Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 24

 

Поиск            

 

Указания методические по выполнению контрольных работ. Тематика контрольных работ по дисциплине «Отечественная история»

 

             

Указания методические по выполнению контрольных работ. Тематика контрольных работ по дисциплине «Отечественная история»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

по дисциплине «Отечественная история»

В соответствии в Государственным образовательным стандартом студенты высших учебных заведений Российской Федерации изучают отечественную история. Рабочая программа курса, разработанная на кафедре истории Отечества и культурологии УГАТУ, предполагает выполнение студентами заочной формы обучения контрольной работы по предлагаемой тематике. Зачтенная служит основанием для допуска студента к курсовому экзамену по дисциплине. Качество контрольной работы устанавливается преподавателем на экзамене.

Выбор темы и составление плана

Тематика контрольной работы с указанием первоисточников и литературы приведена в данной работе. После выбора темы намечается план контрольной работы. Наличие плана обеспечивает целенаправленный подбор литературы и во многом облегчает написание текста.

Контрольная работа пишется по следующему плану: введение, основная часть (примерно 3–4 основных вопроса) и заключение. От оригинальности построения, четкости рубрикации, правильной соотнесенности основных вопросов во многом зависит качество будущей работы.

Важно, чтобы каждый пункт плана раскрывал одну из сторон избранной темы, все пункты в совокупности охватывали ее целиком. При этом может быть несколько вариантов построения плана:

1. Хронологический: тема раскрывается в исторической последовательности от этапа к этапу;

2. Описательный: тема расчленяется на составные части, элементы, в целом раскрывающие определенную историческую проблему;

3. Аналитический: тема исследуется в ее причинно-следственных связях, взаимозависимых проблемах.

Очень важно при составлении плана добиться соблюдения единого принципа его деления, следить за тем, чтобы каждый его пункт был соотнесен с главной темой и не содержал ненужного повторения в других частях контрольной работы.

ОБРАЗЕЦ

оформления плана контрольной работы (по теме «Коренной перелом

в годы Великой Отечественной войны»)

Введение

§ 1. Стратегическая обстановка осенью 1942 г.

§ 2. Окружение немецко-фашистских войск под Сталинградом

§ 3. Орловская и Белгородско-Харьковская наступательные операции

§ 4. Форсирование Днепра

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Составление библиографии и изучение литературы

Важнейший этап контрольной работы после определения ее плана – составление библиографии и изучение литературы и источников по выбранной теме. При написании работы целесообразно использовать три группы источников и литературы.

Первую составляют труды выдающихся российских историков: Карамзин Н.М. История государства Российского: В 6 кн. (в 12 тт.). Т 1-2. – М., 1993 и т.д.; Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. 1. История России с древнейших времен. Т. 1-2. – М., 1988 и т.д.; Ключевский В.О. Сочинения: В 9 тт. – Курс русской истории. – Т. 1. Ч. 1. – М., 1987, и т.д.; Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. – М., 1993 и др.

Ко второй группе относятся монографические исследования, сборники, различные справочные издания, словари, энциклопедии, учебники и пособия. В них широко освещается история вопроса, анализируются различные точки зрения на данную проблему, приводится обширный фактический исторический материал и т.д.

Третья группа – статьи, опубликованные в исторических журналах «Отечественная история, «Вопросы истории», «Военно-исторический журнал», «Новая и новейшая история», «Родина» и др., а также публикации в центральных и местных изданиях.

В рекомендациях к каждой теме контрольной работы прилагается список литературы, который является примерным. Студент может расширить его дополнительной литературой.

Основное содержание контрольной работы

Во введении раскрываются актуальность темы и ее практическая значимость, формулируются задачи контрольной работы, дается краткая характеристика используемой литературы.

Основную часть контрольной работы составляют три–четыре вопроса. Раскрывая содержание основной части, студент исследует те или иные исторические события, предметы, факты, приводит собственные рассуждения. Следует добиваться их четкого построения. При доказательстве определенных позиций необходимо выделить тезис (его истинность требуется доказать) и привести необходимые аргументы: цитаты из авторитетных источников, исторический фактор, статистические данные, доказывающие правильность тезиса.

Каждый вопрос должен заканчиваться краткими выводами.

В заключении подводится итог проделанной работы и формулируются собственные выводы автора.

ОБРАЗЕЦ

оформления титульного листа контрольной работы

Уфимский государственный авиационный технический университет

Кафедра истории Отечества и культурологии

Контрольная работа

по отечественной истории

(Тема) ……………………………………………….

……………………………………………………

Студент Ф.И.О. (полностью)

Факультет …………., группа ………

Филиал, представительство ………...

Город, год

Оформление контрольной работы

Контрольная работа выполняется в тетрадях или на листах формата А-4. В тетрадях текст пишется на обеих сторонах листа. Объем контрольной работы в пределах 25 страниц рукописного или машинописного текста.

Контрольная работа начинается с титульного листа, где указываются название учебного заведения, кафедра, преподающая данную дисциплину, тема контрольной работы, факультет, группа, фамилия, имя, отчество автора (полностью), город, представительство или филиал, год написания контрольной работы.

После титульного листа (на стр. 2) следует план с точным названием каждого вопроса. Далее идут (со стр. 3) введение, основная часть с указанием внутри текста названия каждого вопроса, заключение.

Цитаты из документов и литературы делаются в кавычках, в подстрочных примечаниях указывается их источник. Например:

1 Повесть временных лет // Хрестоматия по истории России. Т.1. С древнейших времен до XVII в. М., 1994. С. 11.

2 Новосильцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. 1991. № 2–3. С. 9.

3 Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. М., 2001. С. 21.

В приложении к работе помещается библиография (список литературы). Вся использованная литература перечисляется в алфавитном порядке авторов или по названиям книг, если авторы не указаны.

Последовательность написания библиографического аппарата:

Если источник имеет автора, то пишется фамилия, а затем инициалы. Например: Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М.: Мысль, 1993. – 781 с.

Если авторов два или более, то указываются все фамилии авторов с инициалами в той же последовательности, как и в источнике. Например: Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М, Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002. – 248 с.

Если название источника содержит дополнительные сведения (учебное пособие, сборник трудов, ученые записки, справочные материалы и др.), то после основного названия ставится двоеточие, а затем дополнительные сведения с прописной буквы. Например: Данилов А.А. История России IX–XIX вв.: Справочные материалы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 432 с.

В случае выхода источника под общей редакцией (или под редакцией) после наименования источника ставится одна косая линия, затем с прописной буквы пишется «Под общ. ред.» или «Под ред.», далее указываются инициалы и фамилия редактора в родительном падеже. Например: История Башкортостана (1917–1990-е годы): Учебник / Под общ. ред. Р.З. Янгузина. – Уфа: Изд-во БГУ, 1997. – 276 с.; Великие государственные деятели России: Учебное пособие / Под ред. А.Ф. Киселева. – М.: ВЛАДОС, 1996; Башкортостан: выбор пути / Сост. М.А. Кутлугаллямов. – Уфа: Китап, 1995. – 178 с.

В случае, если ссылка дается на какую-либо статью из книги, то после фамилии с инициалами и названия статьи ставятся две косые линии и даются все библиографические данные источника. Например: Руководители Российской Республики и Советского Союза // Валькова В.Г., Валькова О.А. Правители России. – М.: Рольф, 1999. – С. 247–302.

Библиографическое описание источников, взятых из газет и журналов, таково: дается фамилия и инициалы автора, название статьи, затем две косые линии, название журнала или газеты. Например: Демичев В.И. Россия между прошлым и будущим: от Ельцина к Путину // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 5. – С. 3-27; Попов Г. Июль девяносто шестого // Аргументы и факты. – 1996. – 31 июля.

Место издания приводится в именительном падеже. Принятые сокращения: Москва – М., Санкт-Петербург – СПб., Нижний Новгород – Н. Новгород, Ростов-на-Дону – Ростов н/Д.

Год издания указывается полностью, без буквы «г». Например: М.: Наука, 1985; СПБ.: Лань, 1999; Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Выполненная отсылается или передается в очно-заочное отделение факультета или представительство УГАТУ для рецензирования.

Если работа «зачтена», но рецензент сделал замечания по отдельным вопросам, то студент должен учесть их при подготовке к экзамену.

Если работа «зачтена условно», то студент должен дополнительно изучить указанную рецензентом литературу и представить преподавателю дополнения к контрольной работе перед экзаменом.

Если «не зачтена», студент должен написать новую контрольную работу с учетом замечаний рецензента и, приложив к ней первый вариант с рецензией, выслать или передать ее в учебное подразделение УГАТУ (очно-заочное отделение ФЭМФ, филиал или представительство) для повторной проверки.

По всем вопросам, возникающим в процессе выполнения контрольной работы можно и нужно обращаться к преподавателю в дни установленных учебным подразделением УГАТУ консультаций.

К экзамену студент допускается только с зачтенной (или условно зачтенной) контрольной работой.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Происхождение восточных славян: точки зрения.

2. Происхождение башкирского народа.

3. Природно-климатический, геополитический и религиозный факторы и их влияние на характер исторического развития России.

4. Образование Древнерусского государства.

5. Принятие христианства в Древней Руси и его влияние на историческую судьбу России.

6. Политический строй и управление в Киевской Руси.

7. Международные связи Киевской Руси.

8. Культура Древней Руси (IX–XI вв.).

9. Волжская Булгария: проблемы социально-экономического, политического и культурного развития.

10. Русские земли в период феодальной раздробленности.

11. Монголо-татарское нашествие и его последствия для Руси.

12. Объединение русских земель в единое государство. Причины возвышения Москвы.

13. Исторический портрет Ивана Грозного.

14. Земские соборы в России.

15. Присоединение Башкортостана к Русскому государству. Основание

г. Уфы.

16. «Смутное время» в России (конец XVI – начало XVII вв.).

17. Исторический портрет Петра I.

18. Реформы Петра I: цели, содержание, характер, последствия.

19. Исторический портрет Екатерины II.

20. Крестьянская война 1773–1775 гг. на территории Башкортостана. Салават Юлаев.

21. Исторический портрет Александра I.

22. Конституционные проекты декабристов.

23. Отечественная война 1812 года.

24. Исторический портрет Николая I.

25. Исторический портрет Александра II.

26. Реформы 60–70-х годов XIX века.

27. Исторический портрет С.Ю. Витте.

28. Аграрная реформа П.А. Столыпина.

29. Россия в первой мировой войне.

30. Исторический портрет Александра III.

31. Исторический портрет Николая II.

32. Общественно-политические силы в России во второй половине XIX – начале ХХ вв.

33. Либеральное движение в России в начале ХХ вв.

34. История Государственной думы (1906–1917 гг.).

35. Революция 1905–1907 годов.

36. Исторический портрет В.И. Ленина.

37. Февральская революция 1917 года.

38. Октябрьская революция 1917 года.

39. Всероссийское Учредительное собрание: история созыва, причины и последствия разгона.

40. Гражданская война и интервенция в России (1917–1922 гг.).

41. Образование автономии Башкортостана.

42. Политика «военного коммунизма».

43. Новая экономическая политика: задачи, перспективы, итоги.

44. Образование СССР и национально-государственное строительство в 20-е годы.

45. Форсированное строительство социализма в СССР в 30-е годы и его итоги.

46. Советское общество и культура (20-30-е годы ХХ века).

47. Становление советской политической системы.

48. Советско-финляндская война: причины и последствия.

49. Внешняя политика СССР накануне второй мировой войны.

50. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны.

51. Антигитлеровская коалиция и встречи союзников на высшем уровне: Тегеран, Ялта, Потсдам.

52. Г.К. Жуков – выдающийся полководец Великой Отечественной войны.

53. Башкортостан в годы Великой Отечественной войны.

54. СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.).

55. «Холодная война»: причины, суть, последствия.

56. Рождение и крах «оттепели».

57. Советский Союз в 1965-1984 гг.

58. Перестройка в СССР: от попыток модернизации системы к смене модели общественного развития.

59. Становление новой российской государственности.