Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 24

 

Поиск            

 

Электив – 9

 

             

Электив – 9

Электив – 9

- это интересно!

Предметно-ориентированный курс

Пояснительная записка.

Учащиеся старших классов нередко испытывают затруднения при написании ов. Им сложно чётко определить цель работы, найти необходимый материал, систематизировать его, подобрать необходимые аргументы. Учебного времени, выделяемого школьной программой для обучения написанию а, явно недостаточно. Цель данного курса - помочь учащимся освоить правила написания и защиты а, углубить их знания о научном стиле речи.

Задачи курса:

- научить учащихся работать над ом, использовать различные источники информации, обобщать и систематизировать собранный материал;

- углубить знания о научном стиле речи, о лексических, морфологических и синтаксических особенностях научного стиля речи;

- дать понятие рецензии и самооценки выступления с ом,

- отработать на практике защиту а, правила использования средств наглядности;

- обратить внимание учащихся на наиболее эффективные риторические приёмы;

- подготовить учащихся к дальнейшему обучению в средней школе, средне - специальных учебных заведениях.

Учебно-тематический план курса:

п/п

Тема

Часы

Вид занятий

1

Понятие а. Виды ов.

1

Лекция учителя.

2

Этапы работы над ом.

1

Отбор и группировка материала.

3

Источники информации для а.

1

Работа в библиотеке.

Работа с компьютером.

4

Конспектирование письменного текста.

1

Практикум.

5

Структура а. Подготовка письменного текста а.

1

Письменная работа по редактированию полученного текста.

6

Защита а. Правила выступления с ом.

1

Подготовка а к публичной защите.

7

Рецензирование и самооценка выступления с ом.

1

Консультации учителей-предметников.

8

Выступления с ами.

1

Выступления учащихся.

Всего:

8

Содержание курса:

Тема 1. Понятие а

как жанр информационного текста, краткое обобщённое систематизированное изложение идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, основа для подготовки письменного текста или устного доклада.

Виды ов:

монографические (переработка одного источника);

обзорные (написанные на основе нескольких исходных текстов, объединённых общеё темой и сходными проблемами исследования);

информативные (более полно излагающие информацию источников, не только указывающие на какой – то факт, явление, но и разбирающие пути её решения);

индикативные (указывающие на основные проблемы, рассматриваемые в исходном тексте, но не передающие исходный текст подробно).

Цели ов:

информативного – заменить собой первоисточник;

индикативного – помочь ответить на вопрос: следует ли обращаться к первоисточнику, есть ли там необходимая информация?

Тема 2. Этапы работы над ом
  1. Формирование замысла – чётко определить цель работы (прорецензировать книгу, раскрыть разные взгляды на какую-либо проблему и выразить к этому своё отношение).
  2. Поиск и отбор материала, сбор необходимых фактов, цифровых данных, различных точек зрения для полного освещения избранной темы.
  3. Группировка и систематизация избранного материала:

- выделить разделы, по которым будет осуществляться описание;

- выделить и разграничить поддерживающие и опровергающие аргументы по проблеме.

4. Подготовка рукописи а.

5. Защита а.

Тема 3. Источники информации для подготовки а

Использование учебников, научно-популярной литературы, специальной научной литературы, периодической печати, личного опыта и наблюдений, результатов социологических опросов и анкетирования.

Библиотечные каталоги, пользование ими. Алфавитные и систематические каталоги.

Интернет как источник информации, его использование при подготовке ов.

Преимущество использования нескольких источников информации при подготовке а.

Обязательность указания источников информации, использованных при подготовке а.

Конспектирование как фиксация источников информации для последующей подготовки а.

Тема 4. Конспектирование письменного текста.

Понятие конспекта. Конспект как краткое изложение первоисточника с целью усвоения определённой информации для её последующего устного или письменного воспроизведения.

Основные этапы конспектирования:

  1. Бегло просмотреть статью или оглавление конспектируемой книги и определить основные темы, которые там рассматриваются. Это будут основные разделы конспекта.
  2. Записать название первой проблемы, которая рассматривается в конспектируемом источнике.
  3. Прочитать внимательно информацию, которая относится к данной проблеме, и выделить тезисы, выдвигаемые автором, записать их в виде утверждений.
  4. выделить и записать своими словами аргументы к данному тезису, содержащиеся в конспектируемом источнике. Если надо, выписать цитаты.
  5. Последовательно перейти к следующим рассматриваемым проблемам и записать тезисы и аргументы, выдвигаемые автором конспектируемого источника.

Тема 5. Подготовка письменного текста а.

Написание а как изложение своими словами основных понятий, тезисов и аргументов по определённой проблеме на основе информации из предварительно законспектированных источников.

Основные требования к у как к письменному тексту:

  1. Простота формулировок, изложение идей своими словами.
  2. Наличие тезисов и аргументов к ним.
  3. Аргументированность основных выдвигаемых положений.
  4. Чёткая структура а, правильная пропорция основных частей а – введения, основной части, заключения.
  5. Связность текста
  6. Научный стиль изложения.
  7. Оформление текста по принятым правилам.

Понятие аргументации. Аргументация как процесс приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой - либо мысли перед слушателями или собеседниками.

Тезис как главная мысль (текста или выступления), выраженная словами. Аргументы как доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, словом, всё, что может подтвердить тезис.

Структура а:

1. Введение, включающее а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящён ; б) общий обзор опубликованных работ; в) формулирование основной проблемы а; г) суждения о важности обсуждаемой проблемы.

2. Основная часть – материал, который отобран автором для рассмотрения проблемы.

а) точки зрения разных авторов, их тезисы, аргументы;

б) сравнение отмеченных точек зрения, выявление их сходств и отличий;

в) собственная оценка, собственное мнение;

г) доказательство своего мнения: факты, примеры, аргументы.

3. Заключение – итоги обзора работ разных авторов (краткий повтор основных тезисов), собственный вывод, проблемы, дальнейшей научной разработке вопроса.

Тема 6. Защита а

Защита а как устное публичное выступление – изложение основных тезисов в форме доклада или сообщения с ответом на вопросы аудитории.

Основные правила публичного выступления с ом:

- Средний темп.

- Выразительность интонации.

- Установление и поддержание контакта с аудиторией.

- Разговорность стиля.

- Краткость.

- Формулирование выводов в конце выступления.

- Ответы на вопросы.

Подготовка текста а к публичной защите.

Тема 7. Рецензирование и самооценка выступления с ом.

Понятие рецензии как критического письменного отзыва о каком-либо сочинении (рецензия на что?, отзыв о чём?).

Структура рецензии: предмет анализа, актуальность темы, краткое содержание, общая оценка, недостатки и достоинства, выводы.

Самооценка выступления с ом.

Тема 8. Практикум по написанию и защите ов

Учащиеся готовят ы по разным предметам и защищают их на уроках с участием учителей - предметников.

Конкурс по защите ов.

Методические рекомендации к темам:

Тема

Цель занятия

Задачи

Оборудование

Домашнее задание

1

Понятие а. Виды ов.

Дать понятие а как жанра информационного текста.

Познакомить учащихся с различными видами ов.

ы, написанные учащимися школы.

С помощью учителей – предметников подобрать тему а.

2

Этапы работы над ом.

Научить учащихся чётко определять этапы работы над ом.

Помочь учащимся в формировании замысла, поиске, отборе и систематизации материала.

Научная и научно-популярная литература по теме а.

Подобрать необходимую для написания а литературу.

3

Источники информации для а.

Показать преимущество использования нескольких источников при подготовке а.

Научить конспектировать в процессе сбора материала.

Учебники, научно-популярная литература, библиотечные каталоги, компьютер.

Выписать цитаты.

4

Конспектирование письменного текста.

Дать понятие конспекта как краткого изложения первоисточника с целью усвоения определённой информации для её последующего устного или письменного воспроизведения.

Научить подбирать аргументы к данному тезису, правильно оформлять цитаты.

Научная и научно-популярная литература по теме а.

Составить конспект а.

5

Структура а. Подготовка письменного текста а.

Устранить недочёты в работах учащихся.

Проследить, чтобы в работах учащихся соблюдались основные следующие требования к у.

ы учащихся.

Закончить работу над ом.

6

Защита а. Правила выступления с ом.

Подготовить текст а к публичной защите.

Отработать основные правила публичного выступления с ом.

ы учащихся.

Подготовить устное выступление по теме а.

7

Рецензирование и самооценка выступления с ом.

Дать понятие рецензии как критического письменного отзыва о каком – либо выступлении.

Познакомить учащихся со структурой рецензии.

ы учащихся.

Подготовиться к защите а.

8

Выступления с ами.

Подведение итогов проделанной работы.

Прослушать защиту ов.

ы учащихся.

Оформление портфолио.

Темы для самостоятельной работы:

Темы для самостоятельной работы выбираются учащимися совместно с учителями – предметниками.

Список использованной литературы:

1. Андреев В. И. Деловая риторика. М, 1995.

2. Гарнер. А, Пиз А. Язык разговора. Как разговаривать, чтобы договориться. Как совместить радость общения и пользу убеждения. М, 2000.

3. Голодяевская А. М., Дмитрина О. В., Козельская Н. А., Стернин Н. А. Русский язык делового общения. Воронеж, 1995.

4. Михайлова С. Ю., Нефедова Р. М. Изложения, конспекты, ы. М. 2001 г.

5. Михальская А. К. Основы риторики. М. 1996.

6. Мурашов А. А. Риторика. М. 1998.

7. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001. 252 с.

8. Стернин И. А. Пракическая риторика. М., «Академия» Воронеж, 2003.

9. Стернин И. А. Риторика. Воронеж, «Кварта», 2002. 223 с.

Список рекомендуемой литературы:

1. Бондаренко А.А. Гуркова И. В. Говори правильно: орфоэпические словари. Кн. М., Просвещение, 1995. – 110 с.

2. Демидова А. К. Пособие по русскому языку. Научный стиль. Оформление научной работы. М. 1995.

3. Рахманин Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 1982.