. Если приложения выполнены на листах иного формата, чем текстовая часть работы, то они должны быть сложены по формату А4.

Оформление письменной работы

Письменная работа по «Истории бухгалтерского учета» набирается в электронном виде на ПК или в рукописном виде на одной стороне стандартного листа А4. Объем курсовой работы должен составлять не менее 15-20 листов в электронном виде, 25-30 листов в рукописном виде.

Текст оформляется в соответствии с требованиями дело­производства. Он печатается через двойной интервал. На страни­це располагается от 28-30 строк, в строке 60±2 знака, включая пробелы. Сверху страницы отступают на 20 мм, слева - 30. спра­ва - 10, снизу - 20 мм, размер шрифта 12-14 пт. Абзац должен быть равен 5 знакам.

Расстояние между главой и следующим за ним текстом составляет 3 интервала. После заголовка, расположенного посе­редине строки, точка не ставится. Заголовки не подчеркивают­ся, переносы в словах заголовка не допускаются. Страницы нумеруются.

Титульный лист оформляется по стандарту и должен со­держать название учебного заведения, факультета, кафедры, ФИО студента, ФИО преподавателя, наименование темы, место написания и год.

После титульного листа, который не нумеруется, помеща­ется содержание (оглавление) письменной работы.

Затем введение, основная часть, заключение, список лите­ратуры, а также приложения (схемы, таблицы, диаграммы, иллю­страции), если они имеются в работе.

Правила цитирования

Цитаты, как правило, приводятся только для подтвержде­ния аргументов или высказанной автором мысли. Для цитирова­ния используются исторические первоисточники и современная литература. Работа не должна быть перенасыщена цитатами, ре­комендуется использовать 2-3 цитаты на странице. Обязательно указывается автор цитаты.

Ссылки и сноски

Ссылки в тексте приводятся в виде номера, соответствую­щего литературному источнику или нормативному документу, и заключаются в скобки. Сноски помещают на той же странице под строками основного текста.

Основные элементы библиографического описания

• ФИО автора;

• название книги без кавычек;

• место издания;

• название издательства;

• год издания;

• номера страницы.

Правила написания числительных в тексте

Однозначные количественные числительные пишутся сло­вами, например: «срок обучения - пять лет». Многозначные ко­личественные числительные пишутся цифрами, например: 115 штук различных изделий. Однозначные и многозначные по­рядковые числительные, как правило, пишутся словами, напри­мер: третий ряд. Порядковые числительные, написанные рим­скими цифрами, не имеют падежных окончаний.

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ (ОВ)

1. История возникновения и развития учета в Древнем Египте.

2. История возникновения и развития учета в Древнем Вавилоне.

3. История возникновения и развития учета в Древнем Риме.

4. История возникновения развития учета в Древней Греции.

5. История возникновения и развития учета в эллинистическом
Египте.

6. Хозяйственный учет в эпоху средневековья.

7. Л. Пачоли и его вклад в развитие и систематизацию учета.

8. Возникновение и развитие инвентарной бухгалтерии.

9. От инвентарей к приходно-расходной бухгалтерии.

10. Развитие счета в России, монастырский учет.

11. Законы вавилонского царя Хаммурапи.

12. Материальная ответственность в Древней Греции.

13. Распространение систематических записей.

14. Первые банки в Древнем Египте.

15. Кредитные операции и трапезы.

16. Появление староитальянской формы счетоводства.

17. Первичные учетные документы, первые счеты.

18. Появление монет в обращение по товарным операциям
в Древней Греции и Риме.

19. Древнегреческие банки.

20. История безналичных расчетов.

21. История финансовых операций по вкладам.

22. Отчетность должностных лиц.

23. Хозяйственный учет в берестяных грамотах на Руси.

24. Формирование и развитие русской школы бухгалтерского
учета в XIX-XX веках.

25. Развитие учета в России после Октябрьской революции.

26. Бухгалтерский учет в первые годы Советской власти
(1917-1921 годы).

27. Изменения в российском учете в 1992 и 2001 годах.

28. Вклад США и Великобритании в развитие теории и методов
учета затрат.

29. Учет в России в период нэпа.

30. Учет в период Великой Отечественной войны.

31. Учет в годы развитого социализма.

32. Бухгалтеры, внесшие большой вклад в развитие российского учета.

АТТЕСТАЦИЯ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ (А)

После завершения письменной работы студент в установ­ленные сроки представляет ее преподавателю для проверки и ре­цензирования.

Преподаватель пишет отзыв на представленную работу, в котором отмечает достоинства работы и недостатки. При этом критериями положительной оценки являются:

• степень усвоения студентом понятий и категорий по теме;

• умение работать с литературой и другими источниками;

• полнота разработки темы;

• степень изученности литературы по рассматриваемой
тематике;

• обоснованность выводов и предложений;

• соответствие структуры оформления работы установленным требованиям;

• умение формулировать основные выводы по результатам
анализа литературы;

• правильность и аккуратность оформления;

• грамотность и стиль изложения;

• самостоятельность работы, оригинальность в осмыслении
материала.

Критерии, при наличии хотя бы одного из которых работа оценивается только на «неудовлетворительно»:

1

Тема и (или) содержание работы не относится к предмету дисциплины

2

Работа перепечатана из Интернета, CD-ROM или других
носителей информации

3

Неструктурированный план письменной работы

4

Объем работы менее 15 машинописных листов

5

В работе отсутствуют сноски и ссылки на нормативные
и другие источники

6

В работе отсутствуют приложения (копии документов, логические схемы и т.д.)

7

Оформление письменной работы не соответствует требованиям общеобразовательного стандарта (отсутствует нумерация страниц, неверное или неполное оформление библиографии и т.д.)

В отзыве преподаватель рекомендует работу к защите или возвращает на доработку. Студенты, не сдавшие работы в назна­ченный срок или получившие неудовлетворительные оценки, не допускаются к очередной сессии.

Если при подготовке к письменной работе студент вос­пользуется рекомендациями данного методического пособия по дисциплине, то это обеспечит ему высокий рейтинг письменной работы и соответствующую оценку.

В заключение еще раз необходимо подчеркнуть, что смысл письменных работ студента состоит в приобретении навыков са­мостоятельного творческого решения практических проблем, письменного изложения полученных результатов. При обучении студент должен следовать девизу: «Делаю учась и учусь де­лая», тогда ему будет сопутствовать успех и удача.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ
"О бухгалтерском учете".

2. Положение по ведению бухучета и бух. отчетности в РФ.
Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г №34-н (в ред.
приказа Минфина РФ от 24.03.2000 №31н).

3. План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности
предприятий, утвержденный приказом Минфина СССР от 1 нояб­ря 1991 г. №56 (с последующими изм. и доп.).

4. План счетов бухучета 2001 г. Инструкция по его применению. Приказ МФ РФ от 31.10.2000 №94н.

5. Положение по бухучету "ПБУ 1/98". Учетная политика орга­низации. Утверждено приказом МФ РФ от 09.12.98 №60н.

6. Методические указания по инвентаризации имущества
и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина
России от 13 июля 1995 г. №49.

Учебная литература

7. Антонова М.В. Лука Пачоли и двойная запись в Италии
// Бухгалтерский учет. -1994. -№10.

8. Афанасьев В.И., Пятов М.Л. Женское счетоводное образование
в дореволюционной России // Бухгалтерский учет. -1996. -№8.

9. Баканов М.И. Воспоминания старого профессора // Бухгалтерский учет. -1997. - Юбилейный выпуск.

10. Барац С.М. Курс двойной бухгалтерии. - 3-е изд., пересмотр.,
доп.-СПб., 1912.

11. Барнгольц С.П. Рождение журнала "Бухгалтерский учет'" // Бухгалтерский учет. -1997. - Юбилейный выпуск.

12. Блатов Н.А. Основы общей бухгалтерии в связи с торговым,
промышленным счетоводством. - Л.: Экономическое образова­ние, 1928.

13. Валебникова М.В. Учебники и проблемы учета в России
XIX века // Бухгалтерский учет. -1993. —№5.

14. Вейцман Н.Р. Бухгалтерский учет и советский бухгалтер.- М.: Госфиниздат, 1978.

15.Галаган A.M. Счетоводство в его историческое развитии.- М.; Л.: Госиздат, 1927.

16. Гофман Г.Б. Капелюш С.М. Очерки развития форм бухгалтерского учета. - М.: Финансы, 1966.

17. Гурвиц Л.Е. Счетные машины и вычисления в бухгалтерском
учете. - М.: Статистика. 1967.

18. Дедюхина Н.В. Особенности англо-американской и франко-
германской систем финансовой отчетности // Бухгалтерский
учет.-1994.-№12.

19. Емельянова А.С. Бухгалтерский учет в машиностроении в годы войны и мира // Бухгалтерский учет. -1985. -№5.

20. Ивашкевич В.Б. Проблемы счетной науки в прошлом и на­стоящем // Бухгалтерский учет. -1997. -Юбилейный выпуск.

21. Кашаев А.Н. Шейн А.В. Об организации бухгалтерского учета
в период Великой Отечественной войны // Бухгалтерский учет. —1985.

22. Пачоли. Трактат о счетах и записях. - М.: Финансы и статистика, 1994.

23. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет от истоков до наших дней:
Учеб. пособие для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.

24. Соколов В.Я. Бухгалтерский учет в годы нэпа // Бухгалтерский учет. -1996.

25. Соколов Я.В., Бычкова С.М. Возникновение института присяжных бухгалтеров в России. 1997.

26. Блаватская Т.В. Из истории эллинистического времени. - М.:
Наука, 1983.

27. Бобрышев Д.Н. Семцов С.П. История управленческой мысли. - М.: АНХ при СМ ССР, 1978.

28. Богословский Е.С. Государственное регулирование социальной структуры Древнего Египта. - М.: ВДИ, 1981.

29. Борисковский П.И. Начальный этап первобытного общества.
-Л.: ЛГУ, 1950.

30. Вайман А.А. Шумеро-Вавилонская математика. - М.: Изд-во
Н.Н.Спиридонова, 1913.

31. Варга Д. Древний Восток. У начала истории письменности. - Будапешт: Изд-во Корвина, 1979.

32. Виппер Р.Ю. Очерки истории Римской империи. - М., 1908.

33. Дандамаев М.А. Вавилонские писцы. - М.: Наука, 1983.

34. Струве В.В. Древний Восток. - М.: Учпедгиз, 1951.

35. Коростовцев М.А. Писцы древнего Египта. - М.: Изд-во вост.
лит., 1962.

36. Калистов Д.П., Утченко С.А. Древний Рим. - М.: Просвеще­ние, 1969.

37. Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй
древнего Двуречья. Шумеры. - М.: Изд-во вост. лит., 1959.

38. Заборовский Я.Ю. Римские цензоры периода Республики:
механизм действия проблема достоверности. - М.: ВДИ, 1979.

39. Зельин К.К. Исследования по истории земельных отношений
в Египте 1-Й века до н.э. - М.: АНСССР, 1960.

40. Исократ. Банкирская речь (Трапездник). - М.: ВДИ, 1968.

41. История Древней Греции. - М.: Высш. шк., 1972.

42. История Древнего Рима. - М.: Высш. шк., 1981.

43. Крюгер О.О. К вопросу об учете населения в Римском Египте -М.:ВДИ, 1961.

44. Малькова Т.М. Древняя бухгалтерия. - М.: Финансы и стати­стика, 1995.

45. Ларичев В.Е. Колесо времени. - Новосибирск: Наука, 1986.

46. Лефлер Е. Цифры и цифровые системы культурных народов
в древности и новое время. - Одесса, 1913.

47. Лозинский А.И. К истории развития бухгалтерского балансового учета. Опыт - схема - исследования. - Саратов: СПИ, 1939.

48. Лурье И.М. Заметки о древнеегипетском суде. - М.: Изд-во
вост. лит., 1960.

49. Лурье И.М. Папирус Вильбурна. - М.: ВДИ, 1961.

50. Лурье И.М., Лапис И.А. Источники по древнеегипетскому
налогообложению времени Нового царя. - М.: ВДИ, 1961.

51. Мартиросян А.А. Приобретение имущества в Нововавилон­ском деловом доме Эгиби (555-552 г. до н. э.) // Ереван. -1977.

52. Молчанов А.А. Нерознак В.П. Памятники древнегреческой
письменности. - М.: Наука, 1981.

53. Никольский М.В. Документы хозяйственной отчетности
древнейшей эпохи Халдеи из собрания Лихачева Н.П. - М.: Ар­хеологическое общество, 1908.

54. Перепелкин Ю.А. - М.: Изд-во вост. лит., 1960.

55. Соколов Я.В. История развития бухгалтерского учета. — М.:
Финансы и статистика, 1985.

56. Струве В.В. Хрестоматия по древней истории. - М.: Учпедгиз, 1936.

57. Тарн В. Эллинистическая цивилизация. - М.: Изд-во иностр.
лит., 1949.

58. Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории
Древнего мира. - М.: Просвещение, 1975.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Министерство образования Российской Федерации

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА

По дисциплине _______________________________________

_____________________________________________________

Тема: _______________________________________________

____________________________________________________________

Группа ______________________________________________

Подпись студента _____________________________________

Дата сдачи работы «____»____________200_г.

Руководитель _______________________________________

Находка

2003

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рецензия-рейтинг письменной работы

Наименование показателя

Шкала рейтинга

18-20 баллов

22-26 баллов

27-30 баллов

«уд.»

«хор.»

«отл.»

1

Степень раскрытия темы, стиль изложения

2

Полнота охвата и содержание литературы

3

Использование нормативных актов, инструкций

4

Самостоятельность и творче­ский подход к работе

5

Последовательность и логика изложения материала

6

Качество оформления, язык и грамматический уровень работы, компьютерная верстка

Всего баллов:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Примерный план выполнения письменной работы

№ п/п

Наименование этапа

Срок выполнения (неделя семестра)

1

Сбор необходимой литературы

1

2

Подготовка библиографического списка

2

3

Изучение и анализ источников и ли­тературы, подготовка обзора источ­ников и литературы

3

4

Формулирование основных теорети­ческих положений и изложение ос­новной части письменной работы

4-5

5

Подготовка введения

6

6

Подготовка заключения

7

7

Оформление письменной работы и приложений

8

8

Представление чистового варианта письменной работы и получение доступа к аттестации

9


Ким Людмила Васильевна

ИСТОРИЯ

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Учебно-методическое пособие

Подписано в печать 17.06.2003

Усл. печ. л. 1,6. Уч.-изд. л. 1,2 .

Тираж 50 экз.

Институт технологии и бизнеса

692900, Находка, Дальняя, 14

Отпечатано в печатном салоне Института технологии и бизнеса

692900. Находка. Дальняя. 14