Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 24

 

Поиск            

 

: № Тема: Контроль за деятельностью таможенных органов

 

             

: № Тема: Контроль за деятельностью таможенных органов

Лекция №________

Тема: Контроль за деятельностью таможенных органов.

План

  1. Законность и дисциплина в деятельности таможенных органов.
  2. Обжалований решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц: основания, поводы и порядок реализации.
  3. Прокурорский надзор и ведомственный контроль за деятельностью таможенных органов.

1. Законность является одним из основных принципов го­сударственной таможенной службы и имеет под собой конституционную основу , что означает, что вся деятельность таможенных органов и их должностных лиц должна осу­ществляться на основе строго и неуклонного соблюдения требований действующего российского законодательства. Законность в деятельности таможенных органов про­является:

• в верховенстве законов над издаваемыми ФТС Рос­сии и иными таможенными органами правовыми актами, это означает, что все формы и методы реализации таможенными органами своей компе­тенции должны осуществляться в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Издаваемые таможенными органами в процессе реализации ими сво­ей компетенции правовые акты управления в сфере тамо­женного дела не должны выходить за рамки законов.

• в необходимости единообразного применения норм таможенного права всеми таможенными органами неза­висимо от каких-либо условий, это означает, что на тер­ритории Российской Федерации действует единое тамо­женное законодательство и оно должно иметь единооб­разное применение со стороны таможенных органов

• в недопустимости противопоставления требований норм законодательства и целесообразности их примене­ния. Нередко на практике возни­кают случаи, когда действующие законы либо устарели и не отвечают реалиям сегодняшнего дня, либо не в полной мере регулируют те или иные общественные отношения. В этой связи предпринимаются различные по­пытки «оцелесообразить» законодательство путем издания всевозможных ведомственных и межведомственных инструкций вместо внесения в органы законодательной власти инициативных предложе­ний.

• в открытости форм и методов реализации таможен­ными органами своих задач и функций и возможности обжалования их решений и действий. Все формы и методы деятельности таможенных органов, носят открытый, гласный характер.

Эффективность управления в сфере таможенного дела зависит не только от строгого и неуклонного соблюдения государственными таможенными служащими требований законности при осуществлении своей деятельности, но и от строгой служебной дисциплины в каждом таможенном органе.

Служебная дисциплина состоит в обязательном для всех сотрудников выполнении сво­их должностных обязанностей, установленных нормами федерального законодательства, нормативно-правовыми актами ГТК России, правилами внутреннего распорядка таможенного органа, должностными инструкциями, приказами начальни­ков, а также условиями контракта о службе в таможен­ных органах.

Нарушение служебной дисциплины влечет за собой применение к нему мер дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения из таможен­ных органов. И наоборот, за добросовестное исполнение своих служебных обязанностей применяются меры поощрения.

Персональную ответственность за состояние служебной дисциплины в таможенном органе несет его начальник. Поощрения и дисциплинарные взыскания применяются начальника­ми таможенных органов в пределах предоставленных им прав. Они объявляются приказами.

2. Обжалованию решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц посвящена глава 7 первого раздела ТКРФ. Любое лицо (как физическое, так и юриди­ческое) имеет право обжаловать решения (в том числе нормативные акты), действия или бездействие таможенных органов России и их должностных лиц, если считает ущемленными свои права и законные интересы и если упомянутые решения действия или бездействие затрагивают это лицо непосредствен­но и индивидуально.

Порядок обжалования предусмотрен ст. 46 ТКРФ. Обжалование – это обращение по поводу нарушенного права или законного интере­са, причем право на обжалование может реализовываться как через обращение в таможенные органы, так и путем обращения в суд.

Основные особенности подачи жалобы

1. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа и начальника таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган.

2. Жалоба на решение действие (бездействие)должностного лица таможенного органа подается в таможенный орган, в котором проходит службу это лицо.

3. Таможенный орган, на решение, действие (бездействие) кото­рого или начальника которого подана жалоба, направляет ее в вышестоящий таможенный орган вместе с подтверждающими мате­риалами в пятидневный срок со дня ее поступления.

4. Срок подачи жалобы не должен превышать трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, со­здании препятствий к их реализации.

5. Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 1 месяц со дня ее поступления, но в определенных случаях может быть продлен, но не более, чем на 1 месяц.

6. В соответствии со ст. 50 ТК жалоба подает­ся в письменной форме и должна быть подписана лицом, обратив­шимся с жалобой.

7. Согласно ст. 52 ТК таможенный орган отказывает в рассмотре­нии жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу в случае, если:

1) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено;

2) лицо уже обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд и такая жалоба принята судом, арбитражным судом к рас­смотрению либо по ней вынесено решение;

Решение таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы по существу может быть обжаловано в выше­стоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.

Решение т/о по жалобе принимается в письменном виде по форме, определяемой ФТС РФ. В таком решении должны быть указаны:

  1. Наименование т/о, рассмотревшего жалобу;
  2. Должность, ф.и.о. д/л т/о, принявшего решение по жалобе;
  3. Ф.И.О. или наименование лица, обратившегося с жалобой;
  4. Краткое изложение жалобы по существу;
  5. Принятое по жалобе решение;
  6. Доводы и основания принятого решения.

Основные особенности упрощенного порядка обжалования решений

Статья 57 ТК предусматривает возможность упрощенного по­рядка обжалования решения, действия (бездействия) должностно­го лица таможенного органа. В упрощенном порядке могут быть обжалованы решения, действия (бездействие) должностного лица таможни или таможенного поста в связи с перемещением через та­моженную границу товаров, стоимость которых не превышает 1,5 млн руб., и (или) одного транспортного средства.

Упрощенный порядок заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностно­му лицу соответственно таможни или таможенного поста, а в слу­чае обжалования решения, действия (бездействия) начальника та­моженного поста — к начальнику таможни, в регионе деятельно­сти которой находится данный таможенный пост. Рассмотрение жалобы осуществляется безот­лагательно, и решение по ней принимается незамедлительно.

3. Осуществление общего надзора за деятельностью т/о и их д/л входит в компетенцию прокуратуры. Проверки исполнения законов т/о и их д/л, законности издаваемых ими правовых актов, нарушений прав и свобод человека и гражданина осуществляется органами прокуратуры на основании поступивших заявлений, сообщений, жалоб о фактах нарушения закона. В случае выявления нарушений прокурор обязан реагировать соответствующим образом. Законом предусмотрены три формы реагирования прокурора на нарушение законности: принесение протеста, внесение представления и вынесение соответствующего постановления.

Наиболее распространенным актом прокурорского реагирования на нарушение законности является принесение протеста на противоречащий правовой акт. В нем прокурор излагает свои требования об отмене правового акта или его части, либо требует привести этот правовой акт в соответствие с законом. Протест подлежит обязательному рассмотрению т/о в течение 10-ти дневного срока со дня поступления. При исключительных случаях прокурор может установить более короткий срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения прокурору сообщатся в письменной форме.

Следующей формой прокурорского реагирования является внесение представления. Основанием внесения представления может быть выявленное нарушение закона либо их совокупность, обобщение жалоб на действия таможенных органов и их должностных лиц, регулярно поступающих в прокуратуру и т.д. Представление прокурора в месячный срок подлежит обязательному рассмотрению, о чем прокурору должно быть сообщено в письменной форме.

И, наконец, исходя из характера нарушения закона должностным лицом т/о, прокурор вправе вынести постановление о возбуждении в отношении этого лица уголовного дела или о возбуждении производства об административном правонарушении. Уголовное дело остается в производстве в прокуратуре, а постановление о возбуждении производства об адм. правонарушении направляется в уполномоченный на его ведение орган, который обязан рассмотреть его в установленные законом сроки, затем сообщить об этом прокурору в письменной форме.

Ведомственный контроль за деятельностью т/о осуществляется по трем направлениям::

- инспекционный контроль – осуществляется подразделениями таможенной инспекции, основными функциями которой являются инспекционная проверка на конкретных участках работы нижестоящий органов, выявление и анализ причин и условий, способствующих возникновению негативных явлений в деятельности таможенных органов;

- финансовый контроль- организация финансового и бухгалтерского учета и контроля за рациональным использованием материальных и финансовых ресурсов, которыми располагает таможенный орган;