Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 24

 

Поиск            

 

Схема территориального планирования алагирского района республики северная осетия алания

 

             

Схема территориального планирования алагирского района республики северная осетия алания

Общество с ограниченной ответственностью

Мастерская архитектора Козырева

Арх.№______________

Заказ: МК 4-Т от 01.04.07

Заказчик:

Администрация

Алагирского района

Республики Северная Осетия - Алания

СХЕМА

ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

АЛАГИРСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

Раздел III. МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОСНОВАНИЮ

СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.

ТОМ 2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ

И КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ .

Директор

ООО «Мастерская архитектора Козырева» О.Р.Козырев

г. Владикавказ

2009г.
Содержание:

Введение. 4

1. Административное деление района. 10

2. Пространственная система. 16

Планировочная структура Алагирского района РСО – Алания и система расселения. 16

Планировочное зонирование. 18

Планировочный каркас. 19

Проблемы расселения на горных территориях. 21

Характеристика градостроительной системы Алагирского района. 25

Межселенное культурно-бытовое обслуживание. 26

Функциональное зонирование. 27

Зоны с особыми условиями использования территорий. 32

Земельный баланс. 34

3. Демография и трудовые ресурсы. 38

3.1. Динамика численности населения. 38

3.2. Воспроизводство населения. 40

3.3. Половозрастная структура. 45

3.4. Трудовые ресурсы.. 48

3.5. Миграция населения. 49

3.6. Демографическая безопасность территории. 51

Выводы. 51

4. Экономика района. 53

Общий анализ состояния экономики. 53

4.1. Общий анализ состояния экономики. 53

4.2.Промышленность. 57

4.3. Сельское хозяйство. 64

5. Социальная сфера. 81

5.1. Уровень жизни населения. 81

6. Жилищный фонд. 97

7. Историко-культурное наследие. 101

8. Рекреационный комплекс. 103

Цейский рекреационный комплекс. 104

Куртатинский рекреационный комплекс. 108

Мамисонский рекреационный комплекс. 110

Нарско-Заккская инвестиционная площадка. 111

9. Транспортный комплекс. 112

Общее описание транспортного комплекса района. 112

Автомобильный транспорт и дорожный комплекс. 113

Безопасность движения. 117

Железнодорожный транспорт. 118

Трубопроводный транспорт. 119

10. Инженерная инфраструктура. 119

Водоснабжение. 119

Водоотведение. 124

Электроснабжение. 125

Газоснабжение. 126

Теплоснабжение. 127

Связь. 128

Санитарная очистка территории. 129

11. Комплексная оценка территории. 131

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 141

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 161


Введение.

Схема территориального планирования Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания разрабатывается ООО «Мастерская архитектора Козырева» в соответствии с муниципальным контрактом № МК 4-Т от 01.04.07г.

Основанием для разработки настоящей схемы послужили:

· положения статьи 9 Градостроительного кодекса РФ (ФЗ-190 от 29.12.2004г.);

· Стратегия социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания.

· Схема территориального планирования Республики Северная Осетия - Алания.

Для настоящей схемы территориального планирования Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания установлены следующие этапы проектирования:

Исходный год 2007г.

Первая очередь реализации схемы 2012г.

Расчётный срок 2017г.

В составе схемы также даны предложения на отдалённую перспективу – до 2027г.

Территориальное планирование – это планирование развития территории исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов федерации, муниципальных образований.

Целью данного проекта является пространственная организация территории Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания в соответствии с поставленными стратегическими целями – устойчивое развитие территории до 2017 года.

Для обеспечения устойчивого развития территории необходима стратегическая ориентация на решение следующих задач:

· обеспечение существенного прогресса в развитии основных секторов экономики Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания;

· повышение инвестиционной привлекательности территорий;

· повышение уровня жизни и условий проживания населения;

· развитие социальной сферы: доступное образование, современное медицинское обслуживание, новое жилищное строительство и реконструкция фонда;

· модернизация и развитие транспортной и инженерной инфраструктур, современных средств связи;

· экологическая безопасность, сохранение и рациональное развитие природных ресурсов;

· охрана объектов культурного наследия;

· развитие сферы отдыха и туризма.

Схема территориального планирования Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания разрабатывалась в соответствии с решениями Схемы территориального планирования Республики Северная Осетия - Алания, разработанной в 2008 году НКП НПО «ЮРГЦ» (г. Ростов-на-Дону).

При подготовке проекта схемы территориального планирования Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания использовались отчётные и аналитические материалы территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия - Алания, фондовые материалы отдельных органов государственного управления Республики Северная Осетия - Алания, прочих организаций, данные, предоставленные администрацией Алагирского района, данные собственных исследований, прочие источники.

Показатели развития хозяйства, заложенные в проекте, не являются самостоятельной разработкой схемы, а обобщают прогнозы, предложения, и плановые намётки различных организаций. Проект Схемы не является директивным документом по развитию района, но представляет собой модель развития событий по различным сценариям.

Содержание и состав работы определяется положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, заданием на проектирование.

В ходе работы сотрудниками ООО «Мастерская архитектора Козырева» было проведено натурное обследование территории и рабочие встречи представителями администрации района. В ходе встреч обсуждались намерения администрации по развитию инфраструктуры, перспективы социально-экономического развития территорий.

Настоящая работа подразделяется на два крупных блока – утверждаемую часть и материалы по обоснованию.

Авторский коллектив схемы территориального планирования:

Козырев Олег Рамазанович – руководитель мастерской;

Трухачёв Юрий Николаевич – руководитель авторского коллектива, заслуженный архитектор РФ, советник РААСН;

Батунова Елена Юрьевна – главный архитектор проекта;

Козырев Руслан Рамазанович – главный специалист мастерской, заслуженный архитектор РФ;

Приваленко Валерий Владимирович – главный научный сотрудник Южного регионального отделения Российской академии наук (РАН), главный специалист по экологии, доктор биологических наук, кандидат геолого-минералогических наук, профессор РГУ;

Крюкова Валерия Викторовна – автор социально-экономических разделов.

Экологические разделы подготовлены НПП «Экологическая лаборатория», г. Ростов-на-Дону.

Графическая часть проекта подготовлена руководителем группы Ивачёвой Н.В., архитектором Д.В. Чеботарёвым, инженером В.В.Лунёвой, при участии архитекторов Коноваленко О.В., Борисовой М.В., техника-проектировщика Новиковой А.С. Техническое обеспечение проекта – инженер-программист М.Ю. Трухачёв.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

АЛАГИРСКОГО РАЙОНА

№ п/п

Наименование раздела

гриф

инв. №

Примечание

Положение о территориальном планировании:

1

Раздел I. Цели и задачи территориального планирования.

н/с

2

Раздел II. Мероприятия по территориальному планированию.

н/с

Графические материалы схемы территориального планирования:

3

Схема 1. Границы поселений, входящих в состав муниципального района.

н/с

М 1:50 000

4

Схема 2. Планируемые изменения границ поселений, входящих в состав Алагирского района.

5

Схема 3. Границы земель различных категорий на межселенных территориях..

н/с

М 1:50 000

6

Схема 4. Границы территорий объектов культурного наследия.

н/с

М 1:50 000

7

Схема 5. Границы зон с особыми условиями использования территорий.

н/с

М 1:50 000

8

Схема 6. Границы территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

9

Схема 7. Размещение объектов капитального строительства местного значения.

н/с

М 1:50 000

Материалы по обоснованию схемы территориального планирования в текстовой форме:

10

Том I. Общие положения.

н/с

11

Том II. Анализ существующего положения и комплексная оценка развития территории.

н/с

12

Том III. Обоснование вариантов решения задач территориального планирования и предложений по территориальному планированию.

н/с

13

Том IV. Этапы реализации предложений по территориальному планированию, перечень мероприятий по территориальному планированию.

н/с

14

Том V. Перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

н/с

15

Том VI. Перечень объектов культурного наследия на территории района.

Материалы по обоснованию схемы территориального планирования в графической форме:

16

Положение Алагирского района в составе Республики Северная Осетия - Алания.

н/с

М 1:200 000

17

Современное использования территории муниципального района.

н/с

М 1:50 000

18

Рекреация и туризм.

н/с

М 1:50 000

19

Ограничения использования территории.

н/с

М 1:50 000

20

Анализ комплексного развития территории.

н/с

М 1:50 000

21

Схема транспортной инфраструктуры

н/с

М 1:50 000

22

Схема инженерной инфраструктуры

н/с

М 1:50 000

23

Схема зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения.

н/с

М 1:50 000

24

Схема функционального зонирования

н/с

М 1:50 000

Графические материалы схемы разработаны с использованием ГИС «Object Land 2.6.3.» Проведение вспомогательных операций с графическими материалами осуществлялось с использованием САПР «IntelliCAD», графического редактора «Corel Draw», «Photoshop».

При анализе территории использовались космические снимки.

Создание и обработка текстовых материалов проводилась с использованием пакетов программ «Microsoft Office Small Business-2003», «Open Office.org. Professional. 2.0.1.»

Материалы, входящие в состав настоящего проекта, не содержат сведений, отнесённых законодательством к категории государственной тайны.


1. Административное деление района.

Алагирский район входит в состав Республики Северная Осетия - Алания, является одним из восьми районных муниципальных образований Республики.

Район расположен в центральной части Республики Северная Осетия - Алания. На севере граничит с Ардонским районом, на западе - с Дигорским и Ирафским районами. На юге граница района совпадает с границами Республики и Российской Федерации, проходит по водоразделу Главного Кавказского хребта и отделяет территорию района от Южной Осетии и Грузии. На востоке район граничит - с Пригородным районом Республики Северная Осетия - Алания.

Год образования района – 1938 г.

В составе района 22 муниципальных образований, в т.ч.:

· муниципальный район -1;

· городское поселение -1;

· сельских поселений - 20.

На территории района расположены 79 населённых пунктов, из них -20 населённых пунктов, в которых в настоящее время никто не проживает.

Табл.1.1.

Аминистративно-территориальные единицы

Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания.

№ п/п

Административно-территориальная единица

Центр муниципального образования

Территория, кв. км.

Численность населения на 01.01.2002 г., тыс. чел.

Городские населённые пункты

Сельские населенные пункты

Алагирский район

г. Алагир

2014

38,6

1

78

1

Алагирское городское поселение

г. Алагир

22,37

21,5

1

0

2

Црауское сельское поселение

с. Црау

7,35

2,0

0

1

3

Рамоновское сельское поселение

с. Рамоново

2,79

0,3

0

1

4

Бирагзангское сельское поселение

с. В. Бирагзанг

6,0

1,4

0

2

5

Нокгауское сельское поселение

с. Ногкау

10,04

1,2

0

2

6

Суадагское сельское поселение

с. Суадаг

5,77

1,1

0

1

7

Хаталдонское сельское поселение

с. Хаталдон

4,92

1,0

0

1

8

Дзуарикауское сельское поселение

с. Дзуарикау

9,55

1,6

0

2

9

Майрамадагское сельское поселение

с. Майрамадаг

5,76

1,3

0

2

10

Фиагдонское сельское поселение

с. В. Фиагдон

49,67

1,5

0

10

11

Мизурское сельское поселение

п. Мизур

52,41

2,9

0

7

12

Красноходское сельское поселение

с. Красный Ход

1,39

0,1

0

1

13

Унальское сельское поселение

с. Нижний Унал

18,98

0,3

0

8

14

Садонское сельское поселение

с. Садон

9,34

0,7

0

1

15

Згидское сельское поселение

с. В. Згид

20,0

0,2

0

2

16

Буронское сельское поселение

п. Бурон

5,13

0,5

0

1

17

Карцинское сельское поселение

с. Карца

1,83

0,05

0

2

18

Холстинское сельское поселение

п. Холст

3,97

0,05

0

1

19

Зарамагское сельское поселение

с. Ниж. Зарамаг

10,91

0,09

0

13

20

Нарское сельское поселение

с. Нар

9,65

0,05

0

13

21

Цейское сельское поселение

с. Ниж. Цей

4,88

0,02

0

8

Административно-территориальное деление региона выполнено на основе:

o Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

o Закона Республики Северная Осетия – Алания от 11.11.2004г. №31-РЗ «О порядке установления границ муниципальных образований Республики северная Осетия – Алания»;

o Перечня субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территории с высокой (низкой) плотностью населения. Утверждены распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2004г. №707 – р.

В соответствии с принятым административно-территориальным делением, около 85% площади территории района составляют межселенные территории, а численность поселений очень мала – в некоторых из них проживает менее 100 человек.

В состав поселений входят следующие населённые пункты:

1. Алагирское городское поселение:

· г. Алагир (центр поселения, центр муниципального района).

2. Црауское сельское поселение:

· с. Црау (центр поселения).

3. Рамоновское сельское поселение:

· с. Рамоново (центр поселения).

4. Бирагзангское сельское поселение:

· с. В. Бирагзанг (центр поселения);

· с. Н. Бирагзанг.

5. Нокгауское сельское поселение:

· с. Ногкау (центр поселения);

· с. Цаликово.

6. Суадагское сельское поселение:

· с. Суадаг (центр поселения).

7. Хаталдонское сельское поселение:

· с. Хаталдон (центр поселения).

8. Дзуарикауское сельское поселение:

· с. Дзуарикау (центр поселения);

· с. Тагардон.

9. Майрамадагское сельское поселение:

· с. Майрамадаг (центр поселения);

· с. Кодахджин.

10. Фиагдонское сельское поселение:

· с. В. Фиагдон (центр поселения);

· с. Барзикау;

· с. Даллагкау;

· с. Дзивгис;

· с. Дзуарикау;

· с. Лац;

· с. Урикау;

· с. Харисджин;

· с. Хидикус;

· с. Цмити.

11. Мизурское сельское поселение:

· п. Мизур (центр поселения);

· с. Архон;

· с. Бад;

· с. Дайкау;

· с. Курайтта;

· с. Ногкау;

· с. Ход.

12. Красноходское сельское поселение:

· с. Красный Ход (центр поселения).

13. Унальское сельское поселение:

· с. Нижний Унал (центр поселения);

· с. Верхний Унал;

· с. Биз;

· с. Дагом;

· с. Донисар;

· с. Зинцар;

· с. Урсдон;

· с. Цамад.

14. Садонское сельское поселение:

· п. Садон.

15. Згидское сельское поселение:

· с. Верхний Згид (центр поселения);

· с. Нижний Згид.

16. Буронское сельское поселение:

· п. Бурон (центр поселения).

17. Карцинское сельское поселение:

· с. Карца (центр поселения);

· с. Гусыра.

18. Холстинское сельское поселение:

· п. Холст (центр поселения).

19. Зарамагское сельское поселение:

· с. Нижний Зарамаг (центр поселения);

· с. Верхний Зарамаг;

· с. Варце;

· с. Даллагкау;

· с. Згил;

· с. Камсхо;

· с. Калак;

· с. Лисри;

· с. Сагол;

· с. Сатат;

· с. Тиб;

· с. Худисан;

· с. Цми.

20. Нарское сельское поселение:

· с. Нар (центр поселения);

· с. Елгона;

· с. Зригатта;

· с. Кесатикау;

· с. Потыфаз;

· с. Регах;

· с. Саубын;

· с. Сахсат;

· с. Слас;

· с. Тапанкау;

· с. Цасем;

· с. Цемса.

21. Цейское сельское поселение:

· с. Нижний Цей;

· с. Верхний Цей;

· с. Абайтикау;

· п. Дом Отдыха "Цей";

· п. Лагерь "Буревестник";

· п. Лагерь "Торпедо";

· п. Лагерь "Осетия;

· с. Хукали.

Границы муниципальных образований района показаны на чертеже «Схема 1. Границы поселений, входящих в состав муниципального района. М 1:50 000».

Рис.1.1.

Границы поселений, входящих в состав

Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания.


2. Пространственная система.

Планировочная структура Алагирского района РСО – Алания и система расселения.

Алагирский район располагается в предгорной и горной части Республики Северная Осетия - Алания. Территория района вытянута в меридиональном направлении до 70 км, в широтном – до 40 км.

Административным центром района является город Алагир (19,7 тыс. жителей). Алагир имеет хорошую связь по автомобильным и железным дорогам со столицей Республики – городом Владикавказом, столицей ЮФО – городом Ростовом-на-Дону, Москвой, республиками Закавказья.

Плотность населения составляет 19,2 чел./кв. км, плотность сети населённых пунктов – 39,2 нас. п./1000 кв. км. Показатели плотности населения и сети населённых пунктов гораздо выше общероссийских показателей (8,4 чел./кв. км и 9,3 нас. п./1000 кв. км). Однако плотность населения и сети населённых пунктов значительно различается по муниципальным образованиям в составе района. Эти показатели значительно выше в равнинной части и имеют минимальные значения в горной части района.

Так, показатель плотности населения имеет максимальное значение на территории Алагирского городского поселения (820 чел./км2 ) и минимальное (0,2 чел./км2 ) на территории Нарского сельского поселения. Таким образом, плотность населения на территориях различных МО отличается более чем в 4000 раз.

Плотность сети населённых пунктов имеет максимальное значение на территории Красноходского сельского поселения (909,1 н.п./1000 км2 ) и минимальное – на территории Холстинского сельского поселения (37,0 н.п./1000 км2 ).

Площадь района 2 014 км2 , что составляет ¼ от общей площади территории Республики. Количество населённых пунктов на территории района - 79.

Алагирский район является приграничным, так как на юге граничит с Грузией и Республикой Южная Осетия. Алагирский район является единственной территориальной единицей Республики, которая граничит с Республикой Южная Осетия, соответственно, связующие Россию и Южную Осетию транспортные пути проходят только по территории Алагирского района. Военно-Осетинская дорога (направление на Цхинвал) является важной транспортной планировочной осью как для района, так и для Республики в целом.

Особенностью расселения района является значительное количество населённых пунктов, численность жителей которых не превышает 20-ти человек, а также нежилых населённых пунктов, которые, тем не менее, не упразднены.

Большая часть таких населённых пунктов расположены в горной местности, чем и обусловлена их малолюдность. Затеснённость территории, сложные природно-климатические условия, отсутствие инфраструктуры стали причиной переселения жителей горных селений на равнину.

Рис. 2.1.

Соотношение городского и сельского населения

Табл. 2.1.

Соотношение городского и сельского населения

Алагирского района на 1 января 2007 года

Доля в общей численности населения, %

Число сельских жителей на 1000 горожан

Удельный вес района в общей численности РСО-Алания, %

городское население

сельское население

Все население

городское население

сельское население

56,2

43,8

779

5,0

4,4

6,2

Тип населённого пункта (по числу жителей)

Количество населённых пунктов

Процент от общего количества сельских населённых пунктов

Количество жителей, проживающих в данных населённых пунктах

Процент сельских жителей от общего числа

Меньше 50

36

46,2

636

3,8

50-100

5

6,4

397

2,4

100-200

2

2,6

268

1,6

200-500

4

5,1

1356

8,1

500-1000

4

5,1

3041

18,3

1000-2000

5

6,4

6045

36,3

2000-5000

2

2,6

4916

29,5

Нежилые

20

25,6

0

0,0

Планировочное зонирование.

Территорию района, как и территорию Республики в целом, можно условно поделить на две планировочные зоны, характер расселения в которых существенно различается – это равнинная и горная планировочные зоны. Заполнение пространственного каркаса в них характеризуется неравномерностью.

В равнинной планировочной зоне населённые пункты имеют большую площадь и более компактную планировочную структуру, так как не ограничены в своём развитии условиями геоморфологии. Транспортные оси планировочного каркаса имеют направления, отличающиеся от направления природных планировочных осей.

Равнинная планировочная зона занимает всего около 10% площади территории района. Однако здесь расположены самые населённые поселения и крупные населённые пункты, в том числе и районный центр – город Алагир. В равнинной части района расположены 10 муниципальных образований (поселений): Алагирское городское поселение, Рамоновское, Красноходское, Црауское, Нокгауское, Бирагзангское, Суадагское, Хаталдонское, Дзуарикауское и Майрамадагское сельские поселения. Общее количество населённых пунктов – 13 (1 город и 12 сельских населённых пунктов). Численность населения – 31,4 тыс. человек (81,3% численности всего населения района).

Большая часть земель равнинной зоны относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

В горной планировочной зоне система расселения привязана к природным планировочным осям, имеет линейную структуру, так же как и планировочная структура самих населённых пунктов. Населённые пункты имеют гораздо меньшие размеры, как по площади, так и по численности.

Сельские поселения, расположенные в горной части района: Карцинское, Фиагдонское, Унальское, Холстинское, Мизурское, Садонское, Згидское, Буронское, Цейское, Зарамагское и Нарское – всего 11 сельских поселений. Общее количество сельских населённых пунктов – 66, численность населения – 6,5 тыс. чел.

Таким образом, средняя численность сельского поселения в равнинной планировочной зоне составляет одну тысячу человек, тогда как в горной планировочной зоне – 600 человек. Количество же населённых пунктов в среднем на одно сельское поселение, наоборот, в горной части выше и составляет 6 населённых пунктов на 1 поселение, тогда как в равнинной части этот показатель равен 1,2 населённых пункта на 1 поселение.

Большая часть земель горной планировочной зоны относится к категории земель лесного фонда, здесь большой процент территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера (гидрометеорологические и геологические опасные природные явления и процессы). Также ограничение на использование территории горной планировочной зоны накладывает режим охраны государственной границы Российской Федерации и земли, отнесённые к категории земель особо охраняемых природных территорий.

Планировочный каркас.

Планировочный каркас территории сформирован природными и транспортными планировочными осями и узлами.

Природные планировочные оси.

С юга-запада на северо-восток территорию района пересекает р. Ардон, по восточной границе района протекает р. Фиагдон.

Большая часть населённых пунктов Алагирского района расположены в бассейне реки Ардон. Эта природная планировочная ось, являющаяся одной из главных планировочных осей в системе расселения Республики, на территории Алагирского района имеет значение системообразующей планировочной оси, увязывающей высокогорье с предгорной территорией.

Второстепенными природными планировочными осями системы расселения Алагирского района стали притоки р. Ардон – в первую очередь, река Цеядон, а также реки Нар, Земегондон, Садон.

Основное расселение (наиболее крупные и многочисленные населённые пункты) сформированы вдоль реки Ардон: В.Зарамаг, Н.Зарамаг, Бурон, Мизур, Н. Унал, Бирагзанг, Алагир, Н. Биранзанг.

Вдоль реки Цеядон расположены населённые пункты: Верхний Цей, Нижний Цей.

Вдоль реки Нар расположены: Сахсат, Елгона, Цемса.

Вдоль Земегондона: – Калак, Згил, Камсхо, Тиб, Даллагнау..

Таким образом, главной природной планировочной осью системы расселения района является река Ардон, вдоль которой проживает более 60% населения района.

Транспортные планировочные оси.

Главными транспортными планировочными осями района являются: автомобильная дорога республиканского значения Р 297 Владикавказ – Алагир - Цхинвал, через Рокский тоннель, Р 298 и региональная дорога Алагир – Дигора, Чикола .

Таким образом, главные транспортные планировочные оси имеют направления:

· Владикавказ – Алагир – Рокский тоннель;

· Алагир – Дигора – Чикола.

Второстепенные транспортные оси района имеют направления:

· Згил – Н.Зарамаг;

· В.Цей – Бурон;

· В.Згид – Нузал;

· В.Фиагдон – Н.Унал;

· Алагир – Кора.

Внутрирайонная планировочная сеть развита достаточно хорошо, однако существует недостаток широтных планировочных связей.

Планировочные узлы.

Главным планировочным узлом района является градостроительная система, образованная населёнными пунктами: г. Алагир, Црау, Бирагзанг, Н. Бирагзанг. Здесь пересекаются главные транспортная и природная планировочная оси, сконцентрировано большая часть населения района.

Второстепенные планировочные узлы –

Н.Унал и система расселения в направлении В. Фиагдон;

Мизур и система расселения в направлении В. Згид;

Бурон и система расселения в направлении Цей;

Н.Зарамаг и система расселения в направлении Хгила и Рокского тоннеля.

Рис. 2.2.

Планировочный каркас Алагирского района.

Проблемы расселения на горных территориях.

Особой для Алагирского района является проблема развития горных территорий, где среда обитания: высота, рельеф и климат - создает особые условия, влияющие на повседневную человеческую деятельность (по материалам Стратегии социально-экономического развития РСО-Алания).

Такие территории занимают более половины от общей площади района (порядка 90% площади). Горные территории отличает высокая расчлененность рельефа и ландшафтно-климатическое разнообразие, а также им присущи иные, чем в равнинной местности особенности ведения хозяйства и расселения.

Особенностью горных территорий Республики является то, что сельские поселения горной зоны не выделены в специальную зону, а входят составной частью в муниципальные образования первого ранга - муниципальные районы (Алагирский, Ирафский и Пригородный).

Численность населения горной зоны Республики незначительна, всего 10,7 тыс. человек (на 11.2006 г.) или менее 1,5% общего числа жителей Республики. В горной зоне Алагирского района проживает 6,5 тыс. человек, что составляет 60% жителей горной зоны всей Республики и 17% всего населения Алагирского района. Таким образом, проблема расселения на горных территориях наиболее актуальны для Алагирского района в сравнении с другими районными муниципальными образованиями Республики.

Плотность населения в горах 2,3 чел. на кв. км. Проживает население в 45 сельских населённых пунктах. В 19-ти населённых пунктах горной части Алагирского района не числится население.

Проблема «горных территорий» рассматривается в Схеме территориального планирования Республики Северная Осетия-Алания.

Понятию «горная территория» не придан административно-территориальный статус. На федеральном уровне также не существует законодательного оформления понятий, определяющих особый статус «горной территории».

Между тем потребность в разработке специальной социально-экономической политики развития горных территорий реально существует. Таким территориям присущи типичные социальные, экономические и экологические проблемы.

Среди социально-экономических проблем можно назвать: проблемы депопуляции или оттока жителей гор в города и равнинные районы; слабое развитие производственной и социальной инфраструктуры; высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи и женщин.

Смертность населения на горных территориях в несколько раз превышает рождаемость. Половозрастная структура сильно нарушена. В отличие от плоскостной части, где преобладают женщины, в ряде горных поселений больше мужчин (57% от общего числа жителей). Доля лиц пенсионного возраста колеблется в пределах 35-57%.

Горные территории, как правило, отличаются депрессивным характером развития. И важнейшая проблема – чрезвычайно высокий уровень безработицы. Особенно тяжелое положение сложилось в бывших рабочих поселках Алагирского района. Так, в пос. Бурон доля безработных составляет 53% от всего трудоспособного населения, в пос. Мизур – 70% и т.д. В связи с предполагаемым сокращение деятельности Садонского рудоуправления ОАО «Электроцинк» и банкротством Садонского СЦК, возможен дальнейший рост числа безработных в пос. Садон, Мизур и др.

Социальная инфраструктура горных территорий минимальна. В горной зоне функционируют 1 больница, 1 поликлиника и 3 фельдшерско-акушерских пункта. Две трети школ являются малокомплектными, большинство из них требует капитального ремонта.

Большинство культурно-досуговых учреждений в горах также находится в неудовлетворительном состоянии. Почти для всех культурно-досуговых учреждений горной зоны характерно несоответствие их мощности социальным нормативам, большинство из них нуждаются в капитальном ремонте. Часть зданий библиотек находится в аварийном состоянии, либо требуют капитального ремонта, пополнения фондов литературой и т.д.

В критическом состоянии торговля: магазины расположены в неприспособленных помещениях, отсутствует торговое оборудование, холодильные установки, ассортимент товаров крайне ограничен.

В горах практически отсутствует система бытового обслуживания населения, что является доминирующим фактором резкого снижения качества жизни горцев. Вдобавок наблюдаются существенные перебои с обеспеченностью электроэнергией, особенно в зимний период, и поставками газа и других видов топлива.

Наблюдаются проблемы с транспортным сообщением – из-за подверженности автомобильных дорог воздействию чрезвычайных ситуаций природного характера (лавины, сели, осыпи, обвалы, оползни).

Промышленный комплекс горной зоны представляет из себя несколько локальных производственных объектов электроэнергетической и горнодобывающей отраслей.

Функционируют Гизельдонская ГЭС, а также ряд малых электростанций. В верховьях р. Ардон строится каскад Зарамагских ГЭС. В Алагирском ущелье функционируют Садонское рудоуправление ОАО «Электроцинк» с Мизурской обогатительной фабрикой, «Шахтосервис», «Гидроспецстрой», Садонский СЦК (все пос. Мизур), Бетонный завод, дробилка (пос. Бурон.

Негативной особенностью функционирования этих предприятий является то, что большинство из перечисленных выше предприятий платит налоги по месту пребывания головной организации, практически не перечисляя налогов в местные бюджеты горных поселений.

Точками роста, как правило, в таких неблагоприятных природно-климатических и экономико-географических условиях могло бы стать малое предпринимательство в форме либо народных промыслов, либо личное подсобное хозяйство или фермерство.

Однако на настоящий момент малое предпринимательство находится в зачаточном состоянии. Народные промыслы практически неразвиты. Отсутствуют предприятия пищевой промышленности. Поэтому, например, хлеб в пос. Мизур завозят из Алагира, Дигоры, Ардона.

По сведениям, представленным администрацией Алагирского района, в горных поселениях много неиспользуемых зданий.

Табл. 2.2.

Перечень зданий в населённых пунктах горной зоны Алагирского района,

неиспользуемых в настоящее время.

Местонахождение

Наименование помещения

Площадь

Мизурское поселение:

здание бывших детских яслей в п. Мизур

здание гостиницы в п. Мизур; - муз. школа

магазин «Юбилейный» в п. Мизур

940 м2

здание школы в п. Нузал

1156 м2

здание клуба в п. Нузал

540 м2

здание пекарни в п. Нузал

900 м2

здание интерната в п. Нузал (полуразрушено)

2400 м2

здание ресторана «Горняк» в п. Мизур.

Згидское поселение

В. Згидская больница

здание магазина № 13

п. Галон

здание столовой

здание школы 2-х этажной

п. Садон

здание детского сада

здание клуба

здание бывшего общежития строителей Зарамагских ГЭС

Холстинское поселение

здание столовой

здание магазина

Между тем условия для развития сельского хозяйства есть. Здесь имеются большие возможности для повышения эффективности развития лугопастбищного хозяйства, кормопроизводства, овощеводства, картофелеводства, садоводства и животноводства. Однако резервы горного сельского хозяйства используются недостаточно полно. Земли используются неэффективно. Труднодоступные высокогорные пастбища не полностью используются для выпаса овец, а более удобные участки низко- и среднегорья, превращённые в пастбища, страдают от перевыпаса, что ведет к сильным эрозионным процессам. Интенсивное хозяйственное использование отдельных участков пастбищ и уничтожение леса на горных склонах нарушает водный режим почв и грунтов, что приводит к оползням больших массивов горных склонов. Оползневые процессы помимо того, что выводят большие площади пастбищ из сельскохозяйственного использования, разрушают дороги, мосты, хозяйственные постройки и тем самым наносят большой ущерб народному хозяйству.

В сельском хозяйстве некоторое развитие получило фермерское (крестьянское) хозяйство. Животноводство и растениеводство сосредоточено, в основном, в личных подсобных хозяйствах. Для крупных коллективных предприятий нет условий развития. В животноводстве наблюдается жесткая зависимость от наличия кормовой базы, при этом ухудшение природно-климатических условий часто ведет к резкому сокращению поголовья скота и падению его качества.

В условиях общего ухудшения финансирования дорожного строительства в стране и в республике это особенно неблагоприятно сказывается на таких периферийных территориях как горные.

Автодороги не соответствуют нормативным требованиям. Из всех горных дорог в сравнительно хорошем состоянии поддерживается Транскавказская автомагистраль и дорога в Куртатинском ущелье до п. Верхний Фиагдон. У местных органов власти специальной автодорожной техники нет.

Неустойчиво работает телефонная связь и радио. Населению доступны только два канала телевидения (Первый, ОРТ). Местный канал недоступен.

Кроме социально-экономических проблем горные территории имеют ряд значимых экологических проблем. Среди них: снижение продуктивности почв и их эрозия, дегрессия горных пастбищ, ухудшение качества сенокосов, сокращение площади горных лесов и обеднение их видового состава; деформированная структура особо охраняемых природных территорий, чрезмерные рекреационные нагрузки в уникальных по живописности местах и т.д. В горных поселениях практически повсеместно отсутствуют очистные сооружения и места сбора твердых бытовых отходов.

Горные территории характеризуются крайней неустойчивостью природных процессов. Опасные природные процессы также являются мощным фактором дестабилизации экологической устойчивости. Наметившаяся тенденция к активизации оползней, обвалов, селей и лавин стала угрозой не только для экономики, но и жизни человека. Особо потенциально опасным для плотины строящейся Зарамагской ГЭС являются Большой и Малый Даллагкаусские оползни.

Особого внимания требует тот факт, что экологически опасные объекты локализованы в рекреационно-привлекательных и освоенных районах, и это, без принятия решительных мер, снижает рекреационный статус района.

В последние годы Правительством Республики принимались меры по вопросам рационального использования горной территории республики, был принят ряд постановлений, разработана и осуществлена республиканская программа «Горы Осетии».

Характеристика градостроительной системы Алагирского района.

На основе проведённого анализа существующей системы расселения района можно определить положительные и отрицательные её качества, которые могут повлиять на дальнейшее развитие территории.

К положительным свойствам системы можно отнести:

· благоприятные природно-климатические условия;

· высокий природно-ресурсный потенциал территории;

· компактность территории (площадь 2 014 км2 , протяжённость в меридиональном направлении до 70 км, в широтном – до 40 км.);

· небольшое количество муниципальных образований и населённых пунктов (22 сельских поселения и 79 населённых пунктов);

· размещение всех заселённых территорий в зоне 40-минутной доступности до центра муниципального района – г. Алагир;

· расположение всей территории района в зоне 1,5-часовой транспортной доступности до столицы Республики – города Владикавказ;

· относительно высокая плотность населения (19,2 чел./км2 );

· высокая плотность сети населённых пунктов (9,3 поселения на 1000 км2 ) и небольшие расстояния между ними;

· компактная структура населённых пунктов;

· близкое расположение населённых пунктов, позволяющее размещать инфраструктурные объекты, обслуживающие всю систему, сформированную из нескольких населённых пунктов;

· высокая густота автодорожной сети и большой процент автодорог с твёрдым покрытием;

· относительно хорошая обеспеченность территории инженерной инфраструктурой.

К недостаткам градостроительной системы района относятся:

· приграничное положение района;

· неравномерность системы расселения – в среднем относительно высокие показатели плотности (населения, автодорог, сети населённых пунктов) значительно отличаются в горной и равнинной частях района;

· недостаточное количество внешних связей территории, особенно в южной части района – с горными районами;

· отсутствие городских поселений на территории района, за исключением райцентра;

· расположение части района в горной местности с труднодоступными территориями;

· наличие нежилых и «вымирающих» населённых пунктов, не обеспеченных социальным обслуживанием, инженерной инфраструктурой;

· большой процент территории района, подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.

Межселенное культурно-бытовое обслуживание.

Система межселенного культурно-бытового обслуживания имеет большое значение для полноценного удовлетворения нужд населения в получении услуг различного уровня, формировании качественной среды поселений.

Под влиянием проводимой в течение долгого времени социально-экономической политики и территориального планирования в районе сформировалась в основных чертах система ступенчатого межселенного культурно-бытового обслуживания. Основой системы межселенного культурно-бытового обслуживания являются сложившиеся взаимосвязи опорных центров обслуживания населения и периферийных населённых пунктов. При формировании такой системы обслуживания основой становится периодичность посещения учреждений обслуживания жителями отдельных населённых пунктов.

Всего на территории выделяются две ступени обслуживания:

Первая ступень (поселенческий, или низовой уровень) состоит из культурно-бытовых учреждений и предприятий повседневного пользования, посещаемых населением не реже одного раза в неделю или тех, которые должны быть расположены в непосредственной близости к местам проживания и работы населения. Такими предприятиями являются объекты торговли, общественного питания, школы, детские сады, аптеки, учреждения здравоохранения амбулаторного типа (амбулатории, ФАПы).

Вторая ступень обслуживания населения (районный уровень) включает в себя учреждения периодического пользования, посещаемые населением не реже одного раза в месяц, или создание которых эффективно при наличии большой численности обслуживаемого населения. Такими учреждениями являются учреждения здравоохранения стационарного типа, а также поликлиники, учреждения среднего специального образования, дома культуры, физкультурно-спортивные комплексы.

Центры первой ступени обслуживания населения расположены, как правило, в центрах сельских поселений. Определяющим фактором для отнесения населенного пункта к центру первой ступени является наличие в нём общеобразовательной школы и амбулатории (ФАПа), как основных объектов социокультурного обслуживания на селе. Ввиду того, что прочие объекты первичной ступени обслуживания (такие, как объекты торговли, общественного питания, аптеки) строятся и содержатся за счёт частных инвестиций, для целей данной работы не имеет значение описание и регулирование их строительства и параметры развития сети таких учреждений.

Центр второй ступени обслуживания совпадает с центром муниципального района, т.е. центром второй ступени обслуживания является город Алагир.

Функциональное зонирование.

Функциональное зонирование, выполненное в проекте Схемы территориального планирования, отображает современное использование территории района (представлено на чертеже «Современное использование»).

Существующие функциональные зоны выделены на основе анализа современного использования территории, характера природопользования. Зоны приоритетного функционального использования выделены с учётом следующих факторов:

· фактического использования земли;

· положения элементов территории в общей пространственной системе района;

· градостроительной ценности территорий;

· ограничений использования, определяемых различными природными и техногенными факторами (ООПТ, объекты культурного наследия, неблагоприятные природные условия, экологические факторы).

Границы функциональных зон устанавливаются на основе выявленных в процессе анализа территории участков, однородных по природным признакам и характеру хозяйственного использования.

На территории района выделено три основных группы функциональных зон:

· зоны интенсивного градостроительного освоения;

· зоны сельскохозяйственного использования территории;

· зоны ограниченного хозяйственного использования.

Первая группа функциональных зон выделена на территориях, где происходит развитие населённых пунктов и производств. В первой группе (интенсивного градостроительного освоения) выделяются следующие зоны:

· городских населённых пунктов;

· сельских населённых пунктов;

· добычи полезных ископаемых;

· размещения объектов транспортной инфраструктуры;

· размещения объектов инженерной инфраструктуры.

Зоны первой группы распределены неравномерно по территории района – большая часть территорий, отнесённых к этой группе, расположена в равнинной части района.

Зоны сельскохозяйственного назначения выделены на основе данных предоставленной картографической подосновы, сведений земельного кадастра, данных о недропользовании, сведениях о расположении элементов транспортной и инженерной инфраструктуры.

Во второй группе (сельскохозяйственного использования) выделяются зоны, характеризующие специализацию сельского хозяйства, что влияет на характер землепользования:

· сельскохозяйственного земледелия;

· высокогорных пастбищ.

Зоны второй группы распространены на всей территории, однако если на равнине преобладают зоны сельскохозяйственного земледелия, то в горной части района – зоны высокогорных пастбищ.

Зоны сельскохозяйственного назначения выделены на основе данных предоставленной картографической подосновы и сведений земельного кадастра.

Значительное место в зонировании территорий принадлежит третьей группе (ограниченного хозяйственного использования). Эта группа включает территории, для которых в настоящее время установлен режим, не допускающий развития и размещения в ней промышленных или сельскохозяйственных производств, других видов эксплуатации природных ресурсов, способных нанести значительный вред естественному или культурному ландшафту.

В составе группы выделены следующие зоны:

· особо охраняемых природных территорий;

· рекреационных зоны;

· лесов;

· водных объектов с водоохранными зонами;

· неиспользуемых природных территорий.

Третья группа зон занимает более 60% площади территории района. Отличительной особенностью района является наличие значительных площадей неиспользуемых природных территорий – трудноступных горных территорий, скалистых и т.д.

Зоны особо охраняемых природных территорий включают:

· Северо-Осетинский государственный природный заповедник;

· Буферные зоны заповедника;

· Федеральный заказник «Цейский»;

· Республиканские заказники;

· Памятники природы;

· Широколиственные и хвойные леса (в том числе, пойменные леса);

· Охранные зоны водозаборов подземных вод;

· Охранные зоны месторождений пресных подземных вод, термальных и минеральных вод;

· Реки с водоохранными зонами;

· Лесополосы почво-полезащитные;

· Защитные лесополосы вдоль железных и автомобильных дорог;

· Защитные лесопосадки в водоохранной зоне рек и проток.

Табл.2.3.

Характеристика функциональных зон на территории Алагирского района

Республики Северная Осетия - Алания.

Функциональные зоны

Приоритетные направления развития

Режимы использования территорий

Зоны интенсивного градостроительного освоения

Городских населённых пунктов

· Размещение жилой, общественно-деловой застройки, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, производственных и коммунальных объектов, объектов сельскохозяйственного назначения, территорий рекреационного назначения, объектов специального назначения и особо охраняемых территорий.

· Развитие населённых пунктов должно происходить в пределах их черты. Изменение черты населённых пунктов с целью включения дополнительных территорий для развития должно осуществляться при подготовке генерального плана поселения;

· Размещение объектов различного назначения должно выполняться в соответствие с действующей градостроительной документацией – генерального плана поселения и правил землепользования и застройки.

Сельских населённых пунктов

Добычи полезных ископаемых

· Организация добычи полезных ископаемых, размещение предприятий, разведка запасов и установление границ месторождений.

· Размещение объектов с учётом ограничений, действующих в зонах распространения полезных ископаемых.

Зоны размещения элементов транспортной инфраструктуры

· Размещение всех видов элементов транспортной инфраструктуры – автотранспортных коммуникаций, трубопроводного транспорта.

· Запрещение строительства любых объектов, не связанных с обслуживанием элементов транспортной инфраструктуры.

Зоны размещения элементов инженерной инфраструктуры

· Размещение всех видов элементов инженерной инфраструктуры – точечных, линейных и площадных.

· Запрещение строительства любых объектов, не связанных с обслуживанием элементов инженерной инфраструктуры.

Зоны сельскохозяйственного использования территории

Зоны сельскохозяйственного земледелия

· Проведение научных исследований и мероприятий, направленных на повышение плодородия почв;

· Организация размещения сельскохозяйственных угодий на основании районирования, определяющего оптимальное сочетание выращиваемых культур;

· Внедрение инновационных технологий для повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель.

· Запрещение всех видов хозяйственной и градостроительной деятельности, не соответствующих целевому назначению зоны и способных ухудшить качественное состояние сельхозземель;

· Снижение интенсивности использования сельскохозяйственных земель в случае превышения допустимой нагрузки и истощения;

· Изъятие земель сельскохозяйственного назначения под иные нужды должно производиться в исключительных случаях при условии наличия обосновывающей документации.

Зоны высокогорных пастбищ

· Проведение мероприятий, направленных на регулирование нагрузки на пастбища;

· Создание систем мониторинга инженерной защиты высокогорных пастбищ от воздействия опасных природных явлений.

Зоны ограниченного хозяйственного использования и охраняемых природных территорий

Особо охраняемые природные территории

· Проведение природоохранных мероприятий, мониторинг, уход – в соответствии с режимами, определёнными в документах, устанавливающих правовой статус ООПТ.

· В соответствие с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Рекреационные зоны

· Развитие рекреационной деятельности, размещение объектов рекреационной сферы с учётом сохранения природной среды, экологической обстановки. Установление предела антропогенной нагрузки.

· Ограничение деятельности, влияющей на снижение рекреационного потенциала и привлекательности территорий.

· Размещение объектов должно выполняться на основании документов территориального планирования.

Леса

· Охрана и восстановление лесов;

· Организация лесоустройства с определением функционального зонирования;

· Использование в рекреационных целях при условии соблюдения режима охраны.

· В соответствие с Лесным Кодексом Российской Федерации

Водные объекты

· Охрана водоёмов, подготовка проектов водоохранных зон прибрежных защитных полос;

· Использование в рекреационных целях при условии соблюдения режима охраны.

· В соответствие с Водным Кодексом Российской Федерации

Зоны с особыми условиями использования территорий.

Помимо вышеназванных групп функциональных зон, выделяется группа, обуславливающая особые условия использования территорий. Это - различные зоны планировочных ограничений.

Зоны планировочных ограничений определяют режимы хозяйственной деятельности во всех типах функциональных зон, в соответствии с правовыми документами.

Эти зоны выделяются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также республиканских правоустанавливающих документов, документов местного значения.

Зоны ограничений представлены на чертежах: «Границы территорий объектов культурного наследия. М 1:50 000», «Границы зон с особыми условиями использования территорий. М 1:50 000» утверждаемой части проекта схемы, а также на чертеже «Ограничения использования территории. М 1:50 000.» из материалов по обоснованию.

В соответствии со статьёй 1 Градостроительного кодекса РФ зонами с особыми условиями использования территорий называются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

На территории Алагирского района находятся следующие зоны с особыми условиями использования территорий:

1. санитарно-защитные зоны;

2. санитарные разрывы от линейных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры;

3. зоны особо охраняемых природных территорий;

4. зоны охраны объектов культурного наследия;

5. водоохранные зоны;

6. зоны охраны источников питьевого водоснабжения;

7. зоны ограничений градостроительной деятельности по условиям добычи полезных ископаемых;

8. зоны, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

9. зоны охраны государственной границы и зоны ограничений хозяйственной деятельности по условиям охраны государственной границы.

Санитарно-защитные зоны выделены на основе СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для объектов производственного и коммунального назначения.

Санитарные разрывы от магистральных инженерных и транспортных линейных объектов выделены по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 по нескольким категориям – разрыв до жилья, разрыв до объектов водоснабжения, разрыв до населённых пунктов. В зависимости от назначения объекта и его мощности в проекте отображены максимальные из упомянутых разрывов (до 300м.). Предполагается, что при осуществлении деятельности по строительству, будет осуществляться дальнейшая оценка конкретной площадки, намечаемой для строительства, с точки зрения нахождения её в пределах разрыва для данного объекта.

Зоны охраны объектов культурного наследия не показаны ввиду отсутствия разработанных и утверждённых проектов таких зон. Более подробно количество, характер и состояние использования объектов культурного наследия освещены в Приложении 1 «Перечень объектов культурного наследия».

Водоохранные зоны – отображены в соответствии с положениями Водного кодекса РФ (от 03.03.06г. №74-ФЗ). Границы прибрежных защитных полос не отображаются, т.к. отсутствует документация об их установлении.

В пределах водоохранных зон запрещается использование сточных вод для удобрения почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений, движение и стоянка транспортных средств в необорудованных местах.

Допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Зоны охраны источников питьевого водоснабжения. В районе в основном установлены зоны первого пояса водоохраны, но они не обустроены.

Зоны особо охраняемых природных территорий. На территории района федеральные особо охраняемые природные территории представлены Северо-Осетинским государственным природным заповедником, федеральным комплексным ландшафтным заказником «Цейский», лечебно-оздоровительными местностями и курортами, а региональные - охотничьими заказниками, памятниками природы. Перечень памятников природы на территории Алагирского района приведён в Приложении 2 «Перечень памятников природы».

Зоны ограничений градостроительной деятельности по условиям добычи полезных ископаемых выделены на месте залегания полезных ископаемых на территории района. В пределах района находятся месторождения питьевых вод и строительных материалов. В соответствии с законом РФ «О недрах» (от 21.02.1992г. №2395-1, ст.25) «…застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки».

Зоны, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера показаны на чертеже утверждаемой части проекта «Границы территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Текстовое описание приводится в томе «Перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» материалов по обоснованию.

Земельный баланс.

Площадь района составляет 2014 км2 , что составляет 25% от площади территории всей Республики.

Земли на территории района представлены следующими категориями: земли сельскохозяйственного назначения, земли населённых пунктов, земли промышленности, транспорта и иного специального назначения, земли лесного фонда, особо охраняемые природные территории и земли запаса.

Табл. 2.4.

Распределение земельного фонда Алагирского района в 2007 году.

Наименование категории земель

Площадь, га

Общая площадь земель

201349

Земли сельскохозяйственного назначения

37859

Земли населенных пунктов

3218

Земли промышленности, транспорта и иного назначения

753

Земли особо охраняемых территорий и объектов

29919

Земли лесного фонда

41895

Земли запаса

87705

Рис. 2.3.

Распределение земельного фонда Алагирского района по категориям

по состоянию на 01.01.2007 г.

Распределение земель по категориям показывает, что большая часть территории района занята землями запаса, на долю которых приходится 43,6%, землями лесного фонда – 20,8%, землями сельскохозяйственного назначения – 18,8%, землями особо охраняемых природных территорий – 14,9%. Земли населенных пунктов занимают 1,7%, земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения – 0,37% земельного фонда района. Земли водного фонда на территории района отсутствуют.

Земли сельскохозяйственного назначения.

Земли сельскохозяйственного назначения - это земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Земли данной категории располагаются за чертой населённых пунктов и выступают как основное средство производства продуктов питания, кормов для скота, сырья, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв.

Площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 37,9 тыс. га (18,8% от площади района и 10,6% от общей площади земель данной категории).

Земли сельскохозяйственного назначения предоставлены различным сельскохозяйственным предприятиям и организациям (товариществам и обществам, кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, научно-исследовательским учреждениям, крестьянским хозяйствам). Часть земель данной категории предоставлена гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота.

Земли лесного фонда.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации к данной категории относят лесные и нелесные земли. Лесные земли представлены участками, покрытыми лесной растительностью, и участками, не покрытыми лесной растительностью, но предназначенными для ее восстановления (вырубки, гари, участки, занятые питомниками и т.п.). К нелесным отнесены земли, предназначенные для обслуживания лесного хозяйства (просеки, дороги и др.).

В Алагирском районе к данной категории отнесено 41,9 тыс. га, что составляет 20,8% территории района и 24,6% площади данной категории земель по республике.

Земли населенных пунктов.

В соответствии с действующим законодательством землями населённых пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.

Черта населённых пунктов по республике установлена не повсеместно, поэтому учет земель данной категории осуществляется в основном по фактической застройке, включая примыкающие к домам приусадебные участки.

Площадь земель, отнесенных к данной категории по Алагирскому району, составила 3,2 тыс. га или 1,6% земельного фонда района и 5,4% от площади данной категории по Республике Северная Осетия - Алания.

В состав земель, относимых к категории земель населённых пунктов, входят как сельскохозяйственные, так и не сельскохозяйственные угодья.

В Алагирском районе присутствуют как земли сельских населённых пунктов, к которым отнесены территории хуторов, сёл, аулов, посёлков, так и городских – города Алагир.

Земли запаса.

В соответствии с принятым Земельным кодексом Российской Федерации к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам. Таким образом, земли запаса – это неиспользуемые земли.

Значительный процент площади территории Алагирского района занимают земли запаса. В районе к данной категории отнесено 87,7 тыс. га, что составляет 43,56% территории района и 61,6% площади данной категории земель по Республике.

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и иного специального назначения.

В данную категорию включены земли, предоставленные в установленном порядке предприятиям, учреждениям, организациям для осуществления возложенных на них специальных задач. Земли, подлежащие отнесению к данной категории, расположены за чертой поселений.

В Алагирском районе к данной категории отнесено 0,75 тыс. га, что составляет 0,4% территории района и 1,3% площади данной категории земель по республике.

Земли особо охраняемых территорий.

В соответствии с действующим законодательством, к особо охраняемых территориям относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного пользования и оборота. Для этих земель установлен режим особой охраны.

В Республике в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов включены земельные участки: Северо – Осетинский государственный природный заповедник и Федеральный заказник «Цейский».

Площадь земель особо охраняемых природных территорий и объектов составляет 29,9 тыс. га. Особо охраняемые природные территории Алагирского района – объекты общенационального достояния, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.


3. Демография и трудовые ресурсы.

Население - один из первостепенных, главных элементов формирования градостроительной системы любого уровня. Наряду с природной, экономической и экологической составляющими она выступает важнейшей в сбалансированном развитии Алагирского района. Возрастной, половой и национальный составы населения во многом определяют перспективы и проблемы рынка труда, а значит, и трудовой потенциал той или иной территории.

По данным на 1 января 2008 года численность населения Алагирского района составила 34 971[1] . человек. Занимая 25% территории Республики Северная Осетия-Алания, район концентрирует около 5% её населения.

На территории района расположено одно городское (Алагирское) и 20 сельских поселений. В городской местности проживает 56% населения района (19,6 тыс. чел), а в сельской соответственно 44% (15,3 тыс. чел).

3.1. Динамика численности населения.

За последние годы динамика численности населения Алагирского района претерпела гораздо большие негативные изменения, чем это характерно для Республики Северная Осетия-Алания в целом. Так, если за период с последней переписи населения 2002 года население республики сократилось на 1,1% (7,8 тыс. человек), то в Алагирском районе оно уменьшилось на 9,4% (3,6 тыс. человек).

Обозначенные выше неблагоприятные тенденции динамики численности населения Алагирского района сопровождаются постоянным сокращением числа горожан и ростом сельских жителей (рис.3.1.1.).

Рис. 3.1.1. Динамика численности населения Алагирского района, человек[2]

Так, за период с 2002 по 2007 гг. численность городского населения Алагирского района сократилась на 27% (7,3 тыс. чел.), при этом сельское население выросло на 31,5% (3,6 тыс. чел.). Данные тенденции резкого изменения структуры населения характерные не только для Алагирского района, но и для всей республики в целом. В первую очередь это обусловлено не столько резкими различиями в показателях воспроизводства и миграции городского и сельского населения, сколько с потерей некоторых поселений статуса п.г.т. и преобразованию их в сельские населенные пункты.

Алагирский район, как и большинство муниципальных образований кавказских республик, слабо затронутых индустриализацией, характеризуется слабой урбанизованностью. Доля городского населения составляет всего 56,3% (по республике в среднем – 64,3%). Доля сельского населения за последние годы значительно возросла: с 30,1% в 2002 году до 43,7% к 2007 году (табл. 3.1.1.).

Табл. 3.1.1.

Динамика численности населения Алагирского района

Годы

Численность населения района

в том числе

тыс. чел.

%

Городское население

Сельское население

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

2002

38,6

100,0

26,9

69,7

11,6

30,1

2004

36,6

100,0

25,5

69,7

11,2

30,6

2005

36,0

100,0

20,3

56,4

15,8

43,9

2006

35,3

100,0

19,9

56,4

15,5

43,9

2007

35,0

100,0

19,7

56,3

15,3

43,7

В территориальном разрезе численность населения отдельных муниципальных образований со времен последней переписи незначительно изменилась. Исключения составляют малочисленные Буронское и Нарское сельские поселения потерявшее за это время почти половину своего постоянного населения, а также Згидское и Цейское сельские поселения более двух кратно удвоившее своё население (табл. _).

Табл. 3.1.2.

Динамика численности населения

Алагирского муниципального района в разрезе муниципальных образований, чел.

 

 

 

№ п/п

Муниципальны е образования

Перепись 2002 года

01.01.2008[3]

2008 в % к 2002

1

Алагирское городское поселение

21496

20300

94,4

2

Бирагзангское сельское поселение

1421

1420

99,9

3

Буронское сельское поселение

487

325

66,7

4

Горно-Карцинское сельское поселение

63

80

127,0

5

Дзуарикауское сельское поселение

1567

1782

113,7

6

Зарамагское сельское поселение

94

120

127,7

7

Згидское сельское поселение

204

469

229,9