Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 24
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Директор института экономики и финансов _________ А.П. Ермилов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ» Рабочая программа для направления 08100.62 (521600) – «Экономика» (бакалавриат) Курс 1 Семестр 7 Учебный план набора 2007 года (очное отделение) Распределение учебного времени Очная форма Заочная форма Лекции 24 - часов Лабораторные занятия - - часов Практические занятия 20 - часов Семинарские занятия - - часов Самостоятельная работа 45 - часов Всего по учебному плану 89 часов Курсовой проект в - - в - - Экзамен в - - Зачет в VII семестре - Документ: Рабочая программа учебной дисциплины Дата разработки: 29.10.2008 г. Номер и дата регистрации в УМУ: №__________от_________________ №__________от_________________ №__________от_________________ Рабочая программа учебной
дисциплины 1. Рабочая программа составлена на основе ГОС ВПО второго поколения № 433 по направлению 080100.62 (521600) – «Экономика» (бакалавриат). ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры «Экономики организаций и предпринимательства» протокол №___ от _________ 200_г. 2 Разработчик Доцент, к.э.н. _________________ Богомолова Л.Л. 3. Зав. обеспечивающей кафедрой Доцент, к.э.н. _________________ Богомолова Л.Л. 4 Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающей кафедрой специальности; СООТВЕТСТВУЕТ ГОС ВПО второго поколения по специальности, действующему учебному плану. Зав. выпускающей кафедрой направления 080100.62 (521600) – «Экономика» (бакалавриат) К.э.н., доцент _________________ Н. Н. Кузмина Цель курса
– сформировать у студентов понимание роли бизнес-планирования в деятельности предпринимательских структур и сформировать систему методических знаний по разработке бизнес-плана. Задачи курса:
- оценить бизнес-идею и ее соответствие стратегии бизнес-планирования; - овладеть методикой разработки бизнес-планов на основе методических и методологических подходов бизнес-планирования; - обобщить передовой опыт бизнес-планирования; - дать оценку результатам бизнес-плана и инвестиционного проекта. По завершению курса студент должен знать: - законодательные и нормативные акты, положения, типовые методики разработки бизнес-планов; - методы и технические приемы бизнес-планирования; - теоретические основы современного бизнес-планирования; - компьютерные программы по бизнес-планирвоанию и уметь пользоваться ими. По результатам изучения дисциплины студент должен уметь: - творчески использовать полученные теоретические знания по бизнес-планированию в процессе последующего обучения в соответствии с учебными планами подготовки и самостоятельно применять их в практической разработке бизнес-планов; - детализировать, систематизировать и моделировать показатели в бизнес-планировании; - применять методы бизнес-планирования на практике По результатам изучения дисциплины студент должен владеть: - специальной терминологией по бизнес-планированию; - навыками самостоятельного овладения методами бизнес-планирования и применению этих знаний в практической разработке бизнес-планов. Содержание теоретического раздела дисциплины (очное отделение).
№ Темы Наименование темы, наименование вопросов, изучаемых на лекциях Количество часов, отводимых на лекции по теме. Лабораторные работы* Практические (семинарские) занятия** СРС*** 1 Бизнес-планирование: цели, задачи, принципы и виды
Особенности развития бизнес-планирования в России. Бизнес-план и его роль в развитии предпринимательства. Цели бизнес –планирования ,задачи, исполнители. Принципы бизнес – планирования. Виды бизнес -планирования. Функции бизнес – планов: внутренние и внешние. Заказчики и разработчики бизнес-планов. Бизнес- идея как инновационная основа бизнес – планирования и инвестиционного проектирования. Система инвестиционных бизнес -проектов и их классификация. Отличительные признаки инвестиционного бизнес - проекта. Компьютерные программные продукты, используемые при подготовке и анализе бизнес-планов инвестиционных проектов (Project Expert). 4 2 4 2. Методологические основы бизнес -планирования
Методика разработки бизнес-плана. Методы и технические приемы использования в бизнес -планировании. Нормативное бизнес - планирование. Процесс бизнес –планирования и последовательность разработки бизнес-плана. Особенности отраслевого бизнес -планирования (производство продукции, работы, услуги) 2 2 5 3 Бизнес-план и его структура
Общее описание фирмы, цели фирмы
: описание фирмы; оценка и анализ внутренней и внешней среды фирмы; формирование целей и задач фирмы, назначение бизнес-планов. Товары и услуги:
формирование ассортимента товаров и услуг; товарная политика фирмы; жизненный цикл товара и его влияние на товарную и маркетинговую политику фирмы; типы конкурентных преимуществ и формирование стратегии конкурентоспособности; описание товаров и услуг в бизнес –плане. Оценка рынка сбыта:
конкретизация рынка сбыта; оценка потенциальной емкости рынка; методы прогнозирования спроса; сегментация рынка; позиционирование товара; прогноз объема продаж; описание рынка сбыта в бизнес-плане. Конкуренция:
методы изучения конкурентов; описание конкуренции в бизнес-плане; оценка конкурентоспособности фирмы, ее сильных и слабых сторон. Маркетинг план и его роль:
планирование маркетинга; стратегия маркетинга; установление цен на товары; распространение товаров; продвижение товара; содержание плана маркетинга бизнес –плана. Производственный план:
производственная программа фирмы; расчет потребности в материальных ресурсах; расчет потребности в персонале и заработной плате; расчет на производство и сбыт продукции; определение себестоимости конкретных изделий (услуг). Управление и организации:
управленческая команда; организационная структура управления; кадровая политика и стратегия. Финансовый план:
план финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности фирмы; план движения денежных средств; баланс активов и пассивов, оценка текущего и перспективного финансового состояния фирмы; стратегия финансирования; коммерческая эффективность мероприятий бизнес-плана (проекта). 8 12 6 5 4 Оценка предпринимательских рисков в бизнес – планировании
Описание предпринимательских рисков в бизнес – плане; определение категории «предпринимательский риск»; классификация предпринимательских рисков; оценка рисков; оценка потерь в связи с рисковыми ситуациями; пути снижения рисков; пути снижения внешних предпринимательских рисков; пути снижения внутренних предпринимательских рисков. 4 4 5 5 Оценка бизнес – плана
Методика оценки бизнес – планов. Финансовый план как инструмент реализации бизнес-плана. Экономическая эффективность бизнес-планов. Оценка эффективности финансовой деятельности предприятия на соответствие стратегическим целям бизнеса. 4 2 5 Примечания: * Приводятся номера лабораторных работ из таблицы приложения Г. ** Приводятся номера практических (семинарских) занятий из таблицы приложения Г. *** Приводятся номера разделов и тем, выносимых для самостоятельного освоения из приложения Д. Практические и/или семинарские занятия (очное отделение)
№ занятия Наименование и краткое содержание Объем, час СРС*** 1 Разработка бизнес-плана (производство продукции) – Project Expert 4 2 2 Разработка бизнес-плана (предоставление услуг) – Project Expert 4 2 3 Разработка бизнес-плана (проведение работ) – Project Expert 4 2 *** Приводятся номера разделов и тем, выносимых для самостоятельного освоения из приложения Д. Семинарские занятия (очное отделение)
№ занятия Наименование и краткое содержание Объем, час СРС*** 1 Путь от идеи до получения дохода на вложенный капитал как жизненный цикл инвестиционного проекта. Влияние проекта на деловую активность предприятия:
Особенности инвестиционного проекта при осуществлении инноваций. Источник финансирования и формы инвестиционного вклада участников проекта. Жизненный цикл инвестиционного проекта и его влияние на деловую активность предприятия. Стратегические ориентиры инновационного бизнес-проекта. Масштаб инновационного бизнес-проекта. 2 6 2 Бизнес-план как универсальная форма представления инвестиционного проекта:
деловое поле инновационного инвестирования. Анализ альтернативных проектов. Критерии оценки. Бизнес-план как современная форма представления инвестиционного проекта. Требования внешнего инвестора к инновационному проекту. Полный финансовый план инвестиционного бизнес-проекта. 2 6 3 Оценка рыночного потенциала предприятия в процессе инновационно-инвестиционной деятельности:
Рыночный потенциал предприятия. Влияние инноваций на рыночную стоимость предприятия. Оценка интеллектуальной собственности предприятия как нематериальных активов. Особенности финансирования инновационного проекта внешним инвестором. Инвестиционный бизнес. Когда внешнему инвестору выгодно вкладывать деньги в инновации предприятия. Основная дилемма финансового менеджмента: рентабельность или ликвидность? Оценка рисков и достоверности инвестиционных проектов. 4 6 Примерный перечень вопросов к зачёту по бизнес - планированию
1. Особенности развития бизнес-планирования в России. 2. Бизнес-план и его роль в развитии предпринимательства. 3. Цели бизнес–планирования ,задачи, исполнители. 4. Принципы бизнес – планирования. 5. Виды бизнес-планирования. 6. Бизнес- идея как инновационная основа бизнес – планирования и инвестиционного проектирования. 7. Система инвестиционных бизнес -проектов и их классификация. 8. Отличительные признаки инвестиционного бизнес - проекта. 9. Методика разработки бизнес-плана. 10. Методы и технические приемы, использованные в бизнес -планировании. 11. Структура бизнес-плана. 12. Процесс бизнес –планирования и последовательность разработки бизнес-плана. 13. Методика разработки раздела «Общее описание фирмы, цели фирмы» в бизнес-плане. 14. Методика разработки раздела «Оценка рынка сбыт» в бизнес-плане. 15. Методика разработки раздела «Конкуренция» в бизнес-плане. 16. Маркетинг план и его роль в бизнес-плане. 17. Методика разработки раздела «Производственный план» в бизнес-плане. 18. Методика разработки раздела «Управление и организация» в бизнес-плане. 19. Методика разработки раздела «Финансовый план» в бизнес-плане. 20. Методика разработки раздела «Оценка предпринимательских рисков» в бизнес-плане. 21. Путь от идеи до получения дохода на вложенный капитал как жизненный цикл инвестиционного проекта. 22. Влияние бизнес-проекта на деловую активность предприятия. 23. Бизнес-план как универсальная форма представления инвестиционного проекта. 24. Оценка рыночного потенциала предприятия в процессе инновационно-инвестиционной деятельности. 25. Описание предпринимательских рисков в бизнес – плане. 26. Определение категории «предпринимательский риск». 27. Классификация предпринимательских рисков. 28. Оценка потерь в связи с рисковыми ситуациями. 29. Пути снижения рисков 30. Пути снижения внешних предпринимательских рисков. 31. Пути снижения внутренних предпринимательских рисков. 32. Методика оценки бизнес – планов. 33. Финансовый план как инструмент реализации бизнес-плана. 34. Экономическая эффективность бизнес-планов. 35. Оценка эффективности финансовой деятельности предприятия на соответствие стратегическим целям бизнеса. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература Лист дополнений и изменений, внесенных в рабочую программу.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изменения, внесенные в рабочую программу, ОДОБРЕНЫ на заседании обеспечивающей кафедры «_________________» протокол № _____ от _________ (наименование кафедры) (дата) Разработчик Преподаватель _________________ Богомолова Л.Л. 3. Зав. обеспечивающей кафедрой К.э.н., доцент _________________ Богомолова Л.Л. Изменения в рабочей программе СОГЛАСОВАНЫ с выпускающей(-ими) кафедрой(-ами) специальности(-ей); СООТВЕТСТВУЮТ ГОС ВПО второго поколения по направлению (специальности), действующему учебному плану. Зав. выпускающей кафедрой направления 080100.62 (521600) – «Экономика» (бакалавриат) К.э.н., доцент _________________ Н. Н. Кузмина УТВЕРЖДАЮ Директор института экономики и финансов _________ А.П. Ермилов
|