Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 24

 

Поиск            

 

Инвестиционная стратегия Липецкой области на период до 2020 года

 

             

Инвестиционная стратегия Липецкой области на период до 2020 года

Приложение к распоряжению

администрации области

от «13 » июля 2009 г. №348-р

Инвестиционная стратегия Липецкой области

на период до 2020 года

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Цели и задачи стратегии

1.1. Стратегические ориентиры инвестиционного развития области

2. Анализ ситуации в инвестиционной сфере области

2.1. Основные показатели инвестиционной деятельности в 2000-2008 годах

2.2. Анализ инвестиционного потенциала области

2.3. Анализ форм государственной поддержки инвестиционной деятельности

2.4. Проблемы развития отдельных видов экономической деятельности

2.5. Критерии и показатели эффективности инвестиционного климата

2.6. Перспективные потребности в инвестиционных ресурсах

3. Задачи развития инвестиционной деятельности области

3.1. Совершенствование инвестиционной политики области.

3.2. Повышение инвестиционной привлекательности области

3.3. Привлечение институтов развития

3.4. Развитие инновационной деятельности

3.5. Привлечение внешних инвесторов

3.6. Реализация национальных проектов и программ

3.7. Развитие логистической системы области

3.8. Вовлечение природно-ресурсного потенциала в инвестиционный процесс

3.9. Развитие банковского сектора и финансовых рынков

3.10. Повышение доступности финансовых ресурсов для развития малого и среднего бизнеса

3.11. Развитие кадрового потенциала для обеспечения инвестиционных процессов

4. Формирование инвестиционной политики по выравниванию социально- экономического уровня муниципальных образований области

5. Механизмы реализации и контроля инвестиционной стратегии области

5.1. Основания для построения механизмов реализации инвестиционной стратегии области

5.2. Мониторинг показателей стратегии

Приложение 1 к Инвестиционной стратегии Липецкой области на период до 2020 года «Паспорта муниципальных районов и городских округов»:

· Общая характеристика муниципального района (городского округа)

· Численность населения по сельским населенным пунктам

· Численность населения по полу и отдельным возрастам

· Число официально зарегистрированных безработных (по данным Управления труда и занятости Липецкой области). Число зарегистрированных преступлений (по данным УВД Липецкой области)

· Количественный состав Статистического регистра хозяйствующих субъектов

· Использование промышленных производственных мощностей

· Неиспользуемые производственные помещения

· Использование пашни

· Перечень водохозяйственных систем и сооружений

Перечень гидротехнических сооружений (ГТС) построенных по проектам, балансодержатели которых не установлены и запланированные для принятия в собственность Липецкой области.

Перечень гидротехнических сооружений (ГТС) прудов и водохранилищ, построенных по проектам, балансодержатели которых не установлены и рекомендованные главам муниципальных районов для принятия в муниципальную собственность.

· Перечень месторождений твердых полезных ископаемых

· Использование земельных ресурсов и удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков

· Капитальное строительство

Ввод в действие жилых домов

Строительство индивидуальных жилых домов

Ввод в действие жилых домов по программе "Свой дом"

Средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья

· Наличие действующих предприятий торговли и общественного питания в разрезе сельских поселений

· Развитие малого бизнеса

· Протяженность региональных автодорог и обустройство маршрутной сети

· Наличие банковских и страховых учреждений

· Динамика показателей по телефонизации

· Число дневных начальных, основных и средних государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, численность обучающих в них. Численность студентов государственных средних специальных учебных заведений. Обеспеченность местами детей в дошкольных образовательных учреждениях

· Общедоступные библиотеки Роскультуры. Учреждения культурно-досугового типа и киноустановки Роскультуры.

· Перечень крупных инвестиционных проектов

· Инвестиционные предложения с использованием объектов муниципальной собственности

Приложение 2 к Инвестиционной стратегии Липецкой области на период до 2020 года «Методика расчета критериев и показателей эффективности инвестиционного климата муниципальных районов (городских округов)»

Приложение 3 к Инвестиционной стратегии Липецкой области на период до 2020 года «Генеральные планы городов и центров муниципальных районов»

ВВЕДЕНИЕ

Инвестиционная стратегия Липецкой области разработана на период до 2020 года (далее Стратегия) и определяет:

- основные цели управления инвестиционными процессами на территории области;

- задачи, которые необходимо решить для достижения целей Стратегии;

- проблемы в инвестиционной сфере и меры по их решению;

- обоснование методических подходов к регулированию инвестиционных процессов;

- показатели, характеризующие результативность Стратегии.

Стратегия основывается на положениях программных документов развития Российской Федерации: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, Концепции Программы улучшения инвестиционного имиджа России за рубежом, а также энергетической стратегии России на период до 2020 г., стратегии развития железнодорожного транспорта РФ на период до 2030 г., стратегии развития информационного общества в РФ, стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 г., стратегии развития банковского сектора РФ и др.

Стратегия также основана на положениях программных документов Липецкой области: Стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 г., Программы социально-экономического развития Липецкой области на 2009-2012 годы, Схемы территориального планирования Липецкой области.

В Стратегии учтено решение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации.

Стратегия направлена на повышение инвестиционной привлекательности области, формирование условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику области, расширение источников инвестирования и повышения их эффективности, развитие региональной инфраструктуры с использованием механизмов частно-государственного партнерства, сокращение разрыва в уровне социально-экономического развития между муниципальными образованиями области.

Инвестиционная стратегия Липецкой области является инструментом, определяющим правовые и экономические основы, цели и принципы реализации инвестиционной политики в области, и должна обеспечивать экономическую и социальную эффективность, экологическую безопасность, развитие инфраструктуры области.

Достижение целей Стратегии возможно путем совершенствования системы привлечения инвестиционных ресурсов, совершенствования механизма государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности, обеспечения эффективного использования имеющегося в области инвестиционного и инновационного потенциала и стабильного законодательства.

1. Цели и задачи стратегии

Ключевыми приоритетами в экономике области являются повышение инвестиционной привлекательности области в целом и ее отдельных муниципальных образований, активная поддержка эффективных инвестиционных проектов по производству конкурентоспособной продукции, переход в режим инновационного развития, совершенствование механизма привлечения инвестиций, формирование инвестиционной инфраструктуры области.

Целью инвестиционной политики Липецкой области является обеспечение экономического роста, повышения эффективности экономики и уровня жизни населения.

Главной задачей инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды, формирование условий для технологического обновления основного капитала и производства инновационной продукции.

Цели инвестиционной стратегии Липецкой области:

- создание благоприятного инвестиционного климата в области, т.е. формирование совокупности политических, социокультурных, финансово-экономических и организационно-правовых факторов, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры и степень возможных рисков при вложении инвестиционных ресурсов для обеспечения экономического роста, повышения уровня жизни населения на основе оживления инвестиционной активности всех субъектов экономики и вовлечения их в инвестиционный процесс;

- создание системы управления инвестиционными процессами на основе анализа существующего ресурсного потенциала и изучения современного состояния экономических, социальных и экологических процессов;

- формирование стратегического инвестиционного портфеля, который определяет направления инвестирования и развития отдельных сфер экономики.

Задачи Стратегии:

· повышение инвестиционной привлекательности области;

· проработка ряда теоретических, методологических и практических вопросов воздействия на инвестиционные процессы на региональном уровне, создание системы принятия решений в области инвестиционной политики;

· выравнивание инвестиционной привлекательности муниципальных районов и городских округов области;

· применение механизмов государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов;

· повышение инновационной активности хозяйствующих субъектов, формирование условий, способствующих расширению научно-технического потенциала, развитие объектов инновационной инфраструктуры;

· выявление инфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов;

· активное участие в реализации национальных проектов и программ;

· разработка механизмов межрегионального трансферта инвестиций и проектов, практических рекомендаций по налаживанию эффективного межрегионального взаимодействия, привлечения бюджетных инвестиций в межрегиональные проекты;

· создание и развитие кластеров в различных секторах экономики;

· разработка и внедрение бренда области, в том числе туристического;

· активизация и систематизация привлечения иностранных инвесторов;

· вовлечение природно-ресурсного потенциала в инвестиционный процесс;

· оценка потенциального объема финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на инвестиции, структуры их источников, а также набора мер, способствующих их увеличению;

· развитие кадрового потенциала для обеспечения инвестиционных процессов.

Успешная реализация названных целей и задач тесно связана с развитием инвестиционной деятельности предприятий всех видов экономической деятельности.

1.1. Стратегические ориентиры инвестиционного развития области

Липецкая область располагает мощным промышленным потенциалом. Стремление к инновационному типу экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятий, расширения их способности к работе на внешнем и внутреннем рынках в условиях жесткой конкуренции.

Стратегическими ориентирами инвестиционного развития в сфере обрабатывающих производств являются:

· создание условий для системного перехода промышленности в режим инновационного развития, диверсификация промышленного комплекса;

· технологическое обновление производственных мощностей на основе внедрения передовых зарубежных и российских технологий;

· развитие коммерциализации на производстве и внедрение результатов научно-технических разработок;

· развитие особых экономических зон федерального и регионального уровней промышленно-производственного типа;

· развитие территориально- производственных кластеров;

· внедрение энергосберегающих и малоотходных ресурсосберегающих технологий;

· внедрение технологий, снижающих влияние промышленных предприятий на загрязнение атмосферы, подземных и поверхностных вод, почв, недр, озонового слоя.

Стратегическими ориентирами в сфере инновационных разработок является внедрение технологий:

· экологически безопасного ресурсосберегающего производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания;

· создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии;

· биоинформационных и биоинженерии; биокаталитических, биосинтетических и биосенсорных;

· производства наноматериалов;

· обработки, хранения передачи и защиты информации, производства программного обеспечения;

· переработки и утилизации техногенных образований и отходов;

· производства топлива и энергии из органического сырья;

· создания интеллектуальных систем навигации и управления;

· создания и обработки композиционных и керамических материалов, создания и обработки полимеров и эластомеров.

Агропромышленный комплекс демонстрирует устойчиво высокие темпы экономического роста, выходит на качественно новый технологический уровень по темпам внедрения инновационных технологий, культуре земледелия, объему привлеченных инвестиций. Основной целью аграрной политики области является развитие собственной сырьевой базы для полного удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, пищевой промышленности - сырьем, животноводства - кормами.

Ориентирами инвестиционного развития агропромышленного комплекса являются:

· повышение инвестиционной привлекательности отрасли;

· кадровое обеспечение агропромышленного комплекса на качественно новом уровне, соответствующего потребностям инновационного развития аграрной экономики;

· расширение применения высокоинтенсивных ресурсосберегающих технологий в растениеводстве, повышение почвенного плодородия за счет внедрения передовых зарубежных и отечественных технологий;

· развитие биржевой торговли зерном, развитие инфраструктуры хранения, транспортировки и экспорта зерна, модернизация системы определения и контроля качества;

· увеличение производства масличных культур за счет улучшения технологии и увеличения посевов высокоурожайных, устойчивых к болезням гибридов и сортов;

· увеличение производства продукции животноводства в условиях постепенного импортозамещения с учетом использования зарубежного опыта;

· укрепление племенной базы молочного животноводства;

· замещение импорта овощной продукции за счет развития и строительства тепличного хозяйства;

· возрождение интенсивного садоводства путем увеличения площадей закладки многолетних плодовых насаждений.

· развитие особой экономической зоны регионального уровня агропромышленного типа;

· стимулирование создания заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, развитие кредитной кооперации, а также производств по переработке сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянско-фермерскими и личными подсобными хозяйствами;

· развитие социальной инфраструктуры села, улучшение жилищных условий сельского населения, поддержка комплексной компактной застройки и благоустройство сельских поселений.

Одним из важнейших направлений развития инвестиционной сферы области является жилищное строительство.

Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами.

Ориентиры повышения доступности жилья:

· развитие малоэтажной застройки;

· формирование эффективных рынков земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;

· разработка новых и совершенствование действующих институтов жилищного рынка, обеспечивающих повышение доступности жилья: жилищной ипотеки, земельной ипотеки, развитие рынка ипотечных ценных бумаг.

Развитие массового жилищного строительства потребует развития промышленной базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов, стимулирования применения новых технологий в строительстве и новых строительных материалов, развития свободной конкуренции между частными коммерческими и некоммерческими застройщиками.

Ориентиры развития социальной, инженерной инфраструктур и промышленного строительства:

· достижение обеспеченности населения области учреждениями социальной инфраструктуры в соответствии с градостроительными нормативами;

· развитие практики частно-государственного партнерства, которая обеспечит строительство и реконструкцию инженерной и социальной инфраструктур в соответствии с потребностями жилищного строительства;

· создание на региональном уровне многопрофильных строительных объединений, способных осуществлять полный цикл строительства зданий, сооружений и соответствующей инфраструктуры.

Ориентиры строительного комплекса:

· повышение материально-технического обеспечения предприятий строительного комплекса современной импортной и отечественной строительной техникой и материалами;

· устойчивая и эффективная работа промышленности строительных материалов по обеспечению потребностей строительства, полная загрузка производственных мощностей в результате реализации перспективных инвестиционных проектов по модернизации и развитию производственных баз строительных предприятий;

· развитие производства конкурентоспособной номенклатуры строительных материалов, изделий и конструкций из местного сырья с применением инновационных, в том числе энергосберегающих, технологий;

· обеспечение предприятий строительного комплекса высококвалифицированными кадрами.

Одним из направлений увеличения инвестиционной привлекательности области является повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунального хозяйства.

Стратегические ориентиры жилищно-коммунального хозяйства - содействие самоорганизации населения в сфере жилищных отношений, в том числе в организации товариществ собственников жилья;

· создание условий, обеспечивающих снижение износа жилищного фонда, в том числе ликвидацию аварийного и ветхого жилья;

· модернизация жилищно-коммунальной сферы и обеспечение доступности расходов на эксплуатацию жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг для всего населения через развитие конкуренции в управлении жилищным фондом и его обслуживании;

· привлечение субъектов частного предпринимательства к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру;

· совершенствование тарифной политики и развитие механизмов частно – государственного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;

· внедрение ресурсосберегающих технологий;

· повышение уровня благоустройства городских и сельских поселений.

Переход экономики области к качественно новой инновационной модели экономического роста невозможен без развития и совершенствования транспортного комплекса, в том числе повышения качества транспортных услуг, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли.

К стратегическим ориентирам инвестиционного развития транспортного комплекса относится:

· создание условий для повышения экологичности и качества транспортных услуг, снижения доли подвижного состава общественного транспорта со сверхнормативными сроками эксплуатации;

· развитие системы персонифицированного учета поездок льготных пассажиров;

· использование инновационных технологий строительства и содержания транспортной инфраструктуры;

· применение навигационного обеспечения на рынке транспортных услуг (автомобильный и городской электрический транспорт общего пользования);

· развитие авиационного комплекса, реконструкция и техническое перевооружение наземной инфраструктуры аэропорта согласно международным стандартам в рамках работ по обустройству и оснащению пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации;

· создание интермодального центра, обеспечивающего внутри- и межрегиональные связи.

Основная цель государственной политики области в сфере здравоохранения - повышение качества и доступности медицинской помощи, улучшение на этой основе показателей здоровья населения, снижение инвалидизации и смертности, увеличение продолжительности жизни.

Сложившаяся на территории области медико-демографическая ситуация диктует необходимость в инновационных разработках в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний, приведении организационной структуры, мощностей и имущества лечебно-профилактических учреждений в соответствие потребностям населения в доступной и качественной медицинской помощи с учетом меняющегося спроса на медицинские услуги, развития клинической практики и технологий.

Стратегические ориентиры сфере здравоохранения:

- расширение и повышение результативности профилактических мероприятий, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;

- повышение эффективности функционирования системы здравоохранения и обеспечение рационального использования ресурсного потенциала отрасли.

- оснащение и кадровое обеспечение специализированных учреждений здравоохранения в соответствии с действующими стандартами, создание необходимых служб в муниципальных и региональных учреждениях здравоохранения;

- приглашение на территорию области высококвалифицированных специалистов, в т.ч. зарубежных, в сфере кардиологии, нейрохирургии, травматологии с использованием контрактных форм занятости и выделения жилья;

- внедрение инноваций в здравоохранение, повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации к качественному труду;

- повышение доступности специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации больных;

- внедрение единых технологических требований и стандартов оказания скорой медицинской помощи;

- внедрение современных ресурсосберегающих перинатальных и репродуктивных технологий;

- внедрение единых стандартов хранения и передачи электронной информации, использование информационных средств в целях принятия клинических решений, внедрение телемедицинских систем.

Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества.

Стратегические ориентиры в сфере образования:

· расширение использования современных зарубежных и российских образовательных технологий;

· развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических, педагогических и управленческих кадров для всех уровней системы образования, включая стимулирование притока в сферу образования молодых кадров, в т.ч. в виде организации обучения за рубежом;

· привлечение зарубежных университетов к повышению квалификации учителей, работе с талантливыми детьми, оценке качества образования;

· создание системы профессионального обучения трудовых мигрантов;

· существенное увеличение объема и качества исследований и разработок в системе образования с привлечением зарубежных специалистов;

· создание взаимосвязанной инвестиционно-инновационной сети
кластерных структур на территории области, с позиционированием
конкретной роли вузовской науки в каждом кластере.

Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает необходимым условием дальнейшего развития отрасли.

Ориентиры развития учреждений культуры и искусства :

· обеспечение оснащённости процесса предоставления услуг современными техническими и технологическими средствами;

· увеличение числа престижных мероприятий регионального, общероссийского и международного уровня в Липецкой области;

· создание условий для развития информационно-рекламной деятельности организаций культуры и искусства и расширение их связей со средствами массовых коммуникаций в целях формирования единого культурно-информационного пространства области для распространения его по России и за рубежом;

· развитие новых форм и направлений культурно-образовательного туризма, обеспечение модернизации учреждений культуры и их деятельности, направленной на привлечение и эффективное обслуживание российских и зарубежных гостей области;

· содействие широкому использованию в сфере культуры и искусства маркетинговых технологий;

· активизация прямых контактов учреждений культуры и искусства, творческих союзов, общественных организаций с российскими и зарубежными партнёрами;

· организация творческих союзов и других общественных организаций, объединяющих учреждения и частных лиц, занятых в сфере культуры, представителей творческих профессий с соотечественниками за рубежом;

· формирование современной системы повышения квалификации работников культуры и искусства, в т.ч. за рубежом;

· привлечение в сферу культуры и искусства негосударственных источников финансирования: средств инвесторов, предпринимателей, благотворительных фондов и физических лиц.

2. Анализ ситуации в инвестиционной сфере Липецкой области

2.1. Основные показатели инвестиционной деятельности в Липецкой области в 2000–2008 гг.

Стабильный рост инвестиций в области начался с 2000 г. и среднегодовой темп роста за этот период составил более 120%. За период 2000–2008 гг.(2008 год к 1999 г.) инвестиции в основной капитал по области возросли в 6,6 раза, по России в целом - в 2,96 раза, в ЦФО лишь в 2,5 раза.

Важным показателем инвестиционной активности является доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте. Доля инвестиций в ВРП в Липецкой области в течение 2000-2008 гг. находилась в диапазоне 13%–30,6%, что выше среднероссийских показателей (18,7–21%).

По объему инвестиций на душу населения область стабильно находится в первой пятерке среди других субъектов РФ в ЦФО, в том числе по итогам 2008 г. – на втором месте после г. Москвы.

Основные показатели инвестиционной деятельности в области

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Валовой региональный продукт (млрд. руб.)

48,1

50,6

70,6

96,2

141,8

145,2

179,1

213,8

266,3

Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах, млрд. руб.)

6,3

8,4

11,0

17,2

26,6

30,3

44,6

64,7

81,5

Инвестиции в основной капитал на душу населения (тыс. руб.)

5,1

6,8

9,0

14,3

22,2

25,6

37,8

55,2

69,9

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году)

126

122,7

117,5

140,2

137,5

100,6

134,6

129,8

106,9

Доля инвестиций в ВРП (%)

13

16,6

15,6

17,9

18,8

20,9

24,9

30,3

30,6

Другой важной характеристикой развития инвестиционной деятельности в области являются источники финансирования инвестиций. Для экономики области характерна высокая доля собственных средств предприятий в источниках инвестиций (около 60%).

В структуре привлеченных средств наибольшая доля приходится на кредиты банков. Тенденция роста доли банковских кредитов является общей для страны: в течение рассматриваемого периода доля кредитов в инвестициях увеличилась в 3 раза, в ЦФО за счет кредитов банков финансируется более 11% всех инвестиций в основной капитал, в Липецкой области –18%.

Значительную роль в процессе инвестирования играет также государство. По сравнению с 2000 г. в 2008 г. доля бюджетных инвестиций снизилась в области с 24,3% до 12%, то есть доля бюджета в инвестициях в области значительно ниже средних показателей по стране и ЦФО (почти в 2 раза).

По структуре источников финансирования инвестиций можно судить об инвестиционном поведении предприятий – ориентируются ли они на собственные средства, на государственные средства (бюджетные и средства внебюджетных фондов) или на привлечение внешнего капитала.

Источники финансирования инвестиций в основной капитал (в %)

Регионы

Собствен-ные средства

Привлечен-ные средства

из них кредиты банков

Бюджет-ные средства

из них

федеральный бюджет

бюджеты субъектов РФ

2000 г .

РФ

47,5

52,5

2,9

22

6

14,3

ЦФО

33,4

66,6

3,7

36,6

7,5

28,2

Липецкая область

60,2

39,8

0,8

24,3

10,2

11,8

2007 г .

РФ

40.4

59,6

10,4

21,5

7,0

11,8

ЦФО

37,9

62,1

11,4

27,9

6,2

21,0

Липецкая область

57,7

42,3

18,2

6,9

1,4

3,8

2008 г .

РФ

40

60

11,1

21,0

8,1

11,4

Липецкая область

59,6

40,4

17,6

12

8

2,4

Структура распределения инвестиций по формам собственности также существенно различается по сравнению со средними значениями по РФ и ЦФО – в области более низкая доля государственной собственности, причем за период с 2000 по 2007 гг. она снизилась с 24,7% до 5,5%, что объясняется преимущественно ростом частных инвестиций.

Распределение инвестиций в основной капитал по формам собственности (в %)

2000 г.

2007 г.

Государ-ственная

Муници-пальная

Частная

Смешанная российская

Государст-венная

Муниципальная

Частная

Смешан- ная россий-ская

РФ

23,9

4,5

29,9

27,8

17,5

3,8

49,1

12,0

ЦФО

25

2,2

28,9

31,6

15,0

2,6

41,0

19,8

Липецкая область

24,7

9,5

17,8

11,5

5,5

4,4

48,8

8,5

В структуре инвестиций в основной капитал по видам основных фондов до 50% инвестиций направляется на техническое перевооружение и модернизацию производства. Именно это направление обеспечивает максимальную эффективность вложенных средств, модернизацию экономики, выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.

Распределение инвестиций в основной капитал по видам основных фондов (в %)

Инвестиции в основной капитал

в том числе по видам основных фондов

жилища

Здания (кроме жилых) и сооружения

Машины, оборудование, транспортные средства

Про-чие

2000 год

РФ

100

11,3

43,1

36,6

9,0

Липецкая область

100

10,2

34,1

51,6

4,1

2008 год

РФ

100

7,5

52,4

33

7,1

Липецкая область

100

6,4

44,2

48,0

1,4

Структура распределения инвестиций по видам экономической деятельности определяется сложившейся структурой хозяйственного комплекса области.

Для Липецкой области структура инвестиций характеризуется высокой долей реального сектора экономики, в первую очередь обрабатывающих производств - 47-49% и сельского хозяйства -12-17%, что втрое выше, чем в среднем по стране.

В обрабатывающих отраслях наибольшая доля приходится на металлургическое производство и производство пищевых продуктов.

Распределение инвестиций в основной капитал

по видам экономической деятельности (в%)

РФ

Липецкая область

2008 г

2008 г.

Инвестиции в основной капитал-всего

100

100

в том числе по видам экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

3,9

11,9

добыча полезных ископаемых

16,6

0,3

обрабатывающие производства,

16,5

48,6

из них:

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

2,4

6,8

издательская и полиграфическая деятельность

0,5

0

производство кокса и нефтепродуктов

1,7

0,2

производство резиновых и пластмассовых изделий

0,3

0,1

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

2,0

3,5

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

4,0

35,7

производство машин и оборудования

0,7

2,1

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

0,5

0,1

производство транспортных средств и оборудования

1,3

0

производство и распределение

электроэнергии, газа и воды

8,9

11,1

строительство

2,4

0,8

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

2,7

2,2

гостиницы и рестораны

0,4

0,1

транспорт и связь

26,0

13,2

финансовая деятельность

1,2

0,8

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

11,7

7,0

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

2,0

0,4

образование

2,2

1,0

здравоохранение и предоставление

социальных услуг

2,6

1,3

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

2,9

1,3

Липецкая область находится в первой десятке регионов в ЦФО по объему привлеченных иностранных инвестиций, общая сумма привлеченных за период 2000–2008 гг. иностранных инвестиций составила 3351 млн. долл. США. По годам темп роста значительно отличается, а в среднем за год поступление инвестиций из-за рубежа увеличивалось в 1,8 раза.

В экономику области поступили инвестиции из 18 стран. Основные страны-инвесторы – Австрия, Великобритания, Германия, Италия, Нидерланды, Франция.

Объем накопленных иностранных инвестиций по состоянию на 01.01.2009 г. составляет 20,5 млрд. долларов США. Около 90% накопленного капитала поступило из стран, являющихся оффшорными зонами, то есть часть иностранных инвестиций, поступающих в область, является реинвестированием капитала российских организаций.

Более 99% накопленных иностранных вложений сосредоточено в обрабатывающих производствах.

Поступление иностранных инвестиций

по видам экономической деятельности (в%)

РФ

Липецкая область

2007

2008

2007

2008

Инвестиции - всего

100

100

100

100

в том числе по видам экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

0,4

0,8

1,5

0,2

добыча полезных ископаемых

14,4

12,0

0

0

обрабатывающие производства,

26,4

32,7

84,3

96,5

производство и распределение

электроэнергии, газа и воды

0,7

3,3

3,0

0,1

строительство

2,4

3,3

0

0

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

39,1

23,0

0

1,5

транспорт и связь

5,5

4,7

11,2

1,6

финансовая деятельность

3,7

4,8

0

0

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

7,0

14,8

0

0,1

прочие

0,4

0,6

0

0

Доля обрабатывающих производств в поступивших иностранных инвестициях в области в 3 раза выше средних показателей по стране, доля сельского хозяйства и энергетики - практически такая же.

Приток иностранного капитала за 8 лет (2001-2008) увеличился почти в 22 раза.

Динамика поступлений иностранных инвестиций, млн. долл. США

Годы

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Объем

1,39

81,34

10,68

12,56

1102,17

44,2

136,42

198,9

1763,28

% к предыдущему году

11

в 58,5 р.

13

118

в 87,8 р.

4

в 3,8 р.

146

в 8,9 р.

Динамика поступлений иностранных инвестиций по типам свидетельствует об их неравномерности.

Портфельные инвестиции практически не играют никакой роли (так же как по России в целом). Доля прямых и прочих инвестиций меняется от 1,7% -2,5% до 98% практически через год. В 2008 г. иностранные вложения от прямых инвесторов направлялись в основном в оптовую торговлю.

Структура иностранных инвестиций по области говорит о том, что зарубежные инвесторы берут на себя риски организации производства на территории области (взносы в капитал), но чуть более охотно кредитуют российскую банковскую систему (торговые и прочие кредиты).

Структура поступивших в Липецкую область иностранных инвестиций по типам (в %)

2000

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Инвестиции - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

прямые

89

3,6

98,3

33,8

97,8

62,5

38,4

32,5

2,5

из них:

взносы в капитал

88

0,9

8,1

0,1

97,0

51,4

20,6

10,6

1,0

финансовый лизинг

-

-

90,2

28,9

0,7

9,5

10,5

14,3

-

кредиты, полученные от зарубежных

совладельцев организаций

1

-

-

4,7

0,04

1,6

7,3

7,5

1,4

прочие прямые инвестиции

-

-

-

0,1

-

-

-

0,03

0,1

портфельные

-

96,2

-

0,1

-

20,4

1,4

0,7

-

из них:

акции и паи

-

96,2

-

0,1

-

20,4

1,4

0,7

-

долговые ценные бумаги

-

-

-

-

-

-

-

-

-

прочие

11

0,2

1,7

66,1

2,2

17,1

60,2

66,8

97,5

из них:

торговые кредиты

-

-

-

-

-

13,8

33,4

2,9

прочие кредиты

11

0,2

1,7

66,1

2,2

17,1

46,4

33,3

94,6

прочее

-

-

-

-

-

-

-

0,1

0,01

2.2. Анализ инвестиционного потенциала Липецкой области

Инвестиционный потенциал – это совокупность имеющихся в области факторов производства и сфер приложения капитала, включающий такие интегрированные виды, как ресурсно-сырьевой, производственный, потребительский, инфраструктурный, инновационный, трудовой, институциональный и финансовый.

Формирование и развитие инвестиционного потенциала предполагает, что инвестиции - это долгосрочные вложения не только в основные производственные фонды, но и в человеческий потенциал, финансовые и нематериальные активы и природно-ресурсный потенциал.

Предпосылками для развития инвестиционного потенциала области являются: формирование общего инвестиционного и информационного пространства, развитие межрегиональных и международных экономических связей, координация выбора приоритетных направлений инвестирования.

Инвестиционный потенциал включает в себя часть, которая с трудом поддается изменению и состоит из природноресурсной и транспортно-географической составляющих. Другая часть, на которую больше всего могут повлиять федеральные и региональные органы власти, связана с политическими и административными условиями для инвестирования.

Инвестиционный SWOT-анализ области заключается в поиске положительных и отрицательных сторон, а также прогнозировании предполагаемых возможностей или угроз со стороны инвестиционной среды. На основании SWOT-анализа строится такая инвестиционная стратегия, которая учитывает сильные стороны и возможности и компенсирует недостатки, минимизирует при этом угрозы и снижает риск.

Матрица SWOT -анализа

Сильные стороны (S)

- Выгодное транспортно-географическое положение области и наличие значительного природно-ресурсного потенциала

- Развитая транспортная инфраструктура и наличие железнодорожных и автомобильных трасс федерального значения

- Наличие квалифицированных трудовых ресурсов

- Высокий уровень развития Интернет-сети, корпоративных телекоммуникационных сетей

- Положительный опыт реализаций ряда
инвестиционных проектов иностранных инвесторов в: металлургии; машиностроении; пищевой и перерабатывающей промышленностях («Indesit Company» (Италия), «Agrobusiness Partners International» (США), «SEST» (Италия), «Pasell» (Италия) и др.);

- Позитивный инвестиционный рейтинг «Эксперт РА» - 3А (низкий потенциал- минимальный риск)

- Развитая система финансово-кредитных организаций (банковская инфраструктура)

- Наличие особой экономической зоны

«Липецк», поддержка которой оказывается на федеральном уровне. При поддержке областного бюджета идет создание сети еще шести особых экономических зон

- Наличие правовой базы, поддерживающей инвестиционную деятельность (гарантии прав инвесторов, льготный налоговый режим для инвесторов)

- Устойчивый поток иностранных инвестиций в экономику области и увеличение инвестиций в основной капитал, как результат реализации активной инвестиционной политики и минимизацией риска инвестиций

- Регулярное проведение международных
универсальных и тематических
выставок, ярмарок, форумов, конференций и т.п.

- Политика, направленная на поддержку малого и среднего бизнеса

- Формирующийся инновационный сектор экономики

- Низкий уровень социальной конфликтности населения - область признана субъектом федерации, где криминальный риск минимален

Слабые стороны ( W )

- Ресурсно-сырьевая база Липецкой области имеет небольшую долю добывающих производств в отраслевой структуре экономики и неопределенные перспективы развития

- Высокая подверженность влиянию изменения законодательства

- Высокая концентрация налоговой базы. Наибольшую долю поступлений в бюджет области обеспечивает Новолипецкий металлургический комбинат («НЛМК»). В результате доминирующего положения одного налогоплательщика бюджет области подвергается влиянию рыночных рисков, свойственных этому предприятию. Однако уровень зависимости от одного налогоплательщика постепенно понижается

- Сложность прохождения административных процедур, отсутствие качественной информации о доступных инвестиционных площадках

- Более высокая инвестиционная
привлекательность для иностранных инвесторов обрабатывающей промышленности по сравнению
с наукоемкими отраслями экономики

- Высокие риски проектов по
производству инновационной
продукции;

- Отсутствие стимулов для превращения
"несырьевого" сектора экономики (в частности организации производства инновационной продукции) в
привлекательный для иностранных
инвесторов

Возможности (О )

- Эффективное использование географического положения области в Центрально-Европейской части РФ для привлечения инвесторов

- Привлечение инвестиций в готовые инвестиционные проекты, в развитие особых экономических зон: промышленно – производственного типа «Тербуны», «Чаплыгинская» и «Данков», туристко–рекреационного типа «Елец» и «Задонщина» и агропромышленного типа «Астапово»

- Развитие перспективных направлений для привлечения инвестиций в отрасли: производство машин и оборудования, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, транспортной инфраструктуры, туризма и рекреации

- Увеличение привлечения прямых иностранных инвестиций

- Развитие инновационных производств, что приведет к увеличению спроса на высококвалифицированные кадры и обеспечит работой молодое поколение

- Привлечение инвесторов для создания технопарковой зоны, венчурного фонда

- Развитие межрегионального сотрудничества

- Формирование позитивного инвестиционного имиджа области, в том числе обеспечение информационного освещения инвестиционной политики области, как на территории России, так и за ее пределами

Угрозы ( T )

- Необеспеченность финансирования федеральных и региональных программ

- Конкуренция за инвестиционные
ресурсы (в том числе благодаря
созданию особых экономических зон в
ряде субъектов РФ);

- Изменение налоговых взаимоотношений не всегда в интересах субъектов РФ

- Невысокие международные
инвестиционные рейтинги Российской
Федерации в целом;

- Неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе;

- Колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п.

- Кризис мировой банковской системы

Стратегические направления повышения инвестиционной деятельности

Липецкой области

O стратегии расширения внутренних возможностей на основе использования преимуществ (сильных сторон):

1. Реализация мероприятий по информационному освещению возможностей области и предложений совместному частно-государственному освоению ресурсно-сырьевой и туристической сферы

2. Продолжение поиска участников особых экономических зон регионального уровня

3. Дальнейшее развитие перспективных направлений привлечения инвестиций в промышленный сектор: производство машин и оборудования, производство пищевых продуктов, производство резиновых и пластмассовых изделий

4. Развитие межрегиональной кооперации с близлежащими областями, с городом Москва и другими регионами России

5. Реализация проектов развития области в инновационной сфере, в частности технопарковой зоны, создание венчурного фонда

6. Формирование и реализация инновационных направлений развития области, городов и районов на основе научного потенциала Липецка и области, промышленных предприятий, образовательного комплекса и предпринимательства.

7. Дальнейшая поддержка малого предпринимательства в Липецкой области

8. Формирование и развитие единого информационного пространства области

ST – стратегии избежания угроз путем использования преимуществ

1. Активизация работы по привлечению средств для финансирования федеральных и региональных программ

2. Разработка и реализация мер по привлечению на конкурентоспособные предприятия области современных инновационных технологий

3. Совершенствование инвестиционного законодательства, предлагающего максимальный пакет побудительных механизмов для инвестора

стратегии преодоления недостатков (слабых сторон) путем использования внутренних возможностей

1. Активизация механизмов
государственно-частного партнерства,
государственных заказов при
реализации инвестиционных проектов

2. Развитие структур информационной поддержки инновационной деятельности в областях патентной информации, информации о возможных источниках финансирования в стране и за рубежом, помощь в поиске российских и зарубежных партнеров для совместной разработки и внедрения инноваций

3. Участие в инвестиционных семинарах, выставках, ярмарках; подключение к электронным базам данных, содержащим информацию о потенциальных зарубежных инвесторах

4. Создание единой информационной базы данных инвестиционных проектов и формирование банка данных о потенциальных инвесторах.

WT - стратегии устранения (ослабления) недостатков для избежания угроз

1.Разработка эффективных региональных программ для создания благоприятных условий привлечения инвестиций в разработку ресурсно-сырьевой базы

2. Создание и развитие региональной инновационной системы в промышленности области

3. Разработка перспективных направлений развития городов и районов области, в том числе среднего профессионального образования

Приоритеты в сфере развития инвестиционного потенциала области:

- развитие инвестиционной инфраструктуры;

- развитие финансового рынка, банковского сектора;

- развитие государственного участия в реализации крупных инвестиционных

проектов;

- привлечение лизинговых компаний;

- развитие международного транспортного сообщения;

- строительство гостиниц международного класса;

- создание выставочных центров международного класса;

- развитие сети инвестиционных компаний и фондов;

- создание инновационных фондов;

- усиление сети консалтинговых, маркетинговых услуг и юридических услуг;

- развитие производственной инфраструктуры.

Для развития инвестиционного потенциала необходима реализация следующих мер:

- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность; проведение оценки кредитного рейтинга области с привлечением независимых экспертов; проведение международных инвестиционных форумов (конференции, деловые встречи); формирование и расширение информационных ресурсов в сфере инвестиционной политики;

- привлечение потенциальных инвесторов для работы в особой экономической зоне промышленно-производственного типа «Липецк» и особых экономических зонах регионального уровня;

- оценка ресурсного потенциала для развития инвестиционной деятельности;

- организация взаимодействия с Внешэкономбанком и другими кредитными организациями с целью согласования возможных схем организации финансирования инвестиционных проектов на территории области;

- создание объектов инновационной инфраструктуры (технико-внедренческой ОЭЗ РУ, венчурного фонда, технопарков и т.д.); фонда прямых инвестиций в малые компании; фонда целевого капитала некоммерческих организаций; Центров коллективного пользования производственным оборудованием;

- участие в реализации совместных инвестиционных проектов с Фондом развития Центрального федерального округа и Фондом прямых инвестиций ОАО «Организация экономического развития ЦФО»; оказание содействия в подготовке документов для участия в процедуре отбора проектов в Министерстве регионального развития РФ с целью финансирования за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ.

2.3. Анализ форм государственной поддержки инвестиционной деятельности области

Система инструментов и методов поддержки инвесторов является одним из ключевых факторов формирования позитивного инвестиционного имиджа области.

Анализ инструментов поддержки инвесторов, предусмотренных нормативно-правовыми актами субъектов РФ, позволяет выделить три группы инвестиционных инструментов по степени их распространенности.

Наиболее массовыми являются - предоставление налоговых льгот и государственных гарантий в обеспечение займов и кредитов, направляемых на реализацию инвестиционных проектов.

Другую группу мер инвестиционной поддержки составляют инструменты сравнительно редкие – из-за того, что они требуют особых условий, имеющихся только в небольшом числе регионов, и/или согласование с федеральными органами власти – это особые экономические зоны, технопарки, инвестиционные проекты с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

В условиях, когда меры поддержки из первой группы не дают региону значимых конкурентных преимуществ на общем фоне, а доступ к инструментам из второй группы ограничен, повышается значение инвестиционных инструментов, имевших раньше второстепенное значение – субсидирование процентной ставки по кредитам. Этот вид государственной поддержки используется практически в каждом втором субъекте РФ.

Распространенность основных инструментов поддержки инвесторов в законодательстве субъектов Российской Федерации

Инструменты поддержки

инвесторов

Количество регионов, в законодательстве которых предусмотрен данный инструмент

Законодательство Липецкой области, предусматривающее использование данных инструментов

Налоговые льготы

73

+

Государственные гарантии

в обеспечение займов

61

+

Бюджетные вложения в инвестиционные проекты

60

+

Инвестиционный налоговый кредит

50

-

Субсидирование процентной

ставки по кредиту

43

+

Экспертиза инвестиционных

проектов за счет бюджетных средств

43

-

Льготы при аренде недвижимости

35

+

Льготные условия

на пользование землей

28

+

Особые экономические зоны

13

+

Инвестиционный фонд РФ

7

+

Прочие

50

+

Формы оказания господдержки при осуществлении инвестиционной деятельности на территории области:

Правовые нормативные акты

Формы оказания господдержки

при осуществлении инвестиционной деятельности

Закон Липецкой области «О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области»

- компенсация части купонного дохода организациям, впервые привлекающим инвестиции путем выпуска облигаций;

- предоставление государственных гарантий администрации области по займам и кредитам, направляемым на реализацию инвестиционных проектов

Закон Липецкой области «О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет»

налоговая ставка налога на прибыль организаций понижается на 4 процентных пункта для:

- организаций - победителей конкурса инвестиционных проектов в соответствии с Законом Липецкой области «О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области»;

- резидентов федеральной особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории Липецкой области;

- участников особых экономических зон регионального уровня в соответствии с Законом Липецкой области «Об особых экономических зонах регионального уровня»

Закон Липецкой области «О налоге на имущество организаций Липецкой области»

освобождаются от налогообложения:

- организации - победители конкурса инвестиционных проектов в соответствии с Законом Липецкой области "О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области;

- резиденты особой экономической зоны промышленно-производственного типа в отношении имущества, учитываемого на балансе организации сроком на 5 лет с даты постановки имущества на учет;

- участники особой экономической зоны регионального уровня в отношении имущества, учитываемого на балансе организации сроком на 5 лет с даты постановки имущества на учет

Закон Липецкой области «О залоговом фонде Липецкой области»

использование залогового фонда области для обеспечения исполнения обязательств субъектов инвестиционной деятельности, реализующих инвестиционные проекты на территории области, по кредитам финансово-кредитных организаций

Областная целевая программа «Развитие промышленности Липецкой области на 2009-2011 годы»

- предоставление субсидий на компенсацию части затрат по уплате процентов за пользование банковскими кредитами и части лизинговых платежей по лизинговым операциям, направленным на реализацию планов реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий в части техперевооружения, строительства новых производств, модернизации имеющихся мощностей;

- предоставление субсидий на компенсацию части затрат по уплате

процентов по кредитным договорам, направленным на приобретение оборудования, монтаж оборудования, строительно-монтажные и пусконаладочные работы;

- предоставление субсидий на компенсацию части затрат по разработке, внедрению, сертификации систем менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов;

- предоставление субсидий на компенсацию затрат за аренду выставочной площади на выставках и ярмарках, проводимых в г. Москве, регионах РФ и за рубежом

Областная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2009-2012 годы»

- субсидии субъектам малого предпринимательства на компенсацию части затрат по уплате процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях, и части лизинговых платежей по лизинговым операциям, направленным на реализацию инвестиционных проектов по приоритетным видам деятельности.

Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области на 2009-2012гг.»

- субсидии сельскохозяйственным предприятиям агропромышленного комплекса области на возмещение части затрат в уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах

Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

- применяется повышенный (удвоенный) коэффициент по амортизационным отчислениям («вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2»);

- отсутствие ограничений по переносу убытков на будущий период;

- списываются затраты на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата) в периоде их осуществления;

- изменения законодательства (за исключением актов налогообложения подакцизных товаров) не будут применяться к резидентам ОЭЗ в течение всего срока действия соглашения;

- таможенные льготы (действует режим свободной таможенной зоны):

- иностранные товары ввозятся без взимания таможенных пошлин и НДС;

российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акцизов и без уплаты вывозных таможенных пошлин; при вывозе товаров из ОЭЗ за пределы России ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, вывозные пошлины подлежат уплате как при экспорте, за исключением иностранных товаров, ввезенных в ОЭЗ, а затем вывозимых в неизменном состоянии.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)

- освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Закон Липецкой области «Об особых экономических зонах регионального уровня»

- максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые участнику ОЭЗ РУ на основании договора о ведении деятельности (в соответствии с типом зоны), составляет 2% их кадастровой стоимости в год;

- субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным участниками ОЭЗ РУ для реализации инвестиционных проектов;

- предоставление субсидий на благоустройство территорий предприятий - участников ОЭЗ РУ.

Процесс повышения инвестиционной привлекательности области и формирования имиджа надежного стратегического партнера требует постоянного совершенствования нормативно-правовой базы, использования новых инструментов государственной поддержки.

Особое место в инвестиционном законодательстве имеет формирование информационной инфраструктуры инвестиционной деятельности. Целесообразно установление не только правовых, но и организационных мер государственной информационной поддержки, включающих:

- создание системы информирования потенциальных инвесторов, в том числе и иностранных, о политике области по привлечению инвестиций;

- создание информационно-аналитических и консалтинговых центров по вопросам привлечения инвестиций.

Инвестиционную инфраструктуру области составляет торгово-промышленная палата (ТПП), областная общественная организация содействия малому бизнесу, Региональное отделение «Союз промышленников и предпринимателей», Центр инвестиционного роста (ЦИР), НП «Сократ», Бизнес-инкубатор «Содружество», ГУ «Липецкий центр научно-технической информации» (ГУЦНТИ), Элитный бизнес-центр класса «В+» «Европорт» и т.д. Основное направление их деятельности - информационное обеспечение, образовательные, консультационные, юридические, маркетинговые услуги. С целью наиболее эффективного решения организационных вопросов, связанных с функционированием особых экономических зон регионального уровня, создана коммерческая организация - ОАО «Особые экономические зоны регионального уровня», осуществляющая функции администрации ОЭЗ РУ.

Учитывая, что основную часть инвестиций в обновление основного капитала дает частный сектор, необходимо развивать частно-государственное партнерство. Инвестиционные проекты с большими сроками окупаемости, высокими рисками, низкой нормой отдачи на вложенный капитал (прежде всего, инфраструктурные проекты в сфере жилищно-коммунального хозяйства), как правило, не являются привлекательными для бизнеса, а государство не является эффективным собственником (управленцем).

На федеральном уровне заложена законодательная база по развитию государственно - частного партнерства, которая уже используется и в дальнейшем может быть использована для развития инвестиционной деятельности в области:

- закон «О концессионных соглашениях»;

- закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

- закон «О банке развития»;

- законы «О российской корпорации нанотехнологий», «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», «О государственной корпорации «Ростехнологии», «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и иных государственных корпорациях;

- правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ;

- постановление Правительства РФ «Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания».

В рамках частно-государственного партнерства предполагается использование лизинговых и концессионных механизмов, финансирование с привлечением частных инвестиций социальных программ и стратегических инвестиционных проектов, имеющих общенациональное и региональное значение. Приоритетными направлениями частно-государственного взаимодействия являются транспортные инфраструктурные проекты, проекты в жилищно-коммунальной сфере и инновациях.

Необходимо развитие созданных и создание новых ОЭЗ РУ на территории области, в том числе особой экономической зоны технико-внедренческого типа, т.е. территории, деятельность участников которой ориентирована преимущественно на создание и реализацию научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов.

Одним из ключевых аспектов улучшения инвестиционного и предпринимательского климата в области будет являться максимальное содействие инвесторам на ранних стадиях инвестиционного процесса, что включает в себя:

- развитие региональной информационной системы для обеспечения потенциальных инвесторов сведениями о регионе с использованием различных каналов: Интернета, средств массовой информации, выпуска презентационных материалов, проведения маркетинговых мероприятий;

- применение современных информационных технологий при оказании инвесторам помощи в подборе свободных производственных площадей для строительства новых объектов, содействие по вопросам землеотвода, прохождения разрешительных процедур и т.д.

Одной из форм государственной поддержки может быть предоставление инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты на территории области, льгот при аренде объектов недвижимости (здания, сооружения, объекты нежилого фонда и иные объекты недвижимости), находящихся в государственной собственности области.

2.4. Проблемы развития отдельных видов экономической деятельности.

Проблемы, требующие решения для развития инвестиционной деятельности в области:

- сложившиеся диспропорция между высокой инвестиционной привлекательностью области и недостаточной инвестиционной активностью большинства муниципальных образований;

- при выгодном экономико-географическом положении области, недостаточная инфраструктурная насыщенность её территорий;

- низкий комплекс научно-технической деятельности в области;

Основные проблемы низкой инвестиционной привлекательности большинства видов экономической деятельности заключаются в:

- морально или технически устаревшем состоянии технологической базы предприятий;

- высокой степени зависимости от импорта оборудования, комплектующих и сырья;

- потребности в строительстве новых сооружений или реконструкции старых;

- отсутствии инновационной политики;

- необходимости технического перевооружения;

- низкой окупаемости инвестиций в производственном цикле;

- невысокой рентабельности предприятий;

- невысокой социальной значимости производимой продукции и степени ее востребованности у потребителя;

- ликвидности и конкурентоспособности продукции отрасли в масштабе области, страны, на внешних рынках.

К числу основных проблем в сфере управления инвестициями относится отсутствие эффективных механизмов и достаточного набора инструментов управления инвестиционной деятельностью. В результате производство в отдельных отраслях региональной экономики находится под доминирующим влиянием случайных стихийных факторов. Потенциальные возможности развития отдельных отраслей с точки зрения возможных перспектив роста и потребностей всей российской экономики должным образом не учитываются.

Из трех доминирующих по объемам производства и занятости видов обрабатывающего производства в промышленности (металлургия, производство машин и оборудования, пищевая промышленность) последних лет металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, а также производство машин и оборудования растут не вполне стабильно и темпами, более низкими, чем в среднем по обрабатывающей промышленности.

Среднегодовые темпы роста объемов производства, нормы накопления и физического объема инвестиций в основной капитал

Виды производства

Среднегодовой темп роста объемов производства за 2005-2007 гг.

в %

Отношение инвестиций к объему

пр-ва

2006-2007 гг. в % в среднем

Темп роста физического объема инвестиций в основной

капитал за 2006 г. в % к пред. г.

Темп роста физического объема инвестиций в основной

капитал за 2007 г. в % к пред. г.

Добыча полезных ископаемых

103,8

8,2

119

в 4 р.