Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 24

 

Поиск            

 

Методика проведения дидактических игр и упражнений по развитию лексики дошкольников 13 Заключение 18

 

             

Методика проведения дидактических игр и упражнений по развитию лексики дошкольников 13 Заключение 18

Содержание

Введение....................................................................................................... 3

1. Сущность дидактической игры............................................................ 4

2. Дидактические игры и упражнения на развитие лексики ............... 8

3. Методика проведения дидактических игр и упражнений по развитию лексики дошкольников............................................................................ 13

Заключение ............................................................................................... 18

Список литературы.................................................................................. 19

Приложение............................................................................................... 20


Введение

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду дидактических игр и упражнений, в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих играх и упражнениях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального «речевого вклада» в решение общей задачи - в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

Заботясь об обогащении лексикона детей, мы долж­ны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распада­ются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, созна­тельно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относят­ся слова, которые человек понимает, связывает с опре­деленным представлением, но которые в речь его не вхо­дят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный ак­тивный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возмож­но чаще.

1. Сущность дидактической игры

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Дидактические материалы можно условно разделить на две большие группы. К первой относятся материалы, открывающие детям максимум возможностей для проявления самостоятельности при их использовании. Это разнообразные конструкторы и конструктивные материалы; сюжетно-образные и сюжетно-дидактические игрушки; природный материал—шишки, солома, куски дерева, желуди и др.; так называемые полуфабрикаты — лоскуты ткани, кожи, пластика, меха и т.п. Эти материалы позволяют детям свободно экспериментировать, широко используя их в играх, и добиваться разнообразных результатов, при этом ребенок свободен в выборе способов преобразования и получает удовлетворение от любого результата. Конечно, свобода ребенка ограничена возрастными возможностями, а также опытом.

Во вторую группу входят дидактические материалы, специально созданные для развития определенных способностей и умений. В них заранее заложен результат, который ребенок должен получить при овладении определенным способом действий. Это разноцветные кольца разной величины, ярке окрашенные шары, игрушки-вкладыши, кубики, мозаика, которые обеспечивают развитие определенных способностей детей. Свобода деятельности с этими дидактическими материалами ограничена заложенными в них определенными способами действий, которыми ребенок должен овладеть при помощи взрослого[1] .

В процессе игр с дидактическими материалами решаются задачи ознакомления детей с формой, цветом, величиной. Осуществляется интеллектуальное развитие детей — способность находить в предметах общее и различное, группировать и систематизировать их по выделенным свойствам. Дети учатся восстанавливать целое на основе его части, а также недостающую часть, нарушенный порядок и т.д.

Таким образом, дидактические материалы вызывают большой интерес у детей, так как позволяют активно действовать и получать разнообразные результаты. Общий принцип деятельности, заложенный в них, открывает широкие возможности для решения дидактических задач разного уровня сложности: от самых простых (собрать пирамиду с тремя одноцветными кольцами, сложить картинку из двух частей) до самых сложных (собрать башню Кремля, цветущее дерево из элементов мозаики). В связи с этим одни и те же дидактические материалы помогают обеспечить участие в игре каждого ребенка и развитие его познавательных способностей в зависимости от возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Дидактические материалы также позволяют педагогу постепенно усложнять деятельность ребенка и способствовать его развитию.

В теории и практике воспитания и обучения детей основные усилия направлены на разработку содержания дидактических игр для решения конкретных задач развития дошкольников. Использование дидактической игры в качестве формы организации процесса обучения возможно только при условии развития игр как специфической деятельности, характеризующейся подлинной самодеятельностью[2] .


2. Дидактические игры и упражнения на развитие лексики

Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Занятия по обучению детей придумыванию загадок па пер­вых порах тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не назы­вая его, остальные узнают его по описанию. На первых порах для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными формами таких занятий являются игровые, например в виде игры в магазин, когда «покупа­тель» описывает предмет, а «продавец» должен отгадать его, в виде игры «отгадай по описанию» и т. п. В этих играх предме­ты, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра «Почтальон принес посылку», в ко­торой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Рассмотрим ряд заданий, которые можно давать в форме лексических упражнений (продолжительностью 7—10 мин) для детей старших и подготовительных к школе групп.

1. Подбор синонимов к словосочетаниям. Детям называют словосочетания, например: весна идет, снег идет, человек идет. Обращают их внимание на то, как неинтересно слушать, когда повторяется одно и то же слово, и предлагают его заменить. «Весна идет — как можно сказать по-другому?» Подбирая сло­ва, близкие по смыслу (наступает, движется, шагает), дети при­ходят к выводу, что одно и то же слово идет в предложенных словосочетаниях имеет разное значение.

Выполняя задание на подбор синонимов, ребенок, конечно, не всегда дает собственно синоним, соответствующий словарным нормам, но все же подбирает такие слова, которые правиль­но передают смысл словосочетания. Например, к словосочета­нию «река бежит» дети подбирают такие слова: течет, плывет, шу­мит, бурлит, льется, катится, журчит и др. Среди этих ответов собственно синонимом является слово течет, а остальные могут быть названы «эквивалентными заменами».

2. Упражнения на составление предложений с отдельными сло­вами (существительными, прилагательными и др.) и со словами синонимического ряда (например, большой — огромный — гро­мадный). Эти задания направлены на формирование умения употреблять заданное слово в сочетании с другими, так как из­вестно, что это нередко вызывает у детей затруднения даже при правильном понимании значения слова.

Составление предложений с заданными словами представ­ляет определенную трудность для ребенка: он должен удержать в памяти предложенные слова и суметь соединить их правильно по смыслу и по законам грамматики. Однако такие упражнения необходимы. Ведь показателем того, что слово понимается и действительно вошло в активный словарь, является умение пра­вильно употреблять его. А значения слов с наибольшей полно­той и ясностью раскрываются в сочетании с другими словами[3] .

3. Методика проведения дидактических игр и упражнений по развитию лексики дошкольников

Для развития лексики у дошкольников воспитателю необходимо, прежде всего, подобрать игрушки, картинки, различные предметы для дидактических игр и хранить их в определенном месте. Но было бы неправильно, если бы в детском саду были подобраны игрушки, которые используются в дидактических целях, и не было бы игрушек для творческих игр детей.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Дидактические игры проводятся в часы игр и используются как форма и прием обучения во время занятий. Игры могут быть проведены со всей группой детей, с небольшими группами и с отдельными детьми[4] .

Руководство игрой требует большого педагогического мастерства, и такта, потому что, решая в игре и через игру ряд задач, воспитатель должен сохранить игру как деятельность интересную, близкую детям, радующую их. В руководстве дидактической игрой центральное место занимает определение содержания и тех задач, которые хочет разрешить воспитатель.
Планируя работу с детьми по развитию лексики, воспитатель предусматривает и те дидактические игры, которые он применит на занятиях, и те игры, которые проводятся в часы игр. Следует также продумать и определить место, роль и связь игр с содержанием занятий, другими приемами обучения и воспитания детей.

Отобрав игры на развитие лексики, воспитатель должен четко представить себе, какие результаты он хочет получить средствами дидактической игры, потому что от этого часто зависит оформление замысла игры, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры. Например, в игре для младшей группы «Кто как кричит» может стоять задача выяснить, знают ли дети голоса животных. Ее содержание явится интересным поводом узнать названия многих животных. Но воспитатель может поставить и другую задачу — проверить, как дети усвоили голоса животных и различают ли они животных, по голосу.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

По содержанию наиболее частыми в дидактической игре являются правила, обязывающие детей: действовать по-очереди, отвечать, когда спрашивают, слушать товарища, не мешать другим в игре, выполнять правила, честно признаваться в ошибке и др.[5] .

При проведении дидактической игры на развитие лексики педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей: одному загадать трудную загадку, другому — легкую; застенчивого ребенка ободрить, плохо владеющего речью чаще привлекать к разговору, высказываниям, повторению правил и т. д. и тем самым развивать его речь.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Маленькие дети сами не могут провести дидактическую игру, они не могут реализовать замысел в игровые действия, придерживаться содержания, самостоятельно следовать правилам и руководствоваться ими. Воспитатель является зачинщиком и участником игры и может руководить игрой через роль, через правило, через «пробный ход». От воспитателя требуется умение начать игру, возбудить у детей интерес к игре, желание играть[6] .

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры. Например, отгадывание загадок, выполнение поручений, игровых заданий, проявление смекалки является результатом игры и воспринимается детьми как достижение.

Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений.

Результат дидактической игры выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет игра ее участникам.
Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной.

Заключение

Развитие речи и увеличение словаря лексики детей дошкольного возраста происходит с помощью дидактических игр и лексических упражнений на протяжении всего процесса обучения говорения и формирования маленького человека. Дидактические игры и лексические упражнения - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Лексические упражнения рассматриваются как активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Отличительными особенностями дидактических и лексических игр и упражнений является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий, регламент.

Дидактическая игра и упражнения являются практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на занятиях. В этом отношении роль дидактической игры заключается в том, что она создает жизненные условия для разнообразного применения знаний, для активизации умственной деятельности. При этом обнаруживаются ошибки и затруднения, испытываемые детьми. Воспитатель помогает их исправить и преодолеть.

Список литературы

1. Давидчук, А. Н. Обучение и игра.- М.: Мозайка-Синтез, 2006.

2. Журкова, О. С. Игры и развивающие игрушки для детей раннего возраста// Дошкольная педагогика.- 2004.- №3.- С. 16-20.

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2000.

4. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2000.

5. Крылова, В. И. Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста// Дошкольная педагогика.- 2007.- №1.- С. 15-20.

6. Михайленко И., Короткова И. Игра в дошкольном возрасте. – М.:Айрис-пресс, 2003.

7. Савостьянов, А. Раз – стульчик, два – стульчик: развивающие игры для детей// Здоровье детей: Издат. дом. «Первое сентября».- 2005.- №5.- С. 24 -28.

8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей Москва. – М.: Просвещение, 1985.

9. Усова А. П. Обучение в детском саду.- М.: Просвещение, 1981.

Приложение

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.


[1] Михайленко И., Короткова И. Игра в дошкольном возрасте. – М.:Айрис-пресс, 2003, с. 32-33.

[2] А. Н. Давидчук Обучение и игра.- М.: Мозайка-Синтез, 2006, с. 62-63.

[3] Крылова, В. И. Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста// Дошкольная педагогика.- 2007.- №1.- С. 15-16.

[4] Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2000, с. 112-113.

[5] Усова, А. П. Обучение в детском саду.- М.: Просвещение, 1981, с. 6-7.

[6] Крылова, В. И. Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста// Дошкольная педагогика.- 2007.- №1.- С. 17-18.